Gundam

Материал из Posmotreli
Версия от 17:47, 8 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Gundam — японская научно-фантастическая метавселенная и прилагающаяся к этой вселенной франшиза, включающая аниме-сериалы разной продолжительности, полнометражные аниме-фильмы, мангу, повести, романы, видеоигры и разнообразный мерчандайз (прежде всего, сборные модели военной техники).

Mobile Suit Gundam 0079, вышедший в 1979 году, снимался в качестве концептуальной и эстетической антитезы super robo, т. е. меха-аниме 1960-70х, и считается родоначальником жанра real-robo.

Сеттинг[править]

Мнимые миры почти всех произведений метавселенной построены вокруг нескольких ключевых элементов из следующего набора:

  1. космическая экспансия — значительная часть человечества переселилась на космические колонии, группы которых находятся в точках Лагранжа;
  2. между обитателями Колоний и жителями Земли возникает конфликт, рано или поздно выливающийся в военные действия той или иной масштабности;
  3. изобретён тот или иной «вечный двигатель» — компактный, мощный и долговременный мощный источник энергии, размером чуть меньше легковой машины. В некоторых сеттингах он действительно является вечным в буквальном смысле, позволяя неограниченно долгую работу техники. В других — просто позволяет очень долгую работу на одной заправке;
  4. дистанция ведения боя равна дистанции визуального обнаружения, почти всё оружие наводится вручную — развитые системы постановки помех затрудняют радиосвязь, радарное и инфракрасное обнаружение — чаще всего супер-эффективная система постановки помех основана на той же технологии, что и «вечный двигатель»;
  5. военные действия в космосе и на поверхности Земли ведутся с использованием мобильных доспехов — маневренных, универсальных антропоморфных боевых машин, силовой установкой которой является «вечный двигатель» (необходимость и возможность создания этого типа военной техники обусловлена пп. 3 и 4), а также «мобильной брони» — во всём аналогичной, но не антропоморфной (и как правило, но не обязательно, более массивной).

Ключевые особенности[править]

Гандам дважды, трижды, многажды велик.

Настолько велик, что, являясь родоначальником жанра real robo, не сильно потерял бы, если бы в нём не было собственно mecha.

Во-первых, Гандам — не про войну и не про роботов, а про людей. Про личности и про человечество в целом.

Произведения метавселенной различаются проработкой и отделкой, но все они посвящены исследованию тех этических проблем, перед которыми людей ставит война. Симпатичные положительные персонажи нередко совершают тот или иной выбор, оказывающийся в конечном счете ошибочным; многие «отрицательные» персонажи, с другой стороны, руководствуются несимпатичными, но понятными соображениями.

Хороший пример — Княжество Зеон. События UC-таймлайна GUNDAM начинаются с того, что группа колоний объявляет о суверенитете и развязывает войну за независимость против земного правительства, гниющего изнутри. При ближайшем рассмотрении «благородные повстанцы» оказываются наследниками идеологии и стратегии Третьего Рейха — поскольку после прохождения точки невозвращения у них есть только два выхода из ситуации: либо полный крах, либо завоевание всего обитаемого космоса.

Во-вторых, Гандам — это хорошая работа сценаристов. Развитие сюжета подчиняется внутренней логике мира — deus ex machina, разрешающего неразрешимые вопросы для вящего дидактического эффекта, нет даже в тех произведениях метавселенной, которые считаются откровенно слабыми.

В-третьих, многие произведения мультивселенной — это хорошая, крепкая научная фантастика. «Физика Миновского» построена на внутренне непротиворечивом наборе фантастических допущений и за пределы этих допущений не выходит. Инженерные решения и технологии, как правило, оправданы с прагматической точки зрения. Многие элементы мнимого мира вообще либо придуманы задолго до Гандама (колонии О’Нила, ядерные ракеты, размещение спутников в точках Лагранжа), либо осуществимы без «физики Миновского», либо не имеют отношения к технологиям как таковым (это, среди прочего, психология героев, политика и культура описываемого мира).

Real-robo в метавселенной Gundam[править]

(Примечание: соображения, излагаемые в этом разделе, касаются прежде всего технологий, описанных в произведениях UC-таймлайна.)

Мобильные доспехи (англ. и яп. — mobile suit) во вселенной Гандам, в отличие от фантастических боевых роботов 70-х — пусть специализированная, но все же массовая военная техника, «Real-robo».

Супер-робот Мазингер, управляемый сидящим в голове робота пилотом, был придуман для того, чтобы было красиво. Ничем, кроме эстетических соображений сценариста, существование супер-роботов не оправдано.

Мобильные доспехи разрабатываются конструкторскими бюро (а не престарелыми гениальными учеными со скверным характером).

Мобильные доспехи подчиняются законам физики, нуждаются в ремонте, дозаправке и боеприпасах и могут быть уничтожены обычным оружием.

Мобильные доспехи применяются для решения конкретных тактических задач и практически всегда работают в связке с другими родами войск (как минимум, с кораблями базирования).

Операция «Метеор» из Gundam Wing — любопытное исключение: пять мобильных доспехов с пилотами были отправлены на Землю пятью независимыми повстанческими группами для ведения партизанской войны. Без поддержки со стороны колоний.

Наконец, большинство пилотов мобильных доспехов — не избранники судьбы (дети или внуки гениальных ученых, например), а солдаты, прошедшие специальную подготовку.

Исключение — главные герои нескольких сериалов, попадающие в кокпит мобильного доспеха случайно — Амуро Рэй, например. Амуро — гик, технарь божьей милостью, сын главного конструктора RX-78-2 Gundam и вдобавок ко всему латентный Ньютайп. Освоил базовое управлене RX-78-2 Gundam за 15 минут по руководству пользователя, через несколько часов участвовал в бою против трех мобильных доспехов.[1]

Можно, впрочем, предположить, что на одного Амуро Рэя, приходится десяток бедолаг, в аналогичной ситуации (см. первую серию первого сериала) сумевших забраться в кокпит оказавшегося рядом мобильного доспеха, но не справившихся с управлением.

Родословная супероружия, обеспечившего Зеону господство в космосе, вообще показательно прозаична: «мобильный доспех» происходит непосредственно от «мобильных капсул» — маленьких корабликов с манипуляторами, тысячи которых использовались при строительстве космических колоний.

Две руки позволяют гибко варьировать вооружение (бросил лучевую пушку, взял плазменный резак для ближнего боя — и все без захода в ангар). Две ноги — отталкиваться при экстремальном маневрировании в ближнем бою и при необходимости — перемещаться на своих двоих (по корпусу своего или чужого корабля, например). Третий закон Ньютона (действие равно противодействию) позволяет точно ориентировать МС в пространстве — пилот указывает, куда повернуть, бортовой компьютер смещет конечности относительно корпуса, вызывая поворот МС относительно центра масс. Руки-ноги доспеха перестают быть мертвым весом. Аэродинамика же вакуумному истребителю не нужна вообще.

Антропоморфность real robo, таким образом, есть побочный результат решения проблемы манёвренности, оправданный не только с точки зрения удовлетворения эстетических запросов зрителя, но и с точки зрения внутренней логики мнимого мира. Помимо этого, она обусловлена вполне очевидными коммерческими соображениями: компания Bandai бóльшую часть своего дохода получает от продажи игрушек. В этом смысле любое произведение метавселенной можно рассматривать как масштабную рекламную компанию новой линейки кукол для мальчиков (что, однако, не умаляет его эстетических достоинств).

Были ли альтернативы ОБЧР?[править]

Были. Причем засветились непосредственно в сеттинге. Мобильная броня — общее название для не-антропоморфной боевой техники с реактором Миновского (в других сеттингах — с любыми другими «вечными двигателями»). Авторским произволом, как правило, в массовое производство не поступает, и по сюжету исполняет для главного героя, пилотирующего Гандам (антропоморфный суперпрототип), одну из трёх ролей: чудовище недели, дракон (персонаж) или финальный босс.

