Freaks

Материал из Posmotreli
Версия от 23:01, 5 мая 2022; Fox (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Очаровательный малыш у бородатой леди
« ПОЛНЕЙ НАЛИВАЙ! ПЕЙ-ЗАЛИВАЙ! ТЫ! ТЕПЕРЬ! ОДНА! ИЗ! НАС! »
— Тост на свадьбе Ханса и Клеопатры

Freaks — фильм ужасов 1932 года режиссёра Тода Браунинга. Один из немногих фильмов, выпущенных в Голливуде в счастливую пору, когда актёры уже могли говорить с экрана (изобрели звук), причём могли говорить о чём угодно (ещё не начали жёстко внедрять закон Хайса 1929 года о цензуре в кино). После 1935 ничего подобного снять в США было невозможно вплоть до примерно середины-конца шестидесятых[1].

Мотивом сценария послужил рассказ Тода Роббинса «Шпоры».

Тод Браунинг с 16 лет работал конторшионистом в путешествующем цирке и лично знал многих актёров фрик-шоу. Режиссёр решился на небывалое: большая часть актёров фильма — настоящие фрики из «боковых представлений». «Фрики» в фильме — положительные герои, резко контрастирующие с отрицательными «нормальными».

Фразе «Ты теперь один/одна из нас!» неоднократно приносили оммаж. Имя «Pinhead» стало нарицательным, а группа The Ramones даже написала одноимённую композицию.

Ремейк 2007 года под названием Freakshow с треском провалился из-за бездарного сценария. Играют-то реальные цирковые фрики себя любимых, и актёрского мастерства им не занимать, вот только диалоги написаны кривыми руками, разрывы канвы, да идиотский сюжет впридачу.

Персонажи[править]

Положительные[править]

Ханс (Харри Эрлс) — карлик. Протагонист фильма.
Фрида (Дэйзи Эрлс) — карлица, подружка Ханса до романа с Клеопатрой.
Фросо (Уоллес Форд) — воздушный гимнаст, зазывала и манежный клоун.
Венера (Лейла Хаймс) — подружка Фросо, официально — воздушная гимнастка, но исполняет кучу других обязанностей: от продажи билетов до приготовления ужина для микроцефалов.
Жозефина-Джозеф — гермафродит, играет себя.
Джонни Эк — безногий гимнаст, играет себя.
Фрэнсис О’Коннор — безрукая красавица, играет себя. В одном из эпизодов занимается домашними делами — при помощи ног, естественно.
Анджелино (Анджело Росситто) — карлик, играет себя.
Марта Моррис — вторая безрукая красавица в фильме, играющая себя. Вопреки слухам, в реальной жизни Марта замужем за Анджелино никогда не была — умерла от пневмонии через 5 лет после выхода фильма.
Питер Робинсон — человек-скелет, играет себя.
Леди Ольга Родрик (настоящее имя Джейн Барнелл) — бородатая леди и моментальный фотограф, играет себя. По фильму — супруга Питера Робинсона, в одном из эпизодов родила здорового ребёнка.
Принц Рандиан — живой торс, играет себя. В одном из эпизодов сворачивает себе самокрутку и прикуривает, одновременно продолжая разговор с Анджелино.
Элизабет Грин — женщина-птица, играет себя.
Делмо Фриц — факир, шпагоглотатель, играет себя.

Отрицательные[править]

Клеопатра (Ольга Бакланова) — гимнастка на трапеции, в конце — «женщина-утка»: существо с торчащими прямо из туловища ступнями и похожими на куриные крылышки руками. Получивший по заслугам антагонист.
Геркулес (Хенри Виктор) — цирковой силач, бой-френд Клеопатры. В конце — оперный певец с невероятно высоким фальцетом.
Роско Эйтс — бафун (манежный клоун, как жестокий «Рыжий» в русском цирке), играет себя.
Мадам Тетраллини (Роуз Дион) — нянька и антрепренёр микроцефалов. К своим подопечным (и основному источнику доходов!) относится как к мебели.

Комические и эпизодические[править]

Братья Ролло (Эдвард Брофи и Мэтт Мак-Хью) — владельцы цирка.
Дэйзи и Виолетт Хиллтон — сиамские близнецы, играют себя. Дэйзи замужем за старшим братом Ролло, а младший брат безуспешно добивается руки Виолетт. Та предпочла ему Роско! «Виолетт свободная женщина – она сама по себе, а Дэйзи – сама по себе». Дэйзи при этом усиленно показывает Ролло взглядом, что физически соединена с сестрой.
Шлитци — пинхэд (микроцефал), играет себя.
Ку-ку — человек-утка, играет себя.
Пип и Зип (Эльвира и Дженни Ли Сноу) — микроцефалы, играют себя.
Публика в цирке, полицейские, дворецкий в имении Ханса и т. д.

Сюжет[править]

Фильм открывается в балагане фрик-шоу. Посетительница заглядывает в ящик и кричит от ужаса. Зазывала объясняет, что существо в ящике когда-то было акробаткой на трапеции, причём талантливой. Дальнейший рассказ представлен в виде флэшбэка зазывалы.

