The Art of Fighting

Материал из Posmotreli
Версия от 17:41, 8 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Art of Fighting — серия игр в жанре «файтинг», состоящая из трёх частей, повествующая о приключениях каратиста Рио Саказаки и его друга-мажора Роберта Гарсии, их друзьях и родственниках и противостоянии злодеям из Южного города. Хронологически начинает сюжет «Вселенной Южного города», продолжившийся в вышедших ранее Fatal Fury и в будущей линейке King of Fighters. Как и многие файтинги и битемапы того времени, серия игр собрала в себе многие штампы боевиков эпохи VHS, доводя многие штампы почти до клюквенных. Также, это первая игра, в которой использовались многие технические нововведения, наподобие повреждения лица, альтернативных финиширований и расширения экрана.

Серия игр

Art of Fighting (1992)

Рио Саказаки и Роберт Гарсия тренируются в додзё Кёкуген-Рю Карате под руководством отца Рио, Такумы. Но однажды отец исчезает, а вскоре младшая дочь Такумы, Юри, оказывается похищена. Герои отправляются на её поиски, поочерёдно избивая всех в этом подозреваемых. Им встечается мастер конкурирующего додзё Тодо, затем герои идут в бар, избив там стереотипного байкера Джэка, побывают в Чайна Тауне, в переулке, в баре, на военной базе, после чего выйдут на стереотипного босса Мистера Бига (это имя тоже тот ещё троп), выглядящего как сутенёр из боевиков, и в конце встретятся с загадочным Мистером Карате.

После каждых двух поединков герои отправляются в додзё, чтобы отточить мастерство в бонус-играх: в первой нужно нажатием кнопки в правильный момент снести горлышки бутылок для прокачки шкалы суперудара, во второй — нажимать кнопку со скоростью звука, чтобы разбить ледышки для выкачки хитпоинтов и освоить хаоу-кен — гигантский неблокируемый фаерболл, визитную карточку Кёкуген-Рю, несколько раз повторив непростую комбинацию для его выполнения.

Для своего времени в игре, копирующей движок Стрит Файтера (среди создателей игры было много выходцев из Капком), было очень много важных нововведений и плюсов:

  • Возможно, это первый файтинг, в котором реализована система повреждений — после пропуска нескольки подач по лицу, появляются синяки, разбитые носы, слетают головные уборы и очки, более того — лицо и дальше разбивается до крупных синяков, а если не бить по нему, оно не страдает. С Кинг, женщины, маскирующейся под мужчину в баре, можно снести её одежду, что тоже стало тропом в СНК-играх, если добить её спецатакой, а не простым ударом.
  • Была развита система масштабирования экрана, если бойцы далеко отойдут друг от друга. Выглядело местами коряво, но эффектно. Увы многие изменения терялись или выглядели убого при портировании на слабые приставки.
  • Сама система боя была с элементами тактики — спамить суперударами как в Стрит Файтере, не получится: у каждого бойца есть шкала суперударов, и она имеет свойство ОЧЕНЬ быстро заканчиваться. Если энергии мало, то вместо фаерболла вылетит его слабая версия, полёт ногой вперёд пролетит пару метров вместо всего экрана, а если энергии нету, вообще ничего не получится. Для этого впервые в файтингах вводится тактическая дразнилка, при применении которой у врага эта самая энергия и отбавляется, что здорово помогает тем, кто любит биться через комбо, а не перестреливаться хадукенами. В бою можно было подзаряжаться, удерживая кнопку атаки.
  • Сама система была простой — кнопка удара рукой, кнопка удара ногой, кнопка сильного удара, дразнилка — и всё. Можно было отпрыгивать от стен, а сочетания кнопок давали бить лоу-кик (хорошая подсечка из стойки) и боковой в печень.
  • И наконец, когда в бою становилось совсем плохо, можно было выполнить комбо отчаяния: при низких хп и полной энергии сложной комбинацией кнопок исполнялось фактически бруталити, также неблокируемое, снимавшее почти всю энергию у врага.
  • Несмотря на простоту игры, в ней было много разнообразия — предбоевые диалоги (у Рио и Роберта разные), между боями один разъезжал на мотоцикле, второй — на дорогущем Феррари, к каждому противнику нужно было подбирать тактику.

