Philip Kindred Dick: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Перенаправление на Филип К. Дик)
Метка: новое перенаправление
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Dick.jpg|мини]]
#перенаправление [[Филип К. Дик]]
'''Филип Киндред Дик''' (Филип К. Дик) — американский писатель, одна из ключевых фигур [[Контркультура шестидесятых|наркокультуры шестидесятых]]. В основном писал в жанрах научной фантастики и киберпанка, однако в его произведениях есть и мистически-религиозные мотивы, отчасти основанные на личном опыте, который был им описан в отдельной биографической книге «Экзегеза».<ref>Однажды, когда Дик мучился зубной болью, к нему пришла девушка-посыльная, чтобы принести обезболивающее; он увидел у неё на груди кулон с рыбой, и его посетило видение о прошлой жизни, в которой они с этой девушкой были христианами в Древнем Риме (рыба была тайным символом первых христиан)</ref> Многие произведения Дика представляют собой [[Магический реализм|причудливую смесь реализма и сюрреализма]].
 
Вообще, его работы выходили в сериях научной фантастики просто потому, что были короткими и чем-то похожими на тогдашнее НФ. Для внимательного читателя очень скоро становится ясно, что почти все истории Дика — антиутопии различной степени мрачности.
 
== Тропы в произведениях ==
* [[Вселенная за кадром]] — практически повсеместно. Дик обожал создавать фоном к своим рассказам и романам удивительно яркие и интересные миры… чтобы затем никогда к ним больше не возвращаться. Меланхоличный постапокалипсис '''«[[Мечтают ли андроиды об электроовцах?]]»''', мир противостояния паранормалов и обычных людей «Убика», наконец, вселенная победившего нацизма '''«[[The Man in the High Castle|Человека в высоком замке]]»''' — Филип Киндред Дик умел парой умело наброшенных мазков создать интересный мир, подразнить читателя необычным окружением, в котором действуют его герои. Но раскрывать более подробно свои выдуманные вселенные в других книгах Дику было откровенно лениво и неинтересно, и он предпочитал просто выдумывать новый антураж для каждого нового произведения.
* [[Лжерусские]] — как вам Харенжанный или Папонович?
* [[Приглючения в Глюколяндии]] — Дик любил этот троп:
** «Вера отцов наших» — [[субверсия]]: глюки ГГ после принятого порошка оказались реальностью, так как порошок снимал действие галлюциногенов, добавляемых властями в питьевую воду.
** «Помутнение» — психика главного героя после длительного знакомства с наркотой.
** «„Пролейтесь, слёзы“, сказал полицейский»: упоминание здесь — уже большой спойлер…
** «Три стигмата Палмера Элдрича» — любой, кто хоть раз попробует чуинг-зет, обречён быть Богом своей личной реальности, силой мысли творить вселенные, но никогда не узнать, в реальности он или очередной иллюзии. Но над всеми реальностями правит заглавный Палмер Элдрич, и всякий отведавший наркотик обретает его стигматы — искусственные руку, челюсть и глаза. Избавиться от действия наркотика невозможно — можно только принять очередную реальность как данность.
*** Есть точка зрения, что сам мир романа — галлюцинация самого Палмера Элдрича, и потому «святым» и бессмертным является тот, кто понимает иллюзорность и этого мира.
** «Око Небесное» и «Убик» — доведено до логичного завершения.
** «Лабиринт Смерти» — и вышло за его пределы.
* [[Экзистенциальный ужас]]: Дик — царь, король и безраздельный Император этого тропа!
 
=== Война с фнулами ===
* [[Теперь БАНАНОВЫЙ!]] — видимо, нужно было быстро послать рассказ для номера журнала и Филип К., не мудрствуя лукаво, пересказал в НФ-антураже «Отчёт для академии» Ф. Кафки.
 
=== Время, назад ===
* [[Вернулся не таким]] — мертвецы начали воскресать после того, как время на Земле повернулось вспять. С фитильком: возвращаются почти такими же, какими были до смерти, но обретают страх холода, тесноты и тягу к чему-то божественному.
 
