Поиграй пока вот этим

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья And Now for Someone Completely Different. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

В видеоигре (или в настольной ролевой, или в словесной ролевой) некий персонаж обычно представляет собой alter ego игрока. Он — твоя основная роль, ты играешь в первую очередь именно им. Даже если у твоего героя есть соратники, которыми можно управлять — всё равно «главнее» этого персонажа нет никого. Нередко, особенно в западных играх, это подчеркивается тем, что только его позволяют создать самостоятельно и только от его лица позволяют вести диалоги.

Однако бывает и такое, что нужно показать события, при которых протагонист никак не может присутствовать, но которые не хочется изображать катсценой на полчаса. Что делать?

Игра отвечает тебе, сидящему за монитором: А поиграй пока вот этим! Персонажем из группы героя, из злодеев или вообще из массовки. Какое-то время нам предстоит играть за него, пока он, к примеру, занимается спасением героя. Помимо сюжетной стороны, это может также заметно усложнить игру, потому что этот персонаж обычно гораздо слабее протагониста. Иногда используется для временной смены жанра.

Следует учитывать, что злоупотребление этим приемом часто не вызывает симпатий аудитории, особенно если герой достаточно обаятелен. А вот если он пустышка…

Может сочетаться с тропом Фальшивый протагонист, если «поиграть вот этим» дают в самом начале игры до появления настоящего протагониста.

Примеры

  • Disney’s Aladdin от Virgin Interactive (SMD2, 1993) — на бонусных уровнях дают поиграть за вооружённого мечом обезьяна Абу. Всё действо происходит на одном неподвижном экране. Абу нужно уворачиваться от горшков, которые сыплются сверху дождём, и катящихся бочек, отбиваться от редких стражников и, конечно же, собирать бонусы, ради которых всё и затевалось.
  • Earthworm Jim 2 (1995) — на одном из уровней, действие которого происходит внутри чьего-то гигантского желудка, вместо привычного червячка в скафандре нужно играть за саламандру, способную плавать в желудочном соке и вооружённую таким же бластером, как у Джима. Субверсия: В конце выясняется, что это таки был Джим, одетый в костюм саламандры, так что чисто технически играбельный персонаж не менялся.
  • King's Bounty: Воин Севера — педаль в асфальт вызвавшая многочисленные матюки игроков, в финальном бою сначала отнимают ВСЕ выученные заклинания (и ещё ряд ехидных сюрпризов), а затем нужно провести несколько битв за союзников, войска которых могут оказаться очень непривычными.
    • Особенно замысловато матерятся игроки, пытающиеся пройти игру без потерь. Предыдущие серии такое вполне позволяли.
  • Dragon Age: Origins — используется на строго добровольной основе. Можно доверить спасение героя соратникам, а можно устроить побег из тюрьмы. Несколько сложнее со спуском в Тень: герой может произвести его сам, только если он маг по классу.
    • DLC «Песнь Лелианы» даёт нам поиграть за собственно Лелиану, одну из сопартийцев.
  • Mass Effect 2 — в отсутствие Шепард(а) и команды «Нормандию» штурмуют Коллекционеры. Спасение корабля ложится на плечи хромого пилота Джокера, которому нужно пробраться в ядро ИИ и дать СУЗИ, искусственному интеллекту «Нормандии», доступ ко всем системам корабля.
  • Final Fantasy VIII — операция по убийству Эдеи производится двумя группами: одна во главе с героем, другая — с его наставницей Квистис, да еще и Риноа вмешивается отдельно. Играть приходится за всех троих.
    • Вскоре после этого добычей снаряжения для спасения героев из плена занимается Зелл как единственный, кто умеет драться без оружия.
    • Во дворце Ультимеции героям приходится разделиться на две группы, но к счастью, почти все можно сделать одной.
      • Пошло от шестой части, где тоже непонятно с какого перепугу надо было проходить целых две миссии (в том числе и финальную!) поделившись на команды…
    • В седьмой части троп отыгрывается по-полной: за время отсутствия Клауда лидер партии успевает поменяться аж несколько раз (возможно, прикола заради)!
    • Final Fantasy XII — педаль в пустыню Далмаски: по ходу начальной катсцены нам представляют лорда Раслера, которого мы подсознательно начинаем воспринимать как протагониста. Но нет, его убивают. Затем нам представляют Рекса, и даже дают им поуправлять по ходу миссии-туториала. Протагонист? Нет, его тоже убивают. Наконец, управление переходит к Ваану, но мы недоверчиво ждём… Нет, теперь точно он.
    • Final Fantasy XIV — начиная с дополнения Stormblood, в игре стали появляться квесты, где надо брать под контроль одного из соратников главного героя с базовым набором абилок определённого класса. Один раз даже дают мехой порулить. В дополнении Endwalker педаль пробили в пол, когда злодеи перенесли душу главного героя в тело имперского солдата, заставив его "поиграть этим" внутрисюжетно.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords — игра этим часто злоупотребляет.
    • Хотя возможно это было сделано, чтобы уделял внимание прокачке не только себя любимого.
    • В первой игре таким образом проводилось спасение героев из тюрьмы корабля Левиафан. Спасителя давали выбрать самостоятельно.
  • Глаз Дракона — таким образом нам дается возможность почувствовать на себе нелегкую жизнь человека в симуляторе дракона. Четырежды: первый раз за паладина, второй — за охотника (единственная стелс-миссия в игре), третий — снова за паладина, четвертый — за монаха-волшебника. Интересно, что каждого из них представляют в прошлой «человеческой» миссии, а вот дракон выше этого.
  • Spellforce: The Order of Dawn — только в прологе.
  • Серия Call of Duty любит это дело:
    • В Modern Warfare дают поиграть оператором самолёта АС-130, дабы при его огневой поддержке герои смогли спастись от превосходящих сил ультранационалистов. Одна из самых запоминающихся миссий в игре.
      • А в прологе этой же игры от лица президента Курака приходиться наблюдать за собственной казнью — именно так мы впервые встречаем Главного Гада и его дракона.
      • Наконец, от лица капитана (тогда ещё лейтенанта) Прайса проходится миссия с охотой на Закаева в Припяти.
    • Modern Warfare 2 — от лица космонавта МКС приходится наблюдать за взрывом межконтинетальной ракеты и гибелью станции.
    • В третьей части предлагают безуспешное спасение президента России при помощи его охранника Харькова.
      • В прологе в последний раз дают почувствовать себе в шкуре протагониста первой и второй части, Джона «Соупа» МакТавиша.
      • Там же — снова оператор АС-130.
      • Жертвенный агнец в лице мистера Робинсона, снимающего свою семью и гибнущего от нервно-паралитического газа.
      • Ну и конечно же смерть Макарова от рук капитана Прайса.
    • В World at War в американской кампании на одну миссию дают поиграть бортстрелком гидросамолёта «Каталина».
    • Black Ops — всё точно так же. Главный герой первой части — Алекс Мэйсон, второй части — его сын, Дэвид, однако по ходу серии иногда мы играем и за Вудса, и за Хадсона, и за Резнова, и за Менендеса, и за многих других второстепенных или незначительных персонажей.
  • Кампания Ордена Порядка в HoMM V — когда Изабель захватывают демоны, вызволять ее приходится Годрику.
  • Warcraft III — b в оригинальной, и в дополнительной кампаниях ночных эльфов присутствует по одной миссии без протагониста (Тиренд или Мэв соответственно), зато с Иллиданом. Этот персонаж, кстати, хоть и злодей (Ну, время от времени), куда популярнее их. А в дополнительной кампании за нежить дают порулить отступницей Сильваной без протагониста Артеса — в третьей, пятой и шестой главах.
    • В четвёртой и пятой главах кампании Орды в Reign of Chaos игроку дают поиграть Громом Задирой вместо протагониста кампании — вождя Тралла.
    • В той же кампании — в седьмой главе игрок сначала играет за Тралла, потом за Кэрна.
    • И, наконец, в пятой главе кампании Ночных Эльфов в том же Reign of Chaos Тиренд и Фарион сначала действуют вместе, но потом разделяются (Тиренд идёт освобождать Иллидана, Фарион — будить друидов-медведей), и игрок играет сначала Фарионом, затем Тиренд.
    • В определённый момент кампании орды в Frozen Throne вместо Рексара и ко. дадут поиграть за мастера клинка Самуро (поскольку тот может незаметно проникнуть в лагерь).
    • А на стандартной многопользовательской карте «Охотники», где всю дорогу каждый игрок управляет своим одним героем, в определённый момент ближе к финалу всех героев отнимают, взамен выдают танки и ставят задачу проехать через толпы скелетов с ящерицами. На этом моменте многие забрасывают дальнейшее прохождение, ибо в топку такое издевательство — только-только герои набрали силёнок и начали чувствовать себя вольготно, как вместо них всучивают ну очень слабые танки, которые ну очень медленно стреляют и ну очень долго восстанавливают ману (а садится она при этом очень быстро).
  • World of Warcraft: WotLK — есть множество квестов-воспоминаний, где играем за Артаса.
    • В последующих дополнениях такие эпизоды тоже постоянно присутствуют.
  • Любит этот троп и серия игр Onimusha.
  • Восьмибитный Rambo. Пока герой сидит в плену у вьетконговцев — играем в роли красавицы Коу, которая под видом шлюхи очаровывает охрану, чтобы улучить момент и вызволить Джона Рэмбо из заточения.
  • Max Payne 2. Несколько раз повествование переключается на Мону Сакс. Сам Макс при этом играет роль напарника/спасаемого.
  • Game of Thrones RPG — по сюжету время от времени предлагается поиграть за пса одного из протагонистов. Обоснуй — Морс является варгом и может переселять свою душу в тела животных.
  • Jade Empire — ближе к концу есть несколько эпизодов, где игрок управляет тем или иным напарником протагониста.
  • Neverwinter Nights 2 — сопартийцы игрока с достаточно высокой лояльностью будут предлагать игроку выступить вместо него на дуэли с Лорном в начале второго акта (а кто-то даже обидится, если отказать!). Правда, не любой: некоторые, явно для дуэли не подходящие (например, Нишка или Элани) при высокой лояльности просто пожелают удачи и, возможно, помогут чем-то кроме прямого участия.
  • Серия Starcraft:
    • Brood War, кампания за зергов — если пройти предпоследнюю миссию, оставив в запасе 5 минут или больше, то перед финалом кампании можно будет в секретной миссии погонять уже за самого Зератула, который исследует таинственную лабораторию.
    • Wings of Liberty — несмотря на то, что главным героем в кампании выступает Джим Рейнор (хотя лично его на поле боя видно не часто), в одной из миссии дают порулить Тайкусом, который, в свою очередь, рулит огромным роботом-прототипом. Там же есть и целый мидквел из четырёх миссий за всё того же Зератула — именно таким образом показывается погружение Рейнора в его воспоминания.
      • Миссия по штурму тюрьмы, где мы играем за Тоша, а войска Джима управляются компьютером.
    • Heart of The Swarm — посреди кампании есть миссия, где нужно управлять одним лишь «Гиперионом» терранов; так же в одной из миссии армию зергов в качестве героя дополняет уже не всесильная Керриган, а более скромный по способностям Алексей Стуков.
    • Legacy of The Void — фрагментация усиливается: вначале мини-кампания-пролог с Зератулом в главной роли, потом посреди основной части дают порулить за Каракса (пусть и в качестве лишь главнокомандующего, а не юнита), ближе к её концу во всей красе предстают все герои по очереди, а в кампании-эпилоге и вовсе приходится играть за каждую из трёх рас.
