Страна Грибов: Учебник улыбок

Материал из Posmotreli
Kraina Grzybow TV: Poradnik Uśmiechu /
Версия от 18:44, 8 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Официальный постер

Kraina Grzybow TV/Poradnik Uśmiechu — арт-проект польского художника Виктора Стрибога, в основном представленный в виде серии видеороликов, стилизованных под старые детские телепередачи. Повествует о злоключениях Агатки, похищенной демонами, и её товарищей по несчастью в абсурдном и зловещем параллельном мире. Подаётся эта невесёлая история как добрая детская сказка. Кроме «передачи» существует также компьютерная игра «Яблочный побег» (у героев вне зависимости от их морального спектра с этими фруктами отношения почему-то сложились натянутые). В этой игре отражаются события между 5 и 6 выпусками и объясняется, что найденный героиней выход из Ада оказался ложным. Шоу породило множество фанатского творчества и обсуждений, в основном представленных в виде теорий о происходящем в Стране Грибов. Самые солидные так или иначе упираются в темы наркомании, педофилии и войн с применением ядерного оружия. По заявлению автора, конкретного смысла и сюжета в произведении нет, поэтому все фанатские теории имеют право на существование. А ещё там есть добрая и очень милая белочка. И забавный мерч (был).

Персонажи[править]

Променад двух очаровательных дам на лоне потусторонней природы

Агатка[править]

Агатка[1] — главная героиня, человеческий ребёнок примерно 10 лет (насколько можно верить самой Агатке), похищенный демонами в параллельный мир. Изначально добрая и неиспорченная, искренне не видит ничего плохого в Стране Грибов и считает похитителей своими друзьями. Постепенно открывает глаза на происходящее (в прямом и переносном смысле), мужает и становится более циничной, а также обретает решимость вернуться домой, несмотря на любые жертвы (хотя дальше личных лишений дело не доходит). Даже в финале продолжает заботиться о Маргоше и дорожить ей. Возможно, легко поверила демонам, желтая покинуть «родную» реальность, опротивевшую девочке из-за гиперопеки матери и её нестандартных методов воспитания. Связанные с ней тропы и штампы:

  • Мягкий шатен — действительно очень доброе и милое, при этом безропотное и даже безвольное создание, готовое терпеть любые издевательства со стороны сначала матери, потом демонов.
  • У пальцев вкус как у пальцев — вариант с основательно прикрученным фитильком: героиня сьедает собственные волосы. Остаётся довольна.
  • Дева в беде — кто скажет, что похищение демонами — не беда, пусть первым бросит в меня камень.
  • Стокгольмский синдром — проникается симпатией и даже любовью к своим мучителям и до последнего считает их своими друзьями, хотя в итоге и не рада остаться в другом мире.
  • Они выкололи мне глаза — дважды присутствует, хотя лишь в виде метафоры: желания матери тотально оградить дочь от реального мира, приведшее в итоге к тому, что она оказалась слепа к происходящему вокруг и ушла в мир своих иллюзий, отказавшись от реальности. И, возможно, того, что девушка не понимает происходящего с ней.
  • Лолита — ведёт себя так в пятом эпизоде (согласно некоторым фанатские теориям, это может указывать на изнасилование), изображая кокетливую ведущую телеигры.
  • Осторожно, злая собака! — вообще её поведение в пятом эпизоде весьма нетипично — героиня начинает проявлять агрессию к похитителям, чем удивляет даже бывалую Маргошу, и пытается сбежать. За это девушку неоднократно сравнивают со взбесившейся собакой, после чего она начинает лаять и бросаться на похитителей. Даже её лицо приобретает собачьи черты. Кроме того, правильным ответом с телеигры в данном эпизоде оказывается некий «пёс Збигнев».
  • Рубенсовская красота — с прикрученным фитильком: героиню не назвать толстой, но она склонна к полноте и действительно красива (хотя заклеенные глаза добавляют в её образ нотки зловещей долины).
  • Я тебя породил, я тебя и убью — в заставке 6 эпизода на одном из кадров она ударяет ножом куклу — по сюжету эпизода собственную дочь. Возможно, героиня сама стала той самой жуткой мамашей, от которой бежала в Ад? Либо решила избавиться от ребёнка от изнасилования... Джинсовым человеком? Не родилась ли дочь при таком-то отце демонической?

