Редактирование: Бонус для современников

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|Деталь повествования, смысл которой был очевиден публике в момент выхода произведения; последующим же поколениям требуется отдельное пояснение.}}
{{Вкратце|Деталь повествования, смысл которой был очевиден публике в момент выхода произведения; последующим же поколениям требуется отдельное пояснение.}}
{{q|…А свой мобильный я забыл в метро!|Одностишие В. Вишневского [[Лихие девяностые|1990-х годов]]. Если вы не поняли, в чём его юмор — узнайте в разделе [[Бонус для современников/Литература/Русскоязычная#Двадцатый век и далее|«Русскоязычная литература»]]}}
{{q|…А свой мобильный я забыл в метро!|Одностишие В. Вишневского [[Лихие девяностые|1990-х годов]]. Если вы не поняли, в чём его юмор — узнайте в разделе [[Бонус для современников/Литература/Русскоязычная#Двадцатый век и далее|«Русскоязычная литература»]]}}
[[Файл:Охотники на привале Перов 1871.jpg|300px|thumb|right|«Охотники на привале». Если хотите понять, что на картине не так — загляните в раздел «Изобразительное искусство»]]
 
Автор вовсе не задумывал его как бонус. Он писал как о чём-то само собой разумеющемся. Но прошли годы, и читателям уже надо объяснять, что имелось в виду.
Автор вовсе не задумывал его как бонус. Он писал как о чём-то само собой разумеющемся. Но прошли годы, и читателям уже надо объяснять, что имелось в виду.


Строка 28: Строка 28:
** Анекдот как жанр, отражающий наблюдаемую реальность, вообще находится в тесной связке со временем. Например, молодёжи, родившейся через десяток лет после перестройки, многие советские анекдоты уже непонятны.
** Анекдот как жанр, отражающий наблюдаемую реальность, вообще находится в тесной связке со временем. Например, молодёжи, родившейся через десяток лет после перестройки, многие советские анекдоты уже непонятны.
* Многие загадки, описывающие ушедшие реалии. Взрослые знают, что такое «висит груша, нельзя скушать», а некоторые дошкольники уже не помнят, как выглядела лампа накаливания.
* Многие загадки, описывающие ушедшие реалии. Взрослые знают, что такое «висит груша, нельзя скушать», а некоторые дошкольники уже не помнят, как выглядела лампа накаливания.
** [[С прикрученным фитильком]], потому что есть как светодиодные лампы аналогичной формы, так и люди, принципиально покупающие «нагревательные элементы»<ref>Это не сарказм, это буквальное обозначение товара, так как де-юре мощные лампы накаливания запрещены к продаже, а де-факто во первых ЭТО! РОССИЯ!, а во вторых они буквально используются для обогрева небольших объёмов совместно с освещением, в курятниках или террариумах. К тому же бОльшую часть выделяемой мощности лампа накаливания излучает в инфракрасном диапазоне, так что в общем-то действительно является в куда большей степени нагревательным элементом, чем осветительным прибором.</ref>, которых полно в хозяйственных магазинах, вместо энергосберегающих.
** [[С прикрученным фитильком]], потому что есть как светодиодные лампы аналогичной формы, так и люди, принципиально покупающие «нагревательные элементы»<ref>Это не сарказм, это буквальное обозначение товара, так как де-юре мощные лампы накаливания запрещены к продаже, а де-факто во первых ЭТО! РОССИЯ!, а во вторых они буквально используются для обогрева небольших объёмов совместно с освещением, в курятниках или террариумах.</ref>, которых полно в хозяйственных магазинах, вместо энергосберегающих.
** Лампочка — плохой пример, ибо «груша» остаётся самым популярным форм-фактором ламп: их хотели в своё время вытеснить люминесцентные «спиральки» и «четыретрубки», но их скоро запретят гораздо более строго, ибо ртуть: в магазине такие найти всё труднее.
** Лампочка — плохой пример, ибо «груша» остаётся самым популярным форм-фактором ламп: их хотели в своё время вытеснить люминесцентные «спиральки» и «четыретрубки», но их скоро запретят гораздо более строго, ибо ртуть: в магазине такие найти всё труднее.
** А вот хулиганская загадка про марку может быть непонятна даже многим взрослым: зачем вообще марки нужны? {{spoiler|Потому что можно было не стоять в очереди на почту, а просто бросить письмо в специальный ящик, марки означали, что отправление оплачено}} и почему их нужно было лизать? {{spoiler|использовался клей на крахмальной основе, который размягчался слюной, нынче же используется невысыхающий клей, прикрытый неклеющейся плёнкой}}. Зато приобрела ещё более хулиганский подтекст, [[эффект голубого щенка|которого не было изначально]] {{spoiler|голландские марки - как форм-фактор дозировки LSD}}.
** А вот хулиганская загадка про марку может быть непонятна даже многим взрослым: зачем вообще марки нужны? {{spoiler|Потому что можно было не стоять в очереди на почту, а просто бросить письмо в специальный ящик, марки означали, что отправление оплачено}} и почему их нужно было лизать? {{spoiler|использовался клей на крахмальной основе, который размягчался слюной, нынче же используется невысыхающий клей, прикрытый неклеющейся плёнкой}}. Зато приобрела ещё более хулиганский подтекст, [[эффект голубого щенка|которого не было изначально]] {{spoiler|голландские марки - как форм-фактор дозировки LSD}}.
