Pokémon

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Международный логотип франшизы

Pokémon (яп. ポケットモンスター) — культовая франшиза, возглавляемая серией игр в жанре JRPG и одноимённым аниме по мотивам этих игр. Начав своё развитие в 1996 году, эта франшиза быстро стала одной из самых известных в мире, и по сей день принося владельцу, компании Nintendo, многомиллионные доходы от продажи игр и сопутствующего мерчандайза. Сюжет практически всей франшизы (за исключением серии Mystery Dungeon) происходит в квазиутопической[1][2] альтернативной вселенной и посвящён взаимодействию между человечеством и мистическими существами, называемыми покемонами — «карманными монстрами».

Суть

Покемоны — существа самых разнообразных видов, населяющие всю планету и практически полностью заменившие животных (можно найти немало упоминаний реальных животных, но они сами отсутствуют). Благодаря своим мистическим силам, в число которых входит использование различных стихий, покемоны сделали титанический вклад в развитие человечества и по сей день живут с людьми в относительной гармонии, оказывая им помощь в любых делах, от переноски грузов и до возведения зданий и разработки новых технологий. Люди нашли ещё один способ использовать разрушительную мощь монстров — сталкивать их в битвах друг с другом, чем на профессиональном уровне стали заниматься так называемые покемонские тренеры. Битвы покемонов стали самым популярным занятием людей, с их помощью в том числе решаются любые конфликты — люди сталкивают монстров друг с другом, отдавая им команды со стороны — а стать тренером покемонов может любой человек в любом возрасте, поскольку для подчинения и переноски даже самых больших и опасных покемонов были изобретены покеболлы — маленькие круглые капсулы, благодаря которым монстры и стали «карманными».

При этом покемоны — не просто обычные животные с магическими способностями. Они обладают разумом, способны понимать людей, некоторые полноценно разучивают человеческую речь, а отдельные виды (например, Алаказам) по уровню интеллекта во много раз превосходят людей. Многие покемоны и вовсе основаны на рукотворных предметах, либо напоминают своими пропорциями людей, что не мешает им сосуществовать с обычными животноподобными покемонами в дикой природе. Кроме того, в каждом уголке мира проживают настолько мощные и уникальные покемоны, что они становятся героями многочисленных легенд и даже считаются божествами, причастными к созданию мира. Злоупотребление покемонами в прошлом часто приводило к разрушительным войнам, которые иногда прерывались легендарными покемонами, уничтожавшими целые регионы в отместку за человеческое безрассудство. Тем не менее, на момент событий сюжета основной части франшизы сложилась довольно позитивная картина — люди добились мира во всём мире, живут бок о бок с покемонами, а конфликты возникают крайне редко и не несут разрушительных последствий.

Сюжет

Основа франшизы Pokémon — серия игр для портативных консолей Nintendo — имеет общую сюжетную задумку, которая заботливо переносится из игры в игру. Подросток-домосед 10-14 лет, живущий в отдалённом городке, получает своего первого покемона и отправляется в путешествие по родному региону с двумя целями: заполнить переносную энциклопедию покемонов и стать Чемпионом местной Лиги, сильнейшим тренером. Тогда как первая цель остаётся полностью на усмотрение игрока, вторая является обязательной — протагонист должен пройти по линейному маршруту через весь регион, собрать все квалификационные значки/штампы, победив сильных специалистов региона, и, наконец, пройти через пять сложнейших сражений в Лиге покемонов. По ходу сюжета герой неожиданно сталкивается с местными сюжетными буревестниками — вражеской командой, которая занимается открытой организованной преступностью и имеет планы, способные повлиять на весь мир. Герой вынужден регулярно отвлекаться от основного квеста, чтобы сразить и прогнать всех бандитов, срывая их планы, что в итоге выливается в эпичные схватки с их боссом — полноценным антагонистом, обычно стремящимся (и, главное, способным) изменить или уничтожить мир с помощью регионального легендарного покемона. Поскольку даже босс решает конфликты с протагонистом с помощью покемонской битвы, он неизбежно проигрывает, а главный герой получает легендарного покемона и движется к концу своего путешествия — Лиге покемонов. Пройдя её, игрок становится Чемпионом, игра официально завершается (с титрами и надписью The End), после чего открывается фриплей, где герой может идти куда угодно, заниматься заполнением покедекса и поучаствовать в небольшом подсюжете, который часто включает в себя разгром остатков вражеской команды (а в некоторых играх серии основной сюжет после титров только начинается).

Подобный каркас сюжета с некоторыми изменениями также переносится в аниме и мангу по мотивам игр.

Состав франшизы

Видеоигры

Поскольку игр крайне много, просьба указывать наиболее значимые примеры

  • Pokémon — основная линейка с общим сюжетом. Знаменита тем, что любая игра из этой линейки выпускается в двух версиях, каждая из которых отличается названием, маскотом и некоторыми другими внутриигровыми различиями. (доступные покемоны, альтернативные реплики, изменения в сюжете и т. д.), также до пятого поколения принято было выпускать третью версию с дополнительными фичами. Является классическим образцом JRPG и разделяется на поколения, от первого до восьмого. В общем случае суть игрового процесса в том, чтобы взять восемь значков у лидеров стадионов, победить четверых боссов "элитной четверки" и, наконец, чемпиона региона; на пути игроку придётся также столкнуться с действиями криминальной организации с далеко ведущими планами.
    • Первое поколение — Pokemon Red/Green[3], затем на фоне успеха аниме выпущено Pokemon Yellow, в котором игроку дают Пикачу в качестве стартового. Действие происходит в регионе Канто, основанном на одноименном регионе Японии, а игроку противостоит мафиози Джованни и его команда «Рокет».
      • Ремейков этой игры два — в третьем поколении (FireRed и LeafGreen), считающийся лучшей итерацией, и в восьмом (Let's Go Pikachu/Let's Go Eevee), классический случай Упростили и опошлили.
    • Второе поколение — Gold/Silver/Crystal — имеет своеобразную историю создания. Разработчики из Game Freak пожаловались Сатору Ивата из Nintendo, что не могут запихнуть весь регион Джото (основанный на Кансае) на картридж "Геймбоя". Ивата в одиночку пережал все ресурсы, причём так удачно, что на картридже осталось ещё полно места, после чего туда удалось поместить ещё и фактически весь регион из первой части. Игроку противостоят недобитки из «Рокет», в том числе, предположительно, сын Джованни.
      • Ремейк в четвёртом поколении — HeartGold / SoulSilver.
    • Третье поколение — Ruby/Sapphire/Emerald — происходит в регионе Хоэнн (Кюсю), игроку противостоят команды Магма и Аква, первая из которых пытается иссушить океаны, а вторая, наоборот, затопить сушу. Здесь были добавлены пассивные способности, некоторые из которых в корне меняют игровой процесс[4], а также черты характера, дающие плюс к одной характеристике в ущерб другой.
      • Ремейк в шестом поколении — Omega Ruby / Alpha Sapphire.
    • Четвёртое поколение — Diamond / Pearl / Platinum, где игроку противостоит команда «Галактика», лидер которой хочет, ни много ни мало, создать новый мир получше взамен существующего. Регион Синно основан на Хоккайдо, плюс Курилы и южный Сахалин.
      • Ремейк в восьмом поколении — Brilliant Diamond / Shining Pearl.
    • Пятое поколение — Black / White 1-2. Много серьёзных изменений — головоломки с использованием Strength превратились из полноценного сокобана в совсем простенькие, игроку дают многочисленные средства для упрощения основного игрового процесса, впервые вместо третьей версии сделали полноценные сиквелы, в которых даже есть опциональный хардмод, в первой части до окончания игры игроку даже вообще недоступны покемоны из предыдущих частей, заменённые здесь их копиркиными. Игроку противостоит команда «Плазма», которая борется за права покемонов и против петушиных боёв за деньги, действие происходит в регионе Унова, основанном на Нью-Йорке — первая игра в серии, не основанная на Японии, что стало в дальнейшем стандартом.
    • Шестое поколение — X / Y. Здесь серия перешла в 3D. Здесь полностью убрали необходимость учить покемонов в партии игрока атакам, не особо полезным в бою, зато нужным для перемещения по карте, добавили новый тип, а также мега-эволюции — режим однокрылого ангела, в который некоторые из них могут перекинуться до конца боя при условии, что у них есть соответствующий мега-кристалл. Действие происходит в регионе Калос, основанном на Франции. Протагонисту противостоит команда Флэр, мечтающая сделать мир идеально красивым (по их китчевым стандартам).
    • Седьмое поколение — Sun / Moon / Ultra Sun / Ultra Moon. Вторая пара игр является не сиквелами, а фактически ре-релизами с несколько изменёнными сюжетом и контентом. Наиболее отличающаяся от стандартной линейки версия — значков со стадионами здесь нет вообще, действие происходит на нескольких островах (регион Алола основан на архипелаге Гавайи), игроку приходится периодически драться с т.н. тотемными покемонами (первый отход серии от принципа честного боя — один покемон против двух-трёх вражеских, причём у тотемного ещё серьёзные баффы к характеристикам), вражеская команда «Черепов» является здесь максимум мелкими хулиганами, настоящим злодеем здесь выступает другой стандартный сюжетный элемент серии — одаривающая игрока технологическими девайсами корпорация. Вместо мега-эволюции здесь приняты Z-атаки, использующиеся один раз за бой.
    • Восьмое поколение — Sword / Shield. Действие первого происходит в Галаре, основанном на Великобритании (DLC основаны на Шотландии и на острове Мэн). Вызвал серьёзный раскол в фанатском сообществе из-за полной ликвидации доброй половины покемонов из прошлых поколений вкупе с большим количеством атак и других механик (в основном только что введённые в игру мега-эволюции и Z-атаки), а введённый вместо них новый супер-режим оказался настолько лютой имбой, что любителями сетевых баталий забанен совсем.
    • Девятое поколение — Scarlet / Violet — Действие происходит в регионе Палдея, то-есть Испании и Латинской Америке. Особый режим здесь — «терастализация», то-есть смена типа покемона на скрытый в его потенциале и усиление его атак. Но это возможно раз за бой и сферу терастализации надо перезарядить после боя. Впервые использует открытый мир и теперь можно проходить «гимы» в любом порядке. Так же есть побочный квест с покемонами-титанами и боссами местной криминальной организации, которые так же специальзуются на конкретных типах. В гимах теперь есть небоевые испытания, которые надо пройти прежде чем бросить вызов лидеру. Считается, что эта игра имеет худшую «элитную четверку» и худшего чемпиона, которых одолеть проще простого.
  • Pokémon Mystery Dungeon — серия спин-оффов, повествующих о событиях в параллельном мире, где живут исключительно покемоны. Главный герой, человек из мира людей, попадает в мир покемонов, превратившись в одного из них, после чего отправляется в путешествие, пытаясь разгадать причину своего появления. В отличие от основной линейки, это не обычная JRPG, а Roguelite, где основой геймплея является прохождение процедурно-генерируемых лабиринтов-подземелий. Игры до Gates to Infinity разделялись на версии так же, как и главная серия.
  • Pokémon Ranger — серия, посвящённая отдельному типу тренеров, называющихся покемонскими рейнджерами. Их главной задачей является забота о природе, поэтому они не ловят покемонов в покеболлы, а временно захватывают их при помощи стилуса, чтобы решить какую-либо проблему и отпустить. Основой геймплея является как JRPG-составляющая, так и необходимость постоянно использовать стилус Nintendo DS, чтобы захватывать и успокаивать покемонов через тачскрин.
  • Pokémon Colosseum и XD — две игры для Nintendo GameCube, сюжет которых рассказывает о Теневых покемонах, создаваемых людьми путём некоего процесса превращения обычного покемона в безэмоциональную и бездушную машину для битвы. В обычную составляющую покемонского геймплея добавлена возможность отнимать Теневых покемонов у злодеев и проводить очищение, возвращая покемонов в нормальное состояние. Действие происходит в пустынном регионе Орр.
  • Pokemon Legends: Arceus — своеобразный гибрид базовой системы с Monster Hunter. Игровой процесс почти целиком сосредоточен на ловле монстров — игроку нужно раскладывать ловушки, подкрадываться, полностью заполненная страница в покедексе требует поимки нескольких экземпляров, и так далее. Действие происходит в Синно за несколько столетий до основной линии, откуда персонажа игрока исекаит порталом.

Аниме

Аниме, насчитывающее уже более 1000 эпизодов, полнометражек и побочных серий, посвящено приключениям десятилетнего подростка Эша Кетчума (Сатоси), который путешествует по регионам мира, сюжетно замещая почти всех протагонистов основной линейки игр и проходя через те же события. Подробности в статье. Кроме того, есть ещё и другие аниме: «Покемон: Истоки», «Покемон: Поколения» и «Покемон: Великий сбор тренеров».

Манга

Покемонская манга охватывает и адаптирует на свой лад множество сюжетных составляющих франшизы: события оригинальных игр в более серьёзном и реалистичном ключе, события аниме про Эша Кетчума, включая полнометражные мультфильмы, а также бесчисленные отдельные истории про покемонов.

Карточная игра

Pokémon Trading Card Game — коллекционная карточная игра, посвящённая исключительно сражению между игроками. Правила значительно отличаются от видеоигр франшизы, но используют все их основные элементы: покемонов, персонажей, предметы, стихии и прочее.

Фильм

"Покемон: Детектив Пикачу": - фильм 2019 г. с живыми актёрами и созданными компьютерной графикой покемонами.

Тропы и штампы

Необязательно добавлять троп о том, что Скитти — это кавайное нэко, или что игрок встречает крутого дедулю в таком-то стадионе. Добавляйте только самые значимые тропы.

  • Апокалиптический маньяк — Сайрус и Лисандр из основной серии игр, Кьюрем и Тёмная Материя из Mystery Dungeon. Подробности в статье.
  • Благонамеренный экстремист — Арчи и Макси искренне верили в то, что расширение воды/суши будет благом для всех, а Люзамин в Ultra Sun/Ultra Moon превратилась из маньячки в самопровозглашённого спасителя мира.
  • Бог во плоти — многие легендарные и мифические покемоны фигурируют в разных сказаниях и описаниях в покедексе как те, кто как минимум приложил лапу к созданию своего региона, а то и воздвиг его с нуля. Над ними стоит Арсеус — создатель вселенной. Но технически все они — просто очень сильные покемоны, поэтому они точно так же беспрекословно подчиняются ребёнку-тренеру и их так же можно гладить и кормить кексиками. Что особенно странно — NPC не реагируют на наличие легендарных богов в команде игрока[5], но во всяких внутриигровых учреждениях (таких, как Мировой Турнир и Боевой Рубеж) самые богоподобные покемоны строго-настрого запрещены.
    • Ага, запрещена как минимум половина из всех легендарок и мифических покемонов. А в 6-7 поколении — больше половины. В 8 поколении запретов нет.
  • Бог на побегушках — любой высокоуровневый покемон не будет вам подчиняться, если у вас нет достаточного количества значков, получаемых в Гимах/Стадионах. Но, с появлением фич как «Pokemon-Amie» и «Refresh» покемоны с высоким уровнем любви к вам будут подчиняться вам ПРИ ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ — чем не бог на побегушках?. Особый шик: даже если вы с помощью читов получили покемона сотого уровня на старте, он будет слушаться вас, если любит…
    • Педаль в асфальт в дополнении The Crown Tundra игры Sword/Shield, которое со своими Динамакс приключениями просто ломает всю систему. Гиратина единственный в своём виде покемон, имеющий целое измерение и уступающий по силе только Арсеусу? Теперь можно, сыграв пару сотен Динамакс приключений, иметь шайни Гиратину! И это нельзя списать на игровую условность, так как в игре есть персонаж, который прямо говорит, что он там поймал Гиратину.
    • В аниме всё зависит от уникальности и легендарности покемона. Так как многие легендарные покемоны существуют вовсе не в единственном экземпляре. У нас есть два Мью, два Мьюту, три Даркрая, пять Генесектов, несколько Латиосов/Латиас и так далее. Самые сильные, как трио создания, конечно, не могут никому принадлежать.
      • В 18 полнометражке Хупа призвал для себя нескольких легендарных покемонов, в том числе трио создания.
      • Или, к примеру, в 23 сезоне Эш и Го поймали Этернатуса, но покебол с ним заперли глубоко под землёй за семью печатями, чтобы Этернатус никогда не вернулся. Потому что это древнее зло. В то время как в игре он стал принадлежать главному герою, потому что полностью ему подчинялся.
  • Бонус для гениев — имена парочки из команды R, Джесси и Джеймс, вместе составляют имя легендарного рабойника Дикого Запада. Как и имена конкурирующей пары, Буч и Кэссиди. В оригинале Джесси и Джеймс — Мусаси и Кодзиро, как знаменитые фехтовальщики, самураи эпохи Эдо. При этом мать Мусаси зовут Миямото, как и самого самурая Мусаси.
  • Босс-сменщик — во всех играх. Игрок, решивший покорить Лигу Чемпионов, не может вернуться и вылечить своих монстров или восстановить потраченные атаки, пока не одолеет четырёх мастеров и одного чемпиона. Правда, закупиться снадобьями заранее можно.
    • Отдельно выделяется Pokémon Black/White, где после финальной битвы с N сразу же появляется настоящий босс команды Плазма.
  • Война по правилам — правила боя не могут нарушаться ни дикими покемонами, о правилах не знающими, ни нечестными противниками, вроде команды «ракета», которые на правила вне общественного места вообще плевать хотели. Выставлять всех покемонов скопом на одного нельзя, а в тех играх, где можно — не больше 6 за раз, хотя при большом рюкзаке, разгрузке и Т. П. можно использовать хоть 60, причем оно не может нарушаться даже случайно (одного покемона вырубили, тренер выпускает нового, а предыдущий, оказывается, не до конца вырубился, встает и продолжает бой, и если новый вылечит предыдущего, что вполне возможно, одновременно будут сражаться двое); тренер не может атаковать, помогая своему питомцу из заранее взятого «ствола», ровно как и не может быть атакован, приказать покемону бить тренера нельзя; да и пытаться захватить чужого покемона в свой покебол тоже нельзя.
    • Выставлять нескольких покемонов против одного одновременно нельзя (кроме рейдов). Зато в 6-7 гене на одного твоего могут выйти сразу несколько покемонов. В ORAS так даже вражеская команда может делать.
    • В играх региона Орр есть такая снег-машина. Покеболы, обработанные ей, могут забирать чужих покемонов. Правда игроку позволено забирать только теневых покемонов. Хотя какой в них смысл, если в играх тренер отбивает чужой покебол, а не блокировка на покемоне стоит, как в аниме.
  • Всесильная бюрократия — что в играх, что в аниме, что в манге нарушать правила невозможно физически: пойманный седьмой покемон будет конфискован телепортацией, скопом навалиться не выйдет, самим подсобить — тоже. А вот самому огрести от покемона (в аниме — в играх на этот счет вообще все упрощено) вполне возможно, но это правилам не противоречит.
    • В аниме всегда можно было и скопом навалиться и самим подсобить, если сражение со злодеем или с диким покемоном. В BW седьмой покемон не телепортируется, а блокируется. А в Journeys этого вообще нет — Го спокойно использовал 7 покемонов сразу. Не в битве правда.
  • Выдумка не врёт — в легенды и мифы про тех или иных покемонов верят далеко не все, но они всегда оказываются правдивыми.
  • Говорящее имя — вообще ВСЕ имена покемонов. Адаптированы на многих языках, жаль, в русском переводе не получилось.
    • Кошка по имени Нэко — В японской и английской версиях этот троп играется в полную силу: имена покемонов основаны на их звуках. Почему Иви так назвали? Из-за его способности эволюционировать в разные типы? Нет, потому, что он издает такой звук. В других озвучках эффект потерян, так что там уместнее троп Говорящее имя
