Редактирование: Готика
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'' | ''Это статья о части культуры. Возможно, вы ищите серию [[ранобэ]] с [[Gosick|одноимённым названием]] или [[Gothic|одноимённую игру]]. Или [[Готы и панки|субкультуру]].'' | ||
В конце | '''Готика''' — одно из направлений романтизма, возникшее в конце XVII — н. XIX вв. Название произошло от типичного [[сеттинг|места действия]] — старинных готических особняков, замков и соборов. Готику как жанр можно описать так: возвышенные драматичные ужасы, где акцент делается не на насилии, а на этике и эстетике описываемого, причём эстетика отсылает к старине, обычно к XVIII—XIX векам. Маньяк режет женщин и пьёт их кровь? Ужасы или криминальная хроника. Непонятый изгой викторианской эпохи убивает прекрасных дам, чтобы сохранить их красоту навечно? Готика. Чудовище убивает людей в заброшенном доме? Просто ужасы. В древнем замке чудовище карает людей за их грехи во исполнение древнего пророчества? Другое дело, готика. | ||
Готика старой школы по меркам нынешнего искушенного читателя — достаточно примитивное явление, многие могут ее найти заштампованной. Но именно эти штампы породили нынешнюю готическую литературу. В конце XIX в. она фактически слилась с [[Стилистика декаданса|символизмом и декадансом]], что привело к значительной эволюции жанра (например, мораль из ригидной стала [[Серобуромалиновая мораль|серобуромалиновой]], а вместо [[фольклор]]а времён Средневековья стали использоваться языческие и оккультные мотивы ещё дохристианского происхождения). В начале XX века именно готика была основной разновидностью киноужасов, а также повлияла на становление [[Лавкрафтианские ужасы|лавкрафтианских ужасов]]. Но потом все эти «Дракулы», «Франкенштейны» и ко превратились в штамп, и уже с середины века его всё чаще высмеивают и деконструируют. В XXI веке готика часто служит просто антуражем для [[Низкое фэнтези|низкого фэнтези]]. | |||
== Атмосфера готического романа == | == Атмосфера готического романа == | ||
Литературный готический роман возник под влиянием готики | Литературный готический роман возник под влиянием готики настоящей — культурном явлении Западной Европы эпохи Средневековья, существовавшем между Тёмными Веками и Возрождением. Действие готического романа происходит в XIII—XV вв. или в месте, которое сохранило характерные черты вопреки времени. | ||
Типичное место действия произведения — какой-нибудь готический замок. Характерные внешние черты готического антуража — острые концы в аксессуарах и предметах быта, острые высокие шпили и арки в архитектуре. Все стремится ввысь, вверх, подчеркивая доминирование духовного над материальным. Доминируют мрачные мотивы смерти и посмертных страданий, отвергаются все плотские радости. Частый мотив живописи и скульптуры: адские муки, черти, грешники. Декоративных элементов либо нет совсем, либо они крайне скудные, исключение — религиозные атрибуты и утварь. В моде болезненная бледность и худощавость. Женщины стараются уменьшить свою грудь, в некоторых местах до накладных железных пластин, никаких декольте. Носят шляпки-конусы и остроносую обувь. Мужчины тоже подчеркивают свою стройность, утягивая себя и стремясь к идеалу тонкого во всех смыслах кавалера. Идеал фигуры для обеих полов S-образный, живот выпячен вперед, плечи узкие. Сложных многослойных платьев пока нет, ткани простые и грубые у всех без исключения. | |||
Люди в эпоху готики жили даже по меркам авторов готического романа XVIII в. очень бедно и тесно, включая высшую аристократию вроде герцогов и королей. У них мало мебели в принципе, а вся имеющаяся — жёсткая. Сундуки заменяют стулья и табуретки, столы. Есть и каменная мебель, сверхмассивные скамьи. Кровати металлические. Деревянных вещей мало, в основном всякие аксессуары — дерево плохо переносит атмосферу Средневековья. Стекло в окнах — крайне, крайне редкое явление, потому что оно невероятно дорогое, его заменяют ставни. Готический замок каменный, холодный и тёмный, а к тому же вонючий и кишащий паразитами, потому что в нем царит жуткая антисанитария. В туалет ходят в дырку в полу из специальных выпирающих из стены башенок — гардеробов, туда же вешают одежду от паразитов. Моются (хорошо если вообще) в бочках, а летом — в речке. Одежду не стирают никогда, только чистят. | |||
Стены замка прикрываются гобеленами, на которых хозяйка замка может чего-нибудь вышить своими руками. В моде мотивы военных подвигов хозяев и охота. Обязательно должна быть капелла, в котором все обитатели замка регулярно молятся. В замке в норме живет прорва народа, которая должна этот замок поддерживать и охранять, сам хозяин и его семья занимают сравнительно небольшие апартаменты. Как минимум пара сотен постоянных обитателей, и это мы рассматриваем ещё замок какого-нибудь мелкого аристократа вроде барона. | |||
Дух готического романа всегда мрачный… ну, по меркам современных читателей точно. В XVIII в. готический роман возник на почве тоски по прежней душевной чистоте, которую сменила развращенность и сверхнасыщенность материальными благами (как видим, эта идея не новая). В Средневековье люди жили мало, умирали часто и помногу. Особенно дети — хорошо если до 16 лет доживал один из трех. Кладбища занимали весьма значительный процент городской площади. Люди, вынужденные жить в этом кошмаре, относились к своей жизни и здоровью совсем не так, как сейчас, а куда как легче. Они считали свою плоть несущественной и верили словам священников больше, чем первым учёным. [[Духовность — это хорошо|Священник]] обещал им рай в случае правильного поведения, а [[жизнь материалистов бессмысленна|учёный]]… но это совсем другая история. Для готического романа характерны идеи греха, соблазна и последующего наказания, при чем все соблазны идут от разума и тела. | |||
== Признаки готического романа == | == Признаки готического романа == | ||
* Жанр произведения «размытый». Есть элементы ужасов, мистики и детектива. | * Жанр произведения «размытый». Есть элементы ужасов, мистики и детектива. Нередко [[может, магия, а может, реальность|реальность мистики остаётся под вопросом]]. | ||
* [[ | * Столкновения мистики и рационализма. Среди героев, как правило, есть какой-нибудь «человек науки», который свято верит в прогресс, но зачастую оказывается разочарован в этой вере. | ||
* [[Ригидная мораль|Ригидная]], старомодная мораль. Помним, когда писались произведения? | |||
* Силы [[Ад]]а и [[Рай|Рая]] обязательно присутствуют и действуют ради зла и добра. Они могут быть нематериальными, но так или иначе есть всегда. | * Силы [[Ад]]а и [[Рай|Рая]] обязательно присутствуют и действуют ради зла и добра. Они могут быть нематериальными, но так или иначе есть всегда. | ||
* Добро всегда добро, зло всегда зло. Отклонения и рассуждения неприемлемы. | * Добро всегда добро, зло всегда зло. Отклонения и рассуждения неприемлемы. | ||
* Строгий [[Черно- | * Строгий [[Черно-белая мораль|черно-белый]] сеттинг. | ||
* Зло и добро четко обозначено внешне, зачастую ещё и с [[ | * Зло и добро четко обозначено внешне, зачастую ещё и с [[Цвет добра, цвет зла|цветной кодировкой]]. | ||
* Светлые персонажи всегда как минимум симпатичные, а то и вовсе писаные красавцы, в светлых одеждах. Злые в основном [[ | * Светлые персонажи всегда как минимум симпатичные, а то и вовсе писаные красавцы, в светлых одеждах. Злые в основном [[Зло уродует|уродливые]] или как минимум в чем-то [[Облик Чезаре|эклектичные]] в тёмных мантиях. | ||
* Даже если по каким-то причинам добрый персонаж переходит на темную строну, он этого не переносит. Либо находит способ вернуться к добру, либо убивает себя. Либо убивают его, если он не спешит каяться. Если переносит и смиряется, меняем жанр на «неоготику» или какой-нибудь ещё. | * Даже если по каким-то причинам добрый персонаж переходит на темную строну, он этого не переносит. Либо находит способ вернуться к добру, либо убивает себя. Либо убивают его, если он не спешит каяться. Если переносит и смиряется, меняем жанр на «неоготику» или какой-нибудь ещё. | ||
* Зло должно быть наказано. Всегда. Сериал «След» и детективы в этом не | * Зло должно быть наказано. Всегда. Сериал «След» и детективы в этом не оригинальны. | ||
* [[ | * [[Кающийся грешник]] как следствие, в качестве альтернативы только [[Искупление равносильно смерти|смерть]]. | ||
* Часто [[он в чёрном, она в белом]], ещё и «[[красавица и чудовище]]». | * Часто [[он в чёрном, она в белом]], ещё и «[[красавица и чудовище]]». | ||
* [[ | * [[Дева в беде]]. Повсеместно. | ||
* [[ | * [[Девственность — это сила]]. | ||
* Эротики нет вообще и совсем. Никаких глубоких вырезов, мелькающих ножек и даже поцелуев. Неприлично! Постельные сцены именно про постель, с натянутым до шеи одеялом. А вы что подумали? Кровать предназначена для сна! В поздних экранизациях романов есть отступления, но не слишком большие. | * Эротики нет вообще и совсем. Никаких глубоких вырезов, мелькающих ножек и даже поцелуев. Неприлично! Постельные сцены именно про постель, с натянутым до шеи одеялом. А вы что подумали? Кровать предназначена для сна! В поздних экранизациях романов есть отступления, но не слишком большие. | ||
== Нео-Готика == | == Нео-Готика == | ||
Отделилась от Готики старой школы, отбросив черты жанра ужасы, саспенса, детектива, триллера. [[протагонист|Главным героем]] часто является не жертва, а сам вампир. Это не значит, что в классической готике не было произведений с главными героями — чудовищами — были ([[Франкенштейн]], [[Varney the Vampire|Варни-Вампир]]), но там особое внимание уделялось личной рефлексии протагониста, которая и являлась источником атмосферы ужаса. Существуют, однако, современные произведения, построенные по формуле «Варни» — например, настольная ролевая игра [[Vampire: the Masquerade]] (а вот видеоигра VtM: Bloodlines уже чисто нео-готика). | |||
Отделилась от Готики старой школы, отбросив черты жанра ужасы, саспенса, детектива, триллера. [[протагонист|Главным героем]] часто является не жертва, а сам вампир. Это не значит, что в классической готике не было произведений с главными | |||
Отличительная черта современной | Отличительная черта современной готики — повышенная внешняя мрачность. В видеоряде преобладает черный плюс красный или желтый цвет, что сближает ее с нуаром. Герои часто бледные, даже если они люди. Если в готике старой школы акцент делали на духовные мучения, то в новой на конкретно-материальные, телесные. В отличие от темного фэнтези, в готике нет победившего вселенского зла, общая атмосфера ближе к черно-белой или даже серо-белой. | ||
Поджанры современной готики: | Поджанры современной готики: | ||
Строка 50: | Строка 48: | ||
* Прочая нечисть вроде фейри. Встречается редко. | * Прочая нечисть вроде фейри. Встречается редко. | ||
Так же стоит упомянуть отдельный недавно появившийся жанр: киберготика. Она | Так же стоит упомянуть отдельный недавно появившийся жанр: киберготика. Она же — отдельное направление молодежной субкультуры, появившейся в 1990 году. Является смесью киберпанка, антиутопии и постапокалипсиса с одной стороны и готическим направлением с другой. | ||
== Атмосфера современной готики == | == Атмосфера современной готики == | ||
Строка 56: | Строка 54: | ||
Современная готика сосредоточенна на внутренних переживаниях персонажа, его чувствах и эмоциях и посвящена прежде всего поиску самого себя в этом мире. Строгую ригидную мораль сменила современная гибкая, поэтому главным героем может оказаться и злодей, и герой с сомнительной репутацией. В ней нет четких полюсов добра и зла, хотя чёрная и белая краска все ещё присутствуют, разбавленные серой. Ангелы могут быть храмовниками, а демоны иметь архетип утренней звезды. Нелюди переходят из разряда чудовищ в часть это мира и наделяются человеческим качествами вроде способности любить или сострадать. Бог все ещё незримо присутствует, но может занять откровенно наплевательскую, а то и враждебную, позицию, к созданному им миру. Герой может сомневаться в своей вере или искать помощь другого бога, не рискуя сразу записаться в чернильно-чёрного злодея. | Современная готика сосредоточенна на внутренних переживаниях персонажа, его чувствах и эмоциях и посвящена прежде всего поиску самого себя в этом мире. Строгую ригидную мораль сменила современная гибкая, поэтому главным героем может оказаться и злодей, и герой с сомнительной репутацией. В ней нет четких полюсов добра и зла, хотя чёрная и белая краска все ещё присутствуют, разбавленные серой. Ангелы могут быть храмовниками, а демоны иметь архетип утренней звезды. Нелюди переходят из разряда чудовищ в часть это мира и наделяются человеческим качествами вроде способности любить или сострадать. Бог все ещё незримо присутствует, но может занять откровенно наплевательскую, а то и враждебную, позицию, к созданному им миру. Герой может сомневаться в своей вере или искать помощь другого бога, не рискуя сразу записаться в чернильно-чёрного злодея. | ||
Строгую аскетичность готики XIV—XVI века сменяют современные декорации. Персонаж современной готики живёт в современном мире с техникой и моралью, близкой к современной постмодернисткой. События прошлого если и рассматриваются, то касаются относительно недавнего прошлого XVIII—XIX века, о более древних событиях упоминается вскользь. Встречаются откровенные эротические постельные сцены, зашедшие значительно дальше поцелуев, а некоторые приближаются к порнографическим. Есть и сцены подробно и правдоподобно описанного насилия. Впрочем, обычно их не слишком много: важнее показать внутренний мир персонажа. Если перейти | Строгую аскетичность готики XIV—XVI века сменяют современные декорации. Персонаж современной готики живёт в современном мире с техникой и моралью, близкой к современной постмодернисткой. События прошлого если и рассматриваются, то касаются относительно недавнего прошлого XVIII—XIX века, о более древних событиях упоминается вскользь. Встречаются откровенные эротические постельные сцены, зашедшие значительно дальше поцелуев, а некоторые приближаются к порнографическим. Есть и сцены подробно и правдоподобно описанного насилия. Впрочем, обычно их не слишком много: важнее показать внутренний мир персонажа. Если перейти грань — получится либо тёмное фэнтези, либо крайне низкопошибная пародия, которых пруд пруди. И ещё: в готике следует крайне осторожно применяют комические моменты, если используют их вообще. Иначе получится деконструкция и вся атмосфера уйдет. | ||
Пример: падший ангел во плоти, думающий о | Пример: падший ангел во плоти, думающий о раскаяньи — ещё готика. А вот курящий и пьющий ангел-бабник, наслаждающийся своим положением, при этом неискренне изображающий раскаянье — уже <s>фильм «[[Догма]]»</s> деконструкция и «низкое фэнтези». Падший ангел, употребляющий чужие души на обед, завтрак и ужин против злого бога, собирающегося уничтожить мир — «тёмное фэнтези». Падший ангел в форме демона, который расчленяет прохожих и держит в страхе город — «ужасы». | ||
В готике новой, как и старой, сильны мотивы угрызений совести, выбора, греха и наказания, возмездия. Если раньше зло наказывали высшие силы через своих проводников, теперь зло побеждается руками простых смертных. Ну или не совсем простых. Или даже не смертных. Но все равно оно побеждается. | В готике новой, как и старой, сильны мотивы угрызений совести, выбора, греха и наказания, возмездия. Если раньше зло наказывали высшие силы через своих проводников, теперь зло побеждается руками простых смертных. Ну или не совсем простых. Или даже не смертных. Но все равно оно побеждается. | ||
Строка 64: | Строка 62: | ||
== Признаки нео-готики == | == Признаки нео-готики == | ||
* [[Пафос|ПАФОС]]. Ну куда же без него! | * [[Пафос|ПАФОС]]. Ну куда же без него! | ||
* Викторианская внешняя стилистика. | * Викторианская внешняя стилистика. Или даже более старинная. | ||
** Характерная для вампирских романов одежда: сложные платья с корсажами и многослойными юбками для женщин, строгие закрытые тёмные костюмы с высоким воротником для мужчин. | ** Характерная для вампирских романов одежда: сложные платья с корсажами и многослойными юбками для женщин, строгие закрытые тёмные костюмы с высоким воротником для мужчин. | ||
** Характерное место событий: уже современный город, но с сохранившимися частными особняками, закрытыми клубами и прочими старыми строениями, которым не один век, обставленных внутри антикварной мебелью. | ** Характерное место событий: уже современный город, но с сохранившимися частными особняками, закрытыми клубами и прочими старыми строениями, которым не один век, обставленных внутри антикварной мебелью. | ||
Строка 72: | Строка 70: | ||
** [[Романтизация_самоубийства|Суицидальные мотивы]] c романтическим подтекстом, тяга к смерти. | ** [[Романтизация_самоубийства|Суицидальные мотивы]] c романтическим подтекстом, тяга к смерти. | ||
** [[Некроромантика]]. Если не в каждом первом, так в каждом втором произведении точно. | ** [[Некроромантика]]. Если не в каждом первом, так в каждом втором произведении точно. | ||
* [[Все оттенки серого]]. Великие подвиги и великие герои остались в далёком прошлом. Нынешние герои и | * [[Все оттенки серого]]. Великие подвиги и великие герои остались в далёком прошлом. Нынешние герои и злодеи — их далёкие потомки, которые лишь хотят достичь прежнего уровня. | ||
* Рефлексирующие персонажи. Склонные к самоанализу, колебаниям, сильным эмоциям. Все оттенки чувств и эмоций, отношений, стремящиеся к мрачной гамме. | * Рефлексирующие персонажи. Склонные к самоанализу, колебаниям, сильным эмоциям. Все оттенки чувств и эмоций, отношений, стремящиеся к мрачной гамме. | ||
* Мотивы потустороннего: Ада и Рая, Судьбы. Размышления персонажей и автора о награде и наказании за поступки, их правомерности. | * Мотивы потустороннего: Ада и Рая, Судьбы. Размышления персонажей и автора о награде и наказании за поступки, их правомерности. | ||
Строка 82: | Строка 80: | ||
* Хорас Уолпол «Замок Отранто» (1764 года) — первый роман, основоположник направления готических романов XVIII в. | * Хорас Уолпол «Замок Отранто» (1764 года) — первый роман, основоположник направления готических романов XVIII в. | ||
* Николай Карамзин, «Остров Борнгольм» (1793 год). Одно из ранних произведений русского романтизма, которое можно также считать одним из первых произведений «русской готики». | * Николай Карамзин, «Остров Борнгольм» (1793 год). Одно из ранних произведений русского романтизма, которое можно также считать одним из первых произведений «русской готики». | ||
* «Вампир» от Джона Полидори (1819 года) — первый роман, посвящённый [[вампир]]у. Эту книгу часто приписывают Байрону ещё с момента первого издания, однако к её созданию он отношения не имеет и лично опровергал своё авторство. | * «Вампир» от Джона Полидори (1819 года) — первый роман, посвящённый [[вампир]]у. Эту книгу часто приписывают Байрону ещё с момента первого издания, однако к её созданию он отношения не имеет и лично опровергал своё авторство. | ||
