Фанфик

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fanfic. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

xxx: Для хорошего фикрайтера нет ничего невозможного. Тебе просто не хватает фантазии. И нет, я не о шыдеврах фикбука, а именно о хороших фикрайтерских скиллах и умении выстроить события под нужную схему. yyy: Это называется натянуть сову на глобус. aaa: Не, таки есть люди, которым в кайф сам процесс натягивания совы на глобус так, чтобы и глобус не сломался, и сова не порвалась. bbb: Сову можно натянуть так, что будет в кайф и ей, и глобусу.

»
— С Баша
Обложка «Чёрной книги Арды», известного в русском фэндоме антифанфика по Толкину.

Фанфик (fan fiction, в переводе с англ. «фанатская беллетристика») — литературные произведения, в которых действуют герои, созданные другим автором, обычно в созданном им же сеттинге. (В широком смысле фанфиками называют фанское творчество в целом, хотя это и некорректно).

История явления

Современные массовые фандомы со своим творчеством возникли в 1960-е в основном вокруг сериала Star Trek, из которого пошёл троп Мэри Сью. Именно с этой вселенной ассоциируют зарождение явления фанфиков. Но на самом деле явление куда древнее.

С точки зрения иудаизма Новый Завет, которому две тысячи лет, является фанфиком с Марти Сью на книги Танаха. Использовать чужих героев не гнушались такие авторы, как У. Теккерей («Ревекка и Ровена» по «Айвенго»), Жюль Верн («Ледяной сфинкс» — продолжение «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара По), К. Чапек («Апокрифы»), Н. Гумилёв (пьеса «Дон Жуан в Египте» по Пушкину), сам Пушкин («Сцена из Фауста») и Том Стоппард («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по «Гамлету» Вильяма нашего Шекспира). Когда творил сэр Конан Дойл, многие фанаты его творчества писали собственные продолжения приключений Шерлока Холмса. На основе пьесы А. П. Чехова «Чайка» американский драматург Теннесси Уильямс создал своё произведение «Записные книжки Тригорина», а Василий Павлович Аксёнов — пьесу «Цапля». Но назвать эти произведения фанфиками решится только махровый постмодернист. Сама идея разделения произведений и идей на «собственные» и «взятые у другого автора» стоит на представлении о собственности на эти произведения и идеи; соответственно, авторы, творившие во времена до законодательного определения авторского права вовсе не мыслили в таких категориях и спокойно использовали не только отдельных персонажей или идеи, но даже и целые куски текста; авторы, творившие в более поздние времена, зачастую понимали право собственности не так, как мы, из-за отличий в законодательстве и его применении. И даже сейчас в ситуациях, когда один автор использует материалы другого законодательно разрешённым способом, результат зачастую не называется фанфиком, даже если и отличается от него только годом смерти первого автора или вовсе какой-нибудь юридической формальностью.

Массовость литературы неизменно приводит к падению качества, а фанфики и прочая сетература — самый массовый вид литературы, не требующий даже виртуальных контактов с издателем и не ограниченный никаким отбором. В итоге слово «фанфик» приобрело неприятные коннотации, ассоциирующиеся с понятиями «графомания» и «порнуха». На один серьёзный труд приходится 10 глупых и 100 бессюжетно-порнографических, а на один качественно написанный — 10 сносных и 100, написанных языком «Жыстокой Голактеки». По этой причине некоторые писатели (например, Дж. Мартин[1]) вообще не переносят на дух фанфики как явление.

Однако некоторые фанфики даже издают на бумаге. Обычно это запрещено законодательством[2]. А если разрешено, то в четырёх случаях:

  1. правообладатель ничего не имеет против того, чтобы о его мире писал кто-то ещё — за мзду или даже за просто так (например, БНС благословил такой проект);
  2. в национальном законодательстве об авторском праве защищаются права на тексты, но не на вселенные;
  3. законодательство о защите авторских вселенных не выполняется.
  4. оригинальное произведение написано настолько давно, что уже в public domain.

В первом случае для приличия фанфики называют «произведениями расширенной (или общей) вселенной».

По любому мало-мальски известному произведению можно найти фанфик, по просто известному — несколько тысяч, а по очень известному, вроде «Гарри Поттера» или «Звёздного пути», — просто тонны фанфиков и специальные сайты для этих мегатонн.

Кирилл Еськов, автор одного из самых известных (анти)фанфиков по Толкину «Последний кольценосец», считает, что хороший фанфик написать нельзя в принципе, причём на это не способен даже автор оригинала, хотя в этом случае фанфик называют сиквелом. Свой же роман Еськов называет не фанфиком, а апокрифом. Иными словами, по Еськову, хороший фанфик может получиться лишь по принципу «Мелькор был хорошим» (естественно, для этого требуется ещё и талант — одного несогласия с автором оригинала мало). А вот если ты с оригиналом согласен, то ничего ценного и оригинального не напишешь — автором всё уже написано до тебя. Но кто сказал, что Еськов обязательно будет прав?

Виды фанфиков

  • С пейрингом и шиппингом — тут всё понятно. От романтических до откровенно порнушных. В свою очередь подразделяются на:
    • Гет — с гетеросексуальной парой;
    • Слэш — с мужской гомосексуальной парой;
    • Фемслэш — с женской гомосексуальной парой.
  • Джен — без шиппинга или с шиппингом в следовых количествах, главное — история.
  • AU — альтернативная вселенная, фанфик, который какими-то деталями отличается от авторского мира. В свою очередь подразделяются на:
    • Фиксфик — альтернативка, направленная на то, чтобы переписать сюжет так, как нравится автору фанфика. «„Вот те раз“, — подумал Мартин, когда на Близнецы упала атомная бомба. „Вот те два“, — подумал русский фанфикер и залил Дредфорт ипритом»;
    • Обвинительный фик — высказывание на тему «Что за фигня, автор?». В отличие от исправительных, нежелательные элементы не переписываются, но реакция персонажей на них такая, какая кажется правильной.
    • Рациональный фик — идейный продолжатель сами знаете чего, пропагандирующий сами знаете что. Или хотя бы лечащий оригинал от различных форм идиотизма.
    • Хронофик/Попаданческий фик — фанфик, в котором изменение истории описываемого мира начинается не с развилкиПетунья Дурсль вышла замуж не за дреледела, а за профессора»), а с попадания в этот мир новой сущности — попаданца (как правило, из нашего мира) или обитателя будущего данного мира (в последнем случае герой зачастую попадает в голову самого себя в молодости, получая возможность исправить прошлые ошибки);
    • Банановая — пересказ того же, но в каком-нибудь другом сеттинге (не чужом, об этом дальше);
      • Самый популярный подвид — Теперь в современности! — перенос персонажей в сеттинг, похожий на современную нам реальную жизнь. Частый подвид — «школьная AU», где все персонажи — учащиеся современной школы; ещё один — русреал, где персонажи, созданные и живущие в западной или восточной культуре, описываются как обитатели России (как правило, клюквенно-чернушной до бафоса).
    • Кроссовер — смешивание двух разных миров в один, либо перенос персонажей из одного мира в другой.[3] «Терминатор в Минас-Тирите», «Гарри Поттер в храме джедаев» — это оно. Если автор мало-мальски талантлив, получается смешно. Если автор талантлив по-настоящему, получается здорово.
  • Фанфик, не противоречащий канону.
    • Missing scene — описание событий, которые в оригинальном произведении только упомянуты или просто подразумеваются («Свадьба Ленского и Ольги», «Печорин в Персии»).
    • Продолжение — описание событий, происходящих после завершения канона («Слушания по делу о доведении до самоубийства Л. Д. Огудаловой, мещанки города Бряхимова»).
    • Криптоистория — произведение, в котором факты исходного произведения сохраняются в неизменности, но объяснения этим фактам даются совершенно иные («История о вампире Тарасе Бульбе и его сыне Андрии, ставшем охотником на вампиров»).
    • Другая точка зрения — например, Лазарь Лагин, «Майор Велл Эндъю», описывающий «Войну миров» глазами метящего в квислинги британского офицера.

Популярность фандомов

Не всякое известное произведение обзаводится фанфиками, а тем более огромным количеством фанфиков. Ниже приведена таблица с Топ-20 самых популярных фандомов англоязычного интернета по сайту FanFiction.Net, на 16 апреля 2020. Это плюс-минус самые популярные фандомы у англоязычных фикрайтеров.

Ранг Фандом Категория Количество в тыс.
1 Гарри Поттер Книги 835
2 Наруто Аниме/манга 435
3 Сумерки Книги 221
4 Сверхъестественное Телесериалы 126
5 Hetalia: Axis Powers Аниме/манга 120
6 InuYasha Аниме/манга 121
7 Хор Телесериалы 108
8 Покемон Игры 101
9 Блич Аниме/манга 85,4
10 Перси Джексон и Олимпийцы Книги 79,2
11 Доктор Кто Телесериалы 76,6
12 Kingdom Hearts Игры 74,5
13 Yu-Gi-Oh! Аниме/манга 68,4
14 Fairy Tail Аниме/манга 68,5
15 Шерлок Телесериалы 60,2
16 Властелин Колец Книги 57,9
17 Звёздные Войны Фильмы 56,8
18 Dragon Ball Z Аниме/манга 53,8
19 Однажды в сказке Телесериалы 52,9
20 Баффи — истребительница вампиров Телесериалы 50,8
  • В России почти все популярные фандомы вырастают вокруг зарубежных произведений, за исключением «Отблесков Этерны» — это единственное русскоязычное произведение, имеющее огромный фандом с большим количеством фанфиков. Что характерно, на любой вопрос по существу со стороны фандом НЕМЕДЛЕННО даст развёрнутый ответ — что, где, когда и в каких фанфиках (поимённо, со ссылками) это описано.
    • Впрочем, в последнее время на горизонте наконец-то нарисовывается более-менее серьёзный конкурент отечественного производства — «Космоолухи».
  • Абсолютный лидер по количеству фанфиков, что у нас, что на Западе — «Гарри Поттер».
    • Фанфиков по нему много по двум причинам. Во-первых, продолжения приключений больше не будет (тем более в школьные годы — сюжетная канва не оставляет место для глобальных спин-оффов), один раз уже пробывали продолжить, да и получилось плохо, ну а во-вторых, часть фанатов любит альтернативные события, когда канон перелицовывается в сторону дамбигадства, мартисьюшного Гарри или и того, и другого. Про слэш скромно умолчим, потому что эта львиная часть фичков с каноном чаще всего связана слабо, и причины появления его в таких промышленных масштабах, вероятно, связаны с популярностью фильмов.
  • «Звёздные войны», хотя и являются самой сверхпопулярной кинофраншизой, особой популярностью у фикрайтеров не пользовались и бум фикрайтерства начался после выкупа Диснеем и перезапуски канона. Опять-таки, до Диснея у ЗВ была своя Расширенная Вселенная, состоящая по факту из одобренных Лукасом и внесённых в канон фанфиков, то есть, там был серьёзный контроль качества, хоть он и распространяется только на небольшую прослойку.
    • Как сказано выше, после Диснея и перезапуски в фанфиках начался бум и бардак — теперь нередко можно найти сюжеты, сочетающие события из канонов Диснея и РВ. Причин двое: канон РВ охватывает намного большой промежуток времени, чем канон Диснея — от 20 000 лет в прошлом до фильмов до 130 лет в будущее после, — и более проработан и раскрыт, хоть и не без прегрешений, включая довольно значимых. С другой стороны, в интересных идеях Диснею тоже не откажешь, хоть по большому счёту пересказ событий РВ, только угодный сюжетным направлениям сиквельной трилогии. И, более логичная и ожидаемая причина — сиквельной трилогией и примыкающими произведениями фанаты получили не только новую пищу для фикрайтерства, но и новобранцев ремесла.

Что движет авторами

Почему люди садятся писать фанфики?

  • Первая и основная причина — отсутствие долгожданного продолжения или, как часто бывает, полное закрытие проекта. Первый «Звёздный путь» пробыл на экранах всего пару лет, потом сериал закрыли, и фанаты бросились строчить фанфики. Редкие фильмы по ЗП раз в пятилетку вряд ли можно назвать полноценным продолжением. Также по ЗП выходят официальные книги, то есть по сути те же фанфики, только одобрены свыше.
С ГП произошло то же самое. Книги после четвёртой стали выходить с интервалом в два-три года, подошли экранизации, которая сделали франшизу ещё популярней, а у фанатов не было сил ждать, поэтому некоторые сели писать сами. Одна из первых известных фикрайтеров, Кассандра Клэр, настолько прославилась своей трилогией про Драко, что смогла на этой волне пропихнуть свои оригинальные книги в издательства и стать известной. Даже в наши дни количество фанфиков растёт и продолжает расти, но теперь уже по другой причине — по ГП вряд ли что-то будет сочинено новое. Пока есть спрос на фики по поттериане, они будут — денег не заработать, но авторы получают прекрасную возможность потренироваться «на кошках» и почесать своё эго, потому что любой фичок МТА будет прочитан и даже кому-то понравится.
  • Вариант — когда продолжения никто и не обещал, а расставаться с полюбившимися героями не хочется. Как пример — Василий Павлович Аксёнов ни разу не обещал продолжения «Острова Крым», но что ж помешает фанатам напейсать про приключения Андрея Лучникова в Советской России?
  • Вторая причина — авторы оригинального произведения плохо прописали сеттинг или вообще его не прописали, оставили канву дырявой, оказались не в ладах с какой-то наукой или просто не слишком хорошо следили за миром, в котором происходил весь сыр-бор. И фанатам приходится исправлять халтуру авторов, расширяя вселенную вместо них. В основном, этим занимаются более умелые фикрайтеры (которые часто ещё и труЪ фанаты, готовые работать за саму идею), потому что профанов в этой сфере не терпят. Именно так и родилась Расширенная Вселенная «Звёздных войн», и примерно в том же направлении идут «строительные работы» по многим другим вселенным. Как правило, именно из таких работ формируется полноценный фанон.
  • Особый случай — когда авторы оригинала начинают стабильно выпускать настолько некачественный продукт, что те самые идейные фанаты под лозунгом «вся власть фандомным советам» начинают собственное фанатское творчество, игнорируя официальные материалы после определённого момента. И нередко «советы» такое противостояние выигрывают.
  • Третья причина — это «Мелькор был хорошим». Фанфикер перелицовывает события канона и всячески выражает своё недовольство некоторыми моментами. В ГП-фандоме популярны фики, где Дамблдор плохой, а Гарри становится крутым и всех нагибает. Некоторые страдают от того, что слизеринцев сильно обижают, и начинают исправлять это в фиках. А как обласкали фанаты Снейпа! Фики про плохого Снейпа — исчезающая редкость, и пишущий их автор обречён на безвестность и забвение. Некоторые авторы выражают идейное несогласие с написанным: например, часть фанатов «Отблесков Этерны» отказывается воспринимать Дикушу однозначно «плохим» персонажем. Среди адептов таких не без причин называют еретиками, позиция идейных может колебаться от снисхождения до брезгливости, зависит от адекватности предлагаемых изменений.
  • Есть и четвёртая причина — «а что если?» Попытки представить, как развивался бы сюжет, если какое-то событие не произошло, или пошло не так, как в каноне. От мелочей, из которых вырастают иные ветки развития событий (персонаж свернул налево, а не направо), до полноценных альтернативных вселенных (герои ГП в мире без магии).
  • Пятая причина — практичная: для малоизвестного автора фанфик — едва ли не единственный способ найти для своего произведения какую-то аудиторию, а не работать в стол. Делается это просто: пишется собственное произведение, персонажам даются имена из другого произведения с более-менее похожей структурой героев, всё это объявляется AU и публикуется под видом фанфика. В случае положительной реакции публики вещь можно переписать и в виде независимого произведения, как это было с «Пятьдесят оттенков серого».

Типы фикрайтеров

Как можно понять по тексту предыдущего пункта, сообщество фикрайтеров далеко не однородно, и потому в каждом мало-мальски крупном фэндоме существуют несколько группировок, «идеология» и методы которых могут различаться вплоть до диаметрально противоположных. В общем, всё в полном соответствии с законами социально-политического развития.

  • Канонисты (они же часто "идейные") — руководствуются второй посылкой, то есть, допиливают напильником полюбившееся произведение, а также внимательно следят за тем, чтобы ничего не противоречило оригинальному тексту. В нормальном фэндоме участвуют в формировании фанона (а если существует Расширенная Вселенная, то и канона), практически всегда выступают на стороне автора и, как правило, немногочисленны, поскольку их дело требует определённых знаний. Могут быть как вполне адекватными людьми научного склада ума (Элиезер Юдковски тому пример, хоть он и не 100%-канонист), готовыми к проведению «умеренных реформ», так и консервативной до мозга костей толпой оголтелых храмовников, готовых порвать на части за неправильное произнесение имени персонажа третьего плана или ошибку в количестве заклёпок на ОБЧР (привет от фанатов Легендариума Толкина и вселенной WarHammer 40,000).
  • Неканонщики (они же AU-шники, они же еретики в глазах канонистов) — вот эти товарищи действуют в соответствии с третьим принципом, а потому более склонны продвигать своё личное мнение. В сформировавшемся стабильном фэндоме до фанона либо не допускаются вообще, либо допускаются с большими ограничениями. Взгляды радикальных неканонщиков диаметрально противоположны взглядам канонистов, умеренные могут отходить от определённых аксиом канона только частично. В ситуациях, когда автор поворачивается к фэндому известным местом и позволяет себе слишком уж много произвола, число неканонщиков резко растёт, а когда умеренные неканонщики находят определённые компромиссы с идейными, может произойти разрыв канвы фанатами. В некоторых случаях (например, когда процент консерваторов среди канонистов чересчур вырос, а их влияния недостаточно, чтобы вести фэндом единым курсом) фанатское сообщество раскалывается, и неканонщики формируют свой собственный фанон, с хорошим Мелькором и орлангурами. В целом, эта группировка несколько более многочисленная, чем «канонисты», но проигрывает им по общему уровню эрудированности (хотя учёные мужи есть и здесь). Как уже говорилось выше, внутри неканонщиков также могут быть свои «умеренные» (некоторые не без оснований относят сюда всё того же Элиезера Юдковски) и «радикалы» (Кирилл Еськов как раз к таким и относится).
  • Обычные фанаты — ими движет посылка первого типа. Составляют большинство среди «избирателей», как правило, либо ничего не пишут, либо следуют мейнстриму (а мейнстрим задаёт одна из двух предыдущих категорий).
  • Бета-ридеры — помогают представителям предыдущих категорий, но редко принимают участие в «политической жизни» фэндома. В отдельную категорию выделяются редко, чаще совмещая работу беты с написанием собственных текстов.
  • ЙАшки — присутствуют в больших количествах, но в формировании фанона не участвуют, так как не достигли для этого достаточного профессионализма, да и негласный возрастной ценз никто не отменял. Впрочем, могут что-то писать, но, как правило, работы пестрят ошибками как грамматическими, так и логическими (а иногда и с орфографией полный завал). Йунный на то и йунный.
  • Слэшеры и авторы порнофиков — две нередко соприкасающиеся, но всё же различные группы фикрайтеров (и обе в фанатских сообществах считаются маргинальными). Слэш предполагает наличие гомосексуальных отношений, которых в 99 % случаев нет в каноне и не предвидится, а для порнофика главнее присутствие высокорейтингового изображения интимных сцен. Тем не менее, существует огромное число слэш-фанфиков не делающих упор на постельных сценах. Мотивация этих людей довольно проста: они наслаждаются анархией и безнаказанностью на поле фанатского творчества, смотрят на остальных как на вшей и устраивают дикий вой при любых, даже малейших посягательствах на их "священные" права. Если каким-то образом и получают возможность формировать в фэндоме мейнстрим, не получается ничего хорошего - качество работ проседает в пользу их скандальности, мнение о фэндоме со стороны авторов и других фанатов падает ниже плинтуса, а авторы слэша и порнофиков захватывают контрольный пакет зрительского внимания, после чего система входит в самоподдерживающийся цикл ("чтобы привлечь внимание читателя, фанфики должны быть скандальными" - "пишется больше скандальных фиков" - "скандальные тексты получают больше внимания" - "чтобы привлечь внимание читателя, фанфики должны быть ещё скандальнее..."). Вернуть фэндом к прежнему состоянию очень сложно, и даже первые две группы фанатов могут заключить временный союз, лишь бы разорвать этот "порочный круг".

Тропы в фанфиках

  • МТА — здесь большинство авторов действительно очень юные, называют их Йашками, от ЙА — Йунный Аффтор.
  • Полное чудовище — инфернальный… эээ как бы поцензурней… зоофил, любитель свиней.
  • Аристократия из фольги — здесь это Орейстократия или Орестократия.
  • Мэри Сью — возведено в поджанр. В любом крупном фандоме найдётся кучу фиков, где главного героя сделали ну очень крутым, но про развитие характера как-то забыли. В ГП-фандоме это Сильногаре. Чистая же мэри-сья с авторским самовнедрением в канон встречается реже.
    • И кстати, тропнеймер и кодификатор для самого явления — пародийный фанфик на «Звёздный путь».
  • Профессор был неправ — во все поля! Некоторые авторы любят перелицовывать канонические события, а то и устраивают полное переписывания канона.
  • Просочиться в канон — заветная мечта многих фикрайтеров, избравших второй путь и единственная пока существующая форма контроля качества фанфиков. Проще говоря — самые качественные работы (при наличии у авторов смелости для того, чтобы предложить свой труд владельцам прав) признаются частью Расширенной Вселенной, остальные отсеиваются.
  • Что за фигня, автор? — творчество еретиков с точки зрения последователей канона. А также причина возникновения так называемых обвинительных фанфиков, которые задают этот вопрос в художественной форме.
  • Это ж надо было додуматься! — особенно у девушек-яойщиц.

См. также

  • Фанарт
  • Полемизирующее произведение
  • Фанатская экранизация — фильм-фанфик.
  • Сергей Дормиенс. «ВСЕ его романы — это (формально) фанфики на Neon Genesis Evangelion».
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — тот самый, один на сотню. Не уступающий оригиналу по литературному качеству, но куда как более цельный и логичный, с проработанной магической механикой, политической и экономической системой Волшебной Англии.[4]
  • «Чёрная книга Арды» (ЧКА) — антифанфик, лежащий в фундаменте российского толкин-фэндома, редкий случай апокрифа, внёсшего вклад в фанон. ЧКА подражали, с ней спорили, её переосмысляли, её высмеивали, её реализовывали на играх.
  • «По ту сторону рассвета» (ПТСР) — ещё один на сотню. Кстати, один из примеров проникновения ЧКА в фанон, — Ангбанд в ПТСР представляет не просто Цитадель Тёмного Властелина, как в «Сильмариллионе», а линейную комбинацию последней с Аст Ахэ из ЧКА (образ «для внешней аудитории», восприятие частью идеалистов-тёмных).
  • «Семнадцать мгновений Вейдера» — объёмная криптоистория мира Звёздных Войн, предлагающая оригинальное объяснение спорным моментам оригинальной трилогии.
  • Fallout: Equestria — кроссовер Fallout и MLP. Впрочем, кроссовер не в классическом смысле — пересечения миров как такового нет. Скорее это «Понификация» — осуществление реалий и общей атмосферы Fallout-3 (с незначительными добавками первой, второй игр серии и New Vegas) на материале Эквестрии. Обзавёлся собственными фанфиками.
  • «Паутина Света» — редкий случай, когда фанфик оказывается лучше оригинала. Из заурядного эччи-гаремника автор создал монументальную эпопею с проработанным техномагическим синтезом, многослойными политическими играми, экономическими конфликтами и социальными экспериментами.
  • «Трудности воспитания» — точно такой же случай. Объёмная, до мелочей продуманная история главных событий «Вселенной Стивена» с точки зрения самоцветов Родного мира (в первую очередь — Алмазов). Благодаря куче закадровых сцен, выведенных с неподдельной любовью к каноничным характерам всех героев, устранено огромное количество ляпов, показаны новые самоцветы, прописаны политическая, экономическая и социальная системы Родного мира, а всё произведение вообще пронизано общим смыслом. Но самый смак — концовка: когда Белая удаляет камень из живота Стивена, он умирает, а вместо него воскресает его мать. И в эпилоге даётся недвусмысленный намёк, что рано или поздно её революционные идеи будут поддержаны Жёлтой и Голубой.
  • «Чужая жизнь» — фанфик на аниме «Евангелион». Написан лучше, чем 99 % фанатских творений. Попаданец в тушку Синдзи Икари, но с акцентом не на подростков-пилотов, а собственно на мир и (военных) людей, вынужденных приспосабливаться к новой реальности.
  • «Время учеников» — литературный межавторский проект, задуманный А. Чертковым в 1991 г.; состоит из рассказов и повестей, написанных различными авторами в развитие тем, идей и сюжетов произведений Стругацких. 3 антологии проекта были выпущены в 1996, 1998 и 2000 гг. в рамках книжной серии «Миры братьев Стругацких».
  • «Бэтмен: Тупик» — короткометражный фильм-кроссовер AvP (Чужие и Хищники) и DC (Бэтмен и Джокер).

Примечания

  1. На самом деле, не по этой. Мэтр С Кепкой, с одной стороны, очень не хочет быть заподозренным в плагиате, если кто-то из фанфикционистов вдруг использует идею или твист, ещё только запланированные им самим, а с другой — принципиально отказывается от возможности эту идею или твист пересмотреть.
  2. Вообще говоря, не только на бумаге. Любая (в т. ч. некоммерческая) публикация произведения по чьей-то «вселенной» без разрешения автора или правообладателя нарушает авторское право (как, кстати, и перевод оригинала). Однако понятно, что на практике за текстами на блогах, форумах и домашних страницах никто гоняться не будет, а вот бумажного издателя легко притянуть к суду.
  3. Для варианта смешивания миров, при котором нет явного деления на гостей из одного произведения и весь остальной сеттинг из другого, пытаются использовать термин мэш-ап (mash-up), но он что-то не приживается.
  4. Для противников: роман-учебник по догмам рационализма в понимании Юдковски. Сеттинг Поттерианы и здравый смысл в угоду протагонисту (и аватаре автора) и во имя третьего закона Кларка натянуты на этот «рационализм» как пресловутая сова на глобус.