Фамильяр

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Фамилиар»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Студенты могут также привезти с собой сову, или кошку, или жабу. »
— Пригласительное письмо из Хогвартса

Фамильяр (фамилиар) — волшебное существо, служащее магу. Может быть помощником по хозяйству, боевым товарищем, транспортным средством, собеседником или партнёром в колдовстве. Как правило, это магический дух, заключённый в живую плоть. Зачастую связан с магом астральными нитями и составляет с ним одну сущность, поэтому одно из предназначений фамильяра — возможность магу накладывать чары на собственную сущность без боязни уничтожить сильными заклинаниями свою душу. Обычно фамильяр — либо волшебное животное, родившиеся в родном мире мага естественным способом, либо созданное им искусственно, путём вложения частицы собственной души, либо призванное с астральных или ментальных планов бытия и получившее в материальном мире плоть. Самые распространённые фамильяры — летучая мышь, кошка (как правило, чёрная), крыса, паук, жаба, и, сюрприз, дракон (но часто маленький). Для друидов в качестве фамильяров характерны лесные животные — такие, как волк, филин и даже медведь. Обладает интеллектом как у обычного человека. Фамильяром не может быть разумное существо, которое умнее мага и сильнее его в ментальном плане — иначе они поменяются местами, и уже маг будет ему прислуживать.

В Японии частый аналог европейского фамильяра — это сикигами, которыми пользовались оммёдзи.

Где встречается[править]

Театр[править]