* Сюда же традиционные детективные задачи, если для их разгадывания нужно знать что-то, характерное для времени создания. Иногда получаются зигзаги, как в загадке про телефонный звонок. Полицию вызвали по некоему адресу. Прибыли, нашли труп. Выяснили, что звонил друг. Якобы убитый позвонил ему, звал на помощь, потом раздался шум, выстрел и все смолкло. Как поняли, что звонивший лжет? Из слов друга следовало, что убитый не сказал ему, где находится, но тот вызвал полицию к нему домой. Лет двадцать назад сюжет загадки разбивался о новую реалию — наличие определителей номера. Друг звонил со своего телефона, значит, он дома. Теперь, когда стационарных телефонов все меньше, звонить можно откуда угодно, так что загадка живет в прежнем виде.
* Сюда же традиционные детективные задачи, если для их разгадывания нужно знать что-то, характерное для времени создания. Иногда получаются зигзаги, как в загадке про телефонный звонок. Полицию вызвали по некоему адресу. Прибыли, нашли труп. Выяснили, что звонил друг. Якобы убитый позвонил ему, звал на помощь, потом раздался шум, выстрел и все смолкло. Как поняли, что звонивший лжет? Из слов друга следовало, что убитый не сказал ему, где находится, но тот вызвал полицию к нему домой. Лет двадцать назад сюжет загадки разбивался о новую реалию — наличие определителей номера. Друг звонил со своего телефона, значит, он дома. Теперь, когда стационарных телефонов все меньше, звонить можно откуда угодно, так что загадка живет в прежнем виде.
* Поговорка «Не пьёт только сова, потому что днём спит, а ночью магазины закрыты» утратила актуальность с распадом СССР и появлением круглосуточных ларьков и магазинов. А с появлением закона о запрете продажи спиртного в ночное время она всплыла снова, но с изменённым окончанием: «…а ночью алкоголь не продают».
* Поговорка «Не пьёт только сова, потому что днём спит, а ночью магазины закрыты» утратила актуальность с распадом СССР и появлением круглосуточных ларьков и магазинов. А с появлением закона о запрете продажи спиртного в ночное время она всплыла снова, но с изменённым окончанием: «…а ночью алкоголь не продают».
** Да и то, знаете, смотря [[Сова — эффективный менеджер|какая]] [[The Owl House|сова]]…


=== [[Театр]] и аудиоспектакли ===
=== [[Театр]] и аудиоспектакли ===
Строка 100: Строка 99:
* Комедии Леонида Гайдая 1960—70-х годов в огромных количествах содержат подобные бонусы, уже не понятные многим современным зрителям:
* Комедии Леонида Гайдая 1960—70-х годов в огромных количествах содержат подобные бонусы, уже не понятные многим современным зрителям:
** Много шуток завязано на номера и числа. В «Бриллиантовой руке» Лелик приезжает на такси с номером «28-70 ОГО» — 2 рубля 87 коп. стоила бутылка водки после деноминации. В «Операции Ы» номер машины Бывалого «ББТ 27-71» — 2 руб. 10 коп. стоила бутылка вина 0,75 л. В «Иване Васильевиче» добавочный номер Шпака 3-62 — столько стоила бутылка водки до 1982 г. Все эти цифры населением тогда считывались на раз, благо цены были фиксированные государством. А номер «Д 1-01», который Бывалый вешает на инвалидку перед тем, как ехать на дело, вообще дипломатический и полагался только английскому послу (это вся троица, благодаря смекалке Бывалого, таким манером тонко «косит на психов»! То-то их и отпустили так быстро, см. «Кавказскую пленницу»…).
** Много шуток завязано на номера и числа. В «Бриллиантовой руке» Лелик приезжает на такси с номером «28-70 ОГО» — 2 рубля 87 коп. стоила бутылка водки после деноминации. В «Операции Ы» номер машины Бывалого «ББТ 27-71» — 2 руб. 10 коп. стоила бутылка вина 0,75 л. В «Иване Васильевиче» добавочный номер Шпака 3-62 — столько стоила бутылка водки до 1982 г. Все эти цифры населением тогда считывались на раз, благо цены были фиксированные государством. А номер «Д 1-01», который Бывалый вешает на инвалидку перед тем, как ехать на дело, вообще дипломатический и полагался только английскому послу (это вся троица, благодаря смекалке Бывалого, таким манером тонко «косит на психов»! То-то их и отпустили так быстро, см. «Кавказскую пленницу»…).
** «[[Операция «Ы» и другие приключения Шурика]]». Фраза недовольного водителя грузовика «Где этот чёртов инвалид?» и ответ Бывалого «Я инвалид!» в наше время могут потребовать дополнительных объяснений — почему именно инвалид? Сейчас уже не каждый узнает в транспортном средстве Бывалого не просто машину типа «[[Антилопа-гну]]», а конкретно советскую инвалидную мотоколяску 1960-х годов.
** «[[Операция „Ы“ и другие приключения Шурика]]». Фраза недовольного водителя грузовика «Где этот чёртов инвалид?» и ответ Бывалого «Я инвалид!» в наше время могут потребовать дополнительных объяснений — почему именно инвалид? Сейчас уже не каждый узнает в транспортном средстве Бывалого не просто машину типа «[[Антилопа-гну]]», а конкретно советскую инвалидную мотоколяску 1960-х годов.
*** И дополнительный смысл здесь в том, что Бывалый не только незаконно получил упомянутую коляску в собственность (после смерти владельца их следовало сдавать государству, так как выдавались они бесплатно), но и нагло пользуется положенным инвалиду послаблением — запарковал транспортное средство в «пешеходной зоне» на рынке.
*** И дополнительный смысл здесь в том, что Бывалый не только незаконно получил упомянутую коляску в собственность (после смерти владельца их следовало сдавать государству, так как выдавались они бесплатно), но и нагло пользуется положенным инвалиду послаблением — запарковал транспортное средство в «пешеходной зоне» на рынке.
**** Ну или он действительно инвалид, просто не на что-то сразу заметное. Как вариант, инвалидность есть у кого-то из троицы.
**** Ну или он действительно инвалид, просто не на что-то сразу заметное. Как вариант, инвалидность есть у кого-то из троицы.
Строка 123: Строка 122:
** При ближайшем рассмотрении всё оказывается ещё интереснее! Во-первых, такой набор медалей с большей вероятностью получил бы военный разведчик — то есть, как было упомянуто, человек со спецподготовкой. Трошкин, персонаж Леонова из «Джентльменов удачи» был участником битвы на Курской дуге и служил в гвардейской части. И это странным образом коррелирует с ролью Леонова из фильма «Белорусский вокзал», где его герой — командир разведотряда десантного батальона 1-го Белорусского фронта. «Джентльмены удачи» вышли на экраны в конце 1971 года, а съёмки начались в декабре 1970 года. Но «Белорусский вокзал», хоть и вышел в том же 1971 году, в апреле, но снят был до начала работы над «Джентльменами удачи». Таким образом, это почти один и тот же герой в исполнении Евгения Леонова — ветеран-разведчик, который вполне мог повоевать на Курской дуге, а потом оказаться в составе 1-го Белорусского. Собственно, 1-м Белорусским фронтом стал Центральный фронт, составлявший северный фас Курской дуги (он сначала был Донским, потом Центральным, потом Белорусским, затем, наконец, 1-м Белорусским)<ref>И даже строки песни из фильма «Белорусский вокзал» как бы говорят о том же: «От Курска и Орла война нас довела, до самых вражеских ворот…» — именно 1-й Белорусский брал Берлин</ref>. Если бы не разные профессии, вообще получился бы практически один персонаж. Кто поспособствовал такой схожести образа: сценаристы с подачи Леонова или сам Леонов — неясно.
** При ближайшем рассмотрении всё оказывается ещё интереснее! Во-первых, такой набор медалей с большей вероятностью получил бы военный разведчик — то есть, как было упомянуто, человек со спецподготовкой. Трошкин, персонаж Леонова из «Джентльменов удачи» был участником битвы на Курской дуге и служил в гвардейской части. И это странным образом коррелирует с ролью Леонова из фильма «Белорусский вокзал», где его герой — командир разведотряда десантного батальона 1-го Белорусского фронта. «Джентльмены удачи» вышли на экраны в конце 1971 года, а съёмки начались в декабре 1970 года. Но «Белорусский вокзал», хоть и вышел в том же 1971 году, в апреле, но снят был до начала работы над «Джентльменами удачи». Таким образом, это почти один и тот же герой в исполнении Евгения Леонова — ветеран-разведчик, который вполне мог повоевать на Курской дуге, а потом оказаться в составе 1-го Белорусского. Собственно, 1-м Белорусским фронтом стал Центральный фронт, составлявший северный фас Курской дуги (он сначала был Донским, потом Центральным, потом Белорусским, затем, наконец, 1-м Белорусским)<ref>И даже строки песни из фильма «Белорусский вокзал» как бы говорят о том же: «От Курска и Орла война нас довела, до самых вражеских ворот…» — именно 1-й Белорусский брал Берлин</ref>. Если бы не разные профессии, вообще получился бы практически один персонаж. Кто поспособствовал такой схожести образа: сценаристы с подачи Леонова или сам Леонов — неясно.
** А ещё на дачах запрещалось возводить стационарные строения, в которых можно жить круглый год, а вместо них можно было строить только дощатые «времянки». Исключением из этого запрета были всякие номенклатурные дачи, вроде профессорской дачи, показанной в фильме (простому кандидату строить такое у себя на даче не разрешили бы).
** А ещё на дачах запрещалось возводить стационарные строения, в которых можно жить круглый год, а вместо них можно было строить только дощатые «времянки». Исключением из этого запрета были всякие номенклатурные дачи, вроде профессорской дачи, показанной в фильме (простому кандидату строить такое у себя на даче не разрешили бы).
*** Возможно, что это не дача, а участок под ИЖС, полученный в 50-ых годах с поставленным на нем типовым деревянным домом. Такая практика в означенное время существовала.
*** Возможно, что это не дача, а участок под ИЖС, полученный в 50-ых годах с поставленным на нем типовым деревянным домом. Такая практика в означенное время существовала.
*** А можно узнать поточнее, чем регламентировалось, что можно строить на дачных участках? У деда автора данного вопроса на оном стоял полноценный деревянный, но дом, построенный по на основе купленного в деревне, разобранного и перевезенного. Дед при этом номенклатурщиком не был.
*** А можно узнать поточнее, чем регламентировалось, что можно строить на дачных участках? У деда автора данного вопроса на оном стоял полноценный деревянный, но дом, построенный по на основе купленного в деревне, разобранного и перевезенного. Дед при этом номенклатурщиком не был.
**** Запрещалось [https://docs.cntd.ru/document/901866993 постановлением № 261 от 18 марта 1966 года], просто, на это зачастую клали болт: [https://docs.cntd.ru/document/9003895 «Возведение летних садовых домиков и других строений нередко ведется по проектам, не согласованным в установленном порядке. Немало еще случаев возведения сооружений, не предусмотренных типовыми уставами садоводческих товариществ. В некоторых районах страны под видом летних садовых домиков ведется строительство особняков дачного типа с гаражами и банями»].
**** Запрещалось [https://docs.cntd.ru/document/901866993 постановлением №261 от 18 марта 1966 года], просто, на это зачастую клали болт: [https://docs.cntd.ru/document/9003895 «Возведение летних садовых домиков и других строений нередко ведется по проектам, не согласованным в установленном порядке. Немало еще случаев возведения сооружений, не предусмотренных типовыми уставами садоводческих товариществ. В некоторых районах страны под видом летних садовых домиков ведется строительство особняков дачного типа с гаражами и банями»].
* «[[Бриллиантовая рука]]»: уже люди 1960-х годов рождения не узнают типажи участников банды (а вот их родители из больших городов опознавали). Шеф — ушедший на покой послевоенный спекулянт, отмывающий честно нажитое, Геша — стиляга, ставший фарцовщиком, Лёлик — мелкий артиллерийский офицер (отсюда его любовь к военной лексике), попавший под хрущёвское сокращение армии 1960 года и ушедший в криминал.
* «[[Бриллиантовая рука]]»: уже люди 1960-х годов рождения не узнают типажи участников банды (а вот их родители из больших городов опознавали). Шеф — ушедший на покой послевоенный спекулянт, отмывающий честно нажитое, Геша — стиляга, ставший фарцовщиком, Лёлик — мелкий артиллерийский офицер (отсюда его любовь к военной лексике), попавший под хрущёвское сокращение армии 1960 года и ушедший в криминал.
** Вообще-то сокращённые офицеры очень неплохо устраивались на гражданке: их с удовольствием брали на должности руководителей среднего звена на госслужбе или заводах/фабриках. Главный принцип трудоустройства: чем дальше от Москвы-Питера, тем больше тебя ценят. Особенно популярны у офицерских семей были «фруктовые» и/или «курортные» Молдавия, Крым, Кавказ, Кубань (акцент Лёлика жирно намекает именно на последний вариант). Так почему же Лёлик оказался в Москве и работает подручным у какого-то (пускай и крупного) спекулянта? Судя по всему, он на должности успел принять участие в махинациях, вылетел с волчьим билетом и лишился жилья (формально квартиры отставным офицерам выдавали сразу после нового трудоустройства, а фактически только через пару лет, когда дом будет сдан в эксплуатацию, так что за косяки можно было и пролететь мимо жилья).
** Вообще-то сокращённые офицеры очень неплохо устраивались на гражданке: их с удовольствием брали на должности руководителей среднего звена на госслужбе или заводах/фабриках. Главный принцип трудоустройства: чем дальше от Москвы-Питера, тем больше тебя ценят. Особенно популярны у офицерских семей были «фруктовые» и/или «курортные» Молдавия, Крым, Кавказ, Кубань (акцент Лёлика жирно намекает именно на последний вариант). Так почему же Лёлик оказался в Москве и работает подручным у какого-то (пускай и крупного) спекулянта? Судя по всему, он на должности успел принять участие в махинациях, вылетел с волчьим билетом и лишился жилья (формально квартиры отставным офицерам выдавали сразу после нового трудоустройства, а фактически только через пару лет, когда дом будет сдан в эксплуатацию, так что за косяки можно было и пролететь мимо жилья).
Строка 143: Строка 142:
В шерифы тот, кто на расправу скор,
В шерифы тот, кто на расправу скор,
А в конгрессмены — отставной актер…|}}
А в конгрессмены — отставной актер…|}}
: Очевидно, что упомянутый актер — это Рейган, ставший президентом в 1981 году. Возможно, что и первые два персонажа — герои каких-то реальных историй тех лет, ныне забытые. А «румяное морщинистое личико» — возможно, это намек на Елизавету ІІ?
:Очевидно, что упомянутый актер — это Рейган, ставший президентом в 1981 году. Возможно, что и первые два персонажа — герои каких-то реальных историй тех лет, ныне забытые. А «румяное морщинистое личико» — возможно, это намек на Елизавету ІІ?
:* В начале 80-х в Москве практически ежегодно проходили показательные процессы над попавшимися на взятках судьями. Автор правки несколько лет назад ухаживал за внучкой такого судьи, отсидевшего 11 лет за получение взятки от отца подсудимой за условный приговор для своей дочери. При Путине, что самое удивительное, его реабилитировали и даже дали квартиру как «жертве репрессий».
:* В начале 80-х в Москве практически ежегодно проходили показательные процессы над попавшимися на взятках судьями. Автор правки несколько лет назад ухаживал за внучкой такого судьи, отсидевшего 11 лет за получение взятки от отца подсудимой за условный приговор для своей дочери. При Путине, что самое удивительное, его реабилитировали и даже дали квартиру как «жертве репрессий».
* «Брат» (1997). Молодому поколению трудно понять реалии девяностых.
* «Брат» (1997). Молодому поколению трудно понять реалии девяностых.
** Главарь банды «Круглый» выглядит как стереотипный «[[новый русский]]»: малиновый пиджак, сотовый телефон (в ту пору — предмет роскоши, даже у героя Виктора Сухорукова лишь домашний радиотелефон). В качестве транспортного средства «Круглый» использует исключительно Jeep Grand Cherokee, до конца 90-х ассоциировавшийся исключительно с «[[братва|братвой]]».
** Главарь банды «Круглый» выглядит как стереотипный «новый русский»: малиновый пиджак, сотовый телефон (в ту пору — предмет роскоши, даже у героя Виктора Сухорукова лишь домашний радиотелефон). В качестве транспортного средства «Круглый» использует исключительно Jeep Grand Cherokee, до конца 90-х ассоциировавшийся исключительно с «братвой».
** Кэт хочет пойти на концерт Сергея Пенкина, манерного певца, популярного в ту пору исключительно в кругах гомосексуалистов (сам при этом вовсе не будучи таковым).
** Кэт хочет пойти на концерт Сергея Пенкина, манерного певца, популярного в ту пору исключительно в кругах гомосексуалистов.


==== Совместное производство ====
==== Совместное производство ====
Строка 163: Строка 162:
*** Может быть, выбрали за дизайн ''вопреки'' сомнительному качеству? Поскольку к 1985, когда вышла первая часть трилогии, автомобиль уже года три как не выпускался, из-за банкротства фирмы и скандалов с Джоном Делореаном. О том, что это за автомобиль, в Штатах было даже мальчишкам известно… но выглядел он и правда космически.
