Редактирование: Вестерн
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Как следует смажь оба кольта,<br>Винчестер как следует смажь…|Юлий Ким}} | {{Q|Как следует смажь оба кольта,<br />Винчестер как следует смажь…|Юлий Ким}} | ||
[[Файл:Cowboys small.jpg|thumb|right|Раз ковбой, два ковбой, и его странная кошка]] | [[Файл:Cowboys small.jpg|thumb|right|Раз ковбой, два ковбой, и его странная кошка]] | ||
{{Youtube|u4d_cZTOzYE}} | {{Youtube|u4d_cZTOzYE}} | ||
'''Вестерн''' — это история об американском [[Дикий Запад|Диком Западе]] эры [[фронтир]]а (как правило, с 1840 по 1890). | '''Вестерн''' — это история об американском [[Дикий Запад|Диком Западе]] эры [[фронтир]]а (как правило, с 1840 по 1890). | ||
Предтечей [[жанр]]а были романы [[:w:Фенимор Купер|Фенимора Купера]], Майн Рида, Брет-Гарта и их подражателей, а также «грошовые романы» (''[[:w:en:dime novels]]'') конца XIX — начала | Предтечей [[жанр]]а были романы [[:w:Фенимор Купер|Фенимора Купера]], Майн Рида, Брет-Гарта и их подражателей, а также «грошовые романы» (''[[:w:en:dime novels]]'') конца XIX — начала XX в. Большая часть жанровых [[штамп]]ов сложилась уже к концу XIX в., задолго до появления [[кино|кинематографа]]. | ||
== Буффало Билл и Дикий Запад == | == Буффало Билл и Дикий Запад == | ||
В начале было шоу. Полковник Вильям «Буйвол» Коди, расставшись с армией, создал бродячую труппу стрелков, метателей лассо и конников-вольтижеров. Большинство из них было профессиональными охотниками и ковбоями. Значительную часть труппы составляли также индейцы, чьи танцы, вольтижировка и предсказания привлекали массовое внимание жителей восточных штатов, для которых индейский колорит уже сто лет как сделался глубокой экзотикой. | В начале было шоу. Полковник Вильям «Буйвол» Коди, расставшись с армией, создал бродячую труппу стрелков, метателей лассо и конников-вольтижеров. Большинство из них было профессиональными охотниками и ковбоями. Значительную часть труппы составляли также индейцы, чьи танцы, вольтижировка и предсказания привлекали массовое внимание жителей восточных штатов, для которых индейский колорит уже сто лет как сделался глубокой экзотикой. | ||
Шоу называлось '''«Дикий запад»'''. Труппа показывала театрализованные сражения индейцев и ковбоев, ограбления дилижанса, последний бой генерала Кастера и т. д. Больше десяти лет Буффало Билл колесил по Штатам и Европе, собирая многотысячные толпы зрителей. У него был подражатель — Билл Пауни. В | Шоу называлось '''«Дикий запад»'''. Труппа показывала театрализованные сражения индейцев и ковбоев, ограбления дилижанса, последний бой генерала Кастера и т. д. Больше десяти лет Буффало Билл колесил по Штатам и Европе, собирая многотысячные толпы зрителей. У него был подражатель — Билл Пауни. В 1908 году они даже объединились в '''«Шоу двух Биллов»''', но ненадолго. | ||
Неописуемое количество открыток и афиш «Дикого Запада» разошлось по всему миру с 1873, когда стартовало шоу «Дикий Запад», по 1917, когда Коди умер. Его можно смело называть создателем мифа Дикого Запада и общей эстетики направления. Шляпы-стетсоны, джинсы с бахромой, шейные платки и «техасские галстуки», лихое верчение выхваченного из кобуры револьвера на пальце и стрельба от бедра — все это пошло в народ благодаря шоу Буффало Билла. | Неописуемое количество открыток и афиш «Дикого Запада» разошлось по всему миру с 1873, когда стартовало шоу «Дикий Запад», по 1917, когда Коди умер. Его можно смело называть создателем мифа Дикого Запада и общей эстетики направления. Шляпы-стетсоны, джинсы с бахромой, шейные платки и «техасские галстуки», лихое верчение выхваченного из кобуры револьвера на пальце и стрельба от бедра — все это пошло в народ благодаря шоу Буффало Билла. | ||
== Литература == | == Литература == | ||
Наиболее известны два имени: Зейн Грей и Луис Ламур. Грей считается одним из отцов-основателей жанра, его роман '''«Всадники багряной полыни»''' считается самым популярным вестерном всех времен и был экранизирован пять раз. Луис Ламур принадлежит к младшему поколению (его романы начали выходить уже после Второй Мировой), которое скорей «закрыло» эпоху вестернов, чем открыло ее, и одних только романов он написал 100 штук, из них 89 — вестерны. Он отличался большим талантом, чем его литературные предшественники (хотя некоторые считают, что Макс Брэнд всё равно непревзойдёнен), и оказал влияние на множество известных писателей, обожавших его книги с детства. Также стоит упомянуть Кларенса Малфорда с его историями про Хопалонга Кэссиди и Макса Брэнда, которого еще называют «Шекспиром вестерна» за накал страстей (урождённый Фредерик Шиллер Фауст. Количество написанных им вестернов не поддаётся подсчёту. Их точно больше, чем 300). | Наиболее известны два имени: Зейн Грей и Луис Ламур. Грей считается одним из отцов-основателей жанра, его роман '''«Всадники багряной полыни»''' считается самым популярным вестерном всех времен и был экранизирован пять раз. Луис Ламур принадлежит к младшему поколению (его романы начали выходить уже после Второй Мировой), которое скорей «закрыло» эпоху вестернов, чем открыло ее, и одних только романов он написал 100 штук, из них 89 — вестерны. Он отличался большим талантом, чем его литературные предшественники (хотя некоторые считают, что Макс Брэнд всё равно непревзойдёнен), и оказал влияние на множество известных писателей, обожавших его книги с детства. Также стоит упомянуть Кларенса Малфорда с его историями про Хопалонга Кэссиди и Макса Брэнда, которого еще называют «Шекспиром вестерна» за накал страстей (урождённый Фредерик Шиллер Фауст. Количество написанных им вестернов не поддаётся подсчёту. Их точно больше, чем 300). | ||
Отличные вестерны писал Ларри Макмёртри, начинавший на одном семинаре с Питером Биглем и Кеном Кизи. Но в | Отличные вестерны писал Ларри Макмёртри, начинавший на одном семинаре с Питером Биглем и Кеном Кизи. Но в 2005 году он получил «Оскара» за лучший сценарий к «Горбатой горе» и с тех пор в нашем городке ему лучше не появляться. | ||
Также к вестернам можено отнести некоторые произведения Т. Майн Рида, например знаменитый роман «Всадник без головы». И внезапно у Александра [[Гринландия|Грина]] есть не только море, но и континентальный фронтир с фермерами-колонистами, золотоискателями и людьми вне закона ('''«Колония Ланфиер»''', '''«Трагедия плоскогорья Суан»'''). | Также к вестернам можено отнести некоторые произведения Т. Майн Рида, например знаменитый роман «Всадник без головы». И внезапно у Александра [[Гринландия|Грина]] есть не только море, но и континентальный фронтир с фермерами-колонистами, золотоискателями и людьми вне закона ('''«Колония Ланфиер»''', '''«Трагедия плоскогорья Суан»'''). | ||
== Тематика и сюжеты == | == Тематика и сюжеты == | ||
[[Файл:Western.jpg|мини|На самом деле вестерны любят все]] | [[Файл:Western.jpg|мини|На самом деле вестерны любят все]] | ||
Строка 39: | Строка 42: | ||
{{video|Bc7wWOmEGGY|width=240|То самое «Большое ограбление поезда»}} | {{video|Bc7wWOmEGGY|width=240|То самое «Большое ограбление поезда»}} | ||
{{video|6Bzg7UoF7lQ|width=240|Эннио Морриконе вдыхает в вестерн новую жизнь. А конкретно к этой музыке есть и слова, и неплохие}} | {{video|6Bzg7UoF7lQ|width=240|Эннио Морриконе вдыхает в вестерн новую жизнь. А конкретно к этой музыке есть и слова, и неплохие}} | ||
Первым вестерном стал фильм «[[:w:Большое ограбление поезда (фильм, 1903)|Большое ограбление поезда]]», выпущенный в | Первым вестерном стал фильм «[[:w:Большое ограбление поезда (фильм, 1903)|Большое ограбление поезда]]», выпущенный в 1903 году и остававшийся популярным несколько десятилетий. Но настоящий расцвет жанра пришелся на 1930-е годы. Множество классических сериалов было создано в 1950-60-е годы: '''«Дымок из ствола»''' (''Gunsmoke''), '''«Бонанца»''' (''Bonanza''), '''«Сыромятная плеть»''' (''Rawhide''), '''«Дикий Дикий Запад»''' (''The Wild Wild West''), '''«Есть оружие — будут путешествия»''' (''Have Gun Will Travel''), '''«Стрелок»''' (''The Rifleman''), '''«Большая долина»''' (''The Big Valley''). | ||
Как правило, место действия — [[Дикий Запад|американский фронтир]], но, как вариант, вполне возможны: | Как правило, место действия — [[Дикий Запад|американский фронтир]], но, как вариант, вполне возможны: | ||
Строка 54: | Строка 57: | ||
Куросава снимал свои фильмы на национальном материале, взяв у вестерна только тематику и драматургию. Поэтому его фильмы возвращались в США в виде ремейков. А вот Леоне, сняв «Долларовую трилогию» с Клинтом Иствудом в главной роли, не только сам въехал на ней в Голливуд, но и всему жанру придал второе дыхание. | Куросава снимал свои фильмы на национальном материале, взяв у вестерна только тематику и драматургию. Поэтому его фильмы возвращались в США в виде ремейков. А вот Леоне, сняв «Долларовую трилогию» с Клинтом Иствудом в главной роли, не только сам въехал на ней в Голливуд, но и всему жанру придал второе дыхание. | ||
Это самое второе дыхание держалось на трёх слонах: музыка Эннио Морриконе (какой вестерн может быть без музыки Эннио Морриконе?!), Клинт Иствуд в роли хорошего парня и Ли Ван Клиф в роли кого скажут. Следует заметить, что Ли Ван Клиф имеет эпитафию — «лучший из плохих», а Иствуд воплотил в жизнь облик стрелка без имени. Ну а Морриконе просто один из лучших композиторов своей эпохи. Таков стандарт, на который все равнялись. И стандарт не сказать чтобы плохой, но если раньше основной тематикой вестерна была драма (например '''«Стрелок»''' (''The Gunfighter'') | Это самое второе дыхание держалось на трёх слонах: музыка Эннио Морриконе (какой вестерн может быть без музыки Эннио Морриконе?!), Клинт Иствуд в роли хорошего парня и Ли Ван Клиф в роли кого скажут. Следует заметить, что Ли Ван Клиф имеет эпитафию — «лучший из плохих», а Иствуд воплотил в жизнь облик стрелка без имени. Ну а Морриконе просто один из лучших композиторов своей эпохи. Таков стандарт, на который все равнялись. И стандарт не сказать чтобы плохой, но если раньше основной тематикой вестерна была драма (например '''«Стрелок»''' (''The Gunfighter'') 1950 года с Грегори Пеком в главной роли, повествует о Джимми Ринго, лучшем [[ганфайтер]]е дикого запада, который таковым стал потому что его постоянно вызывали на дуэль люди, мечтавшие прославиться как убившие его. Сам он желал только одного — жить нормальной жизнью, вместе с женщиной, которую любил. В итоге его застрелили в спину, а его предсмертным желанием была просьба шерифу отпустить убийцу на все четыре стороны — пусть пожинает плоды славы человека, убившего Джимми Ринго, теперь его будут пытаться убить вообще все), то теперь фокус перешел на ганфайт без особых моральных дилемм. | ||
В эпоху ремейков делать ремейки предпочитают именно на старую, изъеденную молью классику — '''«Поезд на Юму»''' там, или что-нибудь вроде того. Хотя сам по себе рассказ '''«Поезд на Юму»''' | В эпоху ремейков делать ремейки предпочитают именно на старую, изъеденную молью классику — '''«Поезд на Юму»''' там, или что-нибудь вроде того. Хотя сам по себе рассказ '''«Поезд на Юму»''' — злостный неканон от известного тролля Элмора Леонардо. | ||
