Редактирование: Бонус для современников/Литература/Отечественная

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 19: Строка 19:
* И опять Н. В, Гоголь, «[[Мёртвые души]]» — Манилов держит табак в картузе. Это вовсе не тот картуз, который головной убор. Картузом назывался ещё и сверток из плотной бумаги, в которой табак продавался. Стало быть по ряду причин (вроде хронического недостатка денег), вынужден обходиться без табакерки. А может, просто еще одно проявление маниловской непрактичности.
* И опять Н. В, Гоголь, «[[Мёртвые души]]» — Манилов держит табак в картузе. Это вовсе не тот картуз, который головной убор. Картузом назывался ещё и сверток из плотной бумаги, в которой табак продавался. Стало быть по ряду причин (вроде хронического недостатка денег), вынужден обходиться без табакерки. А может, просто еще одно проявление маниловской непрактичности.
** В самом начале книги сказано, что губернатор города NN «имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к '''звезде'''; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». В комментариях к книге только и сказано, что звезда — орден Станислава. Вы уже вообразили грозного, но добродушного вояку, на досуге занявшегося вышиванием? Ой, вряд ли: эти награды — самые «низшие» изо всех орденов Российской Империи. Орден Анны вручался и гражданским — за выслугу лет, а Станислава вообще выдавали чуть ли не за любую ерунду, вроде успехов на поприще благотворительности. Его частенько издевательски именовали «На и отвяжись!» И имеем мы в итоге никчёмного чиновника, который сидит на своём месте уже десять, а то и двенадцать лет, но больше ничем не сумел отметиться.
** В самом начале книги сказано, что губернатор города NN «имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к '''звезде'''; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». В комментариях к книге только и сказано, что звезда — орден Станислава. Вы уже вообразили грозного, но добродушного вояку, на досуге занявшегося вышиванием? Ой, вряд ли: эти награды — самые «низшие» изо всех орденов Российской Империи. Орден Анны вручался и гражданским — за выслугу лет, а Станислава вообще выдавали чуть ли не за любую ерунду, вроде успехов на поприще благотворительности. Его частенько издевательски именовали «На и отвяжись!» И имеем мы в итоге никчёмного чиновника, который сидит на своём месте уже десять, а то и двенадцать лет, но больше ничем не сумел отметиться.
*** Здесь еще надо знать, что ордена давались не просто так, а в строгой последовательности, и по их сочетанию можно примерно отследить карьерный путь человека. «Анна на шее» (2 степени) выдавалась чинам Табели о рангах с 5 по 8й, «Станислав-звезда» (1 степень) — чинам с 1 по 6. «Губернаторский» чин — 4й (действительный статский советник), очень редко — 3й (по выслуге и заслугам). Но ведь до Анны-2 должны были выдать Анну-3 и Станиславов-3 и 2 последовательно? Статут предусматривал возможность «начинать награждение» с более высокой награды пропуская более низкие, так «Анна на шею» выдавалась «лицам, занимающим должности пятого класса и состоящих в чине Действительного Статского Советника» (то есть 4го класса). 5 ранг — это вице-губернатор (но никак не сам губернатор). Таким образом, наш губернатор строил довольно успешную, но не примечательную карьеру на госслужбе (достаточную, что сам Император произвёл его в вышестоящий чин, да ещё и выше занимаемой должности — после статского советника «по выслуге лет» чины уже не получали), но видимо довольно долго застрял на месте заместителя старого губернатора, раз «пересидел» чином должность и даже заслужил в качестве вице-губернатора свой первый орден ([[Откровение у холодильника|уж не за успешную ли интригу против предыдущего губернатора?]]). В любом случае, если орден получал бы уже став губернатором — начинал бы с Владимира-3, но никак не Анны-2. [[Вечная загадка|Однако между награждениями он должен был сперва получить Владимир-4 и Владимир-3.]] [[Ненадежный рассказчик|Уж не приукрашивает ли губернская молва новый орден?]]. И да, «за выслугу» и «На и отвяжись» — это применительно главным образом к низшим степеням соответствующих орденов (3-4). Если бы мы имели дело с ничтожным чиновником, продвигающимся по карьерной лестнице «задницей», высиживающим чины десятилетиями, на момент получения «Анны на шею» у него уже должен был быть «Станислав-2» (крест, а не звезда).
* П. П. Ершов, «[[Конёк-горбунок]]» — детская сказка. Советские дети, не знакомые с религиозной темой, не понимали, как это — «постами мясо есть»? Кусками, что ли? И где Иван якобы «католицкий держит крест»?
* П. П. Ершов, «[[Конёк-горбунок]]» — детская сказка. Советские дети, не знакомые с религиозной темой, не понимали, как это — «постами мясо есть»? Кусками, что ли? И где Иван якобы «католицкий держит крест»?
** А что такое «постучали ендовой»? В примечании к одному из изданий так и написано: «Постучали ендовой» — выпили. Ендова — старинный сосуд для (сладкого) вина, разновидность чары.
** А что такое «постучали ендовой»? В примечании к одному из изданий так и написано: «Постучали ендовой» — выпили. Ендова — старинный сосуд для (сладкого) вина, разновидность чары.
Строка 72: Строка 71:
*** И это максимум, до которого мог дослужиться военный не из богатой знатной семьи, не занимающийся политической деятельностью. Все более высокие должности были выборными и нередко доставались дилетантам в собственно военном деле.
*** И это максимум, до которого мог дослужиться военный не из богатой знатной семьи, не занимающийся политической деятельностью. Все более высокие должности были выборными и нередко доставались дилетантам в собственно военном деле.
** Допрос Иешуа содержит ряд моментов, которые легко были бы понятны современникам Иешуа, но для современников автора уже проходили, как [[бонус для гениев]].
** Допрос Иешуа содержит ряд моментов, которые легко были бы понятны современникам Иешуа, но для современников автора уже проходили, как [[бонус для гениев]].
** Бонус не только для современников, но и [[бонус для местных|для местных]]: пейзаж, обозреваемый Воландом с крыши (кстати, это дом Пашкова — здание Государственной библиотеки, в подвалах которой якобы найдены рукописи, ради которых приехал «иностранец»), [https://azbyka.ru/fiction/master-i-margarita-za-xrista-ili-protiv/#n13 медицински точно указывает на год действия романа]. А заодно и на то, почему Воланд и присные появились именно тогда.
* Его же «Белая гвардия» — Шполянский представлен читателю как «знаменитый прапорщик, лично получивший в мае 1917 года из рук Александра Федоровича Керенского георгиевский крест». Помимо явно ироничной интонации, здесь важно уточнение про награду. Как раз тогда Керенский раздавал «Георгиев» направо и налево, то есть это тот редкий случай, когда Георгиевский крест стоит не слишком много.
* Его же «Белая гвардия» — Шполянский представлен читателю как «знаменитый прапорщик, лично получивший в мае 1917 года из рук Александра Федоровича Керенского георгиевский крест». Помимо явно ироничной интонации, здесь важно уточнение про награду. Как раз тогда Керенский раздавал «Георгиев» направо и налево, то есть это тот редкий случай, когда Георгиевский крест стоит не слишком много.
** Современники к тому же понимали (даже если не все из них поголовно, а только близкие к литературным кругам): сам образ Шполянского — это [[На тебе!|непочтительная личная аллюзия]] на Виктора Шкловского.<!--
** Современники к тому же понимали (даже если не все из них поголовно, а только близкие к литературным кругам): сам образ Шполянского — это [[На тебе!|непочтительная личная аллюзия]] на Виктора Шкловского.<!--
Строка 81: Строка 79:
* «Роковые яйца» — «соединенная американо-русская компания выстроила, начав с угла Газетного переулка и Тверской, в центре Москвы, 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах — 300 рабочих коттеджей, каждый на 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919—1925» намекает на проект двухэтажных «термолитных» домов завода «Красный богатырь», которыми как раз застроили окраину Сокольнической рощи. Снесли этот район уже в 1970-е и теперь этот проект кажется, конечно, совершенной фантазией.
* «Роковые яйца» — «соединенная американо-русская компания выстроила, начав с угла Газетного переулка и Тверской, в центре Москвы, 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах — 300 рабочих коттеджей, каждый на 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919—1925» намекает на проект двухэтажных «термолитных» домов завода «Красный богатырь», которыми как раз застроили окраину Сокольнической рощи. Снесли этот район уже в 1970-е и теперь этот проект кажется, конечно, совершенной фантазией.
* А. Н. Толстой, «[[Золотой ключик, или Приключения Буратино]]» — ныне это просто детская сказка и очень вольный [[пересказ]]/[[антифанфик]] «[[Le avventure di Pinocchio|Приключений Пиноккио]]». А вот театральная Москва 1930-х увидела в образе Пьеро А. Блока, в Карабасе-Барабасе узнали Мейерхольда, Папа Карло и Джузеппе — Станиславский и Немирович-Данченко соответственно. А за самим Буратино замечали Максима Горького.
* А. Н. Толстой, «[[Золотой ключик, или Приключения Буратино]]» — ныне это просто детская сказка и очень вольный [[пересказ]]/[[антифанфик]] «[[Le avventure di Pinocchio|Приключений Пиноккио]]». А вот театральная Москва 1930-х увидела в образе Пьеро А. Блока, в Карабасе-Барабасе узнали Мейерхольда, Папа Карло и Джузеппе — Станиславский и Немирович-Данченко соответственно. А за самим Буратино замечали Максима Горького.
* В произведениях, написанных до Великой Отечественной войны можно встретить упоминание езды на подножках трамвая. Например: Сергей Михалков, «Мой друг» — «Он … Не виснет на подножках»; Самуил Маршак, «Рассказ о неизвестном герое» — «Парень вскочил / На подножку трамвая». Подножки исчезли, когда двери трамвая стали открываться внутрь салона, либо вообще отъезжать вдоль кузова. В трамваях начала XX века двери либо открывались наружу, причём вручную, а то и вовсе отсутствовали. Сегодня повисеть на подножке можно разве что на канатном трамвае Сан-Франциско.
* В произведениях, написанных до Великой Отечественной войны можно встретить упоминание езды на подножках трамвая. Например: Сергей Михалков, «Мой друг» — «Он … Не виснет на подножках»; Самуил Маршак, «Рассказ о неизвестном герое» — «Парень вскочил / На подножку трамвая». Подножки исчезли, когда двери трамвая стали открываться внутрь салона, либо вообще отъезжать вдоль кузова. В трамваях начала XX века двери либо открывались наружу, причём вручную, а то и вовсе отсутствовали. Сегодня повисеть на подножке можно разве что на канатном трамвае Сан-Франциско.
** А ещё массовая езда на подножках была связана с дичайшей давкой в общественном транспорте — Москва росла быстрее, чем транспорт, людей приезжало много, очереди и давка в трамваях — как в метро в Выхино в час пик, поэтому «последний, кому не хватило места в трамвае» уцепившийся за подножку — явление обыденное. Собственно именно из-за этой причины и запустили проект Московского Метро.  
** Сюда же и упоминания о катании на «трамвайной колбасе». Колбасой называли торчащую из-под торцевой площадки головку сцепки, встав на которую ногами и держась за поручни или оконную раму, можно было с известным риском поехать в нужном направлении. У современных вагонов сцепки обычно либо складываются под кузов в нерабочем положении, либо вовсе не устанавливаются (только петли для буксировки).
** Сюда же и упоминания о катании на «трамвайной колбасе». Колбасой называли торчащую из-под торцевой площадки головку сцепки, встав на которую ногами и держась за поручни или оконную раму, можно было с известным риском поехать в нужном направлении. У современных вагонов сцепки обычно либо складываются под кузов в нерабочем положении, либо вовсе не устанавливаются (только петли для буксировки).
*** У всё ещё самого популярного на постсоветских просторах чешского «Tatra T3» торчащая сцепка в наличии, и некоторые особо одарённые личности умудряются на ней кататься.
*** У всё ещё самого популярного на постсоветских просторах чешского «Tatra T3» торчащая сцепка в наличии, и некоторые особо одарённые личности умудряются на ней кататься.
** А у троллейбусов всех моделей, производимых в СНГ, и у трамваев минского производства, как правило, есть удобная лесенка сзади.
** А у троллейбусов всех моделей, производимых в СНГ, и у трамваев минского производства, как правило, есть удобная лесенка сзади.
* Опять Михалков. «Мы живём в одной квартире / Все соседи знают нас. / Только мне звонить — четыре, / А ему — двенадцать раз». Или [[Пейсы, кашрут и день субботний|Лев Квитко]]: «Пойду я к соседу, / Петру Кузьмичу, / Пойду я к соседу / И в дверь постучу!» Что за дела? Это коммунальные квартиры — дело, обычное для довоенного СССР.
* Опять Михалков. «Мы живём в одной квартире / Все соседи знают нас. / Только мне звонить — четыре, / А ему — двенадцать раз». Или [[Пейсы, кашрут и день субботний|Лев Квитко]]: «Пойду я к соседу, / Петру Кузьмичу, / Пойду я к соседу / И в дверь постучу!» Что за дела? Это коммунальные квартиры — дело, обычное для довоенного СССР.
** Современные дети едва ли поймут, о чём речь в хрестоматийном «Рассеянном» Маршака, когда «Стал натягивать гамаши / Говорят ему: „Не ваши!“». А чьи, спрашивается?! Другого жильца коммунальной квартиры, вестимо. Поймут-поймут, только решат что другого члена семьи. Брата, например.  
** Современные дети едва ли поймут, о чём речь в хрестоматийном «Рассеянном» Маршака, когда «Стал натягивать гамаши / Говорят ему: „Не ваши!“». А чьи, спрашивается?! Другого жильца коммунальной квартиры, вестимо.
*** У Маршака здесь ещё и сатира нравов: что человек по рассеянности берёт не свои вещи, соседи по коммуналке без внимания не оставляют, а что он по рассеянности надел на голову сковороду и на ноги перчатки — на это им уже наплевать, никто ничего не говорит. Плюс… трамвай останавливается по требованию (!), а у перрона двое суток стоит отцепленный вагон с открытой дверью (!!!)
*** У Маршака здесь ещё и сатира нравов: что человек по рассеянности берёт не свои вещи, соседи по коммуналке без внимания не оставляют, а что он по рассеянности надел на голову сковороду и на ноги перчатки — на это им уже наплевать, никто ничего не говорит. Плюс… трамвай останавливается по требованию (!), а у перрона двое суток стоит отцепленный вагон с открытой дверью (!!!)
* [[Аркадий Гайдар]]:
* [[Аркадий Гайдар]]:
Строка 98: Строка 95:
** Туда же и «Баллада о браконьерстве» Е. Евтушенко. «Ты куришь „Казбек“, председатель. Ты поотвык от махорки».
** Туда же и «Баллада о браконьерстве» Е. Евтушенко. «Ты куришь „Казбек“, председатель. Ты поотвык от махорки».
** Вообще в сталинское время, когда писался «Василий Тёркин», сигарет с фильтром ещё не было, и папиросы «Казбек» считались достойным куревом. Можно вспомнить их упоминание в довоенном стихотворение Константина Симонова и в песне военного времени «Шаланды, полные кефали» и трепетное отношение подпомощника коменданта к папиросам «Казбек» в романе В. Богомолова «[[В августе сорок четвёртого]]». А в 1960-е появились уже сигареты с фильтром, и, как следствие, «Случай в ресторане» («Извините, „Kaзбек“ не курю»). Похоже, в случае с «Казбеком» обговариваемый троп можно применить дважды — по-одному они понимались в сталинское время, по-другому в позднем СССР и по-третьему — в наше время.
