Редактирование: Виновата буржуазная система

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 16: Строка 16:
Да нет, всё гораздо проще: '''виновата буржуазная система'''! Ну, или социалистическая, или ещё какая там автору не нравится. Главное — взять частный случай и возвести в абсолют, представив типичным порождением «горячо любимого» общественного строя. В умелых руках [[Эффект Молоха|выглядит убедительно]], в неумелых превращается в поклёп или даже оправдание злодея. Стремление списать собственные недостатки и неудачи на всех и вся, кроме себя любимого, всегда находит живой отклик у многих, так что и это зачастую встречает понимание публики.
Да нет, всё гораздо проще: '''виновата буржуазная система'''! Ну, или социалистическая, или ещё какая там автору не нравится. Главное — взять частный случай и возвести в абсолют, представив типичным порождением «горячо любимого» общественного строя. В умелых руках [[Эффект Молоха|выглядит убедительно]], в неумелых превращается в поклёп или даже оправдание злодея. Стремление списать собственные недостатки и неудачи на всех и вся, кроме себя любимого, всегда находит живой отклик у многих, так что и это зачастую встречает понимание публики.


Троп может как [[с прикрученным фитильком|смягчиться]], так и [[педаль в пол|усугубиться]], если автор с одной стороны показывает, что [[был никем, стал кошмаром|конкретное ничтожество]] имело все шансы быть в той или иной степени злодеем [[такова моя натура|при любом раскладе]] (но если «хороший» строй давал ему шанс рано или поздно совершить [[поворот направо]], то в «плохом» общество само себе наживает гарантированное [[полное чудовище]]), а [[правда о слоне|с другой]] — автору хватает ума описать, как именно неприглядная для него система либо [[уже не торт|закономерно вырождается]] из [[приглаженная помойка|приглаженной помойки]] в априори [[антиутопия|антиутопичную]] [[мир-помойка|помойку]], либо сама по себе порождает ласкутное одеяло из помоек терпимых (приглаженных) и совсем адских (обычных), меняя своих обитателей в сторону [[милый злодей|милых]] или [[злодей по должности|вынужденных]] злодеев даже из [[непоколебимая чистота|непоколебимых]] «[[хороший парень|правильных ребят]]», а то и вовсе из [[мессианский архетип|праведников во плоти]]. И пока [[неуловимый Джо|недобитые]] почти [[зло в промышленных масштабах|поголовной]] моральной [[Эффект Молоха|порчей]] [[непокорные, несгибаемые, несломленные|уцелевшие добряки]] бессмысленно [[танцы на граблях|копошатся в следствиях]] системы, в гордом одиночестве изживают свои последние хорошие качества и ничего не собираются делать с ''причиной'' (то есть оставление раз за разом провальных попыток исправить «условно плохой» строй, сменив его условно «прогрессивным», «лучшим»), [[хороший плохой конец|ничего]] [[плохой хороший конец|хорошего]] [[несчастливый конец|не ждите]].
Троп может как [[с прикрученным фитильком|смягчиться]], так и [[педаль в пол|усугубиться]], если автор с одной стороны показывает, что [[был никем, стал кошмаром|конкретное ничтожество]] имело все шансы быть в той или иной степени злодеем [[такова моя натура|при любом раскладе]] (но если «хороший» строй давал ему шанс рано или поздно совершить [[поворот направо]], то в «плохом» общество само себе наживает гарантированное [[полное чудовище]]), а [[правда о слоне|с другой]] — автору хватает ума описать, как именно неприглядная для него система либо [[уже не торт|закономерно вырождается]] из [[приглаженная помойка|приглаженной помойки]] в априори [[антиутопия|антиутопичную]] [[мир-помойка|помойку]], либо сама по себе порождает ласкутное одеяло из помоек терпимых (приглаженных) и совсем адских (обычных), меняя своих обитателей в сторону [[милый злодей|милых]] или [[злодей по должности|вынужденных]] злодеев даже из [[непоколебимая чистота|непоколебимых]] «[[хороший парень|правильных ребят]]», а то и вовсе из [[мессианский архетип|праведников во плоти]]. И пока [[неуловимый Джо|недобитые]] почти [[зло в промышленных масштабах|поголовной]] моральной порчей [[непокорные, несгибаемые, несломленные|уцелевшие добряки]] бессмысленно [[танцы на граблях|копошатся в следствиях]] системы, в гордом одиночестве изживают свои последние хорошие качества и ничего не собираются делать с ''причиной'' (то есть оставление раз за разом провальных попыток исправить «условно плохой» строй, сменив его условно «прогрессивным», «лучшим»), [[хороший плохой конец|ничего]] [[плохой хороший конец|хорошего]] [[несчастливый конец|не ждите]].


Как вариант, «неправильной системой» объясняется [[так мрачно, что уже пофиг|безысходность сеттинга]] — [[шоковая терапия|ну а что может быть хорошего при таком-то укладе]]?
Как вариант, «неправильной системой» объясняется [[так мрачно, что уже пофиг|безысходность сеттинга]] — [[шоковая терапия|ну а что может быть хорошего при таком-то укладе]]?
Строка 22: Строка 22:
Троп может отыгрываться как на полном серьёзе, [[Я пострадавший, мне всё можно|так и с иронией в отношении персонажа, у которого все виноваты, кроме него самого]].
Троп может отыгрываться как на полном серьёзе, [[Я пострадавший, мне всё можно|так и с иронией в отношении персонажа, у которого все виноваты, кроме него самого]].


