Редактирование: Вестерн

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Как следует смажь оба кольта,<br>Винчестер как следует смажь…|Юлий Ким}}
{{Q|Как следует смажь оба кольта,<br />Винчестер как следует смажь…|Юлий Ким}}
[[Файл:Cowboys small.jpg|thumb|right|Раз ковбой, два ковбой, и его странная кошка]]
[[Файл:Cowboys small.jpg|thumb|right|Раз ковбой, два ковбой, и его странная кошка]]
{{Youtube|u4d_cZTOzYE}}
{{Youtube|u4d_cZTOzYE}}
'''Вестерн''' — это история об американском [[Дикий Запад|Диком Западе]] эры [[фронтир]]а (как правило, с 1840 по 1890).
'''Вестерн''' — это история об американском [[Дикий Запад|Диком Западе]] эры [[фронтир]]а (как правило, с 1840 по 1890).


Предтечей [[жанр]]а были романы [[:w:Фенимор Купер|Фенимора Купера]], Майн Рида, Брет-Гарта и их подражателей, а также «грошовые романы» (''[[:w:en:dime novels]]'') конца XIX — начала XX в. Большая часть жанровых [[штамп]]ов сложилась уже к концу XIX в., задолго до появления [[кино|кинематографа]].
Предтечей [[жанр]]а были романы [[:w:Фенимор Купер|Фенимора Купера]], Майн Рида, Брет-Гарта и их подражателей, а также «грошовые романы» (''[[:w:en:dime novels]]'') конца XIX — начала XX в. Большая часть жанровых [[штамп]]ов сложилась уже к концу XIX в., задолго до появления [[кино|кинематографа]].


== Буффало Билл и Дикий Запад ==
== Буффало Билл и Дикий Запад ==
В начале было шоу. Полковник Вильям «Буйвол» Коди, расставшись с армией, создал бродячую труппу стрелков, метателей лассо и конников-вольтижеров. Большинство из них было профессиональными охотниками и ковбоями. Значительную часть труппы составляли также индейцы, чьи танцы, вольтижировка и предсказания привлекали массовое внимание жителей восточных штатов, для которых индейский колорит уже сто лет как сделался глубокой экзотикой.
В начале было шоу. Полковник Вильям «Буйвол» Коди, расставшись с армией, создал бродячую труппу стрелков, метателей лассо и конников-вольтижеров. Большинство из них было профессиональными охотниками и ковбоями. Значительную часть труппы составляли также индейцы, чьи танцы, вольтижировка и предсказания привлекали массовое внимание жителей восточных штатов, для которых индейский колорит уже сто лет как сделался глубокой экзотикой.


Шоу называлось '''«Дикий запад»'''. Труппа показывала театрализованные сражения индейцев и ковбоев, ограбления дилижанса, последний бой генерала Кастера и т. д. Больше десяти лет Буффало Билл колесил по Штатам и Европе, собирая многотысячные толпы зрителей. У него был подражатель — Билл Пауни. В 1908 году они даже объединились в '''«Шоу двух Биллов»''', но ненадолго.
Шоу называлось '''«Дикий запад»'''. Труппа показывала театрализованные сражения индейцев и ковбоев, ограбления дилижанса, последний бой генерала Кастера и т. д. Больше десяти лет Буффало Билл колесил по Штатам и Европе, собирая многотысячные толпы зрителей. У него был подражатель — Билл Пауни. В 1908 году они даже объединились в '''«Шоу двух Биллов»''', но ненадолго.


Неописуемое количество открыток и афиш «Дикого Запада» разошлось по всему миру с 1873, когда стартовало шоу «Дикий Запад», по 1917, когда Коди умер. Его можно смело называть создателем мифа Дикого Запада и общей эстетики направления. Шляпы-стетсоны, джинсы с бахромой, шейные платки и «техасские галстуки», лихое верчение выхваченного из кобуры револьвера на пальце и стрельба от бедра — все это пошло в народ благодаря шоу Буффало Билла.
Неописуемое количество открыток и афиш «Дикого Запада» разошлось по всему миру с 1873, когда стартовало шоу «Дикий Запад», по 1917, когда Коди умер. Его можно смело называть создателем мифа Дикого Запада и общей эстетики направления. Шляпы-стетсоны, джинсы с бахромой, шейные платки и «техасские галстуки», лихое верчение выхваченного из кобуры револьвера на пальце и стрельба от бедра — все это пошло в народ благодаря шоу Буффало Билла.


== Литература ==
== Литература ==
Наиболее известны два имени: Зейн Грей и Луис Ламур. Грей считается одним из отцов-основателей жанра, его роман '''«Всадники багряной полыни»''' считается самым популярным вестерном всех времен и был экранизирован пять раз. Луис Ламур принадлежит к младшему поколению (его романы начали выходить уже после Второй Мировой), которое скорей «закрыло» эпоху вестернов, чем открыло ее, и одних только романов он написал 100 штук, из них 89 — вестерны. Он отличался большим талантом, чем его литературные предшественники (хотя некоторые считают, что Макс Брэнд всё равно непревзойдёнен), и оказал влияние на множество известных писателей, обожавших его книги с детства. Также стоит упомянуть Кларенса Малфорда с его историями про Хопалонга Кэссиди и Макса Брэнда, которого еще называют «Шекспиром вестерна» за накал страстей (урождённый Фредерик Шиллер Фауст. Количество написанных им вестернов не поддаётся подсчёту. Их точно больше, чем 300).
Наиболее известны два имени: Зейн Грей и Луис Ламур. Грей считается одним из отцов-основателей жанра, его роман '''«Всадники багряной полыни»''' считается самым популярным вестерном всех времен и был экранизирован пять раз. Луис Ламур принадлежит к младшему поколению (его романы начали выходить уже после Второй Мировой), которое скорей «закрыло» эпоху вестернов, чем открыло ее, и одних только романов он написал 100 штук, из них 89 — вестерны. Он отличался большим талантом, чем его литературные предшественники (хотя некоторые считают, что Макс Брэнд всё равно непревзойдёнен), и оказал влияние на множество известных писателей, обожавших его книги с детства. Также стоит упомянуть Кларенса Малфорда с его историями про Хопалонга Кэссиди и Макса Брэнда, которого еще называют «Шекспиром вестерна» за накал страстей (урождённый Фредерик Шиллер Фауст. Количество написанных им вестернов не поддаётся подсчёту. Их точно больше, чем 300).


Отличные вестерны писал Ларри Макмёртри, начинавший на одном семинаре с Питером Биглем и Кеном Кизи. Но в 2005 году он получил «Оскара» за лучший сценарий к «Горбатой горе» и с тех пор в нашем городке ему лучше не появляться.
Отличные вестерны писал Ларри Макмёртри, начинавший на одном семинаре с Питером Биглем и Кеном Кизи. Но в 2005 году он получил «Оскара» за лучший сценарий к «Горбатой горе» и с тех пор в нашем городке ему лучше не появляться.


Также к вестернам можено отнести некоторые произведения Т. Майн Рида, например знаменитый роман «Всадник без головы». И внезапно у Александра [[Гринландия|Грина]] есть не только море, но и континентальный фронтир с фермерами-колонистами, золотоискателями и людьми вне закона ('''«Колония Ланфиер»''', '''«Трагедия плоскогорья Суан»''').
Также к вестернам можено отнести некоторые произведения Т. Майн Рида, например знаменитый роман «Всадник без головы». И внезапно у Александра [[Гринландия|Грина]] есть не только море, но и континентальный фронтир с фермерами-колонистами, золотоискателями и людьми вне закона ('''«Колония Ланфиер»''', '''«Трагедия плоскогорья Суан»''').


