Редактирование: Барон Мюнхгаузен

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 38: Строка 38:
=== Сиквел Иммермана ===
=== Сиквел Иммермана ===


К. Иммерман написал своего рода продолжение про внука (или ''так называемого'' внука, о чём намекается в тексте) — «Мюнхгаузен. История в арабесках» (1839). В поместье Шник-Шнак-Шнур (которое потом назовут замком) к старому барону, его дочери Эмеренции, их квартиранту Адгезилаю-Адгезелю (бывшему школьному учителю) и немногочисленным слугам просится на постой Мюнхгаузен-младший. Потомок знаменитого барона рассказывает истории и вместе с обитателями «замка» планирует невероятно доходный бизнес. Последний представляет собой переработку воздуха в твёрдые стройматериалы, чтобы хватило всем нуждающимся. Последняя часть вообще посвящена высмеиванию спиритизма. Примерно в середине идёт повествование и о людях, разыскивающих Мюнхгаузена.
К. Иммерман написал своего рода продолжение про внука (или так называемого внука о чем намекается в тексте) — «Мюнхгаузен. История в арабесках» (1839). В поместье Шник-Шнак-Шнур (которое потом назовут замком) к старому барону, его дочери Эмеренции, их квартиранту Адгезилаю-Адгезелю (бывшему школьному учителю) и немногочисленным слугам просится на постой Мюнхгаузен-младший. Потомок знаменитого барона рассказывает истории, вместе с обитателями «замка» планирует невероятно доходный бизнес. Последний представляет собой переработку воздуха в твердые стройматериалы, чтобы хватило всем нуждающимся. Последняя часть вообще посвящена высмеиванию спиритизма. Примерно в середине идет повествование и о людях, разыскивающих Мюнхгаузена.
* [[Борец за нравственность]] — геликонское стадо коз. Козлы-самцы учредили «Союз для спасения морально падших созданий» (т. е. духовного спасения), вдохновившись тем, что козы-самки создали «Союз для облегчения горестей страждущих существ» для спасения живых существ физически. Одним из «подвигов» козлов было перевоспитание мясной мухи и навозного жука, чтобы те питались «благородной» пищей (розами, лилиями и пр.) и вели более нравственный образ жизни. И даже поженили их. Только сами спасаемые из всех заумных речей козлов поняли только то, что их хотят непонятно почему заставить есть совсем чужеродную пищу, от которой им становится плохо. Кстати, «Союз для облегчения горестей страждущих существ» не сюда, но функционировал не лучше. Коза видит кого-то в беде сама не спасает (нельзя, т. к. это какой-то индивидуализм устаревший), а инициирует заседание, где коллективно решается, кого, когда и как спасать.
* [[Борец за нравственность]] — Геликонское стадо коз. Козлы-самцы учредили «Союз для спасения морально падших созданий» (т. е. духовное спасение), вдохновившись тем, что козы-самки создали «Союз для облегчения горестей страждущих существ» для спасения живых существ физически. Одним из подвигов козлов было перевоспитание мясной мухи и навозного жука, чтобы те питались благородной пищей (розами, лилиями и пр.) и вели более нравственный образ жизни. И даже поженили их. Только сами спасаемые из всех заумных речей козлов поняли лишь, что их хотят непонятно почему заставить есть совсем чужеродную пищу, от которой им становится плохо. Кстати, «Союз для облегчения горестей страждущих существ» не сюда, но функционировал не лучше. Коза видит кого-то в беде, сама не спасает (нельзя, т. к. это какой-то индивидуализм устаревший), а инициирует заседание, где коллективно решается, кого, когда и как спасать.
* [[Вредная школа]] — сельский учитель Адгезель, помешавшись, вспомнил когда-то прочитанную книгу о Спарте, решил, что является потомком спартанского правителя Адгезелая, и начал реставрировать, как мог, спартанское обучение: порол учеников без причины, провоцировал среди них драки и потасовки, учил воровать и не попадаться, а грамматику и арифметику отменил. Для сорванцов стал клёвым учителем. Впрочем, в бытность «нормальным», Адгезель считал, что крестьянину достаточно уметь читать печатный текст и уметь писать свое имя. В написании имени желательно делать поменьше ошибок, и всё.
* [[Вредная школа]] — сельский учитель Адгезель, помешавшись, вспомнил когда-то прочитанную книгу о Спарте, решил, что является потомком спартанского правителя Адгезелая и начал реставрировать, как мог, спартанское обучение: порол учеников без причины, провоцировал среди них драки и потасовки, учил воровать и не попадаться, а грамматику и арифметику отменил. Для сорванцов стал клевым учителем. В прочем, в бытность "нормальным" Адгезель считал, что крестьянину достаточно уметь читать печатный текст и уметь писать свое имя. В написании имени желательно делать поменьше ошибок и все.
* [[Дети-маугли]] — явно шуточно-сатирический вариант. Мюнхгаузен-младший (на тот момент ребёнок) не смог поступить в янычарский кадетский корпус, т. к. его похитил ягнятник (хищная птица). Этим хищник сильно нарушил законы природы, поскольку в виде исключения он мог напасть на подпаска — неграмотного крестьянского ребёнка, но не на «образованного сына образованных родителей», тем более собирающегося делать военную карьеру. Об этом юный барон заявлял и ягнятнику, и другим. За нарушение законов хищник был наказан судьбой в лице английского охотника, а Мюнхгаузен оказался на Геликоне, и некоторое время воспитывался козами, которые постепенно приучили его к козьему образу жизни и мысли. Сами же козы и козлы клуб борцов за нравственность, см. выше.
* [[Дети-маугли]] — явно шуточно-сатирический вариант. Мюнхгаузен-младший (на тот момент ребенок) не смог поступить в янычарский кадетский корпус, т. к. его похитил ягнятник (хищная птица). Этим хищник сильно нарушил законы природы, поскольку в виде исключения он может напасть на подпаска — неграмотного крестьянского ребенка, но не на «образованного сына образованных родителей», тем более собирающего делать военную карьеру. Об этом юный барон заявлял и ягнятнику, и другим. За нарушение законов хищник был наказан судьбой в лице английского охотника, а Мюнхгаузен оказался на Геликоне и некоторое время воспитывался козами, которые постепенно приучили его к козьему образу жизни и мысли. Сами же козы и козлы - клуб борцов за нравственность, см. выше.
* Хуцпа красавец-аферист Руччопуччо из Сиены, втиравшийся в доверие к Эмеренции. Когда его пришли арестовывать за прежние «жульства» — начал рассказывать, что всё это заведомо ложное обвинение. И не просто ложное — он, дескать, командир слоновьей роты в армии правителя Бирмы. А такого ценного сотрудника тиран отпускать не хочет, притом всё это — тайна. Вот по ложному обвинению, как разбойника, его и должны переводить из тюрьмы в тюрьму, пока не довезут до Бирмы. А ещё он пообещал Эмеренции вернуться, уже в качестве гехелькрамского князя. По его же словам он наследный правитель, которого украли в детстве цыгане. И вот он готов явиться уже как принц, на белом коне (или слоне). Позднее, слугу Мюнхгаузена Эмеренция принимает за Руччопуччо, т.к. для слуги-простолюдина он ведёт себя слишком вольно. Впрочем, «вольно» можно объяснить тем, что слуга знает истинную историю происхождения своего господина, вот и шантажирует в рамках разумного.
* Хуцпа - красавец-аферист Руччопуччо из Сиены, втиравшийся в доверие Эмеренции. Когда его пришли арестовывать за прежние "жульства" начал рассказывать что все это заведомо ложное обвинение. И не просто, а то, что он командир слоновьей роты в армии правителя Бирмы. А такого "ценного сотрудника" тиран отпускать не хочет, при этом это является тайной. Вот по ложному обвинению как разбойника его и должны переводить из тюрьмы в тюрьму, пока не довезут в Бирму. А еще он пообещал Эмеренции вернуться, уже в качестве гехелькрамского князя. По его же словам - он наследный правитель, которого украли в детстве цыгане. Позднее, слугу Мюнхгаузена Эмеренция принимает за Руччопуччо, т.к. для слуги-простолюдина он ведет себя слишком вольно.


=== Сюжет ===
=== Сюжет ===
Строка 114: Строка 114:
* [[Такой крутой, что уже смешно]] — а то! И [[крутой в отставке]]: в книге барон отошел от дел и рассказывает о прошедших приключениях.
* [[Такой крутой, что уже смешно]] — а то! И [[крутой в отставке]]: в книге барон отошел от дел и рассказывает о прошедших приключениях.
* [[Ненадежный рассказчик]] — педаль в центр Земли, плюс эталон (хранить вечно). А вот в адаптациях по-разному. В одних случаях барон — наглый и бессовестный врун (как в мультфильмах — рисованном «Похождения Мюнхгаузена» 1929 г. или кукольном «Приключения барона Мюнхаузена» 1967 г.), в других — большой весельчак, фантазер и выдумщик (чехословацкий фильм К. Земана «Барон Мюнхгаузен» 1961 г., или в английском Т.Гиллиама «Приключения барона Мюнхгаузена» 1988 г.), в третьих — неординарный человек (чуть ли не со сверхспособностями), который все пережил на самом деле, (как в цикле мультфильмов Солина-Лернера «Приключения Мюнхаузена», фильм «Новые приключения барона Мюнхаузена» 1972), но не всегда ему верят (пьеса «Самый правдивый» и ее киноверсия «Тот самый Мюнхгаузен», хотя тут кое-что все-таки явно плод фантазии барона, а кое-что не то совпадение, не то действительно барон постарался). В фильме «Мюнхгаузен» 1943 г. практически все чудеса происходят на самом деле, что заставляет относить его к жанру фантастики/фэнтези.
* [[Ненадежный рассказчик]] — педаль в центр Земли, плюс эталон (хранить вечно). А вот в адаптациях по-разному. В одних случаях барон — наглый и бессовестный врун (как в мультфильмах — рисованном «Похождения Мюнхгаузена» 1929 г. или кукольном «Приключения барона Мюнхаузена» 1967 г.), в других — большой весельчак, фантазер и выдумщик (чехословацкий фильм К. Земана «Барон Мюнхгаузен» 1961 г., или в английском Т.Гиллиама «Приключения барона Мюнхгаузена» 1988 г.), в третьих — неординарный человек (чуть ли не со сверхспособностями), который все пережил на самом деле, (как в цикле мультфильмов Солина-Лернера «Приключения Мюнхаузена», фильм «Новые приключения барона Мюнхаузена» 1972), но не всегда ему верят (пьеса «Самый правдивый» и ее киноверсия «Тот самый Мюнхгаузен», хотя тут кое-что все-таки явно плод фантазии барона, а кое-что не то совпадение, не то действительно барон постарался). В фильме «Мюнхгаузен» 1943 г. практически все чудеса происходят на самом деле, что заставляет относить его к жанру фантастики/фэнтези.
* [[У нас он будет негодяем]]: в представлении советской критики барон — исключительно пример наглости и хвастовства гнилой аристократии, приписывающей себе выдуманные достоинства; а то, что он не просто безобидный фантазёр, но и замечательный выдумщик, подаривший своим слушателям немало радостных минут — на это советским критикам наплевать. [[Всегда плохие|Он аристократ, следовательно — плохой]].
* [[У нас он будет негодяем]]: в представлении советской критики барон — исключительно пример наглости и хвастовства гнилой аристократии, приписывающей себе выдуманные достоинства; а то, что он не просто безобидный фантазёр, но и замечательный выдумщик, подаривший своим слушателям немало радостных минут — на это пробкоголовым совковым критикам наплевать. [[Всегда плохие|Он аристократ, следовательно — плохой]].


== Экранизации и другие адаптации ==
== Экранизации и другие адаптации ==
Строка 131: Строка 131:
** [[Затмить адаптацией]] — фильм известен гораздо больше.
** [[Затмить адаптацией]] — фильм известен гораздо больше.
** [[Фарисей]] — нерелигиозный вариант тропа и в пьесе, и в фильме по ней. Граждане Ганновера, затравив эксцентричного барона и доведя его до {{spoiler|(как они уверены)}} самоубийства, оплакивают его память, сокрушаются, как же они не ценили при жизни великого человека, и даже собираются поставить памятник. Однако стоит барону воскреснуть — травля возобновляется, и город приговаривает его «для удостоверения личности» к испытанию с позорным или заведомо смертельным исходом. К приговору присоединяются даже друг и возлюбленная барона. [[Трикстер]] удобнее обывателям в мёртвом виде, ибо пока жив — напоминает им, что они постоянно лгут сами себе.
** [[Фарисей]] — нерелигиозный вариант тропа и в пьесе, и в фильме по ней. Граждане Ганновера, затравив эксцентричного барона и доведя его до {{spoiler|(как они уверены)}} самоубийства, оплакивают его память, сокрушаются, как же они не ценили при жизни великого человека, и даже собираются поставить памятник. Однако стоит барону воскреснуть — травля возобновляется, и город приговаривает его «для удостоверения личности» к испытанию с позорным или заведомо смертельным исходом. К приговору присоединяются даже друг и возлюбленная барона. [[Трикстер]] удобнее обывателям в мёртвом виде, ибо пока жив — напоминает им, что они постоянно лгут сами себе.
**  См. фрагмент спектакля для «Вокруг смеха» с 34.40 https://www.youtube.com/watch?v=w6UeCHoBXks или https://www.youtube.com/watch?v=1NlRPQJwWUY. Фрагмент спектакля (снято в театре) https://www.youtube.com/watch?v=p7E4PH1MjyA
**  См. фрагмент спектакля для "Вокруг смеха" с 34.40 https://www.youtube.com/watch?v=w6UeCHoBXks или https://www.youtube.com/watch?v=1NlRPQJwWUY. Фрагмент спектакля (снято в театре) https://www.youtube.com/watch?v=p7E4PH1MjyA
* «Красный кабачок» — русская предреволюционнная пьеса о встрече Мюнхгаузена с царскими офицерами в известном (и реально существовавшем) трактире «Красный Кабачок». Кстати, на грани с «На тебе!» — Мюнхгаузен в конце говорит,  что он хоть и врун,  но если раскрутить сегодня любое враньё, то завтра это будет «доктрина и факультет». А ещё Мюнхгаузен в этой пьесе может коверкать реальность, как Дискорд...
* «Красный кабачок» — русская предреволюционнная пьеса о встрече Мюнхгаузена с царскими офицерами в известном трактире (реально существовавшем) "Красный Кабачок" . Кстати на гране "На тебе!" - Мюнхгаузен в конце говорит,  что он хоть и врун,  но если раскрутить сегодня любое враньё то завтра это будет "доктрина и факультет". А ещё Мюнхгаузен в этой пьесе может коверкать реальность как Дискорд...


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 145: Строка 145:
* '''Тот самый Мюнхгаузен''' (СССР, 1979) — знаменитый фильм [[Фильмы Марка Захарова|Марка Захарова]]. ''Кратко рассказывать о нём нет смысла — заслуживает отдельной статьи или как минимум собственного раздела.''
* '''Тот самый Мюнхгаузен''' (СССР, 1979) — знаменитый фильм [[Фильмы Марка Захарова|Марка Захарова]]. ''Кратко рассказывать о нём нет смысла — заслуживает отдельной статьи или как минимум собственного раздела.''
** [[Автор забронзовел]] — после смерти барона были изданы тома о его приключениях, в городе поставили памятник, а «осиротевшие» родственники, гнобившие барона при жизни, рассказывают посетителям музея Мюнхгаузена, какой он был гений и патриот.
** [[Автор забронзовел]] — после смерти барона были изданы тома о его приключениях, в городе поставили памятник, а «осиротевшие» родственники, гнобившие барона при жизни, рассказывают посетителям музея Мюнхгаузена, какой он был гений и патриот.
*** [[Император охреневает]]. «Я не шёл в атаку с таким зверским лицом, как было изображено. И не орал: "Англичане — свиньи!". Это гадко. Я люблю англичан. [[Наглая ложь|Я дружил с Шекспиром]], ты знаешь» (Барон Мюнхгаузен охреневает от собственного памятника).
*** [[Император охреневает]]. «Я не шёл в атаку с таким зверским лицом, как было изображено. И не орал: „Англичане — свиньи!Это гадко. Я люблю англичан. [[Наглая ложь|Я дружил с Шекспиром]], ты знаешь». (Барон Мюнхгаузен охреневает от собственного памятника)
** [[Войти через окно]] — барон в первой серии забирается в собственный дом через окно от избытка энергии и общей чудаковатости характера. Во второй серии, после его [[Инсценировал смерть|мнимой смерти]], это превращается в [[Культ карго|«традицию»]] дома Мюнхгаузенов.
** [[Войти через окно]] — барон в первой серии забирается в собственный дом через окно от избытка энергии и общей чудаковатости характера. Во второй серии, после его [[Инсценировал смерть|мнимой смерти]], это превращается в «[[Культ карго|традицию]]» дома Мюнхгаузенов.
** [[Не в ладах с юриспруденцией]] — баронесса Якобина оспаривает развод с Мюнхгаузеном в суде, поскольку не хочет оставить сына без наследства. Но позвольте, развод разводом, а право майората никто не отменял! Наследству Теофила ничто не угрожает.
