Юмористическое фэнтези

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Comic Fantasy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Юмористическое фэнтези — жанровая помесь комедии и фэнтези, которая зародилась в 60-ые годы прошлого века и продолжает жить и развиваться до сих пор. Сюжеты подобной литературы извесны прежде всего опорой на четвертую стену, бафосным повествлванием и пародийным отыгрышем стандартным фентезийных клише. Этот жанр часто присутствует в деконструкциях.

Тем ни менее, сей жанр намного старше, чем кажется - ещё в античную эпоху появлялись истории с подобными сюжетами. Самый яркий пример - "Ахарняне" за авторством Аристофана. Самыми известными деятелями жанра являются такие писатели как: Дуглас Адамс, Джаспер Ффорд, Эстер Фриснер, Том Холт, Уолтер Моерс, Кристофер Мур, Джон Мур, Терри Пратчетт, Андрей Белянин, Ольга Громыко и Галина Черная.

Действие таких книг обычно происходит в воображаемых мирах, которые часто включает в себя каламбуры и пародии на другие, более серьезные фэнтези-произведения.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  • Регулярное явление в произведениях МТА.

Литература[править]

Отечественная литература[править]

  • А. Белянин «Меч без имени» — большая часть юмора основана на пошлости, которая обычно нехарактерна для других фэнтези.
  • А. Гаврилова «Астра. Счастье вдруг, или История маленького дракона» — абсурдная история вывихами мозга, о поиске буквально существующего как живое существо Счастья.
  • А. Жвалевский «Порри Гаттер» — комическое переосмысление «Гарри Поттера».
  • А. Терешкова «Подчиняться, чтобы править» — комедийная вариация историй о попаданцах.
  • Е. Звёздная «Мертвые книги» — чёрная комедия об учёбе бывшего архитектора Риа на некроманта.
  • М. Ефиминюк «Светлым магам вход воспрещен» — юмор и фантастика здесь также пересекается с любовными перипетиями.
  • М. Завойчинская «Дом на перекрёстке» — уморительная история о девушке Вике, которая нахаляву получает заброшенный разваливающийся дом, оказавшийся порталом в параллельный мир.
  • О. Громыко «Профессия: Ведьма» — за большую часть юмора отвечает девчушка-попрыгушка Вольха, которая так же является невероятно могущественной ведьмой. Ее же «Верные враги» про путь от ненависти до любви между оборотнихой и колдуном и их приключения. На постсоветском пространстве автор — одна из главных популяризаторов жанров юмористического и женского фэнтези.
  • О. Панкеева «Шепот темного прошлого» — самая комедийная и лёгкая книга из цикла «Хроники странного королевства», которая по сравнению с другими книгами цикла намного светлее и мягче.

Зарубежная литература[править]

  • Анна Лин, «Владычица Черной башни» — получившую заглавный титул по наследству избалованную колдунью ее собственные подручные, могущественные темные маги, без предупреждения отправляют шпионить за идущим против них в поход отрядом приключенцев. Не знавшая ни дружбы, ни любви избалованная и бесконечно гордая девица, никогда не покидавшая до этого Башню, постепенно открывает для себя простые мирские радости и понимает, что есть в жизни вещи и поважней власти и могущества.
  • Д. Тёрбер «13 часов» — антисказка, повествующая о злом герцоге, который думает, что убил время, в чьем замке 13 часов никогда не двигаются, и о невыполнимых задачах, которые он ставит перед теми, кто собирается жениться на его племяннице. Присутствует множество каламбуров.
  • С. Грэм-Смит «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров» — постмодернистская история о президенте Америки, ставшим борцом с нечистью как Ван Хельсинг.
  • М. Д. Дэвис «Королева Бетси» — о новообращенной вампирше Бетси, которая периодически стебёт всевозможные стереотипы о вампирах.
  • Д. Свифт «Путешествия Гулливера» — один из возможных кодификаторов жанра.
  • Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика» — причудливая история с фентезийной расой умпа-лумп, необычными способами изготовления сладостей и юмором, щедро поставляемым Вилли Вонкой.
  • Терри Пратчетт, «Discworld» — многими считается едва ли не лучшим образцом качественного юмористического фэнтези на все времена.

Кино[править]

  • «Кольца Нибелунгов» (2005) — герой Зигфрид не блистал ни умом, ни сообразительностью, а подвиги на него совершал волшебный Свин. Уровень фильма лучше всего раскрывает слоган — «Только бесконечная тупость может сокрушить величайшее зло!»
  • «Полтора рыцаря: В поисках похищенной принцессы Херцелинды» (2008) — рыцарь Риттер Ланце и кандидат в рыцари Эрдал пытаются спасти похищенную Черным Рыцарем принцессу Херцелинду. При том что до этого фильма Тиль Швайгер снял две неплохие романтические комедии «Босиком по мостовой» и «Красавчик», этот фильм получился какой-то бездарной экранизацией худших опусов МТА с откровенно подростковым юмором.
  • «Храбрые перцем» (2010) — рыцарская история, главный герой которой — трусливый и завистливый младший брат героического принца. И этим двоим, их оруженосцу и примкнувшей к ним бой-бабе предстоит спасать невесту старшего брата от злого колдуна.

Комиксы[править]

  • Oglaf — типичные фэнтезийные штампы обыгрываются с весьма острым, а чаще всего еще и откровенно пошлым юмором.
  • Комиксы от Gesperax — так как художница все свои комиксы пытается разбавлять юмором, то и все ее фэнтезийные работы подпадают под юмористическое фэнтези.
  • Самый тупой в мире маг — название говорит само за себя, но и без столь же могущественного, сколь тупого мага Грегора, с которым юмор во многом строится на его манере колдовать в исключительно буквалистичной манере, в комиксе хватает нарочито абсурдистских шуток.

Аниме, Манга, ранобэ[править]

  • Ранобэ «KonoSuba» и манга с аниме по нему же — исекайный гаремник, регулярный высмеивающий типичные сюжеты о попаданцах в фэнтезийный мир, поскольку главный герой — циничный хиккикомори, а его гарем — неуклюжие чудачки, устраивающие беспредел везде, где только появляются.

Музыка[править]

  • Feuerschwanz — ранние альбомы насквозь были нарочито пошловатым юмористическим фэнтези, да и поздние, хоть и стали по-серьезней, полностью фирменного юмора группы не лишились. Плюс сам сценический образ этого немецкого фольк-метал-коллектива — проклятые еще в тринадцатом веке рыцари, обреченные вечно жить и веселиться, пока за один год не успеют пробыть пьяными каждый божий день, покрыть тысячу баб, укротить лошадь, съесть тысячу килограмм редиса, долги влиянием мужчин на женщин оплатить и все свои острые на язык песни задом наперед пропердеть (или же сделать это с песнями группы Schandmaul, название которой и переводится, как острый на язык). В первых четырех альбомах даже присутствовали вступления, в которых раз за разом пересказывалась эта история.

Примечания[править]