== Тематика и сюжеты ==
== Тематика и сюжеты ==
[[Файл:Western.jpg|мини|На самом деле вестерны любят все]]
[[Файл:Western.jpg|мини|На самом деле вестерны любят все]]


Строка 39: Строка 42:
{{video|Bc7wWOmEGGY|width=240|То самое «Большое ограбление поезда»}}
{{video|Bc7wWOmEGGY|width=240|То самое «Большое ограбление поезда»}}
{{video|6Bzg7UoF7lQ|width=240|Эннио Морриконе вдыхает в вестерн новую жизнь. А конкретно к этой музыке есть и слова, и неплохие}}
{{video|6Bzg7UoF7lQ|width=240|Эннио Морриконе вдыхает в вестерн новую жизнь. А конкретно к этой музыке есть и слова, и неплохие}}
Первым вестерном стал фильм «[[:w:Большое ограбление поезда (фильм, 1903)|Большое ограбление поезда]]», выпущенный в 1903 году и остававшийся популярным несколько десятилетий. Но настоящий расцвет жанра пришелся на 1930-е годы. Множество классических сериалов было создано в 1950-60-е годы: '''«Дымок из ствола»''' (''Gunsmoke''), '''«Бонанца»''' (''Bonanza''), '''«Сыромятная плеть»''' (''Rawhide''), '''«Дикий Дикий Запад»''' (''The Wild Wild West''), '''«Есть оружие — будут путешествия»''' (''Have Gun Will Travel''), '''«Стрелок»''' (''The Rifleman''), '''«Большая долина»''' (''The Big Valley'').
Первым вестерном стал фильм «[[:w:Большое ограбление поезда (фильм, 1903)|Большое ограбление поезда]]», выпущенный в 1903 году и остававшийся популярным несколько десятилетий. Но настоящий расцвет жанра пришелся на 1930-е годы. Множество классических сериалов было создано в 1950-60-е годы: '''«Дымок из ствола»''' (''Gunsmoke''), '''«Бонанца»''' (''Bonanza''), '''«Сыромятная плеть»''' (''Rawhide''), '''«Дикий Дикий Запад»''' (''The Wild Wild West''), '''«Есть оружие — будут путешествия»''' (''Have Gun Will Travel''), '''«Стрелок»''' (''The Rifleman''), '''«Большая долина»''' (''The Big Valley'').


Как правило, место действия — [[Дикий Запад|американский фронтир]], но, как вариант, вполне возможны:
Как правило, место действия — [[Дикий Запад|американский фронтир]], но, как вариант, вполне возможны:
Строка 54: Строка 57:
Куросава снимал свои фильмы на национальном материале, взяв у вестерна только тематику и драматургию. Поэтому его фильмы возвращались в США в виде ремейков. А вот Леоне, сняв «Долларовую трилогию» с Клинтом Иствудом в главной роли, не только сам въехал на ней в Голливуд, но и всему жанру придал второе дыхание.
Куросава снимал свои фильмы на национальном материале, взяв у вестерна только тематику и драматургию. Поэтому его фильмы возвращались в США в виде ремейков. А вот Леоне, сняв «Долларовую трилогию» с Клинтом Иствудом в главной роли, не только сам въехал на ней в Голливуд, но и всему жанру придал второе дыхание.


Это самое второе дыхание держалось на трёх слонах: музыка Эннио Морриконе (какой вестерн может быть без музыки Эннио Морриконе?!), Клинт Иствуд в роли хорошего парня и Ли Ван Клиф в роли кого скажут. Следует заметить, что Ли Ван Клиф имеет эпитафию — «лучший из плохих», а Иствуд воплотил в жизнь облик стрелка без имени. Ну а Морриконе просто один из лучших композиторов своей эпохи. Таков стандарт, на который все равнялись. И стандарт не сказать чтобы плохой, но если раньше основной тематикой вестерна была драма (например '''«Стрелок»''' (''The Gunfighter'') 1950 года с Грегори Пеком в главной роли, повествует о Джимми Ринго, лучшем [[ганфайтер]]е дикого запада, который таковым стал потому что его постоянно вызывали на дуэль люди, мечтавшие прославиться как убившие его. Сам он желал только одного — жить нормальной жизнью, вместе с женщиной, которую любил. В итоге его застрелили в спину, а его предсмертным желанием была просьба шерифу отпустить убийцу на все четыре стороны — пусть пожинает плоды славы человека, убившего Джимми Ринго, теперь его будут пытаться убить вообще все), то теперь фокус перешел на ганфайт без особых моральных дилемм.
Это самое второе дыхание держалось на трёх слонах: музыка Эннио Морриконе (какой вестерн может быть без музыки Эннио Морриконе?!), Клинт Иствуд в роли хорошего парня и Ли Ван Клиф в роли кого скажут. Следует заметить, что Ли Ван Клиф имеет эпитафию — «лучший из плохих», а Иствуд воплотил в жизнь облик стрелка без имени. Ну а Морриконе просто один из лучших композиторов своей эпохи. Таков стандарт, на который все равнялись. И стандарт не сказать чтобы плохой, но если раньше основной тематикой вестерна была драма (например '''«Стрелок»''' (''The Gunfighter'') 1950 года с Грегори Пеком в главной роли, повествует о Джимми Ринго, лучшем [[ганфайтер]]е дикого запада, который таковым стал потому что его постоянно вызывали на дуэль люди, мечтавшие прославиться как убившие его. Сам он желал только одного — жить нормальной жизнью, вместе с женщиной, которую любил. В итоге его застрелили в спину, а его предсмертным желанием была просьба шерифу отпустить убийцу на все четыре стороны — пусть пожинает плоды славы человека, убившего Джимми Ринго, теперь его будут пытаться убить вообще все), то теперь фокус перешел на ганфайт без особых моральных дилемм.


В эпоху ремейков делать ремейки предпочитают именно на старую, изъеденную молью классику — '''«Поезд на Юму»''' там, или что-нибудь вроде того. Хотя сам по себе рассказ '''«Поезд на Юму»''' — злостный неканон от известного тролля Элмора Леонардо.
В эпоху ремейков делать ремейки предпочитают именно на старую, изъеденную молью классику — '''«Поезд на Юму»''' там, или что-нибудь вроде того. Хотя сам по себе рассказ '''«Поезд на Юму»''' злостный неканон от известного тролля Элмора Леонардо.


Делать ремейк «Хорошего, плохого, злого» не придет в голову никому, прежде всего потому что любой такой ремейк обречён на провал: сделать лучше, или переосмыслить, или деконструировать «спагетти-вестерн» — невозможно. Но некоторые пытаются. Например, '''«Сукияки Вестерн Джанго»''' (типа наш, в смысле, японский, ответ спагетти-вестернам — закос под Куросаву с его «Телохранителем», но с темой из «Джанго», круг замкнулся), потом '''«[[Джанго освобождённый]]»''', и это при том, что [[Джанго|первоисточник]] — дно даже по меркам спагетти-вестернов, ну и т. д.
Делать ремейк «Хорошего, плохого, злого» не придет в голову никому, прежде всего потому что любой такой ремейк обречён на провал: сделать лучше, или переосмыслить, или деконструировать «спагетти-вестерн» — невозможно. Но некоторые пытаются. Например, '''«Сукияки Вестерн Джанго»''' (типа наш, в смысле, японский, ответ спагетти-вестернам — закос под Куросаву с его «Телохранителем», но с темой из «Джанго», круг замкнулся), потом '''«[[Джанго освобождённый]]»''', и это при том, что [[Джанго|первоисточник]] — дно даже по меркам спагетти-вестернов, ну и т. д.


== Новая волна ==
== Новая волна ==
Есть важное различие между классическими вестернами и «Новой волной». Классические вестерны писались/снимались людьми, которые в школе изучали покорение Запада как историю ''своей'' страны. «Новой волне» задали тон люди, которые выросли в ''другой'' стране и с детства смотрели вестерны.
Есть важное различие между классическими вестернами и «Новой волной». Классические вестерны писались/снимались людьми, которые в школе изучали покорение Запада как историю ''своей'' страны. «Новой волне» задали тон люди, которые выросли в ''другой'' стране и с детства смотрели вестерны.


Строка 68: Строка 72:


== Наши дни ==
== Наши дни ==
Сегодня уже нет режиссеров и актёров, чьим постоянным амплуа был бы вестерн. Но время от времени к жанру обращаются, то снимая [[ремейк]]и классических вестернов («Поезд на Юму», «Железная хватка»), то смешивая жанры («[[Светлячок]]»), то подвергая вестерн [[деконструкция|деконструкции]] («Одинокий рейнджер», «[[Джанго освобожденный]]»). Так что слухи о смерти вестерна, пожалуй, несколько преувеличены. Как и все прочие жанры, вестерн развивается по синусоиде, переживая периоды подъема и спада.


Существует и такое направление, как «современный вестерн» — книги и фильмы о людях, живущих в наши дни по законам фронтира, например, «[[No Country for Old Men|Старикам тут не место]]». По слухам, некий американский режиссер изъявлял желание снять как бы вестерн по мотивам событий в Сагре в 2011 г.; наши такое желание, естественно, не поняли.
Сегодня уже нет режиссеров и актёров, чьим постоянным амплуа был бы вестерн. Но время от времени к жанру обращаются, то снимая [[ремейк]]и классических вестернов («Поезд на Юму», «Железная хватка»), то смешивая жанры («[[Светлячок]]»), то подвергая вестерн [[деконструкция|деконструкции]] («Одинокий рейнджер», «[[Джанго освобожденный]]»). Так что слухи о смерти вестерна, пожалуй, несколько преувеличены.
 
Существует и такое направление, как «современный вестерн» — книги и фильмы о людях, живущих в наши дни по законам фронтира, например, «[[No Country for Old Men|Старикам тут не место]]». По слухам, некий американский режиссер изъявлял желание снять как бы вестерн по мотивам событий в Сагре в 2011 г.; наши такое желание, естественно, не поняли.


Стоит также заметить, что в постапокалипсисе вестерн встречается довольно часто (скажем, серия [[Fallout]] — это исходно вестерн чистой воды, во второй части и в [[Fallout: New Vegas]] это особенно заметно).
Стоит также заметить, что в постапокалипсисе вестерн встречается довольно часто (скажем, серия [[Fallout]] это исходно вестерн чистой воды, во второй части и в [[Fallout: New Vegas]] это особенно заметно).


Антураж вестерна используется в комедии А. Суриковой «[[Человек с бульвара Капуцинов]]», песня из которого вынесена в [[эпиграф]].
Антураж вестерна используется в комедии А. Суриковой «[[Человек с бульвара Капуцинов]]», песня из которого вынесена в [[эпиграф]].
Строка 83: Строка 88:


== См. также ==
== См. также ==
* [[Космический вестерн]] — древнейший жанр [[космическая опера|космической оперы]], с появлением [[звёздные короли|звёздных королей]] практический позабытый, отчего в наши дни '''«[[Светлячок]]»''' смотрится непривычно. Да, кстати, '''«Звёздные Войны»''' в той части, где нет фэнтези в лице джедаев, Силы и Дарта Вейдера — это космический вестерн, а Хан Соло — его классический представитель. А уж [[Star Wars/Star Wars: The Mandalorian|Мандалорец]] — и вовсе платиновый образец.
* [[Космический вестерн]] — древнейший жанр [[космическая опера|космической оперы]], с появлением [[звёздные короли|звёздных королей]] практический позабытый, отчего в наши дни '''[[Firefly|«Светлячок»]]''' смотрится непривычно. Да, кстати, '''«Звёздные Войны»''' в той части, где нет фэнтези в лице джедаев, Силы и Дарта Вейдера — это космический вестерн, а Хан Соло — его классический представитель. А уж [[Star Wars/Star Wars: The Mandalorian|Мандалорец]] — и вовсе платиновый образец.


{{Nav/Western}}
{{Nav/Western}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/TV}}
{{Nav/TV}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!