  • Уильям Шекспир, «Макбет». Ведьмы с фамильярами присутствуют.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Антоний Погорельский, «Лафертовская маковница». Фамильяр — чёрный кот ведьмы, ещё и оборотень (в человеческом образе называет себя статским советником Мурлыкиным).
  • А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города»:
    • Поскольку жители Волшебной страны считают Элли феей, пёсик Тотошка автоматически обретает статус ее фамильяра. В четвертой части, когда в Волшебную страну собирается ее младшая сестра, она берет с собой одного из щенков Тотошки как своеобразное подтверждение статуса феи. В шестой части наступает время аверсии: для решения проблемы с пришельцами нужны инженеры и стратеги, а не маги, и верный пёсик остается в Канзасе.
    • У ведьмы Гингемы, как выясняется во второй книге серии, был свой фамильяр — мудрый и ехидный филин Гуамоколатокинт. Оставшись без хозяйки, птица прибивается к Урфину Джюсу. Тот как раз работает над завоеванием репутации волшебника, и легендарный фамильяр ведьмы ему очень кстати. А после краха «огненного бога» Гуамоко (как разрешил себя звать филин) удалился в изгнание вместе со своим патроном.
  • «Тёмная звезда» и «Несравненное право» В. Камши — рысь по кличке Преданный. Правда, к хозяину его привязывают не собственные чары хозяина, а магия эльфа Рамиэрля. Сперва служит принцу Стефану Ямбору, затем — Герике. А затем — Эстель Оскора, которая воплощается в теле Герики в момент её смерти.
  • «Отблески Этерны» того же автора — жеребец Моро. Несмотря на то, что Рокэ Алва «де-юре» не маг, Моро вполне тянет на фамильяра — и интеллектом, и тесной незримой связью с хозяином.
  • «Профессия: ведьма» О. Громыко — кобыла Вольхи Смолка. Похожа на хозяйку даже характером.
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Архимаг» — фамильяром Креола работает джинн Хубаксис. И он, в принципе, даже полезен — когда не бухает, не подглядывает за женщинами и не валяется обдолбанный наркотой. Впрочем, когда Хуби перелинял, заматерел и поумнел, пользы стало заметно больше.
      • Ванесса пыталась сделать фамильяром своего кота Флаффи, но оставила эту затею — очень уж старый и ленивый был кошак. Впрочем, доучившись на полноценную магессу, она завела себе в этом качестве целого каракала, которому выводок младших Ли норовит подстричь когти.
      • У серой колдуньи Альбракии Змеи фамильяром был, натурально, здоровенный питон. Злые языки поговаривали, что асексуальность этой неприступной красотки напускная: ночами она-де сама оборачивается самкой питона и…
      • Регулярно создаваемый Асанте Штормом водяной элементаль Подхалим содержит душу одноименного пасюка, который жил у будущего великого гидроманта в детстве — и, видимо, именно поэтому особенно ему предан.
    • «Криабал» — императорская белка Джиданны. Та двадцать семь раз успела проклясть тот день, когда взяла себе в фамильяры этого пылесоса, ибо магия, конечно, хлещет у зверика изо всех щелей (при нужде — буквально), вот только питаться белочка предпочитает металлами, и больше всего ей по вкусу благородные — а с деньгами у волшебницы и без этого прескверно.
    • «Паргоронские байки» и «Семья волшебников» — Майно Дегатти, лучший на Парифате маг-фамильярщик. Его конь умеет летать и перемещаться между мирами, пёс — чудовищный боевой метаморф, способный загрызть даже демона, кот лечит любые травмы и болезни и изгоняет скверну, енот — прислуга на все руки, попугай знает ответы на любые вопросы не хуже Яндекса, аквариумная рыбка — мощный генератор маны, а в рукаве сидит змей и плюётся смертельным ядом. У всех них он может одалживать свойства организма и тогда способен, например, летать, дышать под водой или унюхать то, что обычный человек учуять не может. Есть и несколько неодушевлённых фамильяров: многомерный кошель-дом, саморубящий меч и защитный плащ. А уж после того, как к нему в фамильяры согласилась пойти Лахджа, Майно и вовсе назначили ректором института Унионис (который он некогда закончил): совершенно уникальный опыт, такого не удавалось ещё никому.
      • Самым первым его фамильяром был карманный дракончик, погибший при ограблении Цитадели Зла.
      • Отец Майно, Гурим Дегатти, держал коллективного фамильяра — рой шершней. Жили они недолго, зато каждый имел свою собственную суперспособность и обеспечивал Гуриму гибкость в колдовстве. Правда, Майно подозревал, что батя был таким чёрствым козлом именно потому, что его сознание постоянно видело глазами и думало мозгами сотен примитивных созданий.
      • Профессор Скидульк, у которого учился сам Майно, специализировался на экзотических тварях: его фамильярами были жирафа, гиппопотам, марабу, тукан, утконос (про которого фандом давно шутит, что это не его биологический вид, а его должность) и тому подобные звери.
      • Полуэльфийка Оллиния, однокурсница и первая любовь Майно, держала довольно ожидаемого единорога.
  • Сергей Лукьяненко, «Недотёпа»: ученик мага Трикс Сольё случайно создал себе фамильяра — маленькую фею цветов Аннет, влюбленную в своего хозяина. И стал первым в мире магом с фамильяром-наркоманом. Надо было смотреть, что это за «красивые цветочки», пыльцой которых фея питается. Периодически заигрывает с Триксом, настолько активно, что маг даже засомневался, не хотел ли Трикс, чтобы фея становилась порой…ростом с Трикса. Смеялся над учеником, когда понял, что тот просто боялся получить агрессивного фамильяра и переборщил. А еще она еще пытается следить за «облико морале» Трикса и давать сомнительные советы!. При том, что собственное поведение она не фильтрует в принципе. Ну, или у фей некоторых растений свои стандарты.
    • Про рост — скорее всего Радион имел ввиду, что фее с ладошку толком никакой работы не поручить (хотя замки на дверях она открывать может).
  • Ник Перумов, «Гибель Богов» — Клара Хюммель, выйдя в отставку, делает детские игрушки… способные, например, при угрозе жизни хозяина вырасти в несколько раз и порвать эту самую угрозу в клочки. А у детей с магическими способностями игрушки становятся натуральными фамильярами с целым набором абилок.
  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев» — кот Дафны Депресняк (гибрид адского кота и райской кошечки, характером и внешностью в папу, энергетический вампир) и голем Зудука, унаследовавший от своего создателя Чимоданова нездоровую любовь к созданию и использованию взрывчатки. А вот с ручной птицей Шилова вышла печальная история.
  • Генри Лайон Олди, трилогия «Urbi et orbi» — ручная карликовая химера Фрида, принадлежащая главной героине, пси-хирургу Регине ван Фрассен. Была спасена от голодной смерти из-за конфликта ипостасей, после чего оказалась связана с Региной на даже более глубоком уровне, чем позволяет обычная пси-дрессировка. На общность характеров указывает и тот факт, что учитель, ещё не зная об этом эпизоде, дал Регине прозвище Химера.
  • «Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии» Василия Тихова — на русский лад. Выданные колдунам бесы ходят за ним, иногда принимая видимый облик каких-либо мелких животных. Впрочем, ни о каком сходстве характеров речи не идёт — бесы хоть и обязаны слушаться, но стремятся мучить всех людей, в том числе и «хозяина».