Делать ремейк «Хорошего, плохого, злого» не придет в голову никому, прежде всего потому что любой такой ремейк обречён на провал: сделать лучше, или переосмыслить, или деконструировать «спагетти-вестерн» — невозможно. Но некоторые пытаются. Например, '''«Сукияки Вестерн Джанго»''' (типа наш, в смысле, японский, ответ спагетти-вестернам — закос под Куросаву с его «Телохранителем», но с темой из «Джанго», круг замкнулся), потом '''«[[Джанго освобождённый]]»''', и это при том, что [[Джанго|первоисточник]] — дно даже по меркам спагетти-вестернов, ну и т. д. | Делать ремейк «Хорошего, плохого, злого» не придет в голову никому, прежде всего потому что любой такой ремейк обречён на провал: сделать лучше, или переосмыслить, или деконструировать «спагетти-вестерн» — невозможно. Но некоторые пытаются. Например, '''«Сукияки Вестерн Джанго»''' (типа наш, в смысле, японский, ответ спагетти-вестернам — закос под Куросаву с его «Телохранителем», но с темой из «Джанго», круг замкнулся), потом '''«[[Джанго освобождённый]]»''', и это при том, что [[Джанго|первоисточник]] — дно даже по меркам спагетти-вестернов, ну и т. д. | ||
== Новая волна == | == Новая волна == | ||
Есть важное различие между классическими вестернами и «Новой волной». Классические вестерны писались/снимались людьми, которые в школе изучали покорение Запада как историю ''своей'' страны. «Новой волне» задали тон люди, которые выросли в ''другой'' стране и с детства смотрели вестерны. | Есть важное различие между классическими вестернами и «Новой волной». Классические вестерны писались/снимались людьми, которые в школе изучали покорение Запада как историю ''своей'' страны. «Новой волне» задали тон люди, которые выросли в ''другой'' стране и с детства смотрели вестерны. | ||
Строка 68: | Строка 72: | ||
== Наши дни == | == Наши дни == | ||
Существует и такое направление, как «современный | Сегодня уже нет режиссеров и актёров, чьим постоянным амплуа был бы вестерн. Но время от времени к жанру обращаются, то снимая [[ремейк]]и классических вестернов («Поезд на Юму», «Железная хватка»), то смешивая жанры («[[Светлячок]]»), то подвергая вестерн [[деконструкция|деконструкции]] («Одинокий рейнджер», «[[Джанго освобожденный]]»). Так что слухи о смерти вестерна, пожалуй, несколько преувеличены. | ||
Существует и такое направление, как «современный вестерн» — книги и фильмы о людях, живущих в наши дни по законам фронтира, например, «[[No Country for Old Men|Старикам тут не место]]». По слухам, некий американский режиссер изъявлял желание снять как бы вестерн по мотивам событий в Сагре в 2011 г.; наши такое желание, естественно, не поняли. | |||
Стоит также заметить, что в постапокалипсисе вестерн встречается довольно часто (скажем, серия [[Fallout]] | Стоит также заметить, что в постапокалипсисе вестерн встречается довольно часто (скажем, серия [[Fallout]] — это исходно вестерн чистой воды, во второй части и в [[Fallout: New Vegas]] это особенно заметно). | ||
Антураж вестерна используется в комедии А. Суриковой «[[Человек с бульвара Капуцинов]]», песня из которого вынесена в [[эпиграф]]. | Антураж вестерна используется в комедии А. Суриковой «[[Человек с бульвара Капуцинов]]», песня из которого вынесена в [[эпиграф]]. | ||
Строка 83: | Строка 88: | ||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Космический вестерн]] — древнейший жанр [[космическая опера|космической оперы]], с появлением [[звёздные короли|звёздных королей]] практический позабытый, отчего в наши дни ''' | * [[Космический вестерн]] — древнейший жанр [[космическая опера|космической оперы]], с появлением [[звёздные короли|звёздных королей]] практический позабытый, отчего в наши дни '''[[Firefly|«Светлячок»]]''' смотрится непривычно. Да, кстати, '''«Звёздные Войны»''' в той части, где нет фэнтези в лице джедаев, Силы и Дарта Вейдера — это космический вестерн, а Хан Соло — его классический представитель. А уж [[Star Wars/Star Wars: The Mandalorian|Мандалорец]] — и вовсе платиновый образец. | ||
{{Nav/Western}} | {{Nav/Western}} | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/TV}} | {{Nav/TV}} |