Редактирование: Ас

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 12: Строка 12:
[[Первая мировая война]] послужила толчком для развития целого ряда различных видов оружия, и в том числе [[авиация|авиации]]. Началась стремительная эволюция боевых самолетов: росли технические характеристики, возникло деление на виды (истребительная, бомбардировочная и т. д.). Это, в свою очередь, вызвало появление массы новых терминов, технических и военно-тактических понятий — и, конечно, своеобразного жаргона, даже целой субкультуры (так же, как, например, у моряков). Предмет статьи — как раз такой случай.
[[Первая мировая война]] послужила толчком для развития целого ряда различных видов оружия, и в том числе [[авиация|авиации]]. Началась стремительная эволюция боевых самолетов: росли технические характеристики, возникло деление на виды (истребительная, бомбардировочная и т. д.). Это, в свою очередь, вызвало появление массы новых терминов, технических и военно-тактических понятий — и, конечно, своеобразного жаргона, даже целой субкультуры (так же, как, например, у моряков). Предмет статьи — как раз такой случай.


Ас (или, как изначально писалось в русском языке, «асс») по-французски значит «туз» (as)<ref>В авиационной терминологии вообще заметно влияние этого языка (все эти «лонжероны», «элероны» и т. д.) — сказывается ведущая роль Франции в авиастроении начала ХХ века.</ref>. Кто и когда именно впервые придумал перенести этот символ с игральных карт на бока боевого самолета, доподлинно неизвестно; относительно же самой идеи существует несколько объяснений, наиболее вероятное из которых — в сходстве воздушного поединка (принципы которого тогда только закладывались) с карточной игрой: азарт, непредсказуемость, необходимость предельного, а может быть, и запредельного риска в погоне за победой, которая достается то как планомерный итог, а то и как случайная удача. Туз стал отличительным знаком тех, кто был лучшим в этом смертельно опасном искусстве. Тогда же был принят и критерий отбора — '''асом мог считаться пилот, сбивший пять и более вражеских самолетов'''.
Ас (или, как изначально писалось в русском языке, «асс») по-французски значит «туз» (as)<ref>В авиационной терминологии вообще заметно влияние этого языка (все эти «лонжероны», «элероны» и т. д.) — сказывается ведущая роль Франции в авиастроении начала ХХ века.</ref>. Кто и когда именно впервые придумал перенести этот символ с игральных карт на бока боевого самолета, доподлинно неизвестно; относительно же самой идеи существует несколько объяснений, наиболее вероятное из которых — в сходстве воздушного поединка (принципы которого тогда только закладывались) с карточной игрой: азарт, непредсказуемость, необходимость предельного, а может быть, и запредельного риска в погоне за победой, которая достается то как планомерный итог, а то и как случайная удача. Туз стал отличительным знаком тех, кто был лучшим в этом смертельно опасном искусстве. Тогда же был принят и критерий отбора — асом мог считаться пилот, сбивший пять и более вражеских самолетов.
{{Q|«До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативе».|Командир 2-го авиационного отряда истребителей капитан Е. Крутень}}
{{Q|«До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативе».|Командир 2-го авиационного отряда истребителей капитан Е. Крутень}}


Строка 28: Строка 28:
Быстрее, выше, сильнее… и в воздухе — настоящая [[Война — это кошмар|мясорубка]]. Соответственно, цифры подросли.
Быстрее, выше, сильнее… и в воздухе — настоящая [[Война — это кошмар|мясорубка]]. Соответственно, цифры подросли.


