Mass Effect 1

Материал из Posmotreli
Версия от 13:42, 16 октября 2022; 0ncnjqybr (обсуждение | вклад) (0ncnjqybr переименовал страницу Mass Effect/Mass Effect 1 в Mass Effect 1)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Mass Effect 1
Обложка
Общая информация
Жанр
Год выхода2007
Разработчик
Издатель
Платформы
  • Microsoft Windows
  • Xbox 360
  • PlayStation 3
Режимы игрыОдиночная

Mass Effect (рус. «Эффект массы») — первая из игр одноимённой космооперной серии, созданной канадской компанией BioWare. Игра знакомит нас с протагонистом — капитаном Шепард(ом) — и его(её) верными друзьями Гаррусом, Тали, Лиарой, Эшли, Кайденом, Рексом и Джокером.

Сюжет[править]

2183 год. 35 лет назад человечество открыло способ передвижения со скоростью выше световой, вышло за пределы Солнечной Системы, повстречалось с другими расами и стало членом галактического сообщества. «Нормандия SR-1», новый экспериментальный корабль человеческого Альянса Систем, отправляется в свой первый полёт. Задание на первый взгляд кажется простым: забрать на человеческой колонии Иден Прайм некий археологический артефакт, оставшийся от древней расы протеан, и доставить его учёным для исследования. Но на борту зачем-то находится элитный галактический агент Совета Цитадели — Спектр Найлус Краик, турианин.

Оказывается, что Найлус присутствует на «Нормандии» для того, чтобы оценить потенциал Шепард(а) для зачисления его(её) кандидатуры в Спектры: среди Спектров, независимых оперативников Совета, ещё нет людей, и человечество хочет это исправить. Шепард(а), уже проявившего(шую) себя в сложных заданиях (каких — зависит от выбранной игроком биографии), порекомендовали капитан «Нормандии» Андерсон, адмирал Хакет и посол людей Удина.

Тем временем, «Нормандия» подлетает к месту своего назначения, Иден Прайм, и ловит с поверхности планеты сигнал бедствия: колония была атакована неизвестным противником. На планете Шепард и его(её) отряд, вместе с Эшли Уильямс, единственной уцелевшей из охранявшего колонию 212 взвода морской пехоты, обнаруживают гетов, созданных 300 лет назад разумных синтетиков, которых уже много лет никто не видел. А Найлус Краик, турианский Спектр, встречает в колонии своего товарища и земляка Сарена Артериуса и, ослабив бдительность, поворачивается к тому спиной. Сарен убивает Найлуса и отдаёт приказ гетам забрать артефакт и заминировать колонию, но Шепард(у) и его(её) товарищам удаётся им помешать. Сарен улетает с планеты на огромном, странного вида корабле, а Шепард получает от протеанского артефакта странное апокалиптическое видение, смысл которого ещё предстоит разгадать.

«Нормандия» отправляется на Цитадель, чтобы представить Совету официальный протест по поводу нападения на человеческую колонию и сотрудничества Сарена с гетами. Сарен всё отрицает, но с помощью Тали’Зоры удаётся доказать его причастность. Совет лишает Сарена звания Спектра и, в свою очередь, производит в Спектры Шепард(а), дав ему(ей) задание разыскать Сарена и остановить его. Шепард, первый Спектр среди людей, получает от капитана Андерсона командование «Нормандией» и отправляется спасать галактику в первый раз, попутно выясняя, что истинная угроза — не Сарен и даже не геты, а Жнецы, древняя раса механических апокалиптических маньяков.

Что здесь есть[править]

  • Аварийная замена дипломата — можно провернуть, вломив неиллюзорных сидящему на антидепрессантах дипломату-землянину.
  • Адские тренировки — согласно Кодексу и Кайдену Аленко, именно через такие проходят все биотики. Правда, в случае с Кайденом ещё и сержант Зверь.
  • Активная пауза — в наличии. Без неё на сложности Безумие практически невозможно играть.
  • Бесконечный боезапас — либо разработчики просто не успевали внедрить систему патронов, либо посчитали альтернативу лучшим способом, однако внутриигровой обоснуй вполне себе достойный. Вместо обычных патронов — свинцовая чушка, от которой при каждом выстреле откалывается мелкий кусочек, способный при разгоне поля эффекта массы достигнуть нехилой скорости. То есть формально, из винтовки можно сделать до тысячи выстрелов, не перезаряжаясь. Но при этом оружие способно перегреваться, если слишком долго стрелять.
    • Заменено в сиквелах на стандартно-классическую систему патронов, причём с уже весьма хреновым обоснуем.
  • Битва проиграна, но есть время выиграть другую — так посчитали протеане, когда заморозили в криосне несколько тысяч учёных. Однако жатва продлилась слишком долго, и от первоначальной группы осталась едва ли сотня: фактический конец цивилизации.
  • Благонамеренный экстремист — Сарен. Впрочем, согласно игре, он всегда считал, что цель оправдывает средства, и моральный горизонт событий был пройден этим товарищем ещё задолго до того, как он попал на службу Жнецам: Шепард даже подсвечивает данный факт.
  • Беспредел — это круто — в среде Спектров оно не считается чем-то плохим, поэтому за такое их не увольняют. Сарена, всегда смотрящего на гражданских как на говно, попёрли, только когда с его стороны подтвердилась угроза Пространству Цитадели.
  • Война на истребление — Жнецы одним своим названием как бы намекают, что даже рабов они используют в качестве одурманенных агентов или вовсе перерабатывают в хасков. Тактика выжженной земли прилагается. Правда, на начальном этапе используется скорее стратегия непрямых действий.
  • Волшебные аптечки — волшебный медигель/панацелин, встроенный в систему жизнеобеспечения бронекостюма/скафандра. Количество ограничено, но пока есть — исцелит любые раны или, как минимум, заглушит боль и вернёт боеспособность. Вероятно, некое могучее сочетание кровоостанавливающего, обезболивающего, обеззараживающего и противошокового средства плюс способствующего быстрой регенерации тканей. Что интересно, согласно Кодексу, разработан людьми и приносит Альянсу систем стабильный доход. Притом де факто своим существованием нарушает закон, но слишком полезен, чтобы обращать на это внимание.
  • Всемирная сеть — носит название Экстранета и позволяет обеспечивать гиперсвязь.
  • Всё приходится делать самому — вздохнул Властелин, когда Сарен не дал ему доступ к пульту Цитадели.
  • Враг всего живого — Жнецы, с прикрученным фитильком, потому что их цель исключительно развитые расы, а примитивных органиков, ещё не вышедших в космос, можно и на потом оставить.
  • Гаечка — Тали. Просто Тали.
  • Гордая и воинственная раса — туриане и кроганы, а также люди с точки зрения инопланетян.
  • Гордая и мудрая раса — асари, конечно же. Но при случае флот и коммандос-биотики всегда под рукой.
  • Гордая торговая раса — волусы.
  • Гранату бросить нелегко — аверсия. Бросок гранаты — кнопка R, а сама взрывчатка прикрепляется к ровной поверхности и может играть роль мины.
  • Дали только пистолет — Спектр, суперагент, подчиняющийся напрямую Совету, один из лучших оперативников галактики. Полномочия дали, а с их монетизацией сам разбирайся.
  • Дева в беде — все три спутницы Шепард(а) встречают будущего командира, находясь именно в таком положении. Причём все три по-разному: Эшли пытается отбиться от отмороженных гетов, Тали едва не убивают на бандитской стрелке, а Лиара и вовсе схвачена в плен во время археологической экспедиции.
  • Забота перед убоем — а Жнецы ведь те ещё лапочки: раскиданные по галактике ретрансляторы и чудо-станция Цитадель сильно облегчают жизнь развитым цивилизациям… Постойте, какая такая жатва?!
  • Зелёная красотка из космоса — угадайте с одного раза. Нет, не ФемШепард, она по канону рыжая. В общем, асари, правда, они синие. Педаль в пол, потому что асари — зелёные красотки и фансервис для всей разумной галактики, благодаря своей универсальной привлекательности для всех рас. Ещё, судя по всему, для инопланетян к категории зелёных красоток относятся человеческие женщины — например, стриптизёршами и танцовщицами работают только асари и человеческие женщины, никто больше.
  • Злодей с хорошей репутацией — Сарен и его дракон, матриарх Бенезия, но до тех пор, пока Шепард с помощью Тали не находит изобличающие их улики. Кстати, патриотично настроенные Сарен и Бенезия подпадают ещё под троп Падший герой с точки зрения представителей своих рас.
    • Дипломат асари Нассана Дантиус. Нанимает Шепард(а) с целью ликвидации собственной сестры, чьё участие в банде работорговцев может дискредитировать Нассану.
  • Знают именно за это — секс в космосе! На самом деле, происходит только ближе к концу игры, да и выбор партнёров невелик, но незадолго до выхода сабжа произошёл скандал, связанный с наличием в игре откровенной эротики. Кто играл, знают, что две секунды с обнажёнными Лиарой или Эшли не стоят поднятого скандала, да и вообще это был хитрый план разработчиков…
  • И пусть весь мир подождёт — Шепард, какое задание Совета, Альянс просрал ядерную бомбу 20 лет назад, бегом на поиск, ты всё ещё солдат-человек! Шепард, никого не волнует, что ты теперь Спектр и торчишь на другом краю галактики, а ну быстро на Луну и утихомирь незаконно созданный ИИ! Шепард, тут начал быковать один перец, которому Альянс поставляет оружие, пойди разберись! Шепард, психованные биотики! Шепард, учёных замочили! Шепард! Шепард!..
    • Кстати, с точки зрения вражин на исследуемой планете это может быть Крутой мимо проходил, поскольку большая часть квестов активируется при посещении системы.
    • Пожалуй, на одно побочное задание протагонист обязан выделить времечко, вернее, на группу побочных заданий, связанных со смертью адмирала Кахоку и местью Церберу. Старый вояка просто расследовал гибель своих ребят, попавших под пресс отмороженных церберовцев, и от него избавились, как от случайного свидетеля. Суки!
  • Из криминала в армию — Шепард при биографии «Землянин».
  • Искупление равносильно смерти — можно устроить Сарену в конце игры при максимальном количестве очков Ренегата или Парагона. Своим самоубийством Сарен как бы не даёт замайнидившему его Властелину взять контроль над Цитаделью.
  • Инсектоиды — рахни как отсылка к жукам из «Звёздного десанта». Есть соответствующий квест по защите аванпоста от волн рахни, прямо как в фильме-первоисточнике.
  • Козёл отпущения — именно таким стал Андерсон лет за десять лет до событий сабжа. А всё Сарен, который на совместной с Андерсоном миссии убил кучу народа в погоне за своей целью, после чего спихнул всё на бедного солдата Альянса. И химический завод тоже Сарен!
  • Комплекс вины выжившего — Шепард с биографией «Выживший» в некоторых репликах (с Эшли, с Тулсом, ещё где-то) может выдать именно такую реакцию.
  • Коронная фраза — фирменное, а позже и меметичное «I should go» («Мне пора») в исполнении Шепард(а). Стало внутриигровым и не только мемом уже в сиквелах.
    • Многие игроки хотели бы пристрелить турианского советника за его «Ах да, Жнецы!». Ну да пока можно только послать к чёрту Совет, зато в конце игры — дать ему умереть.
  • Край уровня — на исследуемых планетах его можно различить, но стоит пересечь, как Джокер мягко укажет капитану на неверный курс, а дальше игра сама телепортирует Мако в исходную точку.
  • Красный — горячий, синий — холодный — одновременно и чистый троп, и деконструкция. На планетах с суровым горячим или холодным климатом высветится, соответственно, красный\синий индикатор. Но на любой планете, поверхность которой красного цвета, не всегда температура выше нуля. Да и указанная внутри статьи-тропа разница между голубыми и красными звёздами присутствует также и в игре.
  • Куда ни кинь — всюду клин — можно убить царицу рахни из соображений галактической безопасности, а можно отпустить последнюю представительницу уникального вида, но какой выбор ни сделал бы игрок, турианский советник обязательно укажет Шепард(у), почему он(а) отстой. И использует как раз противоположный аргумент, кстати!
  • Ледяная планета — несколько штук, например, Новерия. Как минимум в трёх случаях, если выйти наружу — можно замёрзнуть насмерть, даже в скафандре.
  • Лирой Дженкинс — скорее отсылка к знаменитому видео, потому что полный энтузиазма солдат-напарник Ричард Дженкинс хотя и погибает в начале игры, никакого боевого клича он не издаёт, да и противник в количестве одного. А вот сам(а) Шепард не без помощи игрока неоднократно может отыграть троп.
  • Люди — особенные — люди за 26 лет проходят сложный путь до одной из галактических держав, при первом контакте с мощнейшей империей галактики сражаются более-менее на равных, затем становятся одним из членов местного совбеза ООН, к чему другие стремились столетиями, но так и не достигли.
  • Могучий перебежчик — Бенезия, хотя изначально собиралась стать двойным агентом. Вышло иначе: её положение не только пополнило армию Сарена подразделениями асари-коммандос, но и позволило беспрепятственно проводить исследования на Новерии.
  • Нарушить приказ — так или иначе, придётся по сюжету, когда Совет запрёт «Нормандию» на «Цитадели», дабы ретивый капитан Шепард не натворил(а) делов. Однако без капитана хрен бы удалось заполучить на Илосе секретный файл, помешавший Жнецам, и спасти галактику в последний момент.
  • Нам не помешает лишний ствол — собственно, сабж и породил название для тропа. Если меметичный пример с Эшли как раз вписывается в логику действий протагониста, то дальнейший набор в команду просто педаль в центр галактики. Хочешь отыгрывать ярого расиста, чей дедушка воевал против туриан в Войне первого контакта? Всё равно придётся брать в экипаж крогана-наёмника, бомжующую кварианку и, собственно, турианина-мента. Хотя последний необязателен для прохождения, но 99 % игроков его берут.
  • Неожиданно жестокая смерть — можно устроить такую королеве рахни на Новерии.
  • Новая игра+ — в игре полно всякого контента, обеспечивающего перепрохождение, и часть представлена прямо в данном разделе.
  • Носить кучу пистолетов — можно устроить ношение пистолета, дробовика, штурмовой и снайперской винтовок не только себе, но и сопартийцам, даже тем, чей класс не предполагает какое-либо оружие. Однако в силу некоторых причин, например, Лиаре вообще лучше давать только прокачанный пистолет.
  • Опыт — пока ещё классическая система, в отличие от сиквелов. Многие, узнавая об искусственном занижении экспы при стрельбе из танка, намеренно высаживаются за борт и расправляются с противником по старинке, без боевых машин. Что, молотильщика слишком долго убивать? Но можно же поразить пушкой танка, а потом добить из винтовки!
  • Параноик был прав — сумасшедший археолог Мануэль в начале игры что-то там бредит про «второго турианина» и про «голоса в голове». Турианином оказался Сарен, а голоса в голове — явные последствия одурманивания.
  • Песчаный червь — молотильщики, обитающие преимущественно на планетах с суровым климатом.
  • Первый контакт — первый контакт людей с Пространством Цитадели перерос в локальную пограничную войну из-за нарушения границ Пространства людьми, которое турианский патруль посчитал достаточным поводом для устранения нарушителей. Самое удивительное — земляне, развивавшиеся изолированно от галактической цивилизации, и вышедшие в космос позже всех рас Цитадели — умудрились турианам ощутимо навалять. Конфликт пришлось урегулировать аж самому Совету, и кто знает, что бы ждало землян, если бы туриане успели раскрутить всю свою военную машину до вмешательства Совета. Всё-таки крупнейший флот в изведанном космосе, как-никак.
    • Первый контакт Цитадели с рахни перерос в масштабную межзвёздную войну на уничтожение, которая закончилась полным геноцидом последних.
  • Пещерное человечество — Шепард может побыть в шкуре кроманьонца, если откроет доступ к протеанской пирамиде на Элетании.
  • Пистолетом можно бить — а в некоторых моментах даже нужно, чтобы сбить врага с ног и добить уже лежачего.
  • Пнуть сукиного сына — полно. Если речь о скриптовых сценах, доступных через диалог, то жертвами Шепард(а) становятся в основном преступники средней руки или целые криминальные авторитеты. Правда, такие действия почти всегда влекут за собой очки Ренегата. Шепард ненавидит преступников!
  • Поднять за горло — Сарен проделывает это с протагонистом, но стоит ему отвлечься, как Шепард прописывает турианскому говнюку живительный человеческий кулак.
  • Перенос личности в чужое тело — да вся сюжетная часть крутится вокруг этого, будь то одурманивание Жнецов, контроль царицы рахни или цветочные споры Торианина.
  • Периодический урон — осуществляется зажигательным или радиоактивным уроном (патроны и гранаты), а также способностью Деформация (биотика).
  • Плохие люди — так считают некоторые не-люди в игре, доходит даже до статуса порочной расы. Под троп также подходит Цербер, с которым перестал сотрудничать даже Альянс, привлекавший отмороженных наёмников к программе развития биотиков.
  • Предатель — козёл — Сарен и агент Бенезии на Новерии, которая до раскрытия всячески грубит Шепард(у).
  • Предать наёмников — Рекс рассказывает, как однажды Сарен нанял его группу для выполнения задания, после чего все наёмники таинственным образом исчезли. Сам Рекс избежал этой участи, потому что вовремя слинял.
  • Прямая линия с врагом — полно где, но особенно отличился Властелин, задвинувший целый монолог на тему «почему все органики отстой».
  • Райская планета — именно такие Альянс систем подбирает для колонизации, но даже в случае удачного выбора то батариане могут налететь, то геты со Жнецами.
  • Ракета летит медленно — комментарии излишни.
  • Садистский выбор — ввиду специфики системы морали выделяются несколько случаев.
    • В критической ситуации на Вирмайре приходится выбирать, кого из двух своих бойцов спасти — Эшли или Кайдена. Спасти обоих невозможно никак, хотя внятного «почему» нет.
    • В дополнении «Гибель с небес» нужно или отпустить террориста, едва не погубившего миллионы человек, или пожертвовать группой людей-заложников, включая женщину, которая героически доложила военным о ситуации и всячески направляла игрока по ходу миссии.
    • В конце игры Шепард(у) даётся выбор: спасти Совет, но пожертвовать частью флота людей, или сразу направить корабли к вражескому флоту, что приведёт к гибели Совета.
  • Синдром Росомахи — класс солдата автоматически наделяет таким игрока и Эшли, но можно обойтись \ усилить специализацию за счёт медицинских вставок в костюм.
  • Синдром хронического героизма — этим безнадёжно болеет Шепард-парагон.
  • Скальный наездник — эта непростая роль отведена ракетным дронам в бункерах, которые на среднем и выше уровне сложности, как правило, с одного попадания убивают Шепард(а) или любого из сопартийцев. Увернуться от ракеты вполне реально, но в силу того, что дроны нападают, как правило, по двое или по трое, маленькие, быстрые и обычно атакуют непредсказуемо, для многих игроков они являются одними из самых сложных противников в игре.
    • Ничуть не лучше немногочисленые противники-биотики, которые обожают сбивать Шепард(а) с ног, после чего несколько секунд вы будете наблюдать за неуклюже падающим рэгдоллом-протагонистом, растягивающимся по полу. Надо ли говорить, что все это время вы абсолютно беззащитны. На Новерии, где вам приходится сражаться с несколькими асари-коммандос, падение Шепард(а) с мостков гарантирует смерть.
  • Скафандр в облипочку — Тали, без вариантов, причём, абсолютно любой скафандр, который даже на асари Лиаре смотрится не так.
  • Смешные деньги пополам с Не знает экономики — решение разработчиков привязать количество получаемых кредитов к уровню протагониста поначалу кажется интересным. Но когда первоначальные крохотные гонорары перерастают в сотни тысяч денег, которые некуда становилось потратить
  • Сорвать злость — Сарену остаётся именно это, когда Бенезия доложит, что не только её патрон прикоснулся к маяку.
  • Стеклянная пушка — биотик, особенно на сложности Безумие. Мощные АОЕ-способности, отлично станит, сопротивления его способностям почти ни у кого нет. Но если под его «артиллерийский залп» попали не все противники — остаётся только кастовать Барьер и бежать в сторону угла или ящика: вероятность выжить у не имеющего никакого уменьшения урона и способного носить только лёгкую броню биотика в прямой перестрелке чуть более чем нулевая.
  • Старый козёл — турианский генерал Септимус. Сначала ради спокойной жизни посылает куда подальше правительство, армию и собственный народ, но, когда вероятная спутница жизни отшивает Септимуса, тот нагло и цинично подставляет её просто потому что ему отказали. Даже его соплеменник Гаррус не удерживается от комментария, мол, что за фигня, товарищ генерал?
  • Техномагия — биотика, конечно же. Поскольку все одарённые от нулевого элемента обязаны пройти военную подготовку, то биотики ещё и военные маги.
  • Технорелигия — с прикрученным фитильком синтетики-геты, боготворящие высшую форму ИИ, Властелина, невзирая на то, что божество презирает этих низших, по его мнению, созданий. Хотя согласно второй и третьей частям религиозность гетов несколько преувеличена, в сабже на Феросе можно встретить группу синтетиков, что поклоняются светящемуся шару.
  • Точка невозврата — высадка на Илос.
  • Универсальный скупщик — любой торговец в игре. Медик, с трудом выбившая лицензию на клинику и скупающая дорогущее оружие военного образца? Да запросто!
  • Хардкор — достаточно поставить сложность на Безумие, и даже простые головорезы прощаются с эффектом штурмовика и становятся снайперами, защищёнными бронёй и зачастую в одиночку способными разнести главного героя. А уж схватки с боссами… Неслучайно самое редкое достижение в игре — прохождение на этой сложности.
  • Хренполучий — нулевой элемент, причём в первой игре его действительно хрен получишь, зато в сиквеле…
  • Что-то пошло не так — именно это в текущем цикле терпят Жнецы, причём, дважды: до игровых событий, когда из-за вмешательства протеан хранители не отправляют сигнал своим хозяевам, и в конце игры, когда Альянс уничтожает Властелина.
    • Да и сам Альянс в начале игры подпадает под троп. Рутинное задание по перевозке артефакта переходит в боестолкновение с противником, экзотическим даже по меркам Совета. После этого приходится ещё доказывать, что человечество — не верблюд.
  • Что за фигня, герой? — последует неоднократно в сторону излишне жёсткого Шепарда-ренегата.
  • Шкала идеализма против цинизма — именно шкала и именно идеализм vs цинизм. Большинство игроков выбирает какую-то одну крайность, хардкорщики — просто заполняют обе шкалы.