Театр

Материал из Posmotreli
Версия от 04:30, 13 мая 2022; Commorite (обсуждение | вклад) (описание правки удалено)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

Театр — один из древнейших и почтеннейших видов искусства. Театральное действо может включать в себя элементы музыки, танца, песни и многого другого; но ключевым элементом во всех случаях являются актёры, изображающие персонажей рассказываемой истории.

Театр существует во множестве разновидностей; некоторые из них настолько обособлены, что считаются отдельными видами искусства (например, опера и балет) или как минимум отделяются от «обычных» спектаклей (мюзикл, оперетта).

Бывают открытые и закрытые, в экстравагантных костюмах и без одежды, с музыкой и без, с участием зрителей и соло, с живыми актерами, с куклами, с марионетками, с роботами, с артистами обоих полов или только одного, короче говоря — на любой вкус и цвет. Кино частично наследует богатые традиции театра, но не способно передать всю его мощь.

См. также:

Классификация[править]

  • Самый привычный нам театр — драматический. В основе лежит пьеса — литературное произведение рода драматургия, в котором ведущая роль принадлежит словам персонажей. Поэтому пьесу можно воспринимать и просто читая. Но всё-таки она предназначена для постановки на сцене, что позволяет дополнить текст интонациями и жестами актёров, декорациями и реквизитом, часто световыми эффектами и музыкальным сопровождением.
    • Жанры драматической пьесы — трагедия (печальные и неразрешимые коллизии), драма (серьёзные, но потенциально или фактически разрешимые), мелодрама (разновидность драмы, в которой доминирует любовная линия), комедия (комические коллизии), фарс (разновидность комедии с грубыми шутками), трагикомедия, комедия абсурда, моноспектакль («Иностранец» по произведению Андреева, «Контрабас» Патрика Зюскинда, «Как я съел собаку» Евгения Гришковца) и пр.
  • Мюзикл и оперетта сочетают в себе обычный драмтеатр с большим количеством музыки и пения. Уловить разницу между ними удаётся не всегда. Условно считается, что оперетта — развлекательная постановка с хэппи-эндом, а мюзикл — серьёзная с не очень-то счастливым концом.
    • И водевиль. От оперетты он заметно отличается. Оперетта — это в первую очередь вокальные номера, спетые к тому же с почти оперной техникой, а диалоги нередко служат связками между этими номерами. Водевиль же — это тоже легковесно-развлекательное содержание, но основной упор всё-таки на ДЛИННЫЕ забавные диалоги, условные заострённые характеры и комизм положений (порой и фарсовый), вокальные номера же — не основное блюдо, а «приправа», они поются в более простой манере (или вовсе «говорком»), так что все слова заведомо можно разобрать, и чаще всего они ещё и филк (по крайней мере в XIX веке). И в водевиле обязательна динамичная фабула (как правило, строящаяся на бытовых ситуациях или их пародировании, либо ещё и на любовных передрягах), тогда как в оперетте изрядная часть пьесы может представлять собой филлер, в котором ничего особенного не происходит, а только «передают настроение» — вокалом или диалогом.
      • Да и по объёму водевиль как правило короче опер, оперетт и мюзиклов. Пятиактные водевили встречаются очень и очень редко. А ещё они могут быть вообще без куплетов ( водевили А. П. Чехова).
  • Опера — жанр, в котором доминирует пение, но оно может сочетаться с чисто инструментальными номерами и танцами. Причём не просто пение, а умело настроенными голосами, звучащими в определённом звуковом диапазоне и способными без микрофона достигнуть задних рядов зрительного зала и не сорваться.
    • Рок-опера. Ну понятно, что вместо традиционной академической музыки типа Моцарта и Чайковского будет звучать рок. Но вообще тут допускаются многие вольности.
  • Балет — жанр, в котором доминирует танец, причём не какой-нибудь там вальс, твист или лезгинка (хотя эти номера могут вставляться как момент характеристики персонажа), а особый, специально предназначенный и требующий колоссального напряжения (как в большом спорте) и обучения с младых ногтей (лет этак с четырёх-пяти).
  • Особые виды:
    • Пантомима — представление без слов и музыки, основанное только на жестах и мимике.
    • Аудиоспектакли aka радиоспектакли — наоборот, только слова и музыка (ну и прочие звуковые эффекты). Передаются по радио либо выпускаются в виде аудиозаписей.
    • Кукольный театр — привычные нам по Петрушке и «Спокушкам» перчаточные куклы, менее популярные марионетки на ниточках, тростевые куклы.
    • Театр теней — требует, знаете ли, особых навыков.
    • Интерактивный театр — обычно тот же драматический, но в действо вовлечены и зрители.
    • Перфоманс и хэппенинг (содержание первого хоть в какой-то степени планируется заранее, а вот второе — импровизация с начала до конца, hence the name). Суть в том, что артисты своими действиями привлекают внимание публики, а вот уловить в этом сюжет возможно далеко не всегда.
  • Национальный театр:
    • Итальянская комедия дель арте с заданными амплуа. К ней отсылает и кукольный театр в «Буратино». Позже она была заимствованна французами (в частности, амплуа Пульчинелла стал тем самым Полишинелем, у которого есть секрет), и артистов такой комедии описал Теофил Готье в романе «Капитан Фракасс» (капитан здесь — тоже амплуа). В XVII в. стала прародительницей комической оперы.
    • Японский театр кабуки, в котором могут выступать только мужчины (хотя сначала в нём выступали только женщины, а после их запрета — юноши, но сексуально привлекательные артисты считались аморалкой, и потому молодым актёрам тоже запретили выступать[1]) и японский же но.
    • пекинская опера.
    • Грузинский театр масок Берикаоба, основанный на импровизации (обычно на заданную традиционную тему, впрочем, тем этих в традиции театра великое множество).
    • Народный кукольный театр с постоянными персонажами — русский Петрушка, английские Панч и Джуди и т. п.
    • И ещё много.

История[править]

Древнейшая история[править]

Первые прототипы театральных представлений старше, чем грязь. Ещё во времена пещерного человечества, как считается, существовали ритуальные празднества, аллегорически воспроизводившие природные явления или трудовые процессы. По сути дела, разнообразные ритуалы «перед охотой», «на праздник урожая» и т. д. представляют собой танцевально-театральные действа с участием зрителей. Потом стали появляться постановки о мифах и героях, и всё заверте…

Античность[править]

Как считается, театр зародился в Элладе в 534 г. до н. э. Именно в этом году в мистериях Диониса появился, кроме хора, актёр, изображающий по ходу мистерии тех или иных персонажей мифов. Очень скоро (по историческим меркам) театр стал самостоятельным видом искусства, независимым от мистерий — хотя абсолютное большинство спектаклей, по крайней мере поначалу, делалось на религиозные сюжеты. Именно древнегреческому театру мы обязаны такими понятиями, как трагедия и комедия, протагонист и антагонист, катарсис и бог из машины; древнегреческие драматурги начали разрабатывать концепцию сюжета и его элементов…

Немного позже[править]

После разработки матчасти для театра — драматургии — доля импровизации начала уменьшаться, а театр превратился в популярное зрелище (туда ходила не только элита, но и простонародье), вокруг которого бушевали вполне себе нешуточные страсти, как политические, так и постельные.

Сейчас народные массы из зрелищ предпочитают телевидение, а театр стал убежищем для гурманов от искусства и иностранных туристов, хотя самые знаменитые (вроде Большого в Москве, «Ла Скала» в Милане, «Глобуса» в Лондоне или театра на Таганке в Москве же) на слуху у многих. Зато общество и государство перестали относиться к театральным актёрам с пренебрежением, как в былые времена. Артисток уже не путают с куртизанками, а в труппы принимают не абы кого, а выпускников театральных училищ или хотя бы школ-студий при театрах.

Внутримировые примеры[править]

  • Александр Островский: во многих пьесах встречаются персонажи — актёры и актрисы.
  • Ф. Готье, «Капитан Фракасс» — действие сосредоточено на жизни бродячей труппы.
  • Сомерсет Моэм, «Театр».
  • ПЛиО — среди жителей Браавоса есть Изембаро по прозвищу «Король Артистов», театральный режиссёр, столп мировой художественной культуры Планетоса. Втайне ото всех является Безликим и в своей актёрской труппе помогает тренировать начинающих ассасинов.
  • «Берегись автомобиля»: преступник и следователь играют в одной самодеятельной труппе (в «Гамлете»), и это придало специфичный оттенок детективу, а также является ироничной отсылкой к «Мышеловке» в самом «Гамлете».
  • «Записки покойника» Михаила Булгакова, более известные как «Театральный роман». Практически автобиографическая вещь и одно большое На тебе!
  • «Весь мир театр» Бориса Акунина. Именно то, что написано на афише.
  • Рэй Олдридж, «Освободитель» — планета, на которой театральные выступления на мифологическую тему дают труппы… фокусников, вживую и зримо воплощающие чудеса, а лучшая труппа на крупнейшем празднике в столице по-настоящему возносится в небо! на самом деле лучшую труппу похищает Лига работорговцев с целью их продажи за громадные деньги
  • «Дальнобойщики-2», 5 серия, «Белоснежка». Герои познакомились с руководителем театра лилипутов, который предложил им участвовать в турне по детским летним лагерям со спектаклем («Белоснежка»). И им таки пришлось выступать вместо исчезнувших актёров, наскоро заучив роли. Сашок играл Белоснежку, а Фёдор Иваныч читал текст от автора. Прямо в процессе внезапно начало доходить, насколько двусмысленно звучат пассажи типа: «…а маленького гнома всё время держат дома; он хочет колдовать, а ему говорят: ложись в кровать!», причём особый смак ситуации придаёт именно прогрессирующее офигевание декламатора… Дети в восторге, взрослые в шоке.
  • «Маша и Медведь», серия «Вся жизнь — театр» (76-я) — спектакль «Ромео и Джульетта» жанра «оперный балет с элементами драмы» (так сформулировала свинка Роза, устав от непрерывного спора Маши, Даши и панды о том, что лучше — драма, опера или балет). Поиграли с классикой по полной программе. https://www.youtube.com/watch?v=5KLgxQnuqVk.
  • WarHammer 40,000: Арлекины!
    • забыл название (сюжет про Adepta Sorositas) — театральное детское выступление на одной из планет застроенной храмами, причём, доспехи бутафорские, а вот болтеры… а вот болтеры самые настоящие! Но и дети и их родители счастливы такой смерти на религиозном празднике! поскольку Сёстры были с другой планеты, то они посчитав такую смерть бессмысленной спасли некоторого количество детей, когда платформа на которой шло выступление стала обрушаться вместе со стоящими на ней детьми.
  • Overlord: Забытый Бог устроил в бездне Темнолесья театральное представление о позорной страницы в истории эльфов — нападение войск гномов Голдо на их земли во время летаргического сна Оберона. Всех посетивших представление эльфов либо насильно делают зрителями, либо актёрами. Повелителю нужно спасти это представление, которое застряло на 2 действие, и захватить Камень Бездны.
  • Neverwinter Nights 2, дополнение Mask of the Betrayer. Театр «Вуаль» — база протагониста и важная сюжетная локация. Кроме того, во второй главе Калак-ча может сыграть главную роль в пьесе, события которой связаны с основным сюжетом.
    • Эта дезинформация оскорбляет чувства фанатов Беззимья! Театр не база протагониста, более того, он подан театром а не как цирк в политкорректном смысле, ибо иначе это было бы издевательством. И во второй главе в нём ничегошеньки не происходит. А суть его известности такова: изначально он задумывался как место, в котором протагонист прошлой части участвует в представлении по мотивам оригинальной кампании, отвратительные ссылки на которую расставлены по всей длине сюжета. И почему статья ссылается примерами на видеоигры, а не настольные, тот же VtM, где содержание строится по канонам сцен и амплуа, и не представлено его влияние на порноиндустрию?
  • Huózhe (1994) — протагонист проиграл всё своё огромное наследство в азартные игры и теперь зарабатывает на жизнь театром теней

Топ-5 самых скандальных театральных постановок в истории[править]

1. «Лисистрата». Аристофан поставил свою «Лисистрату» в 411 г. до н. э. Историческим контекстом для комедии послужили Пелопоннесская война и упадок Афин. Сама по себе комедия является некоторым антимилитаристическим манифестом. В основе лежит сюжет о женщине, сумевшей благодаря организации «сексуальной забастовки» остановить войну между Спартой и Афинами. Однако не все оценили этот феминистический посыл о власти и сексе, и протесты против постановки случались неоднократно. Так, например, в конце XIX в. «Лисистрата» была запрещена к постановке в США, а при попытке поставить её в Московском художественном театре в 1920-х организаторы столкнулись с угрозами ареста.

2. «Тартюф». Это сейчас Жан-Батист Мольер — известный и уважаемый классик, а «Тартюф» — самое популярное его произведение. В 1664 во Франции пьеса вызвала серьёзный резонанс. Пронизанная критикой религиозного фанатизма, власти и самого монархического строя, она не осталась незамеченной. Людовик XIV подверг пьесу цензуре, а тогдашний архиепископ грозился отлучить от церкви не только Мольера, но и всех, кто будет читать или смотреть эту вредную комедию. Лишь спустя годы, после Великой французской революции, постановка была разрешена.

3. «Весеннее пробуждение». Этот бродвейский мюзикл 2006 получил всемирное признание. Но оригинальная пьеса Фрэнка Ведекинда 1891, которая и послужила основой для рок-адаптации, столкнулась со множеством проблем после своей премьеры в Германии в 1906. Не все были готовы размышлять о затронутых в пьесе проблемах — половом взрослении, изнасилованиях, подростковой беременности, абортах и самоубийствах. Долгие годы пьеса была просто запрещена во многих странах, но даже там, где её всё-таки удалось поставить, ещё 100 лет практически каждый показ сопровождался протестами и жалобами.

4. «Кто боится Вирджинии Вульф». Бродвейская пьеса Эдварда Олби, поставленная в 1962, знаменательна тем, что, несмотря на ошеломительный успех — 664 показа и множество наград, — она не получила Пулитцеровскую премию. И это удивительное событие в истории самой премии: мало того, что было наложено вето на выбор жюри, а два члена комиссии подали в отставку, так ещё в том году премия в этой номинации (драматическое произведение для театра) вообще не досталась никому. И всё из-за поднятой темы секса и грубой лексики.

5. «Иисус Христос — суперзвезда». Рок-опера 1971 Эндрю Ллойда Уэббера о последних семи днях жизни Христа. Основная идея была, как говорил автор слов и либретто Тим Райс, представить Иисуса как обычного человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте. Большинство критиков очень высоко оценили постановку, и она завоевала всемирную известность. Вместе с тем рок-опера подвергалась критике от религиозных организаций по всему миру. Даже после изменения некоторых особо критикуемых моментов пьесу до сих пор не везде хотят показывать. Например, в Омске её пытались запретить в 2015 и 2016. В последний раз — получилось.

Примечания[править]

  1. Это привело к обратному эффекту: ученики актёров до того, как стать настоящими актёрами, более десятка лет были вынуждены сдавать свои тела в аренду богатым геям