  • Гринд — получение покедекса является завязкой сюжета каждой игры, а его заполнение — главным квестом франшизы, который можно завершить лишь через бесконечную цепь унылых действий. Одни покемоны появляются в траве с шансом 1-2 %, вынуждая игрока постоянно убегать из битвы с неподходящими покемонами, другие требуют раскачки аж до 40-60 уровня, заставляя перебить не одну сотню других покемонов за копейки опыта, а с каждым новым поколением карманных монстров становится всё больше и больше, что делает процесс ещё более изнурительным. И это не говоря уже о том, что по всем регионам поперёк дороги расставлены сотни непропускаемых тренеров, с которыми приходится однообразно сражаться, в тысячный раз опрокидывая очередного Мэджикарпа или Зубата.
    • Впрочем, для особенно фанатичных игроков разработчики ввели ещё более безумную гриндилку: блестящих (shiny) покемонов, которые отличаются от обычных только альтернативной палитрой и безумно редким шансом на появление (1 к 8192 в старых играх, к 4096 в новых).
      • А уж попытки заполучения блестящих с подходящими параметрами и характером вовсе выдавливают педаль в район чёрной дыры.
      • В 5 поколении после заполнения регионального покедекса дают подвеску, увеличивающую шанс шайни.
    • В седьмом поколении появились так называемые СОС-битвы, активируемые, если во время сражения с дикими покемонами выбивать не всех, дабы выжившие начали звать на помощь. Таким нехитрым образом (удерживая в побитом состоянии Бэйгона) можно чуть ли не в самом начале игры заполучить себе Саламенс, который значительно облегчает дальнейшее прохождение.
    • В Let’s Go Pikachu/Eevee игру сильно облегчили, поэтому прокачивать уровни легче. Только вот в этой игре прокачивать можно не только уровень. При помощи конфет можно поднимать статы покемонов до ЗАПРЕДЕЛЬНОГО уровня, не поднимая собственно уровень. Максимум 200 к КАЖДОМУ стату. Как на этом видео например, покемон 49 уровня победил покемона 80 уровня.
      • Кстати о мастер-тренерах. Это тоже гринд. У мастер-тренеров покемоны 65-80 уровня. А у Рэда все покемоны 85 уровня.
        • Для Дитто нужно набрать 4000 CP. В оригинальной GO у дитто максимум 940 CP. Для Мьюту надо 9000 CP, в то время как в оригинале максимум около 4700.
          • Наверно такой оверпауэр и стал причиной того, что в игре нет глобального мультиплеера, только по коду.
      • В Sword/Shield есть такие Динамакс Приключения, там шанс выпадения шайни 1 к 300, а с подвеской вообще 1 к 100. И первый покебол всегда срабатывает.
  • Добровольно-принудительное умение — Cut, Surf, Rock Smash, Strength… Знакомые названия? Да, это HM-ы (Hidden machine). Их список меняется от поколения к поколению, но суть одна — это приемы, без которых юный тренер наглухо застрянет у первого же камня, дерева или водоема. Пользоваться ими необходимо до самого конца игры, место потенциально полезных атак они занимают и при этом «не забываются» (очистит слот только Move Deleter). Если Fly или тот же Surf — вполне себе эффективные атаки, а Defog даже постоянно используется в мультиплеере, то Cut с его мизерным уроном — типичный балласт. Троп играется с фитильком, поскольку игрок, более-менее разобравшись с правилами, обычно навешивает HM-ы… на первых попавшихся покемонов низкого уровня («Ты будешь лесорубом и камнеломом, на тебе я буду летать, на тебе — рассекать по волнам. Но драться вы не будете — и так экспы на всех не хватает!»). Однако недостаток такого метода очевиден. Одно дело ходить с прокачанной шестеркой покемонов, и совсем другое — постоянно разбавлять команду слабыми «рабочими лошадками». Поэтому существует такое понятие, как «HM-slave» — покемон, который способен изучить аж четыре HM-атаки, а в иделе ещё и обладает способностью «Собиратель», благодаря которой после боя в его инвентаре может оказаться какой-нибудь полезный предмет.
    • В более поздних поколениях, начиная с пятого, игрокам уже не так часто приходилось полагаться на HM-приёмы при прохождении, и на протяжении почти всей игры было достаточно держать в команде покемонов, знающих Fly и Surf, а начиная с седьмого поколения, к облегчению большинства игроков, HM-ы совсем убрали (сами приёмы остались, но только как обычные атаки в бою). На замену им ввели Poké Ride — возможность призывать временных покемонов (Tauros, Stoutland, Lapras и других), каждого для исполнения своей функции.
  • Дружба, закалённая в огне — в играх до появления такой фичи как «Pokemon-Amie» и «Refresh» была только дружба, которая растет со временем. Такое можно заметить с 4 поколения или в Pokemon Yellow. Изначально покемон к вам равнодушен и не знает, как к вам относиться. После пары-тройки боев он/она в вам привыкнет и будет радоваться, когда вы будете обращать на него/неё внимание (под этим подразумевается повернуться к следующему за вами покемону лицом и нажать кнопку взаимодействия). С 6 поколения ввели «привязанность», как отдельный параметр, дующий бонусы к опыту, а так же позволит чаще критовать и маклаудить. С 8 поколения привязанность и дружбу объединили в один параметр, но ввели «социальность». В новой фиче Pokemon Camp «социальность» влияет на отношения покемонов друг с другом. Она повышается от совместных посиделок в лагере, совместных боев и просто от игр друг с другом, но покемоны могут не ладить друг с другом и начать драку. Если их не разнять, то «социальность» упадет и они могут начать игнорировать друг друга. Со Scarlet/Violet «социальность» порезали и оставили только дружбу.
  • Забрать домой — единственный способ поладить с покемонами для большинства людей — поймать в покеболл и подчинить своей воле. Спрашивать мнение покемона не принято, что персонажи открыто признают.
  • Зашивание — боевая тактика некоторых покемонов (Шакл, Ферроторн, Амбреон, Токсапекс и так далее). Защита у меня космическая, пробить ты её не сможешь, у меня есть самоотхил, а у тебя нет.
  • Злодей-недотёпа — рядовые (Grunts) вражеских команд, которые побеждаются главным героем по-одному. Педаль в пол — команда Череп, члены которой утрированно тупы и смехотворны, но всё равно занимаются злодеяниями.
  • Запоздалая имба — псевдолегендарные покемоны эволюционируют настолько поздно, что воспользоваться ими до самого конца не выйдет. Легендарные покемоны, которых не получишь до финальных титров, ещё печальнее в этом смысле.
  • Заявленная способность/Геймплей вразрез с сюжетом: покедекс — увлекательное чтиво. Сравнивать прописанные там способности с реальным положением дел ещё веселее [1]. Половина покемонов сосёт кровь, ворует души, поглощает жизненные силы хозяина (кто их вообще ловит и тренирует? Мазохисты-суицидники?). Другая половина — сверходарённые «покемоны Икс» с огромным интеллектом, чтением мыслей, возможностью путешествовать между мирами (это мы ещё не берём легенд с их невероятными возможностями)… На практике — то есть, в играх (в аниме немного иначе) — видим куда более заурядных монстриков. Хотя по сеттингу записи велись не «от балды» (обоснования: попытка просканировать что-то смартфоном без датчиков с учетом багов дает результаты, которые никуда не годятся, так как телефон ОЯШа — не ПДА каких-нибудь ученых, на такое использование не рассчитан, и потому пишет черти что; если же информация на самом деле скачивается из Интернета или его аналога, то либо сами учёные/профессоры по разным причинам пишут абы что, либо же данные скачиваются с местного аналога Википедии, где модерация работает даже хуже, чем полиция в сеттинге, или же отсутствует вовсе, из-за чего большая часть информации там заведомо ложная).
    • По покедексу Чаризард плавит своим огнём ВСЁ. Включая камни. Вау, круто! Чаризард, расплавишь для меня те большие круглые валуны, чтобы я Strenght не учил? Не можешь… А вон те помельче, которые ломает Rock Smash? Тоже нет? Но может Чаризард силён против каменных покемонов? Лучше даже не проверять — комбинация огненного и летающего типа получает от камня четырёхкратный урон и быстро падает замертво.
      • С каменюками разобрались, но в том же покедексе указано, что Чаризард способен устроить лесной пожар. Сможет ли он уничтожить одинокое деревце, торчащее на пути тренера? Да, вы правильно поняли…
    • По покедексу Роузрейд прячет в своих руках колючие кнуты-лианы, которыми расправляется с жертвой. В играх он не владеет никакими приёмами, связанными с кнутами (их там раз-два и обчёлся). Если посмотреть на характеристики покемона, становится понятно, почему. Зачем Роузрейду хлестать кого-то лианами, если у него зашкаливает параметр специальной атаки? Ему издалека бить надо!
    • В одной из серий аниме Литвики и Лампент оказались действительно злыми, как и написано в покедексе. В других сериях это просто покемоны, которые просто мирно живут/служат своему хозяину. Причём про Лампента в разных сериях покедекс говорил совершенно разное. В одной из следующих серий, правда, Лампент напал на главных героев. Но не более того. И это была часть испытания.
    • Самое смешное было, когда на ютубе решили сделать видео про pokemon battle royale, отталкиваясь от «как написано», а не от «…а на деле…». Вышло странно, с сильными отличиями от обычного JRPG-боя, даже с учетом реального времени. [2] [3] [4] [5].
    • И это уже не говоря о том, почему нельзя поймать дикого покемона который уже fainted, если тот после этого лежит, испаряться или сквозь землю проваливаться они не собираются — значит и покебол в него кинуть по идее можно. И о том, почему редко встречаются бои 6 на 6 — то есть с выпуском всех и сразу, и вообще никогда бои группами больше 6, то есть «стенка на стенку» с боем команды из покемонов нескольких тренеров против такой же команды или прорвы диких покемонов (скажем, разборка между двумя группами из 5-10 тренеров фактически означает большую драку с единовременным участием 60-120 покемонов).
    • И это не говоря о том, что сравнивать механику боев в играх и где-либо-ещё вообще нельзя. В аниме она «приближена к реальности»: нет уровней и числовых характеристик, покемон может знать сколько угодно умений, нет строгой очередности ходов (можно влепить одной атакой несколько раз подряд, скомбинировать атаки или ударить на атаку своей атакой, тем самым аннулировав обе), количество покемонов в бою ограничено лишь формальными правилами (скажем, при битве с диким покемоном или злодеем, либо по договоренности можно вывести хоть всех с нескольких тренеров сразу), учитываются непредставленные в игре параметры и возможности, и так далее.
  • Искусственный идиот — ИИ имеет тенденцию выбирать атаки совершенно случайно. Интересный вариант в первой части, где ИИ, как правило, выбирает атаки случайно, но некоторые противники (в основном сюжетной важности) имеют так называемый «хороший ИИ», по которому они выбирают атаки, эффективные по типу против текущего противника... что делает их ещё тупее: проверяется только тип, а не эффект, поэтому, например, любой ядовитый тип всегда выиграет против Ланса — его покемоны знают атаку, которая не наносит урона, но добавляет +100% к скорости, и, поскольку она психического типа, они только её и будут использовать.
  • Каждую серию — основная серия игр проходит по следующей формуле: протагонист/ка выходит из дома, где живёт с мамой, идёт к профессору, который даёт на выбор редких травяного, огненного или водяного покемона; другого, в зависимости от выбора протагониста, дают его сопернику, с которым придётся драться несколько раз на протяжении сюжета. Затем предстоит собрать восемь значков с боссов стадионов, причём каждый стадион определённого типа. Каждый значок даёт право на использование способности, позволяющей пройти прежде недоступные участки, а собрав восемь, можно будет стать чемпионом — для этого нужно победить ещё четверых боссов определённого типа один за одним, а затем и чемпиона, который уже, как правило, к определённому типу не привязан. Параллельно с этим процессом игроку предстоит сорвать планы некой криминальной организации, которые связаны с легендарным покемоном этого региона. И это не считая многочисленных других постоянных элементов вроде специфического набора покемонов в первых нескольких зонах.
    • Очень серьёзные отступления от этой формулы делает седьмое поколение (Sun/Moon/Ultra Sun/Ultra Moon) — криминальная организация совершенно безобидна по сравнению с официально вполне легитимной местной корпорацией, вместо восьми стадионов со значками игроку нужно проходить испытания, и так далее.
  • Кармический Гудини — вражеская команда многократно запятнала себя, средь бела дня посылая людей в своей униформе грабить и захватывать заложников, в открытую сражаясь даже с полицией, а под конец подвергла риску весь мир? Ничего, пусть уходят. Время от времени полиция всё же кого-то арестовывает, но в тюрьму явно никто не попадает — схваченные в Black/White Мудрецы действуют на свободе в сиквеле. Педаль в пол в 4 поколении — команда Галактика вообще никуда не уходит, после поражения просто продолжая занимать свой головной офис в одном из городов.
  • Камень-ножницы-бумага — огонь-трава-вода и многие другие типы, эффективные или слабые друг против друга. Правда, победить превосходящего по типу противника зачастую всё равно возможно. В аниме по играм противостояние типов почти ничего не значит — победит тот, кому ленивая рука сценариста позволит нанести более сильный удар.
  • Крутой корабль — Плазма Фрегат, способный как плавать, так и летать, и вооружённый орудием на энергии Кьюрема, способным заморозить город всего за несколько выстрелов (в аниме-минисериале «Поколения» и того хлеще — весь город и бухта полностью покрываются льдом уже на втором выстреле, при том, что первый был не в полную мощность).
  • Круто, но жалко тратить — эфиры и эликсиры, восстанавливающие «ману» атакам. Купить их, как правило, нельзя, только найти, поэтому, как правило, их запас доживает абсолютно нетронутым до элитной четвёрки, если не до чемпионства.
  • Ктулху с побитой мордой — в играх абсолютно любой легендарный покемон слишком слаб в одиночестве, поэтому победить его крайне легко, сложность лишь в поимке.
  • Купи долбаный гайд! — эволюция покемонов — это целая наука, в которой без финансовых вложений (10 € за гайд по игре, столько же — за бумажный покедекс) — никуда. Ладно, о том, что некоторые развиваются только если обменяться ими с другим игроком — в игре сказано. Но как без подсказки узнать, что Inkay сможет превратиться в Malamar-а только если перевернуть игровую консоль вверх ногами в тот момент, когда он достигает нового уровня? Откуда простой игрок поймёт, что Piloswine станет Mamoswine исключительно разучив атаку Ancient Power, если он её естественным путём не выучивает? Как вообще можно догадаться, что Sliggoo сделается Goodra только под дождём?
    • Для дополнения покедекса почти во всех играх (Кроме второго поколения) требуется поймать Иви — уникального покемона, способного эволюционировать в 3-8 «Ивилюций». Но вот проблема: этот покемон до такой степени редок, что его не найти даже днем с огнем. Так мало того что он редок, так еще и надо знать места, где он обитает. В некоторых играх есть фича Habitat, но даже и она не всегда может сразу указать все возможные места обитания. А уж охота за блестящим (шайни) Иви, чтобы получить все 8 блестящих «Ивилюций» это особый спорт…
    • Туда же идёт момент из первого поколения, когда герою нужно попасть в город Саффрон, но все четыре входа заблокированы охранниками, страдающими от жажды. Свои напитки (вода, содовая, лимонад — богатый выбор!) предложить им никак нельзя — нужно обязательно идти в город Целадон и искать там старушку, которая выдаст герою чай, который и нужно отнести охранникам.
      • В первом поколении как раз можно было спокойно купить свои напитки (которые тоже покупаются в Целадоне, кстати), эта фича из ремейков.
  • Межвидовое скрещивание — несмотря на то, что покемоны распределены по яйцевым группам и размножаются только при совпадении одной из них, пары при этом возникают самые невероятные. Например, маленький котёнок и гигантский кит, или мангуст и гадюка. При этом гибридов не существует — потомство будет копией (или предэволюционной формой) самки. А бесполые покемоны и виды, не имеющие самок, могут производить себе подобных только с Дитто, желеобразной бесполой массой.
  • Милый Ктулху — с шестого поколения был добавлен режим Pokémon Amie/Refresh, где каждого покемона без исключения можно гладить, кормить, чистить и играть с ним в «сострой смешную рожицу». Покемон, даже если это чужеродное чудовище, будет весело скрипеть и испускать сердечки, привязываясь к своему тренеру и получая бонусы. Очень мило!
  • Мир-помойка — регион Орр. Тут и местность пустынная, и Команда, контролирующая практически всё, и методы у этой Команды откровенно бесчеловечные, и людей убивать тоже более чем готовы… В общем, никому адекватному сюда по собственной воле попасть не захочется.
  • Молодец против овец — в играх серии полицейские горазды нападать на невинного ребёнка-протагониста, посчитав его подозрительным. Но что они делают, когда на сцену выходит очередная команда отморозков, открыто совершающая преступления и грозящая реальной опасностью всему миру? Правильно, даже носа не кажут!
  • Назван в честь цветка — все профеесора названы в честь деревьев: Оак — дуб, Елм — вяз, Бирч — берёза.
    • Семейство из Солнца/Луны: милая и нежная девочка Лилли — лилия, её резкий и суровый брат Гладион — гладиолус, их властная и озабоченная спасением мира мама Лусамин в честь люпина (или в некоторых странах Саманта — бальзамин), а болтающийся на далёких островах, где можно выращивать покебобы папа Мон получил имя от немецкого слова, означающего мак.
  • На шаг позади злодея — почти во всех важных столкновениях со злодеями те к приходу ГГ всегда успевают завершить очередную часть плана своего босса (похитить артефакт, захватить покемонов, выкачать энергию и т. д.), их удаётся остановить лишь в самый последний момент.
  • Нам не помешает лишний ствол — серия игр полнится этими моментами. Вариант ответа «Нет» существует только для декора — главного героя всегда и везде обяжут сказать «Да», повторяя одну и ту же просьбу бесконечно. Педаль в пол во втором поколении — старый мастер драконов опрашивает протагониста о его отношении к покемонам. На все неугодные ему ответы он будет делать вид, что не расслышал, даже если давать ответы искренне (например, что сильные покемоны важнее, а слабые оппоненты в приоритете). Игрока просто вынуждают лицемерить, чтобы продвинуться по сюжету.
    • На самом деле мастер драконов всё слышал, и если сразу давать ответы, которые его устраивают, то игрок получает особенного Дратини с уникальной атакой.
    • Фитилёк чуть-чуть прикручен в Pokémon Mystery Dungeon: Gates to Infinity, где, достаточно раз отказавшись от возвращения в мир покемонов, можно заработать себе нестандартный Game Over с последующим автоматическим выходом в главное меню игровой консоли, и Ultra Sun/Ultra Moon, где можно отказаться от предлагаемого на Башне Мегало Пойпола без особых последствий (например, чтобы прийти позже в Ультра Мегалополис и попытать счастье, соглашаясь на Пойпола там и, при необходимости, производя софт-ресеты, в надежде получить себе шайни-версию).
  • Не действует на боссов — диких тотемных покемонов, равно как и их приспешников, нельзя просто взять и засадить в покебол.
    • В более широком смысле слова "босс" — нельзя ловить покемонов чужих тренеров (не считая, скажем, регионов типа Орра) и убежать от боя с ними тоже нельзя.
  • Но если уметь им пользоваться… — баланс в сетевых играх здорово отличается от внутриигрового, особенно в битвах двое на двое. Легендарный пример — победа команды с Пачирису на всемирном чемпионате в 2014. Пачирису — один из тех самых маскотов с мусорными статами, но зато ему доступны 1) таунт 2) возможность вешать статус без шанса промаха.
