Редактирование: Изменившаяся мораль/Реальная жизнь

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 25: Строка 25:
** Туда же многочисленные ордалии, «испытания огнём» (ставили клеймо раскалённым железом и смотрели, как заживает), «испытания водой» (утонет — не утонет), и много чем ещё. По факту — следствие несовершенства техники получения доказательств: в большинстве случаев единственным доказательством были показания свидетелей, которые подкупались на раз-два. Ну и вера в Высшие Силы, что не дадут свершиться неправому суду и как-то отмажут невиновного, была сильна как никогда. Во многих случаях достаточным доказательством могла считаться торжественная клятва на кресте или ином религиозном документе. Наконец, нередко именно на этапе ордалии могли тайком вывести из-под обвинения очевидно оклеветанного человека, за которого могла поручиться вся община (брусок могли поднести холодный, явно тонущего вытащить из воды и т. п.)
** Туда же многочисленные ордалии, «испытания огнём» (ставили клеймо раскалённым железом и смотрели, как заживает), «испытания водой» (утонет — не утонет), и много чем ещё. По факту — следствие несовершенства техники получения доказательств: в большинстве случаев единственным доказательством были показания свидетелей, которые подкупались на раз-два. Ну и вера в Высшие Силы, что не дадут свершиться неправому суду и как-то отмажут невиновного, была сильна как никогда. Во многих случаях достаточным доказательством могла считаться торжественная клятва на кресте или ином религиозном документе. Наконец, нередко именно на этапе ордалии могли тайком вывести из-под обвинения очевидно оклеветанного человека, за которого могла поручиться вся община (брусок могли поднести холодный, явно тонущего вытащить из воды и т. п.)
* До XIV в. в Европе пожаловавшийся на ведьму сам имел все шансы оказаться на костре за… язычество. К XIV в. большинство язычников и двоеверов в Европе искоренили, и преследовать ведьм пошли сами [[инквизитор]]ы (впрочем, в отличие от светских властей, вяло и неохотно: инквизиторов больше интересовали [[еретик]]и и вероотступники). Даже и не скажешь, какая из этих вещей звучит более дико для современности.
* До XIV в. в Европе пожаловавшийся на ведьму сам имел все шансы оказаться на костре за… язычество. К XIV в. большинство язычников и двоеверов в Европе искоренили, и преследовать ведьм пошли сами [[инквизитор]]ы (впрочем, в отличие от светских властей, вяло и неохотно: инквизиторов больше интересовали [[еретик]]и и вероотступники). Даже и не скажешь, какая из этих вещей звучит более дико для современности.
** А испанская инквизиция, которую создали за 14 лет до конца [[Реконкиста|Реконкисты]], занималась выявлением формально крестившихся морисков (арабов) и марранов (евреев), которые продолжали справлять исламские/иудейские обряды. Еретиков как таковых тоже искали, но других еретиков в Испанию почему-то не завезли. После Реконкисты с толерантностью в Испании было как-то не очень, и иноверцы были вынуждены либо покинуть территорию, либо отдельно платить налог за проживание на землях христиан (кстати, «еврейский налог» упоминался в «[[Айвенго]]», так что это не чисто испанская придумка<ref>Таки в «Айвенго» упоминалась джизья — мусульманский налог с любых иноверцев, которым вообще позволено жить рядом с правоверными, а не только с евреев. Исаак высказывается в том духе, что «лучше я уеду к мусульманам и буду там просто платить джизью, чем от вас, христиан, терпеть все эти муки» — и, объективно, даже сам Айвенго, вроде бы настоящий образец благородства, к Исааку относится без уважения, что автором было неоднократно подсвечено.</ref>).
** А испанская инквизиция, которую создали за 14 лет до конца [[Реконкиста|Реконкисты]], занималась выявлением формально крестившихся морисков (арабов) и марранов (евреев), которые продолжали справлять исламские/иудейские обряды. Еретиков как таковых тоже искали, но других еретиков в Испанию почему-то не завезли. После Реконкисты с толерантностью в Испании было как-то не очень, и иноверцы были вынуждены либо покинуть территорию, либо отдельно платить налог за проживание на землях христиан (кстати, «еврейский налог» упоминался в «[[Айвенго]]», так что это не чисто испанская придумка<ref>Таки в «Айвенго» упоминалась джизья — мусульманский налог с любых иноверцев, которым вообще позволено жить рядом с правоверными, а не только с евреев. Исаак высказывается в том духе, что «лучше я уеду к мусульманам и буду там просто платить джизью, чем от вас, христиан, терпеть все эти муки» — и, объективно, муки от христиан Исаак терпел на протяжении всего действия романа практически без остановки.</ref>).
* Правовая система кучи государств (включая Россию и практически всю континентальную Европу) основана на частном [[императоры и гладиаторы|римском]] праве, прошедшем через средневековых университетских профессоров (публичное право было вполне себе классическим для античного общества с родовой системой). Но каковым было то самое право в частностях? О, тут масса историй.
* Правовая система кучи государств (включая Россию и практически всю континентальную Европу) основана на частном [[императоры и гладиаторы|римском]] праве, прошедшем через средневековых университетских профессоров (публичное право было вполне себе классическим для античного общества с родовой системой). Но каковым было то самое право в частностях? О, тут масса историй.
** Человека приговорили к смерти за убийство. Перед самым началом казни выяснилось, что предполагаемая жертва жива. Центурион останавливает казнь и отправляется к судье за объяснениями. Что же делает судья? Он приговаривает уже троих. Сперва несправедливо обвинённого, потому что уже оглашённый приговор должен быть приведён в исполнение. Затем центуриона, ведь он нарушил долг, остановив казнь. И, наконец, мнимого убитого, поскольку из-за него погибнут два невиновных человека.
** Человека приговорили к смерти за убийство. Перед самым началом казни выяснилось, что предполагаемая жертва жива. Центурион останавливает казнь и отправляется к судье за объяснениями. Что же делает судья? Он приговаривает уже троих. Сперва несправедливо обвинённого, потому что уже оглашённый приговор должен быть приведён в исполнение. Затем центуриона, ведь он нарушил долг, остановив казнь. И, наконец, мнимого убитого, поскольку из-за него погибнут два невиновных человека.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, используемые на этой странице: