Вечный фашизм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Вечный фашизм» (итал. Il fascismo eterno) — эссе Умберто Эко, в исходном варианте — доклад на английском языке, прочитанный на симпозиуме, проводившемся итальянским и французским отделениями Колумбийского университета (Нью-Йорк) 25 апреля 1995 г. В эссе анализируется… нет, не фашизм. Слово «фашизм» употребляется Эко как гипероним к прочим сортам деспотизма и диктатуры, от древнего Междуречья до конца XX в.

14 признаков фашизма

« Предположим, перед нами набор политических группировок. Первая группировка обладает характеристиками abc, вторая — характеристиками bcd и так далее. 2 похоже на 1, поскольку у них имеются два общих аспекта, 3 похоже на 2, 4 похоже на 3 по той же самой причине, 3 похоже даже на 1 (у них есть общий элемент с). Но вот что забавно. 4 имеет нечто общее с 3 и 2, но абсолютно ничего общего с 1. Тем не менее, благодаря плавности перехода с 1 на 4» создается иллюзия родства между 4 и 1.

Термин «фашизм» употребляется повсеместно, потому что даже если удалить из итальянского фашистского режима один или несколько аспектов, он всё равно продолжает узнаваться как фашистский. Устранив из итальянского фашизма империализм, получаем Франко или Салазара. Устраняем колониализм — выходит балканский фашизм. Прибавляем к итальянскому фашизму радикальный антикапитализм (чем никогда не грешил Муссолини), и получается Эзра Паунд. Прибавляем помешательство на кельтской мифологии и культе Грааля (абсолютно чуждое итальянскому фашизму), и перед нами один из наиболее уважаемых фашистских гуру — Юлиус Эвола.

»
— Обоснование

«Пусть фашизм не имел философского стержня, но с точки зрения эмоциональной он был прочно ориентирован на определённые архетипы», — утверждает Эко и предлагает каждую эксплуатирующую их идеологию классифицировать как проявление того, что он называет вечный фашизм или ур-фашизм. В порядке, которого придерживается сам Эко, эти архетипы таковы:

  1. Культ традиции, причём не какой-либо определённой, а «всеобщей», якобы содержащейся во всех откровениях понемногу (естественно, тех, о которых фашист что-то знает хотя бы в перепевке Рабиновича по телефону). Отсюда вытекает синкретизм — как его называет сам Эко, «принцип валить в кучу Августина и Стоунхендж».
  2. Иррационализм, антимодернизм. «Век Рационализма видится как начало современного разврата». Раньше трава была зеленее, НародЪ во едином порыве трудился на Родной Земле, кланялся Родным Богам/Государю-Батюшке/подставить нужное, а супостатам показывал кузькину мать Силушку Богатырскую, но тут появились злые учёные и подменили своей либеральной/реакционной/патриархальной/подставить нужное схоластикой живую тРАдицию. Но наша партия её, разумеется, сохранила — приобщайся!
  3. Антиинтеллектуализм, культ действия ради действия. «Не рефлексируй — распространяй» (это сказал не Эко, но иллюстрирует идеально). Мыслящий самостоятельно человек подозрителен — до чего-то ещё этот вшивый интеллигентишка додумается? Из этого вытекает следующий пункт:
  4. Неприятие скептицизма. Сомнение — предательство (вне зависимости от того, высказано ли оно вслух), любой колеблющийся — враг. «Критический подход оперирует дистинкциями, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.» («Национал-предатели» — это сказал не Эко, но иллюстрирует идеально)
  5. Ксенофобия, шовинизм, расизм. Ты хорош уже вследствие того, что родился одним из нас. Непохожий — значит, подозрительный. Открыто иной — значит, враг.
  6. Буржуазность. Опора на «фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов».
  7. Конспирологизм, любовь к теориям заговора и образу осаждённой крепости. Ты хорош уже вследствие того, что родился одним из нас, но Другие (евреи, масоны, рептилоиды с Нибиру, коммунизм, капитализм, патриархат… продолжать до упора) хотят лишить или уже лишают тебя того, что ты заслуживаешь по праву рождения. Бей их!
  8. Двоемыслие. Враг рисуется сверхмогущественным (иначе не будут бояться) и одновременно смешным и жалким (чтобы не возникало мысли сдаться и подчиниться). «По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника».
  9. «Нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы». Как следствие, пацифизм равен коллаборационизму, отказывающийся от борьбы — враг и подлежит соответствующему отношению, отказывающийся от борьбы враг — обманывает и готовит удар в спину. При этом когда-то должен-таки состояться последний и решительный бой, в ходе которого враг будет повержен и наступит золотой век (читай, объединение мира под властью данного сорта фашизма) — а на вопрос о том, с кем тогда будет продолжаться жизнь-борьба, ещё ни один фашистский лидер не дал адекватного ответа.
  10. Элитаризм, презрение к слабости. «Рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обязан) сделаться членом партии». При этом в милитаризованной иерархии «каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой — подчинённых».
  11. Культ героизма. Герой — это не исключительный, выделяющийся индивид, а норма, к которой призван каждый (а за несоответствие могут и наказать). Следствие из этого — культ смерти. «Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь». В общем, мем про «become an hero» для ур-фашизма — повседневная правда жизни.
  12. Сексизм, пренебрежение к противоположному полу и половым отношениям вообще, «преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма». «Поскольку и пол — это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса. Постоянные военные игры имеют своей подоплекой неизбывную invidia penis».
  13. Популизм, недоверие к демократии и парламентаризму. «Индивидуум прав личности не имеет, а Народ предстаёт как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех».
  14. Новояз. Не хочешь (не) думать, как мы хотим — будешь думать так, как мы позволим!

Этот перечень может стать неплохим подспорьем для автора. Можно придать эти черты тому или иному обществу, если требуется показать его как Империю Зла, но при этом не сильно копировать самый известный образчик тропа. Можно, наоборот, исключить эти черты у общества, задуманного положительным, чтобы у аудитории было меньше соблазна болеть за Империю. Можно, в конце концов, провести ревизию собственных взглядов: а не прохожу ли я по тем или иным пунктам? А если не прохожу сейчас — то не стану ли проходить, если вдруг окажусь у власти? Или же я сам поддерживаю власть, проходящую по той или иной категории списка («Вообще-то достаточно наличия даже одной из них, чтобы начинала конденсироваться фашистская туманность» — напоминает Эко)?

Примеры, отвечающие признакам

Автор статьи считает, что её можно построить по модели различных имеющихся на поцмотрелье шкал и классифицировать примеры реальных и вымышленных режимов и идеологий как содержащих х/14 признаков. Но можно этого и не делать и оставить статью исключительно об исходном эссе.

Жду аргументов pro et contra.

  • Fallout: New Vegas — Легион Цезаря. Джош Сойер прямо ссылался на Умберто Эко, характеризуя Легион. Подробнее распишет кто угодно, извините..