Редактирование: Выдумка не врёт

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 7: Строка 7:


Если обыграно изящно, или изначальная выдумка была не окончательно безумной, то зритель уже сопереживает герою иначе. Он-то понимает, что последует дальше. Тогда это [[правда Кассандры]].
Если обыграно изящно, или изначальная выдумка была не окончательно безумной, то зритель уже сопереживает герою иначе. Он-то понимает, что последует дальше. Тогда это [[правда Кассандры]].
Родственный троп: [[Нечаянная правда]] — отличия в том, что «выдумщик» прекрасно знает, что говорит не правду, его ложь вовсе не обязательно должна звучать нереалистично или фантастично, и сказанное сбывает безотносительно того, поверил в него кто-нибудь, или нет.


См. также: [[Это не просто мельница!]]
См. также: [[Это не просто мельница!]]
Строка 35: Строка 33:
* «Охоту на Снарка» [[Алиса в Стране чудес|Кэрролла]] можно прочитать и так: герои по ходу охотничьей экспедиции травят разнообразные байки о том, что искомый Снарк может оказаться Буджумом, и если так случится, «ты без слуху и духу тогда пропадёшь, не успев даже крикнуть „спасибо“». И угадайте, что случается в конце с тем из них, который в поисках зверя забыл даже собственное имя… «For the Snark was a Boojum, you see».
* «Охоту на Снарка» [[Алиса в Стране чудес|Кэрролла]] можно прочитать и так: герои по ходу охотничьей экспедиции травят разнообразные байки о том, что искомый Снарк может оказаться Буджумом, и если так случится, «ты без слуху и духу тогда пропадёшь, не успев даже крикнуть „спасибо“». И угадайте, что случается в конце с тем из них, который в поисках зверя забыл даже собственное имя… «For the Snark was a Boojum, you see».
* [[Lovecraft|Говард Лавкрафт]] обожал этот подход. Все герои сомневаются, когда получают из уст свидетелей информацию, ибо та воспринимается как горячечный бред. К финалу оказывается, что каждое слово того, что казалось в начале выдумкой, — самая взаправдашняя правда.
* [[Lovecraft|Говард Лавкрафт]] обожал этот подход. Все герои сомневаются, когда получают из уст свидетелей информацию, ибо та воспринимается как горячечный бред. К финалу оказывается, что каждое слово того, что казалось в начале выдумкой, — самая взаправдашняя правда.
* «[[Маятник Фуко]]» [[Умберто Эко]] — сыграно сложным [[зигзаг]]ом. После многих намёков на то, что выдумка не врёт, выдумка всё-таки оказывается выдумкой. Но это уже не имеет значения, потому что в неё поверили, и она живёт своей жизнью.
* «Маятник Фуко» Умберто Эко — сыграно сложным [[зигзаг]]ом. После многих намёков на то, что выдумка не врёт, выдумка всё-таки оказывается выдумкой. Но это уже не имеет значения, потому что в неё поверили, и она живёт своей жизнью.
* [[Dragonlance]]: [[дракон]]ы — досужая выдумка старых времён, в которую верят разве что бабки да орден рыцарей-[[храмовник]]ов? Ну как сказать. Для начала задумайтесь — почему же эта выдумка распространена у кучи рас, а разные версии сходятся в деталях? Заподозрили что-то неладное? Ну, можете порыскать по стране, найти одного молодого мага-наёмника и спросить, кого он первым победил в честном поединке. При большом везении вам даже ответят, что от силы древнего [[Магический посох|магического посоха]], принадлежащего этому наёмнику, пал [[Дракон в облике человека|дракон в человеческом обличии]]…
* [[Dragonlance]]: [[дракон]]ы — досужая выдумка старых времён, в которую верят разве что бабки да орден рыцарей-[[храмовник]]ов? Ну как сказать. Для начала задумайтесь — почему же эта выдумка распространена у кучи рас, а разные версии сходятся в деталях? Заподозрили что-то неладное? Ну, можете порыскать по стране, найти одного молодого мага-наёмника и спросить, кого он первым победил в честном поединке. При большом везении вам даже ответят, что от силы древнего [[Магический посох|магического посоха]], принадлежащего этому наёмнику, пал [[Дракон в облике человека|дракон в человеческом обличии]]…
* «[[A Song of Ice and Fire|Песнь Льда и Пламени]]»: в ходе повествования всё больше и больше сказок старой Нэн оказывается правдой.
* «[[A Song of Ice and Fire|Песнь Льда и Пламени]]»: в ходе повествования всё больше и больше сказок старой Нэн оказывается правдой.
* «Груффало» Джулии Дональдсон: придуманный главным героем страшный зверь Груффало оказывается вполне реальным. Впрочем, умничка Мышонок и это сумел обратить себе на пользу.
* «Груффало» Джулии Дональдсон: придуманный главным героем страшный зверь Груффало оказывается вполне реальным.
** Сиквел «Дочурка Груффало» — [[легенды преувеличивают|инверсия]]. Груффало честно предупреждал дочурку, что Мышонок для них опасен, а вот причины этого выдумал (очевидно, потому, что правда была бы для него унизительна).
* «Досье Дрездена» — люди прикладывают все возможные усилия, чтобы не замечать сверхъестественного. Притом настолько много, что не верят, даже столкнувшись с этим в лоб. Да что там, главного героя считают психом, когда он называет себя чародеем. А ещё больше это неверие раскрывается в разговоре с Баттерсом.
* «[[Досье Дрездена]]» — люди прикладывают все возможные усилия, чтобы не замечать сверхъестественного. Притом настолько много, что не верят, даже столкнувшись с этим в лоб. Да что там, главного героя считают психом, когда он называет себя чародеем. А ещё больше это неверие раскрывается в разговоре с Баттерсом.
* Роберт Шекли, «Призрак-5», [[субверсия]]: выдуманные главным героем в детстве монстры «материализовались» под воздействием галлюциногенного газа, растормошившего его [[мортидо]]. Но поначалу и герою, и читателям кажется, что это именно этот троп.
* Роберт Шекли, «Призрак-5», [[субверсия]]: выдуманные главным героем в детстве монстры «материализовались» под воздействием галлюциногенного газа, растормошившего его [[мортидо]]. Но поначалу и герою, и читателям кажется, что это именно этот троп.
* [[Prince of Nothing]] — Консульт за века бездействия превратился в сказки старых летописцев и адептов Завета. Как и планировал.
* [[Prince of Nothing]] — Консульт за века бездействия превратился в сказки старых летописцев и адептов Завета. Как и планировал.
Строка 109: Строка 106:
* [[TES III: Morrowind]]: обыгрывается в квестах Имперского культа. По данмерским легендам Тайбер Септим носил какие-то двемерские сапоги левитации? Их можно найти!
* [[TES III: Morrowind]]: обыгрывается в квестах Имперского культа. По данмерским легендам Тайбер Септим носил какие-то двемерские сапоги левитации? Их можно найти!
* [[Tyranny]]: выражение «Грейвен Аше хранит» поначалу подаётся просто как самовнушение Опальных (хотя признаем, что Фуга откровенно предвзята). Тем паче, что воины Аше может и крутые, но отнюдь не бессмертные. Впрочем, потом начинают встречаться и свидетельства обратного. {{spoiler|А в случае смерти Аше его элитная когорта тут же гибнет в полном составе — видимо, последовал «откат» и весь отведённый Архонтом Войны смертельный вред вернулся к его солдатам.}}
* [[Tyranny]]: выражение «Грейвен Аше хранит» поначалу подаётся просто как самовнушение Опальных (хотя признаем, что Фуга откровенно предвзята). Тем паче, что воины Аше может и крутые, но отнюдь не бессмертные. Впрочем, потом начинают встречаться и свидетельства обратного. {{spoiler|А в случае смерти Аше его элитная когорта тут же гибнет в полном составе — видимо, последовал «откат» и весь отведённый Архонтом Войны смертельный вред вернулся к его солдатам.}}
* C&C: Generals — зигзаг: с одной стороны, многое в GLA (которая ну очень похожа на запрещённое в России ИГИЛ) не было новинкой уже в момент выхода игры (например, пресловутые [[техничка|технички]] вовсю воевали ещё в 70-80-е<ref>А прототипом и вовсе можно считать джипы британского спецназа в африканской кампании Второй Мировой</ref>, финал конфликта Ливии и Чада даже называют Войной Тойот. И они даже используют набитые взрывчаткой гражданские автомобили.), с другой же стороны никто всерьёз не ожидал что подобное квазигосударство сможет захватить изрядные территории и доставит миру немало головной боли. Остаётся надеяться, что ядерный взрыв в Пекине и захват Байконура всё же останутся фантазиями сценаристов.
* [[Arcanum]]: квест по охоте на Stillwater Giant. Выясняется, что квестодатель слегка помешался на означенном великане, а больше никто в великана не верит — а главный герой, чтобы выполнить квест, изготавливает фальшивую шкуру великана. Однако уже после всей этой истории герой может встретиться с настоящим великаном.
* [[Arcanum]]: квест по охоте на Stillwater Giant. Выясняется, что квестодатель слегка помешался на означенном великане, а больше никто в великана не верит — а главный герой, чтобы выполнить квест, изготавливает фальшивую шкуру великана. Однако уже после всей этой истории герой может встретиться с настоящим великаном.
* Оригинальная трилогия [[Mass Effect]]: Жнецов Совет с самого начал посчитал выдумкой Сарена, во втором Mass Effect они официально считаются маргинальной теорией наподобие НЛО и йети в реальном мире. В третьем ME Жнецы сваливаются правителям Галактики на голову. Буквально. Там же — Левиафаны, впервые появившиеся ещё в первом ME как персонажи небольшой шпионской истории на экране информации об одной из планет, оказались реальностью {{spoiler|и более того — создателями Жнецов}}.
* Оригинальная трилогия [[Mass Effect]]: Жнецов Совет с самого начал посчитал выдумкой Сарена, во втором Mass Effect они официально считаются маргинальной теорией наподобие НЛО и йети в реальном мире. В третьем ME Жнецы сваливаются правителям Галактики на голову. Буквально. Там же — Левиафаны, впервые появившиеся ещё в первом ME как персонажи небольшой шпионской истории на экране информации об одной из планет, оказались реальностью {{spoiler|и более того — создателями Жнецов}}.
* [[Mass Effect 2]] — в ходе миссии вербовки Самары можно встретить асари-наемницу Эльнору. {{spoiler| Она и совершила то убийство волуса, из-за которого весь сыр-бор, но Шепард этого ещё не знает. }} Ничего особо полезного она не выдаст, но поделится ужасом, что жуткие Ардат-Якши, которыми её пугали в детстве, оказывается действительно существуют! {{spoiler|она участвовала в отправке Моринт с Иллиума и лично видела её.}}
* [[Mass Effect 2]] — в ходе миссии вербовки Самары можно встретить асари-наемницу Эльнору. {{spoiler| Она и совершила то убийство волуса, из-за которого весь сыр-бор, но Шепард этого ещё не знает. }} Ничего особо полезного она не выдаст, но поделится ужасом, что жуткие Ардат-Якши, которыми её пугали в детстве, оказывается действительно существуют! {{spoiler|она участвовала в отправке Моринт с Иллиума и лично видела её.}}
** Впрочем, не факт, что троп тут есть, ибо в 3-ей части упоминаются то ли драммы то ли ужасы с Ардат-Якши.
* [[Beholder]] 2 — незадолго до событий игры государство, в котором живёт ГГ, начинает войну против Северной Бореи. На протяжении всей игры периодически мелькает пропаганда, вдалбливающая населению то, какая Северная Борея плохая и что борейские солдаты чуть ли не детей на завтрак едят, а потому нужно сдавать свои кровные сбережения на нужды государства, чтобы война была выиграна. В одной из концовок выясняется, что пропаганда не врала — борейцы хотят геноцида всего населения страны, чего и успешно добиваются благодаря доверчивому(или трусливому) главному герою.
* [[Beholder]] 2 — незадолго до событий игры государство, в котором живёт ГГ, начинает войну против Северной Бореи. На протяжении всей игры периодически мелькает пропаганда, вдалбливающая населению то, какая Северная Борея плохая и что борейские солдаты чуть ли не детей на завтрак едят, а потому нужно сдавать свои кровные сбережения на нужды государства, чтобы война была выиграна. В одной из концовок выясняется, что пропаганда не врала — борейцы хотят геноцида всего населения страны, чего и успешно добиваются благодаря доверчивому(или трусливому) главному герою.
* Легенды Эйзенвальда — в тавернах суеверные крестьяне или горожане за кружкой пива рассказывают друг другу байки про зарытые клады, заветные места, обычаи духов, истории проклятий и так далее. На проверку все из них оказываются абсолютной правдой и часто помогают пройти какой-нибудь побочный квест или просто найти полезную вещичку.
* Легенды Эйзенвальда — в тавернах суеверные крестьяне или горожане за кружкой пива рассказывают друг другу байки про зарытые клады, заветные места, обычаи духов, истории проклятий и так далее. На проверку все из них оказываются абсолютной правдой и часто помогают пройти какой-нибудь побочный квест или просто найти полезную вещичку.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!