Shin Mazinger Z

Материал из Posmotreli
Версия от 22:11, 8 мая 2022; Phantom Blooper (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Второй опенинг (первый – в основной статье).

Shin Mazinger Shogeki! Z Hen (англ. Mazinger Edition Z: The Impact!), чаще сокращаемое до Shin Mazinger Z[1] – аниме-сериал 2009 года, перезапуск старого Mazinger Z и в какой-то мере экранизация оригинальной манги Го Нагая. «В какой-то мере», потому что режиссёром и сценаристом стал Ясухиро Имагава со своим фирменным подходом: здесь берём кусок оригинала, здесь – кусок другого произведения того же автора, сюда добавляем собственных идей, а ещё вотэтоповороты, а ещё драмы побольше. Что получилось?

Увы, получился коммерческий провал. Рейтинги были удручающе низкие, о предполагаемом сиквеле уже одиннадцать лет никто не заикается, с дальнейшей карьерой Имагавы тоже не всё радужно. И те, кто удосужились посмотреть сериал, находят это крайне несправедливым! Да, в нём есть шероховатости, да, он в основном не блистает визуально, но по части сюжета это однозначно одна из лучших мех и однозначно лучшее, что было во франшизе Mazinger Z.

Так уж прям лучшее?[править]

  • Фабула в основном следует канону семидесятых, но вот сюжет значительно усложнён. Хитрые планы, тайны прошлого, целый арсенал Чехова – всё это здесь есть.
  • Многие персонажи раскрылись с неожиданной стороны, при этом сохранив канонный колорит и не превратившись в других людей.
  • Про комедийную составляющую Имагава тоже не забыл, и она тоже вполне уместна.
  • Не знаете, с чего начать знакомство с франшизой? Start here. На сегодняшний день это оптимальный вариант.
  • Недолюбливаете Го Нагая за сексизм[2]? Вот вам сильный женский персонаж на одной из главных ролей, и она даже не мисс Фансервис!
  • Финал… О-о-о…

ЭТО ВАЖНО![править]

Если всё-таки соберётесь смотреть, то не спешите включать первую серию. Из-за неуместных экспериментов с повествованием она способна на корню оборвать желание смотреть дальше. Начинайте сразу со второй, причём перемотайте на 2:25 – до этого момента идёт эпилог. После конца последней серии можно посмотреть и первую, и самое начало второй.

Итак…

Персонажи[править]

Герои[править]

  • Кодзи Кабуто – протагонист, ОЯШ разновидности «крутой и хотбладный». Вообще-то хороший человек, но заводится с пол-оборота и слишком часто переоценивает свои возможности. За любимого дедушку готов кого хочешь порвать, к младшему брату тоже очень привязан, вообще научился быть фактически за главного в семье – и потому очень неохотно мирится с авторитетом Цубасы. С детства любит кататься на мотоциклах, которые ему часто покупал дед.
    • Мазингер Зет – гигантский робот, втайне построенный Дзюдзо для старшего внука (о нём знали только сам Дзюдзо и Цубаса). Оснащён почти непробиваемой бронёй и арсеналом разрушительных спецатак, управляется из пайлдера (см. список терминов) почти так же, как обычный мотоцикл. Внешне похож на античного бога Зевса (как он представлен здесь), и сходство это не только внешнее.
  • Широ Кабуто – младший брат Кодзи, тоже крутой для своих лет (да, это у них семейное). Бойкий, достаточно трезвый и зрелый в суждениях, легко находит общий язык со взрослыми и держится достаточно фамильярно. А ещё персонально на него сыплются такие нагрузки и такие порции драмы, которые не каждый взрослый выдержит.
  • Дзюдзо Кабуто – создатель Мазингера Зет, дед Кодзи и Широ, отец Кэндзо. Открыл в недрах Фудзи новый элемент японий (Japanium), придумал, как добывать из него фотонную энергию и как с его помощью создать сверхпрочный Суперсплав Z, основал Лабораторию фотонной энергии и обеспечил себе безбедную старость патентами. После одной судьбоносной поездки в Грецию самоустранился от дальнейших исследований, чтобы в частном доме растить осиротевших внуков и собирать в подвале гигантского робота на чёрный день. И вот когда этот чёрный день настал, Дзюдзо показал всем, что он не только гениальный учёный и не только добрый дедушка, а крутой, даже безумно крутой старик с козырем в рукаве на любой случай. Увы, в дальнейших событиях лично не участвовал по самой уважительной причине.
  • Инспектор Анкокудзи – государственный агент, которому было поручено расследовать серию странных смертей вокруг поместья Кабуто. Чуть не погиб во время первой атаки меха-монстров, дальше участвовал в сюжете не по долгу службы, а преимущественно по собственной инициативе. На первый взгляд инспектор выглядит полным олухом и лузером – трусоват, при виде женской обнажёнки теряет голову, периодически выставляет себя на посмешище. Как это часто бывает в аниме, на поверку Анкокудзи вполне себе крут – просто чтобы это проявлялось, его должны или основательно подготовить, или припереть к стенке.
  • Босс – самозваный главный хулиган всея Японии, и во всяком случае, способен собрать очень немаленькую шайку. Хулиган, но с принципами, и кое-какие примеси золота в его сердце есть. «Забил стрелу» Кодзи, чтобы при всех доказать, что он круче самого крутого парня из местной школы – при всех же от Кодзи и огрёб, и ещё долго порывался устроить матч-реванш (получилось то же, что и в первый раз). Из-за этого желания оказался втянут в большую войну, поначалу трусил, потом кое-как притерпелся и даже заимел более одного коронного момента.
    • Нуке и Мучанеразлучные кореша Босса. Остались с ним после досрочного окончания драки с Кабуто, вместе с ним впутались в дальнейшие передряги. Тоже трусливые львы, тоже в случае чего способны прописать двести двадцать, но в первую очередь всё-таки комические раздолбаи.
  • Профессор Гэнноске Юми – глава Лаборатории фотонной энергии, ученик Дзюдзо. Работает над тем, чтобы фотонная энергия применялась повсеместно в мирных целях, и весьма не рад тому, что её приходится использовать прежде всего как оружие. В отличие от других канонов, толком не руководит общей борьбой против д-ра Хэлла – эта функция перешла к Цубасе Нишикиори.
  • Саяка Юми – дочь Гэнноске, пилот сначала Афродиты А, затем Венеры А. В сравнении с другими канонами у неё очень мало экранного времени, но зато каждая вторая сцена с ней – так или иначе её коронный момент. Даже когда Саяка оказывается на положении девы в беде, она активно способствует своему спасению и несколько раз почти жертвует собой. Испытывает взаимную симпатию к Кодзи, как цундере себя не проявила (собственно, здесь Кодзи её и не троллит). Ну и почти весь (довольно скудный) фансервис – её заслуга.
  • Трое профессоров (Моримори, Носсори, Севаши) – коллеги Гэнноске и старые друзья Дзюдзо, в Лаборатории фотонной энергии занимаются прикладной робототехникой. Три весёлых старичка, которые не прочь похулиганить – впрочем, до маразма они пока не докатились и в роботах разбираются.
  • «Армия Мазингеров»небольшая команда боевых роботов: Миллион (пилоты – близняшки Лори и Ролл), Байон (пилот – Дзюн Адзума) и Дайон (пилот – Масао Оиде). Расквартированы в Лаборатории фотонной энергии и периодически отправляются на перехват вражеских меха-монстров. Правда, силы противостоять творениям Хэлла этим роботам отчётливо не хватает, не спасает даже опыт пилотов. Тем не менее, умудрились дожить до финала и до апгрейда, после чего перестали быть балластом.
  • Цубаса Нишикиори – хозяйка Куроганэ, гостиницы с купальнями неподалёку от поместья Кабуто, классическая «снежная королева»: хладнокровна, властна, напориста, временами даже цинична. Играет роль если не светлого властелина, то светло-серого. В активе Цубасы острый ум, благодаря которому она всегда ко всему готова, самые разнообразные навыки и обширные связи, так что она справляется. Обладательница не просто скелета или двух, а целого некрополя в шкафу. Во-первых, она была на Бардосе вместе с Хэллом и Дзюдзо, и даже поучаствовала в создании миньонов Хэлла. Во-вторых, она мать Кодзи и Широ, и жена вдова Кэндзо Кабуто, которого собственноручно прикончила вместе со своим братом (да не совсем). В-третьих, была помолвлена с Хайнрихом Штрохаймом, и всё, что он делал, он делал из-за неё (кстати, его она тоже в первый раз убила).
  • Пятёрка Куроганэ – четверо мужчин и одна бабка с экстраординарными способностями, каждого из которых Цубаса в своё время спасла от смерти, и которые ныне служат ей верой и правдой – помогают по хозяйству и выполняют разные мелкие поручения.
    • Сэнсэй – крепкий немолодой мужчина с катаной. Рубит ею супостата быстрее, чем тот успевает что-то понять, а в отсутствие супостата рубит продукты на кухне с не меньшим мастерством. За всю историю не сказал ни слова, ни даже «бля…» в финале.
    • Ясу по прозвищу «Проныра» – самый «нормальный» человек в Куроганэ, типчик с лукавой физиономией. Очень общительный и компанейский, легко подружился с Анкокудзи и Широ. Оправдывая свою кличку, способен выведать что угодно, и конфиденциально делится этим с друзьями. В бою полагается на полные карманы разноплановых бомб и бомбочек, причём самую мощную носит в себе – и совершенно спокойно говорит о том, что когда-нибудь и её придётся пустить в ход (не пришлось).
    • Кросс – лысый детина с крестообразной татуировкой на лице. Невероятно силён и практически неуязвим – в его теле больше Суперсплава Z, чем живой плоти. Флегматичен и на самом деле очень добр (на врагов это не распространяется).
    • Джанго по прозвищу «Пустынник» – высокий и тощий мексиканец с лошадиной мордой, носит плащ и шляпу, увешан огнестрельным оружием. Ганфайтер и снайпер в одном лице. Говорит то крайне монотонно, то нараспев, и вообще производит впечатление психа. Как ни странно, именно он набирает в городе клиентов для купален, и он же возит их на автобусе на место (и, если контингент окажется ненадёжный – например, банда якудзы с вопросами к Ясу – по дороге сбрасывает их в море).
    • Кикуноскэ, она же Окику-сан – бабулька ростом с тумбочку и с бульдожьими щеками. Несмотря на карикатурную наружность, крута и даже очень – остальные члены Куроганэ единогласно признают её самой опасной из них. Умеет двигаться так быстро, что со стороны это выглядит как телепортация, ловкость у неё на том же уровне. Вооружена катушкой нити из Суперсплава Z, которой может в доли секунды опутать и разрезать практически любого оппонента. По характеру тот ещё тролль, и ещё имеет наглость жаловаться на преклонный возраст!

Доктор Хэлл и его подручные[править]

  • Доктор Хэлл – главзлодей, сумрачный гений, магистр всяческих наук и просто дед-мегаломаньяк. Хозяин нескольких интересных личностей, двух армий безликих головорезов и целого сонмища меха-монстров (они же механические звери, они же кикайдзю). Возглавлял экспедицию по поиску руин древней микенской цивилизации, и таки нашёл руины, а в них – вполне функциональных металлических гигантов. После этого загорелся понятно какой идеей, перессорился с коллегами и остался на острове Бардос – готовиться. Вопреки типажу «безумный учёный, суперзлодей», Хэлл в версии Имагавы – достаточно непростая фигура с нотками антизлодея (в частности, он искренне жалеет, что не смог привлечь на свою сторону Дзюдзо). Тем хуже выглядит его переход за моральный горизонт событий.
  • Барон Ашура – подручный Хэлла номер один, сшитый из левой половины мужчины и правой половины женщины. Организует вылазки меха-монстров, командует целой армией головорезов («Железные маски», они же Корпус Ашуры), кроме того, ему вверена мобильная подводная база. Кадавр-андрогин дьявольски силён и быстр, хитёр и целеустремлён, но эмоционально нестабилен – легко выходит из себя и часто плачет. Регулярную потерю кикайдзю и закономерное недовольство Хэлла он воспринимает остро, каждый раз рвётся загладить свою вину, и такую самоотверженность Хэлл даже ценит. А потом к Ашуре начинает возвращаться память людей, которыми он когда-то был…
    • …этих людей звали Тристан и Изольда (sic!). Были они микенскими жрецами, совместно с Горгоном планировали свержение Зевса и другие нехорошие вещи, а ещё искренне любили друг друга. Когда в силу обстоятельств остров Бардос пошёл ко дну, Тристан и Изольда спустились в катакомбы и погрузились в долгий сон, чтобы однажды проснуться и пробудить всех остальных микенцев. Проснулись они немного не так, как планировалось – половины тел успели сгнить, и пришлось сшивать вместе то, что уцелело. Положим, сгнили они не без посторонней «помощи»…
  • Граф Брокен – подручный Хэлла номер два, безголовое тело в мундире плюс живая голова с моноклем и тараканьими усиками. Заведует собственной армией головорезов («Железные кресты»), имеет в распоряжении летающую крепость, и ему же подотчётны все кикайдзю, способные летать. Умеет генерировать пафос, но чаще (и не совсем добровольно) генерирует нечто противоположное. Очень оскорбляется, когда его называют безголовым (поэтому герои иначе к нему и не обращаются). К Ашуре относится скорее снисходительно, с Пигманом часто и довольно успешно работает в тандеме, но особо ни к кому не привязан. Вообще же довольно крут для амплуа комического злодея.
  • Пигман – подручный Хэлла номер три. Ни механическими зверями, ни головорезами не командует, но они ему и не нужны – Пигман способен наколдовать всё, на что фантазии хватит, от энергетического барьера до иллюзии, от сметающего всё на своём пути стада диких зверей до персональных кровавых мальчиков в глазах. Большую часть времени выглядит как солидно одетый чернокожий мужчина, держится тоже с достоинством, со всеми вежлив. Когда дело становится совсем худо, принимает истинную форму уродливого голого пигмея и в таком виде удирает на четвереньках.
  • Гамия Кью – гиноиды-убийцы со смертоносными волосами, подконтрольные Ашуре. Направились в Куроганэ с целью убить Кодзи, успешно самоубились об людей Цубасы и привлекли её внимание тем, что уж больно ладно скроены – Хэлл вряд ли смог бы такие собрать. В итоге Цубаса вышла на их настоящего создателя, ещё одного своего знакомого – немецкого инженера Хайнриха Штрохайма. Было и ещё одно последствие у их визита: в Гамий Кью безнадёжно влюбился Анкокудзи, и даже носился с останками одной из них в поисках человека, который собрал бы робо-вайфу обратно. Этим человеком оказался Кэндзо; он не только починил Гамию, но и перепрограммировал её, и научил одному полезному фокусу. Гамия если и подобрела, то совсем незначительно – уж к Анкокудзи она точно не испытывает тёплых чувств.

Прочие[править]

  • Лорелей – милая и добрая девочка, которая приехала в Куроганэ из Германии, взаимно влюбилась в Широ и пригласила его к себе домой (а живёт она в огромном мрачном замке вместе с любимым папой). Как оказалось, и он ей не совсем папа, и Лорелей сама не человек: Хайнрих Штрохайм создавал её как центральный компонент своего боевого робота, а полюбил и растил, будто родную дочь.
  • Хайнрих Штрохайм – наряду с Дзюдзо и Кэндзо Кабуто один из величайших робототехников современности, и сам себе крутой киборг. Был помолвлен с Цубасой, до сих пор в неё безнадёжно влюблён, поэтому поспорил с Дзюдзо Кабуто, что его робот победит Мазингера в поединке, и тогда по уговору Цубаса должна выйти за Штрохайма, тем более что она и так вдова. Погиб (как он считает) в ходе инцидента, подстроенного Дзюдзо, воскрешён Хэллом и должен был по уговору отдать свой проект ему, но не намерен этого делать, пока самолично не поквитается с Дзюдзо. Возлагает огромные надежды на своё творение, потому что уверен – робот с человеческой душой имеет преимущество над пилотируемым роботом.
  • Эрцгерцог Горгон – страж микенских руин, древний воин с саблезубым тигром на месте ног. В отличие от других канонов, не сотрудничает с Хэллом и чуть ли не шлёт его на три буквы. Судя по всему, ретроактивно бессмертен.
  • Кэндзо Кабуто – сын Дзюдзо, отец Кодзи и Широ, и это всё, что о нём можно сказать без спойлеров. Кэндзо приехал на Бардос с отцом и там же встретил Цубасу. Был доверенным лицом и соучастником самых тёмных деяний д-ра Хэлла, оказался заражён Кедорой (см. ниже) через протез, в таком виде был остановлен Тэцуей и убит Цубасой. Убит-то был, но не до конца – оклемался, ампутировал себе Кедору вместе с большей частью тела, и начал вести свою игру, периодически вмешиваясь в события из-за кулис, причём до самого конца нельзя было сказать, на чьей он стороне (на стороне человечества, у которого есть враг пострашнее Хэлла).
  • Тэцуя Цуруги – и ещё один человек-спойлер. Он тоже был на Бардосе вместе со всеми уже перечисленными и испытывал роботов, собранных Кабуто-старшим и Кабуто-средним. Как пилоту ему равных не было. Увы, всё это в прошедшем времени – он погиб вместе с Кэндзо от руки Цубасы, потому что так было надо. Или не совсем погиб – в кульминации он появляется буквально на мгновение под именем «Блэйд». Ах да, в этом каноне он приходится Цубасе братом, соответственно, для Кодзи он не сводный брат, а родной дядя.
  • Зевс – лидер богов, которые когда-то прибыли на Землю из космоса, исполин в золотой броне, похожей очертаниями на Мазингера Зет. За время расквартировки на Земле привязался к людям, а потом получил приказ от начальства (да, у Зевса было начальство) «с людьми кончать, Землю оставить». Зевс с таким раскладом был в корне не согласен, и ему пришлось сразиться с остальными богами за право человечества на жизнь. Дальнейшие следы Зевса теряются в истории, но именно его кристаллизированное тело послужило материалом для создания Мазингера Зет.
  • Аид – лидер той партии богов, что собиралась покончить с человечеством, покровитель Горгона и Тристана с Изольдой, и просто монструозно-инфернальный гигант, повелевающий адским пламенем. Пал от руки Зевса, но обещал, что возьмёт своё (и был в этот момент как-то подозрительно похож на микенского Императора Тьмы – того, что огненное облако).
  • Кедора – биомеханическое оружие микенцев, головоного-инсектоидная хрень, способная сливаться с любыми механизмами и брать их под свой контроль. Технически представляет собой мозг в банке, единственная цель которого – уничтожать всякую цивилизацию, кроме родной микенской. Вопреки одноклеточности, Кедора умудрился (умудрилось?) очень серьёзно повлиять на сюжет: попытка Хэлла использовать Кедору против героев обернулась катастрофой и вынудила обе стороны пойти на временный союз, чтобы выловить зловредный микенский мозг в глубинах его же воспоминаний. А уже в процессе этого случилось несколько откровений, которые предопределили все дальнейшие события.
  • Рассказчик – закадровый голос, многословный и чрезвычайно экспрессивный, умеет говорить красивым и поэтическим языком. Судя по всему, персонажи как минимум часть его фраз слышат и иногда даже отвечают.

Тропы[править]

  • Авторы фантастики не понимают порядок величин – пожалуй, нарочито и с педалью в пол. Из Японии в Германию слетать – как раз плюнуть, а сама Германия ужата до локации «тёмный лес вокруг тёмного замка на Дунае». Ну, или Кодзи случайно прилетел именно туда, куда нужно – что тоже довольно натянуто.
  • Ай, молодца! – чуть ли не главный движитель сюжета. Ошибки и необдуманные решения регулярно аукаются что героям, что злодеям. В финале суммарные «ай, молодца!» достигают критической массы…
  • Берегись красных глаз – красным загораются глазные линзы Мазингера, взятого под контроль Кедорой.
  • Блестящий неканон – это ж Ясухиро Имагава!
    • Нужна была очень серьёзная причина, чтобы Ашура изменил своей основополагающей канонной черте – абсолютной верности д-ру Хэллу. И здесь у него появилась причина.
    • Впрочем, местами блестящий канон – в сериал вошли некоторые сцены из манги, которые раньше в адаптациях не появлялись.
  • Великолепный мерзавец – Хэлл и Горгон. И Ашура.
  • Вечная загадка – а с кем воевали боги тысячи лет назад? И кто победил в этой войне? И закончилась ли она вообще? Что случилось с Зевсом после того, как остров Бардос затонул? Вообще, многовато вопросов осталось без ответов…
  • Всегда есть время поболтать – просто-таки вопиющий случай с бомбой, которая с высоты нескольких километров падала добрых пять минут.
  • Гайнакс-энд – инверсия: гайнакс-старт. Имагава пытался отыграть троп In medias res, но получилось In medias res курильщика.
    • Впрочем, последние серии, где обе стороны конфликта забрасывают друг друга тузами из рукавов и роялями из кустов, а потом после победы над Хеллом случается внезапный вотэтоповорот, тоже очень гайнаксовый. А секрет в том, что все эти странности и несуразности должны были получить логическое объяснение в не вышедшей второй части.
  • Герой и наставница – Кодзи и Цубаса, очевидно.
  • Гладить собаку – то, как Хэлл успокаивал Ашуру после попытки суицида, просто надо видеть и слышать. Бонус за то, что в масштабах всей франшизы Ашура отчаянно хотел услышать от хозяина именно эти слова. Горькая ирония в том, что в нашей истории несчастный кадавр уже не верил Хэллу ни на грош.
    • В сцене, где Ашура узнаёт, что на самом деле случилось с телами Тристана и Изольды, Цубаса сочувственно держит руку у него на плече. Понятно, что она в первую очередь удерживает его, чтоб не натворил делов, но выглядит это как сабж.
  • Гоп-стоп-маскировка – а с Корпусом Ашуры по-другому и нельзя! Лица у них исправно закрывают полумаски, а со внутренней безопасностью всё плохо.
  • Да кто вы такие? Откуда взялись? – Цубасы и её ребят не было ни в оригинальной истории, ни в сиквелах, ни в пересказах. Справедливости ради, они вписались очень органично.
  • Дальнобойный кулак – не только банальные рокет-панчи!
    • Зевс убил Аида – вернее, разрушил его тело – броском собственной отрубленной руки.
    • Ближе к финалу Мазингер оснащают новым скрандером, благодаря которому он способен превращаться в один гигантский ракето-кулак.
    • Сотни рокет-панчей!
    • Pокет-панч из рокет-панчей!
  • Достойный противник – Дзюдзо для Хэлла. Вплоть до того, что перед финальным боем Хэлл пришёл возложить цветы на могилу Дзюдзо, пусть даже и в виде голограммы.
  • Зло против злаглавным врагом Хэлл считал пока ещё не пробуждённых микенцев, а вся его кампания против героев была попыткой завладеть фотонной энергией для грядущей большой войны. Ай, молодца, доктор – мало того что мог бы попробовать договориться, так ведь ещё и сам же своими действиями невольно выпустил микенцев в наш мир.
  • Ирония судьбы – «Взрослый, а по какой-то кукле убивается!» - говорит Широ про Анкокудзи, который действительно остро воспринял пропажу Гамии Кью. Ровно через минуту Широ встречает Лорелей, к которой сам сильно привяжется и которую будет оплакивать.
    • Чтобы научить Лорелей чувствовать печаль, Штрохайм собирался погубить Широ. В итоге событием, которое пробудило в Лорелей печаль, стала смерть самого Штрохайма.
    • Да и вообще, на этом тропе пол-сюжета стоит.
  • Исландская правдивость: «Да, я пообещал тебе, что мы будем сражаться один на один. Но вот они (шесть кикайдзю) ничего тебе не обещали!»
  • Их там много – во всех остальных канонах Гамии Кью ровно три штуки. Здесь – пять, и показывают их не сразу.
  • Кому сохранить верность – Ашура столкнулся с этой дилеммой в воспоминаниях Кедоры: флэшбэки помогли ему осознать, что раньше он был двумя микенскими жрецами, и у них были свои интересы. Тристан и Изольда всплыли в его памяти, умоляя не делать того, что он должен был сделать как слуга д-ра Хэлла. А дальше его ждало откровение, после которого он сделал окончательный выбор.
    • Куда-то сюда попадает и Широ, который отчаянно кричал брату и любимой Лорелей, чтобы не дрались – кто бы ни победил, это будет трагедией. Увы, его никто не слушал.
  • Конфетка для фанатов – загибаем пальцы:
    • Первый бой Мазингера – он, разумеется, с каноничнейшими «Гарадой» и «Дабласом». И, как в манге, он довольно сильно ударил по инфраструктуре.
    • Пигман здесь выглядит как Джим Мазингер (ага!) из Violence Jack (пусть даже это не настоящий его облик). Тот Джим был слеп, и Пигман тоже ослепляет себя, чтобы получить преимущество в бою с Цубасой.
    • Вся арка с Лорелей прямиком из манги.
    • Энергер Зет – преальфа-версия Мазингера, которую Го Нагаю пришлось переделывать.
    • А идея с Мазингером, который сам превращается в один большой кулак, взята из несостоявшейся OVA Масами Обари.
    • И вообще огромное количество отсылок к самым разным работам Го Нагая.
  • Коронная смертьАшура, педаль в глубины катакомб. «Восстаньте, боги Микен!..»
  • Кошмар головореза – вне себя от потери любимого дедушки, Кодзи направил Мазингера против не успевших унести ноги бойцов Корпуса Ашуры. Супермеха, которая работает по пехоте – то ещё зрелище…
    • А позже Штрохайм не менее успешно сжигал головорезов Ашуры лучом из глазного протеза.
    • Про пятёрку Куроганэ и говорить не приходится – это их работа.
  • Крутое семейство – Кабуто, причём даже в большей степени, чем в оригинале. Как-никак, среди них числится и Цубаса, и даже Тэцуя теперь кровный родственник.
  • Крутой в дурацком колпаке – много кто. Босс (равно как Нуке и Муча), Анкокудзи, Брокен…
  • Крутой в историческом костюме – Корпус Ашуры вроде одет и вооружён не по эпохе, но крутизной там и не пахнет. Аналогично «Железные кресты» Брокена, у которых вовсе одна-единственная сцена (в которой они имитировали бурную деятельность). Но вот сам Брокен вполне подходит!
  • Лицемерие — это смешно: Анкокудзи говорит Ясу, что вообще-то подглядывать за клиентками бани – это правонарушение. Угадайте, чем они оба в этот момент заняты. С фитильком, потому что привлекать Ясу к ответственности инспектор точно не стал бы.
  • Ложная тревога – Сэнсэй в первом появлении. Резал полицейских и просто случайных людей? Так это липовые полицейские и гражданские, а на самом деле агенты Ашуры. Дед Кабуто в опасности? Наоборот, Сэнсэй его охранял.
  • Магистр всяческих наук – зигзагами. Хэлл, к примеру, выдающийся биохимик, археолог и робототехник, но в последнем качестве он уступает Дзюдзо и Кэндзо, а для создания своих миньонов ему понадобилась помощь Цубасы.
  • Ментальный блокЦубаса приложила руку к созданию всех троих подручных Хэлла, поэтому ни Ашура, ни Брокен, ни Пигман не могут её атаковать напрямую. Пигман, правда, придумал, как этот блок обойти.
  • Мёртвая рука – ну что, Хэлл, думал, что расправился с конвейерными версиями Байонов, Дайонов и Миллионов? В каждом из них припасён сюрприз!
  • Морская свинка – «Армия Мазингеров». Во-первых, три робота с четырьмя пилотами не очень тянут на армию, во-вторых – ни один из этих роботов не Мазингер. Хотя пункт «во-первых» к финалу успешно исправили.
  • На этот раз не яКодзи и особенно Широ винят в смерти Дзюдзо Ашуру. В других канонах барон действительно убил деда, но конкретно здесь Дзюдзо сам нанёс себе смертельную рану, попытавшись отбиться от Ашуры взрывчаткой.
  • Нелинейное повествование – кроме вышеупомянутого свинства с первой серией, такова арка с Лорелей. Кульминацию показывают до событий, которые к ней привели – явно затем, чтобы зрители заранее видели обречённость детской любви Широ и Лорелей.
  • Неправильное применение флеботинума – из Суперсплава Z сделан не только Мазингер и не только катана Сэнсэя/пули Джанго/нити Кикуноскэ/тело Кросса, а ещё целая куча вещей в Куроганэ, вплоть до сковородок и бамбуковых копий.
  • Непреднамеренное совпадение (если, конечно, не аллюзия) – Цубаса и её ребята довольно-таки похожи на Босс (не на местного Босса, а на ту, что из Metal Gear Solid 3) и её отряд «Кобра». Лидер группы супербойцов – простая крутая смертная, мать одного из центральных персонажей и сэлф-мейд вдова, в самой группе самый старый член – он же самый смертоносный, ну и кое у кого бомбы в теле…
    • Барон Ашура умудрился поднять с земли Мазингер, стоя на Мазингере. А вы помните другого барона, который похожим образом вертел законы физики?
    • Та часть внутренностей Бардоса, где обретается д-р Хэлл, выглядит как мир бессмысленных гигантских шестерёнок. Где-то мы такое уже видели…
  • Ни один город не пострадал – аверсия, приморский город Атами изрядно натерпелся.
  • Ой, бл… – несколько раз в завязке. Особенно когда Кодзи понимает, ЧЕМ обернулась битва в городе.
    • Когда Хэлл узнаёт, что в одной локации оказались Ашура и Цубаса, он резко меняется в лице и кричит Брокену, что андрогина нужно срочно вытаскивать, иначе ему Ежи Пшезьдецкий.
    • Весь финальный бой проходит в этом режиме. «Ой, бл…»-кают по очереди то герои, то д-р Хэлл. Самое эпичное «ой, бл…» происходит уже после победы над Хэллом.
  • Окрутеть в адаптации – много кто.
    • Мазингер Зет после того, что называют «mid-season upgrade», в «лице» нового скрандера. От поражения в эпилоге его это не спасло.
      • Окрутела даже конкретная атака Мазингера – фотонные лучи из глаз. В каноне это слабейшая атака робота, которой можно в лучшем случае добить и так потрёпанного кикайдзю. Здесь у фотонного луча есть регулятор мощности, и на максимуме он ваншотит кикайдзю любого размера с любой бронёй (поэтому Кодзи им почти не пользуется).
    • Дзюдзо Кабуто. Имагава дал ему не просто коронный момент, а целую коронную арку перед смертью.
    • Саяка Юми. Псевдо-бой-баба? Вечная дева в беде? Нетушки! Даже когда она таки оказывается пленена или зажата врагами, она сама же больше всех делает для своего освобождения.
    • Брокен, вопреки роли комического злодея, оказался способен забороть Горгона числом. Кстати, Энергером Зет тоже управлял он под личиной Кэндзо.
    • Босс, положим, и в каноне крутой в дурацком колпаке. Но вот то, что Нуке может вырубить головореза с одного удара («а вы знали, что я чемпион по боксу?»), вряд ли кто-то ждал. Муча тоже не промах, и Кодзи даже подкалывает Босса: «да твои кореша круче тебя!»
      • Босс Борот! Архетипичная мусорная меха «чисто шоб поржать» умудрилась защитить Атами от ракетного удара и успешно противостояла персональному роботу Ашуры, который буквально за секунду вытер пол «Армией Мазингеров».
    • Гамия Кью. В каноне их роль небольшая – пришли, попытались убить Кодзи, сгинули. Здесь же уцелевшая Гамия лично сдерживает барьером «Хэлл Кинг Гордона».
    • Ну и больше всех – барон Ашура. В дебютной сцене он сбил Мазингера с ног и швырнул Афродиту А так, что она пропахала траншею в земле (правда, он потом тоже забыл, что так умеет). И это не считая того, насколько ему расширили роль.
  • ООС — это серьёзно: весь троп целиком и полностью на Цубасе. Когда эта хладнокровная и суровая дама перестаёт быть хладнокровной и суровой, дела плохи.
    • В первую очередь она полностью теряет самоконтроль в близости от Кэндзо.
    • Призрак Тэцуи, насланный Пигманом, за несколько дней сломил её дух и превратил в живую тень. Субверсия: она изображала, будто призрак ломает её волю эффективнее, чем на самом деле, чтобы Пигман потерял бдительность.
    • А вот когда она в финале лежит с ГЭСом и рыдает, что миру теперь конец, она, чёрт возьми, права.
  • Пережить самопожертвованиев памяти Кедоры все четверо мужчин из пятёрки Куроганэ отдали свои жизни, но оказалось, что правило «убили там – умрёшь здесь» на микенскую колонну не распространяется. Отлежались, и снова стали как новенькие.
  • Победа злодея, но не главного.
  • Подглядывать за голыми – ну, это наследие Го Нагая, совсем без этого никак, тем более что половина сюжета проходит в районе купален. Балуются этим Анкокудзи (ай-яй-яй, правительственный агент, называется!), Широ (ай-яй-яй, сам же ещё даже не подросток!) и примкнувший к ним Ясу (ай-яй-яй, кто так с клиентками поступает?). Что любопытно, Кодзи – в каноне тоже не дурак поподглядывать – ни разу за этим не замечен, у него банально нет времени на всякую фигню.
  • Посмертный персонаж Шрёдингера – зигзагами с Кэндзо Кабуто. Не раз и не два нам показывают, что он жив – и каждый раз оказывается, что это не настоящий Кэндзо, а кто-то принял его облик. В действительности он таки жив, но… как бы это сказать… не очень цел.
    • А вот с Тэцуей всё так и осталось непонятно. Блэйд – это тот самый Тэцуя, или, может, что-то вроде его клона?
  • Пуффендуй – упоминается, что Посейдон был третьим из могущественнейших богов, наравне с Зевсом и Аидом. Ну и где он?
  • Разбитый идол – пожалуй, самая душераздирающая сцена: Ашура увидел, при каких обстоятельствах его создали на самом деле. Оказалось, что Хэлл предал его ещё до появления Ашуры в том виде, в котором мы его знаем – Тристан и Изольда были живы и целы, пока Хэлл и Кэндзо не сожгли половины их тел кислотой. Как будто этого было мало, вслед за этим они убили всех остальных микенцев, которые спали в капсулах. А ведь Ашура так верил своему создателю…
    • В куда менее трагическом ключе: в первом появлении Босс привёл с собой на «стрелку» не один десяток гопников, но стоило ему при всём честном народе получить по мордам от Кодзи, вся эта массовка из сюжета пропала, и больше Босс ни разу ни с кем из них не контактировал.
  • Разрушение четвёртой стены – рассказчик настолько болтлив, что иногда персонажам приходится на него прикрикивать, чтоб упырил мел.
    • Рассказчик: «Сможет ли Кодзи Кабуто выбраться из этой адской западни?!» Кодзи: «Конечно, смогу! Какой идиот этот текст пишет?»
    • «А это…» - говорит рассказчик о силуэте, который может быть только Грейт Мазингером. «А это оставим для сиквела!» - обрывает рассказчика Анкокудзи. Эх, инспектор-инспектор…