А еще, что нисколько не отменяет личной ответственности, все-таки надо признать, что в некоторых случаях обстоятельства могут склонять к преступному способу решения проблемы. Нет, повторимся, личную ответственность никто не отменяет и не умаляет, но бывает, что в одной системе нужно тратить очки моральной стойкости тогда, когда в другой это и в голову не придет. Скажем, когда единственным способом получить развод становится смерть супруга, мысли о нарушении заповеди «[[Не убий]]» будут при желании развестись приходить в голову чаще, чем когда можно просто подать заявление в суд или в ЗАГС. В Швеции XVIII века детоубийство стало обычным способом… Совершения самоубийства: убить попавшегося под руку ребенка, получить с гарантией вышку (за взрослого не факт), исповедаться-раскаяться, покинуть этот грешный мир при квалифицированной помощи опытного специалиста<ref>Пробовали вводить различные усугубления к казни типа предварительного кнута и позорного столба, но на депрессующих это не работало. А заменять казнь на пожизненное не давали моралофаги, хотя вышка явно не только не была сдерживающим фактором, но и была мотивирующим</ref>. Убийства по типу «[[Avatar|какой-то урод застрелил человека ради пары баксов]]» могут случиться где угодно, в том числе и в Советском союзе. Как вам, например, [[w:Убийство на «Ждановской»|нападение милиционеров (со смертельным исходом) на сотрудника КГБ с целью завладения палкой колбасы и банкой болгарских помидоров]]… Нет, что сотрудники органов могут оказаться оборотнями в погонах, это всегда возможно, но за банку помидоров…
А еще, что нисколько не отменяет личной ответственности, все-таки надо признать, что в некоторых случаях обстоятельства могут склонять к преступному способу решения проблемы. Нет, повторимся, личную ответственность никто не отменяет и не умаляет, но бывает, что в одной системе нужно тратить очки моральной стойкости тогда, когда в другой это и в голову не придет. Скажем, когда единственным способом получить развод становится убийство супруга, такие мысли будут при желании развестись приходить в голову чаще, чем когда можно просто развестись. Но убийства по типу «[[Avatar|какой-то урод застрелил человека ради пары баксов]]» могут случиться где угодно, и в годы брежневского застоя, например, произошло [[w:Убийство на «Ждановской»|нападение милиционеров (со смертельным исходом) на сотрудника КГБ с целью завладения палкой колбасы и банкой болгарских помидоров]]…


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 68: Строка 68:
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]».
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]».
{{Q|pre=1|Традиционная изначальная схема всех наших мероприятий с ее непременной аксиомой о существовании разветвленной организации злоумышленников разлетелась в пыль, и я только удивлялся, как я раньше не усмотрел всей ее глупой сложности для этой простой страны. Не было тайных мастерских, охраняемых угрюмыми личностями с кастетами, не было осторожных, лишенных принципов деловых людей, не было коммивояжеров с двойными воротничками, набитыми контрабандой, и зря Оскар вычерчивал эту красивую схему из кружков и квадратиков, соединенных путаницей линий, с надписями «центр», «штаб» и многочисленными вопросительными знаками. Нечего было разрушать и сжигать, некого здесь было брать и высылать на Баффинову Землю. Была современная промышленность бытовых приборов, государственные магазины, где слеги продавались по пятьдесят центов, и были — вначале — один-два не лишенных изобретательности человека, изнывающих от безделья и жаждущих новых впечатлений, и была средних размеров страна, где изобилие было когда-то целью, да так и не стало средством. И этого оказалось вполне достаточно.|Объяснение эпидемии слега.}}
{{Q|pre=1|Традиционная изначальная схема всех наших мероприятий с ее непременной аксиомой о существовании разветвленной организации злоумышленников разлетелась в пыль, и я только удивлялся, как я раньше не усмотрел всей ее глупой сложности для этой простой страны. Не было тайных мастерских, охраняемых угрюмыми личностями с кастетами, не было осторожных, лишенных принципов деловых людей, не было коммивояжеров с двойными воротничками, набитыми контрабандой, и зря Оскар вычерчивал эту красивую схему из кружков и квадратиков, соединенных путаницей линий, с надписями «центр», «штаб» и многочисленными вопросительными знаками. Нечего было разрушать и сжигать, некого здесь было брать и высылать на Баффинову Землю. Была современная промышленность бытовых приборов, государственные магазины, где слеги продавались по пятьдесят центов, и были — вначале — один-два не лишенных изобретательности человека, изнывающих от безделья и жаждущих новых впечатлений, и была средних размеров страна, где изобилие было когда-то целью, да так и не стало средством. И этого оказалось вполне достаточно.|Объяснение эпидемии слега.}}
* Михаил Булгаков, фельетон «По поводу битья жён» — толстейшее «на тебе!» в адрес явления. Выполнен в виде ответа на письмо рабочего, который бьёт жену «от материальной необеспеченности» и предлагает устранить данное явление… путем предоставления драчуну более хлебной должности.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 78: Строка 77:
* Жанр [[Кино и немцы]] после Перестройки тропом просто живёт — кто виноват в поражениях и неудачах? Естественно партия и лично Сталин, который сослал [[Мэри Сью|героев, без которых не выиграть войну]] в лагеря! И, конечно же, если вернуть их из лагерей, они будут сражаться вопреки приказам командования и победят!
* Жанр [[Кино и немцы]] после Перестройки тропом просто живёт — кто виноват в поражениях и неудачах? Естественно партия и лично Сталин, который сослал [[Мэри Сью|героев, без которых не выиграть войну]] в лагеря! И, конечно же, если вернуть их из лагерей, они будут сражаться вопреки приказам командования и победят!
* «Бумер» — «Не мы такие, жизнь такая».
* «Бумер» — «Не мы такие, жизнь такая».
** Фраза взята из малоизвестного телесериала «Крот» — и повторена еще раз в «Бригаде» (похоже, антигерои — они же и главные герои — «Бригады» являются фанатами «Бумера», что немудрено: они — бандиты, «Бумер» — про бандитов…).
** Фраза взята из малоизвестного телесериала «Крот» — и повторена еще раз в «Бригаде» (похоже, антигерои — они же и главные герои — «Бригады» являются фанатами «Бумера», что немудрено: они — бандиты, «Бумер» — про бандитов...).
* «Таксист» Мартина Скорсезе — герой уже не в силах был видеть грязь и беспредел на улицах ночного [[Большое яблоко|Нью-Йорка]], а встреча с [[Лоли|малолетней проституткой]] стала последней каплей, заставившей [[Война во Вьетнаме|ветерана Вьетнама]] схватиться за оружие. Сперва он покушался на сенатора (неудачно), потом устроил бойню в [[проституция|борделе]] и был признан героем (хотя оную малолетку туда никто особо силой не тащил). Строго говоря, сами создатели фильма не демонизируют систему, подчёркивая, что причиной столь острому восприятию реальности стали одиночество и запущенный [[ПТСР]].
* «Таксист» Мартина Скорсезе — герой уже не в силах был видеть грязь и беспредел на улицах ночного [[Большое яблоко|Нью-Йорка]], а встреча с [[Лоли|малолетней проституткой]] стала последней каплей, заставившей [[Война во Вьетнаме|ветерана Вьетнама]] схватиться за оружие. Сперва он покушался на сенатора (неудачно), потом устроил бойню в [[проституция|борделе]] и был признан героем (хотя оную малолетку туда никто особо силой не тащил). Строго говоря, сами создатели фильма не демонизируют систему, подчёркивая, что причиной столь острому восприятию реальности стали одиночество и запущенный [[ПТСР]].
* «Брат» — мальчик Данила в общем хороший, вот только его в армии научили убивать… а больше ничему.
* «Брат» — мальчик Данила в общем хороший, вот только его в армии научили убивать… а больше ничему.
* «Монстр» — на героиню с детства всем было наплевать, над ней все издевались, вот она и стала проституткой. А потом под руку попался пистолет, ну и понеслось…
* «Монстр» — на героиню с детства всем было наплевать, над ней все издевались, вот она и стала проституткой. А потом под руку попался пистолет, ну и понеслось…
* «Убить дракона» — созданная Драконом система заставляет горожан раболепствовать перед ним, а после гибели Дракона — перед бургомистром. В конце горожане именно так и оправдываются — мол, что мы могли сделать, система такая. А вот у Генриха оправдание «нас так учили» [[Инверсия|не катит]] — «[[Тяжёлое прошлое — это не оправдание|Всех учили. Но почему ты оказался первым учеником?]]».
* «[[Элизиум]]» во многом построен на тропе. Во всём виноваты буржуи-элои, отгрохавшие себе райскую космическую станцию, прихватизировавшие медицину и не желающие делиться с пролетариями-морлоками ни жизненным пространством, ни доступом к благам.
* «[[Элизиум]]» во многом построен на тропе. Во всём виноваты буржуи-элои, отгрохавшие себе райскую космическую станцию, прихватизировавшие медицину и не желающие делиться с пролетариями-морлоками ни жизненным пространством, ни доступом к благам.
* «[[Joker (2019)|Джокер]]». Артур Флек не виноват — он [[Бедный злодей!|бедный больной человек]]! Виноват проклятый Рейган, урезавший финансирование бесплатной медицины, из-за чего Артур лишился таблеток и вместо тихого забитого нытика превратился в маньяка-мстителя.
* «[[Joker (2019)|Джокер]]». Артур Флек не виноват — он [[Бедный злодей!|бедный больной человек]]! Виноват проклятый Рейган, урезавший финансирование бесплатной медицины, из-за чего Артур лишился таблеток и вместо тихого забитого нытика превратился в маньяка-мстителя.
** Хотя для Артура Флека/Джокера получается, что если бы система его не сломала, он так бы и остался неудачником и маменькиным сынком, и только благодаря такой системе он нашел свое призвание: нести хаос и разрушение. Однако многие скажут, что лучше уж быть каким угодно неудачником и нытиком, чем реализовывать такое вот «призвание» (а самые ярые добавят, что не может никто быть «призван судьбой» к такому: призвание — штука созидательная, иначе это просто мания).
** Хотя для Артура Флека/Джокера получается, что если бы система его не сломала, он так бы и остался неудачником и маменькиным сынком, и только благодаря такой системе он нашел свое призвание: нести хаос и разрушение. Однако многие скажут, что лучше уж быть каким угодно неудачником и нытиком, чем реализовывать такое вот «призвание» (а самые ярые добавят, что не может никто быть «призван судьбой» к такому: призвание —  штука созидательная, иначе это просто мания).
* «[[Law Abiding Citizen|Законопослушный гражданин]]» — несправедливость судебной системы заставила протагониста/антагониста вступить с ней в борьбу. Несправедливость, правда, строится на таком лютом изнасиловании этой самой системы (криминалисты умудрились пролюбить все улики), что начинает казаться спорной — по факту, заключается она в том, что судят по материалам дела, а не так, как знает режиссер и сценарист фильма, а плохой прокурор плох потому, что нашел способ хотя бы дать одному из урок вышку, а другому хоть какой-то срок, вместо того, чтобы их оправдали.
