Карлос Кастанеда

Материал из Posmotreli
Версия от 12:23, 6 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Он самый

Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda) — писатель-эзотерик, философ, антрополог и мистик. Широко известен, как автор учения «Путь знания», чему посвятил 11 книг, все из которых были бестселлерами в США и за её пределами. В своих работах описывал обучение, сутью которого являлось «осознание окружающей действительности» посредством прохождения «Пути воина». Грубо говоря, обычный человек, постигший знания индейцев яки, открывал для себя новые границы мира и становился своего рода магом. Само учение, согласно описанию в книгах, подразумевает собой длительный и пугающий процесс отрешения от обыденной реальности, чтобы в конечном итоге «сгореть изнутри», то есть постичь всё, что можно, и перейти в другую, отличную от нашей, реальность. А вот что там — загадка. Интересно то, что в своих книгах Карлос клялся, что учением с ним поделился некий индеец дон Хуан Матус, чьё существование ставится под большое сомнение многими исследователями; поэтому и считается, что сам «Путь воина» придуман непосредственно автором. К слову, сам Кастанеда — предмет для отдельного разговора. Дело в том, что одним из аспектов учения является стирание личной истории. То есть ученик изолирует себя от внешнего мира, не позволяет себя фотографировать, записывать голос, рассказывать о себе и т. д. Кастанеда, будучи учеником дона Хуана после выхода третьей книги перестал давать интервью, скрылся от общественности и не фотографировался. Таким образом любая биографическая информация о Кастанеде является не более, чем слухом или выдумкой, полученной от третьих лиц. То же самое касается и фотографий — их мало, и то они касаются периода «до ученичества». Причём, нередко за Кастанеду выдают профессора Лос-Анджелесского университета с таким же именем.

Сами книги одними воспринимаются, как учебники или руководство к познанию Пути Воина, другими — как художественная литература в жанре мистики или магического реализма с примесью философии.

Краткий обзор романов

Итак, в период с 1968 по 1998 годы вышли 11 романов, посвящённых учению дона Хуана. Самое интересное, что первые две книги и последующие противоречат друг другу в сути учения. Дело в том, что поначалу Кастанеда подавал произведения, как сборник наркотических трипов, вызванных употреблением мексиканского кактуса. Жевать пейотль и курить «дымок» было необходимо для того, чтобы «раздвинуть границы реальности» и научиться смотреть на вещи по другому. Но уже в третьей книге Кастанеда признаётся, что был не прав в подаче учения, признав, что кактус и галлюцинации — это лишнее; вместо этого книги стали изобиловать путешествиями в параллельную реальность, приобретением сверхъестественных способностей и практиками осознанного сновидения.

Итак, суть каждой книги:

  • Учение Дона Хуана — Карлос отправляется в Мексику и знакомится с доном Хуаном; недолго думая, индеец решает сделать Кастанеду своим учеником. Далее следуют многочисленные описания мексиканских трав (книга писалась как диссертация по антропологии), краткой сути пути Воина и зачем это надо. Всю книгу Карлос курит кактус и ловит странные галлюцинации, половина из которых в абстрактном виде помогает понять суть происходящего; тем не менее, он продолжает отрицать путь воина и верить в его учение. В конце концов, не выдержав груза свалившихся на него знаний, Карлос возвращается в Лос-Анджелес.
  • Отдельная реальность — Кастанеда возвращается к дону Хуану и продолжает ученичество. И снова наркотические трипы вперемежку с главными принципами учения, как то: Намерение (высшая способность магов), Тональ и Нагваль, то, что каждый человек представляет собой «светящееся яйцо» и что ЧСВ (чувство собственной важности) является главным препятствием на пути к осознанию. В конце Карлос обманом сталкивается с мощной колдуньей и побеждает её; но собственное неверие в происходящее ещё мешает ему продолжить ученичество.
  • Путешествие в Икстлан — здесь Кастанеда как бы перезапускает учение, отчего предлагает отсечь все знания первых двух книг на корню. Вместо этого Дон Хуан ещё сильнее вводит героя в мир Магов, поясняя ему принципы не-делания (способы расшатывания сознания) и стирания личной истории, чтобы Воин оставался непоколебим перед любыми слухами и был способен решать, что и кто будет о нём думать. В конце Карлос постепенно разрушает стену неверия и даже разговаривает с волком. Этот момент дон Хуан подаёт как разрушение шаблонов восприятия мира.
  • Сказки о силе — прямое продолжение предыдущей книги. Даёт понятия о том, что у каждого мага есть Тональ и Нагваль — силы, позволяющие человеку понимать и осознавать реальный мир и мир магов. Собственно, по большой части Карлос пытается понять эти стихии. А в конце дон Хуан, наконец приобретя полноценное осознание и закончив путь воина, исчезает из этого мира, дав Карлосу последнее задание - прыгнуть в пропасть.
  • Второе кольцо силы — Карлос остался без своего учителя. Более того, Хуан успел навязать герою группу молодых учеников, которых Карлос должен привести к «пути», став для них нагвалем (учителем). Получается у него паршиво. По сути большую часть книги Карлос ссорится с молодыми людьми и в приступе гнева умудряется создать себе дубля (двойника силы). Также Карлос знакомится с колдуньей Ла Гордой, которая подробнее рассказывает про способности магов (левая и правая сторона силы).
  • Дар Орла — одна из важных книг Кастанеды, так как именно здесь рассказывается предыстория происхождения магов, сути их существования и принципов жизни (примерно, как Библия для христиан); также упоминается Орёл, который является своего рода Богом для воина, ибо только тот дарует ему силу, необходимую для прохождения пути; а также забирает его душу после смерти в собственном клюве. Также книга примечательна попыткой Карлоса хоть как-то возглавить новую группу учеников неудачно, а также практикой осознанных сновидений. Спустя несколько попыток, герой и Ла Горда начинают вспоминать свои прошлые жизни и моменты, таинственным образом стёртые из памяти. Таким образом, попытка выстроить хронологию обучения Карлоса сводится на нет многочисленными флэшбеками.
  • Огонь изнутри — Карлос продолжает вспоминать учение у дона Хуана и его сталкеров (группа воинов, обученных работать с «первым вниманием»). Таким образом перед нами ещё больше подробностей про Орла и предназначение воина; про осознанные сновидения и точки сборки (способность, позволяющая оказаться в ином измерении будучи во власти «второго внимания»), а также про сам процесс сталкинга. По сути книга представляет собой «перезапуск-переосмысление» четвёртой книги, ибо имеет точно такой же финал.
  • Сила безмолвия — подробнее рассказывает про силу и дух воина, его слабости и способности, а также управлением намерением («магический аналог» силы воли), необходимого для прохождения Пути.
  • Искусство сновидения — подробное изложение сути осознанного сновидения и его значения для Воина. То, что в предыдущих книгах упоминалось вскользь про способности Воина управлять снами, раскрыто на все сто процентов. Также Карлос рассказывает про Лазутчиков — злых духов, обитающих в мире сновидения.
  • Активная сторона бесконечности — последняя «художественная» часть цикла, больше похожая на автобиографию. Здесь Карлос рассказывает про свою жизнь до и после учения, его отношение к миру Магов и Пути в целом, а также объясняет, кто на самом деле может стать Воином, а кто нет. Из-за её многочисленных противоречий в процессе обучения, указанных в предыдущих книгах, многими считаются, что роман был написан кем-то из приближённых Кастанеды.
  • Колесо времени — по сути, сборник афоризмов и цитат из первых восьми книг с подробными комментариями Кастанеды.

Тропы и штампы

  • А для меня это был вторник (добрая версия) — любые проявления чудес дона Хуана или дона Хенаро приводят Карлоса в восторг; те же считают, что ничего особенного не сделали.
  • Аллюзия — не трудно догадаться, что главные правила воина-мага тесно перекликаются с заповедями в Библии.
  • Высшие силы слабо устойчивы ко злу — даже любой маг, умеющий входить и пользоваться вторым вниманием, может стать лёгкой добычей для союзников (энергетические враги), которые могут испортить его энергию или вообще убить.
  • Враг в отражении — нередко дубль (энергетический клон) может творить ужасные вещи, так как являются воплощением истинного характера хозяина. Однажды дубль Карлоса чуть не погубил одну из его учениц.
  • Выживальщик — одной из особенностей Воина считается способность выжить всегда и везде при вхождении во второе внимание.
  • Вырастут — поумнеют — примерно каждый нагваль (духовный учитель) относится так к своим ученикам. И к Карлосу тоже.
  • Герой-перерожденец — Карлос Кастанеда в процессе ученичества превратился из робкого и простодушного студента-антрополога в сильного мага-воина.
  • Главный герой — пустышка — он же в начале своего ученичества по отношению к воинам.
  • Достойный противник — Ла Каталина по отношению к Карлосу.
  • Избранный — таковым может оказаться любой, кого нагваль сочтёт за будущего воина, который в будущем будет учить других. Такова воля Орла.
  • Казался злодеем, оказался героем — Сильвио Мануэль. Ученики дона Хуана (те самые, что достались Карлосу) считали Сильвио жестоким и беспощадным, и очень его боялись; впоследствии Карлос вспомнил, что именно он научил грамотно и безопасно входить во второе внимание, да и вообще всячески помогал герою.
  • Кто все эти люди? — после четвёртой книги где навсегда исчезает дон Хуан Карлос начинает вспоминать разрозненные элементы его годы ученичества, причём добавляя в повествование как можно больше странных персонажей, которых в первых-четвёртых книгах и в помине не было.
  • Крутой козёл — опять же дон Хуан. Да, он маг и научил героя всему, что знал сам. Но при этом он постоянно насмехался над Карлосом и выставлял его посмешищем перед другими; а когда другие троллили героя безудержно хохотал вместе со всеми. Может быть с фитильком, потому что таким образом он подстёгивал Кастанеду усерднее вникать в учение.
  • Налить воды — увы, да. Карлос постоянно добавляет в повествование до кучи ненужных подробностей, вроде «встали, сели, поели, пошли», не говоря уж о подробностей жизни персонажей, которые впоследствии не появятся в книгах. Для тех, кто воспринимает книги, как учебное пособие, это серьёзный недостаток.
  • Непокорные, несгибаемые, несломленные — любой прокачанный воин, будь то нагваль, сталкер или сновидящий.
  • Золотое трио — «сестрички» Хосефина, Лидия и Роза. Настолько тесно связаны друг с другом, что Ла Горда считала, что вместе они представляли собой одно целое.
  • Командный дедушка — дон Хуан.
  • Кающийся грешник — Ла Горда и Флоринда — до ученичества творили всякую дичь, впоследствии исправились и стали вести праведную жизнь. Ла Горда же ради этого отказалась от собственного сына, чтобы её как уникального мага ничто не связывало с простым людским миром.
  • Повторяющееся начало — начало «Учение дона Хуана» и «Путешествие в Икстлан» повторяют друг друга, а события в последней местами противоречат первой.
  • Подстрекатель — опять же, дон Хуан. В «Отдельной реальности» обманом заставил Карлоса дать бой с ведьмой ла Каталиной.
  • Приключения автора — без комментариев.
  • Проснулся знаменитым — первая книга, изобилующая галлюцинациями после употребления мексиканских кактусов вышла в расцвет хиппи и всеобщей свободы, оттого огромные продажи и внезапная слава.
  • Прочитать о себе книгу — в первых книгах Карлос дал почитать «Учение дона Хуана» самому дону Хуану. Прочитал ли индеец эту книжку вопрос открытый.
  • Рояль в кустах — постоянно. Когда Карлос сталкивается с какой трудностью он сразу же вспоминает, что n-лет назад дон Хуан научил его жизненно важному приёму, который сейчас ему пригодится.
  • Светлый властелин — дон Хуан.
  • Секс — это плохо — аверсия: дон Хуан считал, что секс всего лишь бесполезная трата сил и энергии, необходимая для Воина.
  • Трикстер — дон Хенаро, бенефактор (типа учитель, который показывает возможности мага-воина) дона Хуана. Старый индеец, творящий всякую не смешную дичь, вроде кражи машины Карлоса (он магическим образом спрятал его под камень, не спрашивайте как). Постоянно шутил и издевался над героем на потеху дона Хуана, тем не менее, раз за разом раскрывая перед героем очередные интересные тайны обучения.
  • Художественная правда — а вот тут уже откровенный предмет споров. Кастанеда и его ученики заявляли, что описываемое в книгах правда, однако ни одного доказательств оного не представлено. С другой стороны их и не должно быть — Воин никогда и не перед кем не скрывает своих секретов и ведёт тайную жизнь.
  • Целевая аудитория — первые две были популярны у хиппи и прочих любителей «безграничного». Впоследствии первые отвалились (Карлос признал, что слегка переборщил с употреблением трав и их влиянием на учение), а вторые остались.
  • Что за фигня, автор? — вся первая книга.
  • Я не злой и Я не добрый — у Воина-мага в принципе нет понятия добра или зла. Он просто живёт, держа строгий нейтралитет по отношению ко всему миру и занимается расширением сознания.
  • Я ошибся, всё было не так — начало третьей книги.