Хроники Эмбера

Материал из Posmotreli
The Chronicles of Amber /
Версия от 05:12, 10 июля 2022; Crocuta Crocuta (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Корвин, принц Эмбера

«Хроники Эмбера» (англ. The Chronicles of Amber) — эпичная серия книг американского писателя-фантаста Роджера Желязны. Более чем наполовину состоит из отсылок к Шекспиру и Кэрроллу, является дикой смесью фэнтези, психоделики и психологического романа.

Одно из произведений, являющихся основополагающими жанра фэнтези как такового. Иначе говоря, была создана концепция, породившая массу вторичных волн ролевых игр, фанфиков, фанарта и прочего (по аналогии с Ардой, например, или одной далёкой-предалёкой галактикой).

Cenm: наш мир есть не что иное, как одно из сотен тысяч отражений истинного мира, известного как Эмбер. Его противоположность — Хаос.

Книги[править]

  • Пятикнижие Корвина:
    • «Девять принцев Эмбера» (Nine Princes in Amber, 1970).
    • «Ружья Авалона» (The Guns of Avalon, 1972).
    • «Знак Единорога» (Sign of the Unicorn, 1975).
    • «Рука Оберона» (The Hand of Oberon, 1976).
    • «Владения Хаоса» (The Courts of Chaos, 1978).
  • Пятикнижие Мерлина:
    • «Карты судьбы» (Trumps of Doom, 1985).
    • «Кровь Эмбера» (Blood of Amber, 1986).
    • «Знак Хаоса» (Sign of Chaos, 1987).
    • «Рыцарь Теней» (Knight of Shadows, 1989).
    • «Принц Хаоса» (Prince of Chaos, 1991).
  • «Путеводитель по замку Эмбер» (Visual Guide to Castle Amber, 1988; авторы — Желязны и Нейл Рэндалл, иллюстратор — Тодд Камерон Гамильтон, картограф — Джеймс Клоуз).
  • Дополнительные главы:
    • «История коммивояжёра» (The Salesman’s Tale, 1994).
    • «Сокрытая и Гизель» (The Shroudling and the Guisel, 1994).
    • «Кстати, о шнурке» (Coming to a Cord, 1995).
    • «Синий конь, танцующие горы» (Blue Horse, Dancing Mountains, 1995).
    • «Зеркальный коридор» (Hall of Mirrors, 1996).

Произведения других авторов[править]

  • Джон Грегори Бетанкур, официальный приквел:
    • «Заря Эмбера» (The Dawn of Amber, 2002).
    • «Хаос и Эмбер» (Chaos and Amber, 2003).
    • «Правь Эмбером!» (To Rule in Amber, 2004).
    • «Тени Эмбера» (Shadows of Amber, 2005, сетевой любительский перевод).
    • «Меч Хаоса» (Sword of Chaos, не опубликован).
  • Павел Шумил, «Эмбер. Чужая игра» (1998).
  • Пародии:
    • Кевин Найт (англ. Kevin Knight), «Смерть Ембера» (The Dying of Ember, 1988).
    • Игорь Вольфсон (Igor Wolfson), «Девять с половиной хлопцев Эмбера» (1997, Fidonet).

Персонажи[править]

Сторона Порядка[править]

  • Корвин, также известный как Карл Кори и Кордель Фенневаль. Главный герой первого цикла, принц Эмбера. Его прототипами (и — между строк — отражениями в тени Земля) являются король Артур, Карл Великий, многие другие правители, поэты и иные личности, в силу чего первое пятикнижие можно охарактеризовать как «Пятикнижие Меча». Авантюрист, донжуан и второй (или третий) мастер фехтования в мире.
  • Дворкин aka Дваркин. Художник, служащий королевскому двору Эмбера. На самом деле - отец короля Оберона и дед всех принцев Эмбера а также создатель Огненного Пути и, как следствие, многих миров.
  • Оберон — король Эмбера, отец всех принцев и принцесс, устроивший хаос среди наследников своим внезапным исчезновением, внезапно затем появившийся и так же внезапно отдавший жизнь ради спасения мира. Любитель хитрых планов. Также донжуан.
«

— Могу рассказать наизусть всю генеалогию королевского дома Эмбера. — Как и любой приличный писец у меня дома. — Я включу и незаконнорождённых. — Кстати, а сколько их было? — Тех, о которых мне известно, сорок семь.

»
— Рыцарь Теней
  • Бенедикт — вечный воин как он есть. Стратег, тактик и спец по всем видам оружия. Участвовал во всех мыслимых войнах, которые затем анализировал в разных вариантах, в итоге стал величайшим мастером в военном деле. Однако в одной из заварушек всё же умудрился потерять руку. Любит Эмбер, мечтает отрастить новую конечность, характер — скверный, не женат.
  • Эрик — старший брат Корвина. Как и все старшие братья, «нежно любит» младших, но иногда они немножко ссорятся. По итогам одной из таких ссор Корвин оказывается в одном средневековом мире с эпидемией чумы на Земле, второй — в интересной больничке без памяти и денег, а по итогам третьей — в тюрьме и без глаз. До завершения четвертой Эрик погибает, но не от рук Корвина — успевает даже поиронизировать над ним на эту тему.
  • Бранд — тонкая, эстетствующая личность. Люто ненавидим всем семейством, регулярно получает от Корвина, но продолжал и продолжал делать свои грязные делишки, пока не умер. Мизантроп, маг и волшебник, по совместительству Главгад первого пятикнижия.
  • Рэндом (Рандом) — Брат и сподвижник Корвина. Истинный рокенролльщик, любит бить на барабанах и летать на планере. В конце первого пятикнижия становится королём.
  • Дейрдре (Дейдра) — любимая сестра Корвина. Помогала брату в нелегком деле свержения другого брата, в итоге не срослось. Роли в сюжете почти не играет.
  • Блэйс — весёлый малый, не дурак выпить и кого-нибудь убить. Как-то тёмной ночью, в тёмном лесу, встретил Корвина и предложил ему замутить небольшой путч с последующей узурпацией и дележом эмберского трона. Братья пошли к успеху, но по пути Блэйс немножко полетал с вершины Колвира. С тех пор скрывается.
  • Кейн (Каин) — адмирал эмберского флота, мутная личность, убиватель братьев, как и его ветхозаветный тёзка. Дружен с Джулианом, имел(во всех смыслах слова) дочку хозяина львиной доли эмберских виноградников. Как оказалось, имеет некоторые черты трикстера (видимо досталось от отца), и способен к составлению хитрых планов. Ловко инсценировал смерть, и действуя из подполья, решил уничтожить корень всех эмберских бед. И уничтожил.
  • Джулиан — как и все принцы и принцессы Эмбера, любит свою семью, отчего срочно обзавелся зачарованными доспехами, генномодифицированным злобным конём, а также сворой адских гончих и уехал жить на природу. Очень любит гонять свою родню и разных зверьков по Арденскому лесу.
  • Жерар (Джерард) — обжора, и просто хороший человек. Единственный (не считая Бенедикта и сестёр) в семейке, кто не хочет залезть на трон.
    • Главная отличительная черта Жерара в том, что все остальные из вот этого списка ему в подметки не годятся.
  • Фиона — повелительница астрала, темных искусств и чёрной магии, короче — ведьма. Постоянно мутит скандалы и плетет интриги, которые позже приходится разгребать и расследовать всем семейством.
  • Флоримель — агент Эрика в мире Земля. Работала тюремщицей для Корвина, но в результате с задачей не справилась и была по собственной тупости обманута последним. Педаль в пол — Корвин умудрился раскрутить Флору на вагон секретной информации даже не выходя из амнезии после черепно-мозговой травмы.
  • Люэлла (Ллевелла) — просто ещё одна сестра, по пьяни зачатая Обероном с какой-то амфибией. Живёт под водой, дышит жабрами, короче, «ни рыба, ни мясо», как и местечко, в котором она обретается.
  • Единорог — хранитель Эмбера, воин Порядка, как ни странно, женского полу, которая от местного демиурга родила короля Оберона.

Сторона Хаоса[править]

  • Мерлин — Принц Хаоса, сын Корвина. Главный герой второго цикла. Отшельник, маг и волшебник, вследствие чего количество магии во втором пятикнижии зашкаливает (отчего имеет неофициальное название «Пятикнижие Магии»). Даже в большей степени, чем отец (гены Дары помогли), обладает плохо контролируемым навыком демагога, отчего скандалит не только со всеми, кто на пути попадается, но и с самими изначальными Бобром и Ослом, в итоге посылает обоих. Создатель местного аналога Скайнета, после интриг своей матери внезапно стал главным претендентом на престол Хаоса.
  • Змей — хранитель и воин Хаоса, когда-то был бит Единорогом и лишился глаза, вокруг которого во втором пятикнижии завязывается небольшая интрижка.
  • Дара — дева-маг из дворов Хаоса, по совместительству мать Мерлина. Всегда имеет какой-нибудь хитрый план, обычно осуществляющийся. Утверждает, что потомок Бенедикта, хотя есть мнение, что врёт.
  • Мандор (Мэндор). Lawful Neutral, сводный брат Мерлина, на несколько столетий старше последнего. Давно устранился (якобы) от придворных интриг и вопросов наследия Дома Савалл (мужа Дары), благодаря чему они с Мерлином всегда хорошо ладили — в отличие от отношений Мерлина с единоутробными братьями Деспилом (с которым отношения прохладные но спокойные) и Юртом, который мечтал убить Мерлина буквально с младенчества. Любит вкусно пожрать, умно поговорить и побаловаться магией, в коей превозмогает практически надо всеми. Мутноватая личность, но ГГ во втором пятикнижии помогает, словом и делом. В конце однако выясняется, что он вместе с Дарой желает сделать из Мерлина марионетку на троне. Коронная фишка — металлические шарики как у психологов, правда, функцию выполняют слегка иную.
  • Юрт (Джарт) — брат Мерлина, которого люто ненавидит и мечтает убить, однако после нескольких таких попыток сам остается без уха, глаза и мизинца. Заводит отношения с Джулией и пытается, подобно Бранду, искупаться в Источнике, однако до конца эту процедуру не проходит, благодаря чему получает лишь ослабленные способности «живого козыря», но сохраняет рассудок.

Прочие[править]

  • Люк Рейнард — он же Ринальдо, принц Кашфы (королевство на задворках), сын Бранда и Ясры (о ней ниже). Награжден титулом «коммивояжер года» по версии Мерлина. Хитёр, силен, мститель. Убил Кейна, уже по-настоящему. Женат на Корэл мнимой дочке министра Бегмы, а на самом деле - внебрачной дочке Оберона и собственной тетке. Так-то, да и ту Мерлин увел...
  • Ясра (Джасра) — королева Кашфы. Училась волшебству у Дары, и научилась-таки. Умеет очень неприятно кусаться(парализовала Мерлина с первого укуса) и устраивать покушения. Души не чает в своем сыночке, хотя на то, что он периодически отгребает, ей, мягко говоря, наплевать.
  • Далт — бастард Оберона, командир наемников, ненавидит Эмбер. Трижды был бит принцами Эмбера. В первый раз его армию малыми силами разгромил Бенедикт. Во второй — то же проделал Блейс уже на равных. В третий — Эрик в поединке чуть не зарезал самого Далта.

Кроме этого, есть еще разумные и разговаривающие деревья, нанокомпьютер с ИИ авторства Мерлина, его же разумная фенька на руке (Мерлин как дитя современности довольно искушён в девайсах), полуразумные мечи и ещё тысячи разнообразных разговаривающих фиговин и тварей.

Мироустройство[править]

Эмбер[править]

В альтернативных переводах известен как Амбер и Янтарь. Приморский город, по случаю ставший одним из полюсов известной нам вселенной и являющийся олицетворением Порядка. Был создан одним художником, с помощью сильного колдовства, артефакта (Глаз Змея, Талисман Закона, Камень Правосудия и т. д.) и ведра крови. Находится где-то в глубине пространств, имеет еще парочку альтернативных версий и один оригинальный экземпляр, тенью которого сам и является. Имеется ещё куча подделок, в одной из которых живёшь ты. Расположен у подножия горы Колвир, коя омывается безбрежным океаном с одной стороны, а с другой подпёрта древним лесом со смутно знакомым немецким названием Арден. Сам городишко населен как обычными людьми, так и расой принцев Эмбера. Корвин, оказавшись мимоходом в подземельях Эмбера, встречает там некоего Роджера, который, по его собственному признанию, пишет там философский роман с элементами ужаса и психопатологии, что как бы намекает на литературное камео.

Огненный Путь[править]

Сущность, также известная как Образ и Лабиринт. Cхематически — геометрическая квантово-торсионная сущность, проекция Единорога. Позволяет просветлённым адептам получать множество способностей, включая возможность перемещаться по теням aka отражениям. Суперспособностям, которые даёт эта штука, позавидует любой «человек из стали». Чтобы попасть в Эмбер или выйти из него, нужно, чтоб твоим предком был кто-нибудь из принцев Эмбера, потому как Образ управляется только потомками Оберона. Поскольку Дворкин, является выходцем из Дворов Хаоса, то и вся его родня с той стороны может пройти Путь. Что, собственно, и случилось. Соответственно, любой принц Эмбера может пересечь Логрус и поднять уровень крутизны.(не факт из всех хаоситов Лабиринт прошли только Мерлин, как сын Корвина и Дара как внучка Бенедикта, так что скорее родственные связи нужно иметь не Дворкиным, а с Единорогом). Ой, вряд-ли, его нарисовал Дворкин, и он точно мог его пройти, иначе не предлагал бы совершить суицид в его центре — он говорил, что Путь можно стереть ЕГО кровью, ну или кровью его крови, т.е. его потомков. Скорее всего решает не родство, а прямое происхождение. Для сравнения — Лабиринт Корвина не могли пройти ни Фиона, ни Блейз, зато легко одолел его сын. А призрак Люка Лабиринт Корвина "усыновил" после переговоров, хотя призрак точно был ближе сущностям лабиринта, чем любым людям. Может быть уничтожен при помощи той же самой королевской крови. Обладает разумом и может создавать копии всех, кто его прошёл, для последующего использования в своих целях.

Огненный Путь Корвина[править]

Резервный бэкап эмберского Образа, сделанный Корвином на всякий случай во время внеплановой дефрагментации вселенной с последующим форматированием во время этой операции Оберон погиб. Любит своего создателя и даже создал его клон в результате временной утери оригинала. Ненавидим Логрусом и собственно эмберским Огненным Путем, которые постоянно пытаются навредить ему разными армагеддонами. Является нейтральной стороной, и ему плевать на всех, пожалуй, кроме Корвина и Мерлина (ибо отцовская кровь).

Дворы Хаоса[править]

Родина эмберского демиурга. Как известно, в начале был хаос, но со временем, как и свойственно хаосу, он породил кучу бесполезных вещей, в том числе и разум. И погрузился он в сон, а уж он-то и породил чудовищ, впоследствии огородивших кусок этого самого хаоса. Вот этот самый кусок эти самые монстры и назвали Дворами Хаоса, навели там порядок (sic!) и начали плодиться и размножаться. Экспериментально-опытным путем ими было установлено, что надо создать абсолютную монархию.

Также было обнаружено, что Дворы отбрасывают тени на субстанцию, именуемую пространственно-временным континуумом, и что эти тени являются ничем иным, как параллельными мирами, в которых как в кривом зеркале отражается первоисточник. По итогам тайного голосования было принято решение о руководящей роли Хаоса, а в местный Мавзолей водружён тотем Змея. Его именем было решено нести Демократию народам, населяющим окружающие тени. После множества тысячелетий это дело малость достало некоторых местных лордов, и один из них втайне от родни решил создать свою вселенную. Он добился успеха, и Дворы потеряли часть влияния, потому как теперь сфера влияния поделилась надвое и наступил биполярный мир.

Логрус[править]

Ещё более неведомая сущность, чем Огненный Путь. Даёт способности перемещаться по теням, менять облик, через тени доставать предметы. Тоже обладает разумом и тоже клонирует всякого его прошедшего. Надо полагать, с той же целью, что и Огненный Путь. Если Огненный Путь - воплощение самого понятия Порядка, то Логрус - воплощение Хаоса.

Источник Четырёх миров[править]

Живописное местечко на стыке четырёх теней, за которое постоянно ведутся войны. Всё дело в том, что в этом месте имеется фонтан, извергающий множество магии и обнесённый неприступной цитаделью, а любой искупавшийся в этом деле персонаж моментально становится могущественным магом.

Козыри (Trumps)[править]

Aka Карты. Средство связи и перемещения царской семьи. Основные нарисованы Дворкином и имеются у каждого члена фамилии. Представляют собой, как нетрудно догадаться, колоду карт с портретами всех действующих лиц. Действуют как своеобразный портал: сосредоточившись и внимательно вглядываясь в изображение, можно связаться с изображенным на ней товарищем с целью пообщаться, проткнуть чем-нибудь острым, пригласить на рюмочку чаю или проследовать в гости. Или переместиться в определенное место. Количество колод точно неизвестно, но, надо полагать, немало. К тому же рисовать могут все кому не лень (правда, только истинные эмбериты и хаоситы смогут создать совершенные козыри).

Тир-на Ног’т (Tir-na Nog’th)[править]

Aka Тир-На-Ног’т, Тир На Ног. Отражение города Эмбер, висящее прямо над ним. Этакий полупризрачный город в лунном свете. Обитают там различные призраки, а когда луну заслоняет облачко, в городе появляются дырки. Ходили туда за различными артефактами.

Ребма[править]

Aka Ратн-Я. Ещё одно отражение Эмбера, расположенное под водой. Несложно угадать, что само название — обратное прочтение названия «Эмбер» («Янтарь»). Заросшее тиной маленькое, но гордое местечко с заправляющей всем королевой Мойре и рабочим отражением Лабиринта.

Авалон[править]

Мир недалеко от Эмбера, в котором правил Корвин: отец опасался, что принцы сместят его с трона Эмбера, и позволил им организовать собственные королевства. Нахождение Корвина на троне Авалона породило его тени в иных мирах. В частности, довольно толсто намекается, что тенями Корвина были король Артур и Карл Великий.

Земля[править]

Одна из теней (отражений), пользующаяся популярностью как место отдыха, учёбы и жизни многих принцев и принцесс Эмбера.

В отличие от современных представлений об исходном нейтралитете человечества в противостоянии высших сил, у Желязны Земля находилась достаточно близко к Эмберу (около ста Теней, судя по некоторым признакам). До границы раздела владений Порядка и Хаоса с Земли было куда как дальше, чем до Луны на тракторе, что естественно, так как Земля отражение Эмбера, а не Хаоса.

По разным мелочам, вроде искажённых цитат из Шекспира (см. ниже) можно предположить, что Земля — вовсе не наша Земля, а одно из многочисленных отражений.

Отсылки к классике, фольклору и мистицизму[править]

  • Авалон — не только Тень в «Хрониках…», но ещё и волшебный остров в кельтской мифологии (Инис Авалон, «остров яблонь»). Особенно известен благодаря Артуровскому циклу, согласно которым именно туда был отправлен смертельно раненый в битве при Камланне король Артур.
  • Аверн — отсылка к греческой мифологии, где считалось, что рядом с озером Аверн находится спуск в Аид. По Вергилию, именно этим проходом пользовался Эней.
  • Адские гончие (спутницы Стража Арденского леса) — и Дикий Гон (Дикая Охота) киммерийцев и германцев. Правда, у тех и других Гон возглавляли Гвинн ап Нуд или Холда (Хелда, Берта, Фригг). Алсо, есть и более поздняя версия, по которой Дикий Гон из чОрных псов возглавляет Френсис Дрейк верхом на вороном коне, и видели его аж над Плимутом!
  • Арденский лес — вполне себе реальный лес в центральной Англии, а также на стыке Франции и Бельгии. Вот только в фольклоре он считается средоточием сакральных сил и эпицентром мощных потоков магии. Этот же образ использовал Шекспир в «Как вам это понравится».
  • Кельтский фольклор — в принципе, сквозит везде. Это и сопоставление противостояния Пути и Логруса с противостоянием англо-саксов и королевства Логрис. И отсылки к холмам эльфов-фейри. Упомянутый выше Авалон, Мерлин или Дева у Озера — просто самые заметные моменты, на деле их множество, и без знания мифологии и истории кельтов их не разгадать.
  • Мандала — комбинация геометрических элементов, символически представляющая образ мироздания. В буддистских учениях сопоставляется с кругом, колесом, лотосом или розой. Символ полон глубоких смыслов и религии, так что здесь расписывать не надо — всё равно места не хватит.
  • Карты Эмбера — отсылка к картам Таро (о чём прямо пишется в первом же томе). Те же Великие (Старшие) и Младшие Арканы, те же масти. Так же прямой отсылкой является Древо Сефирот (наиболее известная каббалистическая схема познания мироздания). Желязны вообще неоднократно втыкает отсылки на Кабалу или Веды, но Карты Таро нам как-то более известны и потому легче узнаваемы. Когда Ганелон подвешивает за ногу светловолосого дезертира — это карта Таро «Подвешенный мужчина». Когда Корвин думает о колесе водяной мельницы — это карта «Колесо Удачи». Сам Корвин с его серебряной розой визуально отсылает к XIII аркану, Смерти (того варианта где Всадник)
  • Королевская семья — Идея возникновения королевской семьи Эмбера уходит корнями в древнюю кельтскую традицию. Только что избранный король должен был совокупиться с лошадью, а после лошадь должны были сварить. И в лошадином бульоне король обязан был выкупаться.
  • Кэролл — тот самый Льюис Кэролл. Герои «Хроник…» постоянно цитируют его стишки про Бармаглота и вообще «Алису». А под ЛСД даже находят соответствующее отражение.
  • «Легенды Сонной Лощины» — уберпопулярный в своё время рассказ Вашингтона Ирвинга. В наши дни по его мотивам снят фильм «Соннная Лощина», с которого началась карьера Джонни Деппа.
  • Оберон — ещё одна отсылка к английскому (точнее, кельтскому) фольклору. Именно так в нём зовут верховного правителя Волшебной страны.
  • Прустовское «В поисках потерянного времени» — упоминается
  • Призрачное колесо — Когда Мерлин рассказывал Люку о своем проекте, он упоминал, что воспользовался идеей двух замечательных ребят — Эверетта и Уиллера. В квантовой механике как раз есть теория Эверетта-Уиллера, смысл которой заключается в том, что существует множество миров, образующих вселенную и действие в одном мире может прямо повлиять на события в другом. То есть что-то вроде альтернативных миров. В целом эта теория почти полностью вписывается в мир Эмбера, в котором события произошедшие в Эмбере отражаются на другие, теневые, миры.
  • Тир-на Но’гтх как призрачное видение Эмбера — и Тир-нан-Ог как страна вечной молодости в кельтской мифологии.
  • Скандинавская мифология представлена деревом Игг, растущем на границе сфер влияния порядка и хаоса, и вороном Хуги, на этом дереве живущим.
  • Страж Четырех Миров — Когда Мерлин первый раз видит замок Страж Четырех Миров он называет его Горменгаст. Это отсылка к творчеству английского поэта и драматурга Мервина Пика. Его самое известное произведение это трилогия о Титусе Гроане, также называемая просто «Горменгаст».
  • Тагейрм — древний шотландский ритуал. В самом романе прямо не упоминается, но сцена поджаривания козы на каменном алтаре полностью совпадает с описаниями ритуала.
  • «Чайльд Роланд» — старая английская баллада, более известная в виде переделки Р. Браунинга «Роланд к Чёрной Башне пришёл». Использована в «Знаке Единорога».
  • Многочисленные отсылки к Шекспиру:
    • Оберон, король Эмбера, это также имя короля фей и эльфов из шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь», хотя Оберон как персонаж впервые появился до Шекспира в средневековом западноевропейском фольклоре в качестве повелителя волшебной страны фей.
    • Арденнский лес упоминается в комедии «Как вам это понравится».
    • Одна из самых больших аллюзий — это отсылка к «Гамлету». В начале романа «Владения Хаоса» Корвин называет себя «безумным принцем» Эмбера, что является параллелью с между ним и Гамлетом, «безумным принцем Дании». Кроме того, Корвин как и Гамлет, встречается с призраком своего отца. Во время обеда в Лоррейн Корвин даже посчитал попытку Оберона связаться с ним по Карте предсмертным посланием от «духа отца».
    • Соперничество между Корвином и Эриком находит множество параллелей с событиями Войны Алой и Белой розы как они описаны в исторических хрониках Шекспира. Прямой отсылкой являются эмблемы двух братьев как они показаны на их Картах: символ Корвина — серебряная роза (соответствует белой розе дома Йорков), выбранный Эриком личный цвет — красный (соответствует алой розе дома Ланкастеров).
    • «Правду говорят, что встречаться при лунном свете — дурная примета» — отвечает Дейдре своим спасителям в 4-й главе первой книги «Хроник». «Не в добрый час я при сиянье лунном Надменную Титанию встречаю» — слова Оберона в «Сне в летнюю ночь».
    • «Спать, видеть сны… Да, есть вещи, которые действуют постепенно, как медленный яд» (в оригинале у Желязны: «To sleep, perchance to dream… Yeah, there’s a thing that rubs») — размышления Корвина в 6-й главе «Девяти принцев Эмбера». «Уснуть и видеть сны, быть может… Вот в чём трудность» (у Шекспира: «To sleep: perchance to dream: ay, there’s the rub») — из известного монолога Гамлета «Быть или не быть».
    • В начале «Девяти принцев Эмбера» Корвин думает про себя: «В Дании пахло гнилью» (в оригинале у Желязны: «In the state of Denmark there was an odor of decay»). Известная строка из «Гамлета»: «Прогнило что-то в Датском королевстве» (в оригинале у Шекспира: «Something is rotten in the state of Denmark»).
    • В момент, когда Корвин получает от Эрика письмо с просьбой о перемирии (в книге «Ружья Авалона», глава 8), Корвин отвечает мысленно: «И я верю тебе, можешь не сомневаться, потому что все мы — люди чести» (в оригинале у Желязны: «I believe you, never doubt it, for we are all of us honorable men»). В «Юлии Цезаре» Марк Антоний говорит в своей речи на похоронах: «Так Брут был благородным человеком; и все они; все люди чести были» (в оригинале у Шекспира: «For Brutus is an honourable man; So are they all; all honourable men»).
    • «И вот Чайльд Рэндом дошёл до тёмной башни» (в оригинале у Желязны: «So Childe Random to the dark tower came») — фраза Рэндома в его рассказе о том, как он пытался спасти Бренда. В конце 4-го акта трагедии «Король Лир» Эдгар, притворяясь Бедным Томом, говорит: «Чайльд-Роланд дошёл до тёмной башни» (в оригинале у Шекспира: «Child Rowland to the dark tower came»), намекая тем самым на сказку о Чайльд Роланде.
    • Имя одного из давно погибших братьев Бенедикта — Озрик. Такое же имя носил один из придворных в Датском королевстве Гамлета.
    • «Спи, милый принц» (англ. «Good night, sweet Prince») — слова Бренда, сказанные Бенедикту в 13-й главе «Руки Оберона». Эти же слова сказал Горацио перед мёртвым принцем Гамлетом.

Переводы[править]

  • В разных переводах отличается пол лошадей: лошадь Корвина Star, к примеру, оказывается то жеребцом Старом, то кобылой Звёздочкой. То же происходит и с таким магическим оружием, как Грейсвандир и Фракир.
  • В оригинале — англ. Pattern, на русский язык переводился (адаптировался), как Лабиринт, Путь, Огненный Путь, Узор, Образ.
  • В некоторых переводах Король Хаоса Свейвилл (Swaywill) и глава Дома Всевидящих, муж Дары и приёмный отец Мерлина герцог Савалл (Sawall) названы одним и тем же именем — Савалл.
  • «Карты» в оригинале у Желязны названы «The Trumps». Прямым переводом этого слова является слово «козыри», причём козыри не карточной игры, а колоды Таро, то есть старшие арканы Таро.

Значимость[править]

  • Противопоставление не Добра и Зла, а иных формаций — Пути и Лабиринта, Единорога и Змея, Порядка и Хаоса. Идея, конечно, принадлежит не Роджеру, но именно «Хроники Эмбера» способствовали её популяризации.
  • «Земля — лишь отражение некоей более сложной реальности» — концепция, ставшая шаблоном в фэнтези/фантастике и используемая более поздними авторами чуть менее, чем всегда, будь то «Матрица» Вачовски, «Хранитель Мечей» Перумова или что-либо другое.
  • «ГГ просыпается и ничего о себе не помнит, а потом вспоминает полкниги» — приём, многократно использованный более поздними авторами.
    • Тем не менее, это переосмысление начала «Многоярусного мира» Ф. Х. Фармера
    • Вообще-то, самое начало, в больнице — напрямую из Чандлера.
  • В Warcraft I один из кодов (вооружение солдат по последнему слову техники) — Corwin of Amber. В книге Корвин вооружает своих средневековых солдат огнестрельным оружием.
  • Был выпущен русский квест по первой книге.
  • Серия оказал влияние на книги, компьютерные игры итд. Ощущается сильное влияние Эмбера и «Джека из Тени» в серии Пехова «Хроники Сиалы», игре Planescape и ещё много где.

Что здесь есть[править]

  • А двести двадцать не хочешь? — закономерный исход почти любой попытки напасть на принца/принцессу Эмбера/Хаоса, но особенно часто встречается в Пятикнижии Магии. Любимый способ Мерлина побеждать в схватках (особенно магических) — дать противнику сделать первый ход и затем быстро-быстро прикинуть, какое конкретно «двести двадцать» будет эффективным в данной ситуации. По его словам, данное умение он развивал с младых ногтей и оно просто необходимо любому, кто собирается заниматься магией всерьез.
  • Ай, молодца! — основной метод продвижения сюжета. Педаль в пол: в первой же книге, провалив путч, Корвин обеспечивает и себя, и своего будущего сына работой на все последующие книги. Под пытками он вкладывает всю ненависть в (предположительно предсмертное, но с этим не сложилось) проклятье для Эрика, чтобы ни дня тому спокойно на троне не сиделось. Проклятье открывает прямую дорогу между Эмбером и Дворами Хаоса, уверенно ликвидируя возможность спокойно сидеть на троне Эмбера для кого угодно.
  • Антимагия — траголиты - голубые кристаллы, являющиеся магическими изоляторами.
  • Вывих мозга регулярно обеспечивает читателю Мерлин. Педаль в пол, когда он путешествует по Отражениям наркотрипов.
    • Происхождение Принцев Эмбера от Дворкина и Единорога.
  • Временный союзв обоих циклах главгадом оказывается не тот, кто кажется изначально, и главному герою в итоге приходится объединяться с первыми соперником против нового врага. В первом пятикнижии Эрик предлагает Корвину временно прекратить грызню за трон во имя защиты Эмбера от войск Хаоса. Во втором Мерлину приходится объединяться сначала с Ясрой против Джулии и Юрта, а в последней книге с самим Юртом.
  • Добродушный гигант — Жерар. Без крайней необходимости ни с кем не хочет воевать, тем более с собственной семьей. Когда все-таки углядит такую необходимость, мигом переходит в соседний троп.
  • Дуэльное порно — практически в каждой книге есть как минимум одна эпичная дуэль на мечах.
  • Дикарь с пулемётом — Корвин набрал в свою армию существ, общество которых находится примерно на стадии родоплеменного строя. А потом выдал им автоматические винтовки.
  • Гад-кукловод — такими оказываются Образ и Логрус — местные божественные сущности с сомнительными моральными ориентирами, для которых все смертные лишь пешки в противостоянии Порядка и Хаоса.
  • Ее зовут Вера — ночной клинок Грейсвандир — меч Корвина. Дневной клинок Вэрвиндл — меч Бранда. Фракир — удавка-браслет-оберег Мерлина.
  • Заявленная способность — Рэндом описан как изменчивый и непостоянный индивид, полностью оправдывающий своё имя. На практике же это самый верный соратник Корвина. Даже с учётом предысторий всех братьев имя «Рэндом» больше подошло бы Бранду.
  • Звероподобные гуманоиды — состоят в армии Хаоса, наравне с мантикорами и вивернами.
  • Инцест — у Корвина к Дейдре любовь более глубокая, нежели любовь брата к сестре. Аналогичное отношение у Джулиана к Фионе. Хотя напрямую до тропа не доходит, в отличие от отношений Корвина с Дарой, являющейся правнучкой Бенедикта, и Мерлина со своей тетей Корэл.
  • Крутой фехтовальщик — практически каждое действующее лицо. Особенно выделяется Бенедикт — вероятно, самый крутой фехтовальщик во вселенной.
  • Крутой инвалид\Однорукий воин — Бенедикт после схватки с Линтрой во второй книге.
  • Крутой генерал — он же. Может принимать любую ипостась тропа в зависимости от ситуации. Опять же, вероятно, самый крутой генерал в мире — с детства шатается по Отражениям специально, чтобы изучать всевозможные военные конфликты в разных временах, условиях и ситуациях.
  • Мазохистское танго — Корвин и Дара. После по стопам родителей идет Мерлин, приглашая на этот танец Джулию.
  • Мне на самом деле 700 лет — чем дальше, тем глубже. Вы не хотите знать, сколько лет Дворкину, который уже и правда выглядит как старичок-маразматик, если Оберон, который его сын и не сильно младше[1] самого Эмбера, все еще крепкий мужчина в расцвете сил. А ведь время в разных Отражениях еще и течет по-разному, поэтому возраст любого действующего лица определять — рехнуться можно.
  • Метательные мечи — Эрик метнул меч вдогонку сбегающему после дуэли Корвину, однако тот уже успел скрыться за дверью. Так же броском меча воспользовался козлоголовый во второй книге, вместо того чтобы сходиться с Корвином в ближнем бою. Во втором пятикнижии двойник Бореля перед смертью пытается достать Мерлина таким способом.
  • Прагматичный боец — много таких, как в Эмбере, так и в Хаосе. На этой почве Корвин серьезно ссорится с Дарой, прикончив её учителя быстрым и прагматичным способом, в то время, как тот рассчитывал на «благородную» дуэль[2].
  • Пришёл с ножом на перестрелку — вернее, это Корвин пришел на сражение средневековым оружием с автоматическими винтовками.
  • Поэт и воин — Корвин, чем и известен в семье. Крутых фехтовальщиков там и без него хватает, а вот с лирикой у него отношения теснее, чем у других.
  • Порча — Черная Дорога и ее филиал в Лорене — Черный Круг.
  • Поединок воли — принцы Эмбера могут устраивать такие между собой при помощи Карт.
  • Подводный город — Ребма.
  • ПТСР — у Корвина после того как ему выжгли глаза и отправили в темницу на несколько лет.
  • Самоуверенный мерзавчик — впадением в эту ипостась временами грешит почти весь королевский дом Эмбера (за исключением Бенедикта и Жерара), но особенно выделяется Бранд. Последний к гранд-финалу первого пятикнижия становится настолько гнусен, что у готовящегося уйти в самоизгнание Корвина, перебирающего в уме свою родню, для одной только этой гниды не находится ни одного доброго слова. Даром что тот уже мертв.
    • Во втором пятикнижии почти до самого конца таков Юрт. Правда, у него амплуа скорее комическое — в частности, после каждого нападения на Мерлина позорно сбегает, оставив на поле боя какую-нибудь часть тела.
  • Серобуромалиновая мораль и Все оттенки серого — собственно, чем цикл и прославился.
  • Силач — эмбериты на фоне жителей отражений, принцы Эмбера на фоне простых эмберитов, Жерар на фоне принцев Эмбера. Оберон на фоне принца Жерара.
  • Слитая концовка — к сожалению, в это вылилось второе пятикнижие: на момент написания последней книги Роджер Желязны уже умирал от саркомы и старался хоть как-нибудь завершить свои незаконченные проекты. В результате много сюжетных линий повисло в воздухе (некоторые даже толком не успели начаться), а кучу персонажей пришлось рассовать по автобусам или вовсе выкинуть на мороз, так что к гранд-финалу Мерлин пришел почти в гордом одиночестве. Увы.
  • Странная альтернативная реальность — многие Отражения имеют такой вид, в частности, те, по которым Корвин едет на машине своего брата в первой книге. Небо то зелёное, то розовое, где-то на виселице болтается скелет, встречаются фантастические монстры, автомобили и торговые марки не из нашего мира.
  • Странности в первой части — в первой книге утверждается, что Корвин и Рэндом — родные братья от одних родителей. В последующих книгах ради более-менее логичной схемы наследования порядок был уточнён: у Корвина общая мать с Эриком и Каином (и Дейдрой, во время родов которой мать умерла), а Рэндом переместился в самый конец списка. Хотя теоретически это можно списать на ошибку Корвина, вызванную амнезией.
  • Статичный сеттинг — собственно Эмбер. Средоточие порядка противится всем изменениям, из-за чего, с одной стороны, люди в нём живут столетиями и практически не болеют, а с другой — за чем-нибудь новым и интересным нужно отправляться в Отражения: там, конечно, вечно какая-то дичь творится, но чем дальше, тем интереснее.
  • Телепортация — осуществима при помощи Карт. Бранд и Юрт научились телепортироваться и без них, чем зачастую пользуются в бою.
  • Тактическое ясновидение — Фракир предупреждает Мерлина об опасностях пульсацией. А еще с его помощью можно проводить удушающий захват.
  • Ужас у холодильника — ти`ига переспала с Мерлином, явно не спрашивая у своей замужней носительницы желает ли она того. И хотя женщина не помнит ничего из происходящего под контролем демона, ситуация менее ужасной от этого не становится.
  • Халиф на час — Эрик и Корвин. По меркам тех, чья жизнь может длиться тысячелетиями правили ОЧЕНЬ мало.
  • Хороший парень — Жерар, просто Жерар. Единственный, кроме Бенедикта, принц Эмбера, открыто устранившийся от завязавшейся в семье игры в престолы, и единственный, кому доверял даже Бранд.
  • Хроническое спиннокинжальное расстройство — поражает королевскую семью Эмбера сразу после исчезновения короля Оберона. «Доверял как брату» в интерпретации Корвина означает «не доверял вообще». На фоне остальных выделяется Бранд, который, по факту, эпидемию в том виде, в каком ее видят читатели, сам в семью и запустил.
    • Для дворян Хаоса это вообще профессиональная болезнь. Мерлин, будучи едва ли не замыкающим в очереди на трон, отродясь не участвовал в местной игре престолов, и к концу десятикнижия с удивлением обнаружил, что за время его отсутствия число участников сократилось настолько, что он стал едва ли не первым.
  • Хрясь, и пополам! — мантикора разорвала надвое Ралля, одного из солдат армии Корвина. Сам Корвин разрубил пополам гигантскую кошку из Черного Круга.
  • Что стало с мышонком? — судьба многих второстепенных персонажей к концу второго цикла, особенно двойников Ринальдо и Корвина.
  • Яндере — довольно внятные намеки в отношении Дары. Разругавшись в дым с Корвином в конце первого цикла книг, позже она захватывает его в плен и держит в темнице без света… под тайным храмом, посвященным ему самому. Правда, окончательного разбора их отношений Желязны в кадре так и не устроил — возможно, потому, что не успел.
    • Во втором цикле в те же дебри влезла Джулия, после ссоры с Мерлином открывшая на него форменную охоту, осыпая попеременно смертоносными заклятьями и охапками цветов. Правда, эта линия в итоге тоже никуда не привела: автор явно заметил, что получается слишком похоже на Корвина и Дару, и устроил Джулии закадровый роман с братом Мерлина Юртом.

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. Всего-то порядка тысячи лет!
  2. Впрочем, подлым убийством это тоже назвать нельзя — к моменту встречи с Борелем Корвин был полностью вымотан долгим путешествием, и «благородные» уступки первого (вроде снятия доспехов, чтобы сражаться на равных) уравнять силы не могли никак.