Редактирование: Дева в беде
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|DamselInDistress|Damsel in Distress}} | {{TVTropes|DamselInDistress|Damsel in Distress}} | ||
{{video|1ybJju0ZH4g|width=240|Жизнь [[ищейка-любитель|детектива-любителя]] полна опасностей}} | |||
{{video|NzaWjoKSj-c|width=240|Топ 11 идиотов в опасности}} | {{video|NzaWjoKSj-c|width=240|Топ 11 идиотов в опасности}} | ||
{{video|WtgkfZU7D9A|width=240|Топ 11 идиотов в опасности. 2-я часть}} | {{video|WtgkfZU7D9A|width=240|Топ 11 идиотов в опасности. 2-я часть}} | ||
Строка 7: | Строка 8: | ||
Ах, рыцарь, [[Влюбиться в спасителя|тут рифмуется «жениться»]]… | Ах, рыцарь, [[Влюбиться в спасителя|тут рифмуется «жениться»]]… | ||
Спасай подряд, а выберешь потом!|Т. Привалова, «Песня о нежданных заботах»}} | Спасай подряд, а выберешь потом!|Т. Привалова, «Песня о нежданных заботах»}} | ||
{{q|pre=1| | |||
Еду бабу выручать, | |||
Эх, устал, еб..а мать.|«[[Сектор газа]]»}} | |||
'''Дева в беде''' ''(Damsel in Distress)'' — сюжетный [[архетип]]. | '''Дева в беде''' ''(Damsel in Distress)'' — сюжетный [[архетип]]. | ||
Как следует из названия, девушки часто попадают в неприятные ситуации. Их похищают [[дракон]]ы, их запирают в башнях, они ссорятся со злыми | Как следует из названия, девушки часто попадают в неприятные ситуации. Их похищают [[дракон]]ы, их запирают в башнях, они ссорятся со злыми мачехами и приходят в себя в окружении толпы гномов… Из такой ситуации деву должен выручить [[романтический герой]]. Угодить в подобную ситуацию может [[Крутой в беде|кто угодно]], в зависимости от обстоятельств, но в особой группе риска находятся, очевидно, [[инженю]], которые в первую очередь ассоциируются с этим архетипом. | ||
Важно, что дева в беде не может выбраться из своей неприятной ситуации сама. Она беспомощна, зачастую наивна и не приспособлена к экстремальным приключениям, но главное: пожалуй, всякая уважающая себя дева подсознательно прекрасно знает, что спаситель уже близко. Однако бывают разные примеры таких персонажей. Если одни вполне приятны и их спасать только в радость, то другим просто хочется дать по роже каждый раз, когда они вляпываются в неприятности.<ref>Как правильно заметил [[Nostalgia Critic]].</ref> | Важно, что дева в беде не может выбраться из своей неприятной ситуации сама. Она беспомощна, зачастую наивна и не приспособлена к экстремальным приключениям, но главное: пожалуй, всякая уважающая себя дева подсознательно прекрасно знает, что спаситель уже близко. Однако бывают разные примеры таких персонажей. Если одни вполне приятны и их спасать только в радость, то другим просто хочется дать по роже каждый раз, когда они вляпываются в неприятности.<ref>Как правильно заметил [[Nostalgia Critic]].</ref> | ||
Строка 15: | Строка 19: | ||
Ситуация Damsel in Distress не ограничивается только лишь дамами. Так обозначают вообще всех персонажей, которые существуют лишь для того, чтобы их спасал главный герой. [[Гендерная инверсия]] — [[Парень в беде]]. | Ситуация Damsel in Distress не ограничивается только лишь дамами. Так обозначают вообще всех персонажей, которые существуют лишь для того, чтобы их спасал главный герой. [[Гендерная инверсия]] — [[Парень в беде]]. | ||
Из каноничных Damsel in Distress можно упомянуть | Из каноничных Damsel in Distress можно упомянуть [[Парень в беде|Робина]] из [[Бэтмен]]ской франшизы, а также принцессу Peach из [[Марио]]-игр. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 21: | Строка 25: | ||
=== Мифология и [[фольклор]] === | === Мифология и [[фольклор]] === | ||
* [[Справочник автора/Греко-римская мифология|Миф об Андромеде]] — Посейдон наслал на Эфиопию [[морское чудовище]], именуемое Кит. По заверениям оракула, избавиться от монстра можно было только скормив ему царевну Андромеду. Морские нереиды, которые давно питали неприязнь к царскому семейству, приковали девушку к прибрежной скале и злорадно стали ждать развязки. Но мимо совершенно случайно пролетал Персей. Пользуясь трофейной головой медузы Горгоны, он без особых проблем [[Окаменение|справился с Китом]], отвязал Андромеду и взял её себе в жёны [[Влюбиться в спасителя|по праву спасителя]] (у былых женихов царевны против Персея нашлось ещё меньше аргументов, чем у Кита). Вся сценка запечатлена на звёздном небе, где созвездие Андромеды соседствует с Персеем | * [[Справочник автора/Греко-римская мифология|Миф об Андромеде]] — Посейдон наслал на Эфиопию [[морское чудовище]], именуемое Кит. По заверениям оракула, избавиться от монстра можно было только скормив ему царевну Андромеду. Морские нереиды, которые давно питали неприязнь к царскому семейству, приковали девушку к прибрежной скале и злорадно стали ждать развязки. Но мимо совершенно случайно пролетал Персей. Пользуясь трофейной головой медузы Горгоны, он без особых проблем [[Окаменение|справился с Китом]], отвязал Андромеду и взял её себе в жёны [[Влюбиться в спасителя|по праву спасителя]] (у былых женихов царевны против Персея нашлось ещё меньше аргументов, чем у Кита). Вся сценка запечатлена на звёздном небе, где созвездие Андромеды соседствует с Персеем, Китом и родителями — Цефеем и Кассиопеей. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 36: | Строка 37: | ||
* Как ни печально, но [[Алиса Селезнёва]], несмотря на [[Крутой для битья|репутацию бой-девки]], играет этот троп очень часто. Проще назвать повести, в которых она ''не'' попадала в плен. Смягчает это тем, что всякий раз держится достойно, не трусит и нередко сбегает сама. | * Как ни печально, но [[Алиса Селезнёва]], несмотря на [[Крутой для битья|репутацию бой-девки]], играет этот троп очень часто. Проще назвать повести, в которых она ''не'' попадала в плен. Смягчает это тем, что всякий раз держится достойно, не трусит и нередко сбегает сама. | ||
* Роберт Шекли, «Охота» — инопланетный манок на человека [[Звукоимитатор|зовёт на помощь женским голосом]]. «Бедствующая дама [[Ловушка для сердобольных|стонала и молила о помощи еще часов пять. Слишком долго даже для многосерийной мелодрамы]]». | * Роберт Шекли, «Охота» — инопланетный манок на человека [[Звукоимитатор|зовёт на помощь женским голосом]]. «Бедствующая дама [[Ловушка для сердобольных|стонала и молила о помощи еще часов пять. Слишком долго даже для многосерийной мелодрамы]]». | ||
* [[ПЛиО]] — Лилли. {{spoiler|Спасение из беды в итоге привело к ещё большей беде, Мартин же!}} | |||
* Самуэлла Фингарет — «Скифы в остроконечных шапках». Такой является Одатис — сестренка главного героя. | * Самуэлла Фингарет — «Скифы в остроконечных шапках». Такой является Одатис — сестренка главного героя. | ||
* М. и С. Дяченко, «Ритуал» — принцесса Юта, аж два раза, пополам с [[Деконструкция|деконструкцией]]: {{spoiler|сначала принц спас её от дракона, а потом дракон — от принца.}} | * М. и С. Дяченко, «Ритуал» — принцесса Юта, аж два раза, пополам с [[Деконструкция|деконструкцией]]: {{spoiler|сначала принц спас её от дракона, а потом дракон — от принца.}} | ||
* Анатолий Дубровный, «Листик. Дочь дракона» (и продолжения) — принцесса Миллисента. Ее даже дракон украл {{spoiler|(у тех, кто перед тем хотел ее похитить)}} и унес в пещеру. Дракон был (по словам Листик) очень большой и страшный. | * Анатолий Дубровный, «Листик. Дочь дракона» (и продолжения) — принцесса Миллисента. Ее даже дракон украл {{spoiler|(у тех, кто перед тем хотел ее похитить)}} и унес в пещеру. Дракон был (по словам Листик) очень большой и страшный. | ||
* E. William Brown, цикл про Алису Лонг. В случае с самой Алисой — аверсия. В случае с теми, кого она считает друзьями… В общем, выживших | * E. William Brown, цикл про Алису Лонг. В случае с самой Алисой — аверсия. В случае с теми, кого она считает друзьями… В общем, выживших врагов нет. | ||
* Пэлем Грэнвилл Вудхауз, книга, не поверите, «Дева в беде» — Мод. [[С прикрученным фитильком]], поскольку никакая реальная беда девушке не угрожает, но она в отчаянии от того, что её не пускают к объекту страсти. И экранизация, кстати, имеется. | * Пэлем Грэнвилл Вудхауз, книга, не поверите, «Дева в беде» — Мод. [[С прикрученным фитильком]], поскольку никакая реальная беда девушке не угрожает, но она в отчаянии от того, что её не пускают к объекту страсти. И экранизация, кстати, имеется. | ||
* Леонид Каганов, «Эпос хищника» — как выясняется, в культуре цивилизаций любых планет найдётся сюжет о походе отважного героя к дракону. Но если у стайных хищников вроде людей герой освободит прекрасную деву из беды, а дракону начистит морду, то у мирных травоядных существ герой доберётся к прекрасной деве, чтоб не оставить её в беде одну (побеждать дракона при этом не обязательно). А у экстремальных хищников вроде инопланетных пауков герою вообще не нужна дева в беде, чтоб пойти и начистить морду дракону, {{spoiler|победить его, изнасиловать, убить, сьесть и потом еще завести от него сильное потомство.}} | * Леонид Каганов, «Эпос хищника» — как выясняется, в культуре цивилизаций любых планет найдётся сюжет о походе отважного героя к дракону. Но если у стайных хищников вроде людей герой освободит прекрасную деву из беды, а дракону начистит морду, то у мирных травоядных существ герой доберётся к прекрасной деве, чтоб не оставить её в беде одну (побеждать дракона при этом не обязательно). А у экстремальных хищников вроде инопланетных пауков герою вообще не нужна дева в беде, чтоб пойти и начистить морду дракону, {{spoiler|победить его, изнасиловать, убить, сьесть и потом еще завести от него сильное потомство.}} | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
Строка 61: | Строка 50: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[ | * [[Star Wars]] — [[Презренный Джа-Джа|Джа-Джа Бинкс]]. Без комментариев. | ||
* Цикл про Фу Манчу. Особенно | ** C-3PO туда же. | ||
** А вообще, франшиза скорее играет с этим тропом, прикручивая фитильки до состояния «[[получилась реальность]]». И Падме, и Лея — девушки смелые и умные, но против таких врагов в одиночку ничего не могут. Да и никто бы не мог. | |||
* Франшиза «[[Indiana Jones|Индиана Джонс]]» — Уилли Скотт из «Индиана Джонс и Храм Судьбы». | |||
** [[Аверсия]] в «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». [[Индиана Джонс]] приходит спасать Мэрион Рэйвенвуд из вражеского плена. И в процессе развязывания героини понимает, что сейчас спасать её невыгодно, надо спасти её позже. Привязывает обратно, уходит и обещает вернуться. | |||
* Фильмы и телесериалы о Бэтмене 1960-х гг. Здесь просто неоправданно часто попадает в беду Барбара Гордон. При этом, она весьма неплохой боец. Но стереотипы в американском кино того времени были ой как сильны. Критиками многократно и по делу осмеяно, ведь сюжет явно не становится лучше от того, что кого-то отправляют в плен просто так. В какой-то момент возникают подозрения в фетишистских/садомазохистских/шовинистических комплексах режиссёров/сценаристов. | |||
** Та же проблема, когда стереотипы идут в ущерб сюжету, характерна и для советского кинематографа. Вспомнить хотя бы Ксанку из «[[Неуловимые мстители|Неуловимых мстителей]]». На эту роль специально искали девочку со спортивными и даже акробатическими данными. А что сняли в итоге? В первом фильме её приходится спасать, и это единственное, чем она запомнилась (даже похищение и возможные попытки сопротивления остались за кадром). Во втором её роль в сюжете заключается лишь сценой вербовки Бубы Касторского. И только в третьем фильме повзрослевшая Ксанка участвует в экшн-сценах: сперва неудачно пускается в погоню за Овечкиным, а потом… снова оказывается в беде, и снова её спасает Яшка. | |||
* «[[Twilight|Сумерки]]» — Белла Свон. До превращения в вампира представляет из себя крайне беспомощное и неуклюжее существо. | |||
* «[[Обитаемый остров]]», экранизация — Странник зачем-то помещает Раду, возлюбленную Мака, в криосон (таким образом, Рада оказывается [[Женщина в холодильнике|женщиной в холодильнике]] в буквальном смысле, хотя, к счастью, под соответствующий троп не подпадает). В конце фильма Мак прорывается к ней и размораживает её. В книге Странник просто поселил Раду на загородной вилле, чтобы её не захватили и не стали таким образом шантажировать Мака. | |||
* Серия «[[Fantaghiro|Фