Редактирование: Бесконечный кислород
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Бесконечный кислород''' | '''Бесконечный кислород''' — вечная проблема авторов, находящихся [[Не в ладах с биологией|не в ладах со знаниями в области человеческой биологии]]. То у них человек под водой умудряется активно плавать по двадцать минут, то в космосе дышат часами, используя баллончик размером как от советского сифона (ну или от пневматического пистолета). К слову, профессиональные охотники за жемчугом таки умеют задерживать дыхание на четыре-пять минут, сохраняя при этом активность, вот только это скорее исключение, чем общие возможности. | ||
В реальности при нагрузке средней тяжести у более-менее тренированного человека потребление кислорода составляет около 1,5 литров в минуту при атмосферном давлении. В состоянии покоя нетренированный человек на поддержание жизненно-важных функций расходует около 250—300 миллилитров. | В реальности при нагрузке средней тяжести у более-менее тренированного человека потребление кислорода составляет около 1,5 литров в минуту при атмосферном давлении. В состоянии покоя нетренированный человек на поддержание жизненно-важных функций расходует около 250—300 миллилитров. | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Особенно часто и капитально данный троп встречается в компьютерных играх в жанре «экшен». Зачастую запаса кислорода хватает персонажу, чтобы свободно пересечь вброд достаточно широкую реку. А в «Fallout 4» есть даже специальный перк, позволяющий свободно дышать под водой. | Особенно часто и капитально данный троп встречается в компьютерных играх в жанре «экшен». Зачастую запаса кислорода хватает персонажу, чтобы свободно пересечь вброд достаточно широкую реку. А в «Fallout 4» есть даже специальный перк, позволяющий свободно дышать под водой. | ||
Возможный реалистичный [[обоснуй]]: девайс может регенерировать выдыхаемый воздух, как давно известные изолирующие противогазы. Возникает проблема размещения дыхательного мешка, но если изобретён способ «на лету» сжимать выдыхаемый воздух<ref>Или выделять кислород из углекислого газа. С этой задачей справляются пероксиды и надпероксиды.</ref> в компактный | Возможный реалистичный [[обоснуй]]: девайс может регенерировать выдыхаемый воздух, как давно известные изолирующие противогазы. Возникает проблема размещения дыхательного мешка, но если изобретён способ «на лету» сжимать выдыхаемый воздух<ref>Или выделять кислород из углекислого газа. С этой задачей справляются пероксиды и надпероксиды.</ref> в компактный баллончик — то почему нет? | ||
Второй возможный обоснуй: девайс не хранит кислород, а вырабатывает его. Берём 100 грамм воды, немного сульфата натрия, при помощи электролиза разлагаем воду и получаем около 62 литров кислорода, затратив на электролиз порядка 280 ватт*часов. Вполне реалистично даже при нынешнем уровне развития технологии. Третий обоснуй: разбиваем электролизом углекислоту (отделённую нанофильтром), сажу откладываем, кислород возвращаем в дыхательную систему. Правда, энергии нужно ещё больше | Второй возможный обоснуй: девайс не хранит кислород, а вырабатывает его. Берём 100 грамм воды, немного сульфата натрия, при помощи электролиза разлагаем воду и получаем около 62 литров кислорода, затратив на электролиз порядка 280 ватт*часов. Вполне реалистично даже при нынешнем уровне развития технологии. Третий обоснуй: разбиваем электролизом углекислоту (отделённую нанофильтром), сажу откладываем, кислород возвращаем в дыхательную систему. Правда, энергии нужно ещё больше. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «Тайна двух | * «Тайна двух океанов» — [[аверсия]]. Для длительных отлучек с подлодки положены баллоны с ''жидким'' воздухом. Злодей, поставивший на лодку бомбу, а сам смотавшийся, чуть не задыхается (спасает злодейская кавалерия) из-за того, что смотался он под предлогом срочного ремонта, и выдавший ему снаряжение долгой отлучки не ожидал, так что поставил не жидкий, а просто сжатый. | ||
** Не ''баллоны'', а ''патроны''! С баллонами мучаются империалисты, у ''[[Советская сверхнаука|наших]]'' всё на мази: вставил патрончик, передал | ** Не ''баллоны'', а ''патроны''! С баллонами мучаются империалисты, у ''[[Советская сверхнаука|наших]]'' всё на мази: вставил патрончик, передал товарищу — и дыши. И никаких тебе проблем с парциальным давлением кислорода, с азотным или кислородным наркозом/отравлением… | ||
** Почему бы и нет, если | ** Почему бы и нет, если патроны — фантастические. И кстати — «проклятые империалисты» (в данном сеттинге — японские) справились с задачей перезарядки скафандра Горелова, как аккумуляторов, так и кислородных патронов. Вот только одна из проблем подобного патрона, о которой скромно умалчивается — замерзание воздуха, расширяющегося до нормального давления из сжатого в столь крошечный патрон. Замёрзнет клапан. | ||
* «[[Vorkosigan Saga|Сага о Форкосиганах]] | * «[[Vorkosigan Saga|Сага о Форкосиганах]]» — аналогично. Комаррские террористы, приковавшие Форсуассона, не хотели его убивать, но он умер из-за малого запаса кислорода. Невольным убийцам просто не пришло в голову, что кислорода не хватит — на Комарре все перед выходом из дома проверяют запас, а Форсуассон был с Барраяра. | ||
* У Кларка в «Лунной пыли» на затонувшем пылеходе проблема не столько с кислородом, сколько с поглотителями CO<sub>2</sub>, отказавшими из-за жары в кабине. Поэтому терпящие бедствие принимают снотворное, чтобы пореже дышать, пока дожидаются помощи. | * У Кларка в «Лунной пыли» на затонувшем пылеходе проблема не столько с кислородом, сколько с поглотителями CO<sub>2</sub>, отказавшими из-за жары в кабине. Поэтому терпящие бедствие принимают снотворное, чтобы пореже дышать, пока дожидаются помощи. | ||
* В одной из повестей Вебера [[Подсветка|подсвечивается]] при исследовании космокатера, произведённого перед самой технологической сингулярностью. Система регенерации | * В одной из повестей Вебера [[Подсветка|подсвечивается]] при исследовании космокатера, произведённого перед самой технологической сингулярностью. Система регенерации воздуха — просто пустая труба, вообще хрен знает как, но работает, воздух очищает и кислород генерит. | ||
* Велтистов, «Приключения | * Велтистов, «Приключения Электроника» — в одной из частей Сыроежкин некоторое время пробыл на подводной исследовательской станции. Для работы снаружи выдавали ранцевые «жабры», то есть рюкзак, извлекающий кислород из воды. | ||
** Кстати, сотрудник станции и ранца не | ** Кстати, сотрудник станции и ранца не брал — вместо него пил пилюли, позволявшие организму то ли удерживать кислород, то ли эффективнее его расходовать. | ||
*** Они позволяли переходить на жидкостное дыхание и усваивать растворённый в воде кислород лёгкими. Кстати, не такая уж фантастика. | *** Они позволяли переходить на жидкостное дыхание и усваивать растворённый в воде кислород лёгкими. Кстати, не такая уж фантастика. | ||
**** Попробуйте после этой фантастики продышаться. В | **** Попробуйте после этой фантастики продышаться. В "Бездне" очень хорошо показан процесс. | ||
* В «Острове ржавого генерала» Кира Булычёва как минимум упоминалась возможность вживления синтежабр (когда Алисе главный робот пригрозил макнуть её в воду и те самым прервать доступ кислорода, она пожалела об отсутствии жабр). | * В «Острове ржавого генерала» Кира Булычёва как минимум упоминалась возможность вживления синтежабр (когда Алисе главный робот пригрозил макнуть её в воду и те самым прервать доступ кислорода, она пожалела об отсутствии жабр). | ||
* Жюль Верн, «Из пушки на | * Жюль Верн, «Из пушки на Луну» — сам полёт стал возможным из-за изобретения установки, синтезирующей (!) кислород. Кстати, там же было указано, что избыток кислорода может вызвать нехорошую побочку. | ||
** Нет, кислород добывали разложением бертолетовой соли: {{Q|Химическая добыча кислорода сама по себе очень проста. Наиболее практичным способом добычи считался в то время способ Реньо и Резэ. <...> | ** Нет, кислород добывали разложением бертолетовой соли: {{Q|Химическая добыча кислорода сама по себе очень проста. Наиболее практичным способом добычи считался в то время способ Реньо и Резэ. <...> | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Голубая бездна» Бессона (один из его первых фильмов, и, пожалуй, первый, который его так прославил). И всё бы ничего, но те рекорды, которые показаны в фильме, человеческим организмом недостижимы, во всяком случае, с медицинской точки зрения. | * «Голубая бездна» Бессона (один из его первых фильмов, и, пожалуй, первый, который его так прославил). И всё бы ничего, но те рекорды, которые показаны в фильме, человеческим организмом недостижимы, во всяком случае, с медицинской точки зрения. | ||
* «Стражи | * «Стражи Галактики» — маска Звёздного Лорда никакого видимого хранилища кислорода не имеет. Отфильтровывать его из вакуума — тоже гиблое дело. Тем не менее, в ней Звёздный Лорд умудряется находиться в пустоте чуть ли не часами. Но тут третий обоснуй работает в полный рост — компактных источников дофига энергии в сеттинге хватает. | ||
** Не совсем в кассу, но очень уж часто всплывает при разборе косяков фильма: эпизод с нахождением в открытом | ** Не совсем в кассу, но очень уж часто всплывает при разборе косяков фильма: эпизод с нахождением в открытом космосе — вполне возможен. Если выдохнуть, человека не разорвёт сразу, а дальше — 10-15 секунд до потери сознания от недостатка кислорода и 2-3 минуты до необратимого повреждения тканей. Опять же, Гамора — [[киборг]], и по определению может перенести большие нагрузки, чем обычный человек. {{spoiler|А Питер вообще наполовину Целестиал…}} | ||
** Тор в «Войне бесконечности» переживает вышвыривание в открытый космос. Один его побери, да он нейтронную звезду раскочегаривает с толкача и [[Дышит в космосе|даже дыхания не задерживает]]! | ** Тор в «Войне бесконечности» переживает вышвыривание в открытый космос. Один его побери, да он нейтронную звезду раскочегаривает с толкача и [[Дышит в космосе|даже дыхания не задерживает]]! | ||
* «[[James Bond|Шаровая молния]] | * «[[James Bond|Шаровая молния]]» — Бонд использует в подводных сценах дыхательный аппарат, состоящий из загубника и пары балончиков размером с сифонные (собственно, реквизит из них и был сделан). Британские военные гаджетом заинтересовались и поинтересовались у художника-постановщика, на сколько его хватает — и получили ответ «На столько, на сколько пловец может задержать дыхание». Зато использованную в фильме реальную систему воздушной эвакуации Фултона тогда обозвали [[Реальность нереалистична/Miscellanea|самым нереалистичным спецэффектом во франшизе]]. | ||
* | * «Скалолаз» — герой Сталлоне в замёрзшем озере. | ||
* «[[Звездные войны]] | * «[[Звездные войны]]» — нет, баллоны, конечно, нормальные, но чтобы только в [[Справочник автора/Скафандр|кислородной маске в открытый космос]] выходить!? | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «Флиппер и | * «Флиппер и Лопака» — мальчик-туземец Лопака, пожалуй, даст прикурить даже Ихтиандру. Мало того, что он спокойно проводит под водой чуть ли не часы, так ещё и активно общается при этом с морскими обитателями. Это можно было бы списать на переводческую условность, но во втором сезоне Лопака встречает юного аквалангиста — и без проблем заговаривает с ним под водой! Никаких технических устройств или, на худой конец, туземных амулетов он не использует. Никакого внятного [[Обоснуй|обоснуя]], кроме «меня научил дельфин», таким чудесным способностям не даётся. | ||
* В старых «[[DuckTales|Утиных историях]]» в одной из серий Скрудж лично погружался к затонувшему кораблю в водолазном снаряжении, сильно похожем на старую «трёхболтовку». При нападении акулы он умудрился засунуть конец перекушенного рыбой шланга под шлем и дождаться помощи. | * В старых «[[DuckTales|Утиных историях]]» в одной из серий Скрудж лично погружался к затонувшему кораблю в водолазном снаряжении, сильно похожем на старую «трёхболтовку». При нападении акулы он умудрился засунуть конец перекушенного рыбой шланга под шлем и дождаться помощи. | ||
* В новых «[[DuckTales 2017|Утиных историях]]» Делла Дак за все годы после аварии на Луне получала кислород из одного кусочка жвачки, созданной Винтом Разболтайло. | * В новых «[[DuckTales 2017|Утиных историях]]» Делла Дак за все годы после аварии на Луне получала кислород из одного кусочка жвачки, созданной Винтом Разболтайло. | ||
* «[[Steven Universe|Вселенная Стивена]] | * «[[Steven Universe|Вселенная Стивена]]» — достаточно изолироваться от воды/вакуума, и воздуха станет в достатке — хоть в силовом шаре, созданном Стивеном, хоть на пустовавшей тысячелетия и не имеющей даже шлюзового отсека лунной базе самоцветов (а самоцветы в воздухе вообще не нуждаются). | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[Green Lantern|Кольца Зелёных Фонарей]], помимо прочего, позволяют своим обладателям дышать в вакууме. | * [[Green Lantern|Кольца Зелёных Фонарей]], помимо прочего, позволяют своим обладателям дышать в вакууме. | ||
* «[[Вселенная Marvel|Планета Халка]] | * «[[Вселенная Marvel|Планета Халка]]» — Халк в состоянии поддерживать нормальное давление в лёгких… [[Педаль в пол|находясь в вакууме]]. В [[Экранизация|экранизации]] эта его способность [[Исправить в адаптации|не попала]]. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Вообще в играх часто встречаются две | * Вообще в играх часто встречаются две крайности — либо персонаж не может провести под водой и минуты, либо вполне активно плавает 5-10 минут. | ||
* «Космические» скафандры [[Mass Effect|команды Шепарда]] зачастую сводятся вообще к одному респиратору. И даже не надо сейчас рассуждать о том, какая прелестная вакуумная дегидратация должна бы происходить с поверхностью глаз его спутников. Просто к респиратору прикреплена пара «баллончиков». Всё бы ничего, но в ряде случаев миссии «с баллончиками» длятся заметно дольше 20 минут. | * «Космические» скафандры [[Mass Effect|команды Шепарда]] зачастую сводятся вообще к одному респиратору. И даже не надо сейчас рассуждать о том, какая прелестная вакуумная дегидратация должна бы происходить с поверхностью глаз его спутников. Просто к респиратору прикреплена пара «баллончиков». Всё бы ничего, но в ряде случаев миссии «с баллончиками» длятся заметно дольше 20 минут. | ||
** Обоснуй стар, как дерьмо престарелого ворка: там, видимо, вдобавок на всё тело ставится какое-то, гет его побери, поле. | ** Обоснуй стар, как дерьмо престарелого ворка: там, видимо, вдобавок на всё тело ставится какое-то, гет его побери, поле. | ||
*** В первой серии, что характерно, все напарники носили нормальную броню, каждый для своей расы. Вот только кислородных баллонов на ней всё равно заметно не было, ну ладно, возможно, они маленькие и компактные, или регенераторы. | *** В первой серии, что характерно, все напарники носили нормальную броню, каждый для своей расы. Вот только кислородных баллонов на ней всё равно заметно не было, ну ладно, возможно, они маленькие и компактные, или регенераторы. | ||
* [[Fallout/Fallout 4|Fallout 4]] | * [[Fallout/Fallout 4|Fallout 4]] — главный герой как бы и без того не слишком задыхается (особенно с хорошо прокачанной выносливостью), а с перком «водный мальчик» так и вовсе превращается в натурального Ихтиандра. | ||
* [[The Elder Scrolls]] | * [[The Elder Scrolls]] — аргониане дышат под водой с помощью жабр, остальные расы обходятся специальными зельями и магией. | ||
* В [[Deus Ex]] тоже имелся имплант для подводных приключений. А без него JC очень быстро начинал фыркать и погибать. | * В [[Deus Ex]] тоже имелся имплант для подводных приключений. А без него JC очень быстро начинал фыркать и погибать. | ||
* [[Final Fantasy X]] | * [[Final Fantasy X]] — Тидус, Вакка и Рику умеют проводить под водой десятки минут. Тидус и Вакка — с ещё хоть каким-то обоснуем, они профессиональные игроки в блицбол, а блицбольные матчи проводят под водой (всё равно непонятно, как ещё в них никто не захлебнулся). Но у Рику это откуда? | ||
** Что характерно, вся остальная партия к воде вообще не приближается. Хотя по крайней мере Аурон вполне мог бы, он {{spoiler|вообще на самом деле мёртвый}}. | ** Что характерно, вся остальная партия к воде вообще не приближается. Хотя по крайней мере Аурон вполне мог бы, он {{spoiler|вообще на самом деле мёртвый}}. | ||
* [[Monkey Island]] | * [[Monkey Island]] — Гайбраш Трипвуд умеет задерживать дыхание ровно на десять минут. Больше ничего особо не умеет, по крайней мере в начале первой игры. | ||
* Rise of the Tomb | * Rise of the Tomb Raider — по сюжету Ларе достаётся аппарат водного дыхания прямиком от Бонда из фильма (см. выше). | ||
* [[Инверсия]] в [[Elite]]: | * [[Инверсия]] в [[Elite]]: Dangerous — при пробитии кокпита кислорода в аварийной системе жизнеобеспечения хватает для пилота буквально на пару минут. Несмотря на все супертехнологии. | ||
** Не совсем, такая система там стоит только на новых кораблях. Другой вопрос что большинство пилотов ставят самую легкую версию, в которой воздуха больше всего на пару минут, хотя никто не мешает поставить самую лучшую СЖО на 25 минут. Не говоря уже что в любой момент запас может быть пополнен, благо что технологии позволяют поставить на любой корабль систему которая из кучи камней с ближайшей планеты полностью наполнит систему воздухом | ** Не совсем, такая система там стоит только на новых кораблях. Другой вопрос что большинство пилотов ставят самую легкую версию, в которой воздуха больше всего на пару минут, хотя никто не мешает поставить самую лучшую СЖО на 25 минут. Не говоря уже что в любой момент запас может быть пополнен, благо что технологии позволяют поставить на любой корабль систему которая из кучи камней с ближайшей планеты полностью наполнит систему воздухом | ||
* Аналогично в [[Dead Space]] | * Аналогично в [[Dead Space]] — без прокачки запасов кислорода в скафандре Айзека хватает буквально на минуту. Люди дыхание задерживают на больший срок. После входа в помещение с атмосферой скафандр демонстративно закачивает новую порцию. В последующих частях запасы увеличены вдвое или даже втрое. | ||
* В [[Commandos]], начиная со второй части тоже с инверсией: погрузившийся в воду боец куда медленнее расходует воздух, если остаётся на месте. Но стоит начать перемещение, расход резко возрастает. | * В [[Commandos]], начиная со второй части тоже с инверсией: погрузившийся в воду боец куда медленнее расходует воздух, если остаётся на месте. Но стоит начать перемещение, расход резко возрастает. Исключение — ныряльщик (Плавник) — его баллона со сжатым воздухом хватает на всю миссию. | ||
* «In Search of Dr. | * «In Search of Dr. Riptide» — опять же инверсия: в этой старой (1994 год) игре уровень кислорода/воздуха служит своего рода [[садистский таймер|садистским таймером]], вынуждающим постоянно продвигаться по уровню. Просто потому, что пополнить его запас можно за счёт уничтожения некоторых бочек и лишь крайне редко нам даёт жирную возможность всплывать на поверхность для неограниченной подзарядки<ref>Прописью — ''целый один раз'' после стартового уровня!</ref>. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | |||
{{Nav/Не знает матчасти}} | {{Nav/Не знает матчасти}} |