* «[[Law Abiding Citizen|Законопослушный гражданин]]» — несправедливость судебной системы заставила протагониста/антагониста вступить с ней в борьбу. Несправедливость, правда, строится на таком лютом изнасиловании этой самой системы (криминалисты умудрились пролюбить все улики), что начинает казаться спорной — по факту, заключается она в том, что судят по материалам дела, а не так, как знает режиссер и сценарист фильма, а плохой прокурор плох потому, что нашел способ хотя бы дать одному из урок вышку, а другому хоть какой-то срок, вместо того, чтобы их оправдали.
** Причем тот, которому дали вышку, от «системы» все же получил, даже больше, чем заслуживал. Но герой подменил препарат на нечто более веселое. Получается, тоже несправедливость системы — что колют смертельную дозу снотворного, а не распиливают болгаркой? Мелочь, а очень идет против декламируемой морали «ГГ не маньяк, а против несправедливой системы»
** Причем тот, которому дали вышку, от «системы» все же получил, даже больше, чем заслуживал. Но герой подменил препарат на нечто более веселое. Получается, тоже несправедливость системы — что колют смертельную дозу снотворного, а не распиливают болгаркой?
* «[[Ворошиловский стрелок]]» — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно.
* «[[Говорухин|Ворошиловский стрелок]]» — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно.
** Ну, правда, законными методами там никто настаивать и не пытался. Но, чтобы добиться правды законным путём, там надо было пойти жаловаться куда-то гораздо выше прокурора (прокурор оказался мразью): скажем, в Верховный Суд, министру внутренних дел, а то и лично президенту. А в такое старик не полез, просто плюнул и решил взять дело в свои руки.
* «Заложники» Резо Гигинеишвили ([[основано на реальных событиях]] — [[w:Попытка угона Ту-134 в ноябре 1983 года|неудавшемся угоне Ту-134 в 1983 году]]): в [[Генацвале и цинандали|Грузии]] совок был настолько [[Унылый Совок|унылый]], что для [[Золотая молодёжь|золотой молодёжи]] единственным выходом было захватить самолет <ref>Причём конкретно в данном случае возможность выехать из страны легально у золотой молодежи как раз была. Однако они решили, что гораздо круче будет [[цыганочка с выходом|привлечь к себе внимание]] захватом самолета.</ref>, в процессе убив и искалечив нескольких человек, в том числе девушку-стюардессу. [[Сарказм|Нэ расстрэливат жи рэбят толка за то, что аны захотель глатка свабод, слющай]]?! И это при том, что кавказцы вообще и грузины в особенности в восприятии остальных советских граждан играли [[я богатый, мне всё можно|ту же роль]], какую позже начнут играть [[новый русский|новые русские]]. [[Хуцпа|Уже само название объявляет «заложниками» (в смысле «унылого совка», из которого «никого не выпускали») самих захватчиков самолёта наравне с их жертвами]]. [[Сарказм|Но это быдло всё устраивало, раз самолёты не захватывали, так что их не жалко]]. Ждем байопика о трагической судьбе убийц стюардессы Нади Курченко.
* «Заложники» Резо Гигинеишвили ([[основано на реальных событиях]] — [[w:Попытка угона Ту-134 в ноябре 1983 года|неудавшемся угоне Ту-134 в 1983 году]]): в [[Генацвале и цинандали|Грузии]] совок был настолько [[Унылый Совок|унылый]], что для [[Золотая молодёжь|золотой молодёжи]] единственным выходом было захватить самолет,<ref>Причём конкретно в данном случае возможность выехать из страны легально у золотой молодежи как раз была. Однако они решили, что гораздо круче будет [[цыганочка с выходом|привлечь к себе внимание]] захватом самолета.</ref> в процессе убив и искалечив нескольких человек, в том числе девушку-стюардессу. [[Сарказм|Нэ расстрэливат жи рэбят толка за то, что аны захотель глатка свабод, слющай]]?! И это при том, что кавказцы вообще и грузины в особенности в восприятии остальных советских граждан играли [[я богатый, мне всё можно|ту же роль]], какую позже начнут играть [[новый русский|новые русские]]. [[Хуцпа|Уже само название объявляет «заложниками» (в смысле «унылого совка», из которого «никого не выпускали») самих захватчиков самолёта наравне с их жертвами]]. [[Сарказм|Но это быдло всё устраивало, раз самолёты не захватывали, так что их не жалко]]. Ждем байопика о трагической судьбе убийц стюардессы Нади Курченко.
* «Номер 44» — маньяк стал маньяком из-за [[Тяжелое детство, деревянные игрушки|тяжелого детства]] в детдоме и злобного Сталина, устроившего голодомор. [[И часовню тоже он!|А вездесущий Сталин маньяку ещё и помогает]], ставя палки в колёса любому, кто попытается вывести маньяка на чистую воду. Нет, серьезно, в этой вселенной система утверждает, что в СССР не может быть не то, что маньяков, а убийств вообще — поэтому труп с ножевыми списывают на попадание под поезд.
* «Номер 44» — маньяк стал маньяком из-за [[Тяжелое детство, деревянные игрушки|тяжелого детства]] в детдоме и злобного Сталина, устроившего голодомор. [[И часовню тоже он!|А вездесущий Сталин маньяку ещё и помогает]], ставя палки в колёса любому, кто попытается вывести маньяка на чистую воду. Нет, серьезно, в этой вселенной система утверждает, что в СССР не может быть не то, что маньяков, а убийств вообще — поэтому труп с ножевыми списывают на попадание под поезд.
* «Эвиленко» — тоже про Чикатило. Тут его довела жена, которая с ним не имела половых контактов, потому что коммунизм. И КГБ не то крышует, не то вдохновляет, чтобы пошатать Горбачева.
