Редактирование: Война — это кошмар

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 34: Строка 34:


==== Русскоязычная ====
==== Русскоязычная ====
* Н. В. Гоголь, «[[Тарас Бульба]]» — для мирного населения. Автор обильно расписал чудовищные зверства обеих армий.
* Н. В. Гоголь, «[[Тарас Бульба]]» — для мирного населения. Автор обильно расписал чудовищные зверства обеих армий.
* И. Э. Бабель, «Конармия» — чаще, чем людей, на страницах книги убивают разве что лошадей.
* И. Э. Бабель, «Конармия» — чаще, чем людей, на страницах книги убивают разве что лошадей.
* М. Ю. Лермонтов, «Валерик»:{{Свёрнуто|{{Q|pre=1|Хотел воды я зачерпнуть…
* М. Ю. Лермонтов, «Валерик»:{{Свёрнуто|{{Q|pre=1|Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Меня), но мутная волна
Строка 62: Строка 62:
Чеченец посмотрел лукаво
Чеченец посмотрел лукаво
И головою покачал.|noanon=1}}}}
И головою покачал.|noanon=1}}}}
* Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]».{{Q|12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.|Лев Толстой. «Война и мир».}}
* Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]».{{Q|12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.|Лев Толстой. «Война и мир».}}
* В. М. Гаршин, рассказы о русско-турецкой войне 1877-78 годов.
* В. М. Гаршин, рассказы о русско-турецкой войне 1877-78 годов.
* А. И. Куприн, «Серебряный волк»: превращение веселого рубахи-парня в угрюмого озлобленного [[Оборотень|волколака]] после двух лет военной службы — явная аллегория на [[ПТСР]].
* А. И. Куприн, «Серебряный волк»: превращение веселого рубахи-парня в угрюмого озлобленного [[Оборотень|волколака]] после двух лет военной службы — явная аллегория на [[ПТСР]].
* «Красный смех» Леонида Андреева: {{Q|Теперь, когда я один, война безраздельно владеет мною и стоит, как непостижимая загадка, как страшный дух, которого я не могу облечь плотью. Я даю ей всевозможные образы: безглавого скелета на коне, какой-то бесформенной тени, родившейся в тучах и бесшумно обнявшей землю, но ни один образ не даёт мне ответа и не исчерпывает того холодного, постоянного отупелого ужаса, который владеет мною.<br>Я не понимаю войны и должен сойти с ума, как брат, как сотни людей, которых привозят оттуда. И это не страшит меня. Потеря рассудка мне кажется почётной, как гибель часового на своём посту. Но ожидание, но это медленное и неуклонное приближение безумия, это мгновенное чувство чего-то огромного, падающего в пропасть, эта невыносимая боль терзаемой мысли… Моё сердце онемело, оно умерло, и нет ему новой жизни, но мысль — ещё живая, ещё борющаяся, когда-то сильная, как Самсон, а теперь беззащитная и слабая, как дитя, — мне жаль её, мою бедную мысль. Минутами я перестаю выносить пытку этих железных обручей, сдавливающих мозг; мне хочется неудержимо выбежать на улицу, на площадь, где народ, и крикнуть:<br>— Сейчас прекратите войну, или…<br>Но какое „или“? Разве есть слова, которые могли бы вернуть их к разуму, слова, на которые не нашлось бы других таких же громких и лживых слов? Или стать перед ними на колени и заплакать? Но ведь сотни тысяч слезами оглашают мир, а разве это хоть что-нибудь даёт? Или на их глазах убить себя? Убить! Тысячи умирают ежедневно, и разве это хоть что-нибудь даёт?<br>И когда я так чувствую своё бессилие, мною овладевает бешенство — бешенство войны, которую я ненавижу. Мне хочется, как тому доктору, сжечь их дома, с их сокровищами, с их жёнами и детьми, отравить воду, которую они пьют; поднять всех мёртвых из гробов и бросить трупы в их нечистые жилища, на их постели. Пусть спят с ними, как с жёнами, как с любовницами своими!|«Красный смех»}}
