Дэшилл Хэмметт

Материал из Posmotreli
Dashiell Hammett /
Версия от 17:39, 8 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску


Сэ́мюэл Дэ́шилл Хэ́мметт (также Дэшил Хэммет, Хеммет; англ. Samuel Dashiell Hammett, 27 мая 1894 — 10 января 1961), американский писатель и критик, автор ставших классикой детективных романов, повестей и рассказов. Один из основателей, наряду с Рэймондом Чандлером и Джеймсом Кейном, жанров «крутого детектива» и «нуар».

Родился на ферме в Мэриленде. В возрасте 13 лет бросил школу, несколько лет работал где придётся, в итоге став сотрудником детективного агентства «Пинкертон», где проработал с 1915 до 1921, с перерывом на службу в рядах американской армии в Первой Мировой войне в 1918, где в его жизни появились первая жена, медсестра Джозефин Долан, и туберкулёз.

Работа «пинкертоном» всё больше и больше отягощает совесть Дэшилла — проверки анкетных данных для клиентов в вопросах, не имеющих отношения к работе (расовая и этническая принадлежность, сексуальная ориентация и пр.), борьба с трудовым активизмом, в частности забастовками и профсоюзами. Этот же опыт формирует политические взгляды Хэммета — он занимается антифашистским и социалистическим активизмом, вступает в Коммунистическую партию США. Чтобы прокормить семью, Хэммет пробует себя в писательском ремесле и рекламе, но после рождения второй дочери доктора сообщают, что из-за его хронического туберкулёза им нельзя жить вместе, и они разводятся, но Хэммет продолжает поддерживать бывшую жену финансово.

Его первым успехом становится серия рассказов про (безымянного) сотрудника агентства «Континенталь», в котором легко угадывается сам автор. Будучи одним из крайне немногих авторов детективов, которые основывались на личном опыте, он заимствовал из реальной жизни как персонажей, так и сами особенности работы. Хотя не обходилось без художественных прекрас, сами задания Сотрудника (по-тихому расследовать пропажу исчезнувшей наследницы состояния, поймать сбежавшего чёрного бухгалтера) тоже вполне реальны или реалистичны, как и методы работы (подслушивание разговоров в баре, командная слежка сменами, раскапывание информации о знакомых цели) — сам Дэшилл называл основным отличием то, что дела, которые на страницах произведений решаются за недели, в реальной жизни длились месяцами, а детективы работали над несколькими несвязанными делами одновременно. Не скрывается и неприязнь к ряду наиболее раздражавших Хэммета типажей: полицейских (полиция США того времени больше напоминала вооружённое бандформирование), частных детективов на зарплате отелей, аморальных и мелочных клиентов. «Красный урожай», а также «Стеклянный ключ» (не входящий в эту серию) послужили вдохновением для фильма «Телохранитель» Акиры Куросавы, на основе которого, в свою очередь, Серджио Леоне снял трилогию вестернов про Человека без имени.

Если Сотрудник — это «пинкертон» со стороны, то Сэм Спэйд — это идеализированный образ крутого детектива, такой, каким Хэммету и его коллегам хотелось бы стать: циничный мизантроп с добрым сердцем, обострённым чувством справедливости и большим успехом у женщин. В каждом курящем сигару владельце углового офиса, в который входит дама в беде, есть немного от Спэйда; помимо этого, была номинированная на три «Оскара» адаптация Мальтийского сокола с Хамфри Богартом в главной роли, о которой не все знают, что она снята по какой-то книге.

Наконец, Ник и Нора, детектив в отставке и его жена-светская львица, главные герои романа «Худой человек» (а также фильма-адаптации, серии её сиквелов, часть сценариев к которым тоже написана Хэмметом, радиопьесы и т. д.) — это, конечно, сам Хэмметт и его возлюбленная Лилиан Хеллман. Дуэт: мужчина и женщина, профессионал и профан, скептик и легковер, большую часть расследования обменивающиеся колкостями и переругиваниями — шаблон, придуманный именно здесь и ставший в итоге основой большей части детективов, которые можно увидеть на любом телеканале: Ник и Нора — это Малдер и Скалли, Боунс и Бут, Касл и Бэккетт, Люцифер и Деккер, и так далее, и тому подобное.

Свой последний роман Хэмметт написал в 1934, затем стал более серьёзно заниматься политическим активизмом, пробовать себя в иных формах искусства, прежде всего сценариях к фильмам, и чуть даже не завоевал «Оскар» за «Дозор на Рейне», который, впрочем, ушёл в том году «Касабланке». После начала Второй Мировой пошёл добровольцем на фронт, задействовав свои связи, чтобы его не признали не годным из-за туберкулёза, полученной в Первой мировой инвалидности, и членства в КПСША.

Вернувшись с войны, Хэмметт посвятил всё свободное время борьбе за расовое равенство, будучи избранным президентом общественной организации «Конгресс гражданских прав». После начала маккартизма эта организация была объявлена коммунистической и подлежала закрытию, Хэмметт подвергался допросам, получил срок за отказ свидетельствовать против товарищей. Радиопередачи по мотивам его произведений были сняты с эфира, сам он оказался в чёрных списках, остался фактически без средств к существованию. Последние десять лет Дэшилл провёл в нищете и затворничестве, медленно умирая от последствий многих лет алкоголизма и курения, в совокупности с хроническим туберкулёзом с Первой мировой войны, эмфиземой с Второй и так далее. Похоронен на Арлингтонском национальном кладбище, как и полагается ветерану.


Тропы и штампы в произведениях[править]

  • Антигерой — Нэд Бьюмонт из «Стеклянного ключа», Спэйд, Сотрудник.
  • Бленд-нейм — агентство «Континенталь», под которым имеется в виду «Пинкертон».
  • В каждой руке по оружию — китайские гангстеры любят так стрелять. С меткостью выходит не особо.
  • Внезапный сердцеед — Сотрудник невысок, полноват и не вышел лицом, но женщины на него регулярно вешаются. Впрочем, многие из них — роковые женщины, пытающиеся его соблазнить для каких-то своих целей.
  • Не в ладах с оружием — выстрелы из огнестрельного оружия постоянно швыряют врагов через комнату. Хэмметт был в курсе и просто добавлял драматизма.
    • В одном из рассказов преступник крадёт у Сотрудника ствол, стреляет ему в живот в упор и сматывается. Сотрудник предвидел такой поворот и зарядил оружие холостыми. Итог — ожог кожи и испорченная рубашка, но не более того.
  • Нуар — один из кодификаторов.
  • Опосредованная передача ругательств — «Мальчик сказал два слова — „иди“ и короткое, неприятно звучащее направление»
  • Пародия — «Город кошмаров», где на каждом углу происходит бессмысленное графическое насилие — стёб Хэммета над современными ему детективами.
  • Роковая женщина — регулярно встречается.
  • Хорошее курение, плохое курение — Сэм Спэйд постоянно катает самокрутки.
  • Хроническое спиннокинжальное расстройство — в «Мальтийском соколе» под конец персонажи напоминают дикобразов наоборот.


Стенатроповдляразборки[править]

Общие[править]

Дэшил Хэммет не описывал даже мысли персонажей. Только реплики и действия.

Писатели — от Дэшила Хэммета до Хораса Мак-Коя — вывели своих храбрых, умных, вооружённых до зубов и не очень-то щепетильных героев из …

Хэммет, Чандлер, Питер Чейни, Джон и Росс Макдональд, Микки Спиллейн… и тысячи, тысячи их последователей и подражателей. … только честным и принципиальным («Стеклянный ключ» Дэшила Хэммета

Классические американские детективы от Хэммета до Чандлера. Убийца может быть известен с самого начала, но попробуй его найди и посади.

  • Нуарный детектив (персонаж) — Дэшил Хэммет изнутри знал всю кухню детектива времен сухого закона:
    • «Мальтийский сокол» — Сэм Спейд. Экранизация с Хамфри Богартом кодифицировала образ окончательно.
    • Безымянный оперативник агентства «Континенталь», которому Хэммет посвятил куда больше книг, чем Спейду. Редкий случай, когда автор был в разы круче своего персонажа.
    • «Худой человек» — Ник Чарльз соответствует тропу лишь частично: он (бывший) частный детектив, саркастичен и любит выпить, но при этом счастливо женат и не испытывает финансовых проблем.
  • Отпечатки пальцев

«нуара» Дешила Хэммета, даже когда преступники оставляют кучу отпечатков на месте преступления, не пытаясь их уничтожить, …

  • Реклама алкоголя. «Крутые детективы» Реймонда Чандлера и Дэшила Хэммета — герои пьют не только спиртное, но в основном его. Примеры антирекламы спиртного и наркотиков там, впрочем, тоже есть.
«

Я разлил джин по стаканам, а она вышла на кухню за минеральной водой и льдом.

Спейд кинул шляпу и пальто на кровать, пошел на кухню и вернулся в спальню со стаканом и высокой бутылкой «бакарди».

…и вынул из ящика бутылку «Манхеттена» и бумажный стаканчик. Наполнив стаканчик на две трети, он выпил…

»
— Романы Хэммета

правил нашего агентства, законов штата и человеческих трупов я переступил. " — безымянный Оперативник, «Кровавая жатва» Дэшила Хэммета …

… точно вспомнит Раймонда Чандлера, кому-то придёт на ум ещё Чейз или Гарднер. Только неплохо знакомый с этим жанром человек вспомнит Дэшила Хэммета, …

Вот только пинкертонов всё чаще и чаще отправляли не ловить гангстеров, а расправляться с членами профсоюзов, чего Хэммет выдержать не мог и начал …

«Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета включают в 100 лучших детективов всех времен. А остальные четыре романа, повести и сборники рассказов известны куда ...

Кровавая жатва[править]

Действие романа Дэшила Хэммета «Кровавая жатва» происходит в эпоху Сухого закона, но Куросава без проблем переносит сюжет в сёгунскую Японию, а Леоне — на …

согласно которому произошло примерно следующее: Сперва в 1929 году писатель Дэшил Хэммет написал роман «Кровавая жатва», где безымянный …

«Телохранитель» Акиры Куросавы по мотивам «Кровавой жатвы» Дэшила Хэммета и его

что в свою очередь фильм Куросавы переиначивал роман Дэшила Хэммета «Кровавая жатва», где действие тоже происходило в Америке, …

«Телохранитель» Акиры Куросавы по мотивам «Кровавой жатвы» Дэшила Хэммета и его многочисленные ремейки, включая спагетти-вестерн Серджио …

«Кровавая жатва» и другие книги Дэшиела Хэммета из серии об оперативнике из «Континенталя». Тема «палёного» спиртного и бутлегеров раскрыта …

упоминания заслуживает «Телохранитель» Акиры Куросавы — «Кровавая жатва» (роман Дэшила Хеммета про «ревущие двадцатые») в Японии XIX в.

Дэшил Хэммет «Кровавая жатва» Илайхью Уилсон — хозяин Отравилля. Пусть городок и отбился от рук, но Оперативник наводит таки порядок.

Разное[править]


Серия романов, повестей и рассказов Дэшила Хэммета об оперативнике из агентства «Континенталь» — возможно, самый длинный книжный цикл с …

  • Сыщик-любитель. Ник и Нора Чарльз, бывший частный детектив и его богатая наследница-жена, в книге Дэшила Хэммета «Худой мужчина» и её экранизациях. Сам Хэммет написал только одну книгу про Ника и Нору, которая легла в основу первой книги, остальные уже целиком оригинальная работа.
    • Ненамеренное коверкание имён. Детектив Ник Чарльз из романа Дэшила Хэммета объясняет, что настоящая фамилия его отца была Чараламбидес (так в переводе, однако обычно эту фамилию у нас …
  • Все оттенки чёрного. детектив сам работает на мафию («Стеклянный ключ» Дэшила Хэммета).
  • Дама в красном. Дэшил Хэммет, «Женщина в темноте» (1933) — Луиза Фишер не является роковой женщиной. Но когда она появляется на пороге Бразилии (??? кого) в …
  • Людоед. … как он прочёл в романе Дэшила Хэммета упоминание об Альфреде Пэкере, знаменитом горе-проводнике, который обвинялся в том, что ради выживания убил и съел …
  • Руритания. Муравия со столицей Стефанией в рассказе американского писателя детективов Дэшила Хэммета «Суета вокруг короля» (1928).
  • Список кораблей. Дэшиел Хэммет «Большой налёт» — длинное перечисление мёртвых гангстеров, тела которых находят герои. Тот случай, когда список не важен для …

Околотропы[править]

  • Город грехов. Закадровые монологи героев дают прикурить Чандлеру и Хэммету, а персонажи выглядят на страницах то как сгустки темноты, то как светящиеся …
  • Враждующие фэндомы/Литература … и Агаты Кристи) vs детективы американские, где вся суть в грязной оперативной работе (в духе Дэшила Хэммета и Раймонда Чандлера).
  • Время не пощадило. На страницах его книг не найдёшь интересных персонажей Чендлера или захватывающих расследований Хеммета — тупой бугай Майк Хаммер ломает людям челюсти и …
  • Дуэт плохишей Напомните плиз, если кто читал, не то у Хэммета, не то у Чейза, не то у кого-то похожего были два гея-наемных убийцы, один чудовищно жирный, …
    • Хм, помню, у Чейза в одном из произведений была чуть ли не целая ОПГ из всяких извращенцев. Насчёт геев не в курсе, а вот ГГ приходила убивать мужеподобная лезбиянка.
  • Йопт In Translation Учитывая, что по роману Дэшила Хэммета «Кровавая жатва» уже было снято несколько фильмов — «Телохранитель», «За пригоршню долларов» и "Полёт …
  • Кастинг-агентство «WTF?» В романе Хэммета «Мальтийский сокол» Сэм Спейд описан как могучий мужик с резкими чертами лица, русыми волосами и крупными залысинами.
    • Талант превыше внешности. Экранизации произведений Дэшила Хэммета: Хамфри Богарт в роли Сэма Спейда из «Мальтийского сокола», Уильям Пауэлл — Ник Чарльз, протагонист Худого человека, и Сэмюэль Л. Джексон в роли детектива из «Дома на Турецкой улице».
  • Никогда не доверяйте обложке Томик Дэшила Хэммета от издательства «Одамеэс» (1993 год издания). На обложке помещен, судя по всему, коллаж из постеров каких-то фильмов, …