И вновь первое место застолбили немцы; вероятно, насовсем. Эрих Хартман вошел в книгу рекордов Гиннесса, как лётчик, сбивший 352 самолета противника. Другой немец, Герхард Баркхорн, имеет на боевом счету 301 самолет. В советских ВВС наиболее прославленными асами стали Иван Кожедуб, имевший на счету 62 немецких самолета и 2 американских (как выразился его командир: «в счет [[Третья мировая война|будущей войны]]») и Александр Покрышкин, сбивший 59 врагов. Оба — трижды Герои Советского Союза. У союзников прославились англичанин из ЮАР Мармадюк Пэттл (51 сбитый) и американец Ричард Бонг (40). Ну и не забываем про Тихий океан, где не менее крутые японцы гоняли свои ширококрылые и очень манёвренные на горизонталях «Зеро»: никакой автоматизации управления двигателем (воздушно-топливная смесь регулировалась руками, и, чаще всего, обеднялась настолько, что двигатель чихал, фыркал, еле держал самолёт в воздухе, зато позволял долететь на такие расстояния, где противник истребители никак не ожидал), отсутствие протектирования топливных баков, хрупкий металл силового набора (зато лёгкий!)... а самое главное — прекрасно обученные и очень крутые лётчики (на начальном этапе, с которыми Япония вступила в войну; а вот замена, приходившая по мере их выбывания, ни в какое сравнение с ними не шла). Ну и в целом Вторая мировая дала множество асов со всех сторон — германских (Гюнтер Ралль, Отто Киттель, Вальтер Новотны и др.), финских (Илмари Йуутилайнен (94 победы, правда есть ряд [[Ненадежный рассказчик|неудобных вопросов]]), Ханс Винд (75 побед) и др.), японских (Сабуро Сакаи, Тэцудзо Ивамото, Сигэо Фукумото и Сёити Сугита и др.), советских (Григорий Речкалов, Николай Гулаев и др., в т. ч. единственная в истории женщина-ас Лидия Литвяк (11 самолетов и аэростат)), американских (Томас МакКвайр), британских, румынских, французских и т. д. — полный список см. [http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_World_War_II_flying_aces здесь].
И вновь первое место застолбили немцы; вероятно, насовсем. Эрих Хартман вошел в книгу рекордов Гиннесса, как лётчик, сбивший 352 самолета противника. Другой немец, Герхард Баркхорн, имеет на боевом счету 301 самолет. В советских ВВС наиболее прославленными асами стали Иван Кожедуб, имевший на счету 62 немецких самолета и 2 американских (как выразился его командир: «в счет [[Третья мировая война|будущей войны]]») и Александр Покрышкин, сбивший 59 врагов. Оба — трижды Герои Советского Союза. У союзников прославились англичанин из ЮАР Мармадюк Пэттл (51 сбитый) и американец Ричард Бонг (40). Ну и не забываем про Тихий океан, где не менее крутые японцы гоняли свои ширококрылые и очень манёвренные на горизонталях «Зеро»: никакой автоматизации управления двигателем (воздушно-топливная смесь регулировалась руками, и, чаще всего, обеднялась настолько, что двигатель чихал, фыркал, еле держал самолёт в воздухе, зато позволял долететь на такие расстояния, где противник истребители никак не ожидал), отсутствие протектирования топливных баков, хрупкий металл силового набора (зато лёгкий!)... а самое главное — прекрасно обученные и очень крутые лётчики (на начальном этапе, с которыми Япония вступила в войну; а вот замена, приходившая по мере их выбывания, ни в какое сравнение с ними не шла). Ну и в целом Вторая мировая дала множество асов со всех сторон — германских (Гюнтер Ралль, Отто Киттель, Вальтер Новотны и др.), финских (Илмари Йуутилайнен (94 победы, правда есть ряд [[Ненадежный рассказчик|неудобных вопросов]]), Ханс Винд (75 побед) и др.), японских (Сабуро Сакаи, Тэцудзо Ивамото, Сигэо Фукумото и Сёити Сугита и др.), советских (Григорий Речкалов, Николай Гулаев и др., в т. ч. женщина-ас Лидия Литвяк), американских (Томас МакКвайр), британских, румынских, французских и т. д. — полный список см. [http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_World_War_II_flying_aces здесь].