На других языках[править]

  • Лавкрафт, рассказ «Сны в ведьмином доме»: у ведьмы, хозяйки дома, есть фамильяр Бурый Дженкинс. Он выглядит как крупная крыса с человеческими (хотя и пропорционально маленькими) лицом и руками (на иллюстрациях к другим произведениям такими любят изображать зугов).
  • «Гарри Поттер» — в ассортименте, на то они и маги. Фамильяр главного гада Волдеморта, в которого он вложил частицу собственной души — змея Нагайна, Альбуса Дамблдора — феникс Фоукс, а завхоза Уолдера Фрея Аргуса Филча — вредная кошка Миссис Норрис. Гермионин Живоглот и Невиллов Тревор — с прикрученным фитильком: уж очень независимы и даже своевольны. Почтовые совы и вовсе не сюда — да, к хозяевам они привязываются, но с тем же успехом живут на почтамте, где сдаются внаём любому желающему.
  • His Dark Materials — внешне таковыми выглядят деймоны, хотя по сути они часть самого человека и без них — всё равно что без души.
  • Гарри Дрезден зовет своим фамильяром духа разума Боба, живущего в черепе. Если Бобу надо «выйти» из черепа — он вселяется в тело кота Гарри. А коту это интересно.
    • Еще у Гарри есть Мыш. Это китайская сторожевая собака фу, и он ничуть не глупее человека. И сам главный герой всерьёз опасается, что со временем он и вовсе станет даже образованнее.
  • Discworld: у многих сельских ведьм есть фамильяры. Наиболее известен, наверное, кот Нянюшки Огг — Грибо. А вот Маграт с этим не везёт: её фамильяры то убегают, то нападают на хозяйку, а в исключительных случаях даже превращаются во что-нибудь другое.
    • В сущности, фамильяры были и у матушки Болен, которую формально ведьмой не считали. Официально Гром и Молния были просто пастушьими собаками. Но в трудную минуту даже спустя много лет после смерти хозяйки (и собственной физической смерти) они приходят на помощь её внучке Тиффани.
    • В последнем романе цикла Джеффри обзаводится фамильяром — козликом Мефистофелем — раньше, чем задумывается о том, что хочет стать ведьмой.
  • Цикл Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена «Врата Смерти»: маг Зифнаб и помогающий ему дракон. На самом деле это Зифнаб — фамильяр дракона.
  • Серия Мерседес Лаки про Тарму и Кетри: волшебница Кетри попыталась призвать фамильяра, и действительно, на её заклинание явился разумный зверь Варрл… но он предпочёл стать фамильяром воительницы Тармы. Кетри удивилась, но не обиделась.
  • Стивен Пизекс, рассказ The Innkeeper’s Solution. В мире этого рассказа каждый человек получает фамильяра примерно к совершеннолетию. Как правило, какое-либо животное выбирает человека, но некоторые выбирают себе животное сами и принуждают выбранное животное стать их фамильяром посредством ментального поединка. Такая насильственная связь менее прочная, зато можно выбрать внушительное сильное животное. Друг главного героя, узнав, что в лесу поселился дракон, решает таким образом подчинить себе этого дракона. Вместо этого дракон подчиняет его и делает его своим фамильяром.
  • Ева Ибботсон, «Мисс ведьма». У каждой ведьмы есть свой фамильяр — правда, поскольку книжка детская, то и фамильяры вполне себе забавны: от курицы до свиньи. А самым могущественным фамильяром оказывается земляной червяк Ровер. На самом деле Ровер вообще никакой не фамильяр и магию не усиливает — но это выяснилось только ближе к эпилогу…
  • Кларк Эштон Смит, рассказ «Некромантия в Наате» (Necromancy in Naat): некроманты приносят людей в жертву демоническому фамильяру-хорьку, и тот пьёт их кровь. Когда жертвы умирают, их поднимают нежитью.
  • Пенталогия Р. Сальваторе о священнике Кеддерли (вселенная AD&D): бес Друзил, фамильяр злого мага Абаллистера, является одним из главных антагонистов серии. Он весьма умен и, потеряв хозяина, действует самостоятельно, практически достигнув успеха там, где тому не удалось.
  • Джиринксы из литературы по Warhammer40000. Добрые милые метровые красные/синие котики срочно ищут хозяев. Требования: псайкерские способности. Гарантируем: заметное усиление Ваших псайкерских способностей, незначительное - физического состояния, а в психоэмоциональном плане - будем вернейшими друзьями и надёжными товарищами!
  • Ночь в одиноком октябре: вся о нелёгких буднях фамильяров в период подготовки к важному магическому событию. Они добывают для хозяев разведданные, занимаются дипломатией, аналитикой и даже оккультными расчётами, как, например, пёс Нюх, от лица которого ведётся повествование.
  • Фамильяры также существуют и в научно-фантастических произведениях, где часто объясняются псионической связью с партнёром. В отличие от фэнтези, НФ-фамилиары обычно не слуги, а более-менее равноправные партнёры и не могут проямо контролироваться хозяином.
    • В цикле Энн Маккефри Всадники Перна — драконы, выведенные методом генной инженерии из мелких (размером с кошку) огненных ящерок-файров. Способность к Запечатлению (устойчивой психической связи с партнёром) драконы обязаны именно файрам, правда у драконов она примерно во столько же раз сильнее, чем они больше файров (крупный бронзовый легко потянет на 30 метров в длину), и после смерти партнёра редкий дракон в состоянии пережить разрыв связи. Человек-всадник, в сущности, тоже, не-самоубившиеся всадники, потерявшие дракона, страдают от тяжёлой депрессии всю жизнь.
    • Древесные коты в Хонорверсе. Как и драконы — псионически активная раса, но куда более разумная и независимая. Тем не менее, находят «мыслесвет» людей невероятно притягательным, а психическая «синхронизация» с выбранным человеком, как и у джиринксов, заметно усиливает псионические способности обоих партнёров,[1] уравновешивает характеры и улучшает качество жизни настолько, что долгоживущие (около 250 лет) коты активно шли на запечатление даже до изобретения пролонга, считая укороченную продолжительность жизни[2] честной ценой за большую её полноту. Изобретение пролонга, продлившего человеческую жизнь до примерно тех же 250-300 лет, решило эту проблему.
  • «Фабий Байл: Повелитель клонов» Джоша Рейнольдса — слизнезверь Хорога, полученный им от Нургла. Игрив нравом, распространяет вокруг кислотную слизь.

