Императоры и гладиаторы

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Римская Империя»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Земли народов других ограничены твёрдым пределом, Риму предельная грань та же, что миру дана.

»
— Овидий

Если мы, русскоязычные читатели, из древних культур предпочитаем Элладу или Та-кемет, то жители Европы или Америки больше любят Империум Романум. Потому что римляне были более могущественной и сильной нацией, нежели египтяне или эллины[1], да и большая часть Европы к тому же принадлежала римлянам. Поэтому большая часть фильмов про римлян — военные, ибо римские легионеры были самыми дисциплинированными солдатами мира, да такими и останутся.

Хотя мифология у них тоже была. И писатели, философы, историки, инженеры…

Царство, республика и империя[править]

(link)

История Древнего Рима за 20 минут

Римское царство — самый ранний и практически не встречающийся в вымышленных сеттингах период истории Древнего Рима. Как понятно из названия, это была (выборная) монархия, довольно небольшая по территории — по сути, просто племенной союз латинов и сабинов, таких мелких протогосударств в тогдашней Италии были десятки, если не сотни. Для понимания масштабов: третий царь, Тулл Гостилий, покорил соседний латинский племенной союз с центром в Альбе Лонге, и это стало одной из самых заметных для Рима войн его времени. Альба Лонга находится в 19 (девятнадцати) километрах от Рима. Современные карликовые государства вроде Андорры или Сан-Марино и то больше, чем было Римское царство времен Тулла Гостилия!

В конце концов, римляне установили республику, и о монархии у них осталась очень дурная память — вплоть до того, что императоры на протяжении столетий искренне считали себя республиканскими правителями и стеснялись монархических почестей и титулов, как няши-стесняши (а диктатора и консула Юлия Цезаря закололи именно по причине подозрения в страшном преступлении — попытке реставрации монархии).

При этом на протяжении всего республиканского периода и части имперского в Древнем Риме существовала такая должность, как царь-жрец, или царь священнодействий. Это был специально обученный жрец, выполнявший все ритуальные и церемониальные обязанности царя во время различных религиозных обрядов, но политической власти официально не имевший (несмотря на это, считался вторым человеком в культовой иерархии после верховного понтифика).

Римская республика, она же S.P.Q.R. (Сенат и Народ Рима) — эталонная Республиканская Империя. Это уже популярный и известный в литературе период, потому что если древняя Греция была родиной демократии, то Римская республика — родина правового государства и многих современных юридических механизмов. Управляли республикой Сенат, консулы и магистраты, а на случай чрезвычайного положения, когда вся эта машина оказывалась слишком тормозной, была предусмотрена должность диктатора — временного единоличного правителя.

Ну и наконец, Империя — самый древнеримский из всех Древних Римов. Делилась на два периода: принципат и доминат. Эпоха принципата — это когда Империя продолжала одновременно являться республикой, а титул Императора был просто высшим почётным званием, в который раз за разом возводили себя все главы государства (примерно по тому же принципу, по которому Сталин был генералиссимусом). Собственно республикой считалась Италия, как населённая римскими гражданами, а владения Рима за её пределами населённые преимущественно негражданами назывались Империум. Эпоха домината — уже почти полноценное второе пришествие монархии.

Стереотипы, штампы и факты[править]