=== Вторая модель ===
* [[Всё пошло слишком так/Иностранная литература|Всё пошло слишком так]] — американцы, терпящие поражение от Советской армии, применили оружие последнего шанса, «когти» боевые роботы aka «когти». Они могли сами себя производить, ремонтировать, совершенствовать… И стали Всё пошло слишком так: «когти» быстро эволюционировали до неотличимых от человека андроидов, [[Ловушка для сердобольных|вызывающих сочувствие]] (раненый солдат, «потерявшийся» маленький мальчик, {{spoiler|[[дева в беде]] - красивая, сексуальная и с трагической историей}}). Роботы практически полностью уничтожили не только Советскую, но и остатки американской армии… Последнее убежище человечества тоже обречено. А ещё «когти» начали воевать друг с другом.
* [[Обратная киборгизация/От искусственного к настоящему]] — собственно Вторая Модель, неотличимая от человека.
* [[Убитая игрушка]] — [[деконструкция]]. [[Беспризорник|Бездомный ребёнок]] с плюшевым медвежонком {{spoiler|— враждебный [[андроид]], сам медвежонок — [[робот]] и по совместительству бомба.}}
 
=== Золотой человек ===
* [[Радиация — это магия!]] — радиация чудесным образом вызывает мутации, превращающие людей в другие виды за одно поколение.
* [[Тактическое ясновидение]]: Крис — главный герой, прекрасный как Аполлон, златокожий неразумный мутант. Успешно делает две вещи: размножается и видит все варианты будущего, выбирая самый благоприятный. (''Ничто не могло его удивить. Для него не существовало случайностей. Пространственное расположение людей и предметов в ближайшем будущем было чётко определено, точно так же, как и положение его собственного тела. Неизвестным оставалось лишь то, что уже произошло.''). Уклонился от девяти лучемётов, управляемых генератором случайных чисел.
 
=== Кланы альфанской луны ===
* [[Ситуация Смоля-Перро]] — целая планета ненормальных. Это ещё как посмотреть: человек, который говорит, что умеет левитировать, — ненормален? Конечно. А если он ''действительно'' умеет? Тамошние шизы (шизофреники) не просто приписывают себе кто какие [[сверхспособности]] — они этими сверхспособностями ''обладают''. А представитель от паров (параноиков) в местном правительстве уверен, что «вокруг враги, заговоры и т. д.», — но в показанных нам ситуациях их взаимодействия с Землёй вокруг [[Параноик был прав|действительно много заговоров]]. Да и для главы госбезопасности всюду высматривать угрозы вполне естественно. Будешь добрым и доверчивым — в лучшем случае потеряешь хлебное место, в худшем — окажешься в плену у каких-нибудь захватчиков или конкурентов. Главное (и практически невозможное для реального параноика) — не находить врагов там, где их нет. А вот их пары у Дика не находят, хотя и подозревают всех и вся…
 
=== Колония ===
Невдолбенно жуткая книга.
* [[Мимик]] — [[педаль в пол]]: этими милыми и дружелюбными существами населена целая планета.
* [[Плотоядная масса]] где неведомое существо, умеющее принимать обличье чего угодно, пожирало обитателей планеты, которую те сдуру колонизировали. И таки пожрало.
 
=== Молот Вулкана ===
* [[Управляющий суперкомпьютер]] — после ядерной войны человечество пришло к выводу, что людям доверять власть нельзя, и приступило к строительству беспристрастных суперкомпьютеров, которым доверило власть над планетой. {{spoiler|И тогда воевать друг с другом начали суперкомпьютеры.}}
 
=== Недолюди ===
* [[Не щадить детей]] — в связи с перенаселением земли абортом стало считаться убийство уже рожденного ребёнка возрастом до двенадцати лет.
 
=== О неутомимой лягушке ===
* [[Приключения в микромире]] — физик и философ вынуждены были проверять экспериментально парадокс Зенона. И вот один решил избавиться от другого и отправил его в микромир. Подтвердить/опровергнуть не удалось — ученый и лягушка выпали из установки, провалившись между атомами.
 
=== Особое мнение ===
{{Mirf|https://www.mirf.ru/book/delo-philipa-dika-empire-never-won}}
*[[Наказание до преступления]] — три мутанта-провидца предсказывают преступления, а полиция арестовывает будущих преступников загодя. Причём иногда бывает так называемое «особое мнение»: самый сильный провидец в своём прогнозе учитывает, что было бы, если бы будущий преступник заранее узнал о предсказании. В таких случаях дело решают большинством голосов. {{spoiler|В рассказе же создалась уникальная ситуация: потенциальный преступник — начальник полиции, имеющий доступ к предсказаниям; мутанты это учитывают с разной глубиной вложения, и в результате получается не одно особое мнение, а три.}}
** В экранизации ситуация совсем другая. Мало того что там, как оказалось, никакого особого мнения не было, так ещё и само потенциальное убийство возможно только в результате предсказания, то есть предсказание является самосбывающимся пророчеством. В книге же убийство произошло бы и без предсказаний.
** В экранизации «особое мнение» было со стороны Агаты. Близнецы увидели, как мать Агаты убивает нанятый киллер, а сама Агата увидела, как её мать убивает {{spoiler|глава проекта с провидцами.}} Наверное, виной «особому мнению» в экранизации стали семейные узы.
 
=== Подарок для Пэт ===
* [[Жуткая кукла]]: протагонист в качестве сувенира привозит с Юпитера статуэтку, которая не просто изображает божество — она и есть божество. [[Бог на побегушках|С удовольствием выполняющее пожелание владельца]].
 
=== Под сим покоится Вуб ===
* [[Капитан-отморозок]] — сложная моральная дилемма: ([[На двоих одно лишь дыхание|всем голодать на грани выживания]], питаясь одним гарниром, или сожрать разумное существо) {{Spoiler|(идея самого Вуба (Уаба) тянуть жребий не выдерживает никакой критики, потому что из всех разумных существ на борту только сам Вуб весит несколько центнеров)}} явно не по зубам простому [[реднек]]у. Но он [[с прикрученным фитильком|хотя бы колеблется]], и, прежде чем выстрелить в интеллигентного Вуба, ему требуется некоторое время поубеждать себя. {{Spoiler|И теперь Вуб «покоится» в [[похитители тел|теле бывшего капитана]], а капитан, по сути, застрелился. Более того, свинтус похвалил вкус собственного бывшего тела — он и сам был не прочь его попробовать, но вне рамок самообороны это было бы убийство, а он хрюшка воспитанная.}}
** Ну, не совсем так. Хрюшка была телепатом и с аппетитом зохавывала чужие мозги. Капитану она просто по мозгам вшатала так, что он простоял сколько-то времени как статуя, а вот одного из членов экипажа она почти что подчинила себе, после чего капитан, поняв, какой «подарок» он тащит на Землю, вуба пристрелил. И приказал сготовить из него жаркое для экипажа, которое и сам откушал. [[Что за идиот!]]
 
=== Помутнение ===
* [[Антиреклама наркотиков]] — корпорации используют труд выгоревших наркоманов в реабилитационных центрах на плантациях для выращивания наркотиков. Бонусом идёт посвящение книги длинному списку сторчавшихся друзей Дика с подробным описанием, кто и от чего умер. Книга — настоящий [[вывих мозга]].
* [[Между бредом и реальностью]] — психика главного героя после длительного знакомства с наркотой.
* [[Раздвоение личности]] — главный герой-спецагент «Фред» в костюме-«болтунье» (перевод В. Баканова) или костюме-шифровике (перевод Михаила Кондратьева), или «калейдоскопе» (экранизация). У него каждую секунду меняется облик и голос, что делает его неидентифицируемым. Фред был внедрён в компанию наркоманов под именем «Боба Арктора», из-за систематического употребления наркотика начал путаться в двух своих жизнях и считать «Арктора» другим человеком.
 
=== Пролейтесь, слёзы ===
(«​Лейтесь, слёзы, сказал полицейский»)
* [[Нелицо]] — главный герой, очень популярный артист, однажды просыпается и понимает, что он как будто никогда раньше не существовал: коллеги и знакомые не знают, публика не узнает, в документах он не значится. <s>Вот отсюда Лукьяненко и украл сюжет для «Черновика».</s>
* [[Охота на ведьм]] — университеты в блокаде, в обществе неслабая охота на беглых студентов.
 
=== Солнечная лотерея ===
* [[Неумолимый преследователь]]. Кит Пеллинг выделяется на фоне всех ранее избиравшихся Ассасинов — он не только неумолимый, но еще и неостановимый (потому как является {{spoiler|не человеком, а дистанционно управляемым андроидом}}).
 
=== Убик ===
* [[Бабочка и император]] — ничего не понятно, ничего не понятно, ничего не понятно, начинаем понимать, почти поняли… последняя глава не оставляет камня на камне от наших умозаключений.
* [[Жизнь есть сон]] — сложно сказать, является ли сном времяпровождение полуживых, но ближе всего именно к нему.
* [[Не совсем нормальный мир]] — главные герои сперва сталкиваются с мелочами вроде прокисших сливок и устарелой марки сигарет, а дальше дело доходит до {{spoiler|стремительной «деградации» (почему в кавычках — отдельный спойлер) мира к началу XX в.}} {{spoiler|Твист Бирса прилагается}}.
* [[Твист Амброза Бирса]] — [[педаль в пол]]: [[Все вокруг на самом деле мертвы…|мертвы ВСЕ]], кроме того персонажа, которого изначально и считали мёртвым. Да и с ним не всё так однозначно…
 
=== Электрический муравей ===
* [[Философский зомби]] — главный герой всю жизнь считал себя человеком, пока не выяснил, что все его ощущения, чувства и мысли записаны на плёнку в некоем аппарате внутри тела и просто проигрываются с неё. Можно ли говорить в таком случае о самосознании?
 
== Адаптации ==
Филип Дик почему-то исключителен среди фантастов касательно количества экранизированных и иначе адаптированных произведений. Не Стивен Кинг, конечно (хотя тот продавал права на экранизацию за доллар), но тем не менее. Классическая экранизация произведений Дика — адаптация рассказа в целый полнометражный фильм, при этом резко меняющий суть произведения.
* «[[Blade Runner|Бегущий по лезвию]]» Ридли Скотта — самая известная адаптация, в основу которой был положен роман «Снятся ли андроидам электроовцы?»
* «[[Blade Runner (игра)|Blade Runner]]» — компьютерная игра по мотивам фильма Скотта.
* «[[Scanner Darkly|Помутнение]]» — фильм 2006 года, сочетающий анимацию и живую съёмку.
* [[Screamers]] (в одном из переводов «Крикуны», в другом «Кричащие») — про самодвижущиеся противопехотные мины {{spoiler|вторая и третья модель в виде человекоподобных андроидов}}
* «Вспомнить всё» (1990) — фильм Пола Верховена со Шварцнеггером в главной роли по мотивам рассказа [[Филип Дик|Филипа Дика]] We Can Remember It for You Wholesale («Мы вам всё припомним», «Из глубин памяти», «В глубине памяти», «Продажа воспоминаний по оптовым ценам»). Резко расходится с рассказом, но на самом деле адаптация случайно получилась неплохая, с выдержанными в стиле Дика деталями.
** [[Манипуляция воспоминаниями]] (рассказ) — фальшивые воспоминания стали неплохим бизнесом. Не каждый может себе позволить отпуск на Марсе, а вот вложить себе ложные воспоминания об отпуске, якобы проведённом на Марсе, куда дешевле. {{spoiler|Правда, в ходе редактирования воспоминаний оказывается, что клиенту уже редактировали воспоминания, и что он на самом деле уже был на Марсе с крайне секретной миссией…}}
** [[Маньчжурский агент]] — как раз об этом. Кодовой фразы, правда, там нет — так что приходится, когда цель достигнута, просто стереть новую память и вернуть старую. Конечно, новая личность может быть этим не очень довольна.
** «Вспомнить всё 2070» — канадский телесериал.
** «Вспомнить всё» (2010) — римейк фильма Верховена.
* «Особое мнение» — боевик Стивена Спилберга с Томом Крузом в главной роли. Одна из лучших адаптаций.
* «Пришелец» (2001, Impostor тж. «Двойник», букв. «Самозванец») — по одноимённому короткому рассказу.
** [[Маньчжурский агент]] — инопланетяне с Центавра убивают людей, заменяя их своими агентами, в грудь которых вставлено взрывное устройство. Сами такие подменыши о подмене на знают и искренне считают себя обычными землянами. {{spoiler|Так случилось с главным героем}}.
* «Час расплаты» — экранизация рассказа «Полный расчёт», почему-то боевик.
* «Пророк» с Николасом Кейджем — вершина непонятных адаптаций Дика, основанная на одной брошенной вскользь идее из рассказа «Золотой человек», который вообще не про это.
* «Свободное радио Альбемута» — по мотивам посмертно опубликованной одноименной повести.
* «Меняющие реальность» — по мотивам «Бюро корректировки».
* «[[Человек в высоком замке]]» — телесериал. Перестает иметь отношение к книге, начиная со второго сезона.
* «[[Cypher|Кодер]]» — фильм Винченцо Натали, сочетающий жанры научной фантастики и авантюрно-шпионского детектива; не является адаптацией какого-то конкретного произведения, но создан под сильным влиянием творчества Дика.
* «Californium» — абсурдистская компьютерная игра по мотивам биографии Дика про писателя из Калифорнии Элвина Грина, который начинает выпадать в альтернативные реальности.
* «[[Philip K. Dick's Electric Dreams|Электрические сны Филиппа К. Дика]]» — 1 сезон (вроде без планов продолжать) сериала выпуска 2017 года от телеканала HBO по мотивам произведений автора, попытка натянуть сову на глобус, то есть Дика на «Чёрное Зеркало». Пара-тройка адаптаций рассказов («Человек», «Вроде-как-папа») получилась неплохо, от остальных осталось одно название.
=== «Электрические сны Филиппа К. Дика» ===
{{video|9JZo4Vf6mh4|Электрические сны}}
* [[Аллюзия]] — много отсылок и реверансов в сторону различных фантастических франшиз. Например, в эпизоде «Человек — это…» показано [[Warhammer 40,000|мрачное будущее, где есть только война, Землю называют Террой, а ксеносов очень не любят]].
* [[Большой брат следит за тобой]], история «Safe and Sound» — большая часть населения носят Дексы (Dex) в виде браслета с функциями очень продвинутого смартфона, и эти же десы используются для тотальной слежки, которую оправдывают борьбой с терроризмом. Но вот вездесущих видеокамер там нет, потому что считается, что хватает и дексов, тем более, что оператор декса может не только следить через него, но вербовать [[сексот]]ов, в качестве ходячей видеокамеры с микрофоном.
* [[Борьба нанайских мальчиков]] история «Safe and Sound» — именно оператор становится другом главной героини поддерживая её, чтобы завербовать её в качестве сексота, а затем {{spoiler|в качестве [[провокатор]]а подговаривает её на совершение теракта, с целью объявить о поимке террористов. Задержанной в итоге оказывается мать героини, которая пыталась запретить ей носить браслет}}.