  • Resident Evil — в ранних играх серии обязательно встречались один-два сегмента, где протагонист был в плену, отключке или просто не мог пролезть в узкую дыру, и нам приходилось помогать ему силами другого персонажа:
    • В первой игре — Ребекка вместо Криса.
    • Во 2-ой части — Шерри вместо Клер и Ада вместо Леона.
    • В триквеле — Карлос ищет вакцину для Джилл.
    • Code Veronica — Стив выполняет за Клер зачистку нескольких помещений.
    • В 4-ке нам вместо Леона дают помучать Эшли.
    • В 7-ой части некоторые события происходят в флэшбеках, где нам дают порулить Клэнси перед его мучительной смертью и Мией.
    • Village — пока временно мёртвый Итан отлёживается в повозке Герцога, спецназ во главе с Крисом зачищает деревню от мутантов.
  • TES V: Skyrim — в одном из квестов Довакину предстоит почувствовать себя в шкуре одного из жрецов Вермины того самого, что ныне стал жрецом Мары и привёл нас сюда.
  • Darkness 2. Иногда на кровавом пути Джеки встает какое-то препятствие, миновать которое он не способен. Тогда он вселяется в своего дурашливого помощника Беса и движется обходным путем. Когда же Джеки схватят люди из Братства и похитят Тьму — игрок от лица Беса будет его спасать от неминуемой смерти.
  • «Ведьмак 3» — когда рассказывают историю Цири, играем за неё. После того как её находим, она в определенный момент становится временно-играбельным персонажем (по сюжету она девтерагонист).
    • Во второй серии приходится играть за множество случайных персонажей в эпизодах с некромантией и снятием проклятия во второй главе, а в одном квесте за Лютика (задача в том, чтобы слабать для суккубихи).
  • Серия Batman: Arkham
    • City — в процессе игры управление несколько раз переключается на Женщину-Кошку, пока протагонист Бэтмен в отключке и нужно его спасти.
    • Origins — ближе к концу игры нам довольно неожиданно дают возможность поиграть за Джокера, наглядно демонстрируя, что творится у того в голове.
    • Knight — аж несколько раз во время парного боя можно переключиться с Бэтса на его напарника — Кошку, Робина или Найтвинга. Увы, ненадолго.
      • В самом начале можно поиграть от первого лица за полицейского и пострелять в людей из пистолета. Но лучше этого не делать.
      • В одном из побочных квестов управление переключается на нового героя Азраила, которого Бетмен «как бы» тренирует. И да — ради истинной концовки придётся отыграть все бои за него.
  • В Ultimate Spider-Man давали поиграть аж за одного из антагонистов — Венома. В более поздней Spider-Man: Web of Shadows также была возможность переключаться между обычным костюмом и инопланетным костюмом Венома, но это было уже не то.
  • Marvel’s Spider-Man (игра 2018 года) — пара побочных стелс-миссий отыгрываются от лица Мэри Джейн и Майлза Моралеза.
  • Goblins III — протагонист просто пырится в Магический Шар, глядя на то, как на картинке в этом шаре его возлюбленная (за которую в тот момент мы должны играть) закидывает самодельными взрывными устройствами злодея. И больно огребает за это, когда он оказывается совсем уже в позе зажатой в угол крысы.
  • Bioshock 2 — уже почти в финале мы будем вызволять протагониста из пленЮ, сперва играя за Эленор, а потом — и за одну из Маленьких Сестричек. И это едва ли не самый трогательный момент во всей игре.
  • Evil Dead: Regeneration — у Эша появляется напарник — зомби-карлик, который в сюжетных местах способен пролазить в разные узкие проходы и под нашим управлением открывать дальнейший путь для парочки.
  • Overlord 2 — сперва мы играем за Властелина в детском виде — тут он почти не умеет дратся, а после обретаем возможность в сюжетных местах вселятся в одного из своих миньёнов и в этом обличии вести свою армию в бой и решать головоломки.
  • Dreamfall: The Longest Journey — хотя большую часть игры мы управляем Зои, достаточно часто под управление будут попадать Эйприл и Киан. Особо примечательный момент — когда эти двое сходятся в диалоге, и игроку приходится за обоих же и отвечать.
  • Проклятые Земли — освобождение Зака из клетки в Каньоне Смерти. Управляем очень слабой, но владеющей стелсом наложницей.
  • Heroes of Might and Magic IV — в кампании Порядка попеременно играем Эмилией и Солимром. А один ничтожный рыцарь из середины повествования появляется на вашей стороне в финальной миссии. Причём об этом не говорится, ага.
  • Hearthstone — при выкладывании карты «Джараксус» демон заменяет героя-чернокнижника.
  • Игра Deadpool — когда Дэдпула разрывает на части, нужно собирать куски тела его верным пёсиком.
    • А также поиграть Роуг, временно получившую некоторые способности, катаны и характер Уэйда. Получается смешно, хоть и трудно.
  • UnEpic — в финале необходимо одновременно ломать портал протагонистом и попутно защищать замок от вторжения, управляя его хозяином Харнеконом.
  • Danganronpa 2: Goodbye Despair — во время расследования в 4-ой главе игра на время переключается с Хаджимэ на Комаэду. Таким образом, игрок получает «Пули Истины» из Клубничного Дома. Из-за чего всё классное собрание «тащит» именно он, а не Хаджимэ.
  • The Last of Us — пока Джоэл отлёживается с ранением, нам дают побегать за Элли.
  • Cars: The Videogame — практически всю игру рулить надо, конечно же, за Молнию МакКуина, но всё же помимо этого будет одна гонка за Салли, одна гонка и мини-игра с шуганием тракторов за Мэтра, мини-игра с погоней за лихачами за Шэрифа, мини-игра с поиском покрышек за Луиджи и небольшая миссия с ограблением на хайвее за каждого из стритрейсеров поочерёдно.
  • Tomb Raider: The Angel of Darkness — дважды дают поиграть за Кертиса Трента. Из-за фичеката он практически идентичен Ларе, но ему достаются оба сложных босса.
  • Godfather: The Game — сперва мы немного играем за отца нашего будущего ГГ.
  • L.A. Noire — последние 3 миссии играем за Джека Келсо, который, если честно, смотрится намного выигрышнее Коула, особенно с учётом того, что последний к этому времени уже натворил делов и перестал вызывать былое уважение к себе не только у всего полицейского отделения, но и у игрока.
  • Bully — когда Джимми играет в вышибалы, игрок имеет возможность переключаться между членами команды.
  • Metal Gear Rising: Revengence — чтобы проникнуть в мексиканскую лабораторию World Marshall, райден дистанционно управляет одним из взломанных мини-гекко.
  • Kara no Shoujo — в одной из сюжетных веток фокус повествования смещается с Рейдзи на Мизухари Токо: игрок получает возможность взглянуть на историю глазами этой девушки и во всей красе понаблюдать за процессом того, как она постепенно сходит с ума.
  • Kingdom Hearts III — периодически, кроме главного героя Соры, приходится играть за его друга Рику, по сути второго протагониста серии. А в один момент, во время битвы с Ванитасом, приходиться играть за Акву.
  • AI: The Somnium Files — В концовке Мизуки, Дате попадает в кому, после чего управление переключается на Мизуки, за которую нам придётся проходить Сомниум Дате, чтобы его спасти.
  • Katana ZERO — После уровня в Чайнатауне Зеро решит посмотреть найденную кассету с записями тюремных камер видеонаблюдения, во время проигрывания которых нам дадут поиграть за Змея.
  • A Hat in Time — с прикрученным фитильком. После сбора 25 осколков времени, игроку буквально на пару минут дадут поиграть за Девочку с усами.
  • BattleTech 2018 года — несколько миссий основного сюжета предлагают заменить одного члена команды на неплохой, в общем, мех и не худшего пилота (бывает разное, но в чемодан без ручки этот балласт всё же не превращается), зато отдельные миссии в дополнениях, особенно флешпойнт Prototype… Эй, наёмник, ты ещё не устал от череды побед на любовно подобранном лэнсе с прокачанными пилотами, способными за один ход помножить на ноль подставившийся ударный мех? А на вот, поиграй этими криворукими чудаками на откровенном хламе, почувствуй, как живётся наёмнику не такой удачливой, как твоя, компании. Снова появляется необходимость проявлять чудеса изворотливости, полагаться на удачу и вспоминать вычурные ругательства.
  • Cyberpunk 2077 — своеобразная интерлюдия в первом акте, представляющая собой флэшбэк того, как Джонни Сильверхенд штурмовал штаб-квартиру корпорации «Арасака» в 2023 году. Позже выяснилось, что Ви переживает это воспоминание о Джонни благодаря биочипу.
    • Вообще он это переживает несколько раз. Отличить просто (для обычного человека) — Джонни дальтоник, и эпизоды за него идут в соответствующей жёлто-синей гамме. Если игрок сам дальтоник… придётся определять по способностям.
  • Мод Fallout: New Vegas: The Frontier — пока Курьер зависает на кресте у Легиона, мы играем за элитного бойца НКР, чтобы его оттуда снять.
  • Warframe — игра про «поиграй вот этим». В попытке обойти стандартную проблему лутер-шутеров, разработчики практически в каждом большом обновлении добавляют «побочные» ветки поиграния. Арчвинг, Конклав, сами Тенно, Равнины Эйдолона, Рейлджек, Некрамех…
    • Буквально же (в смысле, без возможности выбирать арсенал) троп отыгрывается в квестах на доступ к беганию за Тенно, и в игровом трейлере к The New War, в котором играют не за Тенно и подконтрольных им сущностей, а за случайного корпусита, не менее случайного гринира, и Тесина.
  • CrossCode (2018) — в самом начале ненадолго дают поиграть за ходячую имбу — опытную и прокачанную ветеранку игры CrossWorlds Шизуку. Но очень скоро ей на смену приходит истинная главная героиня игры — новичок Лея, почему-то похожая на Шизуку как две капли воды. Из-за такого подхода имбовость Шизуки поначалу практически не ощущается — ну бегает девочка, пинает каких-то быстро дохнущих гумб. Осознание того, насколько крутым персонажам тебе дали порулить в начале приходит чуть позже, когда Лея встречает тех же самых «гумб» (а на самом деле — сильнейших рядовых противников в игре) и они без шанса выносит её чуть ли не одним только взглядом.
  • Серия Assassin's Creed — в большинстве игр серии игрока время от времени насильно выдирают из захватывающих приключений в прошлом и забрасывают в унылую современность, заставляя играть за человека, который наблюдает за главным героем через Анимус (а в более поздних частях через Хеликс).
  • The Evil Within (2014) — в конце двенадцатой главы дают немного порулить школьным автобусом. Со стороны всё выглдит, как Дай покататься! в чистом виде, но формально это ещё и наш троп, потому как в этот момент автобусом управляет не протагонист Себастьян Кастелланос, а его напарница Джули Кидман. Как только заезд заканчивается, под управление игрока снвоа попадает Себастьян, а если вы хотите полноценно побегать за Кидман, то вам нужно в DLC «The Assignment» и «The Consequence».
  • The Medium (2021) — дважды за игру под управление игрока попадает дух Томаса Рековича, воспоминания которого просматривает главная героиня. У него немного иной набор способностей, чем у духа Марианны, но главные отличия заключаются в том, что он может существовать абсолютно отдельно от материального тела и, что гораздо более важно, умеет путешествовать в головах других людей, аки Разпутин из «Психонавтов». А потому вставки с его участием отличаются гораздо большей психоделичностью, чем игра за Марианну.
  • Warframe — в квесте «Новая Война» дают поиграть за Тешина, а также солдата Гринир и техника Корпуса (!). Фандом немедленно отреагировал шутками про Kahl of Duty и Debt Space соответственно.