    • «Для всех я Босс, а как меня зовут – не знает даже автор!»
    • «Я трагический персонаж!» - причитает граф Брокен в процессе игры в брокенбол.
    • Четвёртая стена тебя не спасёт – перед аркой с Кедорой Ашура честно предупреждает зрителей, что дальше их ждёт АдЪ. Почти теми же словами, что предупреждал читателей Акира Фудо перед кульминацией своей истории.
  • Сверхгигант – Зевс, увиденный героями в прошлом, просто колоссален. Мазингер выглядит на фоне бога игрушечкой, даром что сделан из фрагмента руки Зевса. Аид ещё выше и намного шире. «Хэлл Кинг Гордон», финальная и сильнейшая меха д-ра Хэлла – это, натурально, ходячая гора. Ну и Полководец Тьмы тоже.
  • Серобуромалиновая мораль – Штрохайм, и даже не потому что он чёртов яндере. Почему так важно, чтобы Лорелей испытала горе, как это должно повлияеть на её изначальные функции боевой машины? Зачем ей вообще исполнять функции боевой машины, если обстоятельства сложились так, что Штрохайм уже не увидит её в действии и не сможет воспользоваться плодами победы? И ведь в остальном он был ей хорошим папой…
  • Слезогонка – например, смерть Дзюдзо в пайлдере, сразу после первой победы.
    • Вся арка с Лорелей – чем она закончится, Имагава даёт понять сразу.
    • Барона Ашуру периодически хочется обнять и плакать.
    • Как минимум одна из музыкальных тем, Soldier’s Requiem, способна вышибить слезу даже без контекста.
  • Смешной злой – Ашура здесь трагический персонаж, а потому Брокен отдувается за двоих.
    • Хотя несправедливо будет не упомянуть сцену, где Ашура (в духе себя из основного канона) попытался полетать на трофейном пайлдере, не вписался в «корону» Мазингера и ушёл, чертыхаясь в духе «зелен виноград».
  • Спойлерный опенинг – в обоих опенингах столько всего напихано и проспойлерено, что сам сериал можно не смотреть не стоит и перечислять. Всё равно как минимум половину спойлеров поймут только уже посмотревшие, а половина оставшихся фальшивые.
  • Спрятано на виду – в гостинице был спрятан некий предмет, через который Пигман насылал на Цубасу весьма неприятные видения. Этим предметом оказался сам Пигман под видом барона Ашуры.
  • Сюжетная дыра – увы, без этого не обошлось.
    • Есть непонятки с хронологией событий. Встреча Кэндзо и Цубасы на Бардосе десять лет назад ну никак не могла быть первой, потому что Кодзи лет шестнадцать-семнадцать.
    • Хэлл говорит, что Цубаса однажды его уже убила. Либо это случилось за кадром, либо Хэлл что-то напутал, либо что-то напутал Имагава.
  • Тогда пригласим такого же – у Хэлла в загашнике чисто случайно завалялся Энергер Зет – прототип Мазингера, который Дзюдзо и Кэндзо собрали и испытали ещё на Бардосе.
  • Труднодоступное произведение – в какой-то мере. Внимательный зритель может заметить, что залитые в сеть эпизоды длятся по двадцать с чем-то минут, с опенингом и эндингом, против двадцати трёх с небольшим у обычных аниме ТВ-формата. Телевизионная версия действительно немного укорочена по сравнению с полной, но эту самую полную версию найти практически невозможно. С другой стороны, ничего критически важного для понимания сюжета в «пропавших» сценах вроде бы нет.
  • Умер с позоромБрокен. А вот не надо было вслух фантазировать о том, что сделаешь с Саякой, в пределах слышимости Гэнноске Юми и в пределах досягаемости фотонных пушек! Немного офигевший от открывшихся перспектив Брокен только и успел сказать «так я ж ничего ещё не сделал!», прежде чем испариться вместе со своей мехой.
    • Минутами ранее не очень красиво погиб Пигман – порублен на куски при попытке бегства.
  • Уходи с баркаса!Цубаса истошно кричала Кодзи, чтобы не наносил Хэллу фатальный удар. Кодзи её не услышал…
  • Хорошо, но плохо – с любой стороны отличная история, но есть два досадных нюанса, которые никаким художественным замыслом не оправдать. Во-первых, АДСКИЙ ЯПОНСКИЙ МОНТАЖ. Во-вторых, зачем воровать из ТВ-версии по три минуты хронометража на эпизод?
  • Хэппи-энд нужно заслужить: внезапно, заслуженный хэппи-энд у героев украл Ашура… который ТОЖЕ заслужил свой хэппи-энд! В виде возможности принести себя в жертву, ага.
  • Что за идиот! – Зевс в воспоминаниях Кедоры купился на примитивнейший трюк Горгона. По крайней мере, в реальности всё было немного не так (а вот как именно – неясно).
  • Эффект Ворфа – Кодзи на Мазингере почти проиграл Энергеру Зет – спасло его только своевременное появление нового скрандера.
    • А вот против пробудившихся микенцев и скрандер не помог. И более того: последние кадры последней серии, где микенский Полководец начисто сносит гору Фудзи единственным взмахом меча – это концентрат тропа.

Примечания[править]

  1. Не путать с Shin Mazinger ZERO – его сокращают до Mazinger ZERO. Аниме и манга параллельны друг другу.
  2. Это по современным меркам у него там сплошное неуважение к женщинам, а для Японии 70-х годов его работы очень даже прогрессивны.