К передвижному цирку недавно присоединились акробатка Клеопатра и силач Геркулес. Клеопатра случайно узнаёт, что с раннего детства выступавший в цирке карлик Ханс владеет крупным состоянием. В сговоре с Геркулесом акробатка решает соблазнить Ханса и выйти за последнего замуж ради получения наследства. На свадебном приёме Клеопатра подсыпает яд в вино Xанса. Остальные актёры фрик-шоу ничего не подозревают, и начинается процедура «посвящения» Клеопатры — «Ты теперь одна из нас». Кубок с отравленным вином несут вокруг стола. Ханс отпивает глоток, и Клеопатра вдруг обнаруживает, что обязана отпить из того же кубка. Клеопатра издевается над фриками и отгоняет их. Яд действует на Ханса, тот валится без чувств.

Прикованный к постели Ханс притворяется, что поверил Клеопатре. Та даёт ему «лекарство» (на самом деле ещё яду). Притворившись, что принял лекарство, Ханс тайно выбирается из фургона, чтобы позвать на помощь друзей. В кульминации фильма фрики нападают на антагонистов с ножами и хирургическими инструментами. Кастрацию Геркулеса из прокатной версии вырезали — позже тот станет оперным фальцетом. Из Клеопатры делают «женщину-утку».

Студия MGM настояла на счастливом финале: Ханс уходит из цирка и покупает роскошный особняк. Венера и Фросо уговаривают Фриду посетить Ханса. Ханс не хочет её видеть, но Фросо пользуется своим талантом клоуна, чтобы отвлечь дворецкого. В конце Венера и Фросо оставляют Фриду и Ханса плачущими в объятиях.

Тропы и штампы[править]

  • Бета-пара: Фросо и Венера.
  • Боди-хоррор: какие ещё спецэффекты? У нас играют без грима.
  • Великая депрессия. Она самая.
  • Выздороветь в адаптации: инверсия в вышедшем в 1992 году комиксе Фрэнка Джима Вудринга и Франсиско Солано Лопеса. Клео изувечили ещё круче, чем в фильме.
  • Говорить словесной окрошкой: микроцефал Шлитци.
    • Шлитци, скорее, просто не способен к членораздельной речи в силу глубокой умственной отсталости. Фросо, однако, его понимает без особых проблем. А вот Зип и Пип говорить могут, но не очень хорошо.
  • Даже у зла есть стандарты: Роско вряд ли можно назвать хорошим парнем. Вместе с приятелем Геркулесом он тоже издевался над Жозефиной-Джозефом и прочими фриками. Но в конце Роско сообщили, что Геркулес принимал участие в отравлении Ханса. В финальной сцене Роско отказывается помочь Геркулесу — смотрит с презрением и уходит.
  • Диссонирующий саундтрек: фрики на прогулке.
  • Жанровый гибрид: фильм описывали как «жанр в своём роде и не поджанр любого другого жанра».
  • Красивый — значит хороший: инверсия по полной программе! Красавцы и красавицы — злые, уроды — добрые. Впрочем, Венера и Фросо — красивые и добрые одновременно.
  • Мутанты.
  • Неадекватное возмездие: Геркулес и Клеопатра, конечно, те еще кадры. Но… искалечить и кастрировать за неудачное покушение? Обоснуй от режиссёра: если бы герои просто передали антагонистов полиции, по прецедентам тех времён Клеопатра получила бы пару лет исправительных работ, а Геркулес при наличии хорошего адвоката вообще мог отделаться лёгким испугом. Официальное возмездие было бы тоже неадекватным содеянному — но только «в другую сторону».
  • Неожиданно тонкий голос: Геркулес в финале поёт фальцетом.
  • Осторожно, доброта!: фрики показаны как дружелюбные люди, но если вы планируете смерть одного из них… вам лучше этого не делать.
  • От неприязни до любви: Виолетт и Роско.
  • Оторву твой длинный…: Геркулес в конце получил именно такое наказание.
  • Победитель дракона становится драконом: играется зигзагом. В финале моральные уроды становятся еше и физическими, а физические — еще и моральными.
  • Разрядка смехом: несколько великолепных комических сцен, в том числе свидание Виолетты с младшим Ролло.
  • Сражение под дождём: Финальная битва между Клео, Геркулесом и фриками проходит под дождём.
  • Старше, чем выглядит: Ханс и Фрида хотя и выглядят детьми, вполне взрослые и имеют право вступить в брак.
  • Уродливо красивый: все фрики в фильме.
  • Участь хуже смерти: Клеопатра и Геркулес.
  • Флэшбэк: см. выше.
  • Хэппи-энд нужно заслужить: Ханс, чувствуя себя виноватым во всём происшедшем, отказывается жениться на Фриде и несколько лет живёт замкнуто.
  • Цирк ужасов: обыграно и прямо, и в виде инверсии.
  • ЭТО! СПАРТА! Клеопатра кричит: «ГРЯЗНЫЕ! ВОНЮЧИЕ! УРОДЫ!» Ну и выкрики во время свадьбы из эпиграфа.

Примечания[править]

  1. Закон о цензуре отменили официально в 1966 году, но сценаристы «по инерции» занимались самоцензурой какое-то время.