Редактирование: Практопия

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 6: Строка 6:
Или все-таки кранты?<br />
Или все-таки кранты?<br />
|[[Олди|О.С.Ладыженский]]}}
|[[Олди|О.С.Ладыженский]]}}
'''Практопия''' (практическая утопия; термин введён Элвином Тоффлером) литературный [[жанр]], в котором, как и в утопии, описывается модель лучшего общества, но, в отличие от утопии, признаётся неидеальность данного общества. В каком-то роде это — компромисс между [[Утопия|утопией]] и [[Антиутопия|антиутопией]]. Упрощённо, мир утопии, по мнению автора, хороший — доведённый до идеала, антиутопии — плохой — доведённый до абсурда, практопии — иной (пусть и с претензией на усовершенствование). Если под утопию подойдёт [[Романтическое Средневековье]], а под антиутопию — [[Навозные века]], практопия более соответствует [[Нет мира под оливами]].
'''Практопия''' (практическая утопия; термин введён Элвином Тоффлером) — литературный [[жанр]], в котором, как и в утопии, описывается модель лучшего общества, но, в отличие от утопии, признаётся неидеальность данного общества. В каком-то роде это — компромисс между [[Утопия|утопией]] и [[Антиутопия|антиутопией]]. Упрощённо, мир утопии, по мнению автора, хороший — доведённый до идеала, антиутопии — плохой — доведённый до абсурда, практопии — иной (пусть и с претензией на усовершенствование). Если под утопию подойдёт [[Романтическое Средневековье]], а под антиутопию — [[Навозные века]], практопия более соответствует [[Нет мира под оливами]].


Законодательство в практопии, в отличие от утопии, не идеально, но, в отличие от антиутопии, терпимо. Если вы его нарушите и не будете сопротивляться, вас ждёт не расстрел на месте, а суд с адвокатом. А дальше — как получится.
Законодательство в практопии, в отличие от утопии, не идеально, но, в отличие от антиутопии, терпимо. Если вы его нарушите и не будете сопротивляться, вас ждёт не расстрел на месте, а суд с адвокатом. А дальше — как получится.


Утопия могла не получиться в данном мире, потому что правительство не сплошь честно и порядочно, либо хотели как лучше, а получилось… Нехватка ресурсов, тяжёлое наследие и т. д. прилагаются.
Утопия могла не получиться в данном мире, потому что правительство не сплошь честно и порядочно, либо хотели как лучше, а получилось… Нехватка ресурсов, тяжёлое наследие и т. д. прилагаются.


== Определяющие черты практопии ==
== Определяющие черты практопии ==
* Сама суть описываемого общества — [[Все оттенки серого|серая]]. В противопоставление [[Все оттенки белого|светлой]] утопии и [[Чернуха|мраку]] антиутопии.
* Сама суть описываемого общества — [[Все оттенки серого|серая]]. В противопоставление [[Все оттенки белого|светлой]] утопии и [[Чернуха|мраку]] антиутопии.
* [[Все оттенки серого]] в отношениях между героями, даже если конфликт не выходит за рамки дружеских разногласий.
* [[Все оттенки серого]] в отношениях между героями, даже если конфликт не выходит за рамки дружеских разногласий.
* Протагонисты могут не быть идеальными слугами системы, но и радикальных перемен, тем более радикальными методами, не добиваются.
* Протагонисты могут не быть идеальными слугами системы, но и радикальных перемен, тем более радикальными методами, не добиваются.
* Если в утопии идеал достигнут, хотя это не всегда означает застой, а в антиутопии — регресс, то в практопии мир может не спеша развиваться обычным темпом. Либо стремиться к утопии, или скатываться в антиутопию. Если утопия оказывается недолговечной, возможно, её следует считать уже практопией. Антиутопия может допускать надежду на [[Сопротивление|сопротивление]], или какую-нибудь случайность, стихию и т. д. Например, в экранизации «Скотного двора» Дж. Оруэлла от 1999 г. резиденцию Наполеона {{spoiler|смывает дождём}} и {{spoiler|вместо него приходят добрые хозяева}}, а в мультипликационной версии 1954 года животные поднимают восстание уже против него.
* Если в утопии идеал достигнут, хотя это не всегда означает застой, а в антиутопии — регресс, то в практопии мир может не спеша развиваться обычным темпом. Либо стремиться к утопии, или скатываться в антиутопию. Если утопия оказывается недолговечной, возможно, её следует считать уже практопией. Антиутопия может допускать надежду на [[Сопротивление|сопротивление]], или какую-нибудь случайность, стихию и т. д. Например, в экранизации «Скотного двора» Дж. Оруэлла от 1999 г. резиденцию Наполеона {{spoiler|смывает дождём}} и {{spoiler|вместо него приходят добрые хозяева}}, а в мультипликационной версии 1954 года животные поднимают восстание уже против него.
* Научно-технические, политико-экономические и пр. достижения практопического мира являются как благом, так и злом. Например, какой-нибудь новый промышленный материал или двигатель окажется сущим кошмаром для окружающей среды. Если он окажется экологически чистым, то дорогим. Или ещё с каким-нибудь побочным эффектом.
* Научно-технические, политико-экономические и пр. достижения практопического мира являются как благом, так и злом. Например, какой-нибудь новый промышленный материал или двигатель окажется сущим кошмаром для окружающей среды. Если он окажется экологически чистым, то дорогим. Или ещё с каким-нибудь побочным эффектом.