  • Легион — самое пафосное название для армии, (потому что) римские легионеры — самые организованные и обученные воины всех времён и народов! Их коронный приём — строиться в коробочки, закрываясь огромными щитами. И (поэтому) они никогда не проигрывают! А вот гладиаторы или ополчение ни одним из этих свойств не обладают.
    • На самом деле изначально легионеры и были ополчением; профессиональной римскую армию сделал только Гай Марий. До него же легионеры сами покупали себе амуницию и оружие.
    • Впрочем, и ополченцы-легионеры раздолбали македонскую фалангу, считавшуюся дотоле непобедимой.
    • Правда, сначала трижды проиграли битву Пирру, воевавшего македонской фалангой при поддержке слонов, но затем у Пирра кончились солдаты, а римляне выставили ещё несколько свежих легионов.
    • А вот cпартанский наёмник Ксантипп на службе у Карфагена неоднократно рвал римские легионы как тузик грелку и ни разу не был побеждён, но затем решил, что египетские Птолемеи платят существенно щедрее, сменил нанимателя и уже в Египте дослужил до старости (по другой версии, утонул по дороге в Египет).
    • В легион можно было вступать с 15 лет, но обычно это было с 17 лет — разумеется, только в обоз. В ранней Республике непосредственно в легионах служили только полноправные граждане, прошедшие имущественный ценз, и только в войне с Ганнибалом в виде исключения стали позволять вступать в строй 20-летним юношам. А легионах с эпохи Мария 17-летнему было делать просто нечего — суточный марш в 20-40 км с выкладкой в 30 кг всё-таки не шутки, какие там 17 лет, не говоря уже про 15? И ещё малоизвестный факт — самые молодые легионеры имели немалый шанс стать жертвой сексуального насилия[2] старших товарищей, и им поэтому до 30 лет запрещалось бриться, носить слишком длинные волосы и украшения и пользоваться благовониями. Во время службы запрещалось пить вино, вплоть до казни. И типичным напитком легионеров являлась поска — вода с добавлением уксуса.
    • Жалование легионера называлась стипендия. А по окончании службы, начиная с Мария, легионеру выдавали… диплом из бронзы с описанием всех заслуг и наград, а также землю и пару рабов для её обработки. Неграждане после службы получали римское гражданство. Изначально земли выдавали в Италии, но затем свободная земля в Италии кончилась (появлялась лишь во время гражданских войн, когда победители раскулачивали побеждённых, забирая их земли, которыми награждали сторонников), и отслуживших ветеранов стали селить за пределами Италии.
  • При императоре Траяне в римской армии появилась верблюжья кавалерия aka дромедарии для боевых действий в сирийских пустынях.
  • Если римляне не служат в армии, то единственное, что они умеют — трахаться с кем попало, жрать экзотические блюда и заправлять всё это огромным количеством оливкового маслица.
    • На самом деле Рим ранней Республики — довольно пуританское общество с суровыми нравами и почти спартанским укладом. А вот при поздней Республике началась уже пьянка и разврат.
  • А всё остальное делают рабы, которые, в отличие от рабов египетских, не чураются устроить бунт.
    • Это правда, но тоже только для позднего Рима. В раннем считалось вполне достойным свободному мужчине обрабатывать землю, а свободной женщине — ткать и прясть. Октавиан Август гордился тем, что его тоги выткали его мать и сестра (хотя в его времена это был уже чистый пиар, большинство римлян за лучшее качество предпочитало покупные тоги домотканым). В раннем Риме рабство было патриархальным, и рабами нередко были почти неотличимые от римлян по расовому типу, языку, религии и культуре латиняне, италики, этруски. Римлянам было не зазорно есть за одним столом или бок о бок работать с такими рабами, в 99 % случаях те становились вольноотпущенниками спустя 10-15 лет, а их дети и потомки клиентами бывшей хозяйской семьи. А вы думаете, откуда плебеи брались? Правда бунтовали плебеи тоже неслабо и таки сумели немало прогнуть патрициев.
    • Ещё в III-м веке до н. э. консервативные сенаторы самолично работали на своей земле, а особо консервативные вроде Марка «Карфаген должен быть разрушен!» Порция Катона Старшего ещё и ели за одним столом со своими рабами.
    • По римскому этикету патриции не должны были ходить в лавки — вместо этого шопились их рабы и слуги.
    • В позднем Риме, кроме рабов, были ещё и батраки, или «колоны» — прототип будущих крепостных крестьян. Это были обнищавшие горожане, уехавшие от бескормицы в сельскую местность работать на латифундиях, или их потомки. Как только в результате массового отъезда колонов, города чуть-чуть разгрузились и там стало нормально жить, латифундисты немедленно закрепостили колонов, чтобы те не захотели поехать назад в города. После распада империи из этого выросло т. н. «первое» крепостное право (не путать с нашим, «вторым»).
    • Также колонами были рабы и вольноотпущенники, которым выделили отдельные участки и дали определенную степень самостоятельности; арендаторы-инквилины; податные крестьяне-адскриптиции и бездна других категорий населения. В поздней Империи, в отличие от ранней Республики, порядка было меньше, а жизнь стала куда как разнообразнее…
  • Самым крупным восстанием рабов было восстание под предводительством гладиатора Спартака.
    • На самом деле были восстания и крупнее, но они происходили в провинциях, а не в самой Италии, поэтому произвели меньшее впечатление.
  • Гладиаторы (равно как и римские цирки, и Колизей) также присутствуют. Обычно гладиаторы-профессионалы — это сильные, накачанные мужики, которые всё время хотят показать, кто тут босс кача…, в смысле, арены отмутузить друг друга. Ну, или набить морду новичкам.
    • Изначально это не рабы. У этрусков был своеобразный обычай жертвоприношения на могиле самых крутых предков — несколько его потомков, отобранных по жребию устраивали бой с оружием между собой до первой смерти и потом его хоронили там же. Многие из первых римлян были этрусками и их потомки долго придерживались этого обычая. Только в поздней Республике многие стали покупать рабов и устраивать уже их бои. Изначально они имели формально поминальное значение и только в III в. до н. э. стали чистым шоу-бизнесом. А ещё, кандидат на выборах мог оплатить гладиаторские игры, помимо раздачи бесплатного хлеба, чтобы привлечь голоса избирателей.
  • Ещё в римском цирке можно было спокойно посмотреть на то, как лев пожирает беззащитного человечка. Как правило, христианина.
    • В цирках проводилось два основных вида боев: звериные травли (венацио) и, собственно, бои гладиаторов. Звериные травли проводились людьми-бестиариями, которые делились на два вида: профессионалы, убивавшие зверей в поединке (эдакая прото-коррида), и преступники, приговоренные к смертной казни через растерзание (damnatio ad bestias). Венацио, случалось, стилизовали под сцены античной мифологии а натюрель: травля Актеона собаками, раздирание Дирки быком и так далее. Теперь по поводу гладиаторов. Гладиаторы дрались, как правило, до первой крови затупленным оружием, исключения бывали, но редко. Кстати, нет никаких адекватных доказательств тому, что в Колизее действительно истязали христиан. Даже у древних церковных историков. Прямым текстом о Колизее как о месте казни высказался Пий V (1566—1572), и то не все были согласны.
    • Какой был самый популярный спорт в Древнем Риме? Бои гладиаторов и показательные казни христиан? Фигушки, больше всего любили гонки на колесницах! Колесничий w: Гай Аппулей Диокл до сих пор остается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории. Он заработал 35 863 120 сестерциев, что примерно эквивалентно пятнадцати миллиардам долларов США по курсу 2010 года.[3][4] Фан-клубы колесничных команд позднее (уже в Византии, где этот вид спорта оставался популярным еще достаточно долго) эволюционировали в полноценные политические партии, при Юстиниане замешанные в крупном бунте, закончившемся кроваво.
  • Если есть император, то тут уж два варианта: либо добрый правитель, либо жестокий тиран, который любит поиздеваться над подданными.
    • Всякие бывали. Например, Тиберий в начале правления был ничего себе так, а потом сильно испортился. И Калигула вначале воспринимался как хороший правитель.
    • А вот Клавдий ухитрился очистить свою репутацию, хотя при нём хватало и политических убийств, и дурацких решений.
      • Ну так его изначально вообще считали едва ли не слабоумным. А оказался едва ли не лучший из откровенно уебанской отстойной династии Юлиев-Клавдиев — неплохой себе бонус к репутации.
  • Музыка Древнего Рима — это, как правило, торжественная оркестровка с акцентом на духовые.
    • Несмотря на то, что римляне нагло своровали множество явлений из эллинской и этрусской культуры, в том числе и музыку, у римлян музыка была довольно самобытной: да, у греков были позаимствованы кифара, лира, лютня-пандура и флейта авлос, но сиринги, роги литуус и корну, труба и различные барабаны были исконно римскими и поэтому придавали римской музыке особый колорит. К тому же римлянин Ктесибий, проживавший в Александрии, изобрел органчик гидравлос, игравший по принципу сжатого воздуха и сообщающихся сосудов. К сожалению, ни одного древнеримского музыкального произведения до наших дней, в отличие от древнегреческих, не дошло. Попытку реконструкции осуществляет итальянский ансамбль Synaulia. Получается не хуже, чем с реконструкцией древнегреческой музыки.
  • Рим — это весь Древний Рим.
    • Ну типа как вся Россия в клюквенных фильмах помещается в центре Москвы.
  • Латынь — это ультрапафосный язык, на первый взгляд кажущийся непроизносимым набор звуков.
    • Очень даже произносимый и более того — потрясающе красивый и благозвучный. Не зря напрямую происходящие из «вульгарной» (народной) латыни романские языки — итальянский, французский, испанский — традиционно считаются одними из самых красивых в мире. А также румынский, далеко не из самых красивых.
    • Стоит отметить, что произношение латинского языка, скажем, в начале нашей эры сильно отличалось от используемого в католических богослужениях, и уж подавно — от используемого для передачи латинских слов и имён в славянских языках. Произношение т. н. классической латыни (I в. до н. э. — II в. н. э.) было реконструировано ещё в начале XX века, подробнее о нём можно узнать, например, из этой серии постов на Пикабу.
    • Йода-грамматика в языке латинском используется, где дополнение между подлежащим и сказуемым стоит.
  • Все римляне носят имена с окончаниями -ус, -ум,-ий, .
    • Латинское окончание именительного падежа мужского рода — «-ос», так что изначально все мужские имена именно им и кончались — Лукиос, Валесиос, Попплиос, Маркос, Иониос. В III—II веках до н. э. произошёл фонетический сдвиг, и они стали звучать как Лукиус, Валериус, Публиус, Маркус, Юниус. А привычные нам Люции, Валерии, Публии, Марки, Юнии — особенности перевода древних имён на славянские языки, при котором окончания в именительном падеже отбрасываются. А вот фамилии были куда разнообразнее (более-менее оригинальное звучание) — Назика, Скипио (гобл. Сципион), Брутус, Асина (Ослица), Кайсар, Пулькхер.
    • В реальности у римлян была вполне рациональная именная система: всего 73 мужских имени (преномен), из которых чаще всего юзали 18. Обычно давали имена только первым четырем сыновьям, остальных звали просто по номерам. Женщины имён не имели вообще, до замужества их звали по имени отца (если дочерей было несколько, чтобы различить, их нумеровали: Старшая, Вторая, Третья, Младшая, причём Младшая — всегда младшая, с рождением очередной предыдущую опять же называли по номеру), после — по имени мужа. После личного имени/номера следовало родовое имя (номен гентиле, на наши деньги фамилия). После нее следовало фамильное прозвище (когномен), а то ведь запутаться можно в Гаях, Тибериях, Марках и Квинтах — старшего сына называли именем отца (в 230 году до н. э. это стало законом), следующих — именами дедов, в отдельных больших родах в ходу бывало всего по два-три имени[5]; крикнешь «Эй, Марк Тиберий!» — и бегут к тебе сразу трое. Если отдельный римлянин чем-то прославился, могли дать официальное прозвище — агномен. Ну а потомки могли его передать дальше, так агномены превращались в когномены — дополнительные фамилии, что очень помогло различать разные ветви одного рода. Ну, например, были просто Корнелии, а были Корнелии Сципионы.
      • Вот некоторые примеры когноменов: Насон (носатый), Капитон (большеголовый), Силентий (Немой), Торкват (ожерельеносец), Пульхер (красавец), Сципион (посох, потому что был поводырём у своего ослепшего отца), Цезарь[6].
      • Приведём пример разбора. Луций Корнелий Сулла Феликс. Луций — преномен, личное имя. Известно, что он был первым сыном, так как его отца также звали Луций, а вот его отец первым сыном не был — деда звали Публий. Корнелий — номен, родовое имя. Корнелии — некогда весьма влиятельная, но на момент событий постепенно приходящая в упадок патрицианская семья в Риме. Сулла — когномен, родовое прозвище. Значение, увы, утрачено. Первым носителем этого когномена был его прадед, Публий Корнелий Сулла, отделившийся от линии Корнелиев Руфинов. Феликс (счастливый) — агномен, личное прозвище. Если бы не тяжёлая судьба семьи бывшего тирана, к которому у половины Рима были личные счёты, его дети вполне могли бы стать известны как Корнелии Феликсы.
      • А с усыновлёнными детьми всё ещё веселее. Усыновлённый принимал родовое имя усыновителя, сохраняя своё прежнее в качестве второго когномена с суффиксом -ан (усыновлённый Цезарем, его внучатый племянник Гай Юлий Цезарь Октавиан Август — изначально Гай Октавий Фурин — происходил из рода Октавиев; Август — агномен).
      • Давать сыновьям, начиная с пятого, вместо имён номера — это традиция времён царей и ранней республики. В дальнейшем, благодаря другой традиции, давать детям имена их дедов-прадедов, начался разброд и шатание. Например, Секст Помпей Магн Пий был вторым сыном Гнея Помпея Магна, и был назван в честь прадеда (первого предка по мужской линии, носившего другое имя), Секста Помпея.
  • О римском жилище: в то время как патриции, сенаторы и императоры жили в виллах, крестьяне жили в глинобитных мазанках, покрытых соломой или черепицей. Горожане проживали в инсулах — пятиэтажных (а порой и выше — в Риме известны и семиэтажные инсулы, правда, верхние этажи уже были деревянные) кирпичных домах. Верхние этажи отдавали беднякам, нижние — среднему классу. На первом этаже, как правило, находилась торговая лавка или таверна, на втором и реже третьем — богатые многокомнатные квартиры, мало отличимые от нижеупомянутых домусов, в которых было нестыдно жить и сенатору. На третьем этаже были одно-двухкомнатные квартирки для чистой публики победнее, а выше, в деревянной надстройке, обитали в крошечных клетушках бедняки. Те, кто побогаче, жили в домусах — особняках с внутренним двориком-перестилем, принадлежащих одной семье. Виллой же называли абсолютно любой загородный дом[7].
    • Солидная часть населения жила в городах, весьма больших по меркам всех последующих эпох, вплоть до недавнего времени. Так, население знаменитых Помпей оценивается в 20 тысяч человек, и это средних размеров город. Большие особняки, похожие на виллы, были только у самых богатых (и немногочисленных) помпеянцев, средний класс жил в небольших, но собственных двух-трех этажных каменных домах, а бедняки ютились в каменных же тесных лачугах.
  • Законы 12 таблиц, и не только — римляне запилили основы современного частного права.
  • Хотя две основные правовые системы называют римской и англо-саксонской, они обе происходят от Рима. Только англо-саксонская произошла от провинциальных римских судов в Англии, которые должны были как-то судить местные племена, а римская-континентальная — от внутригородского кодифицированного права.
  • Римляне ненавидели христиан, преследовали их и всячески гнали, а потом при императоре Константине сделали христианство государственной религией.
    • Популярное заблуждение. На самом деле первое массовое общегосударственное гонение на христиан состоялось только при императоре Деции в 260-х годах, а наиболее жестокое связывают с именем Диоклетиана (рубеж III—IV в). Все предыдущие гонения были акциями местной власти. Весьма показательна книга Лактанция «О смертях преследователей», в которой период от Домициана до Деция назван мирным. Значительная часть «житий святых» римской эпохи с описаниями того, как их мучили и истязали — поздняя выдумка. Наконец, Константин не объявил христианство государственной религией, а только разрешил свободное исповедание его (Миланский эдикт 313 года, Константин вместе с Лицинием). Государственной религией оно стало почти семью десятилетиями позже, при Феодосии, в 380 году.
    • Первое известное гонение на христиан было уже при Нероне в 64 году, о чем свидетельствует Тацит, правда, гонение распространялось только на Рим с округой. Христиан преследовали именно за их веру, потому что главным обвинением в их адрес был отказ воздавать божественные почести императорам, что христиане, разумеется, не могли делать. Впрочем, безотносительно лояльности императорам христианство считалось презренным варварским суеверием (как и иудейство). В конце 112 года легат Кай Плиний Секунд писал, что принуждал обвинённых в христианстве проклясть Христа и принести почести императору и богам, а тех, кто на третий раз отказывался это делать, считал достойными смерти независимо от того, виновны ли они ещё в каких-либо преступлениях, но по мере разбирательства дела пришёл в затруднение и обратился к императору за инструкциями. Траян одобрил его действия. С рубежа I—II вв. христианство стало religio illicita — недозволенной религией. На протяжении полутора веков организованной государством охоты на христиан не было, но ещё Траян рекомендовал казнить тех, кто откроет вероисповедание сам и не отречется. Но Деций был первым, кто преследовал христиан именно за веру и именно по всей Империи от Британии до Месопотамии.
    • Впрочем, гонение на христиан оправдывали нарушением ими законов, причём не только в том, что касалось справления имперского культа. Помимо ортодоксальных церквей с чётко очерченными границами, по всей территории Империи существовали многочисленные гностические секты, и некоторые натурально запрещали служить в армии, отдавать детей в школы, требовали оставлять семьи, уходить из городов — то есть подрывали общественный уклад, а монтанисты и донатисты вообще занимались самым настоящим разбоем, специально «нарываясь» на вожделенное мученичество. При этом различия между разными христианскими группами римская власть не делала, да и простые граждане в основном тоже — достаточно почитать то, что сохранилось от антихристианских работ тех же Порфирия и Цельса, чтобы заметить, что они, например, критиковали одновременно догматы гностических сект и ортодоксальных церквей. Апологеты ортодоксального христианства все как один доказывали, ссылаясь на канонические писания, что им сам Бог велел во всём поддерживать общественный порядок и быть покорными императору, если дело не касается религиозных вопросов (см. например «Апологию» Иустина), но кто их читал?
    • Вплоть до экспоненциального роста численности христиан в середине III в. они считались (и были) мелкой маргинальной сектой, одной из множества. Среднестатистическим римлянам либо было на них наплевать, либо их считали, не особо разбираясь в тонкостях вероучения, мраккультистами, занимающимися черной магией и устраивающими массовые оргии.
    • А в Новом Завете римские должностные лица изображаются чаще всего равнодушными к христианству, но справедливыми. Пилат говорил о Христе, что «не нашёл в Нём никакой вины», правда, уступил требованиям толпы, испугавшись доноса. Коринфский проконсул Галлион, оказавшись в аналогичном положении, когда перед ним стали обвинять Павла, поступил мужественнее — «мне плевать, какие между вами, иудейскими учителями, трения, я не обязан их разбирать. Суд закрыть, толпу разогнать!» Римляне же спасли Павла от иудейского мятежа в Иерусалиме, а сотник Юлий, конвоировавший Павла на суд императора, обращался с ним человеколюбиво. Итак, если принимать свидетельство Евангелий и книги Деяний, в начале бытия христианской религии римляне не были к ней враждебными. Правда, уже в послании апостола Петра появляются строки к обращённым из язычников, что их могут преследовать за исповедание Христа, что они должны принять с радостью — но только бы кто-нибудь из них не был наказан за реальные преступления.
  • В 395 году Римская империя раскололась на Западную и Восточную. В 476 первая пала. Вторая просуществовала еще тысячу лет, превратившись в Византию.
    • Не так. Не надо учить историю по Total War, и по школьным учебникам тоже не стоит. В 395 году были утверждены два центра власти в единой империи. Второй раз, между прочим — впервые это произошло сотней лет ранее при Диоклетиане. В 476 году произошел банальный дворцовый переворот, который отличался только тем, что Одоакр не сделал императором себя, а отослал регалии в Константинополь. Современники никаким «уничтожением Рима» этот эпизод не считали и никакого прямо-таки глобального значения (конец целой эпохи античности!) ему не придавали, хотя и отдавали себе отчет в том, что живут в эпоху упадка и краха. Римский сенат собирался вплоть до седьмого века (что он реально решал в условиях господства завоевателей — другой вопрос). Что до византийцев, то они всю дорогу считали себя тем самым Римом, себя называли ромеями и очень удивились бы, если бы узнали, что их спустя тысячу лет выделят в какую-то отдельную империю. Подумаешь, потеряли часть территорий, дальше что?
  • Римляне говорили на латыни, которая была понятна во всей Империи.
    • Самым распространенным и полноправным вторым государственным языком в Империи был греческий. На Западе он считался «высоким» наречием, которым был обязан владеть каждый образованный человек, и на котором можно было смело выступать в Сенате и отправлять магистратуры безо всяких переводчиков. А на огромных территориях будущей Византии латынью владело от силы 5-10 % населения, а вот греческим — почти все. На греческом написано огромное количество литературы, включая пять канонических романов, при том, что расцвет греческой романной традиции (II—III века) приходится на нарастающий упадок литературы на латыни. Многие интеллектуалы, авторы дошедших до нас грекоязычных произведений, умудрялись не владеть латинским вообще.
  • Рим всегда был столицей Римской империи, потому она пала, когда его взяли варвары.
    • Бо́льшую часть времени — да. Но столицей Западной Империи после разделения властей стал Медиоланум (Милан), а потом Равенна. Разграблений Рима варварами в V в. было аж два: вестготами Алариха в 410 и вандалами Гейзериха в 455, и к ликвидации ЗРИ привели не они.
  • Лучшую посуду из стекла — «александрийское стекло» — в Римской империи производили с использованием песка из Египта.
  • У римлян было много религиозных праздников.
    • Обряды праздника Луперкалии должны были отогнать от стад волков. После жертвоприношения юноши-жрецы бегали по городу, стегая прохожих ремнями из козлиных шкур.
    • Вакханалии — оргиастические и мистические празднества в честь Вакха (Диониса).
    • Сатурналии отмечались в декабре, когда приходили к концу земледельческие работы. Общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали особые льготы: освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги.

Известные личности[править]

Правящая элита[править]

  • Ромул и Рем, основатели Рима. Рим по-латыни будет Roma — в честь Ромула. Согласно римской мифологии, были потомками Энея через Аскания. Асканий основал город Альба-Лонга на территории Лация и стал первым «царем латинов» (скорее, просто вождём союза племен). Матерью близнецов была весталка Рея Сильвия, а отцом — бог Марс. Город братья строили вместе, но Ромул хотел построить его на Палатине (и назвать в свою честь Roma), а Рем — на Авентине и назвать Реморией. Братья повздорили, Ромул убил Рема, основал город, как и хотел, на Палатине, и царствовал в нем около 37 лет, после чего был живым взят на небо и там, в небесах, стал богом Квирином.
    • В Риме, по легенде, первоначально проживали только мужчины, а соседи не желали выдавать дочерей замуж за римских нищебродов. Тогда Ромул пригласил семейства на праздник, и девушек похитили. Племя сабинов выступило на битву и обратило римлян в бегство — но сабинянки так привязались к новым мужьям, что умолили прекратить битву. Так латины и сабины породнились, стали единым народом, а Тит Таций, вождь сабинян — соправителем Ромула.
  • Нума Помпилий, второй царь Рима. Сабин, в отличие от латина Ромула. Почитался как основатель римского благочестия. Культурный герой, учредивший календарь, основавший ремесленные и жреческие коллегии, Был женат на нимфе (речной богине) Эгерии.
    • Согласно Овидию, прославился тем, что изловил богов Пика и Фавна и потребовал от них секрет, как избегать ударов молний. Те позвали самого Юпитера-громовержца, и тот потребовал ради обряда отсечь голову. — «Щас, сходим на огород и срежем луковичную головку» — «Нет, человеческ…» — «… ие волосы!» — «Нет, пожертвуй мне живое!» — «Рыбёшек!» Юпитер благосклонно улыбнулся и решил, что примет всё это как жертву за то, чтобы молнии не били.
  • Тулл Гостилий, третий царь и первый, кто начал территориальную экспансию: покорил город Альба Лонга, откуда происходил род Ромула.
  • Анк Марций, четвёртый царь. Разгромил несколько племен, которые напали на Рим и переселил пленных на холм Авентин. Эти пленники положили начало плебеям.
  • Такрвиний Древний, пятый царь, заложивший Форум, Большой Цирк, а также Великую клоаку для выведения из города нечистот.
  • Сервий Туллий, шестой римский царь. Искусный государь, который провел государственную реформу, утвердившую разделение римской общины на имущественные классы.
  • Тарквиний Гордый, седьмой и последний царь Рима, по национальности этруск. Был изгнан народом в 509 г. до н. э. За жестокость. С тех пор римляне очень не доверяли монархии, и установление ее заново проходило очень крошечными и постепенными шажками. В эпоху принципата император монархом не считался, а империя продолжала одновременно являться республикой! [8]
  • Луций Юний Брут, предок того самого Брута. Прославился тем что изгнал Тарквиния и основал Республику.
  • Марк Фурий Камилл, прозванный вторым (после Ромула) основателем Рима за то, что спас город от захвата галлами.
  • Гней Марций Кориолан. Искусный полководец, но, к сожалению, носитель сословной патрицианской морали. Будучи ярым врагом плебеев, требовал взвинтить для них цены на хлеб во время голода, и опустить только в том случае, если они откажутся от защиты народных трибунов. Был изгнан из Рима, примкнул к его врагам — племенному союзу вольсков — и повел их армию против своей родины. Остановить его смогли только оставшиеся в Риме мать и жена.
  • Гай Канулей, народный трибун. Откатил наиболее радикальные из реформ Сервия Туллия. Разрешил браки патрициев с плебеями и пытался разрешить плебеям становиться консулами. В последнем не преуспел, однако смог создать должность консулярного трибуна — консула во всём, кроме названия — которую могли занимать граждане любого происхождения. Успешность последней реформы привела к тому, что меньше чем через век плебеям снова разрешили становиться консулами.
  • Братья Гракхи, Тиберий и Гай, римские трибуны. Проводили реформы в пользу плебеев и крестьян, добились того, что тысячи бедняков получили земельные наделы, но реформа стоила обоим жизни.
  • Публий Корнелий Сципион Африканский. Одолел Карфаген в конце Второй Пунической. И Порций Катон Старший, идеолог уничтожения Карфагена в ходе Третьей Пунической.
  • Гай Марий. Крутой полководец, консул. Реорганизовал армию, заменив временный призыв на военный период с приобретением оружия на свои деньги на регулярную армию легионеров, получавших снаряжение и жалование от государства.
  • Луций Корнелий Сулла по прозвищу «Счастливый». Последний не пожизненный диктатор Рима, а также обладатель почётного звания Император, которым тогда называли просто крутого полководца. Добровольно отказался от неограниченной власти(!), при этом он открыто заявил, что готов дать отчёт обо всех своих действиях(!!!), после чего появлялся в городе публично без ликторов, как частное лицо.
  • Марк Туллий Цицерон — кодификатор сами знаете какого тропа. Прославился тремя речами против заговора Катилины. О времена, о нравы! Один из лидеров сената и убеждённейший республиканец. После смерти Цезаря бодался с его последователями, отметившись ещё одной легендарной серией речей — филиппиками (отсылка к Демосфену). На этом и дошутился до отсечения головы и посмертного курса иглоукалывания в гениальный язык. Да, кстати, именно Цицерону мы обязаны таким изобретением, как ведение стенографических записей в ходе официальных заседаний!
Гай Юлий Цезарь возводил своё родовое прозвище к мавританскому слову со значением «слон» — якобы один из его предков убил слона. А после победы над галлами стал чеканить денарий с изображением слона
  • Гай Юлий Цезарь, римский консул и полководец. Провел некоторое время в плену у киликийских пиратов, но выкупившись, вернулся и их уничтожил. Завоевал Трансальпинскую[9] Галлию. Победив в гражданской войне войска сената, возглавляемые Помпеем, стал пожизненным диктатором. Отличался умом и харизмой, но был убит в 44 г. до н. э. заговорщиками.[10] Успел переименовать в свою честь месяц июль. Хотел стать богом, но при жизни не успел. А ещё он заставил сенаторов публиковать протоколы заседаний ежедневно на регулярной основе.
  • Гней Помпей, противник Цезаря и в политике, как во внутренней, так и во внешней. Хотя по началу они были соратниками. Завоевал для Рима богатейшие провинции Малой Азии и Сирии, подчинил Иудею. Именно его призвали подавить восстание Спартака. Потерпев поражение от Цезаря в 48 г. до н. э., бежал в Египет, где был предательски убит местными правителями, едва высадившись с корабля. Подоспевшему Цезарю вручили голову Помпея, огорченный Цезарь заплакал.
  • Марк Лициний Красс — член триумвирата вместе с Цезарем и Помпеем. Чуть ли не самый богатый римлянин. Прославился тем, что разгромил Спартака, но триумф за это не получил. В поисках триумфа отправился в Парфию, где вместе со своими легионами и сложил голову, которая стала… реквизитом в театральных постановках при парфянском царском дворе. Парфяне сначала, отрезав, разгромили римскую конницу вместе с сыном Красса, а затем конные лучники несколько часов безнаказанно расстреливали легионы, а когда они начали отступать, добили ударом тяжёлой конницы — катафрактиями. После его смерти Помпей и Цезарь быстро рассорились.
  • Марк Антоний. Соратник Цезаря, политический соперник Октавиана Августа. Крутил роман с Клеопатрой из династии Птолемеев. Известен тем, что в решающем морском сражении хоть флот превосходил флот Октавиана и по размеру, и по числу кораблей — бежал с Клеопатрой. По одной версии это привело к полному разгрому огромного флота, а по другой его флот справился с кораблями Октавиана и без него, но прождав несколько дней Антония и не дождавшись, флот перешёл вместе с легионами на сторону проигравшего битву Октавина. После поражения совершил самоубийство. Эпоха гражданских войн закончилась. А ещё Марк Антоний — отец единственного выжившего ребёнка Клеопатры по имени… Клеопатра (остальные дети погибли при подозрительных обстоятельствах) ставшей женой фараона Нубии — Страны Чёрных Фараонов.
  • Октавиан Август, внучатый племянник Цезаря, де-юре его сын. Первый римский Император и Принцепс. После смерти был объявлен богом. Именно при его правлении родился и провёл детство Иешуа Машиах. Назвал в свою честь месяц август.
    • При нём состоялась битва в Тевтобургском лесу (9 г. н.э), в которой римляне потерпели сокрушительное поражение от германцев, восставших против Империи, и территории за Рейном стали навсегда неподконтрольными Риму. Вождь херусков Арминий, который выступил в поход с римским войском якобы для подавления бунтов, оказался зачинщиком восстания, в Тевтобургском лесу напал на легионы под предводительством Квинтилия Вара и истребил их, а сам Квинтилий Вар покончил с собой, чтобы не попасть в плен. Император был так потрясен, что несколько месяцев не стригся и не брился и время от времени бился головой о притолоку с криком: «Вар, верни мне мои легионы!»
    • Не совсем, уже при следующем императоре (менее чем через 10 лет) Германик провёл достаточно успешную кампанию против германцев сведя на нет успехи Арминия, но император Тиберии решил вернуть легионы либо остерегаясь славы своего приёмного сына, либо считая, что удерживать Германию не целесообразно.
  • Тиберий Юлий Цезарь Август, пасынок предыдущего. Второй официальный император Рима и третий, если считать диктатора Цезаря. Именно при нём прошли взрослые годы Иисуса Христа.
  • Калигула (букв. «солдатский сапожок»), канонический образец психопата на престоле. Объявил себя богом, а коня — сенатором. Объявил войну Нептуну и заставил солдат колоть море мечами. Его имя носит лошак из троицы ослов в книге «Незнайка в Солнечном городе».
  • Клавдий, учёный, игрок в кости и реформатор алфавита. Первый император, получивший власть за деньги, в критический момент подкупив гвардию. Был женат последовательно на двух абсолютно безбашенных дамах, каждая из которых сама по себе легендарна — Мессалине и Агриппине, последняя, предположительно, его на тот свет и отправила.
  • Нерон, оперный певец, актёр и император. Известен тем, что во время пожара в Риме якобы играл на лире и пел песню про Трою. На самом деле по сравнению с психопатами на престоле был относительно не злобный, но правление как-то не слишком заладилось, и получалось «хотел как лучше, а получилось хуже, чем всегда», тем более что он часто забивал на правление ради театра и оперы. Был особенно ненавидим христианами, которых пытался уничтожить всерьёз (пожалуй, единственная правительственная деятельность, в которой он проявил упорство) и именно при Нероне окончили свою жизнь многие апостолы. Пытаясь улучшить условия проживания плебеев, после того самого пожара в Риме велел строить быстрыми темпами римский вариант хрущоб — инсулы, представлявшие собой типовые бараки в пять этажей высотой.
  • Веспасиан. Успешно проводил захватническую политику в Британии, подавил восстание кельтов под предводительством королевы Боудикки, покарал иудеев за восстание против притеснявшего их прокуратора Гессия Флора и покорил много их территорий (а Иерусалим взял его сын и полный тёзка Тит Флавий Веспасиан, которого для отличия зовут просто Тит) Как и Анна Иоанновна, Веспасиан по характеру и быту больше напоминал обычного римского патриция, чем правителя, но политикой занимался даже на смертном одре. Автор фразы «Деньги не пахнут» (это он придумал платные общественные туалеты).
    • Светоний и Тацит припоминают, как иудеи ждали Машиаха, который должен был выйти из Иудеи и покорить весь мир… и говорят, что «обетованным Машиахом» на самом деле оказались Веспасиан и Тит!
  • Нерва. Родился в городе с говорящим названием Нарния, способнейший администратор при нескольких императорах в том числе и Веспасиане. Стал императором в 65 лет после убийства Домициана сына Веспасиана. В ходе правления находился под давлением как и преторианской гвардии так и сенаторов, с одной стороны прочел судебную реформу, по которой сенаторы не могли быть казнены, а с другой — повысил зарплату легионерам. Но однажды преторианцы, недовольные тем что Нерва отказывался обожествить Домициана и наказать убийц, по легенде просто-напросто его избили. После этого он усыновил крутого генерала Траяна, сделав его преемником. Первый из пяти императоров «Золотого века Антонинов», при которых Рим достиг наивысшего своего расцвета.
  • Траян. При его правлении империя достигла своих максимальных границ; в число его почётных титулов входили «Германский», «Дакийский», «Парфянский». Особенно важном стало завоевание Дакии, за которую огрёб 133-дневный триумф и громадную Колонну имени себя (стоит до сих пор, только статую Траяна сменили на апостола Петра). Что любопытно, молдаване и румыны, считающиеся потомками дакийцев, уважают оккупанта Траяна примерно на одном уровне с дакийским царём Децебалом, им разбитым. При нём малоимущие граждане Рима стабильно получали не только хлеб, но и масло и вино. Известен как «лучший из императоров», уважаем даже христианами (!), и существует предание, что папа римский Григорий I Великий (в православии — Двоеслов) вымолил его из ада.
  • Адриан. Ввёл на некоторое время в Риме моду на бороды. Вёл относительно мирную политику. Отдал Ассирию и Месопотамию парфянам, а Армению и вовсе провозгласил независимой (хотя она считалась вассалом Рима). Подружился с греком Антиноем. Согласно мартирологам, явился инициатором казни трёх девочек-христианок по имени Вера, Надежда и Любовь на глазах их матери Софии, после того, как лично попытался склонить их к отправлению языческого культа, видимо, больше важных дел у императора не было. (позже всех четверых причислили к лику святых).
    • По крайней мере одно важное дело у него было - архитектура. Именно при Адриане было построено большинство зданий и сооружений Рима и окрестностей из тех, что сохранились с античной эпохи до сих пор.
  • Марк Аврелий. Император и философ, автор записок под общим условным названием «К самому себе», из которых можно почерпнуть не один десяток мотивирующих цитат. Последний из пяти императоров «Золотого века Антонинов».
  • Коммод, гладиатор и император. Объявил себя Геркулесом. Надо заметить, тоже отличался силой и мощным телосложением. Согласно легенде погиб на арене Колизея, но на деле был задушен перед выходом на арену. Отличался специфическим чувством юмора: дорогим гостям в дорогие кушанья он подмешивал тот самый сладкий хлеб — и это одна из самых безобидных его проделок.
  • Луций Арторий Каст. Командовал конницей в Британии в правление Коммода и его отца — Марка Аврелия. Ныне известен тем, что его пытаются объявить прототипом короля Артура, хотя жил он лет за 400 до артуровской эпохи, был родом из Италии и воевал против кельтов, а не был кельтом.
  • Септимий Севéр, основатель династии Севéров. По его приказу была составлена первая топографическая карта Рима.
  • Элиогабал (Гелиогабал), Не просто объявил себя богом (что часто встречалось среди императоров), но и потребовал себе человеческие гекатомбы — принесение в жертву не просто одного человека, а сразу сотню за раз. Также являлся бисексуальным маньяком и (возможно) трансгендером. Хвастался, что в его теле нет ни одного отверстия, в котором не побывал член. Плюс — очутился на престоле в четырнадцать лет, был уделан в восемнадцать. В общем, интересное было существо. Подробности на Лурке.
  • Луций Домиций Аврелиан. Солдатский император, за свои 5 лет правления успел: успешно повоевать с германскими племенами, вернуть в лоно империи провинции на востоке (Пальмирское царство) и северо-западе (Галльская империя), ввести монотеистический культ Непобедимого Солнца как государственную религию, провел монетную реформу, а в армии при нем начали использоваться катафрактарии и клибанарии — тяжелая, бронированная кавалерия. Носил следующие титулы: «Германский Величайший», «Готский Величайший», «Парфянский Величайший», «Карпийский Величайший», «Дакийский Величайший», «Британский Величайший», «Сарматский Величайший», «Пальмирский Величайший», а также уникальные «Отец Отечества» и «Реставратор империи и Востока». Планировал поход еще и на Сасанидов, но был убит в результате заговора.
  • Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Гонял христиан похлеще Нерона, однако запомнился отнюдь не этим, а как каноничный солдатский император, пришедший ко власти военным путём.
    • А ещё тем, что отрёкся от престола и удалился в своё поместье в Иллирии, став первым известным дауншифтером. На предложение вернуться к власти заметил, между прочим, что если бы видели, какую капусту он вырастил, то не стали бы приставать к нему с дурацкими просьбами.
    • А ещё тем, что именно Диоклетиан смог снова объединить Римскую Империю, которая почти распалась из-за непрерывных переворотов и гражданских войн. Его реформы продержались около ста лет.
  • Константин Великий. Император, отменивший антихристианские законы и уравнявший христианство с другими религиями Империи (за что его считают полноценным крестителем Рима, святым и равноапостольным), хотя на самом деле официальной религией христианство не сделал[11]. А все потому. что мама Елена была христианка. Взял личным гербом «лабарум» — скрещенные буквы «хи» и «ро», первые в греческом слове «Христос». Нет, кресту христиане и раньше поклонялись, но для подданных Константина, исповедовавших в основном язычество, крест был прежде всего орудием позорной казни, так что примета получилась бы фиговатая для претендента на императорский престол перед решающей битвой. Сам, хоть активно участвовал в жизни церкви[12], откладывал крещение до самой смерти.[13]
  • Флавий Клавдий Юлиан — племянник Константина Великого. Умелый полководец, автор стихов и философских трактатов. Был известен тем, что попытался вернуть язычеству статус государственной религии, попутно реформировав и унифицировав его. В трактатах критиковал христианство, утверждал превосходство Рима над Иудеей и античной традиции над библейской, разъяснял свои взгляды и мотивы, излагая учение языческих философов-неоплатоников. Несмотря на предыдущий пункт, покровительствовал евреям, даже пытался отстроить храм в Иерусалиме, но не сложилось из-за того, что, по церковным преданиям, Бог посылал огонь, сжигавший строителей и их инструменты. Скорее всего, реальность прозаичнее — имел место саботаж со стороны христиан, поскольку по традиционным апокалиптическим представлениям восстановление храма в Иерусалиме — признак воцарения антихриста (а еще уже в то время христиане стали заправскими антисемитами). Погиб во время похода на Персию, когда во время нападения на римский арьергард бросился в бой без доспехов. Сторонники называли его Юлиан Философ, противники-христиане — Юлиан Отступник.
    • Согласно легенде, Юлиана убил святой Меркурий (просто тезка языческого бога) по молитве святого Василия Великого. Василий молился об избавлении христиан перед иконой Богородицы и святого Меркурия. Святой Меркурий внезапно исчез с иконы, а потом вернулся с окровавленным копьем, и Василий понял, что Юлиан убит. Существует версия, что в такой форме церковь сохранила память о некоем христианском фанатике, убившем в пылу битвы ненавистного императора-язычника, возможно, по наущению того самого Василия Великого. Но, возможно, это всего лишь обросший подробностями слух о духе-губителе, убившем Юлиана — версий его гибели десятки.
    • Юлиан имел прекрасные задатки, в том числе острый ум, полководческий талант и редкое для загнивающей аристократии бескорыстие. Он мог бы стать отличным императором, и кто знает, как бы повернулась история в этом случае. Но он стал императором слишком рано и правил слишком мало, так что остался в памяти потомков как МТА и фанатик. А его сторонники говорили, что не Юлиан был недостоин Рима, а Рим оказался недостойным Юлиана.
    • Феодорит Кирский приписывает Юлиану предсмертную фразу «Ты победил, Галилеянин», толкуя её как богохульство в адрес Иисуса Христа. У других историков этого нет: они утверждают, что император ушёл достойно, подняв свои залитые кровью руки к солнцу, которому поклонялся, и сказав, что предлагает богам этот свой последний дар. Что же до «Галилеянина», то Юлиан называл галилеянами всех христиан, потому что, согласно его точке зрения, они не следовали учению Христа и называться «христианами», следовательно, не имели права. Ну и заодно чтобы подчеркнуть унизительным прозвищем происхождение христиан от галилейской секты.
  • Валент — правитель восточной части Римской Империи, потерпел сокрушительное поражение от готов в битве при Адрианополе, что стало началом конца Римской империи. Исповедовал арианство, закрывал храмы никейцев. По преданию, святой Исаакий предсказал ему победу, если он откроет храмы, и поражение, если он этого не сделает, но император не послушал и пригрозил, что убьёт провидца после возвращения. Но не вернулся — сгорел в сарае, где прятался после поражения.
  • Феодосий Великий — последний император единой Римской Империи. Один из весьма немногих поздних императоров, происходивший из старого римского рода — потомок римских колонистов в Испании и дальний родич Траяна. Считается, что император Валент всячески продвигал его как единственного природного римлянина среди своих высших офицеров. Но в конечном счёте тот его доверия не обманул — разбил готов, убивших самого императора Валента в битве при Адрианополе, утвердил никейскую форму христианства и запретил арианам иметь свои церкви, отменил Олимпийские игры за излишнее применение допинга и как языческий праздник. После него Империя разделилась на Западную и Восточную. Был дважды женат — в первом браке нажил сыновей Гонория и Аркадия, впоследствии императоров. А вот вторым браком в 40 с лишним лет взял в жены 17 летнюю Галлу Флавию — по хроникам редкую красавицу, скорее от красоты страдавшей — например однажды сын Феодосия в отсутствии отца приказал выпороть и выгнать мачеху из дворца. Её дочь от Феодосия — Галла Плацидия унаследовала как красоту матери так и её несчастную судьбу.
  • Флавий Констанций — Magister militum, а затем соправитель Гонория. Первый из двух действительно Императоров Западного Рима. После чудовищного варварского напора, последовавшего за смертью Стилихона, сумел почти полностью восстановить территорию Западной Римской Империи, принудив племена варваров к статусу федерата или просто покорив. К несчастью для Вечного Города, умер вскоре после назначения соправителем.
  • Флавий Юлий Валерий Майориан. Отличился тем, что был одним из двух адекватных императоров Западной Римской империи. В своих законах (новеллах) обязывался наказывать доносчиков, простил налоговые задолженности жителям провинций и запретил жителям Рима растаскивать старые здания. Остановил набеги варваров на Италию, вернул Галлию и Испанию. Собирался отобрать Африку у вандалов, но не сложилось — все корабли были сожжены предателями (по другой информации флот был уничтожен в ходе неожиданного нападения). Был свергнут 2 августа 461 года.
  • Ромул Август — сын царедворца, возведённый на престол в результате дворцового переворота. Понтов ради, к имени пятнадцатилетнего шкета (Август) приставили ещё одно (Ромул), делая своеобразную отсылочку к первому царю и первому императору. Не прокатило: начальник варваров-наемников Одоакр сверг последнего правителя Западной Римской империи, а в историю горе-правитель вошёл как Ромул Августул («Ромул Августёнок»).
  • Афраний Сиагрий — военачальник, после свержения Ромула Августула бывший наместником Суасонской области (Северной Галлии). Претендовал на то, чтобы называться императором Западной Римской империи, но не был признан восточным императором. В 486 году был разбит Хлодвигом, и это был конец римской государственности в Западной Европе.