Все эти цифры по сей день вызывают множество холиваров. Особо жёсткое разбирательство вызывает тема заоблачных счётов немецких асов. И не сказать, чтобы не обоснованно: ни один летчик ни одной другой страны не записал на свой счет сотого противника, а в Германии таких удальцов было более 100. Высока вероятность того факта, что высокие счета гитлеровских асов объясняются задачами пропагандистского характера, в отрыве от реального мастерства пилотов. И ещё на заметку: огромная редкость, чтобы советского аса сбивали более чем 1-2 раз, а вот среди гитлеровских героев неба не редкостью было от 5 до 10 покиданий сбитых самолётов, вплоть до 19 у Рудорфера. Есть вопросы и к советским счетам, хотя здесь они вызваны не столько количеством, сколько фактической принадлежностью. В СССР мухлёж в этом вопросе был делом уголовным и непростым, без независимого подтверждения от сухопутных войск и материальных свидетельств сбитые самолёты не засчитывались, любые свидетельства напарников-очевидцев не учитывались, а советские истребители даже не оборудовались фотопулеметами. Тем не менее, уже в наше время появилось немало интервью (по понятным причинам куда более откровенных, чем раньше) лётчиков-фронтовиков, согласно которым имели место и завышения, и напротив, умалчивания количества сбитых, а также своего рода «подарки», когда сбитый самолет [[Вся слава досталась не тому|приписывали по обоюдному согласию другому лётчику]].
Все эти цифры по сей день вызывают множество холиваров. Особо жёсткое разбирательство вызывает тема заоблачных счётов немецких асов. И не сказать, чтобы не обоснованно: ни один летчик ни одной другой страны не записал на свой счет сотого противника, а в Германии таких удальцов было более 100. Высока вероятность того факта, что высокие счета гитлеровских асов объясняются задачами пропагандистского характера, в отрыве от реального мастерства пилотов. И ещё на заметку: огромная редкость, чтобы советского аса сбивали более чем 1-2 раз, а вот среди гитлеровских героев неба не редкостью было от 5 до 10 покиданий сбитых самолётов, вплоть до 19 у Рудорфера. Есть вопросы и к советским счетам, хотя здесь они вызваны не столько количеством, сколько фактической принадлежностью. В СССР мухлёж в этом вопросе был делом уголовным и непростым, без независимого подтверждения от сухопутных войск и материальных свидетельств сбитые самолёты не засчитывались, любые свидетельства напарников-очевидцев не учитывались, а советские истребители даже не оборудовались фотопулеметами. Тем не менее, уже в наше время появилось немало интервью (по понятным причинам куда более откровенных, чем раньше) лётчиков-фронтовиков, согласно которым имели место и завышения, и напротив, умалчивания количества сбитых, а также своего рода «подарки», когда сбитый самолет [[Вся слава досталась не тому|приписывали по обоюдному согласию другому лётчику]].
Строка 63: Строка 63:
* Наталья Игнатова, «Принц Полуночи» — [[злодей-протагонист]] хоть и принадлежит к [[Прекрасный Народ|Прекрасному народу]], не умеет летать самостоятельно; зато он мастерски пилотирует человеческую технику.
* Наталья Игнатова, «Принц Полуночи» — [[злодей-протагонист]] хоть и принадлежит к [[Прекрасный Народ|Прекрасному народу]], не умеет летать самостоятельно; зато он мастерски пилотирует человеческую технику.
* Сергей Тармашев, «Древний: предыстория» — у биоэнергетической расы Сияющих, обитающей в галактиках центра Вселенной, самые могучие особи, достигшие вершин мастерства в своём деле, называются Асами. Ас целитель излечит любую рану или болезнь, включая травмы психики, Ас творец создаст здание или инструмент, которому нет равных, а Ас воин — [[Армия из одного человека|в одиночку сотрёт в порошок вражеский флот]]. Это если бы они вообще летали в одиночку.
* Сергей Тармашев, «Древний: предыстория» — у биоэнергетической расы Сияющих, обитающей в галактиках центра Вселенной, самые могучие особи, достигшие вершин мастерства в своём деле, называются Асами. Ас целитель излечит любую рану или болезнь, включая травмы психики, Ас творец создаст здание или инструмент, которому нет равных, а Ас воин — [[Армия из одного человека|в одиночку сотрёт в порошок вражеский флот]]. Это если бы они вообще летали в одиночку.
** То, что особо могучие Сияющие ''называются'' Асами, под троп не подпадает. Наш троп посвящён особо умелым пилотам, и под него попадает Алиса из "Древнего", [[Реинкарнация|она же валькирия Адельхейд]] из "Предысторий" с первой по четвёртую, {{spoiler|Молчана из пятой "Предыстории", Искрена из шестой и Лучеяра из девятой.}} И много других пилотов из космоопер.
* Эд Мейси, «Апач». Судя по тому, какие требования предъявляются к пилотам этих машин — любой из них является асом.
* Эд Мейси, «Апач». Судя по тому, какие требования предъявляются к пилотам этих машин — любой из них является асом.
* Р. Мейсон, «Цыплёнок-ястреб». Снова тема вертолётов, и снова многие становятся асами — просто по-другому не выжить.
* Р. Мейсон, «Цыплёнок-ястреб». Снова тема вертолётов, и снова многие становятся асами — просто по-другому не выжить.
Строка 82: Строка 81:
** [[Star Wars: The Force Awakens]] — По Дэмерон. И главгероиня, Рей.
** [[Star Wars: The Force Awakens]] — По Дэмерон. И главгероиня, Рей.
** [[Star Wars: The Last Jedi]] — Кайло Рен тоже летчик не промах.
** [[Star Wars: The Last Jedi]] — Кайло Рен тоже летчик не промах.
** Немного [[заявленная способность]], но Оби-Ван Кеноби (несколько раз сообщается, что летчик отличный, но летать при этом не любит).
* «Ас из Асов» (1982) — летчик и боксер Джо Кавалье, равно как и его друг-соперник генерал Гюнтер фон Бекман.
* «Ас из Асов» (1982) — летчик и боксер Джо Кавалье, равно как и его друг-соперник генерал Гюнтер фон Бекман.
* [[Eternal Zero]]
* [[Eternal Zero]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!