  • Поймай их всех! — кодификатор. Несмотря на это, является лишь второстепенным квестом, пройти всю игру можно хоть за одного стартовика (плюс пара-тройка покемонов для HM-приёмов, но в седьмом поколении и это уже не нужно).
  • Правда Кассандры — Абсолы, обладающие даром предсказывать стихийные бедствия и пытающиеся предупредить об этом людей, чрезвычайно редки в своём родном Хоэнне…
  • Приглаженная помойка — мир игры Pokémon Mystery Dungeon: Gates to Infinity. Выглядит он, конечно, ярко и красочно, но стоит только вглядеться чуть повнимательнее и вчитаться в разговоры персонажей… Недоверие на грани взаимной ненависти — вполне нормальное в нём явление. А один из главных положительных персонажей (Гидрайгон/Голос Жизни), по сути дела, пытался решить проблему путём закидывания её призванными людьми. Протагонист просто оказался самым удачливым из весьма, весьма многих…
  • Протагонист Шрёдингера — в играх встречается со второго по шестое поколение. Игрок выбирает одного персонажа, второй появляется в качестве NPC и, за исключением пятого поколения, принимает участие в сюжете. У каждого из них свой набор реплик и относительно уникальный характер.
  • Просочиться в канон — Эш-Грениндзя, изначально появившийся в аниме, впоследствии стал доступен и в играх, причём изначальным тренером там значится Эш/Сатоси (в зависимости от региона), а датой поимки — день показа серии, когда Эш получил своего Фроки. Кроме Эша-Грениндзи, есть ещё и Пикачу в кепке Эша (конкретная версия кепки зависит от того, в какой день этот Пикачу был получен).
    • «Ивилюции» (Эволюции Иви), как термин, просочился в канон, начиная с Pokémon Stadium 2
  • Резиновый нож — игра, конечно, не то чтобы озабочена идеальным балансом между всем зверинцем, но некоторые опции выглядят форменным издевательством. Например, у электрических маскотов обычно откровенно мусорные статы.
    • Апофеозом, пожалуй, является доступность атаки «Последний гамбит» (вырубает использующего его покемона, но наносит врагу ровно столько урона, сколько у использовавшего оставалось ХП) Шединье, у которого от природы больше 1 ХП быть не может никогда.
  • Свет не есть добро — немало Фей могут подойти под этот троп, особенно Тапу Леле с откровенно садистскими наклонностями. А совсем хорошо сюда подходит Ультра Некрозма - Психик/Дракон, состоящий по большей части из именно что света и способный оставлять целые миры в вечной тьме, поглощая из них свет для поддержания собственного существования. С другой стороны, таким он был далеко не всегда. Когда-то давным-давно, Некрозма был известен как Сияющий и делился своим светом со всеми подряд, помогая другим. Именно с помощью Сияющего и был основан Ультра Мегалополис. Потом его жители захотели больше энергии, попробовали взять Сияющего под свой полный контроль и необратимо повредили его тело, лишив источника энергии и вынудив не давать, а поглощать свет.
  • Смена жанра — манга о покемонах — довольно жёсткое повествование, где покемоны могут умирать (и нередко погибают в боях), а большинство лидеров арен — злодеи. Аниме — совершенно детское, злодеи комичны до нелепости, а те немногие эпизоды, которые могли хоть как-то выйти за пределы PG-13, во многих странах даже не показывают. Игры же — нечто среднее, хотя игровой процесс намного ближе к аниме, а записи в Покедексе, порой прямо ему противоречащие — к манге.
  • Союз побитых злодеев — инверсия в виде команды Радужная Ракета. В этой команде объединяются все главные злодеи из предыдущих поколений, и игрок, прошедший те игры, может подумать, что троп отыграется как положено, но… Оказывается, что все эти злодеи прибыли из параллельных миров, где ни один из них не проиграл ребёнку и успешно исполнил свою экстремистскую/апокалиптическую мечту (на свою голову).
  • Стелс — своего рода. Если игрок попадается на глаза тренеру (не считая лидеров стадионов и пр.), тот автоматически вызывает его на бой, поэтому при желании лишний раз не драться с тренерами, а просто пройти мимо них до следующего города, где и вылечиться, игроку приходится прибегать к стелсу — проходить мимо них, когда они смотрят в другую сторону, переходить с бега на шаг. Многие маршруты построены с расчётом на то, чтобы дать игроку возможность выбора — драться с тренерами или идти мимо их поля зрения по траве, где будут случайные энкаунтеры.
    • Начиная с поколения игр на switch все покемоны бегают по миру, вместо случайного появления в траве. Но элементы стелса ввели в Legends: Arceus и Scarlet/Violet, чтобы у игрока была возможность ловить пугливых покемонов, либо избегать встреч с агрессивными покемонами. Например, в Legends:Arceus Иви убежит от вас, едва заметив, и это с учетом того, что он чрезвычайно редок, что делает стелс просто необходимым ради его поимки и заполнения покедекса «ивилюций», но в то же время, в Scarlet/Violet Иви будет просто с любопытством осматривать вас, не предпринимая попыток сбежать, но Лифеон и Вапореон будут убегать от вас в страхе. Зато Флареон, Джолтеон, Глейсеон и Амбреон агрессивно атакуют вас, едва заметив, что вынуждает вас «стелсить» в некоторых регионах регионах, если у вас уровень ниже 50, либо у вас нет покемона, супер-эффективного против них.
  • Сюжетный буревестник — босс каждой вражеской команды, суровый и крутой мужик, способный на всё ради достижения своей цели. Да и вся команда в целом подходит под этот троп, особенно в манге, где повышен градус серьёзности.
  • Танцы на граблях — все боссы вражеских команд, проиграв протагонисту в битве покемонов, продолжают делать это снова и снова, даже не пытаясь остановить его любым другим способом. Исключение лишь одно — Гетзис в Black 2/White 2, который сначала попытался заморозить ГГ вне битвы, и только после неудачи начал сражаться… лишь потому, что решил дать герою шанс отбиться, хотя мог заморозить его снова.
  • Тьма не есть зло — зигзаг, аналогично «светлой» стороне. Не все покемоны темного типа такие уж злые. Так, редко какие из атак темного типа не основаны на откровенной злобе или ненависти (за исключением пары-тройки): в большинстве они представляют собой просто нечестные боевые приемы, иногда — управление непосредственно энергией Тьмы. Из покемонов внимания заслуживает совершенно беззлобный Амбреон, в которого Иви эволюционирует только ночью от большой симпатии к тренеру, а также Абсол, чувствующий катастрофы и предупреждающий о них людей.
    • Также абсолютно буквально в процессе перевода с японского — так называемый «тёмный» тип в оригинале называется あく аку, сиречь злой. Один из фирменных атак тёмных типов — «ночной разрез» — в оригинале называется вообще つじぎり цудзигири, сиречь убийство на перекрёстке — самурайская практика проверки новой катаны или техники иайдо путём убийства случайных прохожих.
