Редактирование: Автор забронзовел
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
тоже бушевали. | тоже бушевали. | ||
Африканец!|Владимир Маяковский, «Юбилейное»}} | Африканец!|Владимир Маяковский, «Юбилейное»}} | ||
'''Автор забронзовел''' — этап в творчестве, обычно посмертный и совершенно необязательный, когда к автору приходит признание на уровне маститых критиков и государства. Творчество автора включают в школьные учебники, и да — может буквально быть поставлен памятник автору, а то и не один. Теперь творчеству автора не грозит [[Время не пощадило|забвение]], но у явления есть и тёмная сторона: после забронзовения биография автора будет [[Товарищ Огилви|отлакирована]], а его творчество будет трактоваться и публиковаться в соответствии с текущей политической [[Конъюнктурный пересмотр|конъюнктурой]]. | '''Автор забронзовел''' — этап в творчестве, обычно посмертный и совершенно необязательный, когда к автору приходит признание на уровне маститых критиков и государства. Творчество автора включают в школьные учебники, и да — может буквально быть поставлен памятник автору, а то и не один. Теперь творчеству автора не грозит [[Время не пощадило|забвение]], но у явления есть и тёмная сторона: после забронзовения биография автора будет [[Товарищ Огилви|отлакирована]], а его творчество будет трактоваться и публиковаться в соответствии с текущей политической [[Конъюнктурный пересмотр|конъюнктурой]]. | ||
Часто, особенно в музыке, сочетается с '''синдромом мёртвого героя''' | Часто, особенно в музыке, сочетается с '''синдромом мёртвого героя''' — когда [[:tv:DeadArtistsAreBetter|трагически погибшего творца запоминают лучше, чем живого или дожившего до старости]]. Такой удобен для забронзовения тем, что ещё сравнительно не устарел, но сам бронзовению уже никак не помешает. | ||
Если бронзовению подвергается автор, в прошлом обойдённый вниманием, это ещё и [[отомщено временем]]. А если он в массовом сознании поглотил своих соавторов, и все их достижения приписывают забронзовевшему, значит, [[вся слава досталась не тому]]. Нередко приводит к [[не читал, но восхваляю|восхвалению даже от не читавших]]: ну как же, застыдят, если не любишь такого бронзового классика! | Если бронзовению подвергается автор, в прошлом обойдённый вниманием, это ещё и [[отомщено временем]]. А если он в массовом сознании поглотил своих соавторов, и все их достижения приписывают забронзовевшему, значит, [[вся слава досталась не тому]]. Нередко приводит к [[не читал, но восхваляю|восхвалению даже от не читавших]]: ну как же, застыдят, если не любишь такого бронзового классика! | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
* [[Уильям Шекспир]] при жизни считался неплохим драматургом, но некоторые говорили: «До Кристофера Марло не дотягивает! И слишком „[[Налить воды|размазывает]]“!». Слава гения пришла к нему только сто лет спустя, подкреплённая научными трудами Сэмюэля Джонсона 1765 г. и Эдмонда Малоуна 1790 г. И кто, кроме специалистов, в наши дни помнит этого самого Кристофера Марло (действительно неплохого драматурга и поэта… но не более того)? | * [[Уильям Шекспир]] при жизни считался неплохим драматургом, но некоторые говорили: «До Кристофера Марло не дотягивает! И слишком „[[Налить воды|размазывает]]“!». Слава гения пришла к нему только сто лет спустя, подкреплённая научными трудами Сэмюэля Джонсона 1765 г. и Эдмонда Малоуна 1790 г. И кто, кроме специалистов, в наши дни помнит этого самого Кристофера Марло (действительно неплохого драматурга и поэта… но не более того)? | ||
* А. Н. Островский при жизни был довольно популярен в массах, но критики его попинывали и покусывали, а Чехов оценивал его дар относительно невысоко («Если ввести литературную Табель о рангах, то Островский — это никак не выше статского советника [''чина, в невоенной офисной госслужбе аналогичного бригадному генералу, то есть даже ниже генерал-майора'']!»). Провозглашать его бесспорным классиком начали только в советское время, особенно начиная с 1930-х годов. | * А. Н. Островский при жизни был довольно популярен в массах, но критики его попинывали и покусывали, а Чехов оценивал его дар относительно невысоко («Если ввести литературную Табель о рангах, то Островский — это никак не выше статского советника [''чина, в невоенной офисной госслужбе аналогичного бригадному генералу, то есть даже ниже генерал-майора'']!»). Провозглашать его бесспорным классиком начали только в советское время, особенно начиная с 1930-х годов. | ||
** С другой же стороны, несомненными поклонниками Островского были Гончаров, Григорович, Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин и даже всеми недовольный Лев Николаевич Толстой! А «забронзовели» его буквально со старта карьеры: первая же крупная пьеса, «Банкрот», была критикой объявлена четвёртой великой русской комедией, наряду с творениями [[Недоросль|Фонвизина]], [[Горе от ума|Грибоедова]] и [[Ревизор|Гоголя]]. Что касается покусываний критики, то всех бы так покусывали: критики лишь позволяли | ** С другой же стороны, несомненными поклонниками Островского были Гончаров, Григорович, Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин и даже всеми недовольный Лев Николаевич Толстой! А «забронзовели» его буквально со старта карьеры: первая же крупная пьеса, «Банкрот», была критикой объявлена четвёртой великой русской комедией, наряду с творениями [[Недоросль|Фонвизина]], [[Горе от ума|Грибоедова]] и [[Ревизор|Гоголя]]. Что касается покусываний критики, то всех бы так покусывали: критики лишь позволяли себя возмущаться, чего это живой классик так упорен в своей тяге к экспериментам (особенно возмущались артисты, которым не все его реформаторские ходы сразу заходили). Однако, первым в истории председателем Общество русских драматических писателей и оперных композиторов Островский был избран единогласно и занимал должность до смерти. Органы государственной власти тоже относились к драматургу с уважением, даже пиететом (в поздние, конечно, годы; в ранние у него были немалые проблемы с цензурой). А о коммерческом успехе пьес другие авторы могли только мечтать. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* Чехов «покрылся бронзовой коркой» только в советское время. При жизни Антон Павлович сетовал, что в любых перечислениях его упоминают не более чем вторым: «Толстой и Чехов», «Короленко и Чехов», «Потапенко и Чехов», «Бунин и Чехов»… Но кто сейчас вспомнит Потапенко?.. | * Чехов «покрылся бронзовой коркой» только в советское время. При жизни Антон Павлович сетовал, что в любых перечислениях его упоминают не более чем вторым: «Толстой и Чехов», «Короленко и Чехов», «Потапенко и Чехов», «Бунин и Чехов»… Но кто сейчас вспомнит Потапенко?.. | ||
* [[Наше Всё|Александр Сергеевич Пушкин]] — бронзовение длилось весь XIX в. Если при его смерти министр народного просвещения Уваров говорил «„Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь?..», если первый памятник ему открыли только в | * [[Наше Всё|Александр Сергеевич Пушкин]] — бронзовение длилось весь XIX в. Если при его смерти министр народного просвещения Уваров говорил «„Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь?..», если первый памятник ему открыли только в 1880 году, со спорами и пришлось скидываться на него деньгами, то к XX веку (см. эпиграф) он стал бесспорным классиком, хрестоматийным автором, а памятники ему украшают множество городов. | ||
** Впрочем, ему не пристало жаловаться — он сам же и написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». | ** Впрочем, ему не пристало жаловаться — он сам же и написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». | ||
** Забронзовением Пушкина возмущались Цветаева («Бич жандармов, бог студентов») и Маяковский (см. выше). | ** Забронзовением Пушкина возмущались Цветаева («Бич жандармов, бог студентов») и Маяковский (см. выше). | ||
* Льва Толстого окончательно обронзовели уже при советской власти<ref>А основания этому были заложены в предреволюционное десятилетие, когда среди образованных людей и в особенности среди учащихся и студентов считалось хорошим тоном превозносить [[Эффект Стрейзанд|гонимого церковью и царским прижымом]] душку-графа, литературного гения всех времен и народов. Читать его книги при этом было не обязательно.</ref> — притом не столько за художественную сторону творчества, сколько за критику всех сторон [[застенки царизма|тогдашней жизни]]. А за ссору с церковью советское литературоведение ему даже графский титул простило. | * Льва Толстого окончательно обронзовели уже при советской власти<ref>А основания этому были заложены в предреволюционное десятилетие, когда среди образованных людей и в особенности среди учащихся и студентов считалось хорошим тоном превозносить [[Эффект Стрейзанд|гонимого церковью и царским прижымом]] душку-графа, литературного гения всех времен и народов. Читать его книги при этом было не обязательно.</ref> — притом не столько за художественную сторону творчества, сколько за критику всех сторон [[застенки царизма|тогдашней жизни]]. А за ссору с церковью советское литературоведение ему даже графский титул простило. | ||
** | ** А вот миллениалы и поколение Z не прощают его взгляды на роль женщины в семье. Да и вообще в конце XX-начале XXI века он оказался противоположностью того, что теперь считается хорошей литературой — лаконичной, с ёмкими сочными предложениями и метафорами, а не бесконечными синтаксическими ребусами и дидактикой прямым текстом. | ||
** Процесс бронзовения в художественной форме изображён у Валентина Катаева в романе «Хуторок в степи»: в | ** Процесс бронзовения в художественной форме изображён у Валентина Катаева в романе «Хуторок в степи»: в 1912 году всевозможная интеллигенция превозносит Толстого, а царская администрация всячески притесняет превозносителей… | ||
* Владимир Маяковский, несмотря на всю ненависть к процессу, не избежал этой участи посмертно. Стоило Сталину сказать, что он «лучший, талантливейший поэт эпохи» — и понеслось. Хотя сама фаза не больше, чем цитата из письма Сталину от Лили Брик с просьбой увековечить память покойного. | * Владимир Маяковский, несмотря на всю ненависть к процессу, не избежал этой участи посмертно. Стоило Сталину сказать, что он «лучший, талантливейший поэт эпохи» — и понеслось. Хотя сама фаза не больше, чем цитата из письма Сталину от Лили Брик с просьбой увековечить память покойного. | ||
