Редактирование: Старая дева

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 5: Строка 5:
* [[Мезальянс|Сословно-классовые различия, нехватка денег]]. Если современные родители могут проявить достаточную гибкость и позволить молодым самим организовывать своё хозяйство, то в прежние времена отсутствие достаточного приданого у невесты было серьёзным препятствием к браку. Особенно обидно, когда героиня уже собиралась под венец, но тут происходит какое-то несчастье — и она уже бесприданница без гроша за душой.
* [[Мезальянс|Сословно-классовые различия, нехватка денег]]. Если современные родители могут проявить достаточную гибкость и позволить молодым самим организовывать своё хозяйство, то в прежние времена отсутствие достаточного приданого у невесты было серьёзным препятствием к браку. Особенно обидно, когда героиня уже собиралась под венец, но тут происходит какое-то несчастье — и она уже бесприданница без гроша за душой.
* Банально не за кого: прошла война, в окружении просто нет подходящих мужчин и т. д., а родить вне брака считалось величайшим позором.
* Банально не за кого: прошла война, в окружении просто нет подходящих мужчин и т. д., а родить вне брака считалось величайшим позором.
* Особенности характера: [[женщинам секс не интересен|девушке это неинтересно]]/она эмоционально так не созрела для любовных отношений/испытывала отвращение к браку/недостаточно активно боролась за жениха. Или как вариант ситуации — характер [[цундере|слишком сложный]], всех потенциальных женихов распугала, хотя недостатков как таковых не наблюдалось.
* Особенности характера: девушке это неинтересно/она эмоционально так не созрела для любовных отношений/испытывала отвращение к браку/недостаточно активно боролась за жениха. Или как вариант ситуации — характер слишком сложный, всех потенциальных женихов распугала, хотя недостатков как таковых не наблюдалось.  
* Ей просто не повезло со здоровьем или внешностью.
* Ей просто не повезло со здоровьем или внешностью.
* Она аристократка/королевская особа и боится утратить контроль над владениями.
* Она аристократка/королевская особа и боится утратить контроль над владениями.
* <s>Отсидка.</s>
* <s>Отсидка.</s>


В массовой культуре образ старой девы имеет вполне определённый '''набор характеристик'''. Зачастую это серое, суетливо-пугливое существо, чаще уже пожилое или рано «увядшее» (очень частотное слово для описания старых дев) и полное стереотипных женских недостатков: мелочность, любовь к сплетням, сварливый характер. Недодушенные обмылки сексуального влечения часто [[сублимация|сублимируются]] в [[борец за нравственность|борьбу за нравственность]]. Если в молодости девушка была религиозна, то в статусе старой девы это качество [[Религиозный фанатик|только усугубляется]]. Живёт если не с родственниками, то точно в окружении [[Кошатница|целого полчища кошек]]. Нередко также и весьма богата, что иногда подталкивает наследников, гм, взять дело в свои руки. Подобные подчёркнуто феминные признаки могут наблюдаться и у холостых мужчин, но крайне редко.
В массовой культуре образ старой девы имеет вполне определённый '''набор характеристик'''. Зачастую это серое, суетливо-пугливое существо, чаще уже пожилое или рано «увядшее» (очень частотное слово для описания старых дев) и полное стереотипных женских недостатков: мелочность, любовь к сплетням, сварливый характер. Если в молодости девушка была религиозна, то в статусе старой девы это качество [[Религиозный фанатик|только усугубляется]]. Живёт если не с родственниками, то точно в окружении [[Кошатница|целого полчища кошек]]. Нередко также и весьма богата, что иногда подталкивает наследников, гм, взять дело в свои руки. Подобные подчёркнуто феминные признаки могут наблюдаться и у холостых мужчин, но крайне редко.


Сама по себе старая дева едва ли будет фокусом повествования, обычно она чья-нибудь [[любимая тётушка]] или [[Воспитан бабушкой и дедушкой|воспитательница осиротевшего героя]]. Ещё одним безошибочным маркером старой девы будет жалостливое отношение других персонажей к ней, раздражающихся от её скандалов на пустом месте и тайно сетующих, почему она не нашла счастья в любви. Оно и неудивительно: типичный [[закоренелый холостяк]] обычно живёт в своё удовольствие и вполне может иметь много романов, а вот женщинам в этом плане приходилось гораздо труднее, ведь «старая дева» традиционно являлась именно ''девой'', то есть девственницей. Впрочем, тут важен именно социальный статус, а не биологический, поэтому не будем уточнять эту подробность (мы свечку не держали).
Сама по себе старая дева едва ли будет фокусом повествования, обычно она чья-нибудь [[любимая тётушка]] или [[Воспитан бабушкой и дедушкой|воспитательница осиротевшего героя]]. Ещё одним безошибочным маркером старой девы будет жалостливое отношение других персонажей к ней, раздражающихся от её скандалов на пустом месте и тайно сетующих, почему она не нашла счастья в любви. Оно и неудивительно: типичный [[закоренелый холостяк]] обычно живёт в своё удовольствие и вполне может иметь много романов, а вот женщинам в этом плане приходилось гораздо труднее, ведь «старая дева» традиционно являлась именно ''девой'', то есть девственницей. Впрочем, тут важен именно социальный статус, а не биологический, поэтому не будем уточнять эту подробность (мы свечку не держали).
Строка 16: Строка 16:
Несмотря на то, что амплуа изрядно пропахло нафталином, оно продолжает существовать и по сей день, поскольку женщины, ни разу не имевшие любовных отношений, вольно или невольно вызывают немой вопрос, [[Фатальный недостаток|почему же так получилось]]. Особенно, если они обладают всеми вышеуказанными характеристиками.
Несмотря на то, что амплуа изрядно пропахло нафталином, оно продолжает существовать и по сей день, поскольку женщины, ни разу не имевшие любовных отношений, вольно или невольно вызывают немой вопрос, [[Фатальный недостаток|почему же так получилось]]. Особенно, если они обладают всеми вышеуказанными характеристиками.


[[Субверсия]] тропа — [[успеть на уходящий поезд]]. [[Аверсия]] — [[бостонский брак]]. Родственный троп — [[Не получил девушку]].
После XX века и расцвета феминизма традиционный образ старой девы остался в прошлом, зато популярной стала гендерная инверсия — [[инцел]].
 
[[Субверсия]] тропа — [[успеть на уходящий поезд]]. [[Аверсия]] — [[бостонский брак]]. Для инцела родственный троп — [[Не получил девушку]].


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 29: Строка 31:
* [[Александр Островский]]:
* [[Александр Островский]]:
** «Волки и овцы» — Анфуса (sic!) Тихоновна, женщина лет 65-70 с каким-то ментальным расстройством. Говорит сплошным [[вербальный тик|вербальным тиком]] — в каждой своей фразе минимум по разу говорит слово «уж» (эмоциональное словцо-паразит, а не название неядовитой змеи). Остальные слова выдавливает из себя с трудом и по минимуму, кроме того, почти всё время полуспит. Ну, тут что уж… [[Маразм Склерозыч Альцгеймер|это уж… уж дело ясное]]. Там же — Меропа Давыдовна Мурзавецкая, помещица-аферистка. [[Особая примета]] — [[Нелюбовь к отдаче долгов]].
** «Волки и овцы» — Анфуса (sic!) Тихоновна, женщина лет 65-70 с каким-то ментальным расстройством. Говорит сплошным [[вербальный тик|вербальным тиком]] — в каждой своей фразе минимум по разу говорит слово «уж» (эмоциональное словцо-паразит, а не название неядовитой змеи). Остальные слова выдавливает из себя с трудом и по минимуму, кроме того, почти всё время полуспит. Ну, тут что уж… [[Маразм Склерозыч Альцгеймер|это уж… уж дело ясное]]. Там же — Меропа Давыдовна Мурзавецкая, помещица-аферистка. [[Особая примета]] — [[Нелюбовь к отдаче долгов]].
** «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — формально, Анна Ренева, «девица под 30 лет». Но эта [[роковая женщина]] ничем не напоминает типичную старую деву.
** «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — формально, Анна Ренева, «девица под 30 лет». Но эта [[Роковая женщина|роковая женщина]] ничем не напоминает типичную старую деву.
* Р. Тома, «Восемь любящих женщин» — тётя Огюстина и, скорее всего, Шанель (по крайней мере, [[Штаны Арагорна|в пьесе нет ни слова о том, что Шанель когда-либо была замужем]]).
* Р. Тома, «Восемь любящих женщин» — тётя Огюстина и, скорее всего, Шанель (по крайней мере, [[Штаны Арагорна|в пьесе нет ни слова о том, что Шанель когда-либо была замужем]]).
* Федерико Гарсиа Лорка, «Дом Бернарды Альбы» — заглавная героиня, вдова, уйдя в глубокий траур и закрыв дом на замок, растит старых дев практически из всех своих дочерей. Кончится все трагически.
* Федерико Гарсиа Лорка, «Дом Бернарды Альбы» — заглавная героиня, вдова, уйдя в глубокий траур и закрыв дом на замок, растит старых дев практически из всех своих дочерей. Кончится все трагически.
Строка 58: Строка 60:
* Артур Конан Дойл, «[[Шерлок Холмс/Рассказы|Пёстрая лента]]» — падчерицы Ройлотта, Джулия и Элен Стонер. Им под тридцать, но отчим с ними крайне строг и жесток, ограждает от возможных знакомств с женихами, а бедные девушки мечтают [[Сбежать в брак|сбежать замуж]].
* Артур Конан Дойл, «[[Шерлок Холмс/Рассказы|Пёстрая лента]]» — падчерицы Ройлотта, Джулия и Элен Стонер. Им под тридцать, но отчим с ними крайне строг и жесток, ограждает от возможных знакомств с женихами, а бедные девушки мечтают [[Сбежать в брак|сбежать замуж]].
* Лидия Чарская:
* Лидия Чарская:
** «За что?» — [[педаль в пол]]: из пяти сестёр замуж вышла только одна (мать главной героини), а когда она [[Смерть в родах|умерла при родах]], все четыре тётушки рванули к зятю воспитывать племянницу и за несколько лет [[Избалованный ребёнок|разбаловали]] её до невменяемости.
** «За что?» — [[педаль в пол]]: из пяти сестёр замуж вышла только одна (мать главной героини), а когда она [[Смерть в родах|умерла при родах]], все четыре тётушки рванули к зятю воспитывать племянницу и за несколько лет [[Избалованный ребёнок|разбаловали]] её до невменяемости.
** «Волшебная сказка» — тот же сценарий отыгрывает в одиночку тётя Таша.
** «Волшебная сказка» — тот же сценарий отыгрывает в одиночку тётя Таша.
* Исаак Бабель, «[[жемчужина у моря|Одесские]] рассказы» — сорокалетняя Двойра Крик, сестра главного героя Бени.
* Исаак Бабель, «[[жемчужина у моря|Одесские]] рассказы» — сорокалетняя Двойра Крик, сестра главного героя Бени.
* Маргарет Митчелл, «[[Унесённые ветром]]» — многочисленные тётушки из Атланты, ряды которых впоследствии пополнила Индия Уилкс, изначально девушка весьма занудная и непривлекательная.
* Маргарет Митчелл, «[[Унесённые ветром]]» — многочисленные тётушки из Атланты, ряды которых впоследствии пополнила Индия Уилкс, изначально девушка весьма занудная и непривлекательная.
** С Индией скорее субверсия — у нее был жених, но брак расстроился. И хотя замуж она так и не вышла, реноме старой девы за ней не закрепилось, так как (цитата) «по крайней мере ее руки добивались».
** С Индией скорее субверсия - у нее был жених, но брак расстроился. И хотя замуж она так и не вышла, реноме старой девы за ней не закрепилось, так как (цитата) "по крайней мере ее руки добивались".
* Памела Линдон Трэверс, «[[Mary Poppins|Мэри Поппинс]]» — мисс Юфимия Эндрю aka Божеское Наказание, [[домашний тиран]], злобная и высокомерная, ненавидящая детей, с замашками [[диктатор]]а.
* Памела Линдон Трэверс, «[[Mary Poppins|Мэри Поппинс]]» — мисс Юфимия Эндрю aka Божеское Наказание, [[домашний тиран]], злобная и высокомерная, ненавидящая детей, с замашками [[диктатор]]а.
* Валентин Катаев, сказка «Жемчужина». Жила-была прелестная рыбка, молодая султанка Каролина. Однажды она обнаружила у себя прыщик и забеспокоилась, что потеряет красоту. Она посоветовалась с тётушкой, и та сказала, что это наверняка жемчужина. Да, вообще жемчужины развиваются в раковинах моллюсков, но в [[Волшебная книга|волшебной книге]] написано, что очень редко бывают и у рыб — умных и красивых. У Каролины не было отбоя от женихов, но она решила, что будет ждать, пока жемчужина вырастет, а потом продаст её и выйдет за достойного. «Милая! — в ужасе говорили подруги. — Ты рискуешь остаться ''старой девой''!». Но когда «достойный» появился, и она побежала продавать сокровище, ювелир сказал, что это действительно редкостная вещь, но не жемчужина, а бородавка. И [[деконструкция|мало ли что там пишут в волшебных книгах]]!
* Валентин Катаев, сказка «Жемчужина». Жила-была прелестная рыбка, молодая султанка Каролина. Однажды она обнаружила у себя прыщик и забеспокоилась, что потеряет красоту. Она посоветовалась с тётушкой, и та сказала, что это наверняка жемчужина. Да, вообще жемчужины развиваются в раковинах моллюсков, но в [[Волшебная книга|волшебной книге]] написано, что очень редко бывают и у рыб – умных и красивых. У Каролины не было отбоя от женихов, но она решила, что будет ждать, пока жемчужина вырастет, а потом продаст её и выйдет за достойного. «Милая! в ужасе говорили подруги. Ты рискуешь остаться ''старой девой''!». Но когда «достойный» появился, и она побежала продавать сокровище, ювелир сказал, что это действительно редкостная вещь, но не жемчужина, а бородавка. И [[деконструкция|мало ли что там пишут в волшебных книгах]]!
* Джон Голсуорси, «Сага о Форсайтах» — Джун Форсайт. Её жених, архитектор Босини, изменил ей с Ирэн и впоследствии был раздавлен каретой. После этого случая претендентов на руку девушки больше не было, она осталась старой девой и восполняла недостаток любви поддержкой всяческих [[МТХ|молоденьких художников]]. Дополнительные очки за то, что отец героини в своё время сбежал от её матери с [[гувернантка|гувернанткой]].
* Джон Голсуорси, «Сага о Форсайтах» — Джун Форсайт. Её жених, архитектор Босини, изменил ей с Ирэн и впоследствии был раздавлен каретой. После этого случая претендентов на руку девушки больше не было, она осталась старой девой и восполняла недостаток любви поддержкой всяческих [[МТХ|молоденьких художников]]. Дополнительные очки за то, что отец героини в своё время сбежал от её матери с [[гувернантка|гувернанткой]].
* Рафаэль Сабатини, «[[Captain Blood: His Odyssey|Одиссея капитана Блада]]» — Арабелле на момент знакомства с ней Блада и читателя 25 лет, что по местным меркам уже многовато. [[С прикрученным фитильком]], потому что в конце первой книги она успешно вышла за Блада, да и лорд Уэйн ею интересовался. Свою роль сыграло и то, что она принадлежит к [[дочь губернатора|колониальной элите]], как и Кончита.
* Рафаэль Сабатини, «[[Captain Blood: His Odyssey|Одиссея капитана Блада]]» — Арабелле на момент знакомства с ней Блада и читателя 25 лет, что по местным меркам уже многовато. [[С прикрученным фитильком]], потому что в конце первой книги она успешно вышла за Блада, да и лорд Уэйн ею интересовался. Свою роль сыграло и то, что она принадлежит к [[дочь губернатора|колониальной элите]], как и Кончита.
Строка 73: Строка 75:
* Астрид Линдгрен, «Три повести о Малыше и [[Карлсон]]е» — фрекен Бок же! В конце третьей повести [[Успеть на уходящий поезд|успела на уходящий поезд]].
* Астрид Линдгрен, «Три повести о Малыше и [[Карлсон]]е» — фрекен Бок же! В конце третьей повести [[Успеть на уходящий поезд|успела на уходящий поезд]].
** Сомнительный пример — она не такая уж и старая…
** Сомнительный пример — она не такая уж и старая…
*** Почему сомнительный? Ей явно не меньше сорока лет, а действие происходит в 1960-е.
*** Почему сомнительный? Ей явно не меньше сорока лет, а действие происходит в 1960-е.  
* Курт Воннегут, «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер» — некрасивая и унылая старая дева Диана с фамилией Moon Glampers [[Переименованный In Translation|стала Луун-Ламперс]]: таким образом, у нас она не только произведение семейств Moon (что означает — луна) и Glampers (похоже, при Воннегуте ничего не значило, а сейчас означает гламурных туристов-походников, от glamour и campers), но и «помесь Луны и Лампы».
* Курт Воннегут, «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер» — некрасивая и унылая старая дева Диана с фамилией Moon Glampers [[Переименованный In Translation|стала Луун-Ламперс]]: таким образом, у нас она не только произведение семейств Moon (что означает — луна) и Glampers (похоже, при Воннегуте ничего не значило, а сейчас означает гламурных туристов-походников, от glamour и campers), но и «помесь Луны и Лампы».
* Терри Пратчетт, «[[Discworld|Плоский мир]]» — матушка Ветровоск в свои 70 с гаком ещё девушка.
* Терри Пратчетт, «[[Discworld|Плоский мир]]» — матушка Ветровоск в свои 70 с гаком ещё девушка.
* Габриэль Гарсия Маркес:
* Габриэль Гарсия Маркес:
** «[[Cien años de soledad|Сто лет одиночества]]»: Амаранта Буэнди́а — объект воздыханий полковника Херинельдо Маркеса, племянника и внучатого племянника (sic!), но из-за бесконечных сомнений умерла в итоге старой девой.
** «[[Cien años de soledad|Сто лет одиночества]]»: Амаранта Буэнди́а — объект воздыханий полковника Херинельдо Маркеса, племянника и внучатого племянника (sic!), но из-за бесконечных сомнений умерла в итоге старой девой.  
** «Любовь во время холеры» — тётушка Эсколастика. Успела намекнуть Фермине, что в своё время сказала жениху нет и пожалела об этом, прежде чем отец девушки не упёк её с непрошеными [[Сирано|советами по любовной части]] в монастырь.
** «Любовь во время холеры» — тётушка Эсколастика. Успела намекнуть Фермине, что в своё время сказала жениху нет и пожалела об этом, прежде чем отец девушки не упёк её с непрошеными [[Сирано|советами по любовной части]] в монастырь.
* Сесил Форестер, цикл «[[Horatio Hornblower|Горацио Хорнблауэр]]» — леди Барбара, сестра герцога Веллингтона (ИРЛ не существовавшая). В свои 27 лет может похвастать золотым сердцем, острым умом и, увы, длинным лошадиным лицом. Рождает в 32-летнем заглавном герое страсть, которую тот никогда не чувствовал к своей жене Марии, на которой женился из жалости (да, той тоже угрожало остаться старой девой). Но в дальнейшем леди Барбара всё же замуж выходит, аж два раза (оба раза — очень удачно, за адмирала Лейтона и всё-таки за Хорнблауэра).
* Сесил Форестер, цикл «[[Horatio Hornblower|Горацио Хорнблауэр]]» — леди Барбара, сестра герцога Веллингтона (ИРЛ не существовавшая). В свои 27 лет может похвастать золотым сердцем, острым умом и, увы, длинным лошадиным лицом. Рождает в 32-летнем заглавном герое страсть, которую тот никогда не чувствовал к своей жене Марии, на которой женился из жалости (да, той тоже угрожало остаться старой девой). Но в дальнейшем леди Барбара всё же замуж выходит, аж два раза (оба раза — очень удачно, за адмирала Лейтона и всё-таки за Хорнблауэра).
* Жозе Мария Эса де Кейрош, «Реликвия» — тётка и воспитательница главного героя дона Патросинью. Эмили Брент в режиме [[педаль в асфальт]]: она вообще запрещает разнополым слугам находиться в одной комнате и вздрагивает от слова «беременность», как от трёхэтажного мата, а племянничку перед возвращением домой приходится окуривать себя в конюшне ладаном, чтобы от него не пахло женскими духами.
* Жозе Мария Эса де Кейрош, «Реликвия» — тётка и воспитательница главного героя дона Патросинью. Эмили Брент в режиме [[педаль в асфальт]]: она вообще запрещает разнополым слугам находиться в одной комнате и вздрагивает от слова «беременность», как от трёхэтажного мата, а племянничку перед возвращением домой приходится окуривать себя в конюшне ладаном, чтобы от него не пахло женскими духами.
* Эльфрида Елинек, «Пианистка» — Эрика Когут. Ей 36 лет, она занимает профессорский пост в Венской консерватории и отыгрывает роль целомудренной дамы, влюблённой в искусство. Но за этой маской скрывается прогнившая насквозь развратница, сильно комплексующая по поводу своей девственности.
* Эльфрида Елинек, «Пианистка» — Эрика Когут. Ей 36 лет, она занимает профессорский пост в Венской консерватории и отыгрывает роль целомудренной дамы, влюблённой в искусство. Но за этой маской скрывается прогнившая насквозь развратница, сильно комплексующая по поводу своей девственности.
* Мюриэл Спарк, «Мисс Джин Броди в расцвете лет» — заглавная героиня, школьная учительница<ref>В Британии это вообще была целая группа риска в плане шансов остаться старой девой, поскольку ограничений в профессии было много, а знакомиться практически некогда. Та же история с гувернантками.</ref>. Вместо собственной жизни предпочла играться с жизнями своих учениц и в итоге осталась ни с чем. [[Catch phrase]] «я ещё в расцвете лет [и успею]» вдруг резко стала неактуальной.
* Мюриэл Спарк, «Мисс Джин Броди в расцвете лет» — заглавная героиня, школьная учительница<ref>В Британии это вообще была целая группа риска в плане шансов остаться старой девой, поскольку ограничений в профессии было много, а знакомиться практически некогда. Та же история с гувернантками.</ref>. Вместо собственной жизни предпочла играться с жизнями своих учениц и в итоге осталась ни с чем. [[Catch phrase]] «я ещё в расцвете лет [и успею]» вдруг резко стала неактуальной.
* Сара Джио, «Лунная тропа» — [[субверсия]]: Джун считала свою двоюродную бабушку старой девой, но уже после бабушкиной смерти выяснилось, что та несколько лет была [[Постоянная любовница|любовницей женатого мужчины]] и даже родила ребёнка, от которого, правда, ей пришлось отказаться.
* Сара Джио, «Лунная тропа» — [[субверсия]]: Джун считала свою двоюродную бабушку старой девой, но уже после бабушкиной смерти выяснилось, что та несколько лет была [[Постоянная любовница|любовницей женатого мужчины]] и даже родила ребёнка, от которого, правда, ей пришлось отказаться.
* Джанет Эдвардс, «Девушка с планеты Земля» — Амалия на своей планете считается старой девой, хотя ей всего восемнадцать лет. Но на недавно освоенных планетах замуж выходят рано, так что все её подруги обзавелись мужьями лет в шестнадцать. Правда, она получила что-то около двадцати предложений руки и сердца (и всего одно было сделано в состоянии алкогольного опьянения), но отказала всем претендентам, чтобы пойти учиться в университет.
* Джанет Эдвардс, «Девушка с планеты Земля» — Амалия на своей планете считается старой девой, хотя ей всего восемнадцать лет. Но на недавно освоенных планетах замуж выходят рано, так что все её подруги обзавелись мужьями лет в шестнадцать. Правда, она получила что-то около двадцати предложений руки и сердца (и всего одно было сделано в состоянии алкогольного опьянения), но отказала всем претендентам, чтобы пойти учиться в университет.
* П. Г. Вудхауз, «Брачный сезон» — «девицы Шарлотта, Эммелина, Гарриет и Мертл Деверил», всячески третирующие своего племянника Десмонда Хаддока. Брак их ныне покойной сестры с преуспевающим предпринимателем Хаддоком эти наследницы обедневшего аристократического рода с самого начала сочли и до сих пор считают мезальянсом, что не мешает им жить за счёт племянника. Впрочем, ещё одна их сестра, леди Дафна Винкворт, «оставшаяся от покойного историка лорда П. Б. Винкворта», от своих не бывавших в браке сестёр ничем не отличается.
* П. Г. Вудхауз, «Брачный сезон» — «девицы Шарлотта, Эммелина, Гарриет и Мертл Деверил», всячески третирующие своего племянника Десмонда Хаддока. Брак их ныне покойной сестры с преуспевающим предпринимателем Хаддоком эти наследницы обедневшего аристократического рода с самого начала сочли и до сих пор считают мезальянсом, что не мешает им жить за счёт племянника. Впрочем, ещё одна их сестра, леди Дафна Винкворт, «оставшаяся от покойного историка лорда П. Б. Винкворта», от своих не бывавших в браке сестёр ничем не отличается.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Покровские ворота» — тетушка главного героя Алиса Витальевна. По выражению племянника, вся ее судьба — «одиночество и беллетристика».
* «Покровские ворота» — тетушка главного героя Алиса Витальевна. По выражению племянника, вся ее судьба — «одиночество и беллетристика».
* «Миллион в брачной корзине» — Матильда, уборщица в театре с [[Мегера со скалкой|несносным, истеричным характером]].
* «Миллион в брачной корзине» — Матильда, уборщица в театре с [[Мегера со скалкой|несносным, истеричным характером]].
* «Мисс Петтигрю живёт одним днём» — заглавная героиня. Пройдясь с новой работодательницей по модным бутикам и заглянув в парикмахерскую, из потрёпанной жизнью особы превращается в [[Да она красавица!|весьма симпатичную даму]].
* «Мисс Петтигрю живёт одним днём» — заглавная героиня. Пройдясь с новой работодательницей по модным бутикам и заглянув в парикмахерскую, из потрёпанной жизнью особы превращается в [[Да она красавица!|весьма симпатичную даму]].
Строка 98: Строка 100:
=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Avatar: The Legend of Korra|Аватар: Легенда о Корре]]» — мрачная, суровая, жёсткая и принципиальная Лин, которой 50 лет. Хотя отношения с Тензином у неё были, но браком не завершились: Тензин был всерьёз настроен возрождать народ Воздуха, а Лин предпочла деторождению карьеру. А зная семейку Бейфонг, напрашивается предположение, что [[нерешительный мальчик, решительная девочка|трахнула его как раз она]].
* «[[Avatar: The Legend of Korra|Аватар: Легенда о Корре]]» — мрачная, суровая, жёсткая и принципиальная Лин, которой 50 лет. Хотя отношения с Тензином у неё были, но браком не завершились: Тензин был всерьёз настроен возрождать народ Воздуха, а Лин предпочла деторождению карьеру. А зная семейку Бейфонг, напрашивается предположение, что [[нерешительный мальчик, решительная девочка|трахнула его как раз она]].
* «[[South Park|Южный Парк]]» — мисс Чоксондик<ref>[[Говорящее имя|Фамилия намекает]], так как буквально переводится как «Давится-Членами».</ref>.
* «[[South Park|Южный Парк]]» — мисс Чоксондик<ref>[[Говорящее имя|Фамилия намекает]], т.к. буквально переводится как «Давится-Членами».</ref>.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
Строка 128: Строка 130:


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* На деле, конечно, границы тропа довольно размыты и зависят прежде всего от отношения самой девушки и её окружения к происходящему. [https://mariro.livejournal.com/227591.html Вот здесь] можно ознакомиться с результатами сразу нескольких исследований по возрасту европейских невест XVII—XIX веков, нигде не опускавшемуся ниже 18. А в Австрии XVIII в. количество женщин, так и не вступивших в брак, оценено аж в 38 %.
* На деле, конечно, границы тропа довольно размыты и зависят прежде всего от отношения самой девушки и её окружения к происходящему. [https://mariro.livejournal.com/227591.html Вот здесь] можно ознакомиться с результатами сразу нескольких исследований по возрасту европейских невест XVII—XIX веков, нигде не опускавшемуся ниже 18. А в Австрии XVIII в. количество женщин, так и не вступивших в брак, оценено аж в 38 %.
** В английском языке помимо буквального ''old maid'' с XVII—XVIII вв. употребляется ещё и слово ''spinster'' («прядильщица»). Дело в том, что к началу промышленной революции (в частности, буму производства шерсти в Англии) прядильные станки были доступны и востребованы, поэтому многие старые девы, у которых не было мужа или родных, которые бы их содержали, в самом деле зарабатывали себе на жизнь изготовлением пряжи. В целом прядение традиционно являлось занятием для незамужних девушек.
** В английском языке помимо буквального ''old maid'' с XVII—XVIII вв. употребляется ещё и слово ''spinster'' («прядильщица»). Дело в том, что к началу промышленной революции (в частности, буму производства шерсти в Англии) прядильные станки были доступны и востребованы, поэтому многие старые девы, у которых не было мужа или родных, которые бы их содержали, в самом деле зарабатывали себе на жизнь изготовлением пряжи. В целом прядение традиционно являлось занятием для незамужних девушек.
** В старом Китае: крестьяне нередко самой красивой дочери бинтовали ноги, в надежде выдать её замуж за богача (остальным дочерям приходилось её обслуживать подобно служанкам). Но, так как богачей очень мало, а крестьянину такая жена, неспособная обслужить даже саму себя, не нужна, то очень часто такая дочь становилась старой девой.
** В старом Китае: крестьяне нередко самой красивой дочери бинтовали ноги, в надежде выдать её замуж за богача (остальным дочерям приходилось её обслуживать подобно служанкам). Но, так как богачей очень мало, а крестьянину такая жена, неспособная обслужить даже саму себя, не нужна, то очень часто такая дочь становилась старой девой.
Строка 134: Строка 136:
** Американский штат Виргиния назван так именно в честь официальной девственности Елизаветы. Смак в том, что основатель Виргинии Уолтер Рэли весьма вероятно был любовником королевы.
** Американский штат Виргиния назван так именно в честь официальной девственности Елизаветы. Смак в том, что основатель Виргинии Уолтер Рэли весьма вероятно был любовником королевы.
** Российская императрица Елизавета Петровна тоже официально никогда за мужем не была, но судя по всему [[Тайно обвенчаться|тайно обвенчалась]] со своим любовником.
** Российская императрица Елизавета Петровна тоже официально никогда за мужем не была, но судя по всему [[Тайно обвенчаться|тайно обвенчалась]] со своим любовником.
* Византийская царевна Пульхерия, давшая обет безбрачия. В 51 год все же вышла замуж, чтобы сделать мужа императором, но благодаря обету брак так и не был консумирован.
* Царевна Софья, единокровная сестра Петра I, оставалась не замужем в 32 года (по слухам, её любовником был Голицын, но, учитывая чрезмерную крайнюю набожность Софьи, вряд ли это было правдой), а затем её сослали в монастырь.
* Царевна Софья, единокровная сестра Петра I, оставалась не замужем в 32 года (по слухам, её любовником был Голицын, но, учитывая чрезмерную крайнюю набожность Софьи, вряд ли это было правдой), а затем её сослали в монастырь.
* Царевна Наталья Алексеевна, другая, на этот раз полнокровная сестра Петра I. На момент воцарения брата ей было 25 лет, партию ей он так и не подыскал. Умерла в 42 года, успев отметиться на драматургическом поприще.
* Царевна Наталья Алексеевна, другая, на этот раз полнокровная сестра Петра I. На момент воцарения брата ей было 25 лет, партию ей он так и не подыскал. Умерла в 42 года, успев отметиться на драматургическом поприще.
* Шарлотта Корде, даром что 24 года всего. Уже находилась в монастыре Святой Троицы в Кане и собиралась в монахини, но в стране произошла революция и аббатство закрыли — а взгляды на брак остались.
* Шарлотта Корде, даром что 24 года всего. Уже находилась в монастыре Святой Троицы в Кане и собиралась в монахини, но в стране произошла революция и аббатство закрыли — а взгляды на брак остались.
* Поэтесса Анна Бунина, известная как [[Теперь банановый|«Русская Сапфо», «Десятая муза» и «Северная Коринна»]]. Дальняя родственница Анны Ахматовой.
* Поэтесса Анна Бунина, известная как [[Теперь банановый|«Русская Сапфо», «Десятая муза» и «Северная Коринна»]]. Дальняя родственница Анны Ахматовой.
* Джейн Остин. Первый жених был слишком беден и позднее выбрал партию побогаче, второму Остин сначала дала согласие, а наутро отказала, поскольку не хотела выходить замуж без любви. В тридцать лет покрыла голову чепцом, объявив себя старой девой.
* Джейн Остин. Первый жених был слишком беден и позднее выбрал партию побогаче, второму Остин сначала дала согласие, а наутро отказала, поскольку не хотела выходить замуж без любви. В тридцать лет покрыла голову чепцом, объявив себя старой девой.
Строка 147: Строка 148:
* Александра Толстая, любимая дочь Льва Толстого. Все попытки свиданий и сватовства купировались отцом (и стыдом Александры перед ним), а после эмиграции бывшая графиня предпочла уйти в правозащитную деятельность.
* Александра Толстая, любимая дочь Льва Толстого. Все попытки свиданий и сватовства купировались отцом (и стыдом Александры перед ним), а после эмиграции бывшая графиня предпочла уйти в правозащитную деятельность.
* Валерия Новодворская, автор фразы: «Секс — это занятие не слишком увлекательное. Это скучно: я читала!»
* Валерия Новодворская, автор фразы: «Секс — это занятие не слишком увлекательное. Это скучно: я читала!»
* Кондолиза Райс, госсекретарь США в 2005-09 годах. За семьдесят лет жизни ни разу не была замужем и, вроде бы, не собирается.
* Византийская царевна Пульхерия, давшая обет безбрачия. В 51 год все же вышла замуж, чтобы сделать мужа императором, но благодаря обету брак так и не был консумирован.
* Среди неизвестных людей таких тоже хватает.
* Среди неизвестных людей таких тоже хватает.


Строка 156: Строка 157:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />
{{Nav/Амплуа и архетипы}}
{{Nav/Амплуа и архетипы}}
{{Nav/Gender}}
{{Nav/Gender}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!