Редактирование: Бегство из антиутопии
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т.п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что [[Утопии нет нигде|новое общество ничем не лучше старого]]. | |||
Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных | |||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Евгений Замятин, «[[Мы]]» — Д-503 и I-330, в обстановке всеобщего хаоса, начавшегося после устроенного Мефи прорыва Зеленой Стены, организуют О-90, к тому моменту уже на поздней стадии беременности, и которой грозят пытки и смерть за беременность не по разнарядке, побег за Зеленую Стену. Дальнейшая ее судьба неизвестна, I-330 говорит только, что она «уже там за стеною. Она будет жить», зная, что Д — отец ребенка. | * Евгений Замятин, «[[Мы]]» — Д-503 и I-330, в обстановке всеобщего хаоса, начавшегося после устроенного Мефи прорыва Зеленой Стены, организуют О-90, к тому моменту уже на поздней стадии беременности, и которой грозят пытки и смерть за беременность не по разнарядке, побег за Зеленую Стену. Дальнейшая ее судьба неизвестна, I-330 говорит только, что она «уже там за стеною. Она будет жить», зная, что Д — отец ребенка. | ||
* Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}} | * Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}} | ||
* Владислав Крапивин, «[[Великий Кристалл|Гуси, гуси, га-га-га…]]» — [[аверсия]]. Корнелий Глас, приговорённый {{spoiler|(на самом деле нет — это была [[Всё пошло слишком так|слишком]] удачная шутка)}} к смертной казни за неправильный переход улицы,<ref>В местных законах любое правонарушение карается [[Русская рулетка|шансом на смертную казнь]], вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).</ref> рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче. | * Владислав Крапивин, «[[Великий Кристалл|Гуси, гуси, га-га-га…]]» — [[аверсия]]. Корнелий Глас, приговорённый {{spoiler|(на самом деле нет — это была [[Всё пошло слишком так|слишком]] удачная шутка)}} к смертной казни за неправильный переход улицы,<ref>В местных законах любое правонарушение карается [[Русская рулетка|шансом на смертную казнь]], вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).</ref> рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче. | ||
* [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова. | * [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова. | ||
* Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, {{Spoiler|хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.}} | * Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, {{Spoiler|хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.}} | ||
* Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно. | * Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно. | ||
* Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников [[секта|Заоблачного Храма]]. | |||
* Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит [[Спящий корабль|звездолёт]], чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли. | * Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит [[Спящий корабль|звездолёт]], чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли. | ||
* Ларри Нивен, «Раммер»<ref>Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».</ref> — с прикрученным фитильком. [[Серобуромалиновая сволочь|Государство]] и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист {{spoiler|послал их нахрен и решил выжать максимум из [[w:лоренц-фактор|лоренц-фактора]], отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».}} | * Ларри Нивен, «Раммер»<ref>Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».</ref> — с прикрученным фитильком. [[Серобуромалиновая сволочь|Государство]] и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист {{spoiler|послал их нахрен и решил выжать максимум из [[w:лоренц-фактор|лоренц-фактора]], отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».}} | ||
Строка 21: | Строка 16: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Город Эмбер: | * «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо). | ||
* «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с [[мисс-фансервис]] в исполнении молодой Дженни Эгаттер. | * «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с [[мисс-фансервис]] в исполнении молодой Дженни Эгаттер. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Феномен политического беженства. | * Феномен политического беженства. | ||
* Крайняя степень | * Крайняя степень, при котором антиутопией считается любая существующая страна — уход в монастырь или в отшельники. | ||
== Примечания == | == Примечания == |