* [[Корней Чуковский]]. Много конфликтовал с чиновниками разного калибра по вопросам воспитания детей и книжек для них, некоторыми вообще считался контрой, но в итоге ещё при жизни забронзовел как классик советской детской литературы. И это при том, что [[Эффект Чуковского|для детей он написал не так уж много]] — как только понял, что [[Уже не торт|теряет поэтическую хватку]], так сразу и прекратил, и долгие годы оставшейся жизни публиковал только научные работы. | * [[Корней Чуковский]]. Много конфликтовал с чиновниками разного калибра по вопросам воспитания детей и книжек для них, некоторыми вообще считался контрой, но в итоге ещё при жизни забронзовел как классик советской детской литературы. И это при том, что [[Эффект Чуковского|для детей он написал не так уж много]] — как только понял, что [[Уже не торт|теряет поэтическую хватку]], так сразу и прекратил, и долгие годы оставшейся жизни публиковал только научные работы. | ||
==== | ==== На других языках ==== | ||
* Герман Мелвилл и роман «[[Моби Дик]]». При жизни вычурный стиль и диковинное содержание романа оценены не были, но впоследствии книга [[Отомщено временем|вошла в школьную программу]] практически всех штатов. В результате сами американцы в шутку помещают её в списки «прекрасных книг, которые никто не читает», потому что большинство, задолбанное [[Синие занавески|синими занавесками]] ещё в школе, потом не желает прикасаться к этой книге. | * Герман Мелвилл и роман «[[Моби Дик]]». При жизни вычурный стиль и диковинное содержание романа оценены не были, но впоследствии книга [[Отомщено временем|вошла в школьную программу]] практически всех штатов. В результате сами американцы в шутку помещают её в списки «прекрасных книг, которые никто не читает», потому что большинство, задолбанное [[Синие занавески|синими занавесками]] ещё в школе, потом не желает прикасаться к этой книге. | ||
* [[Астрид Линдгрен]] — боролась с этим по мере сил. При жизни отклоняла разные предложения своего увековечивания, разрешила открыть «музей сказок» в Стокгольме только если он будет посвящён и другим писателям и его название не будет содержать её имени, в итоге Стокгольме до сих пор нет музея её имени. Однако после смерти Астрид Линдгрен, с большими ограничениями, но квартира писательницы открылась для экскурсий. Появился и памятник, и её портрет попал на купюру в 20 крон. | * [[Астрид Линдгрен]] — боролась с этим по мере сил. При жизни отклоняла разные предложения своего увековечивания, разрешила открыть «музей сказок» в Стокгольме только если он будет посвящён и другим писателям и его название не будет содержать её имени, в итоге Стокгольме до сих пор нет музея её имени. Однако после смерти Астрид Линдгрен, с большими ограничениями, но квартира писательницы открылась для экскурсий. Появился и памятник, и её портрет попал на купюру в 20 крон. | ||
* [[Эдгар Аллан По]] | * [[Эдгар Аллан По]] — сегодня для американцев По, [[Наше Всё|как для нас Пушкин]]. И это вдвойне иронично, учитывая, что первоначально славу он обрёл не у себя на родине, а за океаном, во Франции. Не смотря на то, что известен прежде всего как автор ужасов, его творчеством интересуются даже те, кто не является поклонником этого жанра. А ещё его "Убийство на улице Морг" считается первым произведением в жанре детектива. Дойль сам признавался, что По оказал на него сильное влияние. | ||
* [[Лавкрафт|Говард Лавкрафт]]. При жизни — средней известности автор рассказов ужасов для дешёвых журналов, которого считали чуть ли не графоманом. [[Отомщено временем|Спустя полвека]] — гений, человек-жанр, чьё влияние гораздо известнее, чем само его творчество (а в хвалебных статьях даже преувеличено). | * [[Лавкрафт|Говард Лавкрафт]]. При жизни — средней известности автор рассказов ужасов для дешёвых журналов, которого считали чуть ли не графоманом. [[Отомщено временем|Спустя полвека]] — гений, человек-жанр, чьё влияние гораздо известнее, чем само его творчество (а в хвалебных статьях даже преувеличено). | ||
* [[Стивен Кинг]] | * [[Стивен Кинг]] — забронзовел ещё в восьмидесятых, не в последнюю очередь благодаря многочисленным удачным экранизациям его произведений. | ||
* | * Толкин стал "лицом" целого жанра. Говорим фэнтези — вспоминаем про Толкина. Что, какой ещё Дансени? Вы что, хотите сказать, что фэнтези существовало до Толкина? Может вы ещё в деда Мороза верите? | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[Типа я Тарковский|Андрей Тарковский]]. Дружный хор зарубежных критиков (восхищённых, в первую очередь, непохожестью его работ на основное советское киноискусство) и собственного окружения вывели его в «памятники» ещё при жизни. При этом простыми зрителями как раз не особо | * [[Типа я Тарковский|Андрей Тарковский]]. Дружный хор зарубежных критиков (восхищённых, в первую очередь, непохожестью его работ на основное советское киноискусство) и собственного окружения вывели его в «памятники» ещё при жизни. При этом простыми зрителями как раз не особо любим — за [[Слоу-чмо|медлительность и затянутость фильмов]], за [[вопиющий неканон]] при экранизациях, за налегание на Духовность. | ||
** Похожая ситуация с Параджановым, пожалуй, даже с педалью в пол: Тарковского хотя бы для ознакомления многие смотрят. Параджанов же забронзовел в первую очередь в роли диссидента, националиста и гея, пострадавшего от советской власти. | ** Похожая ситуация с Параджановым, пожалуй, даже с педалью в пол: Тарковского хотя бы для ознакомления многие смотрят. Параджанов же забронзовел в первую очередь в роли диссидента, националиста и гея, пострадавшего от советской власти. | ||
* У киноманов в принципе есть такое явление как культ | * У киноманов в принципе есть такое явление как культ режиссёра — будь то [[Кристофер Нолан|Нолан]], Ричи, [[Типа я Линч|Линч]], Вильнёв или Дель Торо. Любое творение культового режиссёра, даже откровенно неудачное, находит массу защитников, которые вам разъяснят, что это не недостатки, а непонятый замысел этого творца. Даже если творец потом сам признаётся, что фильм считает неудачным, а «непонятые приёмы» получились из-за вмешательства студии или каких-то ещё проблем. Яркий пример — Линч и его «Дюна». Свой клуб защитников есть даже у противоречивого М. Найта Шьямалана! | ||