Маргоша[править]

Маргоша (она же Малгожата, она же Teufel) — жительница Страны Грибов, соведущая шоу и подруга Агатки. Нет, она вовсе не скрывает своё истинное лицо и обращается с пленницей так, как и положено злодейке — срывается на неё, принуждает к каким-либо действиям в открытую или манипуляциями, оскорбляет и даже бьёт. Но при этом прикидывается подругой, помогающей девушке найти Грибной Свет. Вместе с тем довольно забавна, непосредственна и мило-суетлива, да и нарисована… своеобразно. Потому и стала символом шоу и любимицей зрителей. Очевидная пародия на слащавых и дурацких персонажей-сайдкиков в детских передачах и мультфильмах — отнюдь не дружелюбна к протагонистке, а шоу ведёт, преследуя исключительно свои интересы. Связанные с ней тропы и штампы:

  • Непонятного пола — у героини явно виден большой кадык, морда также напоминает мужскую. При этом она носит обтягивающие джинсы и туфли на высоком каблуке, красится, её имя — Малгожата (Маргарита), что указывает на женский пол.
    • Впрочем, одежда и макияж указывают скорее на гендер, чем на пол.
    • И вообще не факт, что к демонам можно применять оба этих понятия.
  • Милый злодей — веселит своей детской непосредственностью, своеобразно заботится о пленнице («Я всё равно тебя люблю!»), часто бывает (или прикидывается?) трогательно беззащитной. Однако она всё же демон, и до конца не ясны её цели относительно похищенных детей.
  • Великолепный мерзавец — действительно великолепна — развязная, умная, харизматичная белка, ловко манипулирующая главной героиней и предстающая в самых разнообразных ипостасях и ролях ради достижения своих чёрных целей.
  • Метаморф — будучи демоном, очень богата на обличия: превращается в корову, резко вырастает до размеров гиганта, становится маленькой, как мягкая игрушка, и огромной, как человек.
  • Рыжий-бесстыжий — разумеется, белка же.
  • Огненная шевелюра — огненный характер — весьма вспыльчивая леди, часто не способная сдержать эмоции, доходящая до ругани, истерик и лапоприкладства.
  • Трикстер — отчасти такова. Подлая, хитрая и весёлая манипуляторша, постоянно меняющая облик и экспериментирующая с полом. Прикидывается традиционной героиней детских произведений — беззлобным трикстером с упором на веселье, а не на опасность, играющим с детьми, проводящим их в волшебный мир и помогающим сохранить детство в душе. Но не всё так просто — Маргоша ближе даже не к классическому трикстеру, а к трикстеру-отморозку.
  • Девочка-робот, Милый робот и Робот-убийца — её роботизированные версии Малгожата-3000. Их опасается даже сама Маргоша.
  • Сатанинский архетип — героиню часто называют дьяволом, и она исполняет соответствующую роль хранительницы Страны Грибов, также именуемой Teufland, то есть «Ад».
  • Неожиданно низкий голос — дразнит пытающуюся догнать её мать Агатки жутким замогильным басом. Судя по всему, это и есть её реальный демонический голос.
  • Ну прямо как родитель — по поведению в отношении Агатки очень напоминает абьюзивную мамашу. Возможно, такую же, какой была и её реальная мать. От которой Агатка и сбежала. Вот такая ирония судьбы — в Аду по головке не гладят.
  • О, мой зад! — в 6 эпизоде после кратковременной смерти героиня воскресла из гриба (!) абсолютно целой и невредимой, не считая раны именно в заднице.
    • В 4 серии можно тоже заметить эту рану. Значит, она была всегда.

Джинсовый человек[править]

Джинсовый человек — загадочный обитатель Страны Грибов и первый человек (по крайней мере, внешне), принадлежащий потустороннему миру. Его глаза также заменены наклейками, но они размещены почти надо ртом, что производит весьма гнетущее впечатление. Согласно одной из классических фанатских теорий, является маньяком, совратившим Агатку. В четвёртом эпизоде на пару с Каролиной заставлял девочку есть её волосы. А ещё ему посвящён целый клип из серии «Грибные мелодии» (единственный в своём роде), который так и называется: «Баллада в ритме джинс». Связанные с ним тропы и штампы:

Каролина[править]

Каролина — другой ребёнок, похищенный демонами. В отличие от Агатки, настоящая антигероиня или, скорее, антизлодейка — не только терпит издевательства над собой, но и сама учиняет их над другими пленниками на пару с собственными мучителями. Впрочем, это не её вина — у девушки основательно промыты мозги. На это может указывать и её рот, полностью заклеенный зелёной наклейкой — то есть собственного лица как такового у девушки нет. А ещё именно Каролина, а не Агатка — главная героиня несуществующей книги о Стране Грибов. В ней рассказывается, что Маргоша долго пряталась у девочки в шкафу, прикидываясь любовницей её матери, а также — что Каролина под руководством Маргоша сама выбирала себе бумажные глаза. Связанные с ней тропы и штампы:

  • Золотая шевелюра зла — вариант с прикрученным фитильком первый: несчастная сломленная девушка, творящая зло не по собственной воле — но другим от этого не легче.
  • Бой-девка — автор описывает её как девочку с типично мальчишескими интересами, отправившуюся за Маргошей на поиски приключений. Что же, она их вполне нашла…
  • Зловеще-загадочная детская песенка — в клипе она исполняет оду Джинсовому человеку, рассказывая и о судьбах других детей тоже. Несмотря на то, что песня проникнута искренним обожанием, в него всё же закрадываются сомнения, и неспроста.

Хатшепсут[править]

Ещё одна маленькая девочка. Хотя выглядит не очень-то по-людски. Подозрения навевает тот факт, что глаза её расположены так же, как и у Джинсового человека. Вселенская принадлежность не уточнена, но, судя по тому, что по сюжету она гибнет, изначально всё-таки была жива и, похоже, принадлежала людскому миру. Откуда, впрочем, смогла успешно дозвониться до Ада во время телеигры. Однако старания не принесли никакой награды — Агатка игнорировала бессвязное бормотание девочки, хотя, судя по его судорожности и странным явлениям на заднем плане, в это время вершились вопросы жизни и смерти (по крайней мере, самой Хатшепсут). Зато Агатка пожаловала девочке поистине королевский набор овощей в качестве утешительного приза. С красивым поэтичным названием. Пользы дар не принёс — 6 июня 2014 года Хатшепсут нашли мёртвой. Следов борьбы найдено не было. Может, она и не понадобилась.

  • Маленькая мёртвая девочка — героиню показали в петле. Неизвестно, сама ли она наложила на себя руки или их наложил кто-то другой. И руки ли это были вообще... или демонические лапы?
  • Кошмарные медицинские состояния — в теле девочки постоянно находится карандаш цвета Парижский голубой.
    • А ещё у неё в 12 лет до сих пор молочные зубы. Хотя здесь прикручен огромный фитиль.
  • Тарабарский язык — девочка явно пытается рассказать что-то важное, но вместо нормальной речи с её губ срывается это.
    • На самом деле это рецепт стейка из американской передачи 70-х.