* «Красный смех» Леонида Андреева: {{Q|Теперь, когда я один, война безраздельно владеет мною и стоит, как непостижимая загадка, как страшный дух, которого я не могу облечь плотью. Я даю ей всевозможные образы: безглавого скелета на коне, какой-то бесформенной тени, родившейся в тучах и бесшумно обнявшей землю, но ни один образ не даёт мне ответа и не исчерпывает того холодного, постоянного отупелого ужаса, который владеет мною.<br />Я не понимаю войны и должен сойти с ума, как брат, как сотни людей, которых привозят оттуда. И это не страшит меня. Потеря рассудка мне кажется почётной, как гибель часового на своём посту. Но ожидание, но это медленное и неуклонное приближение безумия, это мгновенное чувство чего-то огромного, падающего в пропасть, эта невыносимая боль терзаемой мысли… Моё сердце онемело, оно умерло, и нет ему новой жизни, но мысль — ещё живая, ещё борющаяся, когда-то сильная, как Самсон, а теперь беззащитная и слабая, как дитя, — мне жаль её, мою бедную мысль. Минутами я перестаю выносить пытку этих железных обручей, сдавливающих мозг; мне хочется неудержимо выбежать на улицу, на площадь, где народ, и крикнуть:<br />— Сейчас прекратите войну, или…<br />Но какое „или“? Разве есть слова, которые могли бы вернуть их к разуму, слова, на которые не нашлось бы других таких же громких и лживых слов? Или стать перед ними на колени и заплакать? Но ведь сотни тысяч слезами оглашают мир, а разве это хоть что-нибудь даёт? Или на их глазах убить себя? Убить! Тысячи умирают ежедневно, и разве это хоть что-нибудь даёт?<br />И когда я так чувствую своё бессилие, мною овладевает бешенство — бешенство войны, которую я ненавижу. Мне хочется, как тому доктору, сжечь их дома, с их сокровищами, с их жёнами и детьми, отравить воду, которую они пьют; поднять всех мёртвых из гробов и бросить трупы в их нечистые жилища, на их постели. Пусть спят с ними, как с жёнами, как с любовницами своими!|«Красный смех»}}
* А. Блок, «Авиатор» (летчик гибнет, причем автор среди причин этого прозревает страх летчика перед войнами будущего с их бомбардировками мирного населения):{{Свёрнуто|{{Q|pre=1|Но снова в золотом тумане
* А. Блок, «Авиатор» (летчик гибнет, причем автор среди причин этого прозревает страх летчика перед войнами будущего с их бомбардировками мирного населения):{{Свёрнуто|{{Q|pre=1|Но снова в золотом тумане
Как будто - неземной аккорд...
Как будто - неземной аккорд...
Строка 90: Строка 90:
Ночной летун, во мгле ненастной
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?|1910 - январь 1912 г.}}}}
Земле несущий динамит?|1910 - январь 1912 г.}}}}
* Ранняя советская поэзия (Маяковский, Багрицкий, Сельвинский, Тихонов и т. д.) единодушна в описании Первой Мировой как полного кошмара. Однако, когда дело доходит до Гражданской войны, те же самые авторы начинают сочетать «война — это кошмар» с противоположным тропом «[[война — это круто]]».
* Ранняя советская поэзия (Маяковский, Багрицкий, Сельвинский, Тихонов и т. д.) единодушна в описании Первой Мировой как полного кошмара. Однако, когда дело доходит до Гражданской войны, те же самые авторы начинают сочетать «война — это кошмар» с противоположным тропом «[[война — это круто]]».
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Он расскажет своей невесте  
Он расскажет своей невесте  
Строка 101: Строка 101:
Умирали в красном дыму.|Николай Тихонов}}
Умирали в красном дыму.|Николай Тихонов}}
:* Однако Маяковский, уже после Гражданской войны, вернулся к тропу в поэме «Пролетарий, в зародыше задуши войну!», где описывал своё видение грядущей мировой войны, ещё более ужасной, чем Первая мировая.
:* Однако Маяковский, уже после Гражданской войны, вернулся к тропу в поэме «Пролетарий, в зародыше задуши войну!», где описывал своё видение грядущей мировой войны, ещё более ужасной, чем Первая мировая.
* М. [[Шолохов]], «[[Тихий Дон]]» — совсем другое дело. Ужасы [[Гражданская война в России|Гражданской войны]] там показаны без прикрас.
* М. [[Шолохов]], «[[Тихий Дон]]» — совсем другое дело. Ужасы [[Гражданская война в России|Гражданской войны]] там показаны без прикрас.
** «Тихий Дон» — это уже для больших… А вот ''детская'' ''патриотическая'' книжка «Нахалёнок» автору правки в возрасте лет этак шести ощутимо подпортила психику. А годами этак девятью позже автор правки с удивлением обнаружил, что у хвалёного ''стивенкинга'' кишок-кровищи-расплёсканных по траве мозгов куда меньше, чем в рассказах Михаила Шолохова (ни разу не хоррор, да!).
** «Тихий Дон» — это уже для больших… А вот ''детская'' ''патриотическая'' книжка «Нахалёнок» автору правки в возрасте лет этак шести ощутимо подпортила психику. А годами этак девятью позже автор правки с удивлением обнаружил, что у хвалёного ''стивенкинга'' кишок-кровищи-расплёсканных по траве мозгов куда меньше, чем в рассказах Михаила Шолохова (ни разу не хоррор, да!).
** Его же «Судьба человека».
** Его же «Судьба человека».
* Полностью кошмарам войны белых с красными посвящён роман Владимира Зазубрина «Два мира».
* Полностью кошмарам войны белых с красными посвящён роман Владимира Зазубрина «Два мира».
* М. [[Булгаков]], рассказ «Красная Корона». «Брат, я не могу оставить эскадрон…».
* М. [[Булгаков]], рассказ «Красная Корона». «Брат, я не могу оставить эскадрон…».
* Пётр Николаевич Краснов. Хотя бы «От двуглавого орла к красному знамени». Да, автору правки известно, что он предатель, что 15-й Особый Казачий корпус СС творил такие вещи, что изумлялись самые отъявленные каратели — но как писатель он был намного талантливее и честнее, чем как генерал. И ужасы войны он показывал очень ярко. Хотя и воспевал «благородную войну».
* Пётр Николаевич Краснов. Хотя бы «От двуглавого орла к красному знамени». Да, автору правки известно, что он предатель, что 15-й Особый Казачий корпус СС творил такие вещи, что изумлялись самые отъявленные каратели — но как писатель он был намного талантливее и честнее, чем как генерал. И ужасы войны он показывал очень ярко. Хотя и воспевал «благородную войну».
* «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого — вся первая часть являет троп. Протагонист (ГСС Алексей Маресьев) терпит страшные лишения, встречает жуткие картины смерти — вмерзшие в снег трупы, прячется от немцев, доползает таки до [[партизан]]ской деревни, где люди страдают от голода немногим меньше его, но несмотря на, несут припасы и выхаживают сбитого летчика. А вот четвертая часть — лишь отчасти (момент, когда ехавшему вместе с Мересьевым [[зеленый лейтенант|зеленому лейтенанту]] понравилась деревенская девушка, а следующей ночью её со старушкой-матерью убило разрывом авиабомбы), но ближе все-таки к тропу [[Война — это круто]].
* «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого — вся первая часть являет троп. Протагонист (ГСС Алексей Маресьев) терпит страшные лишения, встречает жуткие картины смерти — вмерзшие в снег трупы, прячется от немцев, доползает таки до [[партизан]]ской деревни, где люди страдают от голода немногим меньше его, но несмотря на, несут припасы и выхаживают сбитого летчика. А вот четвертая часть — лишь отчасти (момент, когда ехавшему вместе с Мересьевым [[зеленый лейтенант|зеленому лейтенанту]] понравилась деревенская девушка, а следующей ночью её со старушкой-матерью убило разрывом авиабомбы), но ближе все-таки к тропу [[Война — это круто]].
* Николай Никулин «Воспоминания о войне» — ужасы войны показаны отлично. Увы, всё впечатление портит стремление автора изобразить страшной не саму войну, а [[Гулаги и рабы|«кровавывый тоталитарный советский Мордор» и Лично Сталина,]] которые якобы виноваты во всех этих ужасах.
* Николай Никулин «Воспоминания о войне» — ужасы войны показаны отлично. Увы, всё впечатление портит стремление автора изобразить страшной не саму войну, а [[Гулаги и рабы|«кровавывый тоталитарный советский Мордор» и Лично Сталина,]] которые якобы виноваты во всех этих ужасах.
* Поэзия тех, кто был на войне. Юлия Друнина, Александр Твардовский (у него, кто не в курсе, не только бравый «Василий Тёркин»), Семён Гудзенко, Константин Симонов, Муса Джалиль… Можно перечислять целый год. И в стихах это ничуть не менее страшно, чем в прозе.
* Поэзия тех, кто был на войне. Юлия Друнина, Александр Твардовский (у него, кто не в курсе, не только бравый «Василий Тёркин»), Семён Гудзенко, Константин Симонов, Муса Джалиль… Можно перечислять целый год. И в стихах это ничуть не менее страшно, чем в прозе.
* «Бабий Яр» (1966) — документальный роман Анатолия Кузнецова, основанный на его собственном опыте: автор родился в 1929 году и подростком пережил оккупацию немцами Киева.
* «Бабий Яр» (1966) документальный роман Анатолия Кузнецова, основанный на его собственном опыте: автор родился в 1929 году и подростком пережил оккупацию немцами Киева.
* «[[Час Быка]]» — описания очень воинственного «инфернального» прошлого Земли, отчасти (до объединения в одно общепланетное государство) — Торманса.
* «[[Час Быка]]» — описания очень воинственного «инфернального» прошлого Земли, отчасти (до объединения в одно общепланетное государство) Торманса.
* [[Братья Стругацкие]]:
* [[Братья Стругацкие]]:
** «[[Обитаемый остров]]». «Толпа мутантов, человек двадцать, все голые, стянутых одной веревкой… Та же куча мутантов, но уже сгоревшая… Огромное дерево в лесу, сплошь увешанное телами. Висят кто за руки, кто за ноги, и уже не уроды — на одном клетчатый комбинезон воспитуемого, на другом чёрная куртка гвардейца… Старик, привязанный к столбу. Лицо искажено, кричит, зажмурившись… Потом опять повешенные, горящие, сгоревшие, мутанты, воспитуемые, гвардейцы, рыбаки, крестьяне, мужчины, женщины, старики, детишки… целый пляж детишек и тип на корточках за тяжёлым пулемётом».
** «[[Обитаемый остров]]». «Толпа мутантов, человек двадцать, все голые, стянутых одной веревкой… Та же куча мутантов, но уже сгоревшая… Огромное дерево в лесу, сплошь увешанное телами. Висят кто за руки, кто за ноги, и уже не уроды — на одном клетчатый комбинезон воспитуемого, на другом чёрная куртка гвардейца… Старик, привязанный к столбу. Лицо искажено, кричит, зажмурившись… Потом опять повешенные, горящие, сгоревшие, мутанты, воспитуемые, гвардейцы, рыбаки, крестьяне, мужчины, женщины, старики, детишки… целый пляж детишек и тип на корточках за тяжёлым пулемётом».
** «[[Мир Полудня|Парень из преисподней]]», пополам с [[Война — это круто]].
** «[[Мир Полудня|Парень из преисподней]]», пополам с [[Война — это круто]].
* Фёдор Березин, «Атомная крепость» — о событиях той самой ядерной войны, происходящей на Саракше за несколько десятилетий до прибытия сюда Каммерера. Начинается скорее как [[Война — это круто|противоположный троп]], с [[оружейное порно|описанием всяких там бомбардировщиков, вооружения, систем]] управления огнём, [[техническое порно|двигателей]] и т. д., а также планом «маленькой победоносной войны» с Империей (будущей Стране отцов), а к середине превращается во вполне сабж, с описанием колонн беженцев, ядерных бомбардировок, уничтожения целых городов. [[Ужас у холодильника]]: в самом ОО упоминается, что о дальних странах никаких вестей нет. Так получается, все герои книги (сам ГГ совершает [[самоубийство]], но ведь есть ещё его родня, Дядя, спецназеры с авиабазы, спасшие ГГ…) скоро погибнут в пламени уже по-настоящему глобальной ядерной войны?
* Фёдор Березин, «Атомная крепость» — о событиях той самой ядерной войны, происходящей на Саракше за несколько десятилетий до прибытия сюда Каммерера. Начинается скорее как [[Война — это круто|противоположный троп]], с [[оружейное порно|описанием всяких там бомбардировщиков, вооружения, систем]] управления огнём, [[техническое порно|двигателей]] и т. д., а также планом «маленькой победоносной войны» с Империей (будущей Стране отцов), а к середине превращается во вполне сабж, с описанием колонн беженцев, ядерных бомбардировок, уничтожения целых городов. [[Ужас у холодильника]]: в самом ОО упоминается, что о дальних странах никаких вестей нет. Так получается, все герои книги (сам ГГ совершает [[самоубийство]], но ведь есть ещё его родня, Дядя, спецназеры с авиабазы, спасшие ГГ…) скоро погибнут в пламени уже по-настоящему глобальной ядерной войны?
* Юрий Яковлев, «[[Сэм — девушка|Саманта]]» — живое детское воображение [[w:Смит, Саманта|героини]] очень бурно реагирует на увиденный ей как-то по телевизору некий не названный автором военно-политический боевик на тему советского вторжения (которым может — по авторскому описанию не поймёшь — оказаться и «[[Red Dawn|Красная Заря]]», и [[Invasion U.S.A|«Вторжение в США» с Чаком Норрисом]], и ещё целый ряд киноагиток в подобном духе), а также, что особенно забавно, на «[[Star Wars|Звёздные войны]]» (хотя в реальности американка в породившей легендарную киновселенную культурной среде с самого рождения «варилась», и поэтому её, даже несмотря на возраст и пол, фантастическими картинами ЗВ вряд ли напугаешь, хотя…).
* Юрий Яковлев, «[[Сэм — девушка|Саманта]]» — живое детское воображение [[w:Смит, Саманта|героини]] очень бурно реагирует на увиденный ей как-то по телевизору некий не названный автором военно-политический боевик на тему советского вторжения (которым может — по авторскому описанию не поймёшь — оказаться и «[[Red Dawn|Красная Заря]]», и [[Invasion U.S.A|«Вторжение в США» с Чаком Норрисом]], и ещё целый ряд киноагиток в подобном духе), а также, что особенно забавно, на «[[Star Wars|Звёздные войны]]» (хотя в реальности американка в породившей легендарную киновселенную культурной среде с самого рождения «варилась», и поэтому её, даже несмотря на возраст и пол, фантастическими картинами ЗВ вряд ли напугаешь, хотя…).
* Книги Светланы Алексиевич («У войны '''не женское''' лицо», «Последние свидетели» «Цинковые мальчики»), составленные из воспоминаний участников, свидетелей или их близких.
* Книги Светланы Алексиевич («У войны '''не женское''' лицо», «Последние свидетели» «Цинковые мальчики»), составленные из воспоминаний участников, свидетелей или их близких.
* В. Астафьев, «Прокляты и убиты» — многие рассказы.
* В. Астафьев, «Прокляты и убиты» — многие рассказы.
* «Полигон» Севера Гансовского. Хотя с прикрученным фитильком — там войны, то есть боевых действий, собственно, нет, только манёвры и испытания. Но для организации полноценного кошмара хватает и этого.
* «Полигон» Севера Гансовского. Хотя с прикрученным фитильком — там войны, то есть боевых действий, собственно, нет, только манёвры и испытания. Но для организации полноценного кошмара хватает и этого.
** Его же «Демон истории» — Вторая Мировая что до попытки героя изменить историю (убив фюрера Юргена Астера), что после (на смену пришел встреченный героем в прошлом художник-неудачник Адольф Гитлер, потому, что не в одном козле проблема).
** Его же «Демон истории» — Вторая Мировая что до попытки героя изменить историю (убив фюрера Юргена Астера), что после (на смену пришел встреченный героем в прошлом художник-неудачник Адольф Гитлер, потому, что не в одном козле проблема).
* «[[Хроники странного королевства]]» — неприятные детали показаны без подробностей, но честно. А ещё примечателен тот факт, что Шеллар и Орландо предпочли на время сдать свои страны врагу, но не допустить полномасштабных боевых действий на их территории (Шеллара за это военная знать объявила предателем, а вот в народе его действия по уменьшению беспредела завоевателей оценили).
* «[[Хроники странного королевства]]» — неприятные детали показаны без подробностей, но честно. А ещё примечателен тот факт, что Шеллар и Орландо предпочли на время сдать свои страны врагу, но не допустить полномасштабных боевых действий на их территории (Шеллара за это военная знать объявила предателем, а вот в народе его действия по уменьшению беспредела завоевателей оценили).
** Шеллар вообще является ярым противником войн… Что, впрочем, не мешает ему по принципу «Si vis pacem, para bellum» создать корпус боевых магов.
** Шеллар вообще является ярым противником войн… Что, впрочем, не мешает ему по принципу «Si vis pacem, para bellum» создать корпус боевых магов.
** А ещё есть мистралийская гражданская война, длившаяся (с перерывами) двадцать лет и оставившая после себя отсталую и разорённую страну, [[Революция не по-детски|которую победителям придётся восстанавливать долго и сложно]].
** А ещё есть мистралийская гражданская война, длившаяся (с перерывами) двадцать лет и оставившая после себя отсталую и разорённую страну, [[Революция не по-детски|которую победителям придётся восстанавливать долго и сложно]].
** Не совсем троп. Просто на начало вторжения работающие в одну сторону [[техномагия|генераторы]] [[антимагия|поля подавления магии]] обеспечили технически более оснащённой армии Повелителя подавляющее превосходство над средневеково-фэнтезийными (а теперь уже просто средневековыми) армиями Дельты. Так что после того, как армия Эгины была уничтожена вампирами и плотным пулемётным огнём, мистралийцы вернулись в горные убежища и принялись партизанить врага. Шеллар же отослал всех паладинов и магов туда, где магия работала, а сам попытался раскрыть секреты противника привычными шпионскими играми. Что же касается «кошмара», то сражения большей частью показаны глазами как раз таки профессиональных воинов, для которых это всё — привычная работа и образ жизни.
** Не совсем троп. Просто на начало вторжения работающие в одну сторону [[техномагия|генераторы]] [[антимагия|поля подавления магии]] обеспечили технически более оснащённой армии Повелителя подавляющее превосходство над средневеково-фэнтезийными (а теперь уже просто средневековыми) армиями Дельты. Так что после того, как армия Эгины была уничтожена вампирами и плотным пулемётным огнём, мистралийцы вернулись в горные убежища и принялись партизанить врага. Шеллар же отослал всех паладинов и магов туда, где магия работала, а сам попытался раскрыть секреты противника привычными шпионскими играми. Что же касается «кошмара», то сражения большей частью показаны глазами как раз таки профессиональных воинов, для которых это всё — привычная работа и образ жизни.
* Гражданской войне посвящён роман Ильи Масодова «Черти». Масодов, обожающий трэш-угар-содомию в советском сеттинге, не смог привнести в этот роман хоть чего-нибудь, сравнимого с реалиями самого сеттинга. Если выбросить оттуда всяческую чертовщину и фирменные масодовские приколы, получится сверхреалистичный роман о Гражданской войне.
* Гражданской войне посвящён роман Ильи Масодова «Черти». Масодов, обожающий трэш-угар-содомию в советском сеттинге, не смог привнести в этот роман хоть чего-нибудь, сравнимого с реалиями самого сеттинга. Если выбросить оттуда всяческую чертовщину и фирменные масодовские приколы, получится сверхреалистичный роман о Гражданской войне.
* «Приговор» Юрия [[Нестеренко]] — ужасы затяжной гражданской войны в средневековье. Педаль додавливается в пол тем, что охваченная войной Империя ранее объединила все цивилизованные земли, то есть от всего этого кошмара и сбежать-то некуда {{spoiler|(в финале герои находят, куда)}}.
* «Приговор» Юрия [[Нестеренко]] ужасы затяжной гражданской войны в средневековье. Педаль додавливается в пол тем, что охваченная войной Империя ранее объединила все цивилизованные земли, то есть от всего этого кошмара и сбежать-то некуда {{spoiler|(в финале герои находят, куда)}}.
** Его же «Ёлка»
** Его же «Ёлка»
** Со слегка прикрученным фитильком — отдельные эпизоды его же «Времени меча».
** Со слегка прикрученным фитильком — отдельные эпизоды его же «Времени меча».
* Александр Зорич, серии «Завтра Война» и «[[Пилот мечты]]» — эволюция взглядов курсантов военно-космической академии. Причем никаких особенных зверств и ужасов нет — все достигается через нетипичную для подобной фантастики бытовушность и жизненность. Просто переносим тяготы и лишения куда скажет старший по званию, а еще те, кого ты знаешь, регулярно гибнут (от изначального состава эскадрильи в двенадцать человек к концу остаются двое)
* Александр Зорич, серии «Завтра Война» и «[[Пилот мечты]]» — эволюция взглядов курсантов военно-космической академии. Причем никаких особенных зверств и ужасов нет - все достигается через нетипичную для подобной фантастики бытовушность и жизненность. Просто переносим тяготы и лишения куда скажет старший по званию, а еще те, кого ты знаешь, регулярно гибнут (от изначального состава эскадрильи в двенадцать человек к концу остаются двое)
* М. Семёнова, «[[Волкодав]]».
* М. Семёнова, «[[Волкодав]]».
* Олег Ермаков, «Знак Зверя».
* Олег Ермаков, «Знак Зверя».
* Захар Прилепин, «Патологии». Командировка в Грозный начинается для главного героя — бойца спецназа — как приключение. Молодые, крепкие и хорошо подготовленные ребята (вот только без боевого опыта) заселяются в заброшенную школу, весело обустраиваются и начинают ходить в рейды на банды боевиков. Постепенно война превращается для них в калейдоскоп враждебного местного населения, самоубийственных заданий, предательства и глупости начальства, гибели товарищей и гнетущего страха. Кто-то ломается и становится трусом, остальные начинают топить страх в водке, бойцы ожесточаются и начинают творить беспредел. Концовка депрессивна — {{spoiler|пьяные солдаты оставляют посты, из-за чего на них внезапно нападают боевики. После долгого боя, когда кончаются боеприпасы, а подмога уничтожена огнём противника, остатки спецназовцев уходят на прорыв через заминированный овраг. Большая часть отряда погибла, начальство получило на грудь награды и попилило деньги, полученные на мёртвых. А главный герой, испытав катарсис, так и не смог простить свою девушку даже на пороге смерти}}.
* Захар Прилепин, «Патологии». Командировка в Грозный начинается для главного героя — бойца спецназа — как приключение. Молодые, крепкие и хорошо подготовленные ребята (вот только без боевого опыта) заселяются в заброшенную школу, весело обустраиваются и начинают ходить в рейды на банды боевиков. Постепенно война превращается для них в калейдоскоп враждебного местного населения, самоубийственных заданий, предательства и глупости начальства, гибели товарищей и гнетущего страха. Кто-то ломается и становится трусом, остальные начинают топить страх в водке, бойцы ожесточаются и начинают творить беспредел. Концовка депрессивна — {{spoiler|пьяные солдаты оставляют посты, из-за чего на них внезапно нападают боевики. После долгого боя, когда кончаются боеприпасы, а подмога уничтожена огнём противника, остатки спецназовцев уходят на прорыв через заминированный овраг. Большая часть отряда погибла, начальство получило на грудь награды и попилило деньги, полученные на мёртвых. А главный герой, испытав катарсис, так и не смог простить свою девушку даже на пороге смерти}}.
* Сборник «Самая Страшная Книга-2020» утапливает педаль в пол:
* Сборник «Самая Страшная Книга-2020» утапливает педаль в пол:
** «Взгляд бездны» Ивана Белова — лавкрафтианская хтонь пополам с ужасами противостояния казаков и коренных племён Сибири — раскрыта тема взаимной жестокости и расправ с пленниками;
** «Взгляд бездны» Ивана Белова — лавкрафтианская хтонь пополам с ужасами противостояния казаков и коренных племён Сибири — раскрыта тема взаимной жестокости и расправ с пленниками;
** Его же в соавторстве с Кириллом Малеевым «Идущие в Рай» — ужасы татарского нашествия, от которого опять же сильнее всего страдает мирное население;
** Его же в соавторстве с Кириллом Малеевым «Идущие в Рай» — ужасы татарского нашествия, от которого опять же сильнее всего страдает мирное население;
** «Яр» Оксаны Ветловской — расстрел мирного населения фашистами в Бабьем Яру;
** «Яр» Оксаны Ветловской — расстрел мирного населения фашистами в Бабьем Яру;
** «Мать сырой земли» Елены Щетининой — чудовщное существование русских солдат в окопах [[Первая Мировая война|Первой мировой]].
** «Мать сырой земли» Елены Щетининой — чудовщное существование русских солдат в окопах [[Первая Мировая война|Первой мировой]].
* Андрей Загорцев, «Город». Новогодний штурм Грозного в 1994 году во всей красе: тотальный бардак, неуправляемость, воровство, грязища, зерг-раш срочниками, [[горы и горцы|чеченские]] [[дети-солдаты]], расстрелы пленных обеими сторонами и атмосфера общего озверения. Причем сам автор, описывая этот ужас, спокоен и циничен, и использует малейшие возможности для улучшения положения своей маленькой штурмовой группы. Для него, молодого, но хорошо подготовленного и уже обстрелянного лейтенанта [[спецназ]]а, это грязная и опасная, но привычная работа, а чеченские боевики описаны как [[достойный противник]]: воюют зло и грамотно.
* Андрей Загорцев, «Город». Новогодний штурм Грозного в 1994 году во всей красе: тотальный бардак, неуправляемость, воровство, грязища, зерг-раш срочниками, [[горы и горцы|чеченские]] [[дети-солдаты]], расстрелы пленных обеими сторонами и атмосфера общего озверения. Причем сам автор, описывая этот ужас, спокоен и циничен, и использует малейшие возможности для улучшения положения своей маленькой штурмовой группы. Для него, молодого, но хорошо подготовленного и уже обстрелянного лейтенанта [[спецназ]]а, это грязная и опасная, но привычная работа, а чеченские боевики описаны как [[достойный противник]]: воюют зло и грамотно.
* Ольга Громыко, «[[Космоолухи]]». Цикл вообще не про войну, но многие персонажи (и люди, и киборги) когда-то воевали, так что в итоге у читателя остаётся впечатление, что война — одна из тем цикла наряду с равенством людей и киборгов.
* Ольга Громыко, «[[Космоолухи]]». Цикл вообще не про войну, но многие персонажи (и люди, и киборги) когда-то воевали, так что в итоге у читателя остаётся впечатление, что война — одна из тем цикла наряду с равенством людей и киборгов.
* Сергей Юрченко, «Шиповник и ландыши» — главный герой, сын аристократического рода, с нетерпением ожидает своего первого военного похода. Дождался — и видит, как его войско сжигает и разграбляет деревни, насилует местных девушек. Ничего не может с этим сделать, потому что это часть «оплаты» наёмникам, но романтизировать войну перестаёт.
* Сергей Юрченко, «Шиповник и ландыши» — главный герой, сын аристократического рода, с нетерпением ожидает своего первого военного похода. Дождался — и видит, как его войско сжигает и разграбляет деревни, насилует местных девушек. Ничего не может с этим сделать, потому что это часть «оплаты» наёмникам, но романтизировать войну перестаёт.
* «Грязная вода» Евгения Абрамовича — брошенные трупы и развороченная техника, раздутые гангренозные конечности, пустые деревни, обман пропагандистов и потерянность простых солдат.
* «Грязная вода» Евгения Абрамовича — брошенные трупы и развороченная техника, раздутые гангренозные конечности, пустые деревни, обман пропагандистов и потерянность простых солдат.
* [[Беспощадная толерантность (антология)|Дезертир]] Дмитрия Ахметина — герой бежит именно от необходимости убивать мирных людей на почти верную смерть.
* [[Беспощадная толерантность (антология)|Дезертир]] Дмитрия Ахметина — герой бежит именно от необходимости убивать мирных людей на почти верную смерть.
* [[Метавселенная Рудазова]] — тут акценты расставлены очень и очень по-разному в зависимости от самой войны. [[Война за освобождение]] — [[Архимаг (серия книг)|рокушских войск против серых полчищ]], [[Паргоронские байки|ополчения Парифатской империи против вторжения Паргорона]] и даже [[Властелин (А. Рудазов)|Легионов Страха против йордальских захватчиков Шевлара]] — это почти всегда круто, однако и судьбы потерянных посреди этого всего нонкомбатантов не забыты (очень характерный случай — судьба маленькой Лим и её семьи в «Битве Полчищ»), и ужас их передан очень живо и искренне. Ну а участие [[демон]]ов и вовсе превращает в троп практически любой вооружённый конфликт, даже если они сражаются [[зло против зла|на обеих сторонах]] (Десять Тысяч Лет Войны в Паргороне).


==== На других языках ====
==== На других языках ====

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!