Редактирование: Басня понята неправильно

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|Выводы, на практике делаемые аудиторией из произведения, резко отличаются, а то и прямо противоречат идеям, которые автор пытался вложить в это произведение.}}
{{Вкратце|Выводы, на практике делаемые аудиторией из произведения, резко отличаются, а то и прямо противоречат идеям, которые автор пытался вложить в это произведение.}}
{{TVTropes|MisaimedFandom|Misaimed Fandom}}
{{TVTropes|MisaimedFandom|Misaimed Fandom}}
{{Q|Произведение было написано в 1932 году и задумывалось как антиутопия, а [[мета-пророчество|получилась инструкция к применению]].|Некий телеграм-канал о [[Brave New World|Дивном Новом Мире]] Хаксли}}
Автор создал произведение, в котором практически чёрным по белому даёт понять — «[[Это плохо, понятно?]]». Однако публика воспринимает [[антигерой|антигероев]] и [[протагонист]]ов-[[злодей|злодеев]] как пример для подражания, создавая для них [[фэндом]]ы. Они могут войти в массовую культуру навсегда и закрепиться как некий символ определенной эпохи. В итоге — басня вроде бы подана правильно, а вот публика понимает её совсем по-другому. В отличие от [[Неудачная басня|неудачной басни]], когда басня стала неудачной из-за автора, в этом случае вина лежит на аудитории.
Автор создал произведение, в котором практически чёрным по белому даёт понять — «[[Это плохо, понятно?]]». Однако публика воспринимает [[антигерой|антигероев]] и [[протагонист]]ов-[[злодей|злодеев]] как пример для подражания, создавая для них [[фэндом]]ы. Они могут войти в массовую культуру навсегда и закрепиться как некий символ определенной эпохи. В итоге — басня вроде бы подана правильно, а вот публика понимает её совсем по-другому. В отличие от [[Неудачная басня|неудачной басни]], когда басня стала неудачной из-за автора, в этом случае вина лежит на аудитории.


Строка 37: Строка 36:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
{{q|pre=1|— А если ударят тебя по правой щеке, — сказал [[миссионер]], — подставь левую.
* «[[О дивный новый мир]]» — нашлось немало читателей, всерьез считающих описанный мир утопией без приставки анти-.
— Мудрая мысль, — кивнул [[дикарь|туземец]]. — Если уж ты такой олух, что позволил отвесить себе пощёчину, то безусловно заслужил ещё одну. Поэтому истинный смысл этого послания — «не подставляйся! Бей первым и никому не позволяй ударить тебя по лицу!»|[[Пётр Бормор]]}}
** Более тонкий пример — фан-клуб Дикаря, поклонники которого считают героя стойкой личностью, не поддавшийся соблазнам потребления. По авторской задумке Дикарь призван показать, что здоровый дух без должного воспитания точно так же ущербен, как и болванчики из пробирки, просто на другой лад.
* «[[О дивный новый мир]]» — нашлось немало читателей, всерьез считающих описанный мир утопией без приставки анти-.
* «[[Грозовой перевал]]». Автор недвусмысленно даёт понять, что Хитклифф — не романтический герой, а моральный урод и мстительная скотина, и никакая любовь юной чистой девушки его не изменит, он скорее эту девушку загонит за можай, как показывает история с Изабеллой. Как же героя воспринимают юные романтично настроенные читательницы? Восхищаются и делают из него [[Драко в кожаных штанах]], пропуская мимо глаз вообще весь посыл романа. И да, жанр этого произведения — вовсе не любовный роман, а готический.
** Более тонкий пример — фан-клуб Дикаря, поклонники которого считают героя стойкой личностью, не поддавшийся соблазнам потребления. По авторской задумке Дикарь призван показать, что здоровый дух без должного воспитания точно так же ущербен, как и болванчики из пробирки, просто на другой лад.
* «[[Грозовой перевал]]». Автор недвусмысленно даёт понять, что Хитклифф — не романтический герой, а моральный урод и мстительная скотина, и никакая любовь юной чистой девушки его не изменит, он скорее эту девушку загонит за можай, как показывает история с Изабеллой. Как же героя воспринимают юные романтично настроенные читательницы? Восхищаются и делают из него [[Драко в кожаных штанах]], пропуская мимо глаз вообще весь посыл романа. И да, жанр этого произведения — вовсе не любовный роман, а готический.
* Тургенев, «Рудин»: знаменитый эпизод про «[[Имитация языка|Грае грае воропае]]», в котором Пигасов глумится над [[Сало и горилка|украинцами и украинским языком]], часто подаётся как пример ''авторского'' отношения к Украине. На самом же деле Тургенев высмеивает не украинцев, а, наоборот, [[шовинист]]ов и тех, кто любит с уверенным видом рассуждать на темы, в которых не разбирается. Поэтому Пигасов выведен как откровенно отрицательный и карикатурный персонаж.
* Тургенев, «Рудин»: знаменитый эпизод про «[[Имитация языка|Грае грае воропае]]», в котором Пигасов глумится над [[Сало и горилка|украинцами и украинским языком]], часто подаётся как пример ''авторского'' отношения к Украине. На самом же деле Тургенев высмеивает не украинцев, а, наоборот, [[шовинист]]ов и тех, кто любит с уверенным видом рассуждать на темы, в которых не разбирается. Поэтому Пигасов выведен как откровенно отрицательный и карикатурный персонаж.
** А еще иногда цитируют слова Пигасова «мужчина может, например, сказать, что дважды два — не четыре, а пять или три с половиною; а женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка» как мнение автора, при том что Пигасов никак не тот персонаж, который мог бы служить [[Резонёр|рупором идей автора]]. Когда Пигасов за глаза смеется над Рудиным, Лежнев, прекрасно знающий слабости Рудина, хвалит его, а позднее объясняет жене: «Пигасов?… Я оттого именно и заступился так горячо за Рудина, что Пигасов был тут. Он смеет называть Рудина лизоблюдом! А по-моему, его роль, роль Пигасова, во сто раз хуже. Имеет независимое состояние, надо всем издевается, а уж как льнет к знатным да к богатым! Знаешь ли, что этот Пигасов, который с таким озлоблением все и всех ругает, и на философию нападает, и на женщин, — знаешь ли ты, что он, когда служил, брал взятки, и как еще! А! Вот то-то вот и есть!» И этот же Пигасов, утверждавший, что женщины должны молчать («о чем может рассуждать женщина?… Наши старики умнее нас были. У них в сказках красавица сидит под окном, во лбу звезда, а сама ни гугу. Вот это как следует»), в конце концов «вообрази, женился на мещанке, которая, говорят, его бьет» (это Лежнев рассказывает Рудину, тот отзывается: «Поделом!»).
** А еще иногда цитируют слова Пигасова «мужчина может, например, сказать, что дважды два — не четыре, а пять или три с половиною; а женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка» как мнение автора, при том что Пигасов никак не тот персонаж, который мог бы служить [[Резонёр|рупором идей автора]]. Когда Пигасов за глаза смеется над Рудиным, Лежнев, прекрасно знающий слабости Рудина, хвалит его, а позднее объясняет жене: «Пигасов?… Я оттого именно и заступился так горячо за Рудина, что Пигасов был тут. Он смеет называть Рудина лизоблюдом! А по-моему, его роль, роль Пигасова, во сто раз хуже. Имеет независимое состояние, надо всем издевается, а уж как льнет к знатным да к богатым! Знаешь ли, что этот Пигасов, который с таким озлоблением все и всех ругает, и на философию нападает, и на женщин, знаешь ли ты, что он, когда служил, брал взятки, и как еще! А! Вот то-то вот и есть!» И этот же Пигасов, утверждавший, что женщины должны молчать («о чем может рассуждать женщина?… Наши старики умнее нас были. У них в сказках красавица сидит под окном, во лбу звезда, а сама ни гугу. Вот это как следует»), в конце концов «вообрази, женился на мещанке, которая, говорят, его бьет» (это Лежнев рассказывает Рудину, тот отзывается: «Поделом!»).
* [[Марк Твен]], «[[Приключения Гекльберри Финна]]» — [[внутримировой пример]]: история суда Соломона недвусмысленно рассказывает о том, что парадоксальное решение царя оказывается мудрым, а родную мать можно опознать по самоотверженной любви к ребёнку. Туповатый Джим вынес только одну мысль: «Соллермун» был настолько сумасбродным, что в самом деле готов был разрубить ребёнка на две половинки — наверное, потому, что у Соломона этих детей миллионы, как долларов у богача.
* [[Марк Твен]], «[[Приключения Гекльберри Финна]]» — [[внутримировой пример]]: история суда Соломона недвусмысленно рассказывает о том, что парадоксальное решение царя оказывается мудрым, а родную мать можно опознать по самоотверженной любви к ребёнку. Туповатый Джим вынес только одну мысль: «Соллермун» был настолько сумасбродным, что в самом деле готов был разрубить ребёнка на две половинки — наверное, потому, что у Соломона этих детей миллионы, как долларов у богача.
** Тут всё не так однозначно. То есть на поверхности, конечно, здесь юмористическая составляющая — Джим не понял басни. Но вообще говоря, много в приведённых им аргументах как раз вполне разумно, и в реальной жизни всё бы вышло [[Деконструкция|именно так, как он говорит]]. Ведь только благодаря законам жанра басни истинная мать от ребёнка отказалась, а обманщица была готова его убить. а в реальной жизни совершенно не факт, что произошло бы так, и самым разумным как раз было бы то, что предлагает Джим — расспросить соседей; и не задумывается об этом Соломон именно по озвученной Джимом причине — ему проще поумничать, рискнув чужим ребёнком. Так что Джим здесь скорей показывает [[Жанровая слепота|жанровую слепоту]].
** Тут всё не так однозначно. То есть на поверхности, конечно, здесь юмористическая составляющая — Джим не понял басни. Но вообще говоря, много в приведённых им аргументах как раз вполне разумно, и в реальной жизни всё бы вышло [[Деконструкция|именно так, как он говорит]]. Ведь только благодаря законам жанра басни истинная мать от ребёнка отказалась, а обманщица была готова его убить. а в реальной жизни совершенно не факт, что произошло бы так, и самым разумным как раз было бы то, что предлагает Джим — расспросить соседей; и не задумывается об этом Соломон именно по озвученной Джимом причине — ему проще поумничать, рискнув чужим ребёнком. Так что Джим здесь скорей показывает [[Жанровая слепота|жанровую слепоту]].
*** Эмм. То есть если обманщица любит ребёнка сильнее родной матери, готовой из ревности разрезать его пополам, отдать ребёнка всё равно следует последней?
*** Эмм. То есть если обманщица любит ребёнка сильнее родной матери, готовой из ревности разрезать его пополам, отдать ребёнка всё равно следует последней?  
**** Проблема в том, что обе женщины могли попросту испугаться правителя или растеряться, и вообще ничего не сказать.
**** Проблема в том, что обе женщины могли попросту испугаться правителя или растеряться, и вообще ничего не сказать.
** Всё ещё веселее. Гек Финн пытается объяснить Джиму смысл басни, но не может. И тогда приходит к выводу: да и плевать на него, он же негр, поэтому тупой. Вся предыдущая комическая сцена была прелюией для этой, уже сатирической: Джим не туповат, ему просто нормально не объясняли. Гек понимает смысл басни, но сам втолковать Джиму не может, поскольку сам маловато учился. Но винит-то не себя, а Джима. И, не могучи сослаться на возраст и опыт последнего, ссылается на его цвет кожи, хотя сам в общем-то настолько либерален в этом вопросе, насколько вообще возможно для подростка с Юга. Марк Твен гений, господа! Ещё скажите, будто сегодня не актуально!
** Всё ещё веселее. Гек Финн пытается объяснить Джиму смысл басни, но не может. И тогда приходит к выводу: да и плевать на него, он же негр, поэтому тупой. Вся предыдущая комическая сцена была прелюией для этой, уже сатирической: Джим не туповат, ему просто нормально не объясняли. Гек понимает смысл басни, но сам втолковать Джиму не может, поскольку сам маловато учился. Но винит-то не себя, а Джима. И, не могучи сослаться на возраст и опыт последнего, ссылается на его цвет кожи. Марк Твен гений, господа! Ещё скажите, будто сегодня не актуально!  
* Оскара Уайльда на полном серьёзе критиковали за «Портрет Дориана Грея»: мол, автор показывает, что главное — быть красавчиком, и тебе всё с рук сойдёт. Автору оставалось только расшибать лоб [[фэйспалм]]ом и спрашивать: «Вы книгу вообще читали?»
* Оскара Уайльда на полном серьёзе критиковали за «Портрет Дориана Грея»: мол, автор показывает, что главное — быть красавчиком, и тебе всё с рук сойдёт. Автору оставалось только расшибать лоб [[фэйспалм]]ом и спрашивать: «Вы книгу вообще читали?»
* Анатоль Франс, «Хорошо усвоенный урок» — [[внутримировой пример]]. Жан Тюрлюр, духовник [[Увидеть и умереть|парижанки]] Виоланты, привозит ей из Венеции череп женщины, бывшей некогда первой красавицей: дескать, вот точно так же и ваша красота превратится в ничто, поэтому не стоит наряжаться в кружева и увешивать себя украшениями. Виоланта поклялась духовнику, что будет вести себя «сообразно мыслям, которые внушает ей этот череп», и, едва духовник ушел, тут же отдалась своему ухажёру Филиппу де Кэткису, которого до того держала на расстоянии. Потому что если красота истлеет, то надо брать от жизни все, пока она есть.
* Анатоль Франс, «Хорошо усвоенный урок» — [[внутримировой пример]]. Жан Тюрлюр, духовник [[Увидеть и умереть|парижанки]] Виоланты, привозит ей из Венеции череп женщины, бывшей некогда первой красавицей: дескать, вот точно так же и ваша красота превратится в ничто, поэтому не стоит наряжаться в кружева и увешивать себя украшениями. Виоланта поклялась духовнику, что будет вести себя «сообразно мыслям, которые внушает ей этот череп», и, едва духовник ушел, тут же отдалась своему ухажёру Филиппу де Кэткису, которого до того держала на расстоянии. Потому что если красота истлеет, то надо брать от жизни все, пока она есть.
** В данном случае скорее [[Неудачная басня]].
** В данном случае скорее [[Неудачная басня]].
* Маргарет Митчелл, «[[Gone with the Wind|Унесённые ветром]]» — Скарлетт часто преподносится как образец стойкости и пример для подражания, что отнюдь не соответствует авторской оценке героини. Митчелл не раз и не два подчёркивала, что Скарлетт, при всех её заслугах по вытаскиванию семьи из бедности, — чёрствая, взбалмошная и не умеющая ценить любовь: только когда Мелани, которая как раз и воплощала в себе всё лучшее в [[Довоенный Юг|Старом Юге]], умирает, Скарлетт понимает, что это была её единственная подруга. Авторы сиквелов ещё и упорно возвращают ей Ретта: раз Скарлетт такая сильная, то она его отвоюет — и точка, легко забывая, как на него повлияла смерть их совместной дочери Бонни-Блю и что он понял в итоге о собственной жене.
* Маргарет Митчелл, «[[Gone with the Wind|Унесённые ветром]]» — Скарлетт часто преподносится как образец стойкости и пример для подражания, что отнюдь не соответствует авторской оценке героини. Митчелл не раз и не два подчёркивала, что Скарлетт, при всех её заслугах по вытаскиванию семьи из бедности, чёрствая, взбалмошная и не умеющая ценить любовь: только когда Мелани, которая как раз и воплощала в себе всё лучшее в [[Довоенный Юг|Старом Юге]], умирает, Скарлетт понимает, что это была её единственная подруга. Авторы сиквелов ещё и упорно возвращают ей Ретта: раз Скарлетт такая сильная, то она его отвоюет — и точка, легко забывая, как на него повлияла смерть их совместной дочери Бонни-Блю и что он понял в итоге о собственной жене.
* «Лолита» же! На волне [[Контркультура шестидесятых|зарождающейся сексуальной революции шестидесятых]] этот роман очень полюбили [[Педофил|особо радикальные сексреволюционеры, выступавшие за отмену возраста согласия]], и точно так же возненавидели озабоченные родители и [[Борец за нравственность|борцы за нравственность]], увидевшие в нём пропаганду того самого. На самом деле это трагическая история про персонажа с глубокими психо(пато)логическими проблемами, и последнее, что хочется делать после прочтения — это брать пример с героя.
* «Лолита» же! На волне [[Контркультура шестидесятых|зарождающейся сексуальной революции шестидесятых]] этот роман очень полюбили [[Педофил|особо радикальные сексреволюционеры, выступавшие за отмену возраста согласия]], и точно так же возненавидели озабоченные родители и [[Борец за нравственность|борцы за нравственность]], увидевшие в нём пропаганду того самого. На самом деле это трагическая история про персонажа с глубокими психо(пато)логическими проблемами, и последнее, что хочется делать после прочтения — это брать пример с героя.
* Энтони Бёрджесс, «[[Заводной апельсин]]» — аннотации к книге частенько описывают Алекса как героя, борющегося с деспотичным правительством. А после появления фильма (режиссёр которого, судя по словам автора, тоже не понял басни) появились даже банды-подражатели.
* Энтони Бёрджесс, «[[Заводной апельсин]]» — аннотации к книге частенько описывают Алекса как героя, борющегося с деспотичным правительством. А после появления фильма (режиссёр которого, судя по словам автора, тоже не понял басни) появились даже банды-подражатели.
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]». Любопытно, что в данном случае читатели смогли убедить в своей точке зрения даже авторов: {{Q|
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]». Любопытно, что в данном случае читатели смогли убедить в своей точке зрения даже авторов: {{Q|
Изначально авторы были уверены, что написали антиутопию, изобразили мир, в котором каждому уважающему себя человеку тошно и стыдно жить. Но как-то, добрый десяток лет спустя, один мудрый читатель задал мне совершенно неожиданный вопрос: «А чем, собственно, так уж плох этот ваш мир? Ведь, на самом деле, он существует по принципу „каждому — свое“, а это далеко не самый плохой из принципов существования». И я впервые тогда глянул на мир «хищных вещей» глазами непредубежденного, неангажированного человека, далекого от очевидных, но не так уж чтобы общепринятых, хотя и вполне достойных, постулатов типа «человек создан для творчества», «человек это звучит гордо», «правильно мыслить — вот основной принцип морали» и так далее, в том же духе. И этими глазами я увидел мир, не лишенный, разумеется, своих недостатков, в чем-то — убогий, в чем-то — пакостный, в чем-то — даже непереносимо отвратный… Но при всем при том — содержащий в себе немало светлых уголков и оставляющий, между прочим, широчайший простор и для духовной жизни тоже. Ведь человек в этом мире — свободен. Хочешь — обжирайся и напивайся, хочешь — развлекай себя нейростимуляторами, хочешь — предавайся персональному мазохизму. Но с другой-то стороны: хочешь учиться — учись; хочешь читать — читай, все, что угодно и сколько угодно; хочешь самосовершенствоваться — пожалуйста; хочешь, в конце концов, чистить и улучшать свой мир, хочешь драться за достоинство человека — ради бога! — это отнюдь никем не запрещено, действуй, и дай тебе бог удачи! Ты волен в этом мире стать таким, каким сможешь и захочешь. Выбор за тобой. Действуй.<br>
Изначально авторы были уверены, что написали антиутопию, изобразили мир, в котором каждому уважающему себя человеку тошно и стыдно жить. Но как-то, добрый десяток лет спустя, один мудрый читатель задал мне совершенно неожиданный вопрос: «А чем, собственно, так уж плох этот ваш мир? Ведь, на самом деле, он существует по принципу „каждому — свое“, а это далеко не самый плохой из принципов существования». И я впервые тогда глянул на мир «хищных вещей» глазами непредубежденного, неангажированного человека, далекого от очевидных, но не так уж чтобы общепринятых, хотя и вполне достойных, постулатов типа «человек создан для творчества», «человек это звучит гордо», «правильно мыслить — вот основной принцип морали» и так далее, в том же духе. И этими глазами я увидел мир, не лишенный, разумеется, своих недостатков, в чем-то — убогий, в чем-то — пакостный, в чем-то — даже непереносимо отвратный… Но при всем при том — содержащий в себе немало светлых уголков и оставляющий, между прочим, широчайший простор и для духовной жизни тоже. Ведь человек в этом мире — свободен. Хочешь — обжирайся и напивайся, хочешь — развлекай себя нейростимуляторами, хочешь — предавайся персональному мазохизму. Но с другой-то стороны: хочешь учиться — учись; хочешь читать — читай, все, что угодно и сколько угодно; хочешь самосовершенствоваться — пожалуйста; хочешь, в конце концов, чистить и улучшать свой мир, хочешь драться за достоинство человека — ради бога! — это отнюдь никем не запрещено, действуй, и дай тебе бог удачи! Ты волен в этом мире стать таким, каким сможешь и захочешь. Выбор за тобой. Действуй.<br />
Наше отношение к этому миру, как к АНТИУТОПИИ, переменилось. Мы поняли, что этот мир, конечно, не добр, не светел и не прекрасен, но и не безнадежен в то же время, — он способен к развитию. Он похож на дурно воспитанного подростка, со всеми его плюсами и минусами. И уж во всяком случае, среди всех придуманных миров он кажется нам наиболее ВЕРОЯТНЫМ.|Воспоминания Б. Стругацкого}}
Наше отношение к этому миру, как к АНТИУТОПИИ, переменилось. Мы поняли, что этот мир, конечно, не добр, не светел и не прекрасен, но и не безнадежен в то же время, — он способен к развитию. Он похож на дурно воспитанного подростка, со всеми его плюсами и минусами. И уж во всяком случае, среди всех придуманных миров он кажется нам наиболее ВЕРОЯТНЫМ.|Воспоминания Б. Стругацкого}}
:* Бойцовый кот Гаг из «Парня из преисподней» многими читателями воспринимается как однозначно положительный персонаж, хотя по задумке АБС он — военный социопат и оболваненный горе-патриот. Впрочем, тут имеется элемент [[Неудачная басня|неудачной басни]], так как Гаг вышел у авторов уж очень цельным персонажем.
:* Бойцовый кот Гаг из «Парня из преисподней» многими читателями воспринимается как однозначно положительный персонаж, хотя по задумке АБС он — военный социопат и оболваненный горе-патриот. Впрочем, тут имеется элемент [[Неудачная басня|неудачной басни]], так как Гаг вышел у авторов уж очень цельным персонажем.
* [[Гарри Поттер]] — огромная аудитория [[Дамблдор был плохим|поклонников чистокровной аристократии, Вольдеморта и Гриндевальда]] лично.
* [[Гарри Поттер]] огромная аудитория [[Дамблдор был плохим|поклонников чистокровной аристократии, Вольдеморта и Гриндевальда]] лично.
* М. [[Задорнов]], «Кофточка» — [[внутримировой пример]]. Когда батюшка пытается примирить готовых сойтись стенка на стенку людей, его слова «Господь с вами!» воспринимаются как «Господь с нами! Вперёд!» и срабатывают как команда к битве. А слова «Если тебя ударили по одной щеке, не отвечай, а подставь другую» один из драчунов воспринимает как необходимость надавать противнику по щекам.
* М. [[Задорнов]], «Кофточка» — [[внутримировой пример]]. Когда батюшка пытается примирить готовых сойтись стенка на стенку людей, его слова «Господь с вами!» воспринимаются как «Господь с нами! Вперёд!» и срабатывают как команда к битве. А слова «Если тебя ударили по одной щеке, не отвечай, а подставь другую» один из драчунов воспринимает как необходимость надавать противнику по щекам.
* Олег Дивов, «[[Выбраковка (роман)|Выбраковка]]» — как раз случай путаницы утопии и антиутопии. Дивов описал довольно некомфортное для жизни государство имперского шовинизма, массовых репрессий, чисток «неполноценных» людей и агрессивных внутриведомственных разборок, но не учёл, что в [[Бесславные 90-е|1990-е]] подобное воспринималось большинством людей не как что-то плохое, а как недостижимая мечта.
* Олег Дивов, «[[Выбраковка (роман)|Выбраковка]]» — как раз случай путаницы утопии и антиутопии. Дивов описал довольно некомфортное для жизни государство имперского шовинизма, массовых репрессий, чисток «неполноценных» людей и агрессивных внутриведомственных разборок, но не учёл, что в [[Бесславные 90-е|1990-е]] подобное воспринималось большинством людей не как что-то плохое, а как недостижимая мечта.
** Скорее, Дивов хотел сыграть с тропом — не зря вступление, эссе и текст романа отчетливо полемизируют на тему выбраковки и допустимого социального насилия, да и в тексте все вышеперечисленные черты хорошо замаскированы за сытостью и спокойствием общества, абсолютно не боящегося кризисов и преступности — но не ожидал, что многие воспримут только внешнюю позицию романа и даже в более сытые 2000-е будут оправдывать выбраковку.
** Скорее, Дивов хотел сыграть с тропом — не зря вступление, эссе и текст романа отчетливо полемизируют на тему выбраковки и допустимого социального насилия, да и в тексте все вышеперечисленные черты хорошо замаскированы за сытостью и спокойствием общества, абсолютно не боящегося кризисов и преступности — но не ожидал, что многие воспримут только внешнюю позицию романа и даже в более сытые 2000-е будут оправдывать выбраковку.
* Майкл Янг, «Возвышение меритократии»: именно данная книга популяризовала термин «Меритократия» («Власть достойных») — общественный строй, в котором на место правящего класса отбираются наиболее способные и достойные этого люди. Сейчас очень многими данный склад общества воспринимается чуть ли ни как идеальный, вот только оригинальная книга была социальной сатирой, в которой подобное общество показывалось как [[антиутопия]], где такой отбор привёл к ужасному социальному расслоению, и в конечном итоге закончился революцией. Самому автору категорически не понравилось, что теперь слово «Меритократия» приобрело положительный оттенок. Как он выразился много лет спустя: «Нет ничего плохого в том, чтобы назначать на работу наиболее достойных, однако это ужасно, когда те, кого определили как „достойных“ по каким-то критериям, превращаются в новый социальный класс, в котором нет места ни для кого другого».
* Майкл Янг, «Возвышение меритократии»: именно данная книга популяризовала термин «Меритократия» («Власть достойных») общественный строй, в котором на место правящего класса отбираются наиболее способные и достойные этого люди. Сейчас очень многими данный склад общества воспринимается чуть ли ни как идеальный, вот только оригинальная книга была социальной сатирой, в которой подобное общество показывалось как [[антиутопия]], где такой отбор привёл к ужасному социальному расслоению, и в конечном итоге закончился революцией. Самому автору категорически не понравилось, что теперь слово «Меритократия» приобрело положительный оттенок. Как он выразился много лет спустя: «Нет ничего плохого в том, чтобы назначать на работу наиболее достойных, однако это ужасно, когда те, кого определили как „достойных“ по каким-то критериям, превращаются в новый социальный класс, в котором нет места ни для кого другого».
* Григорий Остер: большинство «вредных советов» довольно наглядно показывает, как делать не надо. Но как быть с советами наподобие: {{q|pre=1|
* Григорий Остер: большинство «вредных советов» довольно наглядно показывает, как делать не надо. Но как быть с советами наподобие: {{q|pre=1|
Если в кухне [[Тараканище|таракан]]ы
Если в кухне [[Тараканище|таракан]]ы
Строка 73: Строка 70:
И все силы ваши бросить
И все силы ваши бросить
На борьбу за чистоту.|noanon=1}}
На борьбу за чистоту.|noanon=1}}
: Неужели автор [[что за фигня, автор?|поехал крышей]] и насмехается над детьми, которые убираются в комнате? Нет, конечно. Для тех, кто не понял, во «вредных советах» автор знакомит детей с понятием сатиры и как её следует воспринимать. Данный конкретный стишок {{spoiler|высмеивает тех, у кого много великих дел, они за мир во всём мире, а уборка — это мелочь, на которую можно не обращать внимание, пока бардак не достигнет критической массы. Ну и бонус для взрослых – мощная оплеуха советской «борьбе за мир», которая сводилась к пустым лозунгам из каждого утюга, в то время как приземлённо-насущные проблемы, за которые никто толком не брался, накапливались, пока не стало поздно. }}.
:Неужели автор [[что за фигня, автор?|поехал крышей]] и насмехается над детьми, которые убираются в комнате? Нет, конечно. Для тех, кто не понял, во «вредных советах» автор знакомит детей с понятием сатиры и как её следует воспринимать. Данный конкретный стишок {{spoiler|высмеивает тех, у кого много великих дел, они за мир во всём мире, а уборка — это мелочь, на которую можно не обращать внимание, пока бардак не достигнет критической массы. Ну и бонус для взрослых – мощная оплеуха советской «борьбе за мир», которая сводилась к пустым лозунгам из каждого утюга, в то время как приземлённо-насущные проблемы, за которые никто толком не брался, накапливались, пока не стало поздно. }}.
:* Или другая его книга: «Задачник по математике». [[Михаил Задорнов]] на полном серьёзе (или [[закон По|хорошо скрывая иронию]]) возмущался задачками типа «Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за пять минут?».
:* Или другая его книга: «Задачник по математике». [[Михаил Задорнов]] на полном серьёзе (или [[закон По|хорошо скрывая иронию]]) возмущался задачками типа «Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за пять минут?».


Строка 79: Строка 76:
* «[[Кощей Бессмертный|Кащей Бессмертный]]» (1944): в данном случае не то чтобы совсем неправильно, просто слишком сужено. Многие, очень многие, посмотрев фильм, делали вывод, что образ антагониста и его прихвостней срисован с фашистов. Георгия Милляра упрекали в том, что его Кащей имеет сходство с Адольфом Гитлером и олицетворяет фашизм, но сам актёр столь прямую связь отрицал: «Я до такой вульгарной трактовки не дошёл… Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен». Образ Кащея был заимствован с третьего всадника на картине Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». (Вики)
* «[[Кощей Бессмертный|Кащей Бессмертный]]» (1944): в данном случае не то чтобы совсем неправильно, просто слишком сужено. Многие, очень многие, посмотрев фильм, делали вывод, что образ антагониста и его прихвостней срисован с фашистов. Георгия Милляра упрекали в том, что его Кащей имеет сходство с Адольфом Гитлером и олицетворяет фашизм, но сам актёр столь прямую связь отрицал: «Я до такой вульгарной трактовки не дошёл… Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен». Образ Кащея был заимствован с третьего всадника на картине Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». (Вики)
** Тут всё ещё интереснее, дело в том что на съёмках фильма Милляр тяжело заболел малярией. Болезнь протекала столь тяжко, что после выздоровления актёр весил всего 40 килограмм, ну вылитый Кощей… По сути [[Жизнь пишет сюжет|получился самый реалистичный Кощей в истории отечественного кино]], куда там сказочному дядюшке Табакову, потому что этого Кощея сыграл только недавно находившийся при смерти человек, реалистичнее сыграть никакой терминатор не смог бы, так что неудивительно что публику проняло…
** Тут всё ещё интереснее, дело в том что на съёмках фильма Милляр тяжело заболел малярией. Болезнь протекала столь тяжко, что после выздоровления актёр весил всего 40 килограмм, ну вылитый Кощей… По сути [[Жизнь пишет сюжет|получился самый реалистичный Кощей в истории отечественного кино]], куда там сказочному дядюшке Табакову, потому что этого Кощея сыграл только недавно находившийся при смерти человек, реалистичнее сыграть никакой терминатор не смог бы, так что неудивительно что публику проняло…
* «[[Бригада]]» — [[Педаль в пол|педаль в земную кору]]. Описан типичный [[поворот налево]] изначально неплохих парней, которые полностью деградируют, становясь моральными уродами. Космос из немного [[избалованный ребёнок|избалованного]], но [[хороший парень|доброго и верного паренька]] становится коксовым [[антиреклама наркотиков|наркоманом]], [[пнуть собаку|стреляющим по кошкам]] на улице. Белый из [[наивный идеалист|идеалиста]] с обострённым чувством справедливости становится суровым и жестоким [[братва|лидером ОПГ]], который [[домашний тиран|бьёт жену]], [[супружеская измена|изменяет]] ей, пытается [[изнасилование — худшее из зол|изнасиловать]], готов [[И ты, Брут?|убить лучшего друга]] по туманному подозрению. Однако после выхода телесериала подростки стали организовывать «Бригады» и совершать реальные преступления, подражая героям сериала. Особенно показательна судьба сына режиссёра — Леонида Сидорова. Впрочем, в судьбе человека с [[слезогонка|подобной]] [[Тяжёлое детство, деревянные игрушки|биографией]] просмотренные телесериалы вряд ли сыграли заметную роль.
* «[[Бригада]]» — [[Педаль в пол|педаль в земную кору]]. Описан типичный [[поворот налево]] изначально неплохих парней, которые полностью деградируют, становясь моральными уродами. Космос из немного [[избалованный ребёнок|избалованного]], но [[хороший парень|доброго и верного паренька]] становится коксовым [[антиреклама наркотиков|наркоманом]], [[пнуть собаку|стреляющим по кошкам]] на улице. Белый из [[наивный идеалист|идеалиста]] с обострённым чувством справедливости становится суровым и жестоким [[братва|лидером ОПГ]], который [[домашний тиран|бьёт жену]], [[супружеская измена|изменяет]] ей, пытается [[изнасилование — худшее из зол|изнасиловать]], готов [[И ты, Брут?|убить лучшего друга]] по туманному подозрению. Однако после выхода телесериала подростки стали организовывать «Бригады» и совершать реальные преступления, подражая героям сериала. Особенно показательна судьба сына режиссёра — Леонида Сидорова. Впрочем, в судьбе человека с [[слезогонка|подобной]] [[Тяжёлое_детство,_деревянные_игрушки|биографией]] просмотренные телесериалы вряд ли сыграли заметную роль.
** А вообще это просто фильм о дружбе [[Бесславные девяностые|на фоне времени]].
** А вообще это просто фильм о дружбе [[Бесславные девяностые|на фоне времени]].
* «[[Бандитский Петербург]]» — похожий пример, но немного не такой масштабный. Взрослые люди воспринимали высказывания [[полное чудовище|полных чудовищ]] из этого сериала как вроде бы неплохие мысли, а дети и подростки хотели быть на них похожими.
* «[[Бандитский Петербург]]» — похожий пример, но немного не такой масштабный. Взрослые люди воспринимали высказывания [[полное чудовище|полных чудовищ]] из этого сериала как вроде бы неплохие мысли, а дети и подростки хотели быть на них похожими.
* «[[Звёздный десант]]» Пола Верхувена. Фильм является агиткой против милитаризма, но многими [[Ряженые под Рейх|ряженая под Рейх]] Федерация воспринимается как положительная сторона.
* «[[Звёздный десант]]» Пола Верхувена. Фильм является агиткой против милитаризма, но многими [[Ряженые под Рейх|ряженая под Рейх]] Федерация воспринимается как положительная сторона.
** Ну не за жуков же болеть) Фактически это — пародия на ура-патриотические боевики, где крутые герои, спасающие мир, на самом деле фашисты.
** Ну не за жуков же болеть) Фактически это — пародия на ура-патриотические боевики, где крутые герои, спасающие мир, на самом деле фашисты.
** Проблема фильма скорее в том, что Верхувен пытается показывать «[[война — это кошмар]]» на примере того, как люди гибнут из-за глупых решений командования. Зрители, имеющие хоть минимальное представление о тактике (хотя бы на уровне игр-стратегий) [[Закон По|идиотизм разглядели, а намеренность — нет]], и [[Неудачная басня|не поверили в басню]], решив, что тупят не персонажи, а сценарист. А нормальный описал бы атаку с применением авиации, артиллерии и бронескафандров (тем более что так и было в книге), и тогда бравые пейсмарины всех бы порвали.
** Проблема фильма скорее в том, что Верхувен пытается показывать «[[война — это кошмар]]» на примере того, как люди гибнут из-за глупых решений командования. Зрители, имеющие хоть минимальное представление о тактике (хотя бы на уровне игр-стратегий) [[Закон По|идиотизм разглядели, а намеренность — нет]], и [[Неудачная басня|не поверили в басню]], решив, что тупят не персонажи, а сценарист. А нормальный описал бы атаку с применением авиации, артиллерии и бронескафандров (тем более что так и было в книге), и тогда бравые спейсмарины всех бы порвали.
*** Данное явление, по сути поднимает извечную проблему: насколько «честно» доказывать правильность своих идей, ПРОСТО [[очучеливание|выставляя противоположную сторону идиотами]]. Точнее автор-то может изложить всё что думается, но вот «проглотит» ли такую толстоту зритель? В конце концов какой-нибудь имперец-милитарист мог бы с той же изящностью громить условную «демократию» — просто выставляя демократов непроходимыми идиотами. [[Имперская космоопера|Так, стоп]]…
*** Данное явление, по сути поднимает извечную проблему: насколько «честно» доказывать правильность своих идей, ПРОСТО выставляя противоположную сторону идиотами. Точнее автор-то может изложить всё что думается, но вот «проглотит» ли такую толстоту зритель? В конце концов какой-нибудь имперец-милитарист мог бы с той же изящностью громить условную «демократию» — просто выставляя демократов непроходимыми идиотами. [[Имперская космоопера|Так, стоп]]…
* «Romper Stomper», «Американская история Х», «Фанатик», «Инфильтратор» — прямая как палка мораль: нео[[нацист]]ы заканчивают плохо. Большинство неонацистов в России пришло в движение именно после этих кинокартин, которые невольно оказались лучшей рекламой.
* «Romper Stomper», «Американская история Х», «Фанатик», «Инфильтратор» — прямая как палка мораль: нео[[нацист]]ы заканчивают плохо. Большинство неонацистов в России пришло в движение именно после этих кинокартин, которые невольно оказались лучшей рекламой.
** Отдельно стоит внести в список относительно новый «Империум» с Дэниэлом Рэдклиффом. Тоже неплохой фильм о неонацистах без [[черно-белая мораль|черно-белой морали]] (но и без «оправданий» [[шовинизм]]а и [[Не очень благонамеренный экстремист|экстремизма]]).
** Отдельно стоит внести в список относительно новый «Империум» с Дэниэлом Рэдклиффом. Тоже неплохой фильм о неонацистах без [[черно-белая мораль|черно-белой морали]] (но и без «оправданий» [[шовинизм]]а и [[Не очень благонамеренный экстремист|экстремизма]]).
* Похожая ситуация с фильмами о футбольных хулиганах. «Хулиганы Зелёной улицы» и «Фабрика футбола» очень сильно популяризировали это движение, которое было и раньше, но не в таком масштабе. Ранее был итальянский фильм «Ультра», но его, кроме узкого круга преданных фанатов, мало кто вообще заметил (а зря, он в художественном отношении годный; но тоже поспособствовал развитию околофутбольно-болельщицкого хулиганства в [[Оливы, макароны и серенады|Стране-в-форме-сапога]]).
* Похожая ситуация с фильмами о футбольных хулиганах. «Хулиганы Зелёной улицы» и «Фабрика футбола» очень сильно популяризировали это движение, которое было и раньше, но не в таком масштабе. Ранее был итальянский фильм «Ультра», но его, кроме узкого круга преданных фанатов, мало кто вообще заметил (а зря, он в художественном отношении годный; но тоже поспособствовал развитию околофутбольно-болельщицкого хулиганства в [[Оливы, макароны и серенады|Стране-в-форме-сапога]]).
* «Интердевочка» (и первоисточник — повесть Владимира Кунина). [[Добрый доктор|Медсестра]] Таня Зайцева занимается валютной проституцией, мечтая, что на ней женится какой-нибудь иностранец, увезёт с собой, и она вырвется из бедности. Но при этом тщательно скрывает свою подработку от мамы, учительницы литературы, понимая, что такое аморальное поведение любимой и единственной дочери принесёт ей сильную боль. В итоге и жизнь за бугром оказалась хотя и материально обеспеченной, но морально тяжёлой, и {{spoiler|мама всё-таки узнала о второй профессии дочери — и ей стало плохо}}. Финал вроде открытый и трагичный. Но именно этот фильм дал толчок к мыслям девочек из бывшего СССР: «Станешь проституткой — переедешь к шведскому богатею».