Минусами игры считался слабый баланс между персонажами (по сути она была с упором на одиночное прохождение с проработкой сюжета) и «стритфайтерское прокруточное управление», тяжёлое для новичков, хотя на деле можно было проходить и без применения суператак, просто напрыгивая и делая комбо.

Art of Fighting 2 (1994)

Выяснив, кто скрывается за маской Мистера Карате и освободив Юри, семья Саказаки и Роберт принимают участие в местечковом (на тот момент) турнире Кинг оф Файтерс, чтобы узнать, кто на самом деле стоит за всеми злодеяниями в городе. Состав участников не изменился со времён первой части, разве что Тодо пропал, а на его место пришёл монгол Темджин и ниндзя-киллер Эйджи Кисараги. В конце можно сразиться с совсем молодым Гизом Ховардом, если не проиграть ни одного боя, на сюжет персонажа это не влияет (получим дополнительную секретную заставку).

Боевая система осталась прежней — тактические дразнилки, шкала суперудара и боёвка не изменились, немного поменялись бонус уровни, став проще, стало больше декораций и арен для боя и бонусов, заставки и графика — красивее. Именно здесь впервые появились развёрнутые предбоевые диалоги между каждыми персонажами, альтернативное финиширование суперударом можно применить не только на Кинг, но и на всех персонажах. Однако игру многие приняли хуже, предпочитая первую часть. Причина? Фальшивая сложность ИИ и слабый баланс: враг блокировал почти все атаки, ничего не давал сделать и пройти было тяжело даже на легчайшем уровне, не говоря уже о сражении с Гизом.

Art of Fighting 3 (1996)

Сюжет централизуется на Роберте Гарсия, делая его главным героем — вместо того, чтобы возглавить Корпорацию Гарсия, он постоянно ввязывается в приключения, на этот раз он едет в Мексику, чтобы встретиться с подругой детства Фреей, у которой что-то случилось с братом, Вайлером. Родственники Роберта просят Рио и Юри догнать его, отправляя ещё и телохранителя Роберта, Кармана Коула, а Рио предстоит встреча с дочерью Тодо, побеждённого в первой части.

Изменилось многое:

  • Игра стала сильно лучше технически: графика и анимации до сих пор выглядит неплохо; музыка и звуки — тоже; боевая система обогатилась добавлением красивых комбо и добиваний лежачего соперника.
  • Бонусов более нет, но они и не нужны — игра значительно облегчилась в плане сложности, а хаоу-кен и супер-комбо остались на месте, более того, последним можно ваншотнуть врага, победив его им в первом раунде. Увы, альтернативное финиширование делается только при исполнении этого самого суперкомбо. Лица также больше не разбиваются.
  • Из старых персонажей остались только Рио и Роберт, остальные все новые и запомнились только Карман Коул и Касуми Тодо, которая получила свою долю популярности, попав в Кинг оф Файтерс.

Тем не менее, игра получила не лучшие оценки из-за корявого баланса, к тому же, эпоха файтингов вышла тогда на пик и конкуренция между ними была огромной и третья часть AoF просто затерялась между ними.

Персонажи

  • Рио Саказаки — главный герой игры, каратист Кёкуген-Рю, сын Такумы и брат Юри. Наполовину американец по матери, внешность была взята у Патрика Суэйзи, остальное — у Кена из Стрит Файтер (дизайнеры, по слухам, были те же). Большой фанат своего стиля, в бою делает упор на удары руками. Позже унаследует от отца и додзё, и титул, в образе нового Мистера Карате путешествуя по другим СНКшным играм. Является главным героем забытого то ли файтинга, то ли спортивного симулятора Buriki-One, из-за чего данная игра ошибочно считается четвёртой частью сабжа статьи.
  • Роберт Гарсия — второй главный герой игры, внезапно итальянец, также каратист Кёкуген-Рю, влюблён в Юри. Сын промышленника Альберто Гарсия, который дружил с Такумой и отдал сына тому на обучение. Роберт является клюквой на южных европейцев (Испания и Италия), равно как и пародией на бойцов-гайдзинов из восточных боевиков. Внешность взята у Энди Гарсия и Стивена Сигала во времена их молодости. В бою опирается на удары ногами и стильность, постоянно из игры в игру меняя то прикид, то стойки, то набор приёмов.
  • Рюхаку Тодо — первый встреченный противник, айкидоист. Его музыкальная тема станет заглавной для игры в будущем. Побеждается легко, но имеет подлую энергетическую атаку.
  • Джек Тёрнер — стереотипный толстый байкер из боевиков, наглый и тупой. Фактически, босс-будильник для неопытного игрока, обладает мощными ударами, но на деле тормоз и все атаки после блоков жестоко наказываются серией быстрых ударов.
  • Ли Пай Лонг — клюква на китайца в Чайна-Таунах. Носит маску обезъяны, издевательски смеётся, использует вычурные удары и вилку-клешню, избитое игроделами китайское оружие. ПРотивник опасный, но хорошо побеждается с дистанции. Опасайтесь его вращения и больше прыгайте.
  • Кинг — женщина, переодетая в мужчину, вышибала в дорогом ресторане. Вынуждена участвовать во всяких мутных делах и турнирах, чтобы оплатить лечение брата-инвалида. Кикбоксёрша из Франции, стильно дерётся ногами, но опасна не ими, а своими веном-страйками, очень мощными фаерболлами. Ушла в историю игростроя и СНК-игр тем, что в конце боя ей можно разорвать одежду суперударом, что перешло в Кинг оф Файтерс и до сих пор там используется. Сама Кинг (равно как и разрыв одежды) скопирована со злодейки из забытого боевика China White.
  • Микки — боксёр, ещё один босс-будильник. Скальный наездник для новичков: его трудно перебить на руках, но хорошо «гасить» суперударами, тяжёлыми в исполнении для нелюбителей прокрутки. Мало того, что у него длинные и быстрые руки, так в наличии ещё и два мощных фаерболла по низу и по верху с большим уроном. После него все дальнейшие противники покажутся лёгкими.
  • Джон Кроули — стереотипный военный, эдакая злобная версия Гайла из СФ. Соперник неприятный, атакует странным приёмом «вертолёт», но в целом побеждается легко.
  • Мистер Биг — главный гад игры. Одет как сутенёр, голыми руками не дерётся, предпочитая палки Кали. Сложен для новичков из-за большого количества жизней и резких выпадов с полётами, для игроков опытнее прост, так как «наказывается» через полёты, комбинации с прыжка и хаоу-кена вдогонку.
  • Мистер Карате — финальный босс игры. Выглядит как Рио, только кимоно/ги серое/чёрное и на лице маска Тенгу. Очень злобный и мощный, с лоу-кика может срубить треть энергии, Хаоу-кен метает без предупреждения (игрок может подумать что он заряжается), имеет какие-то странные уклоны, которых нет у Рио. Тяжесть боя с ним вознаграждается его избиением в концовке. Пару раз вернётся в будущих играх СНК.
  • Такума Саказаки — отец Юри и Рио, который и прятался под маской Мистера Карате. Что это было — промывание мозгов, провокация на альтер-эго при раздвоении личности или сокрытие настоящего себя, из-за дыр в сюжете непонятно. Неоднократно возвращается как ментор и боец в Кинг оф Файтерс, но до альтер-эго не дотягивает. Скопирован с Масутацу Оямы, дерётся традиционным карате с парой вычурных атак типа шоран-кика, и не обладает шоурюкенами, как ученики.
  • Юри Саказаки — изначально дева в беде, затем полноценный боец. Популярность спорная — её поведение в играх и странное отношение к спасшему её Роберту делает её презренной Джа-Джа и ненужным комик-релифом (а разгадка простая, СНК была нужна своя Сакура Касугано), потому её, как бойца, в третьей части нет, но с другой стороны, пару раз она помогает Роберту по сюжету и кричит «Роберт, прости», если её побивают в КОФ. Как и в случае с Кинг, Юри также можно порвать одежду суперударом и это тоже перейдёт в Кинг оф Файтерс. Про неё существует похабный комикс «Юри и её друзья», и многие знают персонажа именно за это, а не за участие в сабжевой игре. В бою копирует вышеупомянутую Сакуру вплоть до наглого плагиата, хотя есть и свои удары типа серии пощёчин, а добивает она велосипедным ударом, как у Лю Канга.
  • Эйджи Кисараги — злой ниндзя-киллер, ненавидящий семью Саказаки и их стиль. Опасен в бою, обладает быстрыми атаками на средней дистанции, не давая к себе подойти режущими ударами рук.
  • Темджин — комик-релиф, клюква на монголов, которые изображаются в играх низкорослыми, но плечистыми борцухами. Запоминается победным танцем и странным приёмом с проходом в ноги.
  • Касуми Тодо — дочь того самого Тодо из первой части. Общается со словарём, мечтает найти и побить Рио Саказаки, а затем и всех представителей Кёкуген-карате, с провальным результатом. Дерётся также, как и Тодо, но с поддержкой перехватов и парирований.
  • Карман Коул — телохранитель семьи Гарсия, редкий запомнившийся персонаж в третьей части. Аллюзия на стильных ФБРовцев из Гонконгских боевиков, что ходят в пиджаках, в них же дерутся и постоянно поправляют галстук. Дерётся также стильно, но увы, в играх СНК больше не появлялся.
  • Вайлер — антагонист третьей части, по сути копипаст Халка. Брат Фреи, который увлёкся неким наркотиком, увеличивающим его силу. Доигрался и утратил разум после победы над ним. Боец мощный, но на самомделе несложный, благодаря простой и понятной системе боя в АОФ 3, автор правки прошёл его на консоли с первого раза.
  • Гиз Ховард — секретный антагонист во второй части, создатель турнира Кинг Оф Файтерс (вторая часть по сути и есть приквел к нему), бывший следователь полиции, свернувший налево. ОЧЕНЬ сложен, постоянно прессингует, много ХП, к тому же, приёмами от более взрослой версии себя сильно отличается. За всеми проблемами семьи Саказаки стоял именно он. Увы, сбегает после победы над ним.

Адаптации

Существует аниме по первой части игры, получившее низкие оценки. Несмотря на то, что экранизировать такую игру было проще простого, авторы поменяли многое в оригинальном сюжете, сделали Кинг злодейкой, Мистера Карате убрали, да и драки были так себе. Не пытка Увеболлом, но и не шедевр. Также, автор правки видел отрывок из какого-то фильма, где "Рио" дрался с "Кинг", но что это было - пародия, неизвестная экранизация или что-то ещё, память не сохранила.

Рио и Роберт появлялись и в экранизациях Кинг оф Файтерс, однако лишь в виде проходных бойцов, как лошков сливаемых всеми, кому не лень.


Тропы, которые здесь есть

  • Копиркин — Рио скопирован с Кена, Юри — с Сакуры, Джон — с Гайла. За это Капком в долгу не остался, создав Дэна Хибики, пародирующего Рио и Роберта одновременно.
  • Я твой отец — Мистер Карате является отцом Юри и Рио.
  • Шрамы от цензуры — в Сеговской версии раздеть Кинг гораздо труднее, одного попадания фаерболлом, да даже Хаоу-кеном не хватит — надо попасть двойным ударом с налёта (хьен-семпу-кик) по ней так, чтобы второй удар и стал последним, только тогда она полетит на пол без рубахи. Далее, в Сеговской же версии нельзя разбить морду в кровь и вырезан удар в печень кулаком.
  • Дыра в сюжете — почему Мистер Карате в итоге сражался с Рио и Робертом в конце? Мистер Биг был уже побеждён, Юри освобождена в процессе и если папаша не был зомбирован, он мог просто снять маску и сказать «Привет ребята, вся семья в сборе!»
  • Тактическая дразнилка — очень важный элемент геймплэя во всех частях: она позволяет сократить шкалу энергии врага, и суперудары того будут заметно слабее, если вообще смогут быть выполнены.
  • Визуальная отсылка — все персонажи первой части пародируют типажи тогдашних боевиков. Вайлер же прямо отсылает на Халка.
  • Синдром босса СНК — Мистер Карате и Гиз Ховард