Звёздный путь: Оригинальный сериал

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску


Star Trek: The Original Series
Star-Trek-TOS.jpg
Общая информация
ЖанрНаучная фантастика
Страна производстваСША
Канал премьерного показаNBC
Когда выходил8 сентября 1966 г. — 3 июня 1969 г.
Сезоны3
Всего серий79 серий
Длина серии50 минут
В главных ролях:
Уильям ШетнерДжеймс Тиберий Кирк
Леонард НимойСпок
ДеФорест КеллиЛеонард «Боунз» МакКой
Джеймс ДуханМонтгомери Скотт
Нишель НикольсНийота Ухура
Джордж ТакеиХикару Сулу
Уолтер КёнигПавел Чехов

«Звёздный путь: Оригинальный сериал» (Star Trek: The Original Series, TOS) — самый первый сериал по вселенной Star Trek, снимавшийся в 1966—1969 гг.

Любопытно, что пилотная серия «Клетка» (The Cage) вышла еще в 1964 г. и едва не провалила весь проект. Год спустя была снята серия «Где не ступала нога человека» (Where No Man Has Gone Before), в которой уже не было каменнолицего капитана Пайка, а был завоевавший впоследствии огромную популярность капитан Кирк… эта серия даже не вышла сразу в эфир и была показана только третьей по счёту. Наконец, ещё через год вышла серия «Ловушка для человека» (Man Trap), и вот она-то позволила сериалу наконец сойти со стапелей и отправиться в свой звёздный полет.

Серия "Клетка" не была забыта и вычеркнута. В 1-м сезоне 11-я и 12-я серии называются "Зверинец" (The Menagerie). Там рассказывается про капитана Пайка (на момент действа он сильно пострадал) и про планету Талос. Своего рода продолжение истории из "Клетки" и ее обрамление. Кадры из исходной серии как бы реконструируют события более, чем десятилетней давности.

Сюжетная основа

Базовая линия сюжета до смешного проста: исследовательский звездолёт в дальнем рейде ищет новые миры, а находит сплошные неприятности на свою корму. Впоследствии эта основа с незначительными модификациями воспроизводилась в большинстве продуктов Star Trek.

Звездолет «Энтерпрайз» (USS Enterprise NCC-1701)

Представляет собой «летающую тарелку», к которой снизу-сзади подвешено сигарообразное машинное отделение, из которого торчат два огромных сигаретообразных двигателя. Внутренние помещения необычайно просторны, по коридорам могут пройти три-четыре человека в ряд. «Энтерпрайз» не предназначен для входа в атмосферу и посадки на планету, высадка с него производится с помощью транспортных челноков или знаменитого транспортного луча.

Главным местом действия на борту является командная рубка, также называемая «командным мостиком». Её интерьер много раз имитировался или пародировался в других фильмах: в центре круглой рубки на возвышении капитанское кресло, перед ним — стол рулевого управления и затылки рулевых, а по окружности — пульты и экраны других дежурных офицеров, которые для доклада вынуждены разворачиваться к капитану и терять из виду мониторы с данными. Технология изготовления ремней безопасности в будущем утрачена, поэтому при любом сотрясении палубы офицеры валятся с кресел, хватаясь за пульты.

Транспортный луч

Ноу-хау, прочно связанное с брендом Star Trek. В специальной транспортной комнате установлена платформа, которую сверху подсвечивают транспортные излучатели — их можно задействовать от одного до шести. Существо или объект, оказавшийся в зоне действия излучателя, распыляется в транспортном луче на атомы и переносится в заданное место, где волшебным, то есть фантастическим образом собирается заново. Дальность действия луча ограничена, кроме того, некоторые препятствия на пути могут помешать транспортировке… или, по крайней мере, нормальной транспортировке. Отсюда всякие казусы, вроде материализации лишнего капитана или «застревания» транспортируемого объекта в памяти телепортера. А то и попаданчесва в параллельную вселенную. По некоторым данным пришлось придумать телепорт ради экономии бюджета - макеты спускаемых аппаратов и "катеров" во время съемок первых серий обошлись бы дороже. А потом, когда это позволяли средства - телепорт стал неотъемлемой частью корабля, точнее - почти всех кораблей.