* «Интердевочка» (и первоисточник — повесть Владимира Кунина). [[Добрый доктор|Медсестра]] Таня Зайцева занимается валютной проституцией, мечтая, что на ней женится какой-нибудь иностранец, увезёт с собой, и она вырвется из бедности. Но при этом тщательно скрывает свою подработку от мамы, учительницы литературы, понимая, что такое аморальное поведение любимой и единственной дочери принесёт ей сильную боль. В итоге и жизнь за бугром оказалась хотя и материально обеспеченной, но морально тяжёлой, и {{spoiler|мама всё-таки узнала о второй профессии дочери — и ей стало плохо}}. Финал вроде открытый и трагичный. Но именно этот фильм дал толчок к мыслям девочек из бывшего СССР: «Станешь проституткой — переедешь к шведскому богатею».
* Фильмы вроде «Зоны» и «Бойца» показывают [[темница сырая|места отбывания наказания]] как совсем не сладкое место, куда не хочется попадать, однако невольно заложили фундамент в образовании мерзкой молодёжной гоп-субкультуры А. У. Е. В прочем, всевозможная криминальная романтика среди подростков в той или иной форме встречалась и до сериалов.
* Фильмы вроде «Зоны» и «Бойца» показывают [[темница сырая|места отбывания наказания]] как совсем не сладкое место, куда не хочется попадать, однако невольно заложили фундамент в образовании мерзкой молодёжной гоп-субкультуры А. У. Е. В прочем, всевозможная криминальная романтика среди подростков в той или иной форме встречалась и до сериалов.
** [[Аверсия]] — фильм «Выстрел в пустоту» 2015 года. Бывший бухгалтер, законопослушный гражданин и отец семейства Джейкоб Харлон делает карьеру в криминальном мире и в итоге кончает с собой.
** [[Аверсия]] фильм «Выстрел в пустоту» 2015 года. Бывший бухгалтер, законопослушный гражданин и отец семейства Джейкоб Харлон делает карьеру в криминальном мире и в итоге кончает с собой.
* «[[Full Metal Jacket|Цельнометаллическая оболочка]]»: [[Сержант Зверь|Сержант Хартман]] по замыслу Стэнли Кубрика — персонаж отнюдь не положительный (просто вспомните, чем он закончил), но таков он для режиссёра-гражданского, а {{перевод|КМП США|Корпус морской пехоты}} воспринимает его как образцового героя. А уж про отечественных ''«[[Ксеноман|матрасников]]» (???)'', которые из всего фильма знают только фразу про «маленького вонючего коммунистического п…», и вовсе вспоминать неохота.
* «[[Full Metal Jacket|Цельнометаллическая оболочка]]»: [[Сержант Зверь|Сержант Хартман]] по замыслу Стэнли Кубрика — персонаж отнюдь не положительный (просто вспомните, чем он закончил), но таков он для режиссёра-гражданского, а {{перевод|КМП США|Корпус морской пехоты}} воспринимает его как образцового героя. А уж про отечественных ''«[[Ксеноман|матрасников]]» (???)'', которые из всего фильма знают только фразу про «маленького вонючего коммунистического п…», и вовсе вспоминать неохота.
** Если копнуть поглубже, басня внезапно понята правильно, причём обеими сторонами. И пацифист и милитарист одинаково согласятся, что не стоит идти в морскую пехоту и кончать как рядовой Куча тем, кто к войне не приспособлен по определению. Сам Ли Эрми, вспоминая службу инструктором, говорил, что вся жесть, творимая Хартманом на экране, была вынужденной мерой, чтобы отсеять тех, кто может сломаться на войне. Со временем становилось только хуже, так как требовалось готовить больше солдат, но времени на это давалось, что называется, «впритык».
** Если копнуть поглубже, басня внезапно понята правильно, причём обеими сторонами. И пацифист и милитарист одинаково согласятся, что не стоит идти в морскую пехоту и кончать как рядовой Куча тем, кто к войне не приспособлен по определению. Сам Ли Эрми, вспоминая службу инструктором, говорил, что вся жесть, творимая Хартманом на экране, была вынужденной мерой, чтобы отсеять тех, кто может сломаться на войне. Со временем становилось только хуже, т. к. требовалось готовить больше солдат, но времени на это давалось, что называется, «впритык».
* [[Место встречи изменить нельзя]] — Глеб Жеглов. Типичный антигерой и рыцарь в очень ржавых доспехах, тем не менее, для многих стал героем и образцом для подражания. Отчасти виной тому харизма Владимира Высоцкого, отчасти — живой и неоднозначный персонаж казался глотком свежего воздуха среди приторно-правильных хороших парней советского кино.
* [[Место встречи изменить нельзя]] Глеб Жеглов. Типичный антигерой и рыцарь в очень ржавых доспехах, тем не менее, для многих стал героем и образцом для подражания. Отчасти виной тому харизма Владимира Высоцкого, отчасти – живой и неоднозначный персонаж казался глотком свежего воздуха среди приторно-правильных хороших парней советского кино.  
* «[[Брат]]» и «Брат-2» же. Вы всё ещё считаете, что Данила — герой?
* «[[Брат]]» и «Брат-2» же. Вы всё ещё считаете, что Данила — герой?
** ''На фоне'' других персонажей — всё возможно. Просто в рамках сюжета совсем светлых личностей не нашлось. К тому же у Данилы есть хотя бы какой-то кодекс чести и готовность выручать тех, кто ему доверяет. В конце концов, бывают те, которым либо просто «поиграть охота», либо «пошутить хочется». Может, и другие Данилу Багрова героем считают по принципу «на безрыбье и рак — рыба»?
** ''На фоне'' других персонажей — всё возможно. Просто в рамках сюжета совсем светлых личностей не нашлось. К тому же у Данилы есть хотя бы какой-то кодекс чести и готовность выручать тех, кто ему доверяет. В конце концов, бывают те, которым либо просто «поиграть охота», либо «пошутить хочется». Может, и другие Данилу Багрова героем считают по принципу «на безрыбье и рак — рыба»?
** Просто Данила — [[зло воздающее]], [[зло против зла]] и [[благородный разбойник]], поданный в контексте фильма как «[[Вам хорошо осуждать|не мы такие — жизнь такая]]». Это не первый и не последний случай, когда неоднозначного [[Антигерой|антигероя]] в народе [[Асоциал для фанатов|полюбили больше, чем правильных героев]].
** Просто Данила — [[зло воздающее]], [[зло против зла]] и [[благородный разбойник]], поданный в контексте фильма как «[[Вам хорошо осуждать|не мы такие — жизнь такая]]». Это не первый и не последний случай, когда неоднозначного [[Антигерой|антигероя]] в народе [[Асоциал для фанатов|полюбили больше, чем правильных героев]].
* «[[Мстители: Война Бесконечности]]»: авторы стремились показать Таноса как [[Не очень благонамеренный экстремист|не такого уж благонамеренного экстремиста]], который нихера не задумывается о последствиях ликвидации половины жизни во Вселенной. Но многие зрители посчитали его действия вполне приемлемыми, и его часто стали помещать в топы «злодеев, которые были по-своему правы».
* «[[Мстители: Война Бесконечности]]»: авторы стремились показать Таноса как [[Не очень благонамеренный экстремист|не такого уж благонамеренного экстремиста]], который нихера не задумывается о последствиях ликвидации половины жизни во Вселенной. Но многие зрители посчитали его действия вполне приемлемыми, и его часто стали помещать в топы «злодеев, которые были по-своему правы».
** В «Финале» авторы намеренно [[упростили и опошлили]] взгляды Таноса, чтобы зрители [[А я сказал — негодяй!|прекратили ему сопереживать]].
** В «Финале» авторы намеренно [[упростили и опошлили]] взгляды Таноса, чтобы зрители [[А я сказал — негодяй!|прекратили ему сопереживать]].
* «Трюкач», внутримировой пример: режиссер рассказывает о своем коллеге, который снял антивоенный фильм. После показа этого фильма в его родном городе количество добровольцев увеличилось на десять процентов.
* «Трюкач», внутримировой пример: режиссер рассказывает о своем коллеге, который снял антивоенный фильм. После показа этого фильма в его родном городе количество добровольцев увеличилось на десять процентов.
* «Все умрут, а я останусь» — конкретно окончание сюжетной линии Вики. Девушка, уйдя с дискотеки в поисках Алекса, знакомится с парнями, с которыми курит травку, а потом начинает целоваться (намекается, что [[Закадровая любовная сцена|не только целоваться]]) с их лидером Сашей. Налицо [[антиреклама наркотиков]]. Но половина зрителей решила, что в курении [[Увеселительная травка|марихуаны]] нет ничего плохого, и лучше так, чем [[Антиреклама спиртного|допиться до превращения в главное посмешище школы]] ([[Альфа-сука|Жанна]]) или быть изнасилованной и избитой ([[Обнять и плакать|Катя]]). [[Зигзаг]], потому что другая половина эту басню поняла как раз правильно.
* «Все умрут, а я останусь» — конкретно окончание сюжетной линии Вики. Девушка, уйдя с дискотеки в поисках Алекса, знакомится с парнями, с которыми курит травку, а потом начинает целоваться (намекается, что [[Закадровая любовная сцена|не только целоваться]]) с их лидером Сашей. Налицо [[антиреклама наркотиков]]. Но половина зрителей решила, что в курении [[Увеселительная травка|марихуаны]] нет ничего плохого, и лучше так, чем [[Антиреклама спиртного|допиться до превращения в главное посмешище школы]] ([[Альфа-сука|Жанна]]) или быть изнасилованной и избитой ([[Обнять и плакать|Катя]]). [[Зигзаг]], потому что другая половина эту басню поняла как раз правильно.
* «[[Mean Girls|Дрянные девчонки]]». Как думаете, у кого больше фанатов: у [[Хорошая девушка|Кэйди]] или [[Альфа-сука|Реджины]]? В конце 2000-х даже попадались посты в ВК, в которых фанатки Реджины с гордостью рассказывали о том, что входили в [[Банда девочек|местные школьные группы а-ля «Баунти»]].
* «[[Mean Girls|Дрянные девчонки]]». Как думаете, у кого больше фанатов: у [[Хорошая девушка|Кэйди]] или [[Альфа-сука|Реджины]]? В конце 2000-х даже попадались посты в ВК, в которых фанатки Реджины с гордостью рассказывали о том, что входили в [[Банда девочек|местные школьные группы а-ля «Баунти»]].
* «[[Breaking Bad|Во все тяжкие]]»: история Уолтера Уайта — это история о том, как нищета и болезнь вынудили человека превратиться в [[Полное чудовище|полного отморозка]], зарабатывающего на несчастьях и смерти тысяч людей. Многие начали думать, что варить мет и торговать наркотиками — это круто и весело.
* «[[Breaking Bad|Во все тяжкие]]»: история Уолтера Уайта — это история о том, как нищета и болезнь вынудили человека превратиться в [[Полное чудовище|полного отморозка]], зарабатывающего на несчастьях и смерти тысяч людей. Многие начали думать, что варить мет и торговать наркотиками — это круто и весело.
** Скорее, приняли точку зрения «лучше быть злодеем, чем тварью дрожащей». По той же причине оправдывают Артура Флека в «Джокере» и других подобных персонажей: что со стороны выглядит как моральное падение, то с точки зрения самого персонажа — обретение силы и смелости.
** Скорее, приняли точку зрения «лучше быть злодеем, чем тварью дрожащей». По той же причине оправдывают Артура Флека в «Джокере» и других подобных персонажей: что со стороны выглядит как моральное падение, то с точки зрения самого персонажа — обретение силы и смелости.
* «[[13 причин почему]]» — вообще-то, это драма о [[буллинг]]е (и о прочей дряни, которой полно в такой [[Сарказм|сахарно-милой школьной жизни]]), но среди зрителей оказалось полно таких, которые решили, что главный месседж сериала — «самоубийство — это круто, по тебе все будут скорбеть и за тебя будут мстить».
* «[[13 причин почему]]» — вообще-то, это драма о [[буллинг]]е (и о прочей дряни, которой полно в такой [[Сарказм|сахарно-милой школьной жизни]]), но среди зрителей оказалось полно таких, которые решили, что главный месседж сериала — «самоубийство — это круто, по тебе все будут скорбеть и за тебя будут мстить».
* «Милашки» — по словам [[Netflix]] фильм протестует против консервативных ценностей, а зрители увидели откровенно одетых одинадцатилетних девочек тверкающих на камеру.
* «Милашки» — по словам [[Netflix]] фильм протестует против консервативных ценностей, а зрители увидели откровенно одетых одинадцатилетних девочек тверкающих на камеру.
* «[[Звездные войны]]» — [[Болеть за Империю|огромная аудитория поклонников твердой руки императора Палпатина]].
* «[[Звездные войны]]» — [[Болеть за Империю|огромная аудитория поклонников твердой руки императора Палпатина]].
** Особенно показательно отношение к событиям приквелов. Лукас хотел показать опасность того, что в условиях кризиса люди могут «в целях обеспечивания безопасности и большей стабильности» отказаться от демократии. Но многие посчитали, что во время кризиса подобное закручивание гаек как раз и является самым правильным выходом.
** Особенно показательно отношение к событиям приквелов. Лукас хотел показать опасность того, что в условиях кризиса люди могут «в целях обеспечивания безопасности и большей стабильности» отказаться от демократии. Но многие посчитали, что во время кризиса подобное закручивание гаек как раз и является самым правильным выходом.
*** Справедливости ради, безнаказанная военная оккупация ''частной армией '''целой планеты''''' напрашивается на цитату из совсем другого фильма. Это не «кризис», это абзац. Республика показана не просто неэффективной, а откровенно комичной. Впрочем, возможно, немцы в 1933 м году воспринимали Веймарское правительство так же…
*** Справедливости ради, безнаказанная военная оккупация ''частной армией '''целой планеты''''' напрашивается на цитату из совсем другого фильма. Это не «кризис», это абзац. Республика показана не просто неэффективной, а откровенно комичной. Впрочем, возможно, немцы в 1933м году воспринимали Веймарское правительство так же…
* «Ты» — сериал про то, что самый обаятельный и заботливый мужчина может оказаться маньяком. Зрителю показывают это без прикрас и педалируют мысль, что во всех преступлениях маньяка виноват сам маньяк, но… Во-первых, все пострадавшие от его действий были, мягко говоря, далеко не безупречными людьми, а многие — так и вовсе заслужили. Во-вторых, маньяк вышел исключительно обаятельным и наделённым множеством положительных черт. Неудивительно, что у него сложился немалый фандом, уверенный, что он действовал правильно, и [[обвинение жертвы|обвиняющий жертв]].
* «Ты» — сериал про то, что самый обаятельный и заботливый мужчина может оказаться маньяком. Зрителю показывают это без прикрас и педалируют мысль, что во всех преступлениях маньяка виноват сам маньяк, но… Во-первых, все пострадавшие от его действий были, мягко говоря, далеко не безупречными людьми, а многие — так и вовсе заслужили. Во-вторых, маньяк вышел исключительно обаятельным и наделённым множеством положительных черт. Неудивительно, что у него сложился немалый фандом, уверенный, что он действовал правильно, и [[обвинение жертвы|обвиняющий жертв]].
* «[[След (телесериал)|След]]», серия «Сердечная недостаточность». Чёрным по белому читалось: «Детей надо любить, чтобы снизить риск получения от них в подростковом возрасте хамского отношения или [[И ты, Брут?|ножа в спину]]». Но любители мыслить шаблонами сделали вывод, что все усыновлённые дети якобы зло. Вопрос: стало бы у них так бомбить, если бы Надя была родной дочерью Инны?
* «[[След (телесериал)|След]]», серия «Сердечная недостаточность». Чёрным по белому читалось: «Детей надо любить, чтобы снизить риск получения от них в подростковом возрасте хамского отношения или [[И ты, Брут?|ножа в спину]]». Но любители мыслить шаблонами сделали вывод, что все усыновлённые дети якобы зло. Вопрос: стало бы у них так бомбить, если бы Надя была родной дочерью Инны?