** Если быть более точным, Полидори творчески переработал устный набросок рассказа самого Байрона, который, впрочем, не собирался развивать эту идею. | ** Если быть более точным, Полидори творчески переработал устный набросок рассказа самого Байрона, который, впрочем, не собирался развивать эту идею. | ||
** Набросок Байрона был опубликован, так что можно сравнить. У Байрона есть только основная идея и самое начало, Полидори, оттолкнувшись от них, написал вполне самостоятельное произведение. При этом набросок Байрона написан ярче, а новелла Полидори больше напоминает пересказ повести или романа. События-то интересные, но рассказаны они не очень умело. Жаль, что Байрон и Полидори не написали «Вампира» | ** Набросок Байрона был опубликован, так что можно сравнить. У Байрона есть только основная идея и самое начало, Полидори, оттолкнувшись от них, написал вполне самостоятельное произведение. При этом набросок Байрона написан ярче, а новелла Полидори больше напоминает пересказ повести или романа. События-то интересные, но рассказаны они не очень умело. Жаль, что Байрон и Полидори не написали «Вампира» вдвоем. | ||
* Писали преимущественно этим жанре: А. Редклиф, Ш. Смит, М. Льюис, Ч. Р. Мэтьюрин, М. Шелли, Б. Стокер. | * Писали преимущественно этим жанре: А. Редклиф, Ш. Смит, М. Льюис, Ч. Р. Мэтьюрин, М. Шелли, Б. Стокер. | ||
* Отметились несколько раз: Байрон, Готорн, Гофман, [[Гюго]], Мериме, Уайльд. | * Отметились несколько раз: Байрон, Готорн, Гофман, [[Гюго]], Мериме, Уайльд. | ||
Строка 92: | Строка 88: | ||
*** «Мельмот Скиталец» отразился в творчестве Бальзака не только юношеским романом «Вековечный, или Два Берингельда», но и новеллой «Прощенный Мельмот» — [[Фанфик|о спасении Мельмота]]. Из повторяющихся персонажей «Человеческой комедии» там есть [[Куртизанка|куртизанка]] Акилина и барон Нусинген, упоминается Эжен де Растиньяк. Так что, в сущности, выходит [[кроссовер]] «Человеческой комедии» с романом Метьюрина. | *** «Мельмот Скиталец» отразился в творчестве Бальзака не только юношеским романом «Вековечный, или Два Берингельда», но и новеллой «Прощенный Мельмот» — [[Фанфик|о спасении Мельмота]]. Из повторяющихся персонажей «Человеческой комедии» там есть [[Куртизанка|куртизанка]] Акилина и барон Нусинген, упоминается Эжен де Растиньяк. Так что, в сущности, выходит [[кроссовер]] «Человеческой комедии» с романом Метьюрина. | ||
* Анна Рэдклиф. Писала в отдельном направлении «готического романа напряжения» — «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны». А вот «Итальянец» — обычный готический роман. | * Анна Рэдклиф. Писала в отдельном направлении «готического романа напряжения» — «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны». А вот «Итальянец» — обычный готический роман. | ||
* Эмилия Бронте, «[[ | * Эмилия Бронте, «Грозовой перевал». | ||
* Б. Стокер, «[[Дракула]]». Представлять не нужно. | |||
* Мери Шелли, «[[Франкенштейн]]». Тоже представлять не нужно. | |||
* [[Эдгар Аллан По]] считается одним из «отцов готики». На самом деле он писал в разных жанрах ([[детектив]]ы, [[научная фантастика]], [[приключения]], стихи, даже учебники), но и готические ужасы среди этого есть. И вообще он разделил готический роман на два новых жанра — [[триллер]] и детектив. | * [[Эдгар Аллан По]] считается одним из «отцов готики». На самом деле он писал в разных жанрах ([[детектив]]ы, [[научная фантастика]], [[приключения]], стихи, даже учебники), но и готические ужасы среди этого есть. И вообще он разделил готический роман на два новых жанра — [[триллер]] и детектив. | ||
* Гёте: «[[Фауст]]», «Коринфская невеста» и многое другое. | * Гёте: «[[Фауст]]», «Коринфская невеста» и многое другое. | ||
** Впрочем, с «Фаустом» не ясно. Это сложнейшее философское произведение которое писалось и переписывалось десятилетиями. В нём есть готическая составляющая, но она не самая крупная и далеко не самая важная. Да и где там чёрно-белая мораль? «Продавай душу кому хочешь, всё равно будешь в раю, был бы человек хороший.» | ** Впрочем, с «Фаустом» не ясно. Это сложнейшее философское произведение которое писалось и переписывалось десятилетиями. В нём есть готическая составляющая, но она не самая крупная и далеко не самая важная. Да и где там чёрно-белая мораль? «Продавай душу кому хочешь, всё равно будешь в раю, был бы человек хороший.» | ||
* Джозеф Шеридан ле Фаню, «[[Кармилла]]» (1872 год). Ещё одна «вампирская» повесть, примечательная тем, что во многом повлияла на создание | * Джозеф Шеридан ле Фаню, «[[Кармилла]]» (1872 год). Ещё одна «вампирская» повесть, примечательная тем, что во многом повлияла на создание вышеупомянутого «Дракулы» Стокера. А также тем, что ввела в культуру типаж «вампирши-лесбиянки». | ||
* «Ленора» Готфрида Бюргера, а также созданные по её мотивам «Людмила» и «Светлана» Жуковского. | * «Ленора» Готфрида Бюргера, а также созданные по её мотивам «Людмила» и «Светлана» Жуковского. | ||
* | * Гоголь, «Вий» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». | ||
* Толстой Алексей Константинович: «Амена», «Упырь», «[[Это уже не Бричер|Семья вурдалака]]». | |||
* Алексей Константинович | |||