Трикодер

Исключительно удобный прибор, предвосхитивший создание многофункциональных электронных устройств. Имеет немалый размер — побольше современной видеокамеры, — вешается на ремне через плечо и делает всё: сканирует что угодно, фиксирует и анализирует результаты сканирования, работает с базой данных. По нему только звонить нельзя — для переговоров используются отдельные приборы, коммуникаторы в формате мобильника-«раскладушки».

Существует специализированная медицинская модификация трикодера, более компактная и лёгкая.

Фазер

Это энергетическое оружие. Им можно бесследно испепелить противника или оглушить, третьего не дано. Также можно дезинтегрировать большой кусок окружающего пейзажа, проделав в декорациях дырку до самого задника. Еще им можно нагревать камни, чтобы потом отапливаться как от костра. Батарейка имеет почти бесконечный заряд, который заканчивается исключительно по сценарным соображениям. Или некоторые инопланетяне-псионики могут внушить, что батарея разряжена и вообще фазер поломан. Тогда надо проверить, кажется оно или нет. Если фазер неисправен, то может взорваться так, что мало не покажется.

    • В том же сеттинге, но позднее (2293 г.) в полнометражном фильме "Звездный путь 6: Неоткрытая страна фильм" (1991) клингонцы были убиты некими киллерами, действия их фазеров больше напоминало пистолеты, раны есть, брызги крови летели. Только в тот момент в корабле была отключена гравитация. А цель тех двух убийц была спровоцировать "сожрите друг друга".

Униформа

Изначально была одинаковой для мужчин и женщин, но, начиная с серии «Ловушка для человека», чётко делится по гендерному признаку. Мужская форма состоит из мягкого свитера с эмблемой экспедиции на груди, черных брюк и высоких сапог на среднем каблуке. Женская — из мини-платья, опять-таки, с эмблемой экспедиции, форменных (гусары, молчать!) трусиков в цвет платья, колготок и таких же, как у мужчин, сапог на среднем каблуке. (Создатели последующих сериалов, взгромоздившие астронавток на 12-сантиметровые каблучищи, гореть вам в аду!)

Свитера и платья окрашены в яркие, сочные цвета. Командный состав и операторы систем одеты в жёлтое, технические специалисты — в красное, научная группа и медики — в синее.

Экипаж

Судовая роль звездолета делится на список главных героев, второстепенных героев и список потерь.

Главные герои

Командир корабля: капитан Джеймс Тиберий Кирк

В отличие от стереотипного американского капитана с тогдашнего киноэкрана (например, первого капитана «Энтерпрайза» Кристофера Пайка), Джеймс Т. Кирк - среднего роста, улыбчив и курнос. Обладает хорошим чувством юмора и манерами настоящего джентельмена, что, наряду с высоким интеллектом и выраженными дипломатическими способностями (а также толикой безбашенной храбрости, без этого никак), зачастую помогает ему выпутаться из неприятностей, порой до гротеска дурацких, с относительно небольшими потерями для вверенного ему корабля. А то и вообще свести количество жертв (со всех сторон) если не к нулю, то к минимуму. А вместе с коллегами вполне способе "вправить мозги" очередным инопланетянам, зачастую спасая этих самых инопланетян от собственной глупости, упертости и проч.

Первый помощник и начальник научной службы: коммандер Спок

Рослый и нечеловечески сильный офицер с зеленоватой кожей и заострёнными ушами имеет особую судьбу: он — полукровка, потомок от брака земной женщины и уроженца планеты Вулкан. У вулканцев, которым философия предписывает неусыпный контроль над своей физиологией и буйной от природы эмоциональной сферой, земная культура вызывает брезгливость и отторжение, поэтому вулканская среда не принимает ни мать Спока, ни его самого. Среди людей метис тоже чувствует себя чужим, поскольку в полной мере контролирует свои эмоции и кажется землянам «ходячей вычислительной машиной». Всё же экипаж «Энтерпрайза» приучается взаимодействовать со Споком и обеспечивать ему что-то вроде душевного комфорта, неотъемлемой частью которого, как ни странно, являются постоянные подколки со стороны капитана и судового врача. В полнометражных фильмах Кирк даже мельком высказывает пожелание относительно этнического состава кораблей, т.е. чтобы среди астронавтов был хотя бы один вулканец.