Строка 24: Строка 24:
* «Схизматрица» Брюса Стерлинга.
* «Схизматрица» Брюса Стерлинга.
* «Калиф на час» Юрия Грекова.
* «Калиф на час» Юрия Грекова.
* Цикл рассказов С. В. Лукьяненко «Прекрасное далёко» и его же трилогия «Лорд с планеты Земля». Также дилогия  " Звезды- холодные игрушки".
* Цикл рассказов С. В. Лукьяненко «Прекрасное далёко» и происходящая в той же вселенной трилогия «Лорд с планеты Земля». Дилогия «Звезды — холодные игрушки» представляет целых две практопии — образцовый коллективизм Геометров и образцовый индивидуализм Тени.
* Роберт Шекли «Корпорация „Бессмертие“». {{spoiler|Открыты способы сохранения души после смерти тела и её переселения}}, {{spoiler|что породило новые виды преступности}}.
* Роберт Шекли «Корпорация „Бессмертие“». {{spoiler|Открыты способы сохранения души после смерти тела и её переселения}}, {{spoiler|что породило новые виды преступности}}.
* Цикл «Культура», собственно, сама Культура. Описана привлекательно, довольно стабильна, но всё равно не лишена недостатков, а многие персонажи из-за её пределов не менее симпатичны.
* Цикл «Культура», собственно, сама Культура. Описана привлекательно, довольно стабильна, но всё равно не лишена недостатков, а многие персонажи из-за её пределов не менее симпатичны.
* «Величайший диктатор» Палтуса: социал-авангардизм очень подходит под троп.
* «Величайший диктатор» Палтуса: социал-авангардизм очень подходит под троп.
* «Обделённые» Ле Гуин. Строй Анарреса - общинный анархо-коммунизм с полным равноправием полов и экономикой без денег, но страдающий от собственной догматичной морали и мешающий творческим и интеллектуально развитым людям проявить свой талант, вместо этого используя их на чёрной работе (а, значит, никаких вам технологических прорывов и культурных достижений). Уррас с его классическим олигархическим капитализмом не сильно лучше.
* «Обделённые» Ле Гуин. Строй Анарреса — общинный анархо-коммунизм с полным равноправием полов и экономикой без денег, но страдающий от собственной догматичной морали и мешающий творческим и интеллектуально развитым людям проявить свой талант, вместо этого используя их на чёрной работе (а, значит, никаких вам технологических прорывов и культурных достижений). Уррас с его классическим олигархическим капитализмом не сильно лучше.
* Поздний и частично деконструированный авторами [[Мир Полудня]] Стругацких (включая ненаписанный «Белый Ферзь») двигался в эту сторону. Дадим [[Сумасшедший учёный|радикальным учёным]] полную свободу действий на собственной планете? Упс, они эту планету [[Экстерминатус|взорвали]]. [[Осторожная наука|Ограничим учёных]] силами спецслужб, чтобы такого больше не повторялось? Упс, теперь они исключительно из-за собственной паранойи убивают непричастных людей.
* Поздний и частично деконструированный авторами [[Мир Полудня]] Стругацких (включая ненаписанный «Белый Ферзь») двигался в эту сторону. Дадим [[Сумасшедший учёный|радикальным учёным]] полную свободу действий на собственной планете? Упс, они эту планету [[Экстерминатус|взорвали]]. [[Осторожная наука|Ограничим учёных]] силами спецслужб, чтобы такого больше не повторялось? Упс, теперь эти спецслужбы исключительно из-за собственной паранойи убивают непричастных людей.
** То, что насочиняли на эту же тему «ученики», часто проходит по [[Антиутопия|другой статье]].
** То, что насочиняли на эту же тему «ученики», часто проходит по [[Антиутопия|другой статье]].
** Условно-полуденный-капиталистический сеттинг у Евгения Филенко в «Галактическом консуле» с продолжениями.
** Условно-полуденный-капиталистический сеттинг у Евгения Филенко в «Галактическом консуле» с продолжениями.
* А.Рубанов "Хлорофилия" - Сибирь сдали в аренду китайцам, а полученную ренту честно поделили между жителями оставшейся части России (точнее, сосредоточенными в Москве 25 миллионами, за пределами людей и не осталось почти, одни племена). Каждый по праву рождения получает энную сумму на счет регулярно, квартира меньше трехкомнатной считается за нищету - живи и радуйся, "ты никому ничего не должен"! Даже наросшая в один прекрасный день гигантская трава в сотню этажей ростом, чья мякоть имеет наркотический эффект без ломки, не особо расшевелила сверхсытое общество - бедняки живут на нижних этажах в постоянной расслабленности, потребляя одну воду и мякоть, богатеи наслаждаются солнцем и жрут ту же мякоть в таблетках, а выше всех сидят китайцы, выйти за которых мечтает каждая женщина. Вот только каждый поедающий мякоть рано или поздно превращается в растение, а китайцы готовятся оставить высосанную досуха территорию...
* А.Рубанов «Хлорофилия» — Сибирь сдали в аренду китайцам, а полученную ренту честно поделили между жителями оставшейся части России (точнее, сосредоточенными в Москве 25 миллионами, за пределами людей и не осталось почти, одни племена). Каждый по праву рождения получает энную сумму на счет регулярно, квартира меньше трехкомнатной считается за нищету — живи и радуйся, «ты никому ничего не должен»! Даже наросшая в один прекрасный день гигантская трава в сотню этажей ростом, чья мякоть имеет наркотический эффект без ломки, не особо расшевелила сверхсытое общество — бедняки живут на нижних этажах в постоянной расслабленности, потребляя одну воду и мякоть, богатеи наслаждаются солнцем и жрут ту же мякоть в таблетках, а выше всех сидят китайцы, выйти за которых мечтает каждая женщина. Вот только каждый поедающий мякоть рано или поздно превращается в растение, а китайцы готовятся оставить высосанную досуха территорию…
* [[Юбер Аллес]] - Райх. Государство на полдороге между демократией и диктатурой, рыночной экономикой и очень внимательным контролем государства чтобы она работала не во вред. Напоминает идеализированный [[Чекистско-бандитский мордор|Мордор]] или успешно масштабированный Сингапур.
** А это точно практопия, а не антиутопия уже?
* [[Юбер Аллес]] — Райх. Государство на полдороге между демократией и диктатурой, рыночной экономикой и очень внимательным контролем государства чтобы она работала не во вред. Напоминает идеализированный [[Чекистско-бандитский мордор|Мордор]] или успешно масштабированный Сингапур.