Юстиника[править]

Юстиника — героиня журнала о Долине Цветов и страшилки, которую горе-мамаша Агатка рассказывала на ночь своей «дочери»-кукле. По характеристикам Агатки, «бешеный ребёнок», лицо которой было искажено в наказание за плохое поведение. В журнале названа «решительной», из чего можно сделать вывод, что это антигероиня, гораздо более деятельная и волевая, чем Агатка, но инфантильная и незрелая, что сближает её с Каролиной. Возможно, у неё вообще гиперактивность или что похуже. Дружит с зайцем Мельхиором, но пользуется наивностью демона и даже обманывает его.

  • Избалованный ребёнок — судя по всему, именно такова.
  • Девчушка-попрыгушка — и такова тоже.
  • Безумная мимика — основная и самая приметная черта. Хотя самой мимики по сути и нет, гримаса навсегда застыла на лице героини.
    • И вообще не выражение ли это сильной боли? Или её лицо не просто искажено, а изуродовано и осталось парализованным?

Мать Агатки[править]

Мать Агатки — загадочная героиня, живущая уже в «нашем» мире. Даёт интервью неизвестным ведущим, рассказывая о пропаже Агатки. При этом её лицо полностью затемнено, а голос искажён[2]. Судя по всему, была не очень хорошей матерью, однако по-своему любила дочь. Понимает, что та Агатка, которая выходила с ней на связь из потустороннего мира — не настоящая. В финале остаётся ждать возвращения своей дочери, несмотря ни на что.

  • Караул, спасают! — искренне пытается осчастливить свою дочь Агатку. Другое дело, что осчастливить на свой весьма нестандартный вкус и, судя по всему, насильственным образом.
  • Скверная мамочка — соответственно, Агатка воспринимает её именно так.
  • Идише мамэ — явно излишне опекала дочь, стараясь, чтобы та не знала голода, не слышала проклятий и не видела ничего неприятного. В результате дочь сбежала и наслушалась и насмотрелась такого, что лучше даже не задумываться...

Тропы и штампы[править]

Эстетика и признаки:[править]

  • Хтоническая Русь – вся эстетика. Забытое детское шоу о потустороннем мире, начинающемся среди панельных многоэтажек и похожем на клишированную детскую сказку или уродливый малобюджетный мультик. С атмосферой «полуденного ужаса» и постоянного страха перед неизвестным – то ли ядерной войной, то ли маньяками.
  • Жутко мило — местные демоны: боевая и импульсивная Маргоша и очаровательно неловкий, наивный и старательный Мельхиор. И сама Страна Грибов отчасти тоже подходит.
  • Забавное животное — Маргоша и Мельхиор — недо-фурри с почти человеческими мордами и руками. Одежду Мельхиор предпочитает не носить, а Маргоша одевается только ниже пояса, и то не всегда. Хотя Маргоша может варьировать антропоморфность. И вообще она полноценный метаморф, но это уже совсем другая история.
  • Нечеловеческая мимика — бумажные глаза персонажей-людей. У некоторых заклеены даже рты, и о мимике вообще говорить не приходится.
  • Эротический хоррор от Диснея — жуткая и местами абсурдная мистическая история маскируется под различные старинные произведения для детей: песенку, образовательную телепередачу, компьютерную игру, книгу, серию «Скуби Ду», рождественскую сказку и даже аниме. И прекрасно копирует стиль.
  • Сюрреализм — собственно, жанр. А вот остальное зависит от восприятия:
    • Непонятно — значит страшно — для тех, кого искренне пугает. Бессюжетные выпуски, напичканные странностями и неправильностями, отрывками из других источников, отсылками на несуществующие произведения. Уродливые персонажи с непонятными целями и мотивами, что делает их поведение подчас абсолютно необъяснимым. Элементы разных пластов культуры, до жути причудливо перемешанные и искажённые.
    • Абсурдный юмор — для другой части фанатов. Персонажи всё же обладают очень специфической внешностью и манерами, над которыми часто невозможно не посмеяться. Тонко подмечены некоторые особенности типажей, присутствуют просто забавные моменты. Многим смешно из-за ностальгии и воспоминаний о других диких и странных детских передач, уже существовавших в реальности.
  • Странные вещи на видео — ещё один жанрообразующий элемент. Каждый эпизод начинается как в принципе обычная серия низкопробного шоу, а заканчивается... даже описывать бесполезно.
  • Крипипаста — отчасти можно причислить и к этому. По сути, воплощение жанра «потерянный эпизод» и реалистичный аналог «Бухты Кэндл».
    • Внутри самого сериала «потерянным эпизодом» является третий: вместо него была показана «Баллада в ритме джинс», хотя авторы публиковали фальшивые кадры третьего эпизода.
  • Говорить словесной окрошкой — так часто выражаются персонажи, а ещё в этом стиле написаны официальные аннотации к сериям и комикс про Мельхиора и Юстинику.
  • Пурпурная проза — творчество Софьи Копытлянки, насколько это применимо к слащаво-примитивному языку детских книг категории Б, под которые оно и стилизовано. Наполнено неожиданными сравнениями и метафорами, подробно останавливается на деталях и переживаниях персонажей.
  • Топливо ночного кошмара — инверсия: «Учебник Улыбок» сам будто воплотился из тех кошмаров, где ужас рождается странным сочетанием на первый взгляд безобидных вещей.
  • Оккультрёп — сознательный и ЧЕРТовски эффектный приём в описании местной мистики. От беглых и как будто неохотных упоминаний неких грибного света, надъяблочников и чистого веселья ничего не понятно, и слава Богу.

Особенности исполнения:[править]

  • Темнее и острее — в такой тенденции меняется с каждой серией по поднимаемым темам (от поедания яблок до деторождения), атмосфере (1 и 2 серия относительно спокойны, но 4 уже мрачна и безысходна, 5 откровенно жутка, а финал 6 пропитан отчаяньем и ужасом) и событиям (сначала события просто сверхъестественные и иногда неприятные, но нестрашные, а потом проявляется грозящая героине неиллюзорная опасность и в конце такие происходит). «Грибные мелодии» темнее и острее серий (о страшных событиях там говорится почти в открытую). А самый тёмный и острый фрагмент - пародия на «Скуби-Ду», откровенно психоделическая и гротескная, кровавая и мерзко нарисованная.
  • Графон не нужен — бюджет сериала составил всего 80 долларов, поэтому о роскошных декорациях и подробной рисовке речи быть не может. Но чтобы создать атмосферу убогого старого шоу, которые зачастую тоже были весьма малобюджетными, такого шика и не требуется. Зато как грамотно воссоздана атмосфера! А кривая рисовка персонажей только лучше подчёркивает их характер и неестественность для человеческого мира, сказочность по отношению к нему.
  • СПГС — собственно, цель создания.
  • Фан-диссервис — неожиданно много: провокационное поведение 10-летней Агатки в пятом выпуске, весьма эротическая поза Мельхиора в комиксе, и, конечно, узкие джинсы, туго обтягивающие телеса Маргоши. Клип «Грибные мелодии» вообще им напичкан до отказа: и завлекающие телодвижения заколдованных девочек вокруг жуткого Джинсового человека, и селфцест Каролины, и другие радости.
  • Боди-хоррор — знаменитые кадры из первой серии, когда половина морды Маргоши от смеха оплавляется и сползает (или стекает?) вниз, так и оставаясь при этом прикреплённой к другой половине. А полностью на этом приёме построен хэллоунский спэшл, тут и комментировать нечего (да и не хочется).