Начальник медицинской службы: лейтенант-коммандер Леонард «Боунз» МакКой

Доктор МакКой — обладатель пронзительных голубых глаз, он добр, но безумно ворчлив. Чаще всего жертвами его постоянного ворчания становятся именно капитан и старпом. Доктора раздражает необходимость пользоваться транспортным лучом «Энтерпрайза», складывать пальцы в вулканском приветствии, разговаривать в официальной манере, общаться со Споком... В общем, ему не нравится абсолютно всё. Самого доктора МакКоя при этом все очень любят.

Классическая фраза МакКоя — «Он мёртв, Джим» (He’s dead, Jim), в своём роде не уступающая по популярности мему «Они убили Кенни!». Произносится практически каждый раз, когда капитан осведомляется у врача о состоянии очередного члена экипажа, павшего во время очередной миссии.

Второй помощник и руководитель инженерной службы: лейтенант-коммандер Монтгомери Скотт

Шотландец, не забывающий подчеркивать особенности своей национальности даже в условиях взаимодействия с большим количеством мононациональных (и монорелигиозных) инопланетных рас. Гениальный инженер: обыкновенно ему требуется не более половины серии на то, чтобы заново собрать звездолёт из обломков. Единственная вещь, которую он не может починить, это некие дилитиевые кристаллы, которые обеспечивают сверхсветовую скорость корабля и склонны перегорать значительно быстрее, чем лампочки накаливания. Запасные кристаллы к началу событий серии обычно уже истрачены, так что «Энтерпрайз» повисает в дрейфе в ожидании, пока курьерский корабль или какой-нибудь дружелюбный инопланетянин не подбросит запчасти. Все остальные технические неполадки на звездолёте Скотти способен починить сам… ну, рано или поздно.

Второстепенные герои

В первом сезоне выполняли функцию массовки и легко заменялись другими статистами. Но конкретно эти персонажи больше всего полюбились зрителю и в последующих сезонах именно они стали постоянными участниками событий.

Связист: лейтенант Нийота Ухура

Лейтенант Ухура — не только компетентный связист, но и миловидная темнокожая девушка. Обладает абсолютным слухом и уникальной способностью к изучению инопланетных языков. Также она отличается замечательно ровным, открытым характером, исполнительностью и надёжностью. В свободное время Ухура может развлечь команду пением песен собственного сочинения,в самой известной из них Ухура предрекает женщинам экипажа сердечные катастрофы по вине начальника научной службы:

« At first his look could hypnotize,

And then his touch would barbarize. His alien love could victimize… And rip your heart from you!

»
— Ухура

Рулевой: лейтенант Хикару Сулу

Этнический японец, прекрасный рулевой. Также прекрасный фехтовальщик, что в космических приключениях бывает полезно чуть чаще, чем никогда. А иногда и мешает как в серии «Время обнажиться» (The Naked Time).

Его зовут Хикару, но это имя не упомянуто в оригинальном сериале. Главная сюжетная задача выражается одной из любимых фраз капитана: «Мистер Сулу, уводите нас отсюда».

    • Скорее полукровка либо филиппинец, поскольку фамилия Сулу звучала бы на японском как СуРу.
      • Из-за чего в японском дубляже переименован в «Мистера Като» (ミスター・加藤)

Штурман: энсин Павел Андреевич Чехов

Павел Чехов — ещё один любитель подчеркнуть свою этническую принадлежность — появляется только во втором сезоне TOS заменив собой не менее любившего свою малую родину ирландского лейтенанта Кевина Райли. Можно было бы ожидать на экране образа сурового «русского медведя» — но нет, мичман невысок ростом, обладает лучезарной улыбкой и очарователен даже в своих хулиганских выходках. Как положено русскому, умеет всё: организовывать людей, ремонтировать технику, водить звездолёт, стрелять, драться, танцевать. Любит вспоминать Советский Союз и Ленинград.

Прочие персонажи

Адъютант Дженис Рэнд

Дженис Рэнд — красотка-блондинка, адъютант капитана Кирка. Появлялась в восьми сериях первого сезона, где играла достаточно заметную роль, потом перевелась на другой корабль.

Старшая медсестра Кристин Чепл

Выполняет функцию ассистентки МакКоя. После ухода Дженис Рэнд стала играть более заметную роль. Безответно влюблена в Спока, чего тот упорно старается не замечать.

Сотрудники службы безопасности

Выполняющие функцию пушечного мяса члены экипажа, высаживающиеся на неизвестную планету вместе с главными героями. Из-за цвета формы прозваны краснорубашечниками.

Остальной экипаж

Представляет собой образец компетентности, дисциплины и добродушия.