* «[[Ворошиловский стрелок]]» — многие поняли фильм как призыв к самосуду и даже больше: тебя обидели, так возьми ружье и замочи обидчиков. А ведь старик всё хотел сделать по закону, а за оружие взялся только когда стало ясно, что из-за влиятельного отца одного из негодяев они не понесут наказания, а ему самому просто посмеялись в лицо. Книга, кстати, хорошо показывает, что даже мститель не раз задумывается, правильно ли он поступает?
* «Ворошиловский стрелок» — многие поняли фильм как призыв к самосуду и даже больше: тебя обидели, так возьми ружье и замочи обидчиков. А ведь старик все хотел сделать по закону, а за оружие взялся только когда стало ясно, что из-за влиятельного отца одного из негодяев они не понесут наказания, а ему самому просто посмеялись в лицо. Книга, кстати, хорошо показывает, что даже мститель не раз задумывается, правильно ли он поступает?
** Беда была в том, что в [[бесславные девяностые|те бородатые годы]] слишком многие успели побывать на месте этого старика, и хорошо если не его внучки. Так что он просто [[резонёр|проговорил словами через рот]] собственные мысли и сомнения зрителей по данному поводу — и вызвал симпатию именно потому, что пришёл к таким же выводам.
* «[[The Dark Knight]]» — Басня про тех кто «просто хочет видеть мир в огне» — Альфред, проводя аналогию между бирманским бандитом и Джокером, пытается показать, что они неконтролируемые маньяки, которые разрушают общество. Но если внимательно послушать его речь и знать, что Альфред работал на британские спецслужбы, то вырисовывается другая картина — некоторые идеалисты настолько преданы идее, что готовы отказаться от личной выгоды и пренебречь личной безопасностью, лишь бы не дать властьимущим творить всё, что они захотят — «Их не подкупить, не запугать, не договориться и не прийти к компромиссу» — британский наёмник, посланный оказать помощь правительству Бирмы в подкупе, просто натолкнулся на того, кто не действует из меркантильных побуждений, а просто гадит марионеткам и их хозяевам. Собственно неоднозначная аналогия приводит и, касательно действий Джокера к другому выводу, клин клином вышибают.
* «[[The Dark Knight]]» — Басня про тех кто «просто хочет видеть мир в огне» — Альфред, проводя аналогию между бирманским бандитом и Джокером, пытается показать, что они неконтролируемые маньяки, которые разрушают общество. Но если внимательно послушать его речь и знать, что Альфред работал на британские спецслужбы, то вырисовывается другая картина — некоторые идеалисты настолько преданы идее, что готовы отказаться от личной выгоды и пренебречь личной безопасностью, лишь бы не дать властьимущим творить всё, что они захотят — «Их не подкупить, не запугать, не договориться и не прийти к компромиссу» — британский наёмник, посланный оказать помощь правительству Бирмы в подкупе, просто натолкнулся на того, кто не действует из меркантильных побуждений, а просто гадит марионеткам и их хозяевам. Собственно неоднозначная аналогия приводит и, касательно действий Джокера к другому выводу, — клин клином вышибают.
* «Операция Ы» — сильно уж бойко герой Вицына торгует своими кошечками, что некоторые зрители восприняли как сочную (и не сказать чтобы незаслуженную) оплеуху не слишком-то расторопным и вежливым советским продавщицам. Да и «срамота» для многим показалась чуть ли не рекламой такой вот рода свободной торговле. Но совсем грустно получилось с героем Моргунова, который числится инвалидом (очевидно, по блату и явно таковым не являясь), но при этом разворачивает свою «инвалидку» руками. Нетрудно догадаться, что после этого характерные смешки начали раздаваться в адрес многих владельцев автоколясок, особенно тех, которые внешне на инвалидов ну совсем не тянули.
* «Операция Ы» — сильно уж бойко герой Вицына торгует своими кошечками, что некоторые зрители восприняли как сочную (и не сказать чтобы незаслуженную) оплеуху не слишком-то расторопным и вежливым советским продавщицам. Да и «срамота» для многим показалась чуть ли не рекламой такой вот рода свободной торговле. Но совсем грустно получилось с героем Моргунова, который числится инвалидом (очевидно, по блату и явно таковым не являясь), но при этом разворачивает свою «инвалидку» руками. Нетрудно догадаться, что после этого характерные смешки начали раздаваться в адрес многих владельцев автоколясок, особенно тех, которые внешне на инвалидов ну совсем не тянули.
** Есть мнение, что инвалидность у него по диабету второго типа (плотно укутанные ноги намекают). Как и у реального Моргунова (в то время уже начиналась, под конец жизни почти свела в могилу). Но это [[бонус для гениев]], а из фильма это не очевидно никому, кроме хорошего врача, а также эрудита, прошаренного в медицине (пусть и без врачебного диплома).
** Есть мнение, что инвалидность у него по диабету второго типа (плотно укутанные ноги намекают). Как и у реального Моргунова под конец жизни. Но это [[бонус для гениев]], а из фильма это не очевидно никому, кроме хорошего врача, а также эрудита, прошаренного в медицине (пусть и без врачебного диплома).
* «[[Майор Гром: Чумной Доктор]]» — авторы вкладывали в фильм идею о том, что справедливость гнева не снимает с человека нравственных и этических границ, а самсосуд не способен изменить мир в лучшую сторону. Но либеральная общественность увидела в фильме демонизацию оппозиции и стала обвинять его авторов в государственной пропаганде. Даже несмотря на то, что в «Майоре Громе» проводится граница между мирными протестующими и радикалами.
** Дело не в границе. Дело в подсовывании Чумному Доктору и иже с ним для битья откровенно [[очучеливание|чучельных]] мерзавцев, а то и просто безымянных абстракций («богачей»). Это прозвучало [[это плохо, понятно?|довольно фальшиво]], зритель эту фальшь безошибочно почувствовал и мигом прикинул, кому она может быть выгодна. Другое дело, что если бы авторы фильма высказались более конкретно, то это могли бы и воспринять как [[ешь богатых!|более конкретный призыв]], за который светят уже вполне реальные статьи. Так что унтер-офицерская вдова сама себя высекла, и [[самосбывающееся пророчество|троп получился именно в попытке избежать тропа]].


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
Строка 229: Строка 223:
* Где-то в конце 1970-х по советскому телевидению крутили передачу о панках. Несмотря на то, что в ней панки были изображены в негативном свете, советская молодёжь увидела в них борцов против системы. [[Всё пошло слишком так|В результате уже появились]] первые советские [[готы и панки|панки]].
* Где-то в конце 1970-х по советскому телевидению крутили передачу о панках. Несмотря на то, что в ней панки были изображены в негативном свете, советская молодёжь увидела в них борцов против системы. [[Всё пошло слишком так|В результате уже появились]] первые советские [[готы и панки|панки]].
** Изначально басню поняли неправильно как раз сотрудники сусловского идеологического отдела. Какие-то агрессивные стрёмные молодчики, вот оно лицо загнивающего Запада! О том, что панки были рабочими ребятами, злыми на государство за кризис 70-х и, в большинстве своём, леваками, выяснять не стали. [[Sex Pistols|Джонни Роттен]], кстати, страшно расстроился, узнав, что не сможет приехать с концертам к своим идейным товарищам в СССР по причине запрета своей группы в оном.
** Изначально басню поняли неправильно как раз сотрудники сусловского идеологического отдела. Какие-то агрессивные стрёмные молодчики, вот оно лицо загнивающего Запада! О том, что панки были рабочими ребятами, злыми на государство за кризис 70-х и, в большинстве своём, леваками, выяснять не стали. [[Sex Pistols|Джонни Роттен]], кстати, страшно расстроился, узнав, что не сможет приехать с концертам к своим идейным товарищам в СССР по причине запрета своей группы в оном.
* Много раз случалось, когда люди ждали конца света и принимали Откровение Иоанна Богослова за описание современности. Однако мир по прежнему стоит.
** Тут нужно просто знать, что Откровение нарочно написано так, чтобы ЛЮБАЯ эпоха узнавала в нём описание современности и не [[и так сойдёт!|расслаблялась]].


== Примечания ==
== Примечания ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!