Прекрасный народ

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Эльф»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Fair Folk. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Никогда не знаешь, что творится в голове у эльфа, даже если он твой друг. »
— Бернхард Хеннен «Меч эльфов»

Многие из тех, кто читает эту статью, привыкли к разумным, добрым и вечным эльфам Толкина, а также к маленьким, милым феечкам с крылышками. Но так было не всегда (хотя, заметим, и восприятие толкиновских эльфов как добрых весьма спорно — крови они пролили изрядно). Эльфы и феи средневекового европейского фольклора часто были грозны и опасны. В лучшем случае они накладывали на людей заклятья, не думая о последствиях: кого усыпляли на века, кого ловили в свои круги и холмы, у кого воровали детей. В худшем, они были чем-то вроде волшебного Джокера: похищали людей, чтобы издеваться над ними, пытать их, насиловать, а то и что ещё похуже. Они были чудесны, удивительны, обворожительны и ужасны, и они были плохие. Точнее, в лучшем случае, у них была своя мораль, серобуромалиновая, а в худшем они были по ту сторону добра и зла.

Но почему же их тогда называли «Прекрасным народом», или «Добрым народом» (Fair Folk, Goodly Folk)? А чтобы не обидеть. Не дай бог, подслушают и покарают несдержанного на язык. Да-да, эльфы придумали НКВД задолго до того, как это сделали люди. Защиты же от их козней было не так уж и много: по одной из версий, они боялись холодного железа, по другой их отпугивала религиозная атрибутика. Разгадка одна — безблагодатность: расцвет мифологии о «Прекрасном» и «Добром» народе приходится на распространение христианства, с точки зрения которого дохристианские существа и духи природы суть если не сами бесы, то их ближайшая родня.

Одна из версий легендариума подразделяла фей, эльфов, гоблинов и подобных существ (собирательно называемых «фэйри») на два Двора. Летний, он же Благой (Seelie) — могут делать вид, что они договороспособны, и иногда творят добро, но всё равно держи ушки на макушке. Зимний, он же Неблагой (Unseelie) — держись подальше любой ценой.

В некоторых сеттингах словом «эльфы» называют Толкиновских Эльфов, а словом «прекрасный народ» называют Андерсоновских Эльфов. В широком смысле Прекрасный Народ включает Эльфов, Фей, Спригганов и Пикси. Ещё одна разновидность прекрасного народа в широком смысле, малоизвестная у нас (притом что входит в кельтскую мифологию), так как редко встречается в фэнтези — шотландские шэлки, являющиеся оборотнями-тюленями.

В фольклоре и мифах других народов мира существуют аналоги Прекрасного Народа. В русской мифологии это нечисть, особенно недружелюбная к человеку (лешие, водяные, кикиморы), в японской это ёкай, в корейской токкэби, не говоря уже о лисах-оборотнях. Но подобные аналоги редко бывают настолько же удивительны и обворожительны; чаще они честно и напрямую олицетворяют всю дикость и неприглядность природы. Можно также вспомнит пери с однокоренными словами периште (ангел) и парика (ведьма).

Если Fairy People не такие уж плохие, то это троп не такие уж плохие фейри.

Где встречаются[править]

Фольклор[править]

  • Английская баллада «Сэр Орфео». Король Эльфов жесток и равнодушен к человеческим желаниям (похищает жену короля Орфео, угрожая ей в случае неповиновения ужасной смертью), при этом твердо держит данное слово. Страна эльфов прекрасна, а её описание прямо слизано с христианского Рая; но тем не менее там же находятся умершие неестественной смертью люди, «и все застыли, как кого застигло в мире волшебство».
  • Английская баллада «Тэм Лин». Заглавного героя похитила королева фей, сначала превратила в своего слугу, а потом чуть не принесла в жертву силам тьмы.
  • Скандинавская баллада «Улоф и эльфы». Герой едет к своей невесте мимо танцующих эльфов. Принцесса эльфов приглашает его на танец, получает отказ, грозит проклятьями, получает игнор — в результате погибают и герой, и его мать, и его невеста. И это ещё баллада умалчивает, что бы могло быть, если бы он согласился
  • Гамельнский крысолов, по-видимому, принадлежит к тому же роду-племени, что и остальные примеры в статье.
  • Томас-Рифмач, он же Томас Лермонт из кельтского фольклора. Наиболее известный источник — баллада «Томас-Рифмач», нефольклорный вариант — одноименный роман Эллен Кашнер. По легенде, королева эльфов была очарована пением Томаса и унесла его в страну сидов, где наградила даром предвиденья.
  • В японском фольклоре юки-онна, духа пурги и метели, можно назвать представительницей данного тропа: этим существам ничего не стоит как заморозить одинокого путника (по некоторым сведениям, ещё и выпить кровь аки вампир, или высосать душу через половой акт), так и выйти замуж за него.

Литература[править]

Во многих странах[править]

  • Всем известное со школьной скамьи стихотворение Жуковского «Лесной царь». Оный царь, он же Erlking, в оригинальной вариации звался Королем эльфов (дат. ellerkonge). Переименовал его Гёте, потому что во времена Гёте плохие эльфы были уже не в моде.

Отечественная[править]

  • Павел Бажов, сказы про Хозяйку Медной горы. На грани с соседним тропом, но все же: Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка. Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало.
    • В уральском бестиарии все такие: либо очень и очень себе на уме (как Хозяйка, Великий Полоз и бабка Синюшка), либо сами по себе не злы, но опасны своей хтонической силой (как Голубая Змейка или Огневушка-поскакушка). Пожалуй, единственный, кто там не опасен — Серебряное Копытце, хоть и обладает специфическим юморком.
  • В цикле рассказов «Простая жизнь старшины Нефедова» хоть и воюют лесные альвы во Второй Мировой на стороне Советского Союза, а только добрыми их не назовет даже самый ярый эльфолюб. Впрочем, их родственнички на стороне Вермахта еще хуже.
  • «Убивец магов. Калибр 9 мм» Григория Шаргородского. Эльфы здесь — именно дивный народ. Некогда в древности правили на Земле, фактически поработив все человечество. Однако, когда эта высшая раса перешла моральный горизонт событий и стала использовать человеческих женщин для вынашивания их жутких биоконструктов, это переполнило чащу терпения людей и они изгнали Прекрасный Народ в другое измерение (сами эльфы, к слову, так и не поняли, почему их погнали. Они же ведь выращивали биороботов для облегчения работы рабов-людей! Те им благодарны должны быть!). Через много тысячелетий, уже в наше время, Дивные вернулись в наш мир и устроили настоящий Апокалипсис. Тем не менее, к соседнему тропу эльфы этой вселенной все же не относятся — они высоко ценят и уважают воинскую доблесть и храбрость и вполне готовы пойти на переговоры с достойным оппонентом. Проблема состоит в том, что долгое время эльфы отказывались воспринимать людей именно как «достойных». Только во второй книге они признали ГГ «королем людей»[1] и согласились заключить перемирие.
  • «Сильварийская кровь» Антона Орлова — в романе присутствуют светлые и тёмные эльфы. Не следует путать последних с дроу: в этой книге «светлые» и «тёмные» — просто самоназвания враждующих группировок; по крови они ничем друг от друга не отличаются. Также не стоит обольщаться относительно их моральных качеств: и те, и другие — преизрядные сволочи. Тёмные на первый взгляд кажутся хуже: они пополняют свои ряды за счёт похищения полуэльфов и четвертьэльфов, а светлых потрошат заживо; светлые же формально союзники людей. Но после первого взгляда будет и второй, и откровение у холодильника… В итоге тёмные окажутся хоть и жуткими сволочами, но со своей правдой. И с принципами.
  • Миры Натальи Игнатовой. Один из сквозных персонажей — Неблагой фэйри Тир фон Рауб ака Олег Зверь. В некоторых случаях его принимают за демона, но это не вполне верно. Он — одновременно полное чудовище, великолепный мерзавец и злодей-протагонист (в «Принце Полуночи»). А «Дева и Змей» посвящена отцу Тира, Эйтлиайну; в ней же больше рассказывается об устройстве «мира Холмов». В частности, рассказывается, что помимо Благого и Неблагого дворов есть и третья сила — Закон, который должен хранить равновесие. Делает он это двумя способами: посылая Меч покарать выигрывающую сторону и наделяя благодатью проигрывающую. Тот же Меч должен и уничтожить мир, если сохранить равновесие не удастся.
  • «Ловушка для снов» Анны Коростелевой. Поскольку герои повести странствуют по фэнтезийной[2] Ирландии, то встретиться с предметом данной статьи им в какой-то момент приходится.
  • Метавселенная Рудазова — истинные эльфы aka альвы Тир-Нан-Ог. Как раскрывается в «Паргоронских байках», специфические фишки фейри вроде Благого и Неблагого дворов относятся именно к ним. А ещё при них подшакаливают бывшие демонические виды, вроде гоблинов и лепреконов.
    • «Сын архидемона» — Джемулан. Как будто нарочно разыгрывает, сид пархатый… И это в большей степени свойства именно его характера, чем общей культуры высших эльфов — они свою «высшесть» воспринимают скорее как ответственность, а вот этот — мало того что отморозок, так ещё и отморозок эстетствующий.
      • Да и эльфы Земли (-315), хоть формально и христиане, а намотать на повреждённую кору священного дуба кишки виноватого не стесняются и поныне.
    • Педаль в асфальт — ещё не появлявшийся в книгах, но уже утверждённый в каноне Дом Дерева Хвитачи. Эти альвы вообще обратились в демонов.
    • Из неэльфийских народов троп отыгрывают титаны. Их титанова правда и жребии — не только нечеловеческая психология, но и неэльфийская, и вообще с трудом понятная для смертных. А уж если жребий попадётся масштабный и разрушительный, как у Энзириса, Маруха или Бельзедора
  • Анастасия Парфёнова, просто Парфёнова. Эль-ин из трилогии «Танцующая с ауте» — вполне Прекрасный Народ (есть даже Тёмный Двор — д’амео-ин). В повести «Сестра моего брата» вообще практически всё завязано на жизнь Прекрасного Народа (включая личность главгероини — и это НЕ спойлер). В романе «Посланник» в роли прекрасного Народа в некоторой степени выступает одна девушка, имеющая гены арров (да, из трилогии про эль-ин). Про «Город и Ветер» лучше вообще молчать.
  • «Страшный дар» и «Заговор призраков» К.Коути и Е.Клемм. Фейри присутствуют в количестве, да и преподобный Джеймс Линден — фейри-полукровка.

Зарубежная[править]

  • Клайв Льюис, «Хроники Нарнии» — Прекрасный Народ (Fairies) упоминается среди слуг Белой Колдуньи наравне с ведьмами и людоедами.
  • Плоский мир — здесь они все как один зимние и неблагие. И довольно тупые и неизобретательные, что и позволяет людям (особенно под чутким руководством мудрых ведьм), гномам и троллям вламывать им люлей.
    • Вообще говоря, Летний Король упоминается, но вплоть до самой последней книги собственной персоной не участвует в событиях. А ещё здесь прекрасно обоснована мораль эльфов: они не чувствуют боли (кроме той что причиняет железо), и почти лишены эмпатии, так что посмотреть, как мучается человечек, для них прикольно и забавно.
  • В одном из своих черновиков (опубликованном Кристофером Толкином в одном из томов «Истории Средиземья» под названием «Morgot`s Ring») Толкин придумал origin story для «Прекрасного» Народа. Согласно ей, все богобоязненные и валаропослушные эльфы ушли на Запад, а те, кто остались — либо в виде призраков после смерти, либо истаяв при жизни — были упрямы, безбожны, опасны и испорчены искаженной природой мира.
    • В остальном же корпусе своих трудов Толкин старательно боролся с данным тропом. Во «Властелине Колец», например, он выставляет представления о «Прекрасном Народе» как суеверия невежественных роханцев о мирных и добрых эльфах Лориэна. Эомеру, высказывающему подобное мнение о них, потом приходится признать свою неправоту.
    • Хотя эльфы Чернолесья/Лихолесья из «Хоббита» по моральным ориентирам очень похожи на обычных людей, только значительно добрее и абсолютно моногамны. Правда, стали слегка неадекватными параноиками, но это ладно. В конечном счете, до неадеквата своих братьев по разуму из Нарготронда, отстреливавших всех чужаков чародейством и отравленными дротиками, они не дошли. Если ты не гигантский паук или орк, тебя возьмут в плен и даже не будут морить голодом. Если ты объяснишь, какого рожна ты пёрся по лесу, то тебя могут и отпустить. Нет — так сиди в тёплой камере с хорошим питанием, пока не разговоришься. Даже на Торина такая мера почти подействовала. А озёрникам из Эсгарота и лесным людям Лихолесья эльфы верные союзники. Впрочем, спорить о торговых пошлинах с Эсгаротом это не мешает.
    • Вообще, «очень похожи на обычных людей» — это про очень многих эльфов Толкина: как про хороших, так и про не очень хороших и про единицы плохих.
      • Тысячи синдар Белерианда отличались вопиющим раздолбайством и ухитрялись попадать в плен к Морготу во время мира. Впрочем без раздолбайства тех нолдор, которые должны были их защищать, такое было бы невозможно.
      • Нолдор Нарготронда, уже во время войны от страха дошли до того, что стреляли в любых чужаков, не вступая в переговоры. Берену правда повезло, но если бы он не держал на виду кольцо Финрода и не вопил о том кто он есть, подстрелили бы и его. Но полный неадекват начался уже после ухода из Нарготронда Финрода. Вернее, все завязалось после прихода побитых Феанорингов в Нарготронд, где они незаметно чуть не отжали трон у Финрода и выгнали его на мороз с десятком верных гвардейцев и Береном. Говорить о адекватности подданных Финрода говорить не приходится.
      • Многие нолдор Первого Дома (Феаноринги) отличались всеми качествами завзятых храмовников. И если рядовые нолдор могли порой и передумать, то средние сыновья Феанора и сам Феанор давили педаль в пол.
      • Про Эола, Маэглина и Саэроса лучше читать здесь.
    • А орки и вовсе считают эльфов «Прекрасным Народом» безо всяких оговорок. Правда выглядит это, как жалобы маньяков на полицию. В представлении орков (которое основывается на неистовой злобе, ненависти и зависти к эльфам) эльфы-воины — кровожадные берсерки без тени благородства, кидающие своих раненых, если есть шанс полупить орков. По мнению орков, гаже «могучих эльфийских воителей» могут быть только «ужасные тарки» (дунэдайн).
    • В Третью Эпоху таким стало отношение людей (дунаданов не считаем) к эльфам: что-то среднее между скепсисом (может, и сказки это все) и страхом. Наглядный пример — рохиррим во «Властелине Колец» (хотя, вон, звали же у них командира отряда Эльфхельмом, то есть Эльфийской Защитой…). Даже Боромир из просвещенного Гондора шарахается от идеи идти в Лориэн.
    • Эльфы, эльфы… Эталонный Прекрасный Народ Арды — это энты. Нечеловеческая психология — галочка, нечеловеческое восприятие времени — галочка, живут в лесу, молятся колесу, обладают властью над тем, что в этом лесу растёт, и ещё кое-какими чародейскими кунштюками, неадекватно реагируют на железо (особенно имеющее рубящую кромку), а вместо Неблагого двора у них одичалые хуорны (одним из которых, есть подозрение, был и незабвенный Дядька Ива). О могуществе же энтов достаточно сказать, что при штурме неприступного Ортханка, обороняемого захиревшим, но всё же майа Саруманом, из всех энтов погиб только один, да и то по случайности.
  • Цикл «Досье Дрездена» Джима Батчера. Зимний и Летний Дворы — присутствуют. Сами фэйри действительно прекрасны, но ни разу не добры. Точнее сказать, Зимние на первый взгляд выглядят полными отморозками и манипуляторами, для которых нет большего счастья, чем заполучить людишек в рабство, а Летние — вполне положительными и симпатичными персонажами, но в итоге оказывается, что у пытавшейся поработить Гарри крёстной были вполне благие намерения, а Зимний двор в целом выполняет жизненно важную для всего мира миссию, с другой стороны, Летние периодически творят лютую неадекватную дичь из своих довольно упоротых представлений о зле и добре.
  • «Царица ветров и тьмы» Пола Андерсона. Аутлинги не эльфы, которых успешно изображают, добыв информацию о них из людского сознания и дополнительно обточив под свои телепатические способности, стихи и песни о себе и «пропашем человечестве» в комплекте. В реальности аутлинги — инопланетяне, живущие многовидовой, абсолютно не-гуманоидной биоцивилизацией, обладающие телепатией и жаждущий избавится от пришельцев-людей, но ведут себя так же как «прекрасный народ», правда подмен по понятным причинам нет, просто воровство детей.
    • Его же «Сломанный меч» целиком и полностью посвящен тематике Прекрасного Народа. Эльфы и тролли воруют людских детей, грабят, убивают и насилуют друг друга, не волнуются насчет остаточных эффектов боевых заклинаний (эпидемии, пожары, бури), а людей избегают лишь потому что их защищают боги (хотя троллям пофиг: этим психам лишь бы подраться). Разница только в том, что эльфы — злодеи со стандартами, дружные и не лишённые милосердия, а тролли — полные чудовища, даже по отношению друг к другу.
  • ПЛиО — субверсия: название «Дети Леса» прозрачно намекает на Прекрасный Народ, но тем не менее это не эльфы (о чём прямо говорит сам Мартин). А если точнее, то «своими эльфами» Мартин считает не кого-нибудь там, а Иных (то есть совсем беги-спасайся, ледяных тварей, чьей конечной целью является пришествие вечной зимы класса «Оймякон и хуже», а последняя война с ними закончилась такими страшными потерями, что удивительно, что люди тогда не вымерли)! Что же представляют собой Дети Леса, пока неясно и мутно: возможно, они тоже окажутся своего рода Прекрасным Народом, а возможно и нет.
    • По сериалу уже оказались. Они и создали Иных. Из людей, которых резали на своих «стоунхенджах». Попадание в троп эпичнейшее.
  • «Хроники полукровок» Андре Нортон. Здешние эльфы только называются эльфами. Поработили всех людей. Выглядят как классические светлые эльфы: имеют бледную, не поддающуюся загару, кожу, светло-желтые или белые волосы. Бескрылые. От классических же светлых эльфов отличаются отличной регенерацией и физической силой, сравнимой с вампирской. К примеру, старший эльф Диран свободно гнул и завязывал в узлы мечи, а так же неоднократно отращивал утраченные части тела и заживлял раны, считавшиеся для человека смертельными. Еще жил несколько десятков тысяч лет. Единственная уязвимость эльфов — железо, которое отражает их магию в некотором радиусе в зависимости от размера предмета. Раны, нанесенные железом, эльфы регенерируют с огромным трудом.
  • «Джонотан Стрендж и мистер Норрелл». Эльфы — могущественные бессмертные создания, живущие в мрачноватом мире, где проводят свою вечность в непрерывных балах, на которые порой затаскивают души людей, пока те спят. А ещё они сумасшедшие.
  • Prince of Nothing — местные эльфы (именуемые Нелюдьми, самоназвание — «йи-куну рои», «Народ рассвета»), несмотря на совершенную внешность (с их точки зрения совершенную — по мнению людей эти безволосые двухметровые громилы со слитыми в единую полоску зубами скорее устрашающи), — какие угодно, только не добрые. Полный набор: тут тебе и рабство, и междуусобные войны, да и многие не брезгуют сотрудничеством с инхороями (инопланетная раса садистов, извращенцев и насильников): Мекеретриг, Иштеребинт в полном составе и другие. А после вымирания их женщин и обретения им дефективного бессмертия все стало ещё хуже. Дружить с ними категорически не рекомендуется.
  • «Сага о ведьмаке» — зигзаг: краснолюды, то есть «красны люди», то есть дословно «прекрасный народ» — не эльфы, а гномы (традиция в польском языке такая)! При том что имеются и настоящие эльфы! И настоящие гномы!
    • Среди эльфов в троп попадает Народ Ольх — жестокие завоеватели и поработители, устраивающие набеги на другие миры и захватывающие пленников в рабство. В общем-то, эти эльфы — зло из иных миров.
  • «Малазанская империя» — тисте анди.
    • Вообще род тисте. Их там аж три.
  • «Король эльфов» Джона Конноли КОННОЛИ — не только весьма своеобразное вековечное порождение прели и плесени, но и полноценный Некрозоопедофил, вызывает отвращение во всём начиная с принимаемого, прекрасного и величественного по его мнению, вида и заканчивая своеобразным подходом к построению отношений, видимо воспринимаемое самим Королём как изысканное соблазнение. О том один он такой или их целый народ — история умалчивает.
  • «Хроники Края» — душегубцы. У представителей этого вида кожа и волосы красного цвета от того, что, как гласят легенды, они веками проливали кровь своих врагов. Поэтому, остальные жители Края сторонятся их, несмотря на то, что на самом деле душегубцы — одна из самых миролюбивых рас, занимающаяся исключительно животноводством.
  • Цикл «Мередит Джентри» — весь сюжет крутится вокруг интриг Неблагого и Благого дворов (дивного народа), состоящих из сидхе (прекрасных эльфов, владеющих гламором — способностью очаровывать — и другой магией) и прочих волшебных рас, являющихся для всех сидхе вторым сортом. Дворы существуют на территории Волшебной страны (скрытых от людей Холмов), переместившейся в США — единственное человеческое государство, которое приняло у себя изгнанный из Европы Дивный народ. Эльфы вполне кельтские: похищали людей, шутили над ними, употребляли в пищу и так далее, но, несмотря на равную жестокость обоих дворов, люди почитают Благих за воплощение добра, а Неблагих — за зло.
  • Цикл «Гоблины» Джима К. Хайнса: в «Приключениях гоблина» пикси оказалась Некромант, злая волшебница из нижних уровней горы.
    • А в «Гоблине-герое» горстка пикси-изгнанников вторглась в гору через портал из другого мира, поработила огров и намеревалась уничтожить всех гоблинов и хобгоблинов. Тема Прекрасного Народа обыгрывается с их королевой: любой смотрящий на нее начинает испытывать к королеве невероятные любовь и обожание, и расстроить ее — само по себе пытка. К счастью для протагониста, оправа его очков была железной, а железо не только вредит самим пикси, но и блокирует их магию — что и позволило победить.

