Элизиум: Рай не на Земле

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Элизиум»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

(link)

Elysium

Элизиум: Рай не на Земле (англ. Elysium) — фильм, снятый в США канадским режиссёром южноафриканского происхождения Нилом Бломкампом (который снял Район № 9). Социальная антиутопия с элементами киберпанка, боевика и сатиры на мигрантский кризис, который случился через два года после фильма.

Создатели в очередной раз наехали на старую буржуазно-культурную концепцию «всё прекрасно, наш мир устроен идеально и справедливо, каждый получает по заслугам, богатый — живёт в роскоши, потому что он этого действительно реально заслуживает, а бомж — бомжует, потому что он этого действительно реально заслуживает, и потому — ничего менять не нужно!». Содержит аллюзии на современные социальные проблемы вроде элитарности одних и синдроме унтерменьша у других — с одной стороны. С другой стороны, является попыткой напомнить о том факте, что за исключением особо отмороженных, в большинстве своём люди идут на преступление когда у них нет иного выхода, и загораживать им выход — лучший способ устроить в мире невыносимые условия существования, что вместе с логичным желанием имеющих власть и средства убраться подальше из этого ада рождает противостояние тех, у кого в руках рай, и тех, кто к нему стремится.

Предыстория[править]

У самого Бломкампа идея фильма появилась после поездки по Мексике под впечатлением от тамошней нищеты и контраста её с жизнью богачей. Впрочем, его родная ЮАР примерно такая же, что он и показывает в других своих фильмах («Район №9» и «Робот Чаппи»).

Частично сюжет позаимствован из удалённого финала манги Gunnm — в которой главная героиня, являющаяся киборгом, попала в Утопический Небесный Город Салем, а затем открыла туда доступ всем желающим живущим внизу. Финал был удалён с целью написать сиквел. Причём последствия оказались неоднозначны, с одной стороны Салем представлял собой ту ещё антиутопию с красивым утопическим фасадом, а с другой после открытия доступа туда всем желающим бывший утопический город, в стиле «тоги и башни», оказался застроен такими же застройками, в стиле «ржавое будущее», как и город-Свалка внизу. Заметно сходство и с рассказом Гибсона «Джонни-мнемоник», где герой тоже носит в голове спасение человечества и бегает от наёмников корпораций, не желающих отдавать эту информацию народу (некоторые даже считают, что из «Элизиума» вышла более удачная экранизация).

Сюжет[править]

В Elysium мир делится на две части — огромную промышленную помойку внизу и сияющий рай со всеми благами наверху, на космической станции Элизиум, куда закрыт доступ всем кроме граждан Элизиума[1]. Живущий внизу мечтают туда попасть, а некоторые тратят кучу денег и рискуют жизнью — ради того, чтобы исцелить болезни (в основном на это идут родители больных детей, что логично), пусть даже их потом депортируют к чёртовой матери прочь.

Главный герой — ну вот, познакомьтесь, Макс (Мэтт Дэймон) — является многократно судимым за угоны автотранспорта человеком с условным освобождением, пытающийся жить честно. Это подразумевает под собой работу на заводе по сборке роботов (и где-то мы это уже видели…), в условиях полнейшего наплевательства начальства на правила техники безопасности — если рабочий сдохнет, желающих получить эту работу выше крыши. Подобная политика называется «эксплуатацией трудящихся» и вызывает классовую ненависть, как мы помним. Вернёмся к сюжету. После несчастного случая на производстве Макс получает дозу радиации, вызывающую у него состояние «живой труп» — то есть, его костный мозг мёртв, организм перестаёт вырабатывать кровь, и жить ему осталось несколько дней. В обычном состоянии он бы все эти несколько дней лежал пластом, блевал кровью и умирал в жуткой агонии, однако ему в качестве пособия по инвалидности дали банку таблеток, которая призвана помочь ему протянуть эти несколько дней в относительно работоспособном состоянии дабы гульнуть напоследок.

Проблевавшись, герой решает, что ждать смерти он не намерен, поэтому заглотав первую таблетку, он идёт к своему старому боссу — Пауку — который промышляет уголовщиной, в частности нелегальной эмиграцией народа на Элизиум (причем три из четырех шаттлов сбивает элизиумская служба безопасности, которая терпеть нашествие нелегалов не желает. Президент Элизиума возражает против кровавых мер, но всё что он может — это затыкать пальцами дыры в сите, ибо министр обороны — Джессика Делакур (неподражаемая Джоди Фостер) играет грязно и плевать хотела на чистоплюйские замашки президента). Паук, который понимает что на воровстве машин и безумных ценах на переправку беженцев денег заработать нельзя, а шаттлы где-то надо брать, решает воспользоваться беспомощьным состоянием Макса: поскольку Макс, считай, гарантированный покойник, бояться ему уже нечего, а следовательно он может похитить гражданина Элизиума и вытащить у него из мозгов информацию о банковских счетах и паролях к ним, что позволит несколько поправить бедственное состояние дел Паука. Но поскольку Макс не то, что кого-то похитить, а и на ногах стоять не в состоянии, для начала его аугментируют — он получает вживлённый внешний экзоскелет, судя по маркировке — «красной» сборки. На дело подписывают ещё двух бойцов, а в качестве цели Макс называет главу корпорации, который наблюдал за его мучениями после несчастного случая с рожей безучастной сволочи (да ещё и циничный комментарий отпустил). Всё идёт по плану, однако во время драки с роботами в элизиумца всаживают пулю и Макс еле успевает скачать данные.

А данные весьма интересные. Делакур поручила этому создателю компьютерной фигни технически — собственноручно набить простыню листинга на ассемблере — этого мы не видели со времен Терминатора, а по сути — создать программу, перезапускающую главный сервер Элизиума. В теории, она хотела после этого стать президентом заместо того чистоплюя что занимает этот пост сейчас, в свою очередь глава корпорации получил бы продление контракта ещё на пару сотен лет. О последствиях финала — остаётся догадываться зрителям. А чтобы иметь гарантии, к программе прилагалось средство убийства неавторизованного запускателя программы — то есть запустить её без вреда для здоровья мог только он сам.

Но, поскольку он мёртв, запуск программы лёг на плечи Макса. Узнав что у него в башке, он решает что это — шанс вломиться в Элизиум прямо через парадные врата. Тут как раз кстати подвернулись наёмники, которых Делакур послала захватить Макса (и их главный, Крюгер, узнав что в голове Макса тут же придумал хитрый план как захватить Элизиум. А ещё он захватил подругу детства Макса, медсестру, которая жаждала попасть на Элизиум чтобы исцелить дочь. Захватил он её после того как она перевязала раны Макса, которому достался удар ножом в драке с Крюгером после неудачной операции захвата заложника). Макс показал им кумулятивную гранату, сказав что если они не хотят чтобы он разнёс себе башку — пусть доставят его на Элизиум. Да с радостью же! В процессе посадки произошла техническая накладка (драка, в ходе которой граната укатилась и оторвала пол башки Крюгеру, а заодно пробила фюзеляж вызвав крушение шаттла), служба безопасности пленила Макса и компанию, а Делакур устроила разнос Крюгеру, которого — вот сюрприз — вновь запихали в сюжет, оживив с помощью невероятных медицинских технологий вечной молодости и здоровья Элизиума. Крюгер терпеть этого не стал и воткнул Делакур осколок стекла в шею, после чего решил устроить адскую резню и кроавую баню всем присутствовавшим в здании.

Между тем Паук, установивший втихаря на Макса маячок слежения, воспользовавшись суматохой притаскивается с кучей боевиков дабы проследить, чтобы Макс выполнил условия договора. Нет, Максу он вполне доверял, но вот допустить чтобы Макса случайно убили он не мог. Макс же, избавившись от подручных Делакур, которые хотели запустить программу и инициировать выборы, отправился на финальную битву с Крюгером.