* Знаменитый американский актёр Джеймс Дин после гибели в автокатастрофе в | * Знаменитый американский актёр Джеймс Дин после гибели в автокатастрофе в 24 года очень быстро стал забронзовелой иконой и целым кумиром поколения, бунтарём без причины, хотя к моменту своей смерти снялся всего лишь в трёх фильмах! | ||
** Что ни говори, а ранняя и яркая смерть на пике помогает созданию образа молодого трагического героя (см. ниже про [[Кино (группа)|Цоя]], который восхищался Джеймсом Дином, тоже снимавшегося в культовых кинокартинах и также погибшего в автокатастрофе до того, как ему бы исполнилось 30 лет. Аналогии между Дином и Цоем напрашиваются сами собой. А ещё Цой восхищался Брюсом Ли, который тоже рано | ** Что ни говори, а ранняя и яркая смерть на пике помогает созданию образа молодого трагического героя (см. ниже про [[Кино (группа)|Цоя]], который восхищался Джеймсом Дином, тоже снимавшегося в культовых кинокартинах и также погибшего в автокатастрофе до того, как ему бы исполнилось 30 лет. Аналогии между Дином и Цоем напрашиваются сами собой. А ещё Цой восхищался Брюсом Ли, который тоже рано умер...). Дина уже никто и никогда не запомнит 80-летним толстым стариком с диабетом, как его коллегу Марлона Брандо, в отличие от него дожившего до глубокой старости, целого букета болезней и неприглядной старческой внешности. | ||
* Тоже самое, что произошло с образом Джеймса Дина, спустя семь лет произошло и с Мэрилин Монро, тоже на пике карьеры [[Самоубийство|ушедшей из жизни]]. | * Тоже самое, что произошло с образом Джеймса Дина, спустя семь лет произошло и с Мэрилин Монро, тоже на пике карьеры [[Самоубийство|ушедшей из жизни]]. | ||
* А много лет спустя после смерти Дина и Монро аналогичные процессы произошли и с внезапно умершим на пике своей славы в | * А много лет спустя после смерти Дина и Монро аналогичные процессы произошли и с внезапно умершим на пике своей славы в 32 года Брюсом Ли. Именно благодаря своей ранней и трагической смерти Брюс Ли и превратился в ту икону, которой принято безмерно восхищаться и которую нельзя ни в чём критиковать. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* Стэн Ли, просто Стэн Ли. Единственный, кого все помнят из авторов комиксов Marvel. Издательство целенаправленно делало из него звезду и живой талисман всю жизнь, вплоть до камео в каждом фильме. Ему нередко [[Вся слава досталась не тому|приписывают даже то, что придумал не он]], при том, что и в своих-то комиксах он был лишь одним из | * Стэн Ли, просто Стэн Ли. Единственный, кого все помнят из авторов комиксов Marvel. Издательство целенаправленно делало из него звезду и живой талисман всю жизнь, вплоть до камео в каждом фильме. Ему нередко [[Вся слава досталась не тому|приписывают даже то, что придумал не он]], при том, что и в своих-то комиксах он был лишь одним из соавторов — как минимум не меньший вклад внёс художник Джек Кирби. | ||
* Алан | * Алан Мур — многие даже отказываются называть его графические романы [[Сарказм|плебейским]] словом комикс, ставя «Хранителей» в один ряд с «высокой» литературой типа «Дюны» или «1984». | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
Строка 62: | Строка 62: | ||
** Смотреть не смотрят, но [[Dororo|переснимают]]. | ** Смотреть не смотрят, но [[Dororo|переснимают]]. | ||
* Го Нагай если и отстаёт, то совсем незначительно. | * Го Нагай если и отстаёт, то совсем незначительно. | ||
* Ёсиюки Томино получил от правительства Японии награду за [[Деконструкция задала новые каноны|вклад в развитие культуры]]. Премию он получил осенью 2019 года, в последний раз работал над аниме в 2014 году, а за месяц до награждения сказал, что в работах Макото Синкая не хватает секса<ref>Если учесть, что Макото Синкай — это почти что Сатоси Кон, из которого убрали [[Чернуха|чернуху]], а потом переложили в мажор… [[Вещи, которые лучше не знать|Вы точно хотите видеть, как он будет изображать секс?]]</ref> и пора бы ему это исправить. Конечно, остряки в интернете немедленно связали эти два события. | |||
* Сатоси Кон за свои необычные (даже по меркам самого <s>жанра</s> формата аниме) [[Знают именно за это/Аниме и Манга|режиссёрские работы]] ещё при жизни удостоился от публики прозвища «японский Дэвид Линч», а его творчеством вдохновлялись голливудские режиссёры Даррен Аронофски и Кристофер Нолан. Кона не стало в 2010 году, но его по-прежнему очень любят и ценят не только анимешники, но и киноманы, а в 2019 году режиссёр был посмертно награждён премией Уинзора Маккея за значительный вклад в анимацию. | |||
* Ёсиюки Томино получил от правительства Японии награду за [[Деконструкция задала новые каноны|вклад в развитие культуры]]. Премию он получил осенью | |||
* Хидэаки Анно. К сожалению, только за «Еву», а всего остального творчества никто в упор видеть не хочет. | * Хидэаки Анно. К сожалению, только за «Еву», а всего остального творчества никто в упор видеть не хочет. | ||
* Судя по тому, как всколыхнула медиапространство смерть [[Berserk|Кэнтаро Миуры]], то и он тоже относится к тропу. Больше уже никто не будет его ругать за то, что он вместо работы над новыми главами играет в IDOLM@STER. | * Судя по тому, как всколыхнула медиапространство смерть [[Berserk|Кэнтаро Миуры]], то и он тоже относится к тропу. Больше уже никто не будет его ругать за то, что он вместо работы над новыми главами играет в IDOLM@STER. | ||
* Сиро Масамунэ — начиналось всё почти на уровне банального эччи, но как-то случайно в произведениях завёлся [[сюжет]], и всё | * Сиро Масамунэ — начиналось всё почти на уровне банального эччи, но как-то случайно в произведениях завёлся [[сюжет]], и всё, заверьте. | ||
* Цукаса Ходзё автор [[City Hunter]] и | * Цукаса Ходзё автор [[City Hunter]] и Cat's Eye хотя за полвека он не выпустил ни одной новой работы | ||
* Хаяо Миядзаки — как и в случае с Сатоси Коном, его фильмы смотрят даже те, кто в принципе не увлекается аниме. Вот только если Кона смотрят высоколобые интеллектуалы, то Миядзаки смотрят ВСЕ, от детей до взрослых. А ещё его «Унесённые призраками» до сих пор остаются единственным аниме, получившим Оскар. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Любимый многими геймерами [[Не читал, но восхваляю|(особенно российскими мемасерами)]] «Гений» Хидэо Кодзима. В своей серии [[Metal Gear]] <s>создал</s> полноценно оформил жанр стелс-экшена и показал, что в играх может быть лихо закрученный артхаусный сюжет. Впрочем, хватает у него и ненавистников — скатывание в направление «[[типа я Тарковский]]» стало [[Проблема противоположных оценок|предметом противоположных оценок]], а многие и вовсе доказывают, что игры серии Metal Gear получались хорошими не благодаря, а вопреки ему. | * Любимый многими геймерами [[Не читал, но восхваляю|(особенно российскими мемасерами)]] «Гений» Хидэо Кодзима. В своей серии [[Metal Gear]] <s>создал</s> полноценно оформил жанр стелс-экшена и показал, что в играх может быть лихо закрученный артхаусный сюжет. Впрочем, хватает у него и ненавистников — скатывание в направление «[[типа я Тарковский]]» стало [[Проблема противоположных оценок|предметом противоположных оценок]], а многие и вовсе доказывают, что игры серии Metal Gear получались хорошими не благодаря, а вопреки ему. | ||
* [[Sid Meier's Civilization]]. Почему она так называется, неужели Сид | * [[Sid Meier's Civilization]]. Почему она так называется, неужели Сид Майер лично создал каждую игру серии? А просто актёр Робин Вильямс посоветовал создателям прибегнуть к нашему тропу: вынести самого известного из создателей на обложку и продвигать его как звезду. Это сработало: в массовом сознании Сид забронзовел до прозелени, хотя о предыдущих его заслугах (Gunship и F-15 Strike Eagle чего стоят!) помнили только фанаты. При этом сама «Цива» уже начиная со второй части скорее «Сид Майер представляет», а разработкой занимались уже другие. | ||
* Джон Кармак — отец [[Doom]] и вообще жанра шутера от первого лица, эталон крутого программиста (удостоился даже сочинения «фактов о Джоне Кармаке», по аналогии с Чаком Норрисом и Вассерманом). При том что его вклад — большей частью именно код. А вот у «Иконы Греха», которую «нужно убить, чтобы победить в игре» — собственно геймдизайнера Джона Ромеро, — не получилось: он [[Зашкаливающее самомнение|возомнил о себе слишком много]], а затем [[Подмоченная репутация|испортил репутацию]] отстойной игрой Daikatana. | * Джон Кармак — отец [[Doom]] и вообще жанра шутера от первого лица, эталон крутого программиста (удостоился даже сочинения «фактов о Джоне Кармаке», по аналогии с Чаком Норрисом и Вассерманом). При том что его вклад — большей частью именно код. А вот у «Иконы Греха», которую «нужно убить, чтобы победить в игре» — собственно геймдизайнера Джона Ромеро, — не получилось: он [[Зашкаливающее самомнение|возомнил о себе слишком много]], а затем [[Подмоченная репутация|испортил репутацию]] отстойной игрой Daikatana. | ||
** До DOOM были, как минимум, Catacombs, Wolfenstein 3d и Blake Stone Chronicles от APOGEE, причём последний не уступал «Вольфу» в части графических красот и разнообразия механик (в Wolf нет автоматов для восполнения здоровья и запаса патронов, NPC лаборантов, потолочных турелей и барьеров кроме обычных дверей) так что называть Кармака отцом FPS — ну такое себе. | ** До DOOM были, как минимум, Catacombs, Wolfenstein 3d и Blake Stone Chronicles от APOGEE, причём последний не уступал «Вольфу» в части графических красот и разнообразия механик (в Wolf нет автоматов для восполнения здоровья и запаса патронов, NPC лаборантов, потолочных турелей и барьеров кроме обычных дверей) так что называть Кармака отцом FPS — ну такое себе. | ||
*** Не стоит забывать, что Кармак разработал обратную трассировку лучей и упрощённый математический аппарат для неё, что позволило делать более динамичные шутеры при том с более продвинутой анимацией и большими открытыми пространствами, но в то же время скромной нагрузкой на «железо», так что, если на «отца-основателя» он не тянет чисто хронологически, то на как минимум «крёстного отца» набирает с запасом. До Кармака шутеры не случайно были коридорными и имели крайне условную обработку освещения. | *** Не