Редактирование: Не показывают лицо
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Характерно для остросюжетного жанра, а иногда и для комедий и пародий. Причем это фишка преимущественно из визуальных категорий творчества — из кино, анимации, комиксов и т. п. В чисто словесных произведениях её сложно реализовать — хоть при желании и можно. | Характерно для остросюжетного жанра, а иногда и для комедий и пародий. Причем это фишка преимущественно из визуальных категорий творчества — из кино, анимации, комиксов и т. п. В чисто словесных произведениях её сложно реализовать — хоть при желании и можно. | ||
У нас есть персонаж. Он, как правило, злодей, или вроде того. И довольно долго мы не видим его лица. Так авторы нагоняют загадочности — а то и страху. Видно только прочие части тела — руки, ноги, спину | У нас есть персонаж. Он, как правило, злодей, или вроде того. И довольно долго мы не видим его лица. Так авторы нагоняют загадочности — а то и страху. Видно только прочие части тела — руки, ноги, спину, как-то так. Или вообще только тень. Либо силуэт. Позже лицо (или морду) всё-таки покажут — и это может оказаться какой-то жутик, или, напротив, некто очень обычный (ну или всего лишь чуть-чуть необычный) на вид. | ||
Позже лицо (или морду) всё-таки покажут — и это может оказаться какой-то жутик, или, напротив, некто очень обычный (ну или всего лишь чуть-чуть необычный) на вид. | |||
Радикальный вариант: лица мы так никогда и не увидим. А если персонаж изображался только голосом (откуда-то со стороны, или по телефону, по радиосвязи, по телепатосвязи и т. п.) — тогда это добавляет остроты. | Радикальный вариант: лица мы так никогда и не увидим. А если персонаж изображался только голосом (откуда-то со стороны, или по телефону, по радиосвязи, по телепатосвязи и т. п.) — тогда это добавляет остроты. | ||
Строка 13: | Строка 11: | ||
В пародиях что-то из этого бывает либо с целью передразнивания такого метода нагнетания саспенса, либо ради чистого стёба. | В пародиях что-то из этого бывает либо с целью передразнивания такого метода нагнетания саспенса, либо ради чистого стёба. | ||
''Внимание!'' Под троп не подпадают случаи, когда персонаж намеренно скрывает лицо под маской | ''Внимание!'' Под троп не подпадают случаи, когда персонаж намеренно скрывает лицо под маской, а голову его при этом показывали не только с затылка. Например, когда видны глаза — вообще не троп: ведь глаза — часть лица. Лоб, пусть и скрытый маской — уже, считай, лицо, и т. п. По выражению и общему виду глаз уже, как правило, можно о чём-то судить — так вот, троп как раз о тех случаях, когда, до поры (или даже до самого конца, включительно), зрителю не позволяют судить и об этом тоже, и в этих пределах тоже. | ||
* ''Исключение:'' если показывают рот крупным планом, и «черты рта» при этом слишком неспецифичны, мало о чём говорят (скажем, они примерно такие, как и еще у многих персонажей) — можно засчитать за троп. Кхм, «Шеф» в «Приключениях капитана Врунгеля», кхм… | * ''Исключение:'' если показывают рот крупным планом, и «черты рта» при этом слишком неспецифичны, мало о чём говорят (скажем, они примерно такие, как и еще у многих персонажей) — можно засчитать за троп. Кхм, «Шеф» в «Приключениях капитана Врунгеля», кхм… | ||
А вот когда лицо полностью скрыто капюшоном так, что не видно и глаз — это несомненно сюда. Вообще троп в целом — не о том, что видят (знают) персонажи. Он — о том, что именно позволили видеть (знать) зрителю. | |||
А вот когда лицо полностью скрыто капюшоном так, что не видно и | |||
== Примеры, когда видно было что-то ещё, но не лицо == | == Примеры, когда видно было что-то ещё, но не лицо == | ||
Напоминаем еще раз: очень крупно показанный и при этом слишком неспецифичный рот — разумное исключение. Это хоть формально и часть лица, но это допускается | Напоминаем еще раз: очень крупно показанный и при этом слишком неспецифичный рот — разумное исключение. Это хоть формально и часть лица, но это допускается. | ||
{{примеры}} | {{примеры}} | ||
=== | === Кино и телесериалы === | ||
* Ранние фильмы о Джеймсе Бонде — Эрнста Ставро Блофельда (главгада) поначалу показывали только «через руки», «со спины» и тому подобное. Потом стали показывать лицо — но оно иногда менялось благодаря пластическим операциям. | * Ранние фильмы о Джеймсе Бонде — Эрнста Ставро Блофельда (главгада) поначалу показывали только «через руки», «со спины» и тому подобное. Потом стали показывать лицо — но оно иногда менялось благодаря пластическим операциям. | ||
* | * «Бриллиантовая рука» — спародирована фишка из «Джеймса Бонда» (большинство советских людей всё равно не могло этого заценить: фильмы про Бонда не шли в советском прокате). Злодейский главарь, которого Лёлик и Геша титулуют «Шеф», долгое время показывается только через руки с драгоценными перстнями. При этом нам намекают, что лицо «Шефа» уже появлялось в кадре, только зрителю его не представили, так интереснее. При первом просмотре зрители гадали (почти до самого финала): кто же? Старый лотерейщик-еврей (который в ресторане появился в дорогом костюме и с совсем другими повадками — ни дать ни взять мафиозо)? Величественный пожилой метрдотель? Ещё кто-то? Ясно было одно: человек это зрелый, и голос у него, как минимум в некоторые моменты, грозный («ЧТОБ ТЫ ЖИЛ НА ОДНУ ЗАРПЛАТУ!!»). В финале становится ясно, что это {{spoiler|подпольный делец под личиной холостого скромного пенсионера, владелец экспортной версии «Москвича» — ну, тот, якобы «нашедший клад».}} | ||
* «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Лицо девочки-стукачки — любимицы начальника лагеря — нам, кажется, ни разу не показали. Мы видели только её ножки в сандаликах — в моменты, когда она крадётся кого-то выслеживать, или уже выследила и отправилась «стучать» | * «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Лицо девочки-стукачки — любимицы начальника лагеря — нам, кажется, ни разу не показали. Мы видели только её ножки в сандаликах — в моменты, когда она крадётся кого-то выслеживать, или уже выследила и отправилась «стучать» директору. | ||
* «Старики-разбойники». Нам не показали лицо большого начальника, который нагло покрывает мажора Проскудина (Анд. Миронов), не имеющего профильного образования, и буквально «пропихивает» его на юридическую должность, пусть и на время. | * «Старики-разбойники». Нам не показали лицо большого начальника, который нагло покрывает мажора Проскудина (Анд. Миронов), не имеющего профильного образования, и буквально «пропихивает» его на юридическую должность, пусть и на время. | ||
** | ** [[Ужас у холодильника]]: а ведь для этого Проскудин просто обязан был быть членом КПСС — в таком случае подобный наглый мухлёж можно было со скрипом протащить через инстанции как «Этот товарищ прислан на укрепление». | ||
* Сериал «Полицейский отряд!» и трилогия фильмов «Голый пистолет!». Шутки ради, ни разу не показали лицо полицейского-великана по прозвищу Коротыш (Tiny). Он так высок, что его голова никогда не помещается в кадр. | |||
* Сериал «Полицейский отряд!» и трилогия фильмов «Голый пистолет!». Шутки ради, ни разу не показали лицо полицейского-великана по прозвищу Коротыш (Tiny). Он так высок, что его голова никогда не помещается в кадр | |||
* «Инопланетянин» (Е. T.). Директора школы сыграл аж сам Харрисон Форд — и именно поэтому Спилберг вырезал все кадры, в которых на экране видно его лицо. Дескать, «чтобы не отвлекать зрителя». | * «Инопланетянин» (Е. T.). Директора школы сыграл аж сам Харрисон Форд — и именно поэтому Спилберг вырезал все кадры, в которых на экране видно его лицо. Дескать, «чтобы не отвлекать зрителя». | ||
* «Полицейская академия 6: Город в осаде». Главарь небольшой шайки преступников не хочет показывать своё лицо даже верным сообщникам (видимо, как минимум потому, что «верность» этих трёх психов — с вычетами…). Ближе к концу фильма зрители узнают, кто это был, а заодно и понимают, зачем на самом деле ему понадобилось прятаться… Сю-юрпри-из. | * «Полицейская академия 6: Город в осаде». Главарь небольшой шайки преступников не хочет показывать своё лицо даже верным сообщникам (видимо, как минимум потому, что «верность» этих трёх психов — с вычетами…). Ближе к концу фильма зрители узнают, кто это был, а заодно и понимают, зачем на самом деле ему понадобилось прятаться… Сю-юрпри-из. | ||
* Сериал «Балабол», первый сезон, глава «Фанат». Больного на голову фаната певицы [Веро]ники Крылатовой долгое время показывают как страшноватую | * Сериал «Балабол», первый сезон, глава «Фанат». Больного на голову фаната певицы [Веро]ники Крылатовой долгое время показывают как страшноватую стройную фигуру в чёрной толстовке с надетым капюшоном. Посередине главы (в конце первой из двух серий) фанат готов подвезти Крылатову… и тут мы наконец видим его <s>рожу</s> лицо… нет, это был бы спойлер (и упоминание актёра, сыгравшего злодея, — тоже), смотрите сериал сами. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «Четверо с одного двора» (1967). У четверых забавных героев, — щенка, котёнка, козлёнка и цыплёнка, — то и дело пропадало что-нибудь: то молоко, то косточка, то морковка. Они винили в этих кражах друг друга и даже чуть не перессорились. Но потом всё-таки решили доверять друг другу, а вора поймать сообща. {{spoiler|Вором оказалась злая крыса.}} Фишка в том, что зрителю с самого начала показали: воровал не кто-то из этих четверых — воровал некий ушастый монстр, и намекалось даже, что, возможно, огромный {{spoiler|(а дело было лишь в ракурсе)}}. Его тень под жу-уткую музыку надвигалась на каждый из «ценных предметов» (это видел только зритель — а герои долгое время были в заблуждении)… [[Получилось страшно|Бр-р…]] | * «Четверо с одного двора» (1967). У четверых забавных героев, — щенка, котёнка, козлёнка и цыплёнка, — то и дело пропадало что-нибудь: то молоко, то косточка, то морковка. Они винили в этих кражах друг друга и даже чуть не перессорились. Но потом всё-таки решили доверять друг другу, а вора поймать сообща. {{spoiler|Вором оказалась злая крыса.}} Фишка в том, что зрителю с самого начала показали: воровал не кто-то из этих четверых — воровал некий ушастый монстр, и намекалось даже, что, возможно, огромный {{spoiler|(а дело было лишь в ракурсе)}}. Его тень под жу-уткую музыку надвигалась на каждый из «ценных предметов» (это видел только зритель — а герои долгое время были в заблуждении)… [[Получилось страшно|Бр-р…]] | ||
* | * «[[Том и Джерри]]». Ханна и Барбера поначалу довольно долго хотели подчеркнуть, что эта сага — «не про людей, а про разумных животных, хоть люди и присутствуют». Поэтому Мамочка-Два-Тапочка (во множестве выпусков), девочка Нэнси (Baby Puss) и некоторые эпизодические человеки показывались не во весь рост — от них были видны только ноги и туловища, а голова в кадр не попадала. Лицо Мамочки однажды всё-таки показали стоп-кадровым бонусом в Saturday Evening Puss. | ||
** Позже, когда Том, Спайк и Джерри оказались в доме новых хозяев — супружеской четы, состоящей из Джорджа и Джоан, — камера всегда давала более общий план, и лица обоих супругов с самого начала были видны | ** Позже, когда Том, Спайк и Джерри оказались в доме новых хозяев — супружеской четы, состоящей из Джорджа и Джоан, — камера всегда давала более общий план, и лица обоих супругов с самого начала были видны. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* | * «Приключения капитана Врунгеля» — пародируется трюк из фильмов о Бонде (который там был отыгран с Блофельдом): от загадочного «Шефа» (международного криминального авторитета очень высокого ранга) долгое время показывали только две детали: 1. руки, на одной из которых не хватает пальца и надет драгоценный перстень, 2. крупным планом рот с алыми полными губами, сигарой, усами и кончиками бакенбардов; и такой рот «с такими окрестностями» может принадлежать, считай, почти каждому дворянину или бизнесмену из тех, которых мы видели в сцене в яхт-клубе! | ||
** Только под конец выяснилось, что этот человек — {{spoiler|не кто иной как Арчибальд Денди, спикер Лондонского яхт-клуба. В своём «легальном» качестве он довольно рано появлялся на экране — но говорил несколько другим голосом (более «сладким») | ** Только под конец выяснилось, что этот человек — {{spoiler|не кто иной как Арчибальд Денди, спикер Лондонского яхт-клуба. В своём «легальном» качестве он довольно рано появлялся на экране — но говорил несколько другим голосом (более «сладким»).}} | ||
* | * «Смешарики» — Чёрный Ловелас виден исключительно как тёмный силуэт, глубокой ночью. В серии «Снотворец» Нюша снова с Ловеласом, который точно таким же предстаёт ясным белым днём, вот только то происходило во сне, так что девочка попросту представила тот образ, который она увидела. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Spellforce: The Order of Dawn — таинственный маг Круга, возглавляющий армию [[автоматон]]ов-Клинков носит капюшон всю игру, снимая его только в финальном ролике и раскрывая свою личность. И здесь не будет написано, кто он, потому что такой [[конец-переворот]] надо увидеть самостоятельно. | * Spellforce: The Order of Dawn — таинственный маг Круга, возглавляющий армию [[автоматон]]ов-Клинков носит капюшон всю игру, снимая его только в финальном ролике и раскрывая свою личность. И здесь не будет написано, кто он, потому что такой [[конец-переворот]] надо увидеть самостоятельно. | ||
== Только голос == | == Только голос == | ||
=== Веб-мультсериалы === | |||
* Веб-сериал «Знакомьтесь, Боб». Первые три сезона личность неизвестного диктора, озвучивающего ход экспериментов, оставалась тайной. Диктор всегда был за кадром, а в кадре был всегда только сам эксперимент над очередным клоном. В дальнейшем появился полноценные сюжетные вставки, раскрывающие подноготную, но и в них диктор оставался где-то за кадром. Правда, в последней серии 3-его сезона внешность диктора всё равно раскрыли. | |||
* Веб-сериал «Знакомьтесь, Боб». Первые три сезона личность неизвестного диктора, озвучивающего ход экспериментов, оставалась тайной. Диктор всегда был за кадром, а в кадре был всегда только сам эксперимент над очередным клоном. В дальнейшем | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Франшиза [[Mortal Kombat]]. Раздери меня Кочал, как же всё-таки выглядит загадочная Джемини — спецназовская связистка? Вроде бы она мулатка, но и это не факт. | * Франшиза [[Mortal Kombat]]. Раздери меня Кочал, как же всё-таки выглядит загадочная Джемини — спецназовская связистка? Вроде бы она мулатка, но и это не факт. | ||
{{stub}} | {{stub}} | ||
{{Nav/Appearance}} | {{Nav/Appearance}} |