Далее у нас много мочилова, взрывов и воплей.

Финал: У Макса в принципе есть выбор — залезть самому в капсулу восстановления и исцелиться, но тогда дочь его подруги окажется неисцелённой — в отличие от Макса, у неё нет записи в базе данных Элизиума о том, что она — гражданин. Паук потратил на Макса последнюю запись ещё в самом начале. Или же перезапустить компьютер, обозвать всё население Земли гражданами Элизиума и таким образом девочка получит лечение, но это точно убьёт Макса. Но так как (по учебнику химии и медицины) в нашей реальности аппараты ещё не способны убрать всю радиацию из организма, то выбор весьма очевиден, Макс долго думать не стал и нажал на кнопочку, которая оборвала его жизнь. Компьютер перезапустился, отдышался, накатил пару обновлений, внезапно обнаружил что у него развелось как-то очень уж дофига больных и раненых, и принял решение отправить медицинские шаттлы на Землю. А когда Президент попытался арестовать Паука, робот службы безопасности усомнился в его полномочиях — ведь выборы не производились, и следовательно на Элизиуме теперь нет правительства, а поскольку компьютер не может арестовывать граждан Элизиума, то ограничился функциями благотворительной организации — благо ресурсов на станции хватает, там же золотой миллиард живёт всё-таки. Девочка выздоровела.

Так человечество смогла заполучить шанс разрешить все свои проблемы.

Или нет?

Критика[править]

Фильм вызвал бурю негодования у людей с «Мазератти» в гараже, виллой на Канарах и золотой цепью на шее — за отчётливо прослеживающиеся параллели с нынешней гегемонией США в мире, критику системы «золотого миллиарда» и мощный гуманистический посыл.

Фильм понравился людям, которые, дабы купить билет на фильм, дали в дыню мажору, отобрали айфон и толкнули его в ломбард, ибо работу по специальности хрен найдёшь, зарплаты маленькие и жить не на что.

А теперь отложим в сторону агитку по классовой борьбе и посмотрим на правду и последствия серьезно.

  • Разброд и бардак. Особенно в отсутствие системы охраны правопорядка.
  • Борьба популистов и криминалитета за власть, вплоть до полноценных войн. Только их. Остальных очень быстро изведут в разборках. А коль скоро внешних врагов нет, то все это будет вариться в собственном соку, и совокупность кризисов Римской империи, начиная с третьего века, покажется цветочками. С разрушением того немногого, что еще оставалось.
  • Чистки. Не считая угнетателей с Элизиума, достанется большому количеству людей, живущих на Земле и занимавших определенное место в иерархии. Начальникам цехов, например.
  • Лавинообразный рост населения, истощение ресурсов, энергетический кризис. Сомнительно, чтобы народ положил столько денег на Элизиум без серьезной причины тикать с Земли.
    • Чистая экономика. Чем больше людей относительно рабочих мест, тем выше конкуренция за работу и дешевле труд. По фильму, низкоквалифицированный человеческий труд выгоднее роботизированного, а нормальной техники безопасности нет и в помине, но люди цепляются даже за такую работу. Страшно подумать, что там с перенаселением.
  • Деградация культуры.

По мнению некоторых критиков, это Идиотский сюжет. Им кажется, что Бломкамп хотел показать капиталистическую антиутопию и её разрушение, не представляя при этом, как и то, и другое должно работать. На самом деле Нил с самого начала признался, что именно это он и задумывал — показать, что нифига общественные проблемы таким образом не решаются, и что после революции будет ещё только хуже. Но наглости хватило только намекнуть на это, а не показать во всей красе — всё-таки не на свои деньги самовыражался, а на студийные.

Что тут есть[править]

  • Утопический Небесный Город, представляющий собой искусственный мир.
  • Сильное социальное расслоение на небожителей и живущих внизу.
  • Мир-помойка
  • Заявленная способность — главный герой до событий фильма вроде как зарабатывал угоном машин, но при этом в показанном мире-помойке нет никаких машин, не у кого их угонять и некому продавать, они просто бесполезны.
  • Нелегальные эмигранты — один из главных элементов фильма.
  • Суперкоропорации — они и правят из космоса.
  • Русские, которые приспособились даже к такой жизни.
  • Главный герой — простой работяга и бывший уголовник.
  • Экзоскелет — Именно в таком прибывает Макс большую часть фильма, позволяющий в нем ходить при самом худшем состоянии человека.
  • Наёмники
  • Мета-пророчество: в 2013 году сюжет фильма выглядел гипертрофированно, почти как левацкая агитка. Прямо толпы беженцев, умирая, ломятся в рай? Либералы боятся что-либо предпринимать, и только блондинка-ультраправая начинает гонять «понаехавших»? Да ладно? До кризиса с беженцами в Европе оставалось два года, до избрания Трампа — три...
    • Впрочем, ничего удивительного, что Нил угадал, ведь он просто довёл до абсурда уже существовавшие тенденции, чтобы поярче их показать. А потом они дошли до абсурда и в реальности, куда быстрее, чем он ожидал.
  • Неудачная басня — по признанию самого Бломкампа, он рассчитывал на откровение у холодильника, что финал не такой уж счастливый, но зрители в среднем до этого не допёрли. Кроме того, Бломкамп — социалист и хотел заставить задуматься над проблемами «третьего мира», пока не поздно. Но многие восприняли мораль с точностью до наоборот: что если либеральничать, пацаки чатланам на голову сядут.
  • Не в ладах с технологией — взломщики системы решают, что нельзя отключить у медицинских капсул проверку на гражданство, но зато можно сделать гражданами всех землян, притом что гражданство определяется по штрих-коду на руке (который миллиардам людей никто проставить, естественно, не успел). То есть по факту получается обратное — у капсул отключили проверку на гражданство, только так показанное на экране может сработать.
  • Не в ладах с физикой — корабль с ускорением летит к Элизиуму, по кабине «в невесомости» плавают бутылки.
  • Плохой хороший конец:
    • С точки зрения небожителей Элизиума — Полная Катастрофа — Гуманное Правительство низвергнуто, у власти оказался компьютер без управления, а богатства Элизиума стали раздаваться согласно библейской максиме «жаждающему дам даром от источника воды живой». Паук всего лишь перезапустил сервер и дал гражданство всем подряд, а сервак уже, обнаружив огромное количество больных и калечных на Земле самостоятельно запустил медицинские шаттлы на Землю, соответственно резона землянам ломиться на станцию за медпомощью - никакого нет, тирании корпораций тоже пришел конец, вместе с законом «нулевой терпимости» — у людей появился шанс начать жизнь заново. Если конечно они не начнут новую войну...
    • С точки зрения живущих внизу — наступила халява в виде медпомощи и надежда на светлое будущее, только если преступные группировки, которые курировали погрузку людей на шаттлы, не возьмут под контроль прибывающие шаттлы с медикаментами и установками для излечения людей, не задерут цены до неназываемых величин и не начнут с энтузиазмом отстреливать друг друга — за права владения этими чудесными устройствами, способные лечить всё и вся...
  1. Следует заметить, что подобное в крупном международном бизнесе творится сплошь и рядом: управление и финансы находятся в прибыльной зоне, а производственная часть чуть выше банкротства, и на любой чих должно запрашивать дополнительного финансирования, что воспринимается как расходная часть исключительно, а дополнительно часть расходов управление, продажи и финансы свешивают на производство. Другими словами, цифры высокой прибыльности и инвестиционной привлекательности обеспечиваются правильным спуском долгов вниз к производству и поднятием прибылей вверх к управлению.