Тропы и штампы по сюжету:[править]

  • Убийственный синий — палитра Страны Грибов в компьютерной игре «Яблочный побег».
  • Зловещая роскошь — в балладе Каролина описывает Страну Грибов как «тропический супер-шик», который дети без раздумий предпочитают их серой и часто неприятной жизни.
  • Эскапизм — это плохо — в той же песне намекается, что дети сами создали Страну Грибов из «теней дня». Себе на беду.
  • Какая отвратительная рожа! — морды демонических зверей. Собственно, что вы от них хотели, исходя из рода деятельности персонажей?
  • Толстый злодей и Отвратительный толстяк — они же. Разожрались на этих грибочках-то…
  • Кстати, о еде… Гурман-гуро — национальная кухня Страны Грибов весьма своеобразна: скисшее молоко, расковырянные яблоки (которые на самом деле грибы, причём, судя по всему, весьма непростые), ну и, конечно, главное блюдо — Ваши собственные отстриженные волосы. В книге уже саму Маргошу Каролина потчевала загустевшим грибным супом, превратившимся в гниющую серую массу. А вот блюда из второго выпуска очень даже ничего даже для людей.
  • Несуществующее произведение: третий эпизод никогда не был выпущен ни на одной платформе. Вместо него присутствует музыкальный клип «Грибные мелодии: Баллада в ритме джинс». Однако, в видеоигре «SMILE GUIDE: The Apple Escape» фанатам удалось найти то, что предположительно является сценарием третьего эпизода. Перевод: «Агата: Добро пожаловать в специальную серию нашего Учебника. Сегодня мы научимся зачем листья с деревьев.(деревья шумят: зачем листья с деревьев) Агата: Листья - зверята очень пугливые, поэтому нужно приближаться к ним очень медленно. Ооочень медлееееенно. (Агата приближается к листьям в течении двух минут в замедленной съемке)»
  • Несчастливый конец — героиня так и не смогла вырваться из Страны Грибов и вернуться к матери, обречённой на бесконечное и бессмысленное ожидание. Смех «воссоединившихся» Маргоша и Агатки переходит в истерический плач, с которым контрастирует солнечный свет, заливающий поляну среди панельных домов…
  • Жуткая альтернативная реальность — собственно, Страна Грибов, где не встретишь «ничего, кроме плача и разлуки».
  • Скудный гардероб — у всех персонажей по одному, зато какому запоминающемуся комплекту одежды. Кое-что даже можно было купить в тематическом интернет-магазине автора.
  • Нерешительный мальчик, решительная девочка — пара Юстиника-Мельхиор, что неожиданно, ведь демон именно последний. А в паре Агатка-Маргоша инициатива в основном исходит от демонессы (хотя обе девочки).
  • Ушастик-ужастик — формально сабжем можно назвать демонического зайца Мельхиора. Хотя в остальном он скорее жалкий, чем по-настоящему страшный.
  • Волшебные грибочки — собственно, те самые грибы, которых страна. Судя по первой серии, галлюцинации таки вызывают исправно. Хотя согласно другой фанатской теории, это не наркотики, а вовсе взрывы атомных бомб, схожие с грибами из-за характерной формы.
  • Заманчивое яблоко — педаль через надъяблочник в Страну Грибов.
  • Странные вещи на фотографии — то есть в комиксе про Долину Цветов. Пока внимание читателя приковано к Юстинике и Мельхиору, на заднем плане появляется и начинает активно действовать Маргоша, причём с каждым новым кадром сатанинская белка оказывается всё ближе, пока в итоге не появляется скример с её тряпичной мордой.
  • Возьми себя в руки! — в финальном эпизоде Маргоша пыталась таким образом мобилизовать Агатку на поиски грибного света. Однако тут же схлопотала сдачи от окрутевшей пленницы! В итоге время на поиски вышло, и Маргоша откинула копыта прямо на руках девочки. Однако это, как выяснилось, тоже входило в коварные беличьи планы.

Примечания[править]

  1. В роли польская художница Диана Климович.
  2. Как выяснили въедливые фанаты, голос, избавленный от помех, на самом деле мужской. Финальные же титры подтвердили, что в роли матери был сам Виктор Стрибог.