Редактирование: Гомер (поэт)

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 12: Строка 12:
'''Гомер''' — [[Герои и философы|древнегреческое]] [[Наше Всё]]. Известно о нём лишь то, что он [[Крутой инвалид|был слеп]] (и то не факт, что был, и был ли вообще, и есть предположение, что в молодости был зрячим, так как в поэмах описывает вещи так, как их видят зрячие), и что от него произошла вся европейская литература.
'''Гомер''' — [[Герои и философы|древнегреческое]] [[Наше Всё]]. Известно о нём лишь то, что он [[Крутой инвалид|был слеп]] (и то не факт, что был, и был ли вообще, и есть предположение, что в молодости был зрячим, так как в поэмах описывает вещи так, как их видят зрячие), и что от него произошла вся европейская литература.
[[Файл:Gomer-1.jpg|мини|Он самый. Предположительно.]]
[[Файл:Gomer-1.jpg|мини|Он самый. Предположительно.]]
По некоторым отрывочным сведениям, Гомер был [[герой-раб|рабом]]. Из какого города он родом — до сих пор тайна, покрытая мраком: согласно античной традиции, за честь называться родиной Гомера спорили Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины. О его биографии вообще почти ничего не известно. Даже не факт, что под этим именем скрывался всего один человек. В принципе, это укладывается в теорию о низшем классовом положении Гомера (или Гомеров): кто их, рабов, считал тогда? Умер он, по свидетельствам Геродота и Павсания, на острове Иосе архипелага Киклады (вполне возможно, жители острова решили, что раз не получится застолбить за собой место рождения, то можно застолбить место смерти), а свои бессмертные труды — «Илиаду» и «Одиссею», старейшие дошедшие до нас образцы европейской [[литература|литературы]] — создал в период жизни на малоазийском побережье Греции, которую населяли ионийские племена. Такую версию выдвинули учёные, изучавшие копии оригинальных текстов, но точно установить, к какому именно диалекту они принадлежат, не представляется возможным (в действительности - вполне возможным: т. наз. гомеровский диалект является сплавом ионийского и эолийского диалектов с некоторыми вкраплениями языка линейного письма Б еще из позднего бронзового века; таким образом, более-менее договорились весь этот пестрый набор самых разных языковых традиций на основе ионийского диалекта называть "гомеровским койнэ").
По некоторым отрывочным сведениям, Гомер был [[герой-раб|рабом]]. Из какого города он родом — до сих пор тайна, покрытая мраком: согласно античной традиции, за честь называться родиной Гомера спорили Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины. О его биографии вообще почти ничего не известно. Даже не факт, что под этим именем скрывался всего один человек. В принципе, это укладывается в теорию о низшем классовом положении Гомера (или Гомеров): кто их, рабов, считал тогда? Умер он, по свидетельствам Геродота и Павсания, на острове Иосе архипелага Киклады (вполне возможно, жители острова решили, что раз не получится застолбить за собой место рождения, то можно застолбить место смерти), а свои бессмертные труды — «Илиаду» и «Одиссею», старейшие дошедшие до нас образцы европейской [[литература|литературы]] — создал в период жизни на малоазийском побережье Греции, которую населяли ионийские племена. Такую версию выдвинули учёные, изучавшие копии оригинальных текстов, но точно установить, к какому именно диалекту они принадлежат, не представляется возможным.


«Илиада» рассказывает о войне между греческими городами-государствами и могущественным Троянским царством, развязанной из-за того, что троянский царевич Парис выкрал Елену — дочь Зевса и жену царя Спарты Менелая, славившуюся своей красотой. «Одиссея» — [[сиквел]] «Илиады», рассказывающий о злоключениях царя Итаки Одиссея, пытавшегося возвратиться домой вопреки воле рассерженных на него богов. Спустя почти тысячу лет [[императоры и гладиаторы|римский]] поэт '''Публий Вергилий Марон''' написал собственный эпос (по сути, [[сиквел]] или даже [[фанфик]]) «Энеиду», главным героем которой является Эней, герой, спасший часть троянцев и приведший их к берегам древней Италии, где они дали начало римской цивилизации. Поскольку Рим и его наследие долгое время удостаивались куда большего внимания, чем Эллада, «Энеида» пользовалась огромной популярностью, в то время как про «Илиаду» и «Одиссею» большинство знало только то, что они существуют. Вергилию и его творчеству мы по такому поводу посвятим отдельную статью.
«Илиада» рассказывает о войне между греческими городами-государствами и могущественным Троянским царством, развязанной из-за того, что троянский царевич Парис выкрал Елену — дочь Зевса и жену царя Спарты Менелая, славившуюся своей красотой. «Одиссея» — [[сиквел]] «Илиады», рассказывающий о злоключениях царя Итаки Одиссея, пытавшегося возвратиться домой вопреки воле рассерженных на него богов. Спустя почти тысячу лет [[императоры и гладиаторы|римский]] поэт '''Публий Вергилий Марон''' написал собственный эпос (по сути, [[сиквел]] или даже [[фанфик]]) «Энеиду», главным героем которой является Эней, герой, спасший часть троянцев и приведший их к берегам древней Италии, где они дали начало римской цивилизации. Поскольку Рим и его наследие долгое время удостаивались куда большего внимания, чем Эллада, «Энеида» пользовалась огромной популярностью, в то время как про «Илиаду» и «Одиссею» большинство знало только то, что они существуют. Вергилию и его творчеству мы по такому поводу посвятим отдельную статью.
Строка 30: Строка 30:


Верховным вождём греков был Агамемнон, поскольку он был не только самым могущественным государем, но ещё и носил титул ванакта. «Ванакт/ванакс» («анакт/анакс») — [[Справочник автора/Стандартные аристократические титулы|греческий титул]] микенских времен, уже исчезнувший к V в. до н. э. Доподлинно неизвестно, что он из себя представлял (не исключено, что выполнял роль верховного жреца), но ставился выше басилевса по значимости и почёту. Так, Агеменон — это анакт, в то время как Одиссей или Диомед всего лишь басилевсы. Вероятно, по статусу анакт соответствует верховному королю, если, конечно, принять басилевсов того времени за полноценных королей, а не за баронов или князей.
Верховным вождём греков был Агамемнон, поскольку он был не только самым могущественным государем, но ещё и носил титул ванакта. «Ванакт/ванакс» («анакт/анакс») — [[Справочник автора/Стандартные аристократические титулы|греческий титул]] микенских времен, уже исчезнувший к V в. до н. э. Доподлинно неизвестно, что он из себя представлял (не исключено, что выполнял роль верховного жреца), но ставился выше басилевса по значимости и почёту. Так, Агеменон — это анакт, в то время как Одиссей или Диомед всего лишь басилевсы. Вероятно, по статусу анакт соответствует верховному королю, если, конечно, принять басилевсов того времени за полноценных королей, а не за баронов или князей.
Что же касается личности самого Гомера, то следует помнить несколько важных моментов. Во-первых, древнегреческой культуре было свойственно непременно отыскивать для каждого значимого явления, будь то поэзия, музыкальный инструментарий, военное искусство или город, своего "первооткрывателя", "основателя", каковой становился религиозной фигурой, то есть героем, и обзаводился культом; соответственно любые профессионалы, в том числе и эпические сказители, почитали такого героя-первооткрывателя в рамках религиозного союза и в рамках этого же союза принимали в сообщество новых членов и обучали ремеслу (практически полная аналогия средневековым цехам, да). Во-вторых, в 1930-х годах американский филолог Мильман Пэрри, а затем и его ученик Альберт Лорд на основе изучения живой традиции эпического сказительства на Балканах выяснили целую уйму важных вещей, но для нас важны две вещи: широкое использование стандартных формул, позволяющих запоминать гигантские объемы текста и "склеивать" разные его части, а также свободное обращение с уже существующими в традиции текстами: они объединяются в самых разных комбинациях, где-то в большей или меньшей степени переделываются и т. д. Таким образом, на настоящий момент можно с большей или меньшей степенью уверенности сказать следующее: еще со времен микенской цивилизации бронзового века и вплоть до начала классической эпохи по всему грекоязычному миру существовала корпорация профессиональных певцов-сказителей (они изображены на микенских фресках и упоминаются у того же Гомера), исполняющих эпические сказания. Поскольку сказители не были привязаны к одному месту и постоянно странствовали, постольку их репертуар постоянно пополнялся массой местных сказаний. Именно на основе множества этих местных традиционных песен, отражающих самые разные языковые и исторические реалии, и был создан текст "Илиады" и "Одиссеи" - поначалу, как и любые исполняющиеся вживую эпические тексты, допускающий импровизацию исполнителя, но уже в конце архаической эпохи (6 в. до н. э.) записанный и таким образом "канонизированный". Значение же "Илиады" и "Одиссеи" для греческой цивилизации заключалось именно в том, что это был фактически первый и едва ли не единственный "общегреческий" текст: так-то греческие полисы люто, веками друг с другом враждовали и не прочь бывали вырезать побежденного под корень, а здесь излагается история, где греки осмысляются как некое единство. Такой же посыл заключался в "Истории" Геродота, пытавшегося выдать "Илиаду" на новом, философски продвинутом уровне, и у него даже почти получилось - не разразись Пелопоннесская война, спутавшая все карты. Такое пытались проделать и некоторые ораторы на излете классической эпохи, но без видимого результата.


== Общее для дилогии ==
== Общее для дилогии ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!