  • Ты меня уважаешь? — педаль в земную кору, ведь протагонист — не профессиональный наёмник или солдат, выполняющий свой долг, а всего лишь подросток. Тем не менее, он самолично одерживает бесчисленные победы над местной мафией на глазах мирных жителей, освобождает заложников, а иногда и вовсе спасает мир от особо опасного покемона, и всё это при полной пассивности полиции и сильнейших тренеров вроде лидеров Стадионов. Стоит ли говорить, что в результате лишь пара ключевых NPC скажут «молодец, возьми конфетку и иди гуляй», а все остальные и вовсе промолчат…
    • Заметная аверсия, например, в радиобашне города Голденрод, в которой после освобождения её от Рокет можно собрать похвальбу и подарки с каждого живущего в ней NPC.
  • У тебя ж регенерация — только невероятная живучесть и выносливость позволяет зверькам быстро восстанавливаться после любой тяжёлой битвы с самыми безумными атаками. Но если в играх всё же требуется лечение после боя, то в аниме режим педали в пол — покемон может очнуться через пару секунд после проигрыша и потери сознания.
    • Разве? А я вот припоминаю Эша, бегущего с оглоушенным Пикачу в покецентр и нервно ожидающего под дверью операционной. Большинство остальных проигравших максимум приоткрывают глаза и вяло произносят своё имя. В новом бою они до лечения участвовать не могут.
  • Умён, как человек — разумность покемонов слабо выражается в играх, но намного лучше показана в аниме.
  • Унылое ожидание — каждая битва в каждой игре начинается с долгой прелюдии: включается музыка, темнеет экран, появляется боевой экран, появляется тренер/дикий покемон, тренер выпускает своего покемона, покемон издаёт звук и проигрывает анимацию, игрок выпускает своего покемона с теми же эффектами, и только потом начинается бой. И это всё никак нельзя пропустить даже в тысячный раз! А теперь представьте, сколько раз вам придётся видеть эту сцену, если вы решите, например, поймать покемона, возникающего в траве с шансом в 1-5 %, или прокачать своего любимца до высоких уровней. А ведь главный квест франшизы — собрать их всех, поэтому на ожидание и просмотр одной и той же заставки даже в одной игре уйдут долгие-долгие часы…
  • Фанская кличка — вот одни из бесчисленных примеров:
    • «HM-slave» — покемон, который в команде лишь для того чтобы использовать Cut, Surf и прочее.
    • «Убер» (uber) — легендарные покемоны или простые покемоны с высокими «личностными» (IV/EV) показателями и способностями.
      • «Легендарная троица» — многие легендарные покемоны сгруппированы в специальные тройки.
      • «Легендарные птицы» — Артикуно, Запдос, Молтрес.
      • «Легендарные бестии», они же «легендарные хищные кошки» — Райкоу, Энтей, Суикун.
      • «Погодная троица» — Гроудон, Кайогр и Рейкваза.
      • «Речная троица» — Укси, Месприт и Азелф.
      • Троица Созидателей — Диалга, Палкия и Гиратина.
      • «Трио Големов», они же «Реджи-трио» — Реджирок, Реджистил и Реджиайс. Хотя на самом-то деле их шестеро: в четвёртом поколении к ним добавился ещё и Реджигигас, а в восьмом добавиили Реджиэлеки и Реджидраго.
      • «Три мушкетера» — Кобаллион, Терракион и Виризион.
      • «Силы природы» — Торнадус, Тундурус и Ландорус.
      • «Аурная троица» — Ксернеас, Ивелтал и Зайгард.
      • «Хитмоны» (Hitmons) — Хитмонли, Хитмончан и Хитмонтоп.
    • «Ивилюции» — все возможные эволюции покемона «Иви».
    • Туда же и «Фейкмон» (Fakemon) — фанатские эволюции существующих покемонов (Ивилюции в их числе).
    • «Дерпфиш» (Derpfish) — Мэджикарп. Он же «Повелитель морей» и «лютейшая имба, которую нужно немедленно понерфить, так как она ломает баланс».
    • «Дигимонлюция» — отсылка к «Дигимону» (Многие мегаэволюции выглядят так, как будто слизаны оттуда)
    • Господь, Бог, Боженька, Всевышний, Господин, Первичный, Иисус и тд — Аркеас.
    • «Декзит» (Pokedex + Brexit) — феномен восьмого поколения, в котором большое количество покемонов было начисто удалено из игры без возможности трансфера (идея в том, что, поскольку действие происходит в СФК Великобритании, они не прошли паспортный контроль)
  • Хороший парень — главные герои. Несмотря на возраст, всегда на стороне добра, всем помогают, всех защищают и мир спасают.
  • Чёрно-белая мораль — главный герой и его союзники однозначно хорошие. Вражеская команда — однозначно плохие. Сложно занести в бело-серую мораль бандитов, способных на убийство Маровака (команда Ракета) или планирующих затопить/осушить/заморозить/уничтожить весь мир, невзирая на жертвы. (все остальные команды, кроме Черепа)
    • Очевидным исключением является Плазма с её вполне легитимной критикой, собственно, основного игрового процесса (петушиные бои за деньги между насильственно отловленными животными). Не считая лидера и некоторых рядовых головорезов, члены этой организации преследуют вполне благородные цели, хотя и спорными методами.
  • Читерский искусственный интеллект:
    • В первом поколении ИИ сначала рассчитывает результат действия игрока, а потом принимает решения, что заметно по т.н. «ретроактивным лечилкам».
    • В игровых режимах, суть которых сводится к N победам подряд с фиксированной командой (боевое метро в 5 поколении и ему подобные), чем выше количество побед подряд, тем больше игра читерит — тренеры стабильно подбираются сильнее вашей команды по камень-ножницы-бумага, их атаки с шансом промаха начинают попадать всегда, а ваши практически никогда, и так далее.
  • Чужеродное чудовище — многие покемоны могут подойти под это описание, но фактически такими являются Ультра Чудовища, прибывшие из другого мира. Такие, как Газзлорд, давят педаль в пол.
  • Это не луна! — Фильм «Покемон. Детектив Пикачу». Горы оказались гигантскими покемонами Тортеррами.

Примечания

  1. Впрочем, после внимательного прочтения покедекса и анализа происходящего мир становится гораздо более похож на приглаженную помойку. А в новеллизациях от Такэси Сюдо истинная мрачность мира подана открытым текстом. Такеши Сюдо ушёл из команды очень давно. Про этот хлам можно не упоминать.
  2. А вообще вселенные игр, сериала и манги — это разные вселенные. Поэтому записи покедекса из игр не стоит применять к сериалу.
  3. В международной версии Green перевели как Blue
  4. Например, способность Шединьи, делающая его вообще иммунным к любому урону, который Камень, ножницы, бумага не супер-эффективен
  5. Кроме дайверов в третьем поколении и его ремейках, которые не осмелятся начать битву, если протагонист ныряет на Кайогре