Редактирование: Бегство из антиутопии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{noirl}}
Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т.п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что [[Утопии нет нигде|новое общество ничем не лучше старого]].
Это более радикальная версия тропа [[Побег]]. Персонажи покидают не конкретное неприятное место (тюрьму, лагерь военнопленных и т. п.), а само общество, которое ощущается ими как неприемлемое для жизни. Правда, по прибытии вполне может оказаться, что [[Утопии нет нигде|новое общество ничем не лучше старого]].


== Где встречается ==
== Где встречается ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
==== Отечественная ====
* Евгений Замятин, «[[Мы]]» — Д-503 и I-330, в обстановке всеобщего хаоса, начавшегося после устроенного Мефи прорыва Зеленой Стены, организуют О-90, к тому моменту уже на поздней стадии беременности, и которой грозят пытки и смерть за беременность не по разнарядке, побег за Зеленую Стену. Дальнейшая ее судьба неизвестна, I-330 говорит только, что она «уже там за стеною. Она будет жить», зная, что Д — отец ребенка.
* Евгений Замятин, «[[Мы]]» — Д-503 и I-330, в обстановке всеобщего хаоса, начавшегося после устроенного Мефи прорыва Зеленой Стены, организуют О-90, к тому моменту уже на поздней стадии беременности, и которой грозят пытки и смерть за беременность не по разнарядке, побег за Зеленую Стену. Дальнейшая ее судьба неизвестна, I-330 говорит только, что она «уже там за стеною. Она будет жить», зная, что Д — отец ребенка.
* Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}}
* Север Гансовский, «Три шага к опасности» — побег из давящего высокотехнологичного мира к идиллической жизни на природе. {{Spoiler|Впрочем, в финале оказывается виртуальным аттракционом.}}
* Владислав Крапивин, «[[Великий Кристалл|Гуси, гуси, га-га-га…]]» — [[аверсия]]. Корнелий Глас, приговорённый {{spoiler|(на самом деле нет — это была [[Всё пошло слишком так|слишком]] удачная шутка)}} к смертной казни за неправильный переход улицы,<ref>В местных законах любое правонарушение карается [[Русская рулетка|шансом на смертную казнь]], вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).</ref> рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче.
* Владислав Крапивин, «[[Великий Кристалл|Гуси, гуси, га-га-га…]]» — [[аверсия]]. Корнелий Глас, приговорённый {{spoiler|(на самом деле нет — это была [[Всё пошло слишком так|слишком]] удачная шутка)}} к смертной казни за неправильный переход улицы,<ref>В местных законах любое правонарушение карается [[Русская рулетка|шансом на смертную казнь]], вероятность которой определяется тяжестью проступка (за тот самый «неправильный переход» — один на миллион).</ref> рассматривает возможность побега, но отказывается: у соседей всё то же самое, так что ГГ для них будет обычным уголовником, на счёт которых есть международная конвенция о выдаче.
* [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
* [[Юрий Нестеренко]], «Приговор» — финальное отплытие героев прочь от кровавых междоусобных войн на некие, предположительно счастливые, Изумрудные острова.
* Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников [[секта|Заоблачного Храма]].
==== Зарубежная ====
* Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, {{Spoiler|хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.}}
* Синклер Льюис, «У нас это невозможно» — здесь антиутопический диктаторский режим установлен в США. Но ГГ, пусть и не с первой попытки, удается пересечь канадскую границу, {{Spoiler|хотя позже он возвращается, чтобы вести подпольную борьбу.}}
* Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
* Урсула ле Гуин, «Обездоленные» — причудливый [[зигзаг]]. Сначала герой отправляется на Уррас, спасаясь от недостатков своего родного Анарреса. Потом обнаруживает, что там тоже по-своему несчастлив, и вылетает обратно.
* Юрий Брайдер и Николай Чадович, «Ад на Венере» — протагонист бежит на Марс от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников [[секта|Заоблачного Храма]].
* Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит [[Спящий корабль|звездолёт]], чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли.
* Андре Нортон, «Звёзды принадлежат нам!» — научно-техническое подполье строит [[Спящий корабль|звездолёт]], чтобы свалить куда подальше от луддитской теократии Земли.
* Ларри Нивен, «Раммер»<ref>Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».</ref> — с прикрученным фитильком. [[Серобуромалиновая сволочь|Государство]] и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист {{spoiler|послал их нахрен и решил выжать максимум из [[w:лоренц-фактор|лоренц-фактора]], отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».}}
* Ларри Нивен, «Раммер»<ref>Рассказ, в дальнейшем ставший частью романа «Мир вне времени».</ref> — с прикрученным фитильком. [[Серобуромалиновая сволочь|Государство]] и так собиралось отправить Джереми Корбетта в полёт, продолжительностью 300 лет (по земному времени), на бассардовском прямоточнике. Вот только протагонист {{spoiler|послал их нахрен и решил выжать максимум из [[w:лоренц-фактор|лоренц-фактора]], отправившись в сторону ядра Галактики. «Увидимся примерно через семьдесят тысяч лет».}}
Строка 21: Строка 16:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
* «Город Эмбер: Побег» — героиня выбирается из мрачного подземного города на поверхность (где, оказывается, все хорошо).
* «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с [[мисс-фансервис]] в исполнении молодой Дженни Эгаттер.
* «Бегство Логана» ― классическая антиутопия про идеалистический город, где всех взрослых людей отправляют в биореактор. А за пределами города постапокалипсис. Главный герой решил сбежать из города вместе с [[мисс-фансервис]] в исполнении молодой Дженни Эгаттер.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
''Разрешены только общие примеры, без указания страны''
* Феномен политического беженства.
* Феномен политического беженства.
* Крайняя степень тропа, при которой неприемлемым выглядит земное бытие в целом — уход в монастырь или в отшельники.
* Крайняя степень, при котором антиутопией считается любая существующая страна — уход в монастырь или в отшельники.


== Примечания ==
== Примечания ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!