*** Может быть, выбрали за дизайн ''вопреки'' сомнительному качеству? Поскольку к 1985, когда вышла первая часть трилогии, автомобиль уже года три как не выпускался, из-за банкротства фирмы и скандалов с Джоном Делореаном. О том, что это за автомобиль, в Штатах было даже мальчишкам известно… но выглядел он и правда космически.
*** Тут всё несколько занятнее, потому как ДеЛореан, вопреки тому, что можно {{comment|предположить по его внешнему виду|А по внешнему виду можно предположить лёгенький пространственный каркасик — ага, щас.}}, {{comment|рамник|Как какой-нибудь Land Rover Defender.}}, да ещё и {{comment|с независимой подвеской|И спереди, и сзади.}}. А на раму сверху ставился {{comment|стеклотекстолитовый кузов|Сам по себе довольно жёсткий, не считая крыши, а заодно не такой уж лёгенький.}}, поверх дополнительно обшивавшийся {{comment|панелями из нержавейки|Из нержавейки, Карл!}}. Эта конструкция {{comment|избыточна именно настолько, насколько звучит|Весит на пару центнеров больше тонны при совсем не спортивных движке и трансмиссии, а также не самом просторном салоне — послужившая источником вдохновения серия Lotus Esprit до такой массы «разожралась» только семь лет спустя, но только там и двигатель при этом вдвое мощнее оказался (кстати ранние Esprit'ы ругали за недостаток мощности).}} — просто хрестоматийнейший пример порождения [[neolurk:Сумрачный гений|сумрачного гения]] и отличное дополнение к образу [[Сумасшедший учёный|безумного изобретателя]].
*** Тут всё несколько занятнее, потому как ДеЛореан, вопреки тому, что можно {{comment|предположить по его внешнему виду|А по внешнему виду можно предположить лёгенький пространственный каркасик — ага, щас.}}, {{comment|рамник|Как какой-нибудь Land Rover Defender.}}, да ещё и {{comment|с независимой подвеской|И спереди, и сзади.}}. А на раму сверху ставился {{comment|стеклотекстолитовый кузов|Сам по себе довольно жёсткий, не считая крыши, а заодно не такой уж лёгенький.}}, поверх дополнительно обшивавшийся {{comment|панелями из нержавейки|Из нержавейки, Карл!}}. Эта конструкция {{comment|избыточна именно настолько, насколько звучит|Весит на пару центнеров больше тонны при совсем не спортивных движке и трансмиссии, а также не самом просторном салоне — послужившая источником вдохновения серия Lotus Esprit до такой массы «разожралась» только семь лет спустя, но только там и двигатель при этом вдвое мощнее оказался (кстати ранние Esprit'ы ругали за недостаток мощности).}} — просто хрестоматийнейший пример порождения [[neolurk:Сумрачный гений|сумрачного гения]] и отличное дополнение к образу [[Сумасшедший учёный|безумного изобретателя]].
** В первой части Док ехидно высказывается про японскую технику. До 1970-х японская продукция действительно славилась паршивым качеством, почти как китайская в 90-е и 2000-е. Но уже в 70-80-е (настоящее время в саге) японская техника и автомобили завоевали Америку. Тогда же он насмехается над словами Марти о президентстве Рональда Рейгана, который в пятидесятых действительно был актёром. Впрочем, благодаря фильму этот факт из биографии американского президента теперь каждая собака знает.
** В первой части Док ехидно высказывается про японскую технику. До 1970-х японская продукция действительно славилась паршивым качеством, почти как китайская в 90-е и 2000-е. Но уже в 70-80-е (настоящее время в саге) японская техника и автомобили завоевали Америку. Тогда же он насмехается над словами Марти о президентстве Рональда Рейгана, который в пятидесятых действительно был актёром. Впрочем, благодаря фильму этот акт из биографии американского президента теперь каждая собака знает.
* И ещё об автомобилях: помните в «Совершенно секретно!» машину, которая взрывается от того, что её чуть-чуть толкнули бампером? Это, конечно, пародия на вечные взрывающиеся машины в боевиках, но не только. Машина, которая взрывается — «Форд Пинто», в 1970-е пользовавшийся репутацией машины, загорающейся от каждого чиха.
* И ещё об автомобилях: помните в «Совершенно секретно!» машину, которая взрывается от того, что её чуть-чуть толкнули бампером? Это, конечно, пародия на вечные взрывающиеся машины в боевиках, но не только. Машина, которая взрывается — «Форд Пинто», в 1970-е пользовавшийся репутацией машины, загорающейся от каждого чиха.
* «Голый пистолет 2 1/2»: в баре «Зелёная тоска» на стенах висят фотографии: землетрясение в Сан-Франциско, «Титаник», дирижабль «Гинденбург» и какой-то мужик. Кто такой? Майкл Дукакис, проигравший выборы Джорджу Бушу. Устаревшая шутка.
* «Голый пистолет 2 1/2»: в баре «Зелёная тоска» на стенах висят фотографии: землетрясение в Сан-Франциско, «Титаник», дирижабль «Гинденбург» и какой-то мужик. Кто такой? Майкл Дукакис, проигравший выборы Джорджу Бушу. Устаревшая шутка.
Строка 179: Строка 178:
** В общем-то весь сериал такой, неудивительно, что во многих странах его не переозвучили, а пересняли с местными реалиями и знаменитостями.
** В общем-то весь сериал такой, неудивительно, что во многих странах его не переозвучили, а пересняли с местными реалиями и знаменитостями.