Сетевая[править]

  • Рассказы Many-eyed Hydra из серии Succubus Summoning: в колледже варлоков-чернокнижников практически у всех студентов скоро появляются демоны-фамильяры. У главного героя Пола в результате сложной цепочки случайностей оказывается сразу пять фамильяров-суккубов. Хотя они формально ему подчиняются, но, тем не менее, даже выжить, общаясь с ними, оказывается не так уж просто…
  • Серия Dingbat the Monk о приключениях в мире Dungeons and Dragons: маг Заурамуд отвечал на вопрос какого-то бедолаги, которому в фамильяры достался гигантский хищный слизняк. Заурамуд объяснил, что от гигантского слизняка как от фамильяра нет никакого толку — и, собственно, почти от всех фамильяров нет никакого толку. (Впоследствии оказалось, что от слизняка можно было отказаться, — но узнали об этом слишком поздно, и к тому моменту слизняк уже съел своего «хозяина».)

Кино[править]

  • Merlin’s Shop of Mystical Wonders: козёл-журналист Джонатан, раздобыв гримуар, пытается превратить своего кота в магического фамильяра. У него не получается: кот превращается в котоподобного демона и чуть не убивает Джонатана.
  • «Книга, колокол и свеча» — кот главной героини, гипнотизирующее мурлыканье которого усиливает эффект заклинаний.

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное»: В серии «Человек собаке друг… и не только» действуют ведьмак Джеймс Фрэмптон и его фамильяр Порция, которая имеет две физических формы. В одной она доберман-пинчер, в другой — потрясающе красивая темнокожая девушка. Несмотря на правило, согласно которому фамильяр сам выбирает хозяина, за Порцию соперничает с Фрэмптоном другой ведьмак — Спенсер, которого не устраивает собственный фамильяр — гламур-р-рный оборотень-кот Филипп ЛеШат.

Мультфильмы[править]

  • «Спящая красавица»: у Малефисенты — ворон Диабло.
  • «Три богатыря и Шамаханская царица»: у Шамаханской царицы — тоже ворон.
  • «Белоснежка»: у Злой королевы — безымянный чёрный ворон.
  • «Аладдин»:
    • У Джафара, великого визиря и придворного мага в одном флаконе — попугай Яго.
      • Вопрос спорный, Яго скорее просто питомец, к магии он никак не относится.
        • Возможно, интеллект ему Джафар поднял.
    • У некроманта и чернокнижника Мозенрата: летающий угорь Ксерксес.
  • «Русалочка»: у морской ведьмы Урсулы — мурены Флотсам и Джетсам.
  • «Анастасия»: у колдуна Распутина — летучий мышонок Барток.
  • «Вор и сапожник»: у визиря ЗигЗага — гриф в феске по имени Фидо (прикол в том, что вообще-то это американская собачья кличка).

Мультсериалы[править]

  • «Хи-Мен» — Кринджер, питомец принца Адама. Когда Адам становится Хи-Меном, Кринджер магией его меча превращается в Боевого Кота.
  • Мультсериал «Вуншпунш» по мотивам книги Микаэля Энде — у злобных колдуна и колдуньи, пытающихся наслать проклятие на город, есть фамильяры. У колдуна Бубоника это кот Мяурицио, у колдуньи Тирании — ворон Якоб. Ситуация необычна тем, что животные не помогают, а мешают своим хозяевам: они посланы Верховным Советом Животных, чтобы защитить город от проклятия.
  • Adventure Time = у небесной ведьмы Маджи есть фамильяр — воролик (crabbit), то есть химера из вороны и кролика. Правда, в какой-то момент он подаёт в отставку, потому что решил стать танцором.
  • «Елена из Авалора» — у волшебницы Чатанны создание магических существ вообще специализация. Но на протяжении мультсериала её сопровождает только одно из них — огнедышащий зверёк Пили.

Комиксы[править]

  • DC Comics: у тёмного мага Клариона Мальчика-Колдуна — кот Тикл. Кларион может превращать Тикла в котогуманоида размером с человека, если ему нужна помощь в бою.
  • «Перец и Морковка» (Pepper and Carrot) — ведьмам без него никак. Лисы, коты, куры — всё идёт в ход. Обычно отличаются хитрожопостью и активной самодеятельностью — не без последствий, разумеется.
  • Girl Genius — в принципе, Кроспа вполне можно записать в фамильяры Агаты. А уж хорёк-осоед и вовсе подходит на все сто!

Манга и аниме[править]

  • Zero no Tsukaima — фамильяр Луизы — обыкновенный японский школьник, призванный из нашего мира и вошедший из любопытства в портал. В мире магии становится необыкновенным. У других магов фамильяры попроще, но самые разные, от мышек-вуаеристов до драконов-эксгибиционистов.
  • Насуверс — заклинание призыва фамильяра является одним из самых простых в традиционной магии. Даже Майя, не имеющая магической наследственности и учившаяся у отнюдь не самого умелого мага, могла призывать фамильяров-летучих мышей, которых использовала как шпионов. Были и особые случаи: например, фамильяры, призываемые Жилем де Ре, размножались, призывая себе подобных из мертвых тел; фамильяры Илиясфиль умели менять форму (только в экранизации); а лорд Эль-Миллой II создал фамильяра-ртутного конструкта, считающую себя роботом-убийцей из будущего. Формально к фамильярам принадлежат и герои-Слуги, но так как они превосходят своих хозяев в силе, а сплошь и рядом еще и в интеллекте, такое отнесение не вполне справедливо.
  • Берсерк: собственно, фамильяры, или, как их называют кушане — Пишака. Животные, прокачанные магией и управляемые колдунами-телепатами. Кушане использовали Пишака-крокодилов (прямоходящие и с копьями) как боевых пловцов, Пишака-тигров (раза в полтора больше обычных тигров) как разведчиков и диверсантов, а Пишака-слонов (как крокодилы, только в броне и с дубьем) — как гигантских головорезов. Если убить управляющего колдуна — за несколько минут становятся обычными животными. А вот чародейка Флора использовала в качестве фамильяров големов.
  • Sailor Moon:
    • Кошка Луна — фамильяр королевы Серенити-старшей и принцессы Серенити-младшей, также известной как собственно Сейлор Мун.
    • Кот Артемис — фамильяр Сейлор Венеры.
    • Их дочка, котёнок Диана — фамильяр Чиби-усы.
  • «Двенадцатицарствие»: каждый цилинь с рождения обладает нёкай — зверем-защитником женского пола. Подрастая, цилинь приручает дикого ёма, превращая его в своего слугу-сирэя. В отличие от нёкай, сирэй служит не за просто так — после смерти цилиня сирэю разрешается его скушать. Цилини обычно живут долго, но по меркам ёма плоть цилиня —настоящий деликатес, ради которого большинство сирэев готовы потерпеть сотню-другую лет.
    • Да и самого цилиня можно с натяжкой назвать фамильяром своего правителя — связь жизней и душ, во всяком случае, присутствует.
  • «Ходячий замок Хаула»: фамильяр Хаула — демон Кальцифер.
  • Witch Hunter — называются они «Хранитель»/«Supporter»/транслит с английского на корейский, но по сути именно фамильяры. Могут быть как изначально свободными существами/конструктами (от куклы с башкой-тыквой (поначалу) у ГГ через рыцаря Круглого стола у Гвиневры до титана первородного пламени Сурта, способного тягаться с богами, у Великой Ведьмы Востока), так и продолжением личности самой ведьмы — «Духовным Хранителем».
  • JJBA — подавляющее большинство стендов контролируются хозяином самостоятельно, как рука или нога, а также не имеют собственного разума, и поэтому фамильярами не могут считаться по определению, а те, что имеют, чаще всего стараются навредить своему владельцу или подчинить его, как Cheap Trick, Anubis и King Crimson?. Полноценным фамильяром можно считать разве что Spice Girl у Триш и GER.
  • «История Поллианны, девочки любви» — бельчонок Чипманк у заглавной героини.

Видеоигры[править]