стоит забывать, что Кармак разработал обратную трассировку лучей и упрощённый математический аппарат для неё, что позволило делать более динамичные шутеры при том с более продвинутой анимацией и большими открытыми пространствами, но в то же время скромной нагрузкой на «железо», так что, если на «отца-основателя» он не тянет чисто хронологически, то на как минимум «крёстного отца» набирает с запасом. До Кармака шутеры не случайно были коридорными и имели крайне условную обработку освещения. | ||
* Гейб «Лорд Габен» Логан Ньюэлл. Даже не за знаковую серию [[Half-Life]], а за создание идеального способа покупать игры, который сделал его купающимся в золоте Богом-Императором ПК-гейминга. Правда, с пятном на бронзе в виде шуточек на тему неспособности сделать новую часть Half-Life и вообще что-либо с цифрой 3 в названии; но и это он большей частью отмыл, таки выпустив Half-Life: Alyx. | * Гейб «Лорд Габен» Логан Ньюэлл. Даже не за знаковую серию [[Half-Life]], а за создание идеального способа покупать игры, который сделал его купающимся в золоте Богом-Императором ПК-гейминга. Правда, с пятном на бронзе в виде шуточек на тему неспособности сделать новую часть Half-Life и вообще что-либо с цифрой 3 в названии; но и это он большей частью отмыл, таки выпустив Half-Life: Alyx. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* [[Пётр Ильич Чайковский]] — славу, и славу мировую, получил ещё при жизни, музыка пришлась по нраву властям, процесс бронзовения шёл на всех парах и в целом был завершён лет через 50 после его смерти. Автор наибольшего числа [[Узнаваемая классическая музыка|узнаваемой классической музыки]] (разве что Бетховен может с ним в этом потягаться). | * [[Пётр Ильич Чайковский]] — славу, и славу мировую, получил ещё при жизни, музыка пришлась по нраву властям, процесс бронзовения шёл на всех парах и в целом был завершён лет через 50 после его смерти. Автор наибольшего числа [[Узнаваемая классическая музыка|узнаваемой классической музыки]] (разве что Бетховен может с ним в этом потягаться). | ||
* [[Владимир Высоцкий]] пока в процессе. Плавно двигается — от любимого народом, но не всегда правительством, поэта и барда, к человеку-памятнику. Открываются музеи, исполняются концерты в его память, снимают фильмы, массово производятся по его творчеству избранные статьи в Википедии, и, конечно, ставят памятники. Сам Высоцкий пророчески отобразил процесс в стихотворении, кто бы мог подумать, «[[именно то, что написано на упаковке|Памятник]]». Разве что со сроками несколько промахнулся (монумент на его могиле был открыт не через год, а лишь в | * [[Владимир Высоцкий]] пока в процессе. Плавно двигается — от любимого народом, но не всегда правительством, поэта и барда, к человеку-памятнику. Открываются музеи, исполняются концерты в его память, снимают фильмы, массово производятся по его творчеству избранные статьи в Википедии, и, конечно, ставят памятники. Сам Высоцкий пророчески отобразил процесс в стихотворении, кто бы мог подумать, «[[именно то, что написано на упаковке|Памятник]]». Разве что со сроками несколько промахнулся (монумент на его могиле был открыт не через год, а лишь в 1985 году, то есть через пять лет), однако спишем на поэтическую вольность, а что там с «ушёл из гранита» — время покажет. | ||
* В музыке, особенно в роке, крайне силён эффект «мёртвого героя»: исполнителя, погибшего молодым и трагически, помнят лучше, чем того, кто дожил до пенсии богатым и толстым (даже если второй был как минимум не менее талантлив). [[The Beatles|Джон Леннон]], [[Queen|Фредди Меркьюри]], «[[Клуб 27]]» в полном составе и многие из перечисленных ниже не дадут соврать. | * В музыке, особенно в роке, крайне силён эффект «мёртвого героя»: исполнителя, погибшего молодым и трагически, помнят лучше, чем того, кто дожил до пенсии богатым и толстым (даже если второй был как минимум не менее талантлив). [[The Beatles|Джон Леннон]], [[Queen|Фредди Меркьюри]], «[[Клуб 27]]» в полном составе и многие из перечисленных ниже не дадут соврать. | ||
** Это вы ещё не слышали, с каким придыханием искусствоведы и учителя музыки говорят о композиторах, умерших молодыми. Причём, как правило, до | ** Это вы ещё не слышали, с каким придыханием искусствоведы и учителя музыки говорят о композиторах, умерших молодыми. Причём, как правило, до XX века композиторы умирали, не дожив до сорока, а то и тридцати (большой привет от Перголези) от [[Драматическая болезнь|тяжёлой продолжительной (или не очень) болезни]], что добавляет [[Обнять и плакать|+10 к состраданию]] и +100 к обожанию. | ||
* Курт Кобейн — скромный андеграундый музыкант, выросший буквально за бортом жизни, всю жизнь страдавший от спазмов в желудке, которые в итоге привели его к наркотикам и самоубийству. Обрушившаяся слава очень не сразу принесла деньги (он едва успел оплатить закладную за дом, почти все доходы ушли звукозаписывающей компании), но создала армию невменяемых фанатов и колоссальные нагрузки на здоровье (концертный тур кажется весёлым только первые три выступления). Успел умереть на пике интереса к гранджу и до сих пор остаётся кумиром 15-летних бунтарок. Смерти Лейна Стэйли, Криса Корнелла, Честера Беннингтона и Кита Флинта по сравнению с ним вообще остались незамеченными, поскольку в отличие от Курта умерли уже в довольно зрелом возрасте немолодыми людьми и уже не находясь при этом на своём пике славы, который у вышеупомянутых прошёл к моменту их смерти. Как бы цинично это не звучало, но для рок-музыканта умереть в молодости на пике славы в [[Клуб 27|соответствующем возрасте]] является очень важным моментом для шумихи вокруг их кончины и для создания их культа. Как и для [[w:Цой, Виктор Робертович|примера]] ниже. | * Курт Кобейн — скромный андеграундый музыкант, выросший буквально за бортом жизни, всю жизнь страдавший от спазмов в желудке, которые в итоге привели его к наркотикам и самоубийству. Обрушившаяся слава очень не сразу принесла деньги (он едва успел оплатить закладную за дом, почти все доходы ушли звукозаписывающей компании), но создала армию невменяемых фанатов и колоссальные нагрузки на здоровье (концертный тур кажется весёлым только первые три выступления). Успел умереть на пике интереса к гранджу и до сих пор остаётся кумиром 15-летних бунтарок. Смерти Лейна Стэйли, Криса Корнелла, Честера Беннингтона и Кита Флинта по сравнению с ним вообще остались незамеченными, поскольку в отличие от Курта умерли уже в довольно зрелом возрасте немолодыми людьми и уже не находясь при этом на своём пике славы, который у вышеупомянутых прошёл к моменту их смерти. Как бы цинично это не звучало, но для рок-музыканта умереть в молодости на пике славы в [[Клуб 27|соответствующем возрасте]] является очень важным моментом для шумихи вокруг их кончины и для создания их культа. Как и для [[w:Цой, Виктор Робертович|примера]] ниже. | ||
* Многие фигуры [[Русский рок|русского рока]] 1980-х были забыты, однако к творчеству [[Кино (группа)|Виктора Цоя]] интерес не увял. До сих пор создаются каверы на его песни, его могила и стена Цоя стали местом поклонения, и всё это плавно привело к тому, что в | * Многие фигуры [[Русский рок|русского рока]] 1980-х были забыты, однако к творчеству [[Кино (группа)|Виктора Цоя]] интерес не увял. До сих пор создаются каверы на его песни, его могила и стена Цоя стали местом поклонения, и всё это плавно привело к тому, что в 2020 году в Петербурге мосты разводили под его песни, а на одной из площадей поставили памятник. При этом сам Цой был совершенно не похож на воображаемого рок-героя-борца, был интровертом, сторонился политики, никаких [[Синдром поиска глубинного смысла|скрытых смыслов]] в тексты, по его словам, не закладывал и даже как-то назвал свою работу «поп-музыкой». | ||
** Аналогично культовы (хотя и в более узких кругах) Александр Башлачёв и Янка Дягилева. | ** Аналогично культовы (хотя и в более узких кругах) Александр Башлачёв и Янка Дягилева. | ||
** В немного меньшей степени — фигура Летова. Пусть в массовом сознании «[[Гражданская оборона]]» роль «Кино» не повторила, но для интернет-культуры и не только она остаётся важной и влиятельной. Да и «Всё идёт по плану» как была, так и остаётся народной. | ** В немного меньшей степени — фигура Летова. Пусть в массовом сознании «[[Гражданская оборона]]» роль «Кино» не повторила, но для интернет-культуры и не только она остаётся важной и влиятельной. Да и «Всё идёт по плану» как была, так и остаётся народной. | ||
Строка 92: | Строка 90: | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* [[ | * [[Бревно Ильича|Ленин]] — случай, когда памятник совершенно вытеснил человека. В былые годы Ленин [[Культ личности|был везде]], бронзовый/бетонный на площади Ленина в каждом городе, в театральных пьесах, в десятках фильмов, на значке октябрёнка, на уличном плакате, две серии рассказов про Ленина для детей и т. д. Но что это был за человек? Какова была его мотивация? Даже какова была его роль в революции? (У советских биографов — «вождь пролетариата», у [[белая эмиграция|белоэмигрантов]] — теоретик в дуумвирате, где практиком был Троцкий). Созданный образ давал ответы на эти вопросы совершенно фантастические. | ||
* Айртон Сенна. Великий гонщик, спору | * Айртон Сенна. Великий гонщик, спору нет — но в «Формуле 1» немало великих. Но именно он погиб молодым в зените славы, причём в прямом эфире по телевизору на весь мир, в то время как Прост, Пике, Стюарт, Мэнселл и иже с ними спокойно дожили до старости. Как результат, именно у Сенны посмертный культ, про него снимают фильмы и говорят с придыханием. | ||
** [[Литерал|Бронзовый Сенна]], [https://en.wikipedia.org/wiki/Donington_Park#/media/File:Ayrton_Senna_Statue_-_Donington_Park.JPG 1шт.] | ** [[Литерал|Бронзовый Сенна]], [https://en.wikipedia.org/wiki/Donington_Park#/media/File:Ayrton_Senna_Statue_-_Donington_Park.JPG 1шт.] | ||
** До Сенны точно такой же участи удостоился Джим Кларк, также погибший на самом пике славы, из-за чего так и не смог выиграть в | ** До Сенны точно такой же участи удостоился Джим Кларк, также погибший на самом пике славы, из-за чего так и не смог выиграть в 1968 году свой третий титул, который уплыл к его напарнику по Лотусу Грэму Хиллу. | ||
** А до | ** А до Кларка — Майк Хоторн. Правда обронзовел он с фитильком, памятник и улицу в свою честь получил, но как легенду Хоторна вспоминают редко. В основном в силу его личных качеств, да и катастрофу в Ле-Мане ему постоянно припоминали. | ||
*** Многие рано погибшие гонщики вообще практически всегда бронзовеют. Йохен Риндт (единственный посмертный чемпион Формулы-1) и Жиль Вильнёв яркие тому примеры. | *** Многие рано погибшие гонщики вообще практически всегда бронзовеют. Йохен Риндт (единственный посмертный чемпион Формулы-1) и Жиль Вильнёв яркие тому примеры. | ||
**** И Джеймс Хант после ранней смерти в 1993 от инфаркта всего лишь в 45 лет тоже забронзовел, особенно после выхода фильма «Гонка» (2013), в котором была раскрыта тема его противостояния с Ники Лаудой в | **** И Джеймс Хант после ранней смерти в 1993 от инфаркта всего лишь в 45 лет тоже забронзовел, особенно после выхода фильма «Гонка» (2013), в котором была раскрыта тема его противостояния с Ники Лаудой в 1976 году. | ||
== Внутримировые примеры == | == Внутримировые примеры == | ||
Строка 114: | Строка 112: | ||
всяческую жизнь!|[[Владимир Маяковский]] ужасался мысли стать памятником, подобно Пушкину}} | всяческую жизнь!|[[Владимир Маяковский]] ужасался мысли стать памятником, подобно Пушкину}} | ||
* Лем, «Сказка о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона» (из цикла «Кибериада»): «Пусть знают те, кто будет имя мое намазывать медом и позолотой золотить ореол на изображеньях моих, что как раз за это я желаю им шестеренки переломать до последней! Чтоб им контуры заколебало, чтоб им ржавчина мозговину изъела, если только и умеют они, что прах выгребать из погостов прошлого! Возможно, будет средь них возрастать какой-нибудь новый, громадный мыслянт, а они, поглощенные отысканием клочков переписки, которую вел я когда-то с прачкой, вовсе его не заметят! О, тогда пусть знают наверное, что искренние мои проклятья и чистосердечное омерзение пребудут с ними и средь них, что я считаю их лизогробами, трупоугодниками, шакалистами, которые потому лишь питаются трупами, что живую мудрость оценить не способны!» | * Лем, «Сказка о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона» (из цикла «Кибериада»): «Пусть знают те, кто будет имя мое намазывать медом и позолотой золотить ореол на изображеньях моих, что как раз за это я желаю им шестеренки переломать до последней! Чтоб им контуры заколебало, чтоб им ржавчина мозговину изъела, если только и умеют они, что прах выгребать из погостов прошлого! Возможно, будет средь них возрастать какой-нибудь новый, громадный мыслянт, а они, поглощенные отысканием клочков переписки, которую вел я когда-то с прачкой, вовсе его не заметят! О, тогда пусть знают наверное, что искренние мои проклятья и чистосердечное омерзение пребудут с ними и средь них, что я считаю их лизогробами, трупоугодниками, шакалистами, которые потому лишь питаются трупами, что живую мудрость оценить не способны!» | ||
* Роберт Хайнлайн, | * Роберт Хайнлайн, "Зелёные холмы Земли". В местной Вселенной, слепой бард Райслинг успел основательно забронзоветь и стать легендой обжитого космоса. Тем контрастней выглядит Райслинг реальный, но несомненно, талантливый. | ||
* Джоан Роулинг, «[[Гарри Поттер]]» — преподаватель Гилдерой Локхарт/Златопуст Локонс благодаря своим книгам имеет славу бесстрашного мракоборца (что, однако, расходится с действительностью). | * Джоан Роулинг, «[[Гарри Поттер]]» — преподаватель Гилдерой Локхарт/Златопуст Локонс благодаря своим книгам имеет славу бесстрашного мракоборца (что, однако, расходится с действительностью). | ||
* Владимир Войнович, «[[Москва 2042]]» — писатель Сим Симыч Карнавалов ([[На тебе!|камешек в огород]] Солженицына) ведёт себя с ухватками живого классика, будто памятник ему уже поставили. | * Владимир Войнович, «[[Москва 2042]]» — писатель Сим Симыч Карнавалов ([[На тебе!|камешек в огород]] Солженицына) ведёт себя с ухватками живого классика, будто памятник ему уже поставили. | ||
Строка 123: | Строка 121: | ||
* «[[Легенда о героях Галактики]]» — Райнхард фон Лоэнграмм ужасается перспективе забронзоветь. В частности, пытаясь избежать этого, он особым указом запрещает ставить памятники себе раньше, чем через десять лет после смерти, и выше, чем в натуральную величину. | * «[[Легенда о героях Галактики]]» — Райнхард фон Лоэнграмм ужасается перспективе забронзоветь. В частности, пытаясь избежать этого, он особым указом запрещает ставить памятники себе раньше, чем через десять лет после смерти, и выше, чем в натуральную величину. | ||
* [[Warhammer 40000]] — Император Человечества крайне не одобрял религиозное поклонение как в целом, так и в отношении к собственной персоне в частности. На этой почве примарх Лоргар и его легион Несущих Слово даже подверглись жёсткому порицанию. По злой иронии судьбы, именно после этого были посеяны первые семена Ереси Хоруса, в которой именно Лоргар и Ко сыграли ключевую роль. С одной стороны, именно трудами «несунов» был совращён Хорус, с другой — попадание Императора на Золотой Трон в конечном итоге породило галактический религиозный культ… основанный на трудах архипредателя Лоргара! | * [[Warhammer 40000]] — Император Человечества крайне не одобрял религиозное поклонение как в целом, так и в отношении к собственной персоне в частности. На этой почве примарх Лоргар и его легион Несущих Слово даже подверглись жёсткому порицанию. По злой иронии судьбы, именно после этого были посеяны первые семена Ереси Хоруса, в которой именно Лоргар и Ко сыграли ключевую роль. С одной стороны, именно трудами «несунов» был совращён Хорус, с другой — попадание Императора на Золотой Трон в конечном итоге породило галактический религиозный культ… основанный на трудах архипредателя Лоргара! | ||
{{Nav/Fans}} | {{Nav/Fans}} | ||
[[Категория:Явления и идеи]] | [[Категория:Явления и идеи]] |