* «[[Секретные материалы]]» — бонусов для современников, особенно американцев, в сериале очень много, Картер не стеснялся пихать в сценарий отсылки к реальным, в том числе совсем недавним на момент съемки событиям, вроде, [[w:Осада «Маунт Кармел»|осады «Маунт Кармел»]]. В последних сезонах он себе не изменил, едко пройдясь по реформам Обамы.
* «[[Секретные материалы]]» — бонусов для современников, особенно американцев, в сериале очень много, Картер не стеснялся пихать в сценарий отсылки к реальным, в том числе совсем недавним на момент съемки событиям, вроде, [[w:Осада «Маунт Кармел»|осады «Маунт Кармел»]]. В последних сезонах он себе не изменил, едко пройдясь по реформам Обамы.
* «Чума» — немалая доля юмора основана на реалиях [[ковидная эпоха|ковидной эпохи]] и вряд ли будет понятна уже через несколько лет тем, кто не помнит или не знает о митинге на Яндекс-картах, компрометирующем видео с капитаном российской футбольной сборной или смерти от коронавируса известного спортсмена и тренера по вольной борьбе. Впрочем, соседний барон, который приехал просить очередной кредит, и вечно сидящий в баронской тюрьме активист Подвальный будут узнаваться явно дольше.


=== [[Телевидение]] ===
=== [[Телевидение]] ===
Строка 208: Строка 206:
* «[[Ну, погоди!]]» тоже полон бонусов, но автор, так как торопится, укажет только один:
* «[[Ну, погоди!]]» тоже полон бонусов, но автор, так как торопится, укажет только один:
** ВИА, записывающийся на телестудии, куда влетает Волк, называется «DVORNYAGI» — здесь одновременно и отсылка к бесчисленным подражателям «[[The Beatles|Битлов]]», и «модный» псевдоинглиш в надписях (на барабане), и стремление «русских рокеров» втиснуть типичный местечковый текст в западную музыку (играет группа «Оловянные солдатики», а в мелодии легко опознать The Doors — Break On Through).
** ВИА, записывающийся на телестудии, куда влетает Волк, называется «DVORNYAGI» — здесь одновременно и отсылка к бесчисленным подражателям «[[The Beatles|Битлов]]», и «модный» псевдоинглиш в надписях (на барабане), и стремление «русских рокеров» втиснуть типичный местечковый текст в западную музыку (играет группа «Оловянные солдатики», а в мелодии легко опознать The Doors — Break On Through).
* «[[Заколдованный мальчик]]» — Крыса-предводительница: «Мои серые воины! Я привела вас сюда и я поведу вас дальше!» . Многие, посмотрев мультфильм в сознательном возрасте, опознают в ней Гитлера — характерные жесты, истерическая речь… Но мало кто опознает озвучившего Крысу Сергея Мартинсона, который на момент выхода мультфильма [[иронический кастинг|уже неоднократно сыграл не только гитлеровцев, но и самого Гитлера]]. А вот тогдашние взрослые зрители наверняка опознали артиста.
* «[[Заколдованный мальчик]]» — Крыса-предводительница: «Мои серые воины! Я привела вас сюда и я поведу вас дальше!» . Многие, посмотрев мультфильм в сознательном возрасте, опознают в ней Гитлера — характерные жесты, истерическая речь… Но мало кто опознает озвучившего Крысу Сергея Мартинсона, который на момент выхода мультфильма уже неоднократно сыграл не только гитлеровцев, но и самого Гитлера. А вот тогдашние взрослые зрители наверняка опознали артиста.
* «Мисс Новый год» (1991 год), хотя возможно и тогда был [[бонус для гениев|бонусом для гениев]]. Залезая в компьютер, похожий на стиральную машину (что в конце даже [[подсветка|подсвечено]]), ворона восклицает: «Ага, система Би-Би-Си!». Незнающие могли бы счесть это за обычный [[технотрёп]]. Знающие же историю компьютерной индустрии сразу вспомнят британскую компанию [[:w:Acorn|Acorn]], подарившую миру также процессор [[:w:ARM (архитектура)|ARM]], на котором сегодня крутится большая часть смартфонов и планшетов, платы Raspberry PI, новые MacBook Air, а также куча встроенных устройств вплоть до топовых стиральных машин.
* «Мисс Новый год» (1991 год), хотя возможно и тогда был [[бонус для гениев|бонусом для гениев]]. Залезая в компьютер, похожий на стиральную машину (что в конце даже [[подсветка|подсвечено]]), ворона восклицает: «Ага, система Би-Би-Си!». Незнающие могли бы счесть это за обычный [[технотрёп]]. Знающие же историю компьютерной индустрии сразу вспомнят британскую компанию [[:w:Acorn|Acorn]], подарившую миру также процессор [[:w:ARM (архитектура)|ARM]], на котором сегодня крутится большая часть смартфонов и планшетов, платы Raspberry PI, новые MacBook Air, а также куча встроенных устройств вплоть до топовых стиральных машин.


Строка 218: Строка 216:
** А в мультфильме «Tin-Pan Alley Cats» 1943 г. пародируются афроамериканцы-джазмены, представленные в нём в виде бездомных котов. Причём если в «Swooner Crooner» негр Кэллоуэй является вполне обычным петухом, отличающихся от других чёрной расцветкой перьев, то в этом мультфильме ''все без исключения'' персонажи (кроме мимолётом появляющихся Сталина, [[Ги-ги-гитлер|Гитлера]] и Тодзё) — это коты с тёмной шерстью и, внимание, ''толстыми человеческими губами''! Подобный [[Blackface|блекфейс]] и на человеческих лицах выглядит довольно карикатурно, а на кошачьих мордах — [[Зловещая долина|к тому же неестественно и отталкивающе]].
** А в мультфильме «Tin-Pan Alley Cats» 1943 г. пародируются афроамериканцы-джазмены, представленные в нём в виде бездомных котов. Причём если в «Swooner Crooner» негр Кэллоуэй является вполне обычным петухом, отличающихся от других чёрной расцветкой перьев, то в этом мультфильме ''все без исключения'' персонажи (кроме мимолётом появляющихся Сталина, [[Ги-ги-гитлер|Гитлера]] и Тодзё) — это коты с тёмной шерстью и, внимание, ''толстыми человеческими губами''! Подобный [[Blackface|блекфейс]] и на человеческих лицах выглядит довольно карикатурно, а на кошачьих мордах — [[Зловещая долина|к тому же неестественно и отталкивающе]].
*** Но и этим мультфильмом звериный блэкфейс в «Луни Тюнз» и «Весёлых мелодиях» не ограничивается. В мультфильме-кроссовере «Goldilocks and the Jivin' Bears» три медведя из соответствующей сказки и Волк из [[Красная Шапочка|Красной Шапочки]] также обладают тёмной шерстью и толстыми губами, а в конце мульт-агитки «Any Bonds Today?» Багз Банни гримируется «под негра», пародируя Эла Джолсона из «Певца джаза». Из отечественной мультипликации можно вспомнить зайцев-негров из «Ну, погоди!» (один боксёр из 13-го, «олимпийского» выпуска и целое [[племя]] из 17-го)
*** Но и этим мультфильмом звериный блэкфейс в «Луни Тюнз» и «Весёлых мелодиях» не ограничивается. В мультфильме-кроссовере «Goldilocks and the Jivin' Bears» три медведя из соответствующей сказки и Волк из [[Красная Шапочка|Красной Шапочки]] также обладают тёмной шерстью и толстыми губами, а в конце мульт-агитки «Any Bonds Today?» Багз Банни гримируется «под негра», пародируя Эла Джолсона из «Певца джаза». Из отечественной мультипликации можно вспомнить зайцев-негров из «Ну, погоди!» (один боксёр из 13-го, «олимпийского» выпуска и целое [[племя]] из 17-го)
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Chobits]] — в 12-ой серии Хидеки одалживает у своего начальника DVD-плеер, идёт в магазин дисков и встречает там Кокубундзи. Тот купил себе диск с некой MMORPG и получил ещё одну копию в подарок, и теперь, не зная, куда девать вторую копию, не против подарить её Хидеки. Последний резонно замечает, что ему не на чем играть, но Кокубундзи указывает на взятый у начальника DVD-плеер и говорит, что тот вполне подойдёт для видеоигр. Среднестатистический зритель снисходительно улыбнётся: [[Не в ладах с технологией|ну не знают авторы, кто такие эти ваши комплюктерные дебилки и как в них вообще играют]], ну что теперь делать, спишем на условности. А вот зритель прошаренный сразу вспомнит, что в эпоху, когда выходили и манга, и аниме, одним из самых дешёвых и популярных DVD-плееров на рынке была… Sony PlayStation 2!


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Локализация [[Warcraft III]]. Бафосные фразы многих юнитов отсылают к рекламе начала 2000-х.
* Локализация [[Warcraft III]]. Бафосные фразы многих юнитов отсылают к рекламе начала 2000-х.
* [[GTA: Vice City]] — просто кладезь бонусов 1980х:
* GTA: Vice City — просто кладезь бонусов 1980х:
** Режиссёр Стив Скотт — очевидная пародия на Стивена Спилберга (фильмы отсылают на «Челюсти» и «Близкие контакты третьей степени») и Фрэнсиса Форда Кополлу (внешний вид). Но причём тут порно со спецэффектами и сюжетом? Оказывается, в 1970-80е существовал жанр «порношик», в котором «кино для взрослых» пытались снимать по всем правилам кино обычного. Вот только оказалось, что порнофильмы (в силу куда меньшей целевой аудитории) очень чувствительны к перерасходу бюджета. Собственно говоря, Томми и пытается удержать Скотта в рамках обычного порно, без лишнего шика, попутно выискивая варианты максимально широкой и дешёвой рекламы.
** Режиссёр Стив Скотт — очевидная пародия на Стивена Спилберга (фильмы отсылают на «Челюсти» и «Близкие контакты третьей степени») и Фрэнсиса Форда Кополлу (внешний вид). Но причём тут порно со спецэффектами и сюжетом? Оказывается, в 1970-80е существовал жанр «порношик», в котором «кино для взрослых» пытались снимать по всем правилам кино обычного. Вот только оказалось, что порнофильмы (в силу куда меньшей целевой аудитории) очень чувствительны к перерасходу бюджета. Собственно говоря, Томми и пытается удержать Скотта в рамках обычного порно, без лишнего шика, попутно выискивая варианты максимально широкой и дешёвой рекламы.
** Love Fist — классические представители жанра глэм-рока/глэм-метала, чья популярность как раз пришлась на 1980е. Кстати, [[до того, как это стало мейнстримом|стебать глэмеров за позёрство и «попсовость» в RockStar начали задолго]] до [[Brutal Legend]] и [[Metalocalypse]]. В 1990е жанр пришёл в упадок, так что неудивительно, что Кент Пол сменил клиентов на более перспективных в San Andreas.
** Love Fist — классические представители жанра глэм-рока/глэм-метала, чья популярность как раз пришлась на 1980е. Кстати, [[до того, как это стало мейнстримом|стебать глэмеров за позёрство и «попсовость» в RockStar начали задолго]] до [[Brutal Legend]] и [[Metalocalypse]]. В 1990е жанр пришёл в упадок, так что неудивительно, что Кент Пол сменил клиентов на более перспективных в San Andreas.
Строка 231: Строка 226:
** Полковник Кортез — отсылка на [[Наш сукин сын|проамериканских диктаторов]], занимавшихся наркобизнесом прямо под носом у самих США.
** Полковник Кортез — отсылка на [[Наш сукин сын|проамериканских диктаторов]], занимавшихся наркобизнесом прямо под носом у самих США.
** Фургончик с мороженным к которому охотно бегут покупатели и за который полиция навешивает «звезды» — отсылка на «Войны мороженщиков в Глазго», когда наркодиллеры толкавшие «дурь» через фургоны с мороженным не поделили рынки сбыта и начали друг друга отстреливать. Разработчики из Шотландии, так что вставили реалии тамошних 80-х в игру.
** Фургончик с мороженным к которому охотно бегут покупатели и за который полиция навешивает «звезды» — отсылка на «Войны мороженщиков в Глазго», когда наркодиллеры толкавшие «дурь» через фургоны с мороженным не поделили рынки сбыта и начали друг друга отстреливать. Разработчики из Шотландии, так что вставили реалии тамошних 80-х в игру.
* [[Fallout 2]] — игра вышла [[Конец истории|четверть века назад]], так что опознать в парочке порнозвёзд (Хуан Круз и Вики Гольдман), агитирующих за вступление в [[Секта|стройные ряды хабологов]], натебейку Тому Крузу и Николь Кидман смогут не только лишь все.
* [[Fallout 2]] — игра вышла четверть века назад, так что опознать в парочке порнозвёзд (Хуан Круз и Вики Гольдман), агитирующих за вступление в [[Секта|стройные ряды хабологов]], натебейку Тому Крузу и Николь Кидман смогут не только лишь все.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
Строка 278: Строка 273:
* ДДТ, «Одолбанный Вася» (1990) — уже выросло и завело детей поколение, которое считает текст песни просто забавной бессмыслицей про наркоманов. Между тем современники знали описанные места: [[Неформал — значит, лузер|обдолбанный]] Вася шабашит (то есть, видимо, пытается заработать как уличный музыкант) у культового ещё в 1970-е для питерских неформалов кафе на пересечении Невского и Владимирского проспектов (официально безымянное, в народе «Сайгон», закрыто в 1989), а потом у Огрызка (ещё одно культовое для неформалов кафе на Невском, в подвальном помещении между Пушкинской и Марата, где потом разместился фирменный магазин Reebok). Собственно, именно поэтому Вася, которого накрывает отходняк, смотрит именно на Невский, понимает, что заработка сегодня не будет и уходит долбить траву с приятелями.
* ДДТ, «Одолбанный Вася» (1990) — уже выросло и завело детей поколение, которое считает текст песни просто забавной бессмыслицей про наркоманов. Между тем современники знали описанные места: [[Неформал — значит, лузер|обдолбанный]] Вася шабашит (то есть, видимо, пытается заработать как уличный музыкант) у культового ещё в 1970-е для питерских неформалов кафе на пересечении Невского и Владимирского проспектов (официально безымянное, в народе «Сайгон», закрыто в 1989), а потом у Огрызка (ещё одно культовое для неформалов кафе на Невском, в подвальном помещении между Пушкинской и Марата, где потом разместился фирменный магазин Reebok). Собственно, именно поэтому Вася, которого накрывает отходняк, смотрит именно на Невский, понимает, что заработка сегодня не будет и уходит долбить траву с приятелями.
* Соломенные Еноты, «Канзас» (2000) — «Глумится [[Гражданская оборона|Летов]], скалится Манагер». Главные герои, похоже, не просто неформалы, а настоящие хардкорные фанаты сибирского панка. В 2000 году без доступа к интернету узнать что-то о творчестве Олега «Манагера» Судакова (слишком экспериментального для простых панков, к тому же сам Манагер на 2000 год нового материала не выпускал уже лет 5) можно было разве что из изданного в 1997 сборника околелетовских материалов «Я не верю в анархию».
* Соломенные Еноты, «Канзас» (2000) — «Глумится [[Гражданская оборона|Летов]], скалится Манагер». Главные герои, похоже, не просто неформалы, а настоящие хардкорные фанаты сибирского панка. В 2000 году без доступа к интернету узнать что-то о творчестве Олега «Манагера» Судакова (слишком экспериментального для простых панков, к тому же сам Манагер на 2000 год нового материала не выпускал уже лет 5) можно было разве что из изданного в 1997 сборника околелетовских материалов «Я не верю в анархию».
* Ноль, «Доктор Хайдер» — песня была сочинена по горячим следам [[w:Хайдер, Чарльз|знаменитой голодовки]] и молодому поколению (да и вообще всем, кто не застал кампании солидарности в советских СМИ) попросту непонятно (без гугла и Википедии) что смешного в «Доктор Хайдер снова начал есть».


=== Изобразительное искусство ===
=== Изобразительное искусство ===
* «Охотники на привале» Перова — понимавшему в охоте современнику было видно, что на картине намеренно написана такая же чушь, как та, которой бывалый угощает новичка. Рожок для псовой охоты не могли взять одновременно с ружьём (причём оно ещё и валяется в грязи), да и полевого зайца вместе с лесным рябчиком в добыче не бывает.
* «Охотники на привале» Перова — понимавшему в охоте современнику было видно, что на картине намеренно написана такая же чушь, как та, которой бывалый угощает новичка. Рожок для псовой охоты не могли взять одновременно с ружьём, да и полевого зайца вместе с лесным рябчиком в добыче не бывает.
** [[Обоснуй]]: три охотника охотились '''порознь''', а встреча случайна.
** [[Обоснуй]]: три охотника охотились '''порознь''', а встреча случайна.


Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!