=== [[Кино]]  ===
=== [[Кино]]  ===
Строка 42: Строка 43:
* «Вспомнить всё 2070». Главные герои добросовестно выполняют свои обязанности в «Бюро по защите граждан». Но действуют, особенно Дэвид Хьюм, {{spoiler|который — человек}}, порой [[К чёрту закон, я делаю добро!|не по закону, а по совести]]. Например, в 9-ой серии «Baby Lottery» (рус. «Детская лотерея») {{spoiler|они спасают ребёнка от похитителей, хотевших использовать его в своих интересах, выявляют незаконное применение боевого андроида, после чего Дэвид вместе с другом и напарником Яном Фарвом, {{spoiler|который — андроид}}, дают его родителям с ним сбежать, вместо того, чтобы арестовать их, а ребёнка сдать в специнтернат из-за генетической предрасположенности к преступлениям, на что родители ранее как бы согласились, дабы избежать социальных дискриминаций. }}
* «Вспомнить всё 2070». Главные герои добросовестно выполняют свои обязанности в «Бюро по защите граждан». Но действуют, особенно Дэвид Хьюм, {{spoiler|который — человек}}, порой [[К чёрту закон, я делаю добро!|не по закону, а по совести]]. Например, в 9-ой серии «Baby Lottery» (рус. «Детская лотерея») {{spoiler|они спасают ребёнка от похитителей, хотевших использовать его в своих интересах, выявляют незаконное применение боевого андроида, после чего Дэвид вместе с другом и напарником Яном Фарвом, {{spoiler|который — андроид}}, дают его родителям с ним сбежать, вместо того, чтобы арестовать их, а ребёнка сдать в специнтернат из-за генетической предрасположенности к преступлениям, на что родители ранее как бы согласились, дабы избежать социальных дискриминаций. }}
* «Запретная наука/Forbidden Science».
* «Запретная наука/Forbidden Science».
* «Обратная сторона Луны-2». СССР ощутимо вырос территориально. Социалистическое общество переходит к коммунизму.Товары для детей бесплатные.Советские космонавты на Марсе. Преступность минимальна. С охваченного кризисом Запада к нам народ рвётся...Однако у власти КПСС и КГБ. Личных машин практически нет, только каршеринг, как сейчас у самокатов. Милиция в условиях отсутствия преступности изрядно расслаблена {{spoiler|и когда появляется действительно опасный преступник, теряется}} Медицина бесплатная,{{spoiler|но от некоторых почти смертельных, но в принципе излечимых, только ценой очень больших денег болезней, лечат далеко не всех}}


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Жанры}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!