Редактирование: Планетарный романс

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Конкретика}}
[[Файл:1059 poster 1259430470.jpg|thumb|Самый кассовый планетарный романс в истории [[кино]]]]
[[Файл:1059 poster 1259430470.jpg|thumb|Самый кассовый планетарный романс в истории [[кино]]]]


'''Планетарный романс''' — поджанр [[Космическая опера|космооперы]], чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной [[Star Wars]], например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир.
'''Планетарный романс''' поджанр [[Космическая опера|космооперы]], чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной [[Star Wars]], например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир.


== Типичные черты «романтической» планеты ==
== Типичные черты «романтической» планеты ==
Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.
Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.
* Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
* Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
** В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
** В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но протагониста это не касается: он переселенец в тело полуаборигена. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
* Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в [[фэнтези]].
* Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в [[фэнтези]].
** Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
** Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
** Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
** Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
* Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют [[диктатор]]ы/[[варлорд]]ы и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно [[аристократ]]ы.
* Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют [[диктатор]]ы/[[варлорд]]ы и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно [[аристократ]]ы.
* Там есть мечи! И на них можно [[Бой на мечах|фехтовать!]] Ну, как правило.
* Там есть мечи! И на них можно [[Бой на мечах|фехтовать!]] Ну, как правило.
== История жанра ==
Классикой жанра на западе считаются произведения Берроуза о Марсе, у нас же классикой стала «[[Аэлита]]» Толстого.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
 
* «[[Аэлита]]»
==== Отечественная ====
* «[[Геликония]]»
* «[[Аэлита]]» А. Толстого.
* «[[Планета Роканнона]]»
* «[[Маджипур]]»
* «[[Dune]]».
* [[Дарковер]] Мэррион Зиммер Брэдли.
* [[Братья Стругацкие]]: «[[Трудно быть богом]]» и «[[Обитаемый остров]]».
* [[Братья Стругацкие]]: «[[Трудно быть богом]]» и «[[Обитаемый остров]]».
* «Агент КФ» и «Подземелье ведьм» К. Булычева. В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
* Циклы Эдгара Райса Бэрроуза «Джон Картер с Марса [John Carter of Mars]» и «Венерианский цикл [Venus]».
* «[[Вейская Империя]]» Ю. Латыниной.
* «[[Крылья (повесть)|Крылья]]» Юрия [[Нестеренко]].
* «Силайское яблоко» В. Назарова. Авторитарная в корне своём планета, живущая даже {{spoiler|без авторитарного правителя, по указке механического генератора случайных решений.}}
* «Нет повести печальнее на свете», Георгий Шах. Планетарные «[[Ромео и Джульетта]]». Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии.
* «Цена победы», Сергей Садов.
* «[[Слово о драконе|Одинокий дракон]]» и часть других романов из торго же цикла П. Шумила.
 
==== Зарубежная ====
* Циклы «[[Barsoom|Джон Картер с Марса]]» и «Венерианский цикл» Э. Р. Берроуза.
* «[[Дюна]]» Ф. Герберта.
* «[[Hainish Cycle|Планета Роканнона]]» (в других переводах «Мир Роканнона») У. К. Ле Гуин и многие другие романы того же цикла.
* «[[Majipoor|Маджипур]]» Р. Силверберга.
* «[[Дарковер]]» М. З. Брэдли.
* «[[Helliconia|Гелликония]]».
* «[[Lord of Light|Князь Света]Р. Желязны.
* Почти все произведения «Королевы планетарного романса» Ли Брэккет.
* Почти все произведения «Королевы планетарного романса» Ли Брэккет.
* «Ангел с мечом» К. Черри.
* «[[Вейская Империя]]»
* Циклы «[[Deathworld|Мир Смерти]]» и «[[The stainless steel rat|Стальная Крыса]]» Г. Гаррисона.
* Романы Гарри Гаррисона из серий «Мир Смерти» и «Стальная Крыса».
* «[[Snow Queen (космоопера)|Снежная королева]]».
* «[[Snow Queen (космоопера)|Снежная королева]]»
* «[[Пернский цикл]]» Энн Маккефри.
* «[[Крылья (повесть)|Крылья]]» Юрия Нестеренко
* «[[Pan Lodowego Ogrodu|Владыка ледяного сада]]» Ярослава Гжендовича.
* «[[Пернский цикл]]» Энн Маккефри
* «Рука Зеи» Спрэга де Кампа.
* «Одинокий дракон» Шумила
* «[[Невеста ветра]]» Наталии Осояну.
* Вячеслав Назаров. «Силайское яблоко». Авторитарная в корне своём планета, живущая даже {{spoiler|без авторитарного правителя, по указке механического генератора случайных решений.}}
* «[[The Queen of Air and Darkness|Царица ветров и тьмы]]» П. Андерсона.
* Георгий Шах. «Нет повести печальнее на свете». Планетарные «[[Ромео и Джульетта]]». Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии.
* Кир Булычёв, «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
* [[Огромный чёрный корабль]] с ядерной войной
* [[Pan Lodowego Ogrodu|Владыка ледяного сада]]
* Спрэг де Камп «Рука Зеи»
* Сергей Садов, «Цена победы».


==== Сетевая литература ====
==== Сетевая литература ====
* «Мессия» Ильи Гутмана.
* «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.
* «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Все экранизации «Дюны»
* «[[Кин-дза-дза]]»
* «[[Кин-дза-дза]]»
* «Подземелье ведьм» — поздне-поздне-советская экранизация вышепомянутой вещи Булычева с не самыми плохими для тех лет спецэффектами и эндингом в исполнении Маши Распутиной.
* «Подземелье ведьм» — поздне-поздне-советская экранизация вышепомянутой вещи Булычева с не самыми плохими для тех лет спецэффектами и эндингом в исполнении Маши Распутиной.
* Трилогия «Приключения Эвоков»: «Караван Смелых», «Битва за Эндор», «Возвращение Джедая».<ref>После Эпизода VI было снята два спин-оффа про эвоков, образующих вместе с Эпизодом VI трилогию про эвоков.</ref> Сюда же и мультсериал «Эвоки».
* Трилогия «Приключения Эвоков»: «Караван Смелых», «Битва за Эндор», «Возвращение Джедая».<ref>После Эпизода VI было снята два спин-оффа про эвоков, образующих вместе с Эпизодом VI трилогию про эвоков.</ref> Сюда же и мультсериал «Эвоки».
* «[[Крулл]]» (1983)
* «[[Крулл]]» (1983)
* «[[Avatar|Аватар]]»
* «[[Avatar|Аватар]]»
* «Джон Картер»
* Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958).
* Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958).


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Мультфильм «[[Перевал]]» и роман «[[Посёлок]]».<ref>По рассказу Кира Булычёва «Перевал» был создан мультфильм с иллюстрациями профессора математики Фоменко, а после его успеха рассказ был расширен до романа «Посёлок».</ref>
* Мультфильм «[[Перевал]]» и роман «[[Посёлок]]».<ref>По рассказу Кира Булычёва «Перевал» был создан мультфильм с иллюстрациями профессора математики Фоменко, а после его успеха рассказ был расширен до романа «Посёлок».</ref>
* [[La prophétie]] («Пророчество», также известно под названием «Каена» — по имени главной героини).
* [[La prophétie]] («Пророчество», также известно под названием «Каена» — по имени главной героини).
* «Битва за планету Терра» — про инопланетян, к которым прилетел корабль поколений, влачащий на своём рассыпающемся от дряхлости борту остатки человечества.
* «Битва за планету Терра» — про инопланетян, к которым прилетел корабль поколений, влачащий на своём рассыпающемся от дряхлости борту остатки человечества.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
Строка 73: Строка 68:
* [[Heroes of Might and Magic]] по четвертую часть включительно. И [[Might and Magic|материнская серия]]. Нет, серьезно, это космоопера.
* [[Heroes of Might and Magic]] по четвертую часть включительно. И [[Might and Magic|материнская серия]]. Нет, серьезно, это космоопера.
* [[Endless Legend]].
* [[Endless Legend]].
* [[Wizardry]] — восьмая часть совершенно однозначно планетарный романс, да и остальные близко к тому.
* С очень сильно прикрученным фитильком — [[Pathfinder: Kingmaker]]. Во вселенной существуют технически развитые цивилизации (в Нумерии есть разбившийся звездолет), но это почти не влияет на основной сюжет, только объясняет существование Технолиги и ее технологии.
* [[Ghost Song]]
* [[Moduwar]] — игра за Моду, выглядящего как нечто среднее между кракеном и циклопической плавающей колонией гидроидов, используемого землянами в качестве боевого зверя против других подобных существ


=== Just for lulz ===
=== Just for lulz ===
* Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с [[постапокалипсис]]ом: по мнению ребе Хиневича, [[Не в ладах с физикой|у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.]]<ref>Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у [[Нацистский оккультизм|Анненербе]]. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны</ref> После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…
* Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references/>
 
{{Nav/Космоопера}}
{{Nav/Космоопера}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!