Фэнтези

Материал из Posmotreli
Версия от 17:19, 7 мая 2022; Fox (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность, по крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснёмся. Фэнтези — серебро и багрянец, индиго и лазурь, обсидиан с прожилками золота и лазурита. А реальность — это фанера и пластик, окрашенные в грязно-коричневые и желтовато-зелёные тона. Фэнтези имеет вкус хабанеры и мёда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах; это бесконечные магазины Бербанка, дымовые трубы Кливленда, парковки Ньюарка. А фэнтези сравнимо с башнями Минас Тирита, древними камнями Горменгаста, залами Камелота. Фэнтези летает на крыльях Икара, а реальность пользуется Юго-Западными авиалиниями. Почему наши мечты оказываются такими маленькими и скромными, когда исполняются?

По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребёнку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдёт любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла.
Пусть оставят себе свой рай. Когда я умру, то лучше отправлюсь в Средиземье.

»
— Джордж Мартин
Дракон, замок, волшебники, рыцари — всё на месте

Фэнтези (англ. fantasy) — жанр литературы, для которого основой сюжета или сеттинга является магия. Миры, в которых магия является обыденностью (или хотя бы реальностью), можно найти во множестве книг. Фэнтези довольно чётко отделяют от научной фантастики и ужасов; исходно считалось, что этот жанр в целом не содержит псевдонаучных тем, а больше склонен к эксплуатации вольной фантазии авторов, чаще всего в околоисторическом антураже. Хотя в современном фэнтези нередко встречаются научно-технические элементы, от паровых машин и бомбард до вполне высоких технологий, если сюжет строится на противостоянии миров науки и магии. Либо же сама магия может быть организована по тем же принципам, что наука в нашем мире — с университетами, кафедрами, дипломами, защитой диссертаций и т. п.

Сейчас фэнтези в основном представлено в своем «средневековом» варианте, сильно популяризованном после успеха «Властелина Колец», но надо понимать, что в широком смысле фэнтези включает в себя большую часть литературы, в которой важное место отводится магии — сюда входят и древние мифы и легенды, и городское фэнтези, и много чего ещё.

Что делать, если вы попали в фэнтези, Михаил Попов.

Краткое содержание фэнтези в двух частях.

Сеттинг

Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый[1] фантастический сеттинг, вдохновленный мифологией и фольклором, в котором фантастический элемент объясняется существованием магии.

Характерные признаки произведений жанра:

  • Другой мир. Часто действие происходит в иной вселенной, чье устройство совершенно не похоже на нашу, а похоже на то, каким его представляли люди древности: земля — плоская, звёзды — точки на небесном куполе, солнце и луна (луны) могут быть какими-нибудь божествами и т. п. Такой мир может иметь несколько плоскостей/измерений/астральных планов, где обитают, к примеру, боги, земные расы и демоны. Порой фэнтезийный мир описывается и «научно» — как шарообразная планета, обращающаяся вокруг солнца; в таком случае по «мифическим» канонам может быть обустроено некое параллельное измерение. Впрочем, местом действия может быть и наша Земля в отдалённом (историческом или доисторическом) прошлом или, гораздо реже, будущем (в последнем случае техническая цивилизация там наверняка погибла, и мир вернулся в средневековье с невесть откуда взявшейся магией). Мир может быть населён одними людьми, а может быть полон других рас, главное — наличие магической составляющей, хотя она может и не играть ключевой роли в сюжете. Помимо других разумных рас, нередко присутствуют экзотические виды животных и чудовища (неразумные или полуразумные).
  • w:Пастораль. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают (не всегда, впрочем), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела.
  • Магия. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже целый магический университет, а может — природной, вообще не требующей никакого обучения. Интересно, что для жанра низкого фэнтези непосредственное использование магии не является строго обязательным.
  • Средневековый застой или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный мир — это мир упадка: золотой век великих магов и великих держав остался в далеком прошлом, а нынешние приключенцы обречены лишь искать немногочисленные уцелевшие от той эпохи артефакты в заселённых одичавшими монстрами развалинах. Впрочем, так можно наткнуться и на артефакты не золотого века, а строго наоборот и разбудить Ктулху.

Стандартный фэнтези сеттинг:

  • Псевдосредневековье — замки, короли, рыцари в латах. Ещё, как правило, есть варварский народ, списанный с викингов или монголов.
  • Постоянное использование магии.
  • Другие расы — эльфы, гномы, орки, гоблины.
  • Драконы. (хотя можно в большинстве случаев причислить к расам)

Популярные поджанры фэнтези

  • Героическое фэнтези — «Магия и меч», Конан-варвар.
  • Высокое фэнтези (иногда — эпическое фэнтези) — похоже на магию и меч, но шире по размаху и проработке. Битвы разворачиваются поистине эпические, героев много, счёт в борьбе с Тёмным властелином идет на королевства, даже миры. Хороший пример — «Властелин Колец».
  • Историческое фэнтези — версия истории нашего мира, но с существенным добавлением собственно фэнтезийных элементов. Пример: многочисленные версии Короля Артура, «Горец».
  • Женское фэнтези — находится на стыке фэнтези и любовных романов
  • Волшебная страна — версия для детей. Находится на стыке с собственно детской сказкой. «Хроники Нарнии», цикл А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
  • Мифологическое фэнтези — основано, собственно, на мифологии. Пример — творчество Олди.
  • Тёмное фэнтези — мрачная и натуралистичная версия фэнтези, с оттенком безнадёги и с детализацией зверств и нехороших обрядов, совершаемых злодеями (например, Тёмными Силами). Классика — «Дети Хурина» того же Толкина. Современность — «Князь Пустоты».
  • Городское фэнтези — термин, обозначающий два совершенно разных явления: 1) «магия рядом с нами» — в большом городе нашего мира действуют маги, о которых никто не знает, либо 2) в другом, фантастическом мире живет город, в котором магия — обыденность.
  • Низкое фэнтези — фэнтези, в котором магии немного, а действие происходит в нашем мире или очень похожем на наш.
  • Фэнтезийный стимпанк — в отличие от альтернативно-исторического стимпанка, действие происходит в мире, где имеется магия.
  • Попаданцы (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в стране Восходящего солнца) — простой менеджер по продажам сотовых телефонов Василий оказывается в волшебном мире. Как выясняется, он — наследник императора, дракон, великий воин и самый лучший колдун. Лукьяненко, Перумов, «Не время для драконов».
  • Уся — традиционное китайское фэнтези, а также различные подражания в похожих сеттингах. Главная особенность: в отличие от характерного для западного фэнтези хлипкого мага, китайский маг сам по себе является могучим воином, владеющим кунг-фу.
  • Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а точнее — в СФК Китая. Там он обживается в столице, живущей по законам городского фэнтези, а потом, став воином, идёт по стопам Конана-Варвара.

Ссылки

Андрей Сапковский, «Пируг, или Нет золота в Серых Горах». Александр Сорочан, «Фэнтези двадцатого века: 50 лучших книг».

Примечания

  1. По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный мир — в частности, учесть все аспекты влияния магии на общество — весьма непросто.