** И «Встреча через триста лет» — там появляется герой «Семьи вурдалака» маркиз д’Юрфе, хотя жуткие приключения выпадают на этот раз не на его долю. | ** И «Встреча через триста лет» — там появляется герой «Семьи вурдалака» маркиз д’Юрфе, хотя жуткие приключения выпадают на этот раз не на его долю. | ||
* [[Роберт Льюис Стивенсон]], «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». | * [[Роберт Льюис Стивенсон]], «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». | ||
** А также «Олалла» (Олальяm Olalla, 1885), «Окаянная Дженет» («Джанет продала душу дьяволу», Thrawn Janet, букв. «скрюченная Дженет», 1881) и ещё несколько новелл. | ** А также «Олалла» (Олальяm Olalla, 1885), «Окаянная Дженет» («Джанет продала душу дьяволу», Thrawn Janet, букв. «скрюченная Дженет», 1881) и ещё несколько новелл. | ||
* Внезапно А. Конан Дойл, «Собака Баскервилей». Начинается как типичная готика (старинный замок, загадочное убийство, древнее проклятие, призрачная собака-чудовище, прекрасная [[дева в беде]], скептики-рационалисты, которые почти начинают верить в мистику), а потом деконструирует жанр ([[план Стэплтона|проклятие было подстроенным]], собака загримированной, ну хоть дева не злодейка и мораль всё ещё чёрно-белая). Впрочем, подобная [[деконструкция]] со временем стала настолько типичной для жанра, что сейчас уже выглядит как естественная его часть. Очень многие готические книги и фильмы созданы именно по принципу «Собаки Баскервилей». | * Внезапно А. Конан Дойл, «Собака Баскервилей». Начинается как типичная готика (старинный замок, загадочное убийство, древнее проклятие, призрачная собака-чудовище, прекрасная [[дева в беде]], скептики-рационалисты, которые почти начинают верить в мистику), а потом деконструирует жанр ([[план Стэплтона|проклятие было подстроенным]], собака загримированной, ну хоть дева не злодейка и мораль всё ещё чёрно-белая). Впрочем, подобная [[деконструкция]] со временем стала настолько типичной для жанра, что сейчас уже выглядит как естественная его часть. Очень многие готические книги и фильмы созданы именно по принципу «Собаки Баскервилей». | ||
* Смешанная и переходная готика: | * Смешанная и переходная готика: | ||
Строка 110: | Строка 106: | ||
** Анджела Олив Картер — основательница смежного направления «магического реализма»: смеси драмы, готики и мрачной средневековой сказки. В России известна по сборнику новелл «Кровавая комната». Так же написала «Shadow Dance» и «Magic Toyshop». | ** Анджела Олив Картер — основательница смежного направления «магического реализма»: смеси драмы, готики и мрачной средневековой сказки. В России известна по сборнику новелл «Кровавая комната». Так же написала «Shadow Dance» и «Magic Toyshop». | ||
** Тэнит Ли — мастер и основатель направления «мистическое фэнтези». «Замок Тьмы», «Кровавый Камень», «Тайные книги Парадиза», «Тайные книги Венеции», «Кровавая Опера». | ** Тэнит Ли — мастер и основатель направления «мистическое фэнтези». «Замок Тьмы», «Кровавый Камень», «Тайные книги Парадиза», «Тайные книги Венеции», «Кровавая Опера». | ||
** Владимир Короткевич, «[[Дзікае паляванне караля Стаха|Дикая охота короля Стаха]]», стилизованная под Анну Радклифф | ** Владимир Короткевич, «[[Дзікае паляванне караля Стаха|Дикая охота короля Стаха]]», стилизованная под Анну Радклифф. | ||
** Джон Харвуд, «Призрак Автора» — возвышенные чувства, зловещие семейные тайны и мистическая атмосфера [[Недобрая старая Англия|старой недоброй Англии]] во всей красе. | ** Джон Харвуд, «Призрак Автора» — возвышенные чувства, зловещие семейные тайны и мистическая атмосфера [[Недобрая старая Англия|старой недоброй Англии]] во всей красе. | ||
* Современная готика, прямая наследница готического романа: | * Современная готика, прямая наследница готического романа: | ||
** Фрэнк Пол Уилсон, роман «Застава», 1981 год. Суперхит. | ** Фрэнк Пол Уилсон, роман «Застава», 1981 год. Суперхит. | ||
** Грэм Мастерсон, самый популярный в мире современный автор «чистой» готики, написал бесцеллер «Маниту». | ** Грэм Мастерсон, самый популярный в мире современный автор «чистой» готики, написал бесцеллер «Маниту». | ||
** Так же автор романов «Prey» | ** Так же автор романов «Prey», «Spirit», «The Chosen Child», «Trauma». (''извините, с переводом названий у меня проблема. Кто знает — дополните, пожалуйста. В России они мало известны.''). | ||
** Брайан Ламли, цикл «Titus Crow», «Некроскоп» о десяти томах (книжная полка). Ещё один мастер пера. | ** Брайан Ламли, цикл «Titus Crow», «Некроскоп» о десяти томах (книжная полка). Ещё один мастер пера. | ||
** Рэмзи Кэмпбелла называют «современным Лафкрафтом». Его произведения: «The Doll Who Ate His Mother», «To Wake the Dead», «The Hungry Moon». | ** Рэмзи Кэмпбелла называют «современным Лафкрафтом». Его произведения: «The Doll Who Ate His Mother», «To Wake the Dead», «The Hungry Moon». | ||
Строка 161: | Строка 157: | ||
* «[[Дикая охота короля Стаха (фильм)|Дикая охота короля Стаха]]» — внезапно, советская готика! Все элементы в наличии: старинный замок, мистическое проклятие, коварные убийцы, прекрасная дева в беде, умник-скептик, который начинает сомневаться в своём рационализме… | * «[[Дикая охота короля Стаха (фильм)|Дикая охота короля Стаха]]» — внезапно, советская готика! Все элементы в наличии: старинный замок, мистическое проклятие, коварные убийцы, прекрасная дева в беде, умник-скептик, который начинает сомневаться в своём рационализме… | ||
* Тима Бёртона считают «готом», но вообще-то из чистых представителей жанра у него только «Сонная лощина» (чистейший образец) и «Суини Тодд» (смесь готики, слэшера и мюзикла). Остальное — пародии, деконструкции, готичные задники или костюмы, но не готика как жанр. «Битлджюс», «Франкенвинни» и «Мрачные тени» — комедии ужасов, где готику пародируют. «Эдвард руки-ножницы» — сказка, где готического только внешность и место жительства ГГ. «Бэтмены» — супергеройское кино, где есть немного готического антуража. | * Тима Бёртона считают «готом», но вообще-то из чистых представителей жанра у него только «Сонная лощина» (чистейший образец) и «Суини Тодд» (смесь готики, слэшера и мюзикла). Остальное — пародии, деконструкции, готичные задники или костюмы, но не готика как жанр. «Битлджюс», «Франкенвинни» и «Мрачные тени» — комедии ужасов, где готику пародируют. «Эдвард руки-ножницы» — сказка, где готического только внешность и место жительства ГГ. «Бэтмены» — супергеройское кино, где есть немного готического антуража. | ||
* «[[The Crow|Ворон]]»: готический [[боевик]]! Несмотря на свою культовость, на самом деле к готике относится постольку-поскольку: главный герой просто готично выглядит. В плане сюжета и атмосферы «диких улиц» фильм ближе не к готическому роману, а к | * «[[The Crow|Ворон]]»: готический [[боевик]]! Несмотря на свою культовость, на самом деле к готике относится постольку-поскольку: главный герой просто готично выглядит. В плане сюжета и атмосферы «диких улиц» фильм ближе не к готическому роману, а к «Робокопу». | ||
* «Интервью с вампиром». Даже не столько из-за вампиров, сколько из-за антуража, эпохи и главного героя, который мучается «проклятыми вопросами», и его друга-декадента — даже без вампиров получился бы сабж. Сиквел «Королева проклятых» уже в меньшей степени. | * «Интервью с вампиром». Даже не столько из-за вампиров, сколько из-за антуража, эпохи и главного героя, который мучается «проклятыми вопросами», и его друга-декадента — даже без вампиров получился бы сабж. Сиквел «Королева проклятых» уже в меньшей степени. | ||
* «Братство волка». Французская «Собака Баскервилей», но на реальном старинном материале и с более мистическим уклоном. | * «Братство волка». Французская «Собака Баскервилей», но на реальном старинном материале и с более мистическим уклоном. | ||
* | * [[Underworld|«Другой мир»]]: типичное [[низкое фэнтези]], от готики только антураж. <ref>Есть мнение, что и фэнтези это сложно назвать, поскольку вампиры и оборотни там — не порождения трансцендентного потустороннего, а всего лишь жертвы какого-то вируса. То есть это абсолютно материалистическая фантастика. </ref> | ||
* | * «Багровый пик»: внезапно чистейший представитель жанра от Гильермо Дель Торо. Никаких вампиров/оборотней, только 19 век, старинный особняк, роковая любовь и страшная тайна. Цветовая кодировка добра-зла, искупление через смерть и скептик, столкнувшийся с мистикой, прилагаются. В наше время смотрится как морально устаревшее ретро-кино, поэтому массовым зрителем остался почти не замечен. | ||
* Готичная [[w:Красная Шапочка (фильм, 2011)|киноверсия «Красной Шапочки»]] (2011 г.). [[Красная Шапочка]], которая носит кроваво-красный плащ с капюшоном — [[оборотень]], как и её бабушка. Ловить волка приезжают не простые охотники, как в сказке, а [[Охотник за оборотнями|охотники за оборотнями]]. | * Готичная [[w:Красная Шапочка (фильм, 2011)|киноверсия «Красной Шапочки»]] (2011 г.). [[Красная Шапочка]], которая носит кроваво-красный плащ с капюшоном — [[оборотень]], как и её бабушка. Ловить волка приезжают не простые охотники, как в сказке, а [[Охотник за оборотнями|охотники за оборотнями]]. | ||
** Оборотень не КШ, и не бабушка. [[Вот это поворот!|Но это спойлер!]] | ** Оборотень не КШ, и не бабушка. [[Вот это поворот!|Но это спойлер!]] | ||
* [[Solomon Kane]]. | * [[Solomon Kane]]. | ||
=== | === Телесериалы === | ||
* «Семейка Аддамс» — жгучая пародия на готику задолго до того, как это стало мейнстримом. А потом, в виде двух фильмов — когда это уже стало мейнстримом. | * «Семейка Аддамс» — жгучая пародия на готику задолго до того, как это стало мейнстримом. А потом, в виде двух фильмов — когда это уже стало мейнстримом. | ||
** ''Строго'' говоря, трёх фильмах. Но '''даже''' Тим Кёрри и Даррил Хана не сумели спасти последний фильм, как они не старались… | ** ''Строго'' говоря, трёх фильмах. Но '''даже''' Тим Кёрри и Даррил Хана не сумели спасти последний фильм, как они не старались… | ||
Строка 178: | Строка 172: | ||
* «Призраки дома на холме». | * «Призраки дома на холме». | ||
=== | === Аниме и манга === | ||
В основном распространены вампирятники, часто с деконструкцией и минимумом собственно готики, за исключением антуража. | В основном распространены вампирятники, часто с деконструкцией и минимумом собственно готики, за исключением антуража. | ||
* | * «Ди: Жажда крови». Сочетание готического вампирятника с постапокалипсисом. | ||
* | * «Hellsing». Довольно кровавый современный боевик про вампиров, тем не менее, готический антураж присутствует. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 190: | Строка 185: | ||
* [http://www.adventuregamestudio.co.uk/site/games/game/2170/ Terror of the Vampire!] — весьма годная indie-игра в стиле классики девяностых с [[Забавное животное|антропоморфными зверями]], пародирующая сабж. Главный герой — психиатр, пытающийся развеять мифы о вампирах в некой [[Руритания|восточноевропейской стране]]. | * [http://www.adventuregamestudio.co.uk/site/games/game/2170/ Terror of the Vampire!] — весьма годная indie-игра в стиле классики девяностых с [[Забавное животное|антропоморфными зверями]], пародирующая сабж. Главный герой — психиатр, пытающийся развеять мифы о вампирах в некой [[Руритания|восточноевропейской стране]]. | ||
=== | === Настольные игры === | ||
* [[Ravenloft]]. Кодификатор для настольных игр. | * [[Ravenloft]]. Кодификатор для настольных игр. | ||
* [[World of Darkness|Мир Тьмы]] же! В особенности, [[Vampire: The Masquerade|ветка про вампиров]], где подобной готики просто навалом! | * [[World of Darkness|Мир Тьмы]] же! В особенности, [[Vampire: The Masquerade|ветка про вампиров]], где подобной готики просто навалом! | ||
Строка 202: | Строка 197: | ||
Основные жанры: | Основные жанры: | ||
* Готик-рок: по сути, пост-панк, но более мрачный и декадентствующий. Из групп этого жанра к литературной готике ближе всего были Bauhaus (записывали саундтрек к вампирскому фильму «Голод») и Fields of the Nephilim. Большинство же групп первой волны никакими «готами» себя не осознавали и не считали (Sisters of Mercy, приведённые тут как эталон, вообще кривятся, когда слышат это слово в свой адрес). Более поздние группы уже начали активнее эксплуатировать образ и тематику (например, London After Midnight | * Готик-рок: по сути, пост-панк, но более мрачный и декадентствующий. Из групп этого жанра к литературной готике ближе всего были Bauhaus (записывали саундтрек к вампирскому фильму «Голод») и Fields of the Nephilim. Большинство же групп первой волны никакими «готами» себя не осознавали и не считали (Sisters of Mercy, приведённые тут как эталон, вообще кривятся, когда слышат это слово в свой адрес). Более поздние группы уже начали активнее эксплуатировать образ и тематику (например, London After Midnight и известные позёры The 69 Eyes, которые над готикой скорее иронизируют). | ||
* Готик-металл: нечто среднее между дум-металлом (медленным, вязким и мрачным) и готик-роком. Встречаются как «осознанные» готы, поющие про Хэллоуин, старинные замки и вампиров ( | * Готик-металл: нечто среднее между дум-металлом (медленным, вязким и мрачным) и готик-роком. Встречаются как «осознанные» готы, поющие про Хэллоуин, старинные замки и вампиров (Type O Negative, Theatre of Tragedy, Lacrimosa), так и те, у кого просто музыка такая, а с субкультурой/тематикой они почти не пересекаются (Paradise Lost, Tiamat). | ||
* Дарквейв: жанр с размытыми рамками | * Дарквейв: жанр с размытыми рамками. Обычно получается, если смешать готик-рок с электронной музыкой вроде синтипопа. Но смешения готики с неоклассической музыкой тоже почему-то относят к дарквейву. Самый «лёгкий», но зачастую и самый мрачный из готических жанров. [[Дружественные фэндомы]] часто объединяют его с индастриалом. Эталонные исполнители жанра — Diary of Dreams. | ||
А вот именно ''готические темы в текстах'' — мистические истории, проклятья, средневековье, роковые женщины, загробная жизнь — чаще можно встретить не в этих жанрах, а, скажем, в хоррор-панке и хэви-металле. В этом плане «[[Ария (группа)|Ария]]» и «[[Король и шут]]», как ни странно, ''гораздо'' более готичны, чем пост-панки, которые, хоть и выглядели бледными красавцами, пели в основном о любви. | А вот именно ''готические темы в текстах'' — мистические истории, проклятья, средневековье, роковые женщины, загробная жизнь — чаще можно встретить не в этих жанрах, а, скажем, в хоррор-панке и хэви-металле. В этом плане «[[Ария (группа)|Ария]]» и «[[Король и шут]]», как ни странно, ''гораздо'' более готичны, чем пост-панки, которые, хоть и выглядели бледными красавцами, пели в основном о любви. |