Другие интересные личности[править]

  • Апостол Павел. В отличие от прочих апостолов, был римским гражданином.
  • Вергилий, поэт, автор «Энеиды», можно сказать, сиквела «Илиады» Гомера. Поэма рассказывает о путешествии несколько сотен (а может, даже тысяч) беженцев из уничтоженной Трои под предводительством Энея(Айнеаса) по Средиземноморью. И вот однажды его корабль причалил к берегам Апеннинского полуострова… Некоторыми литературоведами оценивается как политпропаганда, продвигаемой Гаем Октавианом — сын Энея Иол традиционно выводится основателем рода Юлиев (в архаичной латыни Юлий писался как Ioilios). К роду Юлиев официально принадлежал Октавиан, после усыновления Гаем Юлием Цезарем (так-то он происходил из старинного и богатого, но плебейского рода Октавиев).
  • Аппий Клавдий Цек — один из самых видных деятелей республиканского периода, был очень жестким и эффективным организатором. Был ярым сторонником необходимости трат государственных средств и военной добычи на государственные нужды. Был инициатором и руководителем строительства римской городской канализации и дороги из Рима в Неаполь, невероятно, но факт — два самых крупных города тогдашней Италии не имели сухопутного сообщения и считалось, что невозможно эту дорогу проложить по тогдашним болотищам. Аппий категорически настоял на её строительстве и чтобы обеспечить непрерывное её финансирование и злоупотребления на стройке, совершенно незаконными способами удерживал должность цензора и даже изменил порядок комплектования сената лишь бы не допустить своих противников туда, в ходе строительства широко накладывал огромные штрафы и насильственные займы на римских граждан. Будучи глубоким стариком, уже слепым (Цек и означает «слепой»), произнёс зажигательную речь против мира с Пирром, когда сенат уже склонялся к этому миру. В итоге римляне победили.
  • Марк Порций Катон Старший, римский политик и писатель. Он храбро и умело сражался во II Пунической и II Македонской войнах, а также в Испании, но прославился литературной деятельностью и общественными взглядами. Катон был противником увлечения греческой культурой. Он написал трактат «О земледелии» и утраченный ныне исторический труд «Начала». Катон одним из первых начал писать исторический труд на латыни (раньше римские писатели предпочитали для этого греческий). Античные авторы отмечали, что в «Началах» Катон принципиально не писал имен полководцев, считая главным действующим лицом народ Рима и Италии. Ну, и конечно, Катона помнят за «Карфаген должен быть разрушен!».
  • Спартак, вождь восстания рабов, бывший гладиатор, фракиец по национальности. Главный герой исторического романа Рафаэло Джованьоли.
  • Плинии, Старший и Младший — писатели. Старший, бывший на тот момент одним из командующих римского флота, погиб поблизости от Помпей при извержении Везувия в 79 г., когда направил свои корабли к гибнущему побережью. Что было причиной этого — научное любопытство или желание спасать людей — точно неизвестно [14]. Известен своей объемной энциклопедической «Естественной историей», в которой он описывает свойства и суть вещей. Младший был юристом и оратором, причём не сыном, а племянником Старшего.
  • Тацит, римский историк. Именно из его записок мы узнали жизнь древних континентальных германцев. Также он немного затронул Скандинавию, финно-угорские, балтские и славянские племена, но о них рассказал куда меньше.
  • Светоний (Гай Светоний Транквилл) — римский историк. Известен обширным биографическим трудом «Жизнь двенадцати цезарей», который отличается богатым описанием обычаев, нравов и повседневной жизни древних римлян.
  • Ктесибий, см. выше.
  • Аполлоний Тианский, странствующий философ, по легенде, казненный за то, что выступил против Домициана. Его жизнь была сильно мифологизирована к началу третьего века, когда Филострат Старший составил «Жизнь Аполлония Тианского». Некоторые поступки Аполлония напоминают евангельские рассказы, из-за чего, начиная с Евсевия Кесарийского и заканчивая современными про-христианскими историками, Филострата обвиняют в плагиате и даже утверждают, что он «попытался выдвинуть антитезу Христу». На самом деле, когда «Жизнь…» была окончена, до взрывного роста численности христиан оставалось еще добрых двадцать-тридцать лет, Филострат вряд ли вообще когда-либо читал Евангелия и уж тем более не собирался «выдвигать антитезу» небольшой секте. Просто атрибутировал любимому герою бродячие рассказы об исцелениях и воскрешениях (а авторы Евангелий, независимо от него, атрибутировали их Христу). Вот кто начал трубить об Аполлонии в пику христианам — вифинийский наместник Соссиан Гиерокл, с которым и полемизировал Евсевий.
  • Боэций, «последний римлянин», философ и музыковед.
  • Флавий Аэций, полководец времен поздней Империи, победитель Аттилы, также считается «последним римлянином», по отцу он был романизированным готом, а его мать была римлянкой из «сенаторского» сословия.
  • Богатый древнеримский актёр Клодий Эзоп купил за огромные деньги 16 птиц, обученных говорить на разных языках, и велел их зажарить и подать гостям. О времена, о нравы…
  • Ямвлих, философ и языческий богослов, неоплатоник. Ряд его идей (о человеческих душах-монадах, например) были восприняты христианскими мыслителями.
  • Саллюстий, ученик Ямвлиха, философ и политический деятель, друг и сподвижник Юлиана, возможно, был им назначен сначала префектом претория в Галлии, а потом консулом. Последний языческий император даже посвятил ему одно из своих главных произведений — речь «К царю-Солнцу». Сам Саллюстий написал, среди всего прочего, трактат «О богах и мире». В отличие от подавляющего большинства других философов своего времени, как языческих, так и христианских, писал кратко, сравнительно просто и по существу, так что вышепомянутый трактат — must read для тех, кто хочет что-то понимать в неоплатонизме и поздней стадии развития древнеримского язычества, а также наглядно увидеть, что именно было заимствовано отцами церкви из неоплатонизма (спойлер: очень многое).
  • Либаний, еще один выдающийся философ-неоплатоник, учитель двух таких непохожих друг на друга людей, как император Юлиан и Иоанн Златоуст. Несмотря на то, что многие его ученики, включая того же Иоанна, обратились в христианство, сам Либаний до конца жизни оставался убежденным язычником и критиком христианства.
  • Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Трое выдающихся христианских мыслителей IV века, одни из самых почитаемых святых в православной и католической церквях. По сути, создали христианское богословие и литургическую практику в виде, более-менее напоминающем современный, обогатив ее элементами языческой философии, в основном неоплатонизма.
  • Николай из Патары, он же Николай Мирликийский, он же Николай Угодник, Николай Чудотворец и Санта-Клаус. Еще один христианский деятель, стоявший у истоков церкви как мы ее знаем. В отличие от своих младших современников из пункта выше, не отличился на философско-богословском поприще, но зато был талантливым администратором и ярым защитником ортодоксальной доктрины. По легенде, на Первом Вселенском соборе ударил Ария, не дав ему изложить свои взгляды на природу Христа и Троицы[15]. Так или иначе, ему приписывали огромное количество чудес, и он также стал одним из самых популярных святых как на Западе, так и на Востоке.
  • Арий Александрийский — богослов, отрицавший учение о Троице и не считавший Бога Отца и Бога Сына одной сущностью. Его учение вошло в историю как «арианство».
  • Патрик — миссионер, крестивший Ирландию.
  • Гипатия, женщина-философ из Александрии, оппонентка Кирилла Александрийского (канонизирован). Была жестоко убита толпой христианских фанатиков во главе с неким чтецом Петром в 415 году. Расправа вызвала осуждение даже среди многих христиан.
  • Гуси, проживавшие во дворе храма Юноны. Своим гоготом они испугали кельтов (в другом варианте — разбудили уснувшую стражу) и тем самым спасли Рим от разорения.

Ну почему они вымерли?[править]

Да никто никуда не вымер. Да, Западная Империя распалась, да, Рим взяли варвары, Римская государственность полностью перекочевала в Константинополь, но италийский народ никуда не делся. Просто со временем смешались с многочисленными варварами, которые табунами носились по ошметкам уже бывшей Западной Римской империи и оседали где попало, и трансформировались в итальянцев. Да и в развале Западной Римской империи виноваты не столько варвары (до этого Рим справлялся с гораздо более сильными противниками), сколько закономерный процесс загнивания империи, переросшей собственные возможности по управлению такой огромной территорией. Но это отдельная (и очень объемная и комплексная) тема, которая требует собственной статьи. Винить христианство в упадке Рима, как это делают некоторые — тоже сильное упрощение. Распространение христианства было симптомом кризиса, а не причиной. Превращение христианства из маргинальной религиозной группы в массовую религию приходится на середину третьего века — эпоху солдатских императоров, первый затяжной кризис Империи. Гражданские войны, чехарда императоров (с 235 по 268 год их сменилось двадцать девять), первые за много веков масштабные вторжения варваров, [16] которые опять же стали возможны потому, что армия и ее командиры вместо защиты Империи занимались играми престолов — ото всего этого люди прятались в христианстве, религии нового типа, проповедовавшей будущую утопию «Царствия небесного». Тогда же среди христиан появилось множество интеллектуалов, искавших новую философскую школу — из всех, существовавших в Империи, к середине-концу третьего века только неоплатоники не стали тенями былого величия.

И всё же потомки древних римлян (точнее западных) есть. Ими являются романские народы: итальянцы (римляне+(ост)готы+лангобарды), французы (римляне+кельты+франки), испанцы (римляне+иберы+вандалы+(вест)готы и позднее в некоторой степени арабы), португальцы (тот же процесс), румыны и молдаване (римляне+даки и чуть позже славяне). Да и сами жители современного Рима немного отличаются от других итальянцев своей властностью и вспыльчивостью.

Наследию Рима современный Запад обязан юриспруденцией, медициной, архитектурой, военным делом, философией, светским и религиозным церемониалом… словом, проще сказать, чем он им НЕ обязан. По сути, справедлива сказанная кем-то фраза, что у любого человека западной культуры есть две родины: своя и Рим.

Где встречается (произведения, созданные в Римской империи)[править]

Коротко: тысячи их — такого уровня, как во времена Империи, европейская литература смогла достичь только ближе к эпохе Просвещения. Даже с учетом того, что сохранилась лишь малая часть… Из того, что дошло в более-менее полном объеме, следует выделить:

  • Древнеримская мифология. В отличие от греков или скандинавов, римлян почти не интересовали деяния богов, нюансы божественных родословных и особенности космогонии. Почти нет там и такой, казалось бы, неотъемлемой части любого эпоса, как поединки героев со всякими драконами, великанами и прочими хтоническими существами. Вполне возможно, что аутентичные италийские мифы о богах почти не сохранились, будучи рано вытеснены греческими. То же самое произошло и с оригинальным латинским стихотворным эпосом. БОльшая часть дошедшей до нас римской мифологии — достаточно «приземленные», реалистичные истории о людях, что-либо сделавших ради молодого Рима, начиная от первых царей и консулов и заканчивая героями из народа, с отдельными сверхъестественными элементами. Этим, кстати, римская мифология среди всех индоевропейских ближе всего к тому, что сохранилось от славянской (былины, юнацкие песни, летописные легенды).
    • Вдохновленные древнегреческой философией, римляне развили и свою собственную философско-религиозную систему. Многие ее элементы были в дальнейшем заимствованы христианством.
  • Библия же! По крайней мере, Новый Завет. Ещё немного упоминаний Римской империи — в Первой книге Маккавейской (Симон Маккавей с римлянами заключил союз) и книге пророка Даниила, когда бы она ни была создана (её символизируют железные голени великана из сна Навуходоносора и зверь с железными зубами и медными когтями из видения Даниила).
  • «Жизнь двенадцати цезарей» Светония.
  • «Энеида» Вергилия.
  • Классические греческие романы — «Эфиопика», «Дафнис и Хлоя» и другие. «Греческие» они потому, что написаны на греческом языке.
  • Апулей, «Золотой осёл».
  • Петроний, «Сатирикон».
  • «Оды» Горация.
  • «Метаморфозы» Овидия — трудно назвать писателя позднего Средневековья, на кого «Метаморфозы» не оказали влияния.

Примеры (произведения, созданные после падения Римской империи)[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Предания о короле Артуре — и всевозможные поздние итерации этого сюжета, в самых разных видах искусства. При чём тут Рим? Прочитайте и узнаете…
  • Западнославянская мифология. Легендарной польской княжне Ванде приписывали в ряде версий легенды о ней победу над римскими легионами. В более реалистичном летописном изводе, она воевала уже с какими-то германскими племенами (возможно, саксами, ругиями или вандалами), и не то утопилась, чтобы избежать брака с их конунгом, не то принесла себя в жертву языческим богам ради победы своего народа в бою.

Театр[править]

  • Вильям наш Шекспир, трагедии «Цезарь», «Кориолан», «Тит Андроник».
  • Б. Шоу, «Цезарь и Клеопатра».

Литература[править]

  • Средневековые летописи — многие авторы любили выводить свои народы и своих легендарных героев из Рима. Так, предком балтского народа пруссов записали Прусса, одного из военачальников императора Октавиана Августа, а легендарный прародитель поляков и чехов Крак\Крок, по их мнению, был никем иным, как кем-то из братьев Гракхов. Разумеется, сегодня такие конструкции могут вызвать только улыбку.
  • Пародийная поэма украинского поэта Ивана Котляревского «Энеида».
    • «Вергилиева Энеида наизнанку» русского поэта Николая Осипова — прототип вышеуказанного творения.
    • И ещё, дабы завершить восточнославянскую триаду, упомянем белорусскую «Энеиду навыварат» Ровинского.
  • Э. Булвер-Литтон, «Последние дни Помпей».
  • Лью Уоллес, «Бен-Гур: история Христа».
  • Цикл романов дореволюционной писательницы Людмилы Шаховской: «При царе Сервии», «Вдали от Зевса», «Набег этрусков», «Тарквиний Гордый», «Сивилла — волшебница Кумского грота». Из эпохи упоминающихся выше Тарквиния Гордого, Люция Брута (не того, что убил Цезаря, а его предка, установившего Республику), и других не менее интересных личностей.
  • Редьярд Киплинг: «Песня римского центуриона», «Песнь Митре».
  • Д. Мережковский, «Смерть богов. Юлиан Отступник».
  • Стихи раннего Николая Гумилёва: «Ромул и Рем», «Каракалла», «Манлий», «Игры».
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — роман Мастера. Действие происходит в Ершалаиме при власти императора Тиберия и прокуратора Понтия Пилата.
  • И. Бродский, «Письма римскому другу» (1972) — сильно «по мотивам» Марциала. Лучше всего известно — «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря», — но известных цитат гораздо больше.
  • Джим Батчер, «Кодекс Алеры»: Алера — СФК Рима.
  • Целая куча книг о Спартаке, из которых наиболее известен роман Рафаэлло Джованьоли.
  • Розмари Сатклифф, «Орёл Девятого легиона» — почти половина книги посвящена повседневной жизни в римской Британии. Одноимённый фильм 2011 года снят как раз по этому роману (правда, в качестве экранизации он получился тем ещё).
  • Гор Видал, «Юлиан». Роман рассказывает о жизни и личности императора Юлиана Отступника. Роман стилизован под записки самого Юлиана и переписку комментирующих записки философа Приска и ритора Либания.
  • Эдвард Резерфорд, «Лондон». Действие одной главы происходит во время римского завоевания Британии. Действие другой — в римском Лондиниуме III века н. э.
  • Лион Фейхтвангер, «Лже-Нерон», трилогия «Иосиф Флавий». Первый роман рассказывает о восстании самозванца Теренция Максима, который внешне напоминал Нерона. Надо отметить, что сюжеты римской истории для Фейхтвангера — повод поговорить о вечном. Например, о проблеме власти в «Лже-Нероне». Поэтому он может допускать неточности, а также модернизировать военную терминологию.
  • Джон Уильямс, «Октавиан Август» — роман-биография первого императора Рима. Роман последовательно излагает его путь власти в форме свидетельств современников. В эпилоге Уильямс даёт слово самому престарелому императору.
  • Генрик Сенкевич, «Камо грядеши»
  • Роберт Грейвз, диология «Я, Клавдий».
  • Эдгар По, стихотворение «Колизей», посвященная теням былого величия Древнего Рима.
  • Фредерик Пол «В ожидании олимпийцев» — в альтернативной реальности римлянин изобрёл новый жанр литературы: альтернативную историю. Подумывает о написании романа, где история пошла по совсем другому пути. Друг-историк советует написать о том, как одного малоизвестного юродивого две тысячи лет назад не гуманно отхлестали палками по пяткам, а, например, казнили. Например, распяли и сочли мучеником.
  • К.И. Суев «Фимбрийцы» - императоры и гладиаторы очень далеко. А в Малой Азии действуют два римских легиона, которым запрещено возвращаться на родину.