Хронологии[править]

Изначально даты в сериала имели префикс UC, что расшифровывалось как Uchū Seiki - космический век (в официальном переводе на английский Universal Century), по аналогии с AD - Anno Domini (Н.Э. наша эра). Однако, когда под маркой франшизы решили издать никак сюжетно не связанное с предыдущими произведение, то было решено чтобы избежать путаницы сделать в нём другой календарь. Традиция сохранилась и в дальнейшем, так что различать разные хронологии можно по буквам в датах. См. также схему взаимосвязей различных тайтлов франшизы Gundam

Uchū Seiki (яп. 宇宙世紀, космический век, Universal Century) (UC)[править]

К этой хронологии относится половина всех сериалов и фильмов, потому полный список произведений лежит в отдельной статье.

Большая часть человечества живёт в так называемой Земной сфере (пространство вокруг Земли и Луны). За пределами Земной сферы бывают лишь Юпитерианский флот добывающий из атмосферы Юпитера гелий-3 и космошахтёры пригоняющие в Земную сферу астероиды из которых добываются ресурсы. Люди живут в космических колониях представляющих из себя в основном Цилиндры О'Нила, хотя встречаются и Стэнфордский тор и Сфера Бернала. Именно от создания первой колонии и отсчитывается местный календарь. Колонии строятся группами расположенными попарно вращаясь вокруг точек Лагранжа. Каждая группа колоний называется Сторона и имеет собственное правительство. Однако, местное правительство полностью подчинено правительству Земной Федерации.

Если в первом поколении колонистов были в основном энтузиасты и романтики, то уже во втором это были экономические мигранты которым просто не где было найти пропитание на Земле. Многих из них ссылали в колонии насильно как нежелательных элементов. Возможно поэтому жители колоний в избрании федерального правительства никак не участвуют. Третье поколение представлено уже потомками предыдущих двух и разумеется подобное понижение в правах перед землянами не слишком устраивает. Подобное напряженное отношение между Землёй и колониями в конечном итоге приводит к войне за независимость колоний, которой посвящён оригинальный сериал, и последующим конфликты, которым посвящены последующие произведения.

Спусковым крючком конфликта послужили технологии основанные на использования частиц Миновского. Это высокоэнергетические частицы позволяющие создавать миниатюрные энергоэффективные реакторы. Помимо прочего выпущенные в открытое пространство частицы Миновского искажают, а при высокой концентрации даже блокируют радиоволны. Это делает не эффективным использование в бою систем наведения, радаров, дальней радиосвязи и позволило создать и успешно применять в бою мобильные доспехи.

Так же важную роль в сюжете играет идеология зеонизма (названа по имени основоположника - Зеона Зум Дайкуна) учащая, что космонойды (живущие в космосе люди) постепенно эволюционируют в так называемых ньютайпов - следующую ступень эволюции человека приспособленную для жизни в космосе.

Остальные хронологии[править]