** Вообще в сталинское время, когда писался «Василий Тёркин», сигарет с фильтром ещё не было, и папиросы «Казбек» считались достойным куревом. Можно вспомнить их упоминание в довоенном стихотворение Константина Симонова и в песне военного времени «Шаланды, полные кефали» и трепетное отношение подпомощника коменданта к папиросам «Казбек» в романе В. Богомолова «[[В августе сорок четвёртого]]». А в 1960-е появились уже сигареты с фильтром, и, как следствие, «Случай в ресторане» («Извините, „Kaзбек“ не курю»). Похоже, в случае с «Казбеком» обговариваемый троп можно применить дважды — по-одному они понимались в сталинское время, по-другому в позднем СССР и по-третьему — в наше время.
* Н. Н. Носов, любой рассказ из серии «Однажды мы с Мишкой…». Взрослые в этих рассказах зачастую представлены лишь женщинами, либо стариками. Если взглянуть на период написания рассказов, становится понятно, что мужчины — на фронтах ВОВ. Если ещё внимательнее взглянуть на период написания, станет ясно, что большая часть написана либо в конце 30х («Мишкина каша», «Фантазёры», «Огородники», «Бенгальские огни»), либо в конце 40х («Автомобиль», «Телефон», «Весёлая семейка»). Во втором случае, впрочем, очевидно — вернулись с фронтов далеко не все. Да и взрослые мужские персонажи появляются гораздо чаще, чем кажется (учителя в школах, представители власти, соседи, родители в конце концов). Дело в другом — большая часть приключений ребят происходит днём, после школы, когда большая часть взрослого населения трудится на работе, а на улицах в основном или старики-пенсионеры, или представители власти.  
* Н. Н. Носов, любой рассказ из серии «Однажды мы с Мишкой…». Взрослые в этих рассказах зачастую представлены лишь женщинами, либо стариками. Если взглянуть на период написания рассказов, становится понятно, что мужчины — на фронтах ВОВ.
* Мемуары оружейного конструктора М. В. Марголина носят название «Я солдат ещё живой». На время написания эмоциональный окрас этих слов был донельзя ярок — отсылку к стихотворению А. Твардовского «Смерть и воин» узнавал каждый.
* Мемуары оружейного конструктора М. В. Марголина носят название «Я солдат ещё живой». На время написания эмоциональный окрас этих слов был донельзя ярок — отсылку к стихотворению А. Твардовского «Смерть и воин» узнавал каждый.
** Да и сейчас тоже. Просто узнают Киплинга, а не Твардовского.
** Да и сейчас тоже. Просто узнают Киплинга, а не Твардовского.
Строка 106: Строка 103:
** [[Меховой интернат]] — список учеников показан в виде: БИБИ-МОКИ, НАЦ. МУРАВЬЕД. и т. д. В советские времена, в классных журналах действительно указывали национальность учеников.
** [[Меховой интернат]] — список учеников показан в виде: БИБИ-МОКИ, НАЦ. МУРАВЬЕД. и т. д. В советские времена, в классных журналах действительно указывали национальность учеников.
* Виталий Бабенко, «Игоряша „Золотая рыбка”» — пополам c [[Бонус для фанатов|бонусом для фанатов]]. Опытный советский фэн середины восьмидесятых быстро опознавал, кого именно автор вывел под участниками неформального кружка начинающих фантастов, и кого [[На тебе!|пнул]], описывая [[Воинствующая бездарность|ф-писателей]].
* Виталий Бабенко, «Игоряша „Золотая рыбка”» — пополам c [[Бонус для фанатов|бонусом для фанатов]]. Опытный советский фэн середины восьмидесятых быстро опознавал, кого именно автор вывел под участниками неформального кружка начинающих фантастов, и кого [[На тебе!|пнул]], описывая [[Воинствующая бездарность|ф-писателей]].
* [[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]» — опять же, пополам с бонусом для фанатов. Путешествие Привалова в описываемое будущее наполнено натебейками как общим штампам [[Эпоха оттепели|тогдашней]] (и [[Эпоха первых пятилеток|более]] [[Эпоха советского ампира|ранних]] периодов) советской фантастики, так и вполне конкретным произведениям, вроде «Гриады» или «Путей титанов», благополучно забытых уже к восьмидесятым.


== [[Лихие девяностые]] и далее ==
== [[Лихие девяностые]] и далее ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!