** [[Не в ладах с юриспруденцией]]— баронесса Якобина оспаривает развод с Мюнхгаузеном в суде, поскольку не хочет оставить сына без наследства. Но позвольте, развод разводом, а право майората никто не отменял! Наследству Теофила ничто не угрожает.
*** [[Откровение у холодильника]]: баронесса не хочет оставить без наследства ''себя любимую'', ещё не старую потенциальную вдову! А сыном просто прикрывается.
*** [[Откровение у холодильника]]: баронесса не хочет оставить без наследства ''себя любимую'', ещё не старую потенциальную вдову! А сыном просто прикрывается.
* [[Носит старую форму]] — [[аверсия]] [[шутки ради]]. Герцог-щёголь категорически отказывается надевать свой военный мундир, считая однобортный фасон устаревшим («Мне в этом? В однобортном? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие!»). Однобортный мундир по герцогу — это неготовность к войне.
* [[Носит старую форму]] — [[аверсия]] [[шутки ради]]. Герцог-щёголь категорически отказывается надевать свой военный мундир, считая однобортный фасон устаревшим («Мне в этом? В однобортном? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие!»). Однобортный мундир по герцогу — это неготовность к войне.
** [[Отсылка]] — «[[Ревизор|Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие]] Чёрт возьми, отличная фраза для начала пьесы! Надо будет кому-нибудь предложить».
** [[Отсылка]] — «[[Ревизор|Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие]]Чёрт возьми, отличная фраза для начала пьесы! Надо будет кому-нибудь предложить».
** [[Очистительный дождь]] — правда, душ, но он смыл садовника Мюллера и вернул барона Мюнхгаузена.
** [[Очистительный дождь]] — правда, душ, но он смыл садовника Мюллера и вернул барона Мюнхгаузена.
** [[Печальная борода]] — [[с прикрученным фитильком]]: когда после ухода Марты Мюнхгаузен-Мюллер встречается с Томасом, его подбородок зарос щетиной. Решив «воскреснуть», барон снова бреется (знаменитые усы, конечно же, оставляет).
** [[Печальная борода]] — [[с прикрученным фитильком]]: когда после ухода Марты Мюнхгаузен-Мюллер встречается с Томасом, его подбородок зарос щетиной. Решив «воскреснуть», барон снова бреется (зЗнаменитые усы, конечно же, оставляет).
** [[Пустоголовый франт]] — герцог, на всё смотрящий через призму моды и костюма. «Да вы что, не знаете, что в однобортном [мундире] сейчас уже никто не воюет?! Безобразие — война у порога, а мы не готовы!».
** [[Пустоголовый франт]] — герцог, на всё смотрящий через призму моды и костюма. «Да вы что, не знаете, что в однобортном [мундире] сейчас уже никто не воюет?! Безобразие — война у порога, а мы не готовы!».
*** Ясно указано, что действие первой части фильма происходит в 1779 году. Тем не менее, Британия признает независимость США, что в реальной жизни [[Не в ладах с историей/Отечественные фильмы|произошло в 1783 году]]. Самое досадное, что Марк Захаров и Григорий Горин упустили интересный момент: у герцога был серьёзный повод волноваться по поводу того, что Мюнхгаузен собрался объявить войну Британии — курфюршество Ганновер уже участвовало в войне за независимость США, причём на стороне Британии. Дело в том, что тот самый герцог — он, собственно, и есть британский король Георг III (в то время Ганновер и Великобритания находились в личной унии), так что войной Мюнхгаузен грозил именно ему!
*** Ясно указано, что действие первой части фильма происходит в 1779 году, тем не менее Британия признает независимость США, что в реальной жизни [[Не в ладах с историей/Отечественные фильмы|произошло в 1783 году]]. Самое досадное, что Марк Захаров и Григорий Горин упустили интересный момент: у герцога был серьезный повод волноваться по поводу того, что Мюнхгаузен собрался объявить войну Британии — курфюршество Ганновер уже участвовало в войне за независимость США, причем на стороне Британии. Дело в том, тот самый герцог — он, собственно, и есть британский король Георг III (в то время Ганновер и Великобритания находились в личной унии), так что войной Мюнхгаузен грозил именно ему!
**** А может, и не упустили, а [[бонус для гениев|намекнули для гениев]]: в конце концов, герцог, узнав от Мюнхгаузена об объявлении им войны, сразу приказал его задержать. Ну а что, логично — когда тебе в лицо заявляют, что объявляют войну лично тебе, как ещё поступать?
**** А может и не упустили, а тонко [[бонус для гениев|намекнули для гениев]]: в конце концов, герцог, узнав от Мюнхгаузена об объявлении им войны, тут же приказал его задержать. Ну а что, логично — когда тебе в лицо заявляют, что объявляют войну лично тебе, как еще поступать?
** [[Рука крошит отточенную сталь]] — жалкую роль [[Злодей-недотёпа|злодея-недотёпы]] играет <s>Кайло Рен</s> Теофил Мюнхгаузен, [[Яблоко от яблони далеко падает|сынок ГГ]] (даже сложно узнать сурового Ярмольника<ref>Который, впрочем, в молодости часто играл недотёп, недотыкомок и раздолбаев. В его резюме — и [[житель Страны Эльфов]] Максимэн («Ищите женщину»), и [[житель Страны Тёмных Эльфов]] Клаус Вурст («Сказка, рассказанная ночью»), и отрицательный, наглый и несерьёзный стиляга («Нежданно-негаданно»), и откровенно комичный эпизодический фотограф-заика («Профессия — следователь»).</ref>). [[Трагическая импульсивность|Импульсивен]], неврастеничен («Изрубить её (картину работы Рембрандта) на куски!»), [[Сиротинушка|ненавидит отца]] («Сделайте для нас ещё один шаг... станьте моим секундантом»), плохой вояка — и это [[Подсветка|подсвечено]] им самим («Меня даже на манёвры не допустили»). Собственно, сабж — сцена, где [[Бой-баба|мать]] упражняется с ним в фехтовании: ''она захватывает рапиру подмышкой и даёт неумёхе пощёчину''.
** [[Рука крошит отточенную сталь]] — жалкую роль [[Злодей-недотёпа|злодея-недотепы]] играет <s>Кайло Рен</s> Феофил Мюнхгаузен, [[Яблоко от яблони далеко падает|сынок ГГ]] (даже сложно узнать сурового Ярмольника<ref>Который, впрочем, в молодости часто играл недотёп, недотыкомок и раздолбаев. В его резюме — и [[житель Страны Эльфов]] Максимэн («Ищите женщину»), и [[житель Страны Тёмных Эльфов]] Клаус Вурст («Сказка, рассказанная ночью»), и отрицательный, наглый и несерьёзный стиляга («Нежданно-негаданно»), и откровенно комичный эпизодический фотограф-заика («Профессия — следователь»).</ref>). [[Трагическая импульсивность|Импульсивен]], неврастеничен («Изрубить ее (картину работы Рембрандта) на куски!»), [[Сиротинушка|ненавидит отца]] («Сделайте для нас еще один шаг… станьте моим секундантом»), плохой вояка — и это [[подсвечено]] им самим («Меня даже на маневры не допустили»). Собственно сабж — сцена, где [[Бой-баба|мать]] упражняется с ним в фехтовании: ''она захватывает рапиру подмышкой и даёт неумёхе пощёчину''.
** [[Фарисей]] — нерелигиозный вариант тропа. Граждане Ганновера, затравив эксцентричного барона и доведя его до {{spoiler|(как они уверены)}} самоубийства, оплакивают его память, сокрушаются, как же они не ценили при жизни великого человека, и даже собираются поставить памятник. Однако стоит барону воскреснуть — травля возобновляется, и город приговаривает его «для удостоверения личности» к испытанию с позорным или заведомо смертельным исходом. К приговору присоединяются даже друг и возлюбленная барона. [[Трикстер]] удобнее обывателям в мёртвом виде, ибо пока жив — напоминает им, что они постоянно лгут сами себе.
** [[Фарисей]] — нерелигиозный вариант тропа. Граждане Ганновера, затравив эксцентричного барона и доведя его до {{spoiler|(как они уверены)}} самоубийства, оплакивают его память, сокрушаются, как же они не ценили при жизни великого человека, и даже собираются поставить памятник. Однако стоит барону воскреснуть — травля возобновляется, и город приговаривает его «для удостоверения личности» к испытанию с позорным или заведомо смертельным исходом. К приговору присоединяются даже друг и возлюбленная барона. [[Трикстер]] удобнее обывателям в мёртвом виде, ибо пока жив — напоминает им, что они постоянно лгут сами себе.
** [[Хамелеон]]: на суде баронесса Якобина говорит, что подсудимый — садовник Мюллер, а вовсе не муж, хотя и похож немного; барончик Теофил — что совсем не похож. Процесс затягивается, и уставший от всего герцог волевым решением признаёт подсудимого бароном. И эти члены семьи тут же бросаются в объятия барона...
** [[Хамелеон]]: на суде баронесса Якобина говорит, что подсудимый — садовник Мюллер, а вовсе не муж хотя и похож немного; барончик Феофил — что совсем не похож. Процесс затягивается, и уставший от всего герцог волевым решением признаёт подсудимого бароном. И эти члены семьи тут же бросаются в объятия барона…
** [[Хлеб, яйца, молоко, гуро]] — эпичный распорядок дня барона, завершающийся {{spoiler|объявлением войны Англии.}}
** [[Хлеб, яйца, молоко, гуро]] — эпичный распорядок дня барона, завершающийся {{spoiler|объявлением войны Англии.}}
* [[Язвительный чудак]] — барон умеет выдавать остроты. «Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь», — вот его философия.
* [[Язвительный чудак]] — барон умеет выдавать остроты. «Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь», — вот его философия.
** [[Я сейчас всё объясню]]. На бракоразводном процессе барон объявляет о том, что открыл новый день — 32 мая. В ответ на ропот собравшихся он восклицает: «Господа, я вам сейчас всё объясню!». Эх, господин барон, лучше бы вы не пытались…
** [[Я сейчас всё объясню]]. На бракоразводном процессе барон объявляет о том, что открыл новый день — 32 мая. В ответ на ропот собравшихся он восклицает: «Господа, я вам сейчас всё объясню!» Эх, господин барон, лучше бы вы не пытались…
** И вдогонку номер из «Голубого огонька» (1981 г.) https://www.youtube.com/watch?v=-9nZPMSb82E
** И вдогонку номер из «Голубого огонька» (1981 г.) https://www.youtube.com/watch?v=-9nZPMSb82E
** И цирковое представление, посвящённое юбилею фильма https://www.youtube.com/watch?v=utNQsCaT61Q
** И цирковое представление, посвященное юбилею фильма https://www.youtube.com/watch?v=utNQsCaT61Q
* '''Приключения барона Мюнхгаузена''' (англ. The Adventures of Baron Munchausen, Великобритания, 1988) — фильм Терри Гиллиама. Тут барон — крутой дедуля и крутой в отставке. Основная сюжетная линия — спасение города от турецких войск. Для этого Мюнхгаузен решил собрать команду своих слуг со сверхспособностями — тут их четверо. В финале выясняется, что барон рассказывал историю, которая повлияла на реальность — враги отступили. Присутствует много специфического (в т. ч. и черного) юмора, характерного для Гиллиама.
* '''Приключения барона Мюнхгаузена''' (англ. The Adventures of Baron Munchausen, Великобритания, 1988) — фильм Терри Гиллиама. Тут барон — крутой дедуля и крутой в отставке. Основная сюжетная линия — спасение города от турецких войск. Для этого Мюнхгаузен решил собрать команду своих слуг со сверхспособностями — тут их четверо. В финале выясняется, что барон рассказывал историю, которая повлияла на реальность — враги отступили. Присутствует много специфического (в т. ч. и черного) юмора, характерного для Гиллиама.
** [[Визуальная отсылка]] — появление богини Венеры (в виде [[Мисс Фансервис|обнажённой Умы Турман]]) воспроизводит «Рождение Венеры» Боттичелли с раковиной, крылатыми духами и прочим. [[Бафос]] в том, что здесь Венера не рождается, это она так выходит к завтраку — надо полагать, ежедневно.
** [[Визуальная отсылка]] — появление богини Венеры (в виде [[Мисс Фансервис|обнажённой Умы Турман]]) воспроизводит «Рождение Венеры» Боттичелли с раковиной, крылатыми духами и прочим. [[Бафос]] в том, что здесь Венера не рождается, это она так выходит к завтраку — надо полагать, ежедневно.
Строка 193: Строка 193:
* Немецкая рисованная короткометражка Die Abenteuer des Freiherrn Von Munchhausen 1944 года. Основана на истории о волке в упряжке.
* Немецкая рисованная короткометражка Die Abenteuer des Freiherrn Von Munchhausen 1944 года. Основана на истории о волке в упряжке.
* '''Приключения барона Мюнхаузена''' (СССР, 1967) — кукольный мультфильм.
* '''Приключения барона Мюнхаузена''' (СССР, 1967) — кукольный мультфильм.
* '''Приключения Мюнхаузена''' (ТО "Экранн" СССР, 1972-73, Россия, 1995) — мини-мультсериал (изначально 4 серии; в 1995 году [[Ремейки советского кино|снята ещё одна]], в отличающейся стилистике). Он же тералогия/пенталогия Лернера-Солина. "Между крокодилом и львом" и "Павлин" - режинссер Н.Лернер, у остальных - А.Солин. В сериях Солина можно уловить легкие намеки на "Великолепного Гошу" 1980-х (более позднее творчество), т.к. художником-постановщиком была И.Пшеничная, а в некоторых сериях композитор - Ш.Каллош.
* '''Приключения Мюнхаузена''' (СССР, 1972-73, Россия, 1995) — мини-мультсериал (изначально 4 серии; в 1995 году [[Ремейки советского кино|снята ещё одна]], в отличающейся стилистике).
** [[Знают именно за это]] (серия «Павлин») — сцены с Джинном едва ли не самые яркие и запоминающиеся во всём цикле.
** [[Знают именно за это]] (серия «Павлин») — сцены с Джинном едва ли не самые яркие и запоминающиеся во всём цикле.
** [[Толстый маг]] — [[Джинн]]: вроде как с мышцами, но далеко не худой. И, судя по всему, это [[Гедонист|его житья-бытья волшебного]] последствия… «Какой такой [[Редупликация-шмедупликация|павлин-мавлин]]? [[Смищной аксэнт|Нэ видишь? Ми кушаэм…]]»
** [[Толстый маг]] — [[Джинн]]: вроде как с мышцами, но далеко не худой. И, судя по всему, это [[Гедонист|его житья-бытья волшебного]] последствия… «Какой такой [[Редупликация-шмедупликация|павлин-мавлин]]? [[Смищной аксэнт|Нэ видишь? Ми кушаэм…]]»
Строка 216: Строка 216:


=== Прочее ===
=== Прочее ===
* С. Лем, «Звездные дневники Ийона Тихого» — барон Мюнхгаузен [[Теперь в космосе!|в космосе]]. Это если упрощенно. Изначально Лем не планировал "космического Мюнхгаузена". Первый рассказ - "24-е путешествие" (про дурдиотов/индиотов и их машину для управления государством, и именовался он 23-м путешествием), потом еще пара "сиквелов" в похожем духе и само собой получилось подобие приключений Мюнхгаузена, но в космосе. Что потом подсвечивалось в предисловиях. В прочем И.Тихий еще и продолжатель дела Л.Гулливера и П.Маслобойникова. А по версии Г.Тищенко (в соответствующем мультике) еще и продолжатель дела Х.Врунгеля.
* С. Лем, «Звездные дневники Ийона Тихого» — барон Мюнхгаузен [[Теперь в космосе!|в космосе]]. Это если упрощенно. Изначально Лем не планировал "космического Мюнхгаузена".
* [[w:Синдром Мюнхгаузена|Синдром Мюнхгаузена]] — психическое расстройство, которое можно назвать клиническим вариантом [[Отчаянное желание внимания|отчаянного желания внимания]]: ради получения внимания страдающие этим синдромом симулируют болезни, а то и буквально калечат себя. Особенная жесть — делегированный синдром Мюнхгаузена, когда [[На хрена родня такая, лучше буду сиротой|болезни вызывают не у себя, а у близкого человека]] (например, [[Скверная мамочка|роди]][[Адский папаша|тели]] — у ребёнка).
* [[w:Синдром Мюнхгаузена|Синдром Мюнхгаузена]] — психическое расстройство, которое можно назвать клиническим вариантом [[Отчаянное желание внимания|отчаянного желания внимания]]: ради получения внимания страдающие этим синдромом симулируют болезни, а то и буквально калечат себя. Особенная жесть — делегированный синдром Мюнхгаузена, когда [[На хрена родня такая, лучше буду сиротой|болезни вызывают не у себя, а у близкого человека]] (например, [[Скверная мамочка|роди]][[Адский папаша|тели]] — у ребёнка).
* В мультсериале Monster High местной инкарнацией барона Мюнхгаузена выступает Клодия, старшая сестра в семейке оборотней Вулфов, развлекающая младшую сестренку Хоулин рассказами о своих подвигах и похождениях, в ходе которых то знакомится со знаменитостями уровня королевы и великого океанолога, то побеждает местных кайдзю.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
<references />


{{stub}}
{{Nav/Германия}}
{{Nav/Германия}}
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Книги}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!