Редактирование: Великое Кольцо
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:TA.jpg|240px|thumb|right]] | [[Файл:TA.jpg|240px|thumb|right]] | ||
{{Q|Если бы не было фантазии, то и вообще бы все науки стояли на месте. По-моему, фантазия — это вал, поднявшись на который, можно видеть значительно дальше, пусть порой ещё в неясных контурах|И. А. Ефремов, «Страна Фантазия»<ref>[http://www.noogen.su/iefremov/fantasia.htm «Страна Фантазия»] — интервью И. А. Ефремова, газета «Гудок», 24 ноября 1970 г.</ref>}} | {{Q|Если бы не было фантазии, то и вообще бы все науки стояли на месте. По-моему, фантазия — это вал, поднявшись на который, можно видеть значительно дальше, пусть порой ещё в неясных контурах|И. А. Ефремов, «Страна Фантазия»<ref>[http://www.noogen.su/iefremov/fantasia.htm «Страна Фантазия»] — интервью И. А. Ефремова, газета «Гудок», 24 ноября 1970 г.</ref>}} | ||
'''«Великое Кольцо»''' | '''«Великое Кольцо»''' — общее название для фантастической модели мира будущего, созданной советским писателем И. А. Ефремовым. К ней относятся два его романа — «[[Туманность Андромеды]]» и «[[Великое Кольцо/Час Быка|Час Быка]]». | ||
== Краткое описание == | == Краткое описание == | ||
{{Q|...для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо вообще не будет никакого, а будут пыль и песок на мёртвой планете.|И. А. Ефремов, «Страна Фантазия»}} | {{Q|...для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо вообще не будет никакого, а будут пыль и песок на мёртвой планете.|И. А. Ефремов, «Страна Фантазия»}} | ||
Описание модели будущего в романах Ефремова зачастую воспринимается как [[утопия]] и анализируется с этой точки зрения, подвергаясь критике за то, что эта утопия отнюдь не идеальна! | Описание модели будущего в романах Ефремова зачастую воспринимается как [[утопия]] и анализируется с этой точки зрения, подвергаясь критике за то, что эта утопия отнюдь не идеальна! | ||
На деле речь идёт не об утопии и не о пророчестве, а о прогнозе развития исторических событий, основанных на предположении (не лишённом оснований), что противостояние империалистических систем кончится глобальной войной, в которой погибнет бóльшая часть населения Земли, а уцелевшим придётся выживать, имея в активах разрушенную экономику, убитую экологию, истощённые сырьевые ресурсы и испорченный генофонд. Человечество идёт на суровые меры по спасению цивилизации, которые выглядят подчас бесчеловечными: строгое планирование экономики, планирование демографического профиля (включающее контроль рождаемости и запрет на размножение для носителей летальных генов), требование общественного воспитания детей (чтобы семьи не растили эгоистов и сурвивалистов), «консилиумы | На деле речь идёт не об утопии и не о пророчестве, а о прогнозе развития исторических событий, основанных на предположении (не лишённом оснований), что противостояние империалистических систем кончится глобальной войной, в которой погибнет бóльшая часть населения Земли, а уцелевшим придётся выживать, имея в активах разрушенную экономику, убитую экологию, истощённые сырьевые ресурсы и испорченный генофонд. Человечество идёт на суровые меры по спасению цивилизации, которые выглядят подчас бесчеловечными: строгое планирование экономики, планирование демографического профиля (включающее контроль рождаемости и запрет на размножение для носителей летальных генов), требование общественного воспитания детей (чтобы семьи не растили эгоистов и сурвивалистов), «консилиумы смерти» — врачебные комиссии, уполномоченные в особых случаях принимать решение об эвтаназии безнадёжно больного индивидуума. Все эти тяжёлые меры позволяют человечеству выжить и создать общество нового типа, уже ничем не напоминающее [[постапокалипсис]]: бесклассовое и не страдающее от имущественного расслоения общество, красивые и здоровые (как физически, так и психически) люди, благоустроенная планета, расцвет искусства, триумф науки, и не забыто удовлетворение насущных материальных потребностей. | ||
Земля включена в Великое | Земля включена в Великое Кольцо — сеть радиостанций, с огромными энергозатратами транслирующих передачи с других населённых планет, которых в Галактике довольно много. Благодаря Великому Кольцу разделённые многими световыми годами цивилизации состоят в информационном контакте. Конечно, информация за время прохождения сигнала от станции к станции устаревает на десятки и сотни лет, но даже такое вот эхо далёких голосов поддерживает человечество на его пути. Среди цивилизаций, входящих в Кольцо, нет ни отвратительных монстров, ни бездушных роботов — все высокоразвитые инопланетяне, даже если их эволюция шла разными путями, неизменно антропоморфны. Также в числе их общественных систем не наблюдается неофеодальных империй или мегакорпораций, зато есть информация о многих мирах, державшихся одного из этих путей и не преодолевших критический порог развития — вымерших из-за экономического или экологического кризиса или уничтоживших себя в войне планетарного масштаба (какой судьбы едва избежали земляне). | ||
И всё же, при всей гармоничности нового мира это по-прежнему не утопия. Подразумевается, что даже высокоорганизованное общество не может быть совершенным, а | И всё же, при всей гармоничности нового мира это по-прежнему не утопия. Подразумевается, что даже высокоорганизованное общество не может быть совершенным, а напротив — в своём развитии склонно ударяться из крайности в крайность и переживать кризисы. | ||
В «Туманности Андромеды» показан мир, сравнительно недавно вырвавшийся из тисков нужды (чтобы отправить внеочередную звёздную экспедицию, население всей Земли призывают на год отказаться от роскоши); только-только построив благополучную жизнь на рациональной основе, земляне обнаруживают, что избыточный рационализм приводит к уменьшению горя и страданий, но в перспективе лишает жизнь одной из её основных | В «Туманности Андромеды» показан мир, сравнительно недавно вырвавшийся из тисков нужды (чтобы отправить внеочередную звёздную экспедицию, население всей Земли призывают на год отказаться от роскоши); только-только построив благополучную жизнь на рациональной основе, земляне обнаруживают, что избыточный рационализм приводит к уменьшению горя и страданий, но в перспективе лишает жизнь одной из её основных целей — радости.<ref>Здесь надо заметить, что эти два понятия в мире Ефремова настолько важны, что на Земле создана специальная организация — Академия Горя и Радости, — анализирующая все общественные проекты и тенденции с точки зрения необходимости уменьшения суммы горя и возрастания суммы радости в жизни людей.</ref> Сюжет романа раскрывает тему возрождения чувственности и страсти в рациональном обществе. | ||
{{Q|Когда я пишу своих героев, я убеждён, что эти люди — продукт совершенно другого общества. Их горе не наше горе, их радости не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными.|И. А. Ефремов, «Как создавался „Час Быка“»<ref>[http://iae.newmail.ru/Publicism/HB.htm «Как создавался „Час Быка“»] — интервью И. А. Ефремова, журнал «Молодая гвардия», 1969 № 5.</ref>}} | {{Q|Когда я пишу своих героев, я убеждён, что эти люди — продукт совершенно другого общества. Их горе не наше горе, их радости не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными.|И. А. Ефремов, «Как создавался „Час Быка“»<ref>[http://iae.newmail.ru/Publicism/HB.htm «Как создавался „Час Быка“»] — интервью И. А. Ефремова, журнал «Молодая гвардия», 1969 № 5.</ref>}} | ||
Строка 24: | Строка 23: | ||
«Час Быка» застает цивилизацию в тот момент, когда она в поисках целей существования постепенно сползает в мистицизм, надеясь найти ответы в мудрости древних. В лице тринадцати участников экспедиции «Тёмного Пламени» земляне встречаются с горьким наследием собственного прошлого на планете Торманс<ref>Название планеты взято из повести Д. Линдсея «[[w:Путешествие к Арктуру|Путешествие к Арктуру]]».</ref>, где по сути представляют Землю на суд истории, и представляют не всегда удачно. Столкновение с прошлым обнажает те противоречия, к которым пришло земное общество. | «Час Быка» застает цивилизацию в тот момент, когда она в поисках целей существования постепенно сползает в мистицизм, надеясь найти ответы в мудрости древних. В лице тринадцати участников экспедиции «Тёмного Пламени» земляне встречаются с горьким наследием собственного прошлого на планете Торманс<ref>Название планеты взято из повести Д. Линдсея «[[w:Путешествие к Арктуру|Путешествие к Арктуру]]».</ref>, где по сути представляют Землю на суд истории, и представляют не всегда удачно. Столкновение с прошлым обнажает те противоречия, к которым пришло земное общество. | ||
Модель будущего, представленная в романах, вызывает много вопросов и критики. К примеру, система общественного воспитания детей у многих традиционно вызывает инстинктивное | Модель будущего, представленная в романах, вызывает много [[Великое Кольцо/Другая система мер и весов|вопросов и критики]]. К примеру, система общественного воспитания детей у многих традиционно вызывает инстинктивное неприятие — разве можно отнимать ребенка у матери? (Что интересно, концепция интернатов «Мира Полудня» Стругацких, напротив, радует большинство читателей — несмотря на то, что воспитанники интернатов с молчаливого одобрения Учителей третируют друг друга, и на то, что эта система порождает несчастных одиноких людей вроде Майи Глумовой или Атоса-Сидорова.) С другой стороны, существует тенденция восприятия этой модели как не требующей жертв и лишённой проблем, что тоже не соответствует правде. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
<references/> | |||
{{Nav/Ефремов}} | {{Nav/Ефремов}} |