Фанфики[править]

  • Кирилл Еськов, «Последний кольценосец» — полная инверсия толкиновских «хорошего» Лориена и «плохого» Мордора. (О том, как оно в оригинале — см. выше Зарубежные авторы.)

Кино[править]

  • Эльф Нуада и его компания во втором Hellboy.
  • «Лабиринт»: король гоблинов Джарет — вполне типичный представитель фэйри со всеми их прибабахами. Причём явно летний, так что совсем незлобный.
  • «Мерлин: Первое волшебство»: Королева Маб и её подданные.
  • «Не бойся темноты»: загадочные существа из особняка представлены целой расой (или видом) очень злых зубных фей.

Телесериалы[править]

  • «Торчвуд»: Феи собственно.
  • «Magicians» со второго сезона: во всей красе.

Мультфильмы[править]

  • «Коралина» (и книга Геймана, и анимационный фильм) — Другая Мама, судя по всему, принадлежит к Прекрасному Народу.
  • Диснеевская «Спящая красавица» — злая фея Малефисента.
  • «Красавица и чудовище» (Дисней) — судя по всему, волшебница заколдовавшая принца, является феей.

Комиксы[править]

  • Нил Гейман любит вводить Прекрасный Народ в свои книги:
    • The Sandman — Аркадия, наряду с Адом, Серебряным Городом, Лимбо, миром смертных, Грёзой и мирами отдельных пантеонов — значимая политическая сила.
    • Книги Магии — одна из четырёх книг полностью посвящена миру Прекрасного Народа.

Манга и аниме[править]

  • Берсерк — встречается вариация на тему: девочка-Апостол, воображающая себя эльфийкой, ворующая детей и превращающая их в нечто себе подобное. Настоящий эльф (а-ля Шекспир), наблюдая за этим, очень недоволен.
  • Sailor Moon — космические эльфы Эйл и Анна.
  • Voltron — Друллы.
  • Shinsekai Yori — Такими являются сами люди для бакэнэзуми.
  • «Невеста чародея» — буквально Фейри, даже шелки в количестве одной штуки завезли. И еще много разнообразной, но чаще всего дружелюбной (к главной героине, которая для них в силу происхождения как кошачья мята для кошки) английской и кельтской чуди. Нет, расслабляться в их присутствии все еще не надо, но в основном серьезные проблемы исходят вовсе не от них, а от людей, применяющих магию в каких-нибудь не таких (и зачастую неудобопонятных) целях.
  • Elfen Lied — диклониусы
  • «Ублюдок FFF ранга» — цветочные духи. Ростом с предплечье девушки, со стрекозиными крыльями — типичные феи или маленькие эльфы, но из-за сходства с первым духом их называют духами.

Видеоигры[править]

  • Final Fantasy 1: Один из боссов игры — Астос, король тёмных эльфов (похож внешне, правда, на гоблина).
  • Серия Lunar: эльфы-темнопоклонники (так и называются — «Гнусное Племя»).Из-за них теперь все в мире игры живут на Луне, а Земля необитаема.
  • Во вселенной Аллодов сыграно зигзагом:
    • До ММОРПГ считались таинственной и скрытной расой, но добронамеренной. За три игры эльф явил себя однократно, и это был благообразный магический джентльмен. В «Аллодах Онлайн» выясняется, что эльфы на заре своего существования занимались геноцидом всего, что отличалась от их представлений о красоте. В ходе союза с людьми-канийцами существенно подобрели, но всё равно это лютые гедонисты и в чём-то даже извращенцы, СФК великосветских французов. Эльфы, сильно заигравшиеся с «тёмной стороной Силы» (спасибо Тэпу), становятся вампирами.
    • Народец Лесовики (и их собратья — Водяники с Горняками). Пользуются у людей дурной репутацией, внешность — страшноватые диспропорциональные карлики, у лесовиков и водяников ещё третий глаз на лбу. Но на поверку найти с ними общий язык можно: просто ребята, будучи существами стихийными, слишком остро реагируют на вред природе, наносимый людьми. Кстати, петы лесовиков, единороги, также не олицетворяют в мире Аллодов ничего особенно возвышенного — это опасные звери. В АО есть ещё и тёмные единороги.
  • Мор (Утопия) — степняки, представленные одонгами (дикими степняками с нечеловеческой внешностью), мясниками (более гуманоидные одонги мужского пола) и Травяными Невестами (более гуманоидные и весьма привлекательные одонги женского пола). Являются детьми Степи, поэтому вместо морали у них Уклад — сборник весьма нечеловеческих правил, которые степняки яростно защищают. Такая вот сибирская версия Прекрасного Народа.
  • Мир Warcraft — Nightborne (Ночнорождённые) в новом расширении к WoW «Legion». Найт эльфы, не желавшие упарываться демонской энергией в рядах Азшары. Довольно-таки недобры, внешностью напоминают дроу из D&D.
    • Сатиры — проклятые магией демонов Ночные эльфы.
    • С оговорками, Иллидари во время событий Burning Crusade.
  • Touhou: феи здесь — самые слабые (слабее людей) и глупые существа и чаще всего выступают в роли головорезов. Они похожи на детей и любят играть (да, когда они нападают на вас — они, скорее всего, так играют). Также все феи являются персонификациями тех или иных аспектов природы.
  • The Elder Scrolls II: Daggerfall: фейри (виллоки, спригганы, нимфы) являются игровыми противниками. Кто такие фейри и что вообще из себя представляют — доподлинно неизвестно, это лишь немного раскрывается во внутриигровой литературе. Скажем, высказывается версия об их родстве с эльфами, вскользь упоминаются «существа, столь быстрые и робкие, что незаметны человеческому взгляду». В следующих частях серии на тему фейри, очевидно, был положен болт.
    • Спригганы есть и в «Обливионе», и в «Скайриме». Еще в «Обливионе» встречаются маленькие крылатые импы, которые напоминают именно фейри, а в «Скайриме» есть призрачные дамы Wispmothers (Мать-дымок).
    • Нимфы и виллоки вернулись в TES Online.

Настольные игры[править]

  • Ролевая игра Changeling: The Lost от White Wolf. В ней мы играем за подменышей — людей, похищенных Прекрасным народом и превращенных в нечто иное. На самом деле, в прото-фэйри: как только у подменыша полностью иссякает показатель вменяемости и достигает максимума показатель могущества — а рано или поздно это происходит — он присоединяется к своим бывшим похитителям.
  • Changeling: The Dreaming — у многих Неблагих ши, да и у Благих — имеются странности с моралью. И да, аркадианские ши/сиды — наиболее чуждые людям твари в сеттинге, которые не перерождаются по пути подменыша, а захватывают человеческие тела, что твои демоны. Неблагой Дом Лианнан приближается к стандарту — гедонисты, доводящие людей до самоубийства пропитания ради.
  • Warhammer 40000 — Тёмные Эльдар. Так как в этом сеттинге тропы не принято играть иначе, чем в режиме «Педаль в пол», то местные Фейри занимаются жестокими пытками, кровожадной резней во имя зла и прочими интересными вещами. Причина? Их предки своим гедонизмом создали демонического бога, от преследований которого они должны откупаться чужими страданиями и смертью.[3]
    • «Светлые» (на самом деле Звёздные) Эльдар отличаются от тёмных тем, что презирают распущенность и фанатично культивируют самоконтроль, окружив свою жизнь сотней ритуалов, призванных удерживать их на избранном Пути и выражать эльдарскую эмоциональность безобидными способами. Для эльдаров безобидными: психика тех, кто следует по аспектам пути Воина в момент ношения ритуального костюма-брони представляет собой эпическую кровавую жуть, ну, и если Видящим и Автархам понадобится вырезать пару-другую миллиардов тупых людишек ради защиты рукотворного мира или ещё какого жизненного пространства, то за этим вопрос не встанет.
      • Небольшая субверсия: пока светлый эльдар носит боевую маску, он может спокойно вырезать «людишек» тысячами, но вот когда он снимает свою маску… он тут же забывает все свои кровавые прегрешения и становится довольно уравновешенным. В частности, у одной из баньши эльдар такая «защита» однажды частично «слетела» и ей приснился кошмар-воспоминание о том, как она лично расстреляла, ни в чем не виноватых, (хоть и затронутых порчей хаоса) человеческих женщин и детей, что настолько сильно ударило по впечатлительной эльдарской психике и ввело в ТАКУЮ истерику, что автору правки, на тот момент — она показалась самым совестливым персонажем из всех, ранее ему известных в сеттинге Вахи.
  • Инди-игра Wayfarer’s Song. Одной из игровых рас являются альвы — прекрасный народ, напрямую списанный с легенд о фейри. При этом альвы не являются злодеями сеттинга: действия игры происходят в Европе Бронзового века и другие игровые расы, включая людей, там не лучше. Тем не менее альвы опасны тем, что похищают смертных, чтобы заразить своей магией и таким образом продолжить род (гламор — магия альвов — пристает ко всему, чем они владеют достаточно долго: местностям, животным, предметам, даже призракам; так что достаточно прожить с альвами несколько лет, чтобы полностью переродиться). Чистокровные альвы рождаются с ужасающими мутациями и психическими отклонениями. На самом деле альвы - даже не отдельная раса, а люди, которые низвергли и съели своих Богов
  • От этих же авторов Dance Macabre — игра в жанре темного фентези в самые навозные века. Одной из трех фракций, чье покровительство может получить персонаж, является Прекрасный Народ. В сеттинге представляется как третья сторона для тех, кому не по душе ни самоотверженный свет, ни разнузданная тьма, но как и они, фейри требуют от своих почитателей определенных обетов — вернее, «капризов». Большинство капризов более-менее безобидны с точки зрения окружающих: например, танцы под дождем или отказ от мяса, но как быть с навязчивой необходимостью похитить у соседа то, что ему на свете дороже всего? (Да, и ребенка тоже!)
  • Dungeons & Dragons — в 4-5 редакции в Мультивселенную введено отдельное «фейское» (Fey) отражение, населенное вполне каноничным Дивным Народом. Сами Фей могут грантовать способности и ставятся в этом на одну полку с демонами и Неведомыми Тварями, что тоже их ярко характеризует. Считаются фееричными настолько, что к ним, как и к Тварям из Запределья, такие понятия, как добро/зло, неприменимы.

Реальная жизнь[править]

  • Люди же! По сравнению с прочими приматами: высокие, утончённые долгожители, отчасти такие и одновременно не такие, как они. Владеем всякими неестественными штуками, благодаря которым способны побеждать даже физически более сильных, приходим к ним, похищаем для всяких целей и не возвращаем. Чем не фейри?
    • Большинство домашних животных должно воспринимать людей примерно так же. Пёс уже состарился, утратил большинство зубов и остроту нюха — а двуногий, которого он воспринимает как вожака, всё ещё полон сил, остроглаз и энергичен.

Примечания[править]

  1. Учитывая, что до этого эльфы воспринимали человечество в лучшем случае как смышленых животных, это можно считать немалым достижением. У животных не может быть короля. А вот у равного по разумности — вполне.
  2. Если судить по некоторым деталям мира — постапокалиптической, а если судить по некоторым второстепенным персонажам — раннесредневековой.
  3. Вопреки распространенному мнению, дарки Слаанеш не поклоняются. Они её/его ненавидят и называют без всяких прикрас «Голодной Сукой».