Кино[править]

  • Пеплумы, десятки их, если не сотни!
    • Особо любопытен румынский (а не голливудский) пеплум «Даки» и его сиквел «Колонна».
    • Фильм 1964 года «Падение Римской империи». В какой-то мере «Гладиатор» — его римейк. Фильм рассказывает о смерти Марка Аврелия и правлении Коммода. Главный герой — полководец Гай Метелл Ливий, которого Марк Аврелий хочет сделать своим наследником. Здесь нет продажи полководца в рабство и выступлений в Колизее, зато есть политические интриги и непростые отношения между Ливием и Коммодом, которые до недавнего времени были друг другу как родные братья. А ещё здесь великолепный актёрский состав, в том числе Оби-Ван Кеноби, то есть Алек Гиннес, в роли Марка Аврелия.
  • «Гладиатор» 2000 г., «Орёл девятого легиона» 2011 г., «Центурион» 2009 г. — совсем новенькие исторические фильмы про римлян. В двух последних уже кельты и германцы — плохие.
  • «Римская империя: Август» — байопик о первом императоре Рима. Идут две параллельные сюжетные линии. В первой молодой Август с друзьями Агриппой и Марциалом борется за власть. Во второй — старый император правит империей и борется с раздорами в правящем доме. Есть ряд неточностей в мелких фактах и почти нет сражений. С другой стороны, показаны личности эпохи Августа, мало известные широкой публике — его жена Ливия, дочь Юлия Старшая, сестра Октавия, Юл Антоний.
  • Фильм А. Аменабара «Агора» — о судьбе Гипатии Александрийской. (Александрия Египетская в те времена была частью Римской империи).

Телесериалы[править]

  • Сделанный по вышеупомянутой дилогии сериал «Я, Клавдий», с гениальным Дереком Джакоби в главной роли.
  • «Спартак: Кровь и песок».
  • «Рим».
  • «Гостья из будущего» — фигурирует сотрудник Института времени Иван Сергеевич, специалист по Древнему Риму.
  • «Варвары» от Netflix про Тевтобургский лес

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Тимон и Пумба» в одной из серий попадают в Древний Рим, где императора зовут Квинтий[17], Колизей пустует, а в качестве льва, пожирающего преступников — лев Симба.
  • Итальянский мультсериал «Гладиаторы: Турнир семи чудес».
  • «Крутые бобры»: в одной из серий Норб и Деггет попали в Древний Рим, и были вынуждены участвовать в гладиаторских боях. Проигравших посылал куда подальше большой (буквально) палец, которого раскачивали, палец ударял по гладиаторам, и они вылетали из цирка. Также во время одной из битв они познакомились с великаном, которого неверно называют «циклопом»[18]
  • «Люди в чёрном», вторая серия 4-го сезона — приключения Джея, Кея и «червей» на клюквенной «древнеримской планете», закончившееся удачным восстанием гладиаторов.
  • Cтилизированный под аниме мультсериал Team Galaxy — ещё одна клюквенно-римская планета, правитель которой, диктатор Ивок, любит устраивать жестокие игрища. Причём воины дерутся на них очень фанатично — ведь их Ивок гипнотизирует своим же лавровым золотым венком. Также закончилось восстанием.
  • Французкий сериал Алекс: Приключения в Римской империи.

Комиксы[править]

  • Комиксы, мультики и тетралогия фильмов про кельтов (а точнее, людей из племени галлов) Астерикса, Обеликса и друида Панорамикса из творчества французского писателя Рене Госсини. Римляне играют роль антагонистов, неудачно пытающихся захватить непокорную галльскую деревушку, где и проживают Астерикс с Обеликсом. По ходу из римлян в этой вселенной умный только Юлий Цезарь, посему римляне деревню Астерикса никак захватить не могут…
  • Французская серия комиксов (и мультсериал) «Аликс». Действие происходит в древнем Риме (хотя главный герой — галл, как и вышеуказанные Астерикс с Обеликсом).
    • Потом появилась дополнительная линейка приключений Аликса, где ему уже за 50 и он… римский сенатор.

Аниме[править]

  • Highlander: The Search for Vengeance. Главный антагонист аниме — бессмертный римский патриций Маркус Октавиус.

Видеоигры[править]

  • Куча компьютерных игр на эту тему — Europa Universalis: Rome и её свежее продолжение Imperator: Rome, Rome: Total War, 1 и 2 части (хотя там можно играть и за другие цивилизации того периода), Caesar и т. д.
  • Centurion.
  • Shadow of Rome.
  • Age of Empires с аддоном The Rise of Rome. Во второй части сами римляне уже неиграбельны (эпоха не та), но присутствуют в кампаниях Аттилы и Алариха, правда, игромеханически являются византийцами.
  • Ryse: Son of Rome - эпичный слешер про то, как центурион Марий ПРЕВОЗМОГАЕТ, вырезая орды варваров, расправляясь с прогнившей властью и исполняя волю богов, чтобы спасти Рим

Музыка[править]

(link)

Древний Рим — это металлично.

(link)

Triarii как они есть.
  • «Орёл шестого легиона» же!
  • Окуджава написал и спел песню про «Римскую империю времени упадка» — но это была сатира на СССР. С реальным упадком Рима там общего мало: и цезари были не на месте, и с соратниками туго, и даже видимостью строгого (да хоть какого-то!) порядка не пахло.
  • А. Городницкий, «Падение Рима» (Если вправду разрушен Рим), «Овидий» (На гневных цезарей в обиде).
  • Олег Митяев, «Пятый легион». Существует также тяжёлая версия в исполнении митяевского сына Филиппа Августа и группы «Стимфония».
  • Канцлер Ги, Julius Caesar.
  • Каин Л., Ave, Caesar!
  • «Чёрный Обелиск», «Аве, Цезарь!»
  • «Ария»: «Колизей» и «Кровь за кровь».
  • Serenity — «Matricide» с альбома «War of Ages» — про императора Нерона.
  • Triarii, начиная с названия.
  • Канадская Melodic Death Metal группа Ex Deo — все тексты посвящены различным страницам истории Древнего Рима.
  • Civil War — Rome Is Falling.

Прочее[править]

  • Учебник по римскому праву для юристов.

См. также[править]

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. У которых римляне слизали большую часть культуры, приспособив её под себя. Впрочем позже, греки таки копирнули (и даже развили) административно-юридическое устройство — в своей Римской империи.
  2. Римляне считали, что совсем по своей воле «нижним» никто не будет, ибо любой секс если не изнасилование, то как минимум использования положения. Женщина, раб или негражданин очевидно ниже по статусу, и это не злоупотребление.
  3. С тех пор, кстати, не изменилось ничего — в наши дни самым высокооплачиваемым (в смысле, за счёт зарплаты, призовых и спонсорских контрактов, и не считая доходов от собственного бизнеса) спортсменом считается тоже гонщик — Михаэль Шумахер, по некоторым данным обладающий состоянием около 5 миллиардов долларов. Которое, правда, потихоньку утекает на лечение — захотелось, блин, на лыжах покататься.
  4. По другим данным, Шумахер только на 9-м месте с совокупным доходом в 1.1 миллиарда, а на первом месте таки Майкл Джордан с 2.6E9. Но всё равно — на жизнь хватает.
  5. Например, Клавдиев Неронов могли звать только Тиберий или Децим (дальше по номерам), а Домициев Агенобарбов — Гней и Луций.
  6. Этимология когномена Цезарь утратилась ещё в древнеримскую эпоху, по тогдашним версиям — то ли «слоновый», потому что в какой-то битве убил слона, то ли «вырезанный», смотри «кесарево сечение», есть и ещё пара версий.
  7. Отсюда англ. и франц. village — деревня.
  8. В Восточной Римской империи, известной нам как Византия, установилась окончательная монархия. При том (неформально) все же допуская некоторую выборность — в виде ротации династий переворотами. А в самозваной Священной Римской империи император избирался князьями-курфюрстами.
  9. Цизальпинская, т. е. север Италии, и Нарбонская Галлия, называемая просто Провинция (ныне Прованс), были завоёваны задолго до того
  10. Среди заговорщиков были близкие друзья и родственники Цезаря.
    « И ты, Брут! »
    — Цезарь в одноимённой трагедии Шекспира 1599 г.
  11. Позднее среди императоров обеих половин империи были и христиане, и язычники. Окончательно христианство утвердилось в качестве господствующей религии только в Византии при Юстиниане, который даже проводил гонения на язычников
  12. Например организовал первый Вселенский Собор в Никее.
  13. Это, впрочем, было нормально в те времена. Многие ранние христиане не признавали таинство исповеди и предпочитали креститься уже перед смертью, чтобы гарантированно умереть безгрешными и попасть в рай.
  14. Судя по воспоминаниям его племянника, и то, и другое: сперва Плиний Старший заинтересовался «необычным облаком» как «явлением, … заслуживающим ближайшего ознакомления», потом он получил письмо от жены друга: «перепуганная нависшей опасностью (вилла ее лежала под горой, и спастись можно было только морем), она просила дядю вывести ее из этого ужасного положения» (письмо 16 в книге VI).
  15. Хотя, по имеющимся данным, его там вообще не было, как ни странно.
  16. Например, готы и примкнувшие к ним мелкие фракийские, сарматские и праславянские племена как раз в это время создают сильное государство Ойум (Черняховская археологическая культура на территории современной южной и юго-западной Украины) во главе со знатными готскими родами Амалов и Балтов, после чего проводят несколько масштабных грабительских рейдов на Балканы и в Малую Азию.
  17. Во всех сериях антагониста-человека зовут Квинт.
  18. У него один глаз расположен над другим. Это, видимо, сделано намеренно — ведь «неправильный» циклоп похож на монстра Айдола из игры Killer Instinct, у него даже копыта вместо ног, как у Айдола.