  • World of Warcraft — у чернокнижника — различные демоны, у некоторых магов и шаманов — элементали, у друидов — древни, у рыцарей смерти — нежить. Охотника также можно, особенно в ранних версиях, где у него есть мана, считать разновидностью природного мага, а его питомцев — фамильярами.
  • Quest for Glory:
    • У Эразма — говорящая крыса Фенрус, как и хозяин, любит пошутить и поиграть. Плюс к тому, Фенрус тоже умеет колдовать и утверждает, что это Эразм — его фамильяр.
    • У полуэльфийки Зары — горгулия.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — фамильяром (в русском переводе питомцем) называется призрачное животное в виде волка, которое может призывать любой маг, владеющий школой Колдовства.
  • King's Bounty:
    • У Амели из «Принцессы в доспехах» это ручной дракончик.
    • В Тёмной Стороне главный герой получает в качестве фамильяра тёмного духа по прозвищу Черныш, который обычно выглядит как нечто маленькое чёрное и пушистое с маленькими чёрненькими ручками и в белой маске; однако это метаморф, способный изменять свои размеры и форму тела, оставаясь в своей неизменной белой маске (маска пропорционально растёт и уменьшается при изменении размеров тела).
  • У мага Андерса из серии Dragon Age фамильярами были котята. В детстве, во время обучения в Круге — Пушистиус (погиб, в него вселился демон и он загрыз нескольких храмовников), потом, когда он стал Серым Стражем — Сэр Ланцелап (его потом пришлось отдать другим хозяевам, так как держать животных-любимцев не по уставу). К моменту событий второй игры серии нового кота Андерс себе не завел, хотя кошек продолжал любить.
  • В игре Baldur’s Gate 2 (а также в версии первой игры Baldur’s Gate: Enhanced Edition) главный герой, если обладает нужным заклинанием, может призвать себе фамильяра: маленькую разумную животинку, которой, как и самим героем, игрок может управлять. Вид животинки зависит от мировоззрения героя: например, хаотично-добрый герой получит фэйри-дракончика, законопослушно-злой — мелкого дьявола импа, а законопослушно-нейтральный — хорька.
    • Заклинание призыва простое, первого уровня, так что с призыва фамильяра стоит начинать игру за мага. Призвать фамильяра может только главный герой. Фамильяр в начале слаб, да и по ходу игры не превращается в танк, так что бросать ли его в бой — вопрос неоднозначный, зверушка может запросто погибнуть в драке. При этом фамильяр вполне может «жить» в рюкзаке, принося хозяину бонус фактом своего существования.
    • По игре существует серия фанфиков, начинающихся с «The Tale of Two Mages». В этих фанфиках добавляется ещё одно правило вызова фамильяра: фамильяром становится создание в определённом радиусе вокруг мага, наиболее соответствующее характеру этого мага. (Упоминается магичка, которая получила в фамильяры собственного глиста, и один из героев замечает, что всё могло быть ещё хуже: она могла получить чужого глиста.) Фанфик начинается с того, что два волшебника, нейтрально-добрая Налия и законопослушно-злой Эдвин, одновременно призывают фамильяров, находясь недалеко друг от друга… и оба становятся фамильярами друг для друга.
  • Neverwinter Nights: фамильяры, которых может выбрать маг, в основном крупные и полезные в бою, вплоть до пантеры и огнедышащей адской гончей. Исключением является крошечная фея-пикси, от которой в бою толка почти нет, зато она умеет вскрывать замки и обезвреживать ловушки.
  • Neverwinter Nights II: во второй игре фамильяры — маленькие и небоевые зверьки, дающие небольшие бонусы. Среди доступных магу фамильяров есть даже жук. А вот друиды могут призывать себе в компаньоны довольно серьёзных зверей. За счёт специального perk’а друид может получить даже велоцираптора!
  • Might and Magic VII: друид, пошедший по тёмному пути, становится варлоком и ради этого приручает дракона.
  • Серия игр Atelier: в мире этих игр фамильяр называется «Мана» и является, по сути, воплощением какой-либо стихии. Например, в игре Mana Khemia: Alchemists of Al-Revis у главного героя Вейна есть разумный чёрный кот Сульфур. Субверсия: кот, хоть и разумный, в остальном обычный. А вот Вейн — Мана стихии Желаний и фамильяр своего кота.
  • Квест A Vampyre Story: на момент действия игры чёрная колдунья баронесса фон Киффер пропала без вести, но её фамильяр — разумная и говорящая кошка Пайвакет — по-прежнему живёт в замке.
  • Torchlight — главного героя сопровождает животное-фамильяр, немного помогающее в бою. Кроме того, фамильяра можно отправлять в город, чтобы он там продал трофеи, а во второй игре — ещё и за покупками. (Penny Arcade шутили на эту тему, предполагая, что фамильяр оставляет себе большую часть выручки.) На роль фамильяра можно выбрать не только привычных кота, пса и хорька, но и экзотическую альпаку, а также местную химерическую зверушку.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura: призыв фамильяра — высшее заклинание школы Призыва.
  • Black&White: ручное животное Бога — его левая рука (за правую мы вроде как играем).
  • The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel — Селина у Эммы и Грианос у Виты.
  • League of Legends — Юми, волшебная кошка. Фамильяр, ищущий свою хозяйку (согласно лору), может образовывать взаимовыгодную связь с выбранным чемпионом.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — в оригинальной игре организация Gaia использует для борьбы демонов, но в англоязычном переводе речь идёт как раз о фамильярах. Но по сути подходят. Чтобы создать фамильяра, нужно заключить контракт с вещью или уже умершим существом. Правда, создание больших фамильяров опасно, ибо фамильяры питаются жизненной силой призывателя, а значит слишком крупный может быстро осушить создателя. Один из способов обойти это ограничение — брать энергию непосредственно из энергетической точки Земли.

См. также[править]


  1. Так, например, склонная к телепатии благодаря своей генетической модификации Хонор, благодаря связи с Нимицем, смогла развить свой латентный дар от лёгкой пассивной эмпатической чувствительности, подобно её отцу, до полноценной инвазивной телепатии.
  2. Как и у МакКефри, партнёры, особенно сами коты, редко переживали разрыв психической связи, впадая в глубокую депрессию и часто переставая питаться до самой смерти.