* «Эвиленко» — тоже про Чикатило. Тут его довела жена, которая с ним не имела половых контактов, потому что коммунизм. И КГБ не то крышует, не то вдохновляет, чтобы пошатать Горбачева.
Строка 104: Строка 101:
* «[[Следствие вели...]]» — вообще часто, и иногда обоснованно, но вот в серии про малолетнего убийцу Аркадий Нейланда как-то слишком прямо намекается, что бедного мальчика до такого довела атмосфера после развенчания культа личности Сталина и какая-то дуреха, бросившаяся от разбитой любви к Иосифу Виссарионычу с моста.
* «[[Следствие вели...]]» — вообще часто, и иногда обоснованно, но вот в серии про малолетнего убийцу Аркадий Нейланда как-то слишком прямо намекается, что бедного мальчика до такого довела атмосфера после развенчания культа личности Сталина и какая-то дуреха, бросившаяся от разбитой любви к Иосифу Виссарионычу с моста.
** Серия про захват заложников во Владикавказе П. Якшиянцем и компанией. Бедных террористов до такой дурной идеи, как захватить заложников и потребовать вылет в Израиль довела советская пропаганда, очернявшая Землю Обетованную, вот те и решили, что из Израиля их не выдадут, еще и наградят.
** Серия про захват заложников во Владикавказе П. Якшиянцем и компанией. Бедных террористов до такой дурной идеи, как захватить заложников и потребовать вылет в Израиль довела советская пропаганда, очернявшая Землю Обетованную, вот те и решили, что из Израиля их не выдадут, еще и наградят.
** Серия «Убить реформатора» про гибель П. М. Машерова. Здесь педаль в пол — сам факт намеренного покушения так, вообще-то, еще никем не установлен. Всю серию автор просто стенает, какой хороший был Машеров, и какой плохой был унылый совок, где он всем мешал своей чистотой и возвышенностью. Поэтому в его смерти виноваты. Они. А то не мог же такой человек просто попасть в ДТП. Вот Брежнев мог. Но это другое. А еще Брежнев не ездил не пристёгнутым на переднем сидении, как председатель колхоза (но это Машерову не оборудованную ремнями безопасности «Чайку» подсунули. Тоже специально), с конвоем, но без мигалок<ref>А вот тут «система» как раз могла сказаться: выполнять указания по матюгальнику из машины без мигалок водители не обязаны. Но «все все понимали», и именно это стало одним из факторов, спровоцировавших ДТП с гибелью Машерова</ref>.
** Серия «Убить реформатора» про гибель П. М. Машерова. Здесь педаль в пол — сам факт намеренного покушения так, вообще-то, еще никем не установлен. Всю серию автор стенает, какой хороший был Машеров, и какой плохой был унылый совок, где он всем мешал своей чистотой и возвышенностью. Поэтому его и убили. Они.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «[[Megamind|Мегамозг]]» — в фильме подчеркивается, что несчастного пришельца именно отсутствие любви и внимания (а также откровенный буллинг в школе) и довели до злодейской жизни, и что сам по себе Мегамозг — очень хороший парень. Впрочем, все его «злодейства» в сущности столь безобидны, что их действительно легко оправдать, и вообще они по сути были психологической компенсацией, ведь так он получал хоть что-то, напоминающее любовь.
* «[[Megamind|Мегамозг]]» — в фильме подчеркивается, что несчастного пришельца именно отсутствие любви и внимания (а также откровенный буллинг в школе) и довели до злодейской жизни, и что сам по себе Мегамозг — очень хороший парень. Впрочем, все его «злодейства» в сущности столь безобидны, что их действительно легко оправдать, и вообще они по сути были психологической компенсацией, ведь так он получал хоть что-то, напоминающее любовь.
** А ещё есть необузданная догадка, что Мегамозга подтолкнули ко злу специально. Чтобы местный копикрин супермена не скурвился от всесильности и вседозводенности.
** А ещё есть необузданная догадка, что Мегамозга подтолкнули ко злу специально. Чтобы местный копикрин супермена не скурвился от всесильности и вседозводенности.
* «Education for Death» (1943 г.) — собственно, весь мультфильм о том, как нацистская система растит из детей фанатиков, готовых выполнять зловещую волю фюрера.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
Строка 131: Строка 127:
Унылым говном прозябает рекламный отдел|Ожог «На месте завода „Компрессор“»}}
Унылым говном прозябает рекламный отдел|Ожог «На месте завода „Компрессор“»}}
На деле львиная доля творчества группы — [[субверсия]] данного тропа. Что на первый взгляд представляется рефлексией на тему «какую страну развалили, сволочи!», на деле ближе к тому, что «руины завода — это ужасно; но работающий завод ничуть не менее ужасно».
На деле львиная доля творчества группы — [[субверсия]] данного тропа. Что на первый взгляд представляется рефлексией на тему «какую страну развалили, сволочи!», на деле ближе к тому, что «руины завода — это ужасно; но работающий завод ничуть не менее ужасно».
=== [[Интернет]] ===
* Целый жанр «Левацких Видео-Эссе» на Ютубе. Происходит это так — Молодой Человек (любого биологического возраста. И пола) радикально левых (в основном анархистских взглядов), но при этом почему-то зовущий себя «Марксистом-Вставить нужного идеолога-истом» рассуждает о тайном антикапиталистическом посыле какого-нибудь мультсериала с Nickelodeon или инди-игры выводя их порой буквально из воздуха.
* Небезызвестный Красный циник тоже может видеть историю о том, как копетализьм убеваит (с) в любом сколько-нибудь остросоциальном кино, до «Голодных игр» включительно. Не говоря уже о фильмах, которые изначально посвящаются различным униженным и оскорбленным. И считает, что свобода, равенство и братство достигается прописыванием оных в конституции.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* [[Шутки ради]] — [[технари]] и [[Медицина|не они одни]] не чужды [[сарказм]]а и любят иронизировать.
** [[Компьютеры шутят]] — виновата двоичная система.
** [[Природа с ПМС]] — виновата Солнечная система.
** [[Психиатрия — это страшно]] — виновата нервная система.
* В общем-то, это лучший способ защитить борцов с враждебным режимом, если они действуют настолько жестокими методами, что невозможно скрыть (а то и просто обычных бандитов). Ну, или не защитить, а отождествить — мол, это из-за «кровавого режима» они стали такими отморозками, это он виноват в их жестокостях!
* В общем-то, это лучший способ защитить борцов с враждебным режимом, если они действуют настолько жестокими методами, что невозможно скрыть (а то и просто обычных бандитов). Ну, или не защитить, а отождествить — мол, это из-за «кровавого режима» они стали такими отморозками, это он виноват в их жестокостях!
** Почти любое громкое преступление на Западе трактовалось советской прессой именно в духе сабжа. Например, [[w:Катастрофа DC-6 под Лонгмонтом|теракт Джека Грэхема]]: ну как же, на Западе любовь к чистогану прививается с детства, ради наживы даже родную мать не пожалеют! На самом деле всё было гораздо проще — миссис Грэхем была той ещё [[Скверная мамочка|скверной мамочкой]], сына не любила и не особо о нём заботилась, благодаря чему закономерно вырастила законченного эгоиста.
** Почти любое громкое преступление на Западе трактовалось советской прессой именно в духе сабжа. Например, [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_DC-6_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC|теракт Джека Грэхема]: ну как же, на Западе любовь к чистогану прививается с детства, ради наживы даже родную мать не пожалеют! На самом деле всё было гораздо проще — миссис Грэхем была той ещё [[Скверная мамочка|скверной мамочкой]], сына не любила и не особо о нём заботилась, благодаря чему закономерно вырастила законченного эгоиста.
*** Но, признаться, даже убийство настолько любимой мамы можно было провернуть с меньшими побочными жертвами.
** На Западе, впрочем, не отставали, выставляя чуть ли не каждого отморозка и террориста борцом с тоталитаризЬмом. Как, например, [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%81,_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81|отца и сына Бразиньскасов], убивших во время угона самолёта ни в чём не повинную девушку-стюардессу. (Наверно, и в том, что годы спустя сын [[Сиротинушка|забил отца до смерти]], тоже виноват уже несуществующий к тому времени клятый совок.) Туда же — [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB_%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0|чудовищная бойня в Курске], устроенная парочкой слетевших с катушек [[дезертир]]ов, ой, простите, благородных героев, которые таким образом протестовали против ввода войск в [[Пиво, кнедлики и Швейк|Чехословакию]] и тирании КПСС по версии «Голоса Америки».
** На Западе, впрочем, не отставали, выставляя чуть ли не каждого отморозка и террориста борцом с тоталитаризЬмом. Как, например, [[w:Бразинскас, Пранас|отца и сына Бразиньскасов]], убивших во время угона самолёта ни в чём не повинную девушку-стюардессу. (Наверно, и в том, что годы спустя сын [[Сиротинушка|забил отца до смерти]], тоже виноват уже несуществующий к тому времени клятый совок.) Туда же — [[w:Расстрел на Привокзальной площади Курска|чудовищная бойня в Курске]], устроенная парочкой слетевших с катушек [[дезертир]]ов, ой, простите, благородных героев, которые таким образом протестовали против ввода войск в [[Пиво, кнедлики и Швейк|Чехословакию]] и тирании КПСС по версии «Голоса Америки».
** Полицаи и прочие коллаборационисты в СССР тоже были только потому, что кровавый режим довел. В других странах были дураки, ошибавшиеся, заблуждавшиеся, примкнувшие, идейные, приспособленцы, корыстные сволочи — в общем, на любой вкус. А тут — только потому, что кровавый режим.
** Полицаи и прочие коллаборационисты в СССР тоже были только потому, что кровавый режим довел. В других странах были дураки, ошибавшиеся, заблуждавшиеся, примкнувшие, идейные, приспособленцы, корыстные сволочи — в общем, на любой вкус. А тут — только потому, что кровавый режим. В терминальных случаях вообще заявляется, что в других странах коллаборационистов не было, а в СССР были, потому, что кровавый режим.
** Энтони Бивор обосновывал свои два миллиона изнасилованных немок тем, что в СССР требовали любить коммунизм и лично Сталина<ref>«Режим однозначно требовал, чтобы любая форма вожделения превращалась в любовь к партии, и прежде всего к Великому Вождю. Следствием подавления советским государством сексуальных желаний своих граждан стал так называемый „барачный эротизм“, который, несомненно, был более примитивным и жестоким, чем самая убогая иностранная порнография. И на все это накладывалось бесчеловечное влияние пропаганды, которая окончательно подавляла все сексуальные импульсы у людей. Таким образом, большинство советских солдат не имели необходимого сексуального образования и просто не знали, как правильно обходиться с женщиной». («Падение Берлина. 1945»)</ref>. А женщин запрещалось изображать не в закрытой одежде. Да, да, а [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC.jpg вот за это] давали 20 лет расстрела на урановых рудниках. И можно подумать, у них самих уже сексуальная революция была, половое воспитание в школах проходили и голых женщин можно было посмотреть в любых количествах.
** Энтони Бивор обосновывал свои два миллиона изнасилованных немок тем, что в СССР требовали любить коммунизм и лично Сталина<ref>«Режим однозначно требовал, чтобы [[1984|любая форма вожделения превращалась в любовь к партии, и прежде всего к Великому Вождю]]. Следствием подавления советским государством сексуальных желаний своих граждан стал так называемый „барачный эротизм“, который, несомненно, был более примитивным и жестоким, чем самая убогая иностранная порнография. И на все это накладывалось бесчеловечное влияние пропаганды, которая окончательно подавляла все сексуальные импульсы у людей. Таким образом, большинство советских солдат не имели необходимого сексуального образования и просто не знали, как правильно обходиться с женщиной». («Падение Берлина. 1945»)</ref>. А женщин запрещалось изображать не в закрытой одежде. Да, да, а [[w:Файл:Девушка с веслом.jpg|вот за это]] давали 20 лет расстрела на урановых рудниках. А за «Рабочего и Колхозницу» скульптора приговорили к 10 годам расстрелов через повешение. А уж если бы показать мистеру Бивору [https://erovvheel.com/eropainting/classical/deyneka/ соцреалистическую эротику], чтобы не сказал, что он про живопись, а вы мне про скульптуру… И можно подумать, у них самих уже сексуальная революция была, половое воспитание в школах проходили и голых женщин можно было посмотреть в любых количествах.
** Теракты Шамиля Басаева, которые прогрессивная антиллихенция (как в России, так и на Западе) пыталась оправдать как «сопротивление российскому империализму» и «борьбу за независимость Ичкерии». Справедливости ради, теракт 9/11 некоторые противники внешней политики США (опять же, как отечественные, так и западные) тоже пытались представить как ответную реакцию на Кровавый Американский Империализм. Теракты ИРА в Великобритании — в ту же копилку. Как и теракты и военная агрессия по отношению к Израилю.
** Теракты Шамиля Басаева, которые прогрессивная антиллихенция (как в России, так и на Западе) пыталась оправдать как «сопротивление российскому империализму» и «борьбу за независимость Ичкерии». Справедливости ради, теракт 9/11 некоторые противники внешней политики США (опять же, как отечественные, так и западные) тоже пытались представить как ответную реакцию на Кровавый Американский Империализм. Теракты ИРА в Великобритании — в ту же копилку. Как и теракты и военная агрессия по отношению к Израилю.
*** Справедливости ради отметим, что большинство сходилось на том, что инцидент 9/11 — просто [[Танцы на граблях|очередной эпизод]], когда [[Капитан Пиндостан]] был [[укушен собственной собакой]]. По [[Теория заговора|второй по популярности версии]] это вообще обычная [[борьба нанайских мальчиков]].
** Классическая украинская литература, вроде «Разве ревут волы, если ясли полны» или «Кайдашева семья». Почему персонажи этой сельской чернухи друг друга режут за ходящих на огороды кур, убиваются и убивают пьяными и терроризируют друг друга? Потому что где-то далеко в Москве сидит царь, поэтому люди страдают. Ссорятся из-за груши, дерутся за моток пряжи, воруют друг у друга куриные яйца. Если бы не было царя, они бы жили по-другому. Бонус за то, что от царя страдают жители украинских земель, входящих в состав Австро-Венгрии.
** Классическая украинская литература, вроде «Разве ревут волы, если ясли полны» или «Кайдашева семья». Почему персонажи этой сельской чернухи друг друга режут за ходящих на огороды кур, убиваются и убивают пьяными и терроризируют друг друга? Потому что [[эффект бабочки|где-то далеко в Москве]] сидит царь, поэтому люди страдают. Ссорятся из-за груши, дерутся за моток пряжи, воруют друг у друга куриные яйца. Если бы не было царя, они бы жили по-другому. Бонус, если от царя страдают жители украинских земель, входящих в состав Австро-Венгрии.
* Аналогично и в кино- и литературной критике. Почему на Западе снимают столько мелодрам? Чтобы утешить замученного ужасами капитализма западного зрителя! А почему там снимают столько [[Фильм ужасов|ужастиков]]? А чтобы отвлечь с ужасов капитала на ужасы вымышленные! (Что увы, тормозило развитие жанра хоррор в социалистических странах.) А почему там такая преступность? Это пример ужасов капитализма, для отвлечения от которых снимают ужастики, [[Заколдованный круг|которые провоцируют ещё большую преступность]]!
* Аналогично и в кино- и литературной критике. Почему на Западе снимают столько мелодрам? Чтобы утешить замученного ужасами капитализма западного зрителя! А почему там снимают столько [[Фильм ужасов|ужастиков]]? А чтобы отвлечь с ужасов капитала на ужасы вымышленные! (Что увы, тормозило развитие жанра хоррор в социалистических странах.) А почему там такая преступность? Это пример ужасов капитализма, для отвлечения от которых снимают ужастики, [[Заколдованный круг|которые провоцируют ещё большую преступность]]!
* В перестроечной литературе и публицистике — то же самое, но с обратным идеологическим знаком. Наиболее характерным примером можно назвать книгу Михаила Кривича и Ольгерда Ольгина «Товарищ убийца», в которой авторы всячески пытаются доказать, что Чикатило является порождением [[Унылый Совок|унылого Совка]], где насиловали мозги идеологией и при том даже к сексопатологу или психоаналитику нельзя было обратиться, и, по-видимому, [[И часовню тоже он!|лично Сталина]]. При этом они скромно умолчали, что демократично-свободные США, где с мозгоправами проблем не имеется, держат абсолютное первенство по числу серийных убийц, среди которых попадаются экземпляры кровожадней Андрей Романыча.
* В перестроечной литературе и публицистике — то же самое, но с обратным идеологическим знаком. Наиболее характерным примером можно назвать книгу Михаила Кривича и Ольгерда Ольгина «Товарищ убийца», в которой авторы всячески пытаются доказать, что Чикатило является порождением [[Унылый Совок|унылого Совка]], где насиловали мозги идеологией и при том даже к сексопатологу или психоаналитику нельзя было обратиться, и, по-видимому, [[И часовню тоже он!|лично Сталина]]. При этом они скромно умолчали, что демократично-свободные США, где с мозгоправами проблем не имеется, держат абсолютное первенство по числу серийных убийц, среди которых попадаются экземпляры кровожадней Андрей Романыча.
** Впрочем, книга [[Так плохо, что уже хорошо|ценна именно этим]] — как срез настроений эпохи и наглядное представление перестроечных чаяний (которые на данный момент выглядят, мягко говоря, диковато) и некоторых деталей, совершенно не очевидных современному читателю.
* Бытовые аргументы антикоммунистов: если ты при социализме бедный, то ничего, это система виновата, а если ты бедный при капитализме — то виноват только ты, потому что ленивый, тупой и не хочешь выйти из зоны комфорта, чтобы стать Успешным™. С диаметрально противоположной стороны тоже используется, но реже.
* Бытовые аргументы противников советского строя и иже с ним: если ты при социализме бедный, то виновата только и исключительно Система™, системно давящая любые ростки предпринимательской способности; а если ты бедный при капитализме — то виноват только ты, потому что ленивый, тупой и не хочешь выйти из зоны комфорта, чтобы стать Успешным™. В обратную сторону тоже работает.
* Воспоминания великой [[Опера|оперной]] певицы Галины Вишневской. Она винила советский строй ВО ВСЁМ, даже в том, что в детстве <s>кошка бросила котят</s> мать бросила её!
* Воспоминания великой [[Опера|оперной]] певицы Галины Вишневской. Она винила советский строй ВО ВСЁМ, даже в том, что в детстве <s>кошка бросила котят</s> мать бросила её!
* Многие преступники на скамье подсудимых активно педалируют троп, надеясь заслужить сочувствие присяжных. Энгельс гарантирует, что в его время это тоже было популярной отмазкой.
* Многие преступники на скамье подсудимых активно педалируют троп, надеясь заслужить сочувствие присяжных. Энгельс гарантирует, что в его время это тоже было популярной отмазкой.
* Массовый убийца [[wikipedia:1993 Long Island Rail Road shooting#%22Black rage%22 defense|Колин Фергюсон]] не виноват, потому что он чёрный и страдал от расизма. Правда, эту адвокатскую уловку сам Фергюсон отмёл и настаивал на том, что он вообще никого не убивал. И теперь будет сидеть до самой смерти, хотя шансы были…
* Массовый убийца [https://en.wikipedia.org/wiki/1993_Long_Island_Rail_Road_shooting#%22Black_rage%22_defense Колин Фергюсон] не виноват, потому что он чёрный и страдал от расизма. Правда, эту адвокатскую уловку сам Фергюсон отмёл и настаивал на том, что он вообще никого не убивал. И теперь будет сидеть до самой смерти, хотя шансы были…
* [[Серийный убийца]], [[вор]] и мошенник [[w:Собрадж, Чарльз|Шарль Сображ]], убивший по меньшей мере двенадцать туристов в Юго-Восточной Азии, оправдывал свои действия… борьбой с западным колониализмом, то есть у него натурально виновата буржуазная система!
* [[Серийный убийца]], [[вор]] и мошенник [[w:Собрадж, Чарльз|Шарль Сображ]], убивший по меньшей мере двенадцать туристов в Юго-Восточной Азии, оправдывал свои действия… борьбой с западным колониализмом, т. е. у него натурально виновата буржуазная система!
* Марвин Химейер, создатель и оператор знаменитого «[[:lm:Killdozer|киллдозера]]» считается одним из самых известных бойцов с системой. Он хотя бы никого не убил, хотя мог.
* Создатель и оператор знаменитого «киллдозера» считается одним из самых известных бойцов с системой. Он хотя бы никого не убил, хотя мог.
* Пьер-Франсуа́ Ласне́р (1803—1836) — французский [[Злой писатель|поэт]], [[вор]], убийца и [[педофил]], один из наиболее вероятных прототипов [[Преступление и наказание|Родиона Раскольникова]]. Имея некоторый литературный талант и здорово подвешенный язык, целый час доказывал в суде, что в жестоком убийстве знакомого и его [[Не щадить стариков|старухи-матери]] виновато равнодушное общество, это же декларировал в своих проникновенных виршах и мемуарах. Не получилось, не фартануло: равнодушное общество, утерев слезу умиления, постановило поэта [[Голову с плеч|окоротить]].
* Пьер-Франсуа́ Ласне́р (1803—1836) — французский [[Злой писатель|поэт]], [[вор]], убийца и [[педофил]], один из наиболее вероятных прототипов [[Преступление и наказание|Родиона Раскольникова]]. Имея некоторый литературный талант и здорово подвешенный язык, целый час доказывал в суде, что в жестоком убийстве знакомого и его [[Не щадить стариков|старухи-матери]] виновато равнодушное общество, это же декларировал в своих проникновенных виршах и мемуарах. Не получилось, не фартануло: равнодушное общество, утерев слезу умиления, постановило поэта [[Голову с плеч|окоротить]].


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />


{{Nav/Неоднозначные персонажи}}
{{Nav/Политика}}
{{Nav/Политика}}
{{Nav/Conspiracy}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!