Редактирование: Бабочка и император

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 15: Строка 15:
— И они тоже спят! И я! Все мы спим и снимся друг другу.|«[[Аладдин (сказка)#Советская|Волшебная лампа Аладдина]]»}}
— И они тоже спят! И я! Все мы спим и снимся друг другу.|«[[Аладдин (сказка)#Советская|Волшебная лампа Аладдина]]»}}
[[Файл:Butterfly.jpg|мини|350px]]
[[Файл:Butterfly.jpg|мини|350px]]
В своё время аудиторию очень шокировали сюжетные повороты в финале произведения, когда оказывалось, что [[Это был только сон|всё происходящее является только сном]], [[Глазами сумасшедшего|галлюцинацией]] [[Твист Амброза Бирса|или вообще предсмертным видением главного героя]] (пожалуй, одним из первых тут отличился «[[Кабинет доктора Калигари]]» 1920 года). Когда читатели и зрители перестали шокироваться и начали зевать, авторы стали делать двойные, тройные и четверные твисты, когда сон оказывался вовсе не сном, а потом опять сном, и так далее. Но со временем и это несколько приелось, и тогда появился новый оригинальный вариант: '''[[Вечная загадка|оставить вопрос о реальности происходящего открытым]]''', раскидав в произведении намёки как на один, так и на другой вариант разгадки. Такой поворот по-прежнему впечатляет зрителя, во многом потому, [[Экзистенциальный ужас|что он заставляет задуматься и на тему собственной жизни: «Реальна ли она, или это тоже чей-то сон?»]].
В своё время аудиторию очень шокировали сюжетные повороты в финале произведения, когда оказывалось, что [[Это был только сон|всё происходящее является только сном]], [[Глазами сумасшедшего|галлюцинацией]] [[Твист Амброза Бирса|или вообще предсмертным видением главного героя]] (пожалуй, одним из первых тут отличился «[[Кабинет доктора Калигари]]» 1920 года). Когда читатели и зрители перестали шокироваться и начали зевать, авторы стали делать двойные, тройные и четверные твисты, когда сон оказывался вовсе не сном, а потом опять сном, и так далее. Но со временем и это несколько приелось, и тогда появился новый оригинальный вариант: '''[[Вечная загадка|оставить вопрос о реальности происходящего открытым]]''', раскидав в произведении намёки как на один, так и на другой вариант разгадки. Такой поворот по-прежнему впечатляет зрителя, во многом потому, [[Экзистенциальный ужас|что он заставляет задуматься и на тему собственной жизни: «Реальна ли она, или это тоже чей-то сон?»]].


В народный фольклор кодификатор сабжа вошёл под названием «даосской притчи о бабочке и императоре» про императора Китая, которому приснилось, что он [[Прекрасная бабочка|бабочка]], после чего он задумался, вдруг он бабочка, которой снится, что она император<ref>Поднапрягшись, герой мог бы без труда найти ответ: у бабочки слишком маленький мозг, чтобы видеть детализованные сны из жизни людей и понимать такие концепции как «император», значит, он всё-таки человек.</ref>. На самом же деле «сон про бабочку» описан в текстах [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты|китайского]] философа [[w:Чжуан-цзы|Чжуан-цзы]], [[Популярное заблуждение|который никогда не был императором]].
В народный фольклор кодификатор сабжа вошёл под названием «даосской притчи о бабочке и императоре» про императора Китая, которому приснилось, что он [[Прекрасная бабочка|бабочка]], после чего он задумался, вдруг он бабочка, которой снится, что она император<ref>Поднапрягшись, герой мог бы без труда найти ответ: у бабочки слишком маленький мозг, чтобы видеть детализованные сны из жизни людей и понимать такие концепции как «император», значит, он всё-таки человек.</ref>. На самом же деле «сон про бабочку» описан в текстах [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты|китайского]] философа [[w:Чжуан-цзы|Чжуан-цзы]], [[Популярное заблуждение|который никогда не был императором]].
Строка 24: Строка 24:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Янн Мартел, «[[Жизнь Пи]]» (так же, как и фильм по книге) — из палаты мер и весов. Версия событий, изложенная в финале, серьезно порвет шаблоны и выставит все события книги эзоповской аллегорией на то, что случилось на самом деле (или глюками, заменившими главному герою травмирующую реальность). Однако, ни одна из версий не подтверждается — читатель может выбрать любую.
* Янн Мартел, «[[Жизнь Пи]]» (так же, как и фильм по книге) из палаты мер и весов. Версия событий, изложенная в финале, серьезно порвет шаблоны и выставит все события книги эзоповской аллегорией на то, что случилось на самом деле (или глюками, заменившими главному герою травмирующую реальность). Однако, ни одна из версий не подтверждается — читатель может выбрать любую.
* А. К. Толстой, «Упырь» — было ли все происходившее реальностью или только плодом больной фантазии [[протагонист]]а?
* А. К. Толстой, «Упырь» — было ли все происходившее реальностью или только плодом больной фантазии [[протагонист]]а?
* «[[Alice in Wonderland|Алиса в Зазеркалье]]» — Алиса задаётся вопросом: вдруг она сама — лишь сон Чёрного Короля.
* «[[Alice in Wonderland|Алиса в Зазеркалье]]» — Алиса задаётся вопросом: вдруг она сама — лишь сон Чёрного Короля.
Строка 34: Строка 34:
* Рог Филлипс, «Жёлтая пилюля» — являются ли герои врачом-психиатром и пациентом, который считает себя астронавтом, или двумя астронавтами, один из которых галлюцинирует, представляя себя психиатром? Или каким-то странным образом реальны обе версии?
* Рог Филлипс, «Жёлтая пилюля» — являются ли герои врачом-психиатром и пациентом, который считает себя астронавтом, или двумя астронавтами, один из которых галлюцинирует, представляя себя психиатром? Или каким-то странным образом реальны обе версии?
* Хулио Кортасар, «Ночью на спине, лицом кверху» — герой лежит на больничной койке после операции или на ацтекском алтаре перед жертвоприношением? Что из этого реальность, а что — странный сон? Сам герой в последних строках решает, что сном была больница; но так ли это? В любом случае, в обеих реальностях он умирает из-за сердца.
* Хулио Кортасар, «Ночью на спине, лицом кверху» — герой лежит на больничной койке после операции или на ацтекском алтаре перед жертвоприношением? Что из этого реальность, а что — странный сон? Сам герой в последних строках решает, что сном была больница; но так ли это? В любом случае, в обеих реальностях он умирает из-за сердца.
* Хорхе Луис Борхес, «Вторая смерть» — Педро Дамиан в молодости запятнал себя позором в битве под Масольером и всю жизнь переживал это. При смерти ему видится, что все было иначе — он погиб как герой. Вот только впоследствии ветераны той битвы и остальные начинают помнить Дамиана именно как павшего героя, письма с изложением изначальной истории теряются, и рассказчик сомневается, была ли она взаправду.
* Хорхе Луис Борхес, «Вторая смерть» — Педро Дамиан в молодости запятнал себя позором в битве под Масольером и всю жизнь переживал это. При смерти ему видится, что все было иначе - он погиб как герой. Вот только впоследствии ветераны той битвы и остальные начинают помнить Дамиана именно как павшего героя, письма с изложением изначальной истории теряются, и рассказчик сомневается, была ли она взаправду.
* Чарльз Стросс, «Очень холодная война». [[Красные с ракетами|СССР]] все-таки пробудил [[Лавкрафт|К’Тулху]], после чего вырубил его обратно и законсервировал в [[Клюква|Чернобыле, чтобы использовать в качестве оружия массового поражения]]. Из того немного, что удалось узнать ЦРУ о К’Тулху, особо примечательно (цитата): «в Пожирателе душ жизнь вечная. Все поглощенные им живут в его виртуальном разуме, бесконечно переживая собственную смерть». После этого главный герой задумывается — а на самом ли деле ему удалось эвакуироваться с персоналом Белого Дома?
* Чарльз Стросс, «Очень холодная война». [[Красные с ракетами|СССР]] все-таки пробудил [[Лавкрафт|К’Тулху]], после чего вырубил его обратно и законсервировал в [[Клюква|Чернобыле, чтобы использовать в качестве оружия массового поражения]]. Из того немного, что удалось узнать ЦРУ о К’Тулху, особо примечательно (цитата): «в Пожирателе душ жизнь вечная. Все поглощенные им живут в его виртуальном разуме, бесконечно переживая собственную смерть». После этого главный герой задумывается — а на самом ли деле ему удалось эвакуироваться с персоналом Белого Дома?
* Дэйв Дункан, «Седьмой меч», игра с тропом. Современный учёный Уолли Смит, [[Попаданец в чью-то голову|после смерти перенесённый в тело фэнтезийного воина Шонсу]], пытается анализировать ситуацию. Изначально он уверен, что всё происходящее предсмертные галлюцинации. Однако реальность ощущений таки заставляет засомневаться. Тогда он предполагает, что сам является галлюцинацией больного Шонсу. Но, припомнив свою жизнь, решает, что галлюцинация не может быть такой подробной и логичной.
* Дэйв Дункан, «Седьмой меч», игра с тропом. Современный учёный Уолли Смит, [[Попаданец в чью-то голову|после смерти перенесённый в тело фэнтезийного воина Шонсу]], пытается анализировать ситуацию. Изначально он уверен, что всё происходящее предсмертные галлюцинации. Однако реальность ощущений таки заставляет засомневаться. Тогда он предполагает, что сам является галлюцинацией больного Шонсу. Но, припомнив свою жизнь, решает, что галлюцинация не может быть такой подробной и логичной.
Строка 52: Строка 52:
* «Петровы в гриппе» — сперва непонятно, насколько реальны были ночные похождения температурящего Петрова (историю его похождений рассказывает как бы про своего мужа посторонняя, которая оказывается женой его вездесущего друга Игоря). А в финале непонятно, насколько реальны были вообще все события фильма, включая жену и ребенка Петрова.
* «Петровы в гриппе» — сперва непонятно, насколько реальны были ночные похождения температурящего Петрова (историю его похождений рассказывает как бы про своего мужа посторонняя, которая оказывается женой его вездесущего друга Игоря). А в финале непонятно, насколько реальны были вообще все события фильма, включая жену и ребенка Петрова.
* «Прошлой ночью в Сохо» — съехав на съемную квартиру к Александре Коллинз, главная героиня Элли начинает видеть сны, в которых она оказывается в Лондоне 60-х годов в образе начинающей певицы Сэнди проживает её жизнь. Причём моменты из снов просачиваются в реальную жизнь Элли (например после Страстной ночи Сэнди с Джеком, Элли просыпается с засосом на шее). И чем дальше, тем сильнее грань между сном и реальностью начинает размываться (к примеру, ей начинают мерещиться призраки безликих мужчин). Потом, правда, выясняется, {{spoiler|что Сэнди — и есть Александра Коллинз, безликие призраки — убитые ей бывшие любовники, замурованные в стенах квартиры}}, что лишь немного проливает свет, но не объясняет все странности и видения, происходящие в фильме.
* «Прошлой ночью в Сохо» — съехав на съемную квартиру к Александре Коллинз, главная героиня Элли начинает видеть сны, в которых она оказывается в Лондоне 60-х годов в образе начинающей певицы Сэнди проживает её жизнь. Причём моменты из снов просачиваются в реальную жизнь Элли (например после Страстной ночи Сэнди с Джеком, Элли просыпается с засосом на шее). И чем дальше, тем сильнее грань между сном и реальностью начинает размываться (к примеру, ей начинают мерещиться призраки безликих мужчин). Потом, правда, выясняется, {{spoiler|что Сэнди — и есть Александра Коллинз, безликие призраки — убитые ей бывшие любовники, замурованные в стенах квартиры}}, что лишь немного проливает свет, но не объясняет все странности и видения, происходящие в фильме.
* «Господин оформитель» — мистика или галлюцинации наркомана?
* «Господин оформитель» - мистика или галлюцинации наркомана?


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Баффи — истребительница вампиров]]» (1996) — в эпизоде «И снова всё в порядке» (6 сезон, 17 серия) героиня после нападения демона приходит в себя в психбольнице, и ей рассказывают, что все её приключения с друзьями и её карьера Истребительницы Вампиров были лишь бредом. В конце она возвращается в свою обычную реальность, поняв, что демон вызвал у неё галлюцинации своим ядом… после чего нам вновь показывают её в психбольнице, и врач говорит огорчённым родным, что она окончательно ушла в свой бред и не вернётся.
* «[[Секретные материалы]]» (1993) — эпизод «Полевой выезд» (6 сезон, 21 серия). Грибы, распыляющие галлюциногенные вещества. Спасли их в конце концов или нет?…
* «[[Твин Пикс]]» — финал третьего сезона, где Дейл Купер оказывается в другом мире под другим именем Ричард. Так всё таки, реален один мир или другой? Или оба? Или ни один?
* «[[Твин Пикс]]» — финал третьего сезона, где Дейл Купер оказывается в другом мире под другим именем Ричард. Так всё таки, реален один мир или другой? Или оба? Или ни один?
* «[[Обратная сторона Луны]]» — первый сезон. Капитан российской полиции Михаил Соловьёв попадает в 1979 год, в тело своего отца, советского милиционера, при этом в своём родном 2011 году он находится в коме. Соловьёв в прошлом периодически видит в телевизорах происходящее в его палате в будущем, и можно предположить, что он всего лишь приключается [[Приключения в Комаляндии|в Комаляндии]]. Но не всё так просто: поступки Михаила в прошлом реально меняют будущее. Что, уже прочувствовали, что он попал в 79 год по-настоящему? Извольте: действия с телом Михаила в 2011 году (капли случайно пролитой воды, применение дефибриллятора) тоже отражаются на прошлом. А труп девушки? Он-то вполне реален и найден до попадания в прошлое. Что же всё-таки происходит? [[Вечная загадка]].
* «[[Баффи]]» — в эпизоде «Normal Again» героиня после нападения демона приходит в себя в психбольнице, и ей рассказывают, что все её приключения с друзьями и её карьера Истребительницы Вампиров были лишь бредом. В конце она возвращается в свою обычную реальность, поняв, что демон вызвал у неё галлюцинации своим ядом… после чего нам вновь показывают её в психбольнице, и врач говорит огорчённым родным, что она окончательно ушла в свой бред и не вернётся.
* [[X-Files]] — встречалось. Например, s6e21 «Полевой выезд» — грибы, распыляющие галлюциногенные вещества. Спасли их в конце концов или нет?…
* [[Обратная сторона Луны]], первый сезон — капитан российской полиции Михаил Соловьёв попадает в 1979 год, в тело своего отца, советского милиционера, при этом в своём родном 2011 году он находится в коме. Соловьёв в прошлом периодически видит в телевизорах происходящее в его палате в будущем, и можно предположить, что он всего лишь приключается [[Приключения в Комаляндии|в Комаляндии]]. Но не всё так просто: поступки Михаила в прошлом реально меняют будущее. Что, уже прочувствовали, что он попал в 79 год по-настоящему? Извольте: действия с телом Михаила в 2011 году (капли случайно пролитой воды, применение дефибриллятора) тоже отражаются на прошлом. А труп девушки? Он-то вполне реален и найден до попадания в прошлое. Что же всё-таки происходит? [[Вечная загадка]].
** Второй сезон частично разрешил загадку: [[параллельные миры]], мир альтернативного 1979-го формирует мир альтернативного 2011-го, в конце главный герой возвращается в оригинальный 2011-й.
** Второй сезон частично разрешил загадку: [[параллельные миры]], мир альтернативного 1979-го формирует мир альтернативного 2011-го, в конце главный герой возвращается в оригинальный 2011-й.
** Аналогично в британском первоисточнике «Жизнь на Марсе», но в отечественной адаптации временных парадоксов гораздо больше и [[вывих мозга]] куда жёстче.
** Аналогично в британском первоисточнике «Жизнь на Марсе», но в отечественной адаптации временных парадоксов гораздо больше и [[вывих мозга]] куда жёстче.
* «[[Sherlock|Шерлок]]» — эпизод «Безобразная невеста». Да вся история с безобразной невестой глюк Шерлока, но в каком году живет Шерлок Холмс. В 19 веке (и тогда все события сериала лишь наркотические сны Шерлока Холмса) или в 21 веке (последний кадр же последняя галлюцинация великого детектива).
* Эпизод [[Sherlock|Шерлока]] "безобразная невеста". Да вся история с безобразной невестой глюк Шерлока, но в каком году живет Шерлок Холмс. В 19 веке (и тогда все события сериала лишь наркотические сны Шерлока Холмса) или в 21 веке (последний кадр же последняя галлюцинация великого детектива).


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 79: Строка 79:


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />


{{Nav/Unsolved}}
{{Nav/Unsolved}}
{{Nav/Unreliable}}
{{Nav/Unreliable}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!