  • Хронологии Future Century (FC) соответствует сериал Мобильный боец Джи-Гандам (Mobile Fighter G Gundam). Ключевая особенность — события сериала происходят в мире, где Колонии добились не просто независимости от земного правительства, а контроля над Землей. Каждые четыре года на поверхности Земли проходит турнир, на который каждая из колоний выставляет уникальный мобильный доспех. Турнир проводится в качестве относительно дешевой альтернативы политической борьбы — колония, доспех которой одержал победу, следующие четыре года управляет всеми остальными (и Землей).
  • Хронологии Сериалу After Colony (AC) соответствует сериал Новые бронемобильные хроники Гандам Дубль-Ве (New Mobile Report Gundam Wing). Моментом начала летоисчисления считается создание первой обитаемой колонии на орбите Земли. В этом варианте сеттинга Земля, наоборот, жестко контролирует и колонии, и их население с помощью оккупационных войск. Сюжет сериала построен вокруг долгой и трудной борьбы колоний за независимость, и последовавшей за освобождением колоний гражданской войны.
  • В хронологии After War (AW) происходят события Новая бронемобильная эпоха Гандам Икс (New Mobile Century Gundam X). Сеттинг сериала несет определенный отпечаток постапокалиптичности — в этом варианте вселенной события разворачиваются после того, как война между колониями и Землей вышла из-под контроля полностью: практически все колонии были сброшены на поверхность Земли. В результате наступившей ядерной зимы погибло 99 % человечества, поверхность планеты превратилась в то, что во вселенной Fallout называется «wasteland». Сюжет сериала строится вокруг истории «Стервятников» — группы выживальщиков, обшаривающей пустоши в попытках найти (и защитить) одиноких Ньютайпов.
  • Хронология Correct Century (CC), к которой относится ∀ Гандам (∀ Gundam) и сопутствующая манга. События сериала происходят в отдаленнейшем будущем (остальные таймлайны, таким образом, ретконятся как фрагменты не полностью известного прошлого), в котором давно и основательно обособившиеся жители Луны пытаются завоевать Землю, цивилизация которой находится на технологическом уровне первой трети XX века (с неизбежным использованием дизельпанковой стилистики).
  • В хронологии Cosmic Era (CE), точкой начала летоисчисления в котором является опять же создание первой космической колонии. В ней происходят события Мобильный воин Гандам: Поколение (Mobile Suit Gundam SEED) вместе с сиквелами и спин-оффами. В произведениях этого таймлайна роль Ньютайпов (людей с непредсказуемо возникшими благоприятными мутациями) играют целенаправленно созданные методами генной инженерии Координаторы.
  • В хронологии где не сменили календарь Anno Domini (AD) снят сериал Мобильный воин Гандам 00 (Mobile Suit Gundam 00). Возможно, это связано с обстановкой в мире на момент старта сериала — три геополитических альянса, созданные для строительства орбитальных лифтов, во многом отражают текущий расклад на политической карте (Союз Солнечной Энергии и Свободных Наций — воплощение доктрины Монро, Интернациональная Реформационная Лига — реорганизованная ШОС или АСЕАН, Новый Европейский Союз — без комментариев).
  • Хронология Advanced Generation (AG) представлена сериалом Mobile Suit Gundam AGE. Люди уже давно освоили ближний космос и строительство Гандамов. Примечателен тем что в качестве антагонистов там пришельцы не совсем.
  • В хронологии Regild Century (RG), которая официально продолжает хронологию UC с частицами Миновского и орбитальными лифтами представленная сериалом/фильмами Gundam Reconguista in G (гусары, молчать!).
  • В хронологии Post Disaster (PD) происходят события Мобильный воин Гандам: Железнокровные сироты (Mobile Suit Gundam IRON-BLOODED ORPHANS). Как и в Gundam X, отсчёт времени ведётся от глобальной войны, порушившей весь предыдущий миропорядок. Только здесь она была давно (триста лет назад), и человечество успело оправиться. Никаких глобальных войн с оружием массового уничтожения здесь нет (предыдущей хватило) — только частные разборки между наёмниками разной степени крутости и с одной полицейской мегакорпорацией.
  • Так же существуют произведения вне хронологий
    • SD Gundam — Чиби-вариации на тему Гандамов. Созданы, в основном, для детей и представляют из себя Гандамовские комедии/Сёнены, где Гандамы по размерам не очень велики и вообще являются самостоятельными героями. Некоторые из сериалов могут даже принести лулзов.
    • Gundam Evolve — фантасмагорическое нечто/калейдоскоп из сериалов 80-90х и своего материала.
    • Build — уже три серии произведений про миры в которых Гандам сверхпопулярная франшиза, модельки по которой можно оцифровывать и загружать в виртуальный мир, где на них можно сражаться.

Примечания[править]

  1. Впрочем, в манге «Gundam: the Origin», а также ее экранизациях последних лет, находится и еще один обоснуй — паренек случайно залез в мастерскую папаши и нашел там полную документацию на свою будущую машину.