* [[Джедайская правда]] — эпизод «Человек — это…»: полковника Сайлуса после миссии на Рекзаре 4 обвиняют в том, что он на самом деле не человек, а [[метаморф]]-пришелец. Сам обвиняемый, в конце-концов, согласился признать свою вину с одним только условием: с его жены должны быть сняты все обвинения в пособничестве. Суд принимает это условие, но тут в дело вступает его супруга Вера: она спрашивает у трибунала, верят ли они в то, что рекзарианцы — холодные и безжалостные твари, которым неведомо сострадание (в чем уверены все земляне)? Получив утвердительный ответ от обвинителей, она тут же опровергает их доводы: ведь только что Сайлус был готов отдать свою жизнь за любимую — это ли не доказательство того, что он не пришелец? В результате суд оправдывает полковника и снимает все обвинения. {{spoiler|А при чем тут наш троп? А при том, что на тот момент Вера абсолютно точно знает, что Сайлус на самом деле НЕ человек, а метаморф. Тем не менее, он гораздо человечнее и лучше оригинала (который был жестоким самовлюбленным чурбаном, воспринимавшим свою жену как деталь интерьера) и искренне любит её (и это чувство взаимно). Мнение людей, что рекзарианцы — бесчувственные твари, таким образом, было глубоко ошибочным и субъективным. Но знала об этом только Вера и она сознательно сыграла на этом, позволив суду самому себя обмануть.}}
* [[Постапокалипсис]] {{spoiler|1=история «AutoFac» (сокращение от Automatic Factory = Автоматическая Фарбика) — после ядерной войны больше нет людей, но есть роботы считающие себя людьми, а некоторые из них лаже партизанят против автоматической фабрики}}
* [[L-образное одеяло]] история «Real Life» — L-образное одеяло в сцене с двумя целующимися девушками! Очевидно, одна из актрис согласилась показать грудь сбоку (не показывая соски), а другая не согласилась и натянула одеяло до самых подмышек.
* [[Голые мужчины, одетые женщины]] история «AutoFac» (сокращение от Automatic Factory = Автоматическая Фарбика) — главная героиня лежит в постели одетая, а её парень лежит на боку голым
* [[Потому что вы были добры ко мне]] история «Human is» — поскольку государство назначает своим гражданам супругов, то главная героиня вышла замуж отнюдь не по любви, а её муж часто вёл себя как холодный равнодушный козёл. После возвращения с очередной миссии на другой планете муж к её удивлению стал заботливым и нежным. После расследования инцидента на этой планете его обвинили в том, что он на самом деле инопланетный метаморф, а жена выступила в его защиту и смогла доказать, что он человек, поскольку нелюди якобы неспособны к состраданию. {{Spoiler|ИЧХС, как оказалось, инопланетянин реально вытеснил личность её мужа и полюбил героиню, что её в итоге полностью устраивает.}}
* [[Всё равно я человек!]] {{spoiler|1=история «AutoFac» (сокращение от Automatic Factory = Автоматическая Фарбика) — после ядерной войны больше нет людей, но есть роботы считающие себя людьми, а некоторые из них лаже партизанят против автоматической фабрики}}
* «[[Расширенные Штаты Америки]]», серия «Убить всех других» — первый тип; действие происходит в Мексамкане (MexUSCan), авторитарном государстве на территории бывших Мексики, США и Канады соответственно.
* [[Шапочка из фольги]] — история «капюшонщик»: капюшоны с металлизированной тканевой маской не дают читать мысли надевшего такой капюшон телепатам
* [[У нас не такие души]] история «Crazy Diamond» по рассказу «Спешите приобрести!» — душой называют воспоминания и личность, которые получает химера
* [[Сексот]] история «Safe and Sound» — большая часть населения носят Дексы (Dex) в виде браслета с функциями очень продвинутого смартфона, и эти же десы используются для тотальной слежки, которую оправдывают борьбой с терроризмом. Но вот вездесущих видеокамер там нет, потому что считается, что хватает и дексов, тем более, что оператор декса может не только следить через него, но вербовать [[сексот]]ов, в качестве ходячей видеокамеры с микрофоном.
* [[Симпатичная хрюшка]] история «Crazy Diamond» по рассказу «Спешите приобрести!» среди [[химера|химер]] фигурирует одна, которая на 60 % свинья и на 40 % человек.
* [[Твист Амброза Бирса]] — серия «Невозможная планета». Престарелая пассажирка космического круизного лайнера Ирма Гордон мечтает слетать к Земле, чтобы увидеть одно место у водопада в Калифорнии, где начался роман её дедушки и бабушки. Поскольку Земля уничтожена, капитан решает её обмануть и найти ближайшую похожую по размерам и расположению планету, однако по мере повествования всё больше терзается от угрызений совести и проникается к Ирме чувствами (взаимно, поскольку он очень похож на её деда, и в итоге она даже хочет воссоздать с ним ту самую романтическую историю). {{Spoiler|Они высаживаются на крайне неблагоприятную планету в скафандрах и идут искать водопад, причём Ирма ни на секунду не сомневается, что это Земля. Вдруг сквозь тучи пробивается солнце, скафандры превращаются в обычную одежду, а юные капитан и Ирма кидаются друг другу в объятия. Помощник капитана, оставшийся на борту и просивший их не заходить далеко, в тот же самый момент видит на приборной панели, что запасы кислорода у них на нуле.}}
 
== Примечания ==
<references/>
 
{{Nav/Персоналии}}
{{Nav/Книги}}

Версия 19:00, 1 апреля 2022

Перенаправление на: