Редактирование: Виновата буржуазная система
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Да нет, всё гораздо проще: '''виновата буржуазная система'''! Ну, или социалистическая, или ещё какая там автору не нравится. Главное — взять частный случай и возвести в абсолют, представив типичным порождением «горячо любимого» общественного строя. В умелых руках [[Эффект Молоха|выглядит убедительно]], в неумелых превращается в поклёп или даже оправдание злодея. Стремление списать собственные недостатки и неудачи на всех и вся, кроме себя любимого, всегда находит живой отклик у многих, так что и это зачастую встречает понимание публики. | Да нет, всё гораздо проще: '''виновата буржуазная система'''! Ну, или социалистическая, или ещё какая там автору не нравится. Главное — взять частный случай и возвести в абсолют, представив типичным порождением «горячо любимого» общественного строя. В умелых руках [[Эффект Молоха|выглядит убедительно]], в неумелых превращается в поклёп или даже оправдание злодея. Стремление списать собственные недостатки и неудачи на всех и вся, кроме себя любимого, всегда находит живой отклик у многих, так что и это зачастую встречает понимание публики. | ||
Троп может как [[с прикрученным фитильком|смягчиться]], так и [[педаль в пол|усугубиться]], если автор с одной стороны показывает, что [[был никем, стал кошмаром|конкретное ничтожество]] имело все шансы быть в той или иной степени злодеем [[такова моя натура|при любом раскладе]] (но если «хороший» строй давал ему шанс рано или поздно совершить [[поворот направо]], то в «плохом» общество само себе наживает гарантированное [[полное чудовище]]), а [[правда о слоне|с другой]] — автору хватает ума описать, как именно неприглядная для него система либо [[уже не торт|закономерно вырождается]] из [[приглаженная помойка|приглаженной помойки]] в априори [[антиутопия|антиутопичную]] [[мир-помойка|помойку]], либо сама по себе порождает ласкутное одеяло из помоек терпимых (приглаженных) и совсем адских (обычных), меняя своих обитателей в сторону [[милый злодей|милых]] или [[злодей по должности|вынужденных]] злодеев даже из [[непоколебимая чистота|непоколебимых]] «[[хороший парень|правильных ребят]]», а то и вовсе из [[мессианский архетип|праведников во плоти]]. И пока [[неуловимый Джо|недобитые]] почти [[зло в промышленных масштабах|поголовной]] моральной | Троп может как [[с прикрученным фитильком|смягчиться]], так и [[педаль в пол|усугубиться]], если автор с одной стороны показывает, что [[был никем, стал кошмаром|конкретное ничтожество]] имело все шансы быть в той или иной степени злодеем [[такова моя натура|при любом раскладе]] (но если «хороший» строй давал ему шанс рано или поздно совершить [[поворот направо]], то в «плохом» общество само себе наживает гарантированное [[полное чудовище]]), а [[правда о слоне|с другой]] — автору хватает ума описать, как именно неприглядная для него система либо [[уже не торт|закономерно вырождается]] из [[приглаженная помойка|приглаженной помойки]] в априори [[антиутопия|антиутопичную]] [[мир-помойка|помойку]], либо сама по себе порождает ласкутное одеяло из помоек терпимых (приглаженных) и совсем адских (обычных), меняя своих обитателей в сторону [[милый злодей|милых]] или [[злодей по должности|вынужденных]] злодеев даже из [[непоколебимая чистота|непоколебимых]] «[[хороший парень|правильных ребят]]», а то и вовсе из [[мессианский архетип|праведников во плоти]]. И пока [[неуловимый Джо|недобитые]] почти [[зло в промышленных масштабах|поголовной]] моральной порчей [[непокорные, несгибаемые, несломленные|уцелевшие добряки]] бессмысленно [[танцы на граблях|копошатся в следствиях]] системы, в гордом одиночестве изживают свои последние хорошие качества и ничего не собираются делать с ''причиной'' (то есть оставление раз за разом провальных попыток исправить «условно плохой» строй, сменив его условно «прогрессивным», «лучшим»), [[хороший плохой конец|ничего]] [[плохой хороший конец|хорошего]] [[несчастливый конец|не ждите]]. | ||
Как вариант, «неправильной системой» объясняется [[так мрачно, что уже пофиг|безысходность сеттинга]] — [[шоковая терапия|ну а что может быть хорошего при таком-то укладе]]? | Как вариант, «неправильной системой» объясняется [[так мрачно, что уже пофиг|безысходность сеттинга]] — [[шоковая терапия|ну а что может быть хорошего при таком-то укладе]]? | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
Троп может отыгрываться как на полном серьёзе, [[Я пострадавший, мне всё можно|так и с иронией в отношении персонажа, у которого все виноваты, кроме него самого]]. | Троп может отыгрываться как на полном серьёзе, [[Я пострадавший, мне всё можно|так и с иронией в отношении персонажа, у которого все виноваты, кроме него самого]]. | ||
А еще, что нисколько не отменяет личной ответственности, все-таки надо признать, что в некоторых случаях обстоятельства могут склонять к преступному способу решения проблемы. Нет, повторимся, личную ответственность никто не отменяет и не умаляет, но бывает, что в одной системе нужно тратить очки моральной стойкости тогда, когда в другой это и в голову не придет. Скажем, когда единственным способом получить развод становится | А еще, что нисколько не отменяет личной ответственности, все-таки надо признать, что в некоторых случаях обстоятельства могут склонять к преступному способу решения проблемы. Нет, повторимся, личную ответственность никто не отменяет и не умаляет, но бывает, что в одной системе нужно тратить очки моральной стойкости тогда, когда в другой это и в голову не придет. Скажем, когда единственным способом получить развод становится убийство супруга, такие мысли будут при желании развестись приходить в голову чаще, чем когда можно просто развестись. Или при проклятом капитализме все же слабо себе представляется [[w:Убийство на «Ждановской»|нападение милиционеров (со смертельным исходом) на сотрудника КГБ с целью завладения палкой колбасы и банкой болгарских помидоров]]… | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 68: | Строка 68: | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]». | * [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]». | ||
{{Q|pre=1|Традиционная изначальная схема всех наших мероприятий с ее непременной аксиомой о существовании разветвленной организации злоумышленников разлетелась в пыль, и я только удивлялся, как я раньше не усмотрел всей ее глупой сложности для этой простой страны. Не было тайных мастерских, охраняемых угрюмыми личностями с кастетами, не было осторожных, лишенных принципов деловых людей, не было коммивояжеров с двойными воротничками, набитыми контрабандой, и зря Оскар вычерчивал эту красивую схему из кружков и квадратиков, соединенных путаницей линий, с надписями «центр», «штаб» и многочисленными вопросительными знаками. Нечего было разрушать и сжигать, некого здесь было брать и высылать на Баффинову Землю. Была современная промышленность бытовых приборов, государственные магазины, где слеги продавались по пятьдесят центов, и были — вначале — один-два не лишенных изобретательности человека, изнывающих от безделья и жаждущих новых впечатлений, и была средних размеров страна, где изобилие было когда-то целью, да так и не стало средством. И этого оказалось вполне достаточно.|Объяснение эпидемии слега.}} | {{Q|pre=1|Традиционная изначальная схема всех наших мероприятий с ее непременной аксиомой о существовании разветвленной организации злоумышленников разлетелась в пыль, и я только удивлялся, как я раньше не усмотрел всей ее глупой сложности для этой простой страны. Не было тайных мастерских, охраняемых угрюмыми личностями с кастетами, не было осторожных, лишенных принципов деловых людей, не было коммивояжеров с двойными воротничками, набитыми контрабандой, и зря Оскар вычерчивал эту красивую схему из кружков и квадратиков, соединенных путаницей линий, с надписями «центр», «штаб» и многочисленными вопросительными знаками. Нечего было разрушать и сжигать, некого здесь было брать и высылать на Баффинову Землю. Была современная промышленность бытовых приборов, государственные магазины, где слеги продавались по пятьдесят центов, и были — вначале — один-два не лишенных изобретательности человека, изнывающих от безделья и жаждущих новых впечатлений, и была средних размеров страна, где изобилие было когда-то целью, да так и не стало средством. И этого оказалось вполне достаточно.|Объяснение эпидемии слега.}} | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Почти любое [[перестроечное кино]] — виноват [[Смищной аксэнт|сосалистический]] [[Камаз Отходов|режЫма, тоталита-а-арный машина!]] [[Сарказм|Слава Богу]], при капиталистическом [[Бесславные 90-е|жить стало лучше, жить стало веселее]]. | * Почти любое [[перестроечное кино]] — виноват [[Смищной аксэнт|сосалистический]] [[Камаз Отходов|режЫма, тоталита-а-арный машина!]] [[Сарказм|Слава Богу]], при капиталистическом [[Бесславные 90-е|жить стало лучше, жить стало веселее]]. | ||
* «Москва на Гудзоне» — купив у «левака» казенный бензин, недовольный [[Унылый Совок|советской жизнью]] приятель Робина Уильямса тут же невозмутимо говорит ему: «Теперь видишь, как мы испорчены?» И, видимо, он даже искреннен. | * «Москва на Гудзоне» — купив у «левака» казенный бензин, недовольный [[Унылый Совок|советской жизнью]] приятель Робина Уильямса тут же невозмутимо говорит ему: «Теперь видишь, как мы испорчены?» И, видимо, он даже искреннен. | ||
* Жанр [[Кино и немцы]] после Перестройки тропом просто живёт — кто виноват в поражениях и неудачах? Естественно партия и лично Сталин, который сослал [[Мэри Сью|героев, без которых не выиграть войну]] в лагеря! И, конечно же, если вернуть их из лагерей, они будут сражаться вопреки приказам командования и победят! | * Жанр [[Кино и немцы]] после Перестройки тропом просто живёт — кто виноват в поражениях и неудачах? Естественно партия и лично Сталин, который сослал [[Мэри Сью|героев, без которых не выиграть войну]] в лагеря! И, конечно же, если вернуть их из лагерей, они будут сражаться вопреки приказам командования и победят! | ||
* «Бумер» — «Не мы такие, жизнь такая». | * «Бумер» — «Не мы такие, жизнь такая». | ||
** Фраза взята из малоизвестного телесериала | ** Фраза взята из малоизвестного телесериала «Крот» — и повторена еще раз в «Бригаде» (похоже, антигерои — они же и главные герои — «Бригады» являются фанатами «Бумера», что немудрено: они — бандиты, «Бумер» — про бандитов...). | ||
* «Таксист» Мартина Скорсезе — герой уже не в силах был видеть грязь и беспредел на улицах ночного [[Большое яблоко|Нью-Йорка]], а встреча с [[Лоли|малолетней проституткой]] стала последней каплей, заставившей [[Война во Вьетнаме|ветерана Вьетнама]] схватиться за оружие. Сперва он покушался на сенатора (неудачно), потом устроил бойню в [[проституция|борделе]] и был признан героем (хотя оную малолетку туда никто особо силой не тащил). Строго говоря, сами создатели фильма не демонизируют систему, подчёркивая, что причиной столь острому восприятию реальности стали одиночество и запущенный [[ПТСР]]. | * «Таксист» Мартина Скорсезе — герой уже не в силах был видеть грязь и беспредел на улицах ночного [[Большое яблоко|Нью-Йорка]], а встреча с [[Лоли|малолетней проституткой]] стала последней каплей, заставившей [[Война во Вьетнаме|ветерана Вьетнама]] схватиться за оружие. Сперва он покушался на сенатора (неудачно), потом устроил бойню в [[проституция|борделе]] и был признан героем (хотя оную малолетку туда никто особо силой не тащил). Строго говоря, сами создатели фильма не демонизируют систему, подчёркивая, что причиной столь острому восприятию реальности стали одиночество и запущенный [[ПТСР]]. | ||
* «Брат» — мальчик Данила в общем хороший, вот только его в армии научили убивать… а больше ничему. | * «Брат» — мальчик Данила в общем хороший, вот только его в армии научили убивать… а больше ничему. | ||
* «Монстр» — на героиню с детства всем было наплевать, над ней все издевались, вот она и стала проституткой. А потом под руку попался пистолет, ну и понеслось… | * «Монстр» — на героиню с детства всем было наплевать, над ней все издевались, вот она и стала проституткой. А потом под руку попался пистолет, ну и понеслось… | ||
* «[[Элизиум]]» во многом построен на тропе. Во всём виноваты буржуи-элои, отгрохавшие себе райскую космическую станцию, прихватизировавшие медицину и не желающие делиться с пролетариями-морлоками ни жизненным пространством, ни доступом к благам. | * «[[Элизиум]]» во многом построен на тропе. Во всём виноваты буржуи-элои, отгрохавшие себе райскую космическую станцию, прихватизировавшие медицину и не желающие делиться с пролетариями-морлоками ни жизненным пространством, ни доступом к благам. | ||
* «[[Joker (2019)|Джокер]]». Артур Флек не виноват — он [[Бедный злодей!|бедный больной человек]]! Виноват проклятый Рейган, урезавший финансирование бесплатной медицины, из-за чего Артур лишился таблеток и вместо тихого забитого нытика превратился в маньяка-мстителя. | * «[[Joker (2019)|Джокер]]». Артур Флек не виноват — он [[Бедный злодей!|бедный больной человек]]! Виноват проклятый Рейган, урезавший финансирование бесплатной медицины, из-за чего Артур лишился таблеток и вместо тихого забитого нытика превратился в маньяка-мстителя. | ||
** Хотя для Артура Флека/Джокера получается, что если бы система его не сломала, он так бы и остался неудачником и маменькиным сынком, и только благодаря такой системе он нашел свое призвание: нести хаос и разрушение. Однако многие скажут, что лучше уж быть каким угодно неудачником и нытиком, чем реализовывать такое вот «призвание» (а самые ярые добавят, что не может никто быть «призван судьбой» к такому: | ** Хотя для Артура Флека/Джокера получается, что если бы система его не сломала, он так бы и остался неудачником и маменькиным сынком, и только благодаря такой системе он нашел свое призвание: нести хаос и разрушение. Однако многие скажут, что лучше уж быть каким угодно неудачником и нытиком, чем реализовывать такое вот «призвание» (а самые ярые добавят, что не может никто быть «призван судьбой» к такому: призвание — штука созидательная, иначе это просто мания). | ||
* «[[Law Abiding Citizen|Законопослушный гражданин]]» — несправедливость судебной системы заставила протагониста/антагониста вступить с ней в борьбу. Несправедливость, правда, строится на таком лютом изнасиловании этой самой системы (криминалисты умудрились пролюбить все улики), что начинает казаться спорной — по факту, заключается она в том, что судят по материалам дела, а не так, как знает режиссер и сценарист фильма, а плохой прокурор плох потому, что нашел способ хотя бы дать одному из урок вышку, а другому хоть какой-то срок, вместо того, чтобы их оправдали. | * «[[Law Abiding Citizen|Законопослушный гражданин]]» — несправедливость судебной системы заставила протагониста/антагониста вступить с ней в борьбу. Несправедливость, правда, строится на таком лютом изнасиловании этой самой системы (криминалисты умудрились пролюбить все улики), что начинает казаться спорной — по факту, заключается она в том, что судят по материалам дела, а не так, как знает режиссер и сценарист фильма, а плохой прокурор плох потому, что нашел способ хотя бы дать одному из урок вышку, а другому хоть какой-то срок, вместо того, чтобы их оправдали. | ||
** Причем тот, которому дали вышку, от «системы» все же получил, даже больше, чем заслуживал. Но герой подменил препарат на нечто более веселое. Получается, тоже несправедливость системы — что колют смертельную дозу снотворного, а не распиливают болгаркой? | ** Причем тот, которому дали вышку, от «системы» все же получил, даже больше, чем заслуживал. Но герой подменил препарат на нечто более веселое. Получается, тоже несправедливость системы — что колют смертельную дозу снотворного, а не распиливают болгаркой? | ||
* «[[Ворошиловский стрелок]]» — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно | * «[[Говорухин|Ворошиловский стрелок]]» — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно. | ||
* «Заложники» Резо Гигинеишвили ([[основано на реальных событиях]] — [[w:Попытка угона Ту-134 в ноябре 1983 года|неудавшемся угоне Ту-134 в 1983 году]]): в [[Генацвале и цинандали|Грузии]] совок был настолько [[Унылый Совок|унылый]], что для [[Золотая молодёжь|золотой молодёжи]] единственным выходом было захватить самолет <ref>Причём конкретно в данном случае возможность выехать из страны легально у золотой молодежи как раз была. Однако они решили, что гораздо круче будет [[цыганочка с выходом|привлечь к себе внимание]] захватом самолета.</ref>, в процессе убив и искалечив нескольких человек, в том числе девушку-стюардессу. [[Сарказм|Нэ расстрэливат жи рэбят толка за то, что аны захотель глатка свабод, слющай]]?! И это при том, что кавказцы вообще и грузины в особенности в восприятии остальных советских граждан играли [[я богатый, мне всё можно|ту же роль]], какую позже начнут играть [[новый русский|новые русские]]. [[Хуцпа|Уже само название объявляет «заложниками» (в смысле «унылого совка», из которого «никого не выпускали») самих захватчиков самолёта наравне с их жертвами]]. [[Сарказм|Но это быдло всё устраивало, раз самолёты не захватывали, так что их не жалко]]. Ждем байопика о трагической судьбе убийц стюардессы Нади Курченко. | |||
* «Заложники» Резо Гигинеишвили ([[основано на реальных событиях]] — [[w:Попытка угона Ту-134 в ноябре 1983 года|неудавшемся угоне Ту-134 в | |||
* «Номер 44» — маньяк стал маньяком из-за [[Тяжелое детство, деревянные игрушки|тяжелого детства]] в детдоме и злобного Сталина, устроившего голодомор. [[И часовню тоже он!|А вездесущий Сталин маньяку ещё и помогает]], ставя палки в колёса любому, кто попытается вывести маньяка на чистую воду. Нет, серьезно, в этой вселенной система утверждает, что в СССР не может быть не то, что маньяков, а убийств вообще — поэтому труп с ножевыми списывают на попадание под поезд. | * «Номер 44» — маньяк стал маньяком из-за [[Тяжелое детство, деревянные игрушки|тяжелого детства]] в детдоме и злобного Сталина, устроившего голодомор. [[И часовню тоже он!|А вездесущий Сталин маньяку ещё и помогает]], ставя палки в колёса любому, кто попытается вывести маньяка на чистую воду. Нет, серьезно, в этой вселенной система утверждает, что в СССР не может быть не то, что маньяков, а убийств вообще — поэтому труп с ножевыми списывают на попадание под поезд. | ||
* «Эвиленко» — тоже про Чикатило. Тут его довела жена, которая с ним не имела половых контактов, потому что коммунизм. И КГБ не то крышует, не то вдохновляет, чтобы пошатать Горбачева. | * «Эвиленко» — тоже про Чикатило. Тут его довела жена, которая с ним не имела половых контактов, потому что коммунизм. И КГБ не то крышует, не то вдохновляет, чтобы пошатать Горбачева. | ||
Строка 97: | Строка 91: | ||
* «Рождённый для ада» aka «Неприкрытая резня» — триллер, вдохновлённый нашумевшим преступлением [[Маньяк|маньяка-убийцы]] [[w:Спек, Ричард|Ричарда Спека]], однако действие перенесено в Северную Ирландию и вплетено в контекст [[w:Конфликт в Северной Ирландии|Смуты]] и [[Война во Вьетнаме|войны во Вьетнаме]], с которой и прибыл [[ПТСР]]-нутый [[протагонист-злодей]]. Название «Naked Massacre» (которое [[надмозги]] перевели как «Резня обнажённых») отображает основной посыл ленты — [[Свинцовые семидесятые|общество, погрязшее в насилии]], как бы не хуже маньяка (которого само же и породило), поскольку маньяк хотя бы честно признаётся, что не знает, зачем зарезал восемь ни в чём не повинных девушек, не прикрывая свои зверства фиговым листочком из религии или политики. | * «Рождённый для ада» aka «Неприкрытая резня» — триллер, вдохновлённый нашумевшим преступлением [[Маньяк|маньяка-убийцы]] [[w:Спек, Ричард|Ричарда Спека]], однако действие перенесено в Северную Ирландию и вплетено в контекст [[w:Конфликт в Северной Ирландии|Смуты]] и [[Война во Вьетнаме|войны во Вьетнаме]], с которой и прибыл [[ПТСР]]-нутый [[протагонист-злодей]]. Название «Naked Massacre» (которое [[надмозги]] перевели как «Резня обнажённых») отображает основной посыл ленты — [[Свинцовые семидесятые|общество, погрязшее в насилии]], как бы не хуже маньяка (которого само же и породило), поскольку маньяк хотя бы честно признаётся, что не знает, зачем зарезал восемь ни в чём не повинных девушек, не прикрывая свои зверства фиговым листочком из религии или политики. | ||
* «[[Извините, мы вас не застали]]» — все об этом, как и остальные фильмы Кена Лоуча. Здесь это наиболее ярко выражено, потому что при всем желании тут не найти некий центральный офис или главного мегакапиталиста. Да, тут есть начальник смены Малоуни, который тот еще козел — но сам он, по сути, ничего не решает, только распределяет посылки для доставки и козлит чисто от себя, на его месте мог быть сколь угодно обходительный культуртрегер, который бы распределял те же посылки с тем же непосильным расписанием, только с улыбкой. Формально Рикки Тернер знал, на что шел — стать самому себе хозяином, работать на себя, и рискнул продать семейный автомобиль ради взноса за фургон. Никто его не обманывал — только свободный рынок, никто никому ничего не должен, катайся по заказам согласно жесткому таймингу или катись. В разговоре с его женой-сиделкой Эбби инвалидка строго левых взглядов возмущается ее ненормированным рабочим днем… а потом сама же вызывает за помощью в ночь субботы. В итоге вроде бы никто не виноват, а и без того не процветающая семья оказалась на грани распада, а Рикки стал рабом своего фургона, выезжая на смену даже после избиения. | * «[[Извините, мы вас не застали]]» — все об этом, как и остальные фильмы Кена Лоуча. Здесь это наиболее ярко выражено, потому что при всем желании тут не найти некий центральный офис или главного мегакапиталиста. Да, тут есть начальник смены Малоуни, который тот еще козел — но сам он, по сути, ничего не решает, только распределяет посылки для доставки и козлит чисто от себя, на его месте мог быть сколь угодно обходительный культуртрегер, который бы распределял те же посылки с тем же непосильным расписанием, только с улыбкой. Формально Рикки Тернер знал, на что шел — стать самому себе хозяином, работать на себя, и рискнул продать семейный автомобиль ради взноса за фургон. Никто его не обманывал — только свободный рынок, никто никому ничего не должен, катайся по заказам согласно жесткому таймингу или катись. В разговоре с его женой-сиделкой Эбби инвалидка строго левых взглядов возмущается ее ненормированным рабочим днем… а потом сама же вызывает за помощью в ночь субботы. В итоге вроде бы никто не виноват, а и без того не процветающая семья оказалась на грани распада, а Рикки стал рабом своего фургона, выезжая на смену даже после избиения. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 104: | Строка 97: | ||
* «[[Следствие вели...]]» — вообще часто, и иногда обоснованно, но вот в серии про малолетнего убийцу Аркадий Нейланда как-то слишком прямо намекается, что бедного мальчика до такого довела атмосфера после развенчания культа личности Сталина и какая-то дуреха, бросившаяся от разбитой любви к Иосифу Виссарионычу с моста. | * «[[Следствие вели...]]» — вообще часто, и иногда обоснованно, но вот в серии про малолетнего убийцу Аркадий Нейланда как-то слишком прямо намекается, что бедного мальчика до такого довела атмосфера после развенчания культа личности Сталина и какая-то дуреха, бросившаяся от разбитой любви к Иосифу Виссарионычу с моста. | ||
** Серия про захват заложников во Владикавказе П. Якшиянцем и компанией. Бедных террористов до такой дурной идеи, как захватить заложников и потребовать вылет в Израиль довела советская пропаганда, очернявшая Землю Обетованную, вот те и решили, что из Израиля их не выдадут, еще и наградят. | ** Серия про захват заложников во Владикавказе П. Якшиянцем и компанией. Бедных террористов до такой дурной идеи, как захватить заложников и потребовать вылет в Израиль довела советская пропаганда, очернявшая Землю Обетованную, вот те и решили, что из Израиля их не выдадут, еще и наградят. | ||
** Серия «Убить реформатора» про гибель П. М. Машерова. Здесь педаль в пол — сам факт намеренного покушения так, вообще-то, еще никем не установлен. Всю серию автор | ** Серия «Убить реформатора» про гибель П. М. Машерова. Здесь педаль в пол — сам факт намеренного покушения так, вообще-то, еще никем не установлен. Всю серию автор стенает, какой хороший был Машеров, и какой плохой был унылый совок, где он всем мешал своей чистотой и возвышенностью. Поэтому его и убили. Они. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Megamind|Мегамозг]]» — в фильме подчеркивается, что несчастного пришельца именно отсутствие любви и внимания (а также откровенный буллинг в школе) и довели до злодейской жизни, и что сам по себе Мегамозг — очень хороший парень. Впрочем, все его «злодейства» в сущности столь безобидны, что их действительно легко оправдать, и вообще они по сути были психологической компенсацией, ведь так он получал хоть что-то, напоминающее любовь. | * «[[Megamind|Мегамозг]]» — в фильме подчеркивается, что несчастного пришельца именно отсутствие любви и внимания (а также откровенный буллинг в школе) и довели до злодейской жизни, и что сам по себе Мегамозг — очень хороший парень. Впрочем, все его «злодейства» в сущности столь безобидны, что их действительно легко оправдать, и вообще они по сути были психологической компенсацией, ведь так он получал хоть что-то, напоминающее любовь. | ||
** А ещё есть необузданная догадка, что Мегамозга подтолкнули ко злу специально. Чтобы местный копикрин супермена не скурвился от всесильности и вседозводенности. | ** А ещё есть необузданная догадка, что Мегамозга подтолкнули ко злу специально. Чтобы местный копикрин супермена не скурвился от всесильности и вседозводенности. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
Строка 121: | Строка 113: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[ | * [[Психопаспорт]] — эталонный пример [[антиутопия по Хаксли|де-юре «мягкой» антиутопии]], в которой и [[такова моя натура|самих себе маньяков]] вместе с репрессируемыми [[сломленная птица|сломленными птицами]] хватает, и «[[наказание до преступления|Сивилла]]» будет [[из двух зол выбирай меньшее|почище]] охватившей весь остальной мир [[бессмысленная война|мелкодержавной мясорубки]], и даже такие [[непоколебимая чистота|морально крепкие]] ребята, как [[законопослушный добрый|Акане]] и [[нейтральный добрый|Синья]], в конце концов [[эффект Молоха|продолжают оказывать добровольную поддержку «Сивилле»]] по [[цель оправдывает средства|чрезмерному притеснению нездоровой народной психики]], втихаря мечтая то о [[Революция по-детски|реформах снизу]], то о [[революция не по-детски|беспощадном бунте]], и тщетно выискивая [[ахиллесова пята|ахиллесову пяту]] сабжа, хотя не факт, что таковая [[хэппи-энд нужно заслужить|появится в дальнейшем]], а то и [[несчастливый конец|вообще существует]]… | ||
* [[Yuru Yuri]] — Пародийный вариант, как и всё аниме. Когда Сакурако угрожала [[смехотворные пытки|защекотать]] Каэдэ, та попросила сестрёнку не сердиться на Сакурако, ссылаясь на порочность общества, сфоримрованного системой образования. | * [[Yuru Yuri]] — Пародийный вариант, как и всё аниме. Когда Сакурако угрожала [[смехотворные пытки|защекотать]] Каэдэ, та попросила сестрёнку не сердиться на Сакурако, ссылаясь на порочность общества, сфоримрованного системой образования. | ||
* [[Kaifuku Jutsushi no Yarinaoshi | * [[Kaifuku Jutsushi no Yarinaoshi]] — после промывки мозгов принцесса Фрейя оказалась вполне милой и вменяемой девушкой, что навело Кэяру на мысль о необходимости мести не отдельным уродам, а установившимся в королевстве порядкам, при которых только такие уроды и выживают и добиваются успеха. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 131: | Строка 123: | ||
Унылым говном прозябает рекламный отдел|Ожог «На месте завода „Компрессор“»}} | Унылым говном прозябает рекламный отдел|Ожог «На месте завода „Компрессор“»}} | ||
На деле львиная доля творчества группы — [[субверсия]] данного тропа. Что на первый взгляд представляется рефлексией на тему «какую страну развалили, сволочи!», на деле ближе к тому, что «руины завода — это ужасно; но работающий завод ничуть не менее ужасно». | На деле львиная доля творчества группы — [[субверсия]] данного тропа. Что на первый взгляд представляется рефлексией на тему «какую страну развалили, сволочи!», на деле ближе к тому, что «руины завода — это ужасно; но работающий завод ничуть не менее ужасно». | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* В общем-то, это лучший способ защитить борцов с враждебным режимом, если они действуют настолько жестокими методами, что невозможно скрыть (а то и просто обычных бандитов). Ну, или не защитить, а отождествить — мол, это из-за «кровавого режима» они стали такими отморозками, это он виноват в их жестокостях! | * В общем-то, это лучший способ защитить борцов с враждебным режимом, если они действуют настолько жестокими методами, что невозможно скрыть (а то и просто обычных бандитов). Ну, или не защитить, а отождествить — мол, это из-за «кровавого режима» они стали такими отморозками, это он виноват в их жестокостях! | ||
** Почти любое громкое преступление на Западе трактовалось советской прессой именно в духе сабжа. Например, [ | ** Почти любое громкое преступление на Западе трактовалось советской прессой именно в духе сабжа. Например, [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_DC-6_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC|теракт Джека Грэхема]: ну как же, на Западе любовь к чистогану прививается с детства, ради наживы даже родную мать не пожалеют! На самом деле всё было гораздо проще — миссис Грэхем была той ещё [[Скверная мамочка|скверной мамочкой]], сына не любила и не особо о нём заботилась, благодаря чему закономерно вырастила законченного эгоиста. | ||
** На Западе, впрочем, не отставали, выставляя чуть ли не каждого отморозка и террориста борцом с тоталитаризЬмом. Как, например, [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%81,_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81|отца и сына Бразиньскасов], убивших во время угона самолёта ни в чём не повинную девушку-стюардессу. (Наверно, и в том, что годы спустя сын [[Сиротинушка|забил отца до смерти]], тоже виноват уже несуществующий к тому времени клятый совок.) Туда же — [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB_%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0|чудовищная бойня в Курске], устроенная парочкой слетевших с катушек [[дезертир]]ов, ой, простите, благородных героев, которые таким образом протестовали против ввода войск в [[Пиво, кнедлики и Швейк|Чехословакию]] и тирании КПСС по версии «Голоса Америки». | |||
** На Западе, впрочем, не отставали, выставляя чуть ли не каждого отморозка и террориста борцом с тоталитаризЬмом. Как, например, [ | ** Полицаи и прочие коллаборационисты в СССР тоже были только потому, что кровавый режим довел. В других странах были дураки, ошибавшиеся, заблуждавшиеся, примкнувшие, идейные, приспособленцы, корыстные сволочи — в общем, на любой вкус. А тут — только потому, что кровавый режим. | ||
** Полицаи и прочие коллаборационисты в СССР тоже были только потому, что кровавый режим довел. В других странах были дураки, ошибавшиеся, заблуждавшиеся, примкнувшие, идейные, приспособленцы, корыстные сволочи — в общем, на любой вкус. А тут — только | ** Энтони Бивор обосновывал свои два миллиона изнасилованных немок тем, что в СССР требовали любить коммунизм и лично Сталина<ref>«Режим однозначно требовал, чтобы любая форма вожделения превращалась в любовь к партии, и прежде всего к Великому Вождю. Следствием подавления советским государством сексуальных желаний своих граждан стал так называемый „барачный эротизм“, который, несомненно, был более примитивным и жестоким, чем самая убогая иностранная порнография. И на все это накладывалось бесчеловечное влияние пропаганды, которая окончательно подавляла все сексуальные импульсы у людей. Таким образом, большинство советских солдат не имели необходимого сексуального образования и просто не знали, как правильно обходиться с женщиной». («Падение Берлина. 1945»)</ref>. А женщин запрещалось изображать не в закрытой одежде. Да, да, а [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC.jpg вот за это] давали 20 лет расстрела на урановых рудниках. И можно подумать, у них самих уже сексуальная революция была, половое воспитание в школах проходили и голых женщин можно было посмотреть в любых количествах. | ||
** Энтони Бивор обосновывал свои два миллиона изнасилованных немок тем, что в СССР требовали любить коммунизм и лично Сталина<ref>«Режим однозначно требовал, чтобы | |||
** Теракты Шамиля Басаева, которые прогрессивная антиллихенция (как в России, так и на Западе) пыталась оправдать как «сопротивление российскому империализму» и «борьбу за независимость Ичкерии». Справедливости ради, теракт 9/11 некоторые противники внешней политики США (опять же, как отечественные, так и западные) тоже пытались представить как ответную реакцию на Кровавый Американский Империализм. Теракты ИРА в Великобритании — в ту же копилку. Как и теракты и военная агрессия по отношению к Израилю. | ** Теракты Шамиля Басаева, которые прогрессивная антиллихенция (как в России, так и на Западе) пыталась оправдать как «сопротивление российскому империализму» и «борьбу за независимость Ичкерии». Справедливости ради, теракт 9/11 некоторые противники внешней политики США (опять же, как отечественные, так и западные) тоже пытались представить как ответную реакцию на Кровавый Американский Империализм. Теракты ИРА в Великобритании — в ту же копилку. Как и теракты и военная агрессия по отношению к Израилю. | ||
* Аналогично и в кино- и литературной критике. Почему на Западе снимают столько мелодрам? Чтобы утешить замученного ужасами капитализма западного зрителя! А почему там снимают столько [[Фильм ужасов|ужастиков]]? А чтобы отвлечь с ужасов капитала на ужасы вымышленные! (Что увы, тормозило развитие жанра хоррор в социалистических странах.) А почему там такая преступность? Это пример ужасов капитализма, для отвлечения от которых снимают ужастики, [[Заколдованный круг|которые провоцируют ещё большую преступность]]! | * Аналогично и в кино- и литературной критике. Почему на Западе снимают столько мелодрам? Чтобы утешить замученного ужасами капитализма западного зрителя! А почему там снимают столько [[Фильм ужасов|ужастиков]]? А чтобы отвлечь с ужасов капитала на ужасы вымышленные! (Что увы, тормозило развитие жанра хоррор в социалистических странах.) А почему там такая преступность? Это пример ужасов капитализма, для отвлечения от которых снимают ужастики, [[Заколдованный круг|которые провоцируют ещё большую преступность]]! | ||
* В перестроечной литературе и публицистике — то же самое, но с обратным идеологическим знаком. Наиболее характерным примером можно назвать книгу Михаила Кривича и Ольгерда Ольгина «Товарищ убийца», в которой авторы всячески пытаются доказать, что Чикатило является порождением [[Унылый Совок|унылого Совка]], где насиловали мозги идеологией и при том даже к сексопатологу или психоаналитику нельзя было обратиться, и, по-видимому, [[И часовню тоже он!|лично Сталина]]. При этом они скромно умолчали, что демократично-свободные США, где с мозгоправами проблем не имеется, держат абсолютное первенство по числу серийных убийц, среди которых попадаются экземпляры кровожадней Андрей Романыча. | * В перестроечной литературе и публицистике — то же самое, но с обратным идеологическим знаком. Наиболее характерным примером можно назвать книгу Михаила Кривича и Ольгерда Ольгина «Товарищ убийца», в которой авторы всячески пытаются доказать, что Чикатило является порождением [[Унылый Совок|унылого Совка]], где насиловали мозги идеологией и при том даже к сексопатологу или психоаналитику нельзя было обратиться, и, по-видимому, [[И часовню тоже он!|лично Сталина]]. При этом они скромно умолчали, что демократично-свободные США, где с мозгоправами проблем не имеется, держат абсолютное первенство по числу серийных убийц, среди которых попадаются экземпляры кровожадней Андрей Романыча. | ||
* Бытовые аргументы антикоммунистов: если ты при социализме бедный, то ничего, это система виновата, а если ты бедный при капитализме — то виноват только ты, потому что ленивый, тупой и не хочешь выйти из зоны комфорта, чтобы стать Успешным™. С диаметрально противоположной стороны тоже используется, но реже. | |||
* Бытовые аргументы | |||
* Воспоминания великой [[Опера|оперной]] певицы Галины Вишневской. Она винила советский строй ВО ВСЁМ, даже в том, что в детстве <s>кошка бросила котят</s> мать бросила её! | * Воспоминания великой [[Опера|оперной]] певицы Галины Вишневской. Она винила советский строй ВО ВСЁМ, даже в том, что в детстве <s>кошка бросила котят</s> мать бросила её! | ||
* Многие преступники на скамье подсудимых активно педалируют троп, надеясь заслужить сочувствие присяжных. Энгельс гарантирует, что в его время это тоже было популярной отмазкой. | * Многие преступники на скамье подсудимых активно педалируют троп, надеясь заслужить сочувствие присяжных. Энгельс гарантирует, что в его время это тоже было популярной отмазкой. | ||
* Массовый убийца [ | * Массовый убийца [https://en.wikipedia.org/wiki/1993_Long_Island_Rail_Road_shooting#%22Black_rage%22_defense Колин Фергюсон] не виноват, потому что он чёрный и страдал от расизма. Правда, эту адвокатскую уловку сам Фергюсон отмёл и настаивал на том, что он вообще никого не убивал. И теперь будет сидеть до самой смерти, хотя шансы были… | ||
* [[Серийный убийца]], [[вор]] и мошенник [[w:Собрадж, Чарльз|Шарль Сображ]], убивший по меньшей мере двенадцать туристов в Юго-Восточной Азии, оправдывал свои действия… борьбой с западным колониализмом, | * [[Серийный убийца]], [[вор]] и мошенник [[w:Собрадж, Чарльз|Шарль Сображ]], убивший по меньшей мере двенадцать туристов в Юго-Восточной Азии, оправдывал свои действия… борьбой с западным колониализмом, т. е. у него натурально виновата буржуазная система! | ||
* | * Создатель и оператор знаменитого «киллдозера» считается одним из самых известных бойцов с системой. Он хотя бы никого не убил, хотя мог. | ||
* Пьер-Франсуа́ Ласне́р (1803—1836) — французский [[Злой писатель|поэт]], [[вор]], убийца и [[педофил]], один из наиболее вероятных прототипов [[Преступление и наказание|Родиона Раскольникова]]. Имея некоторый литературный талант и здорово подвешенный язык, целый час доказывал в суде, что в жестоком убийстве знакомого и его [[Не щадить стариков|старухи-матери]] виновато равнодушное общество, это же декларировал в своих проникновенных виршах и мемуарах. Не получилось, не фартануло: равнодушное общество, утерев слезу умиления, постановило поэта [[Голову с плеч|окоротить]]. | * Пьер-Франсуа́ Ласне́р (1803—1836) — французский [[Злой писатель|поэт]], [[вор]], убийца и [[педофил]], один из наиболее вероятных прототипов [[Преступление и наказание|Родиона Раскольникова]]. Имея некоторый литературный талант и здорово подвешенный язык, целый час доказывал в суде, что в жестоком убийстве знакомого и его [[Не щадить стариков|старухи-матери]] виновато равнодушное общество, это же декларировал в своих проникновенных виршах и мемуарах. Не получилось, не фартануло: равнодушное общество, утерев слезу умиления, постановило поэта [[Голову с плеч|окоротить]]. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | |||
{{Nav/Политика}} | {{Nav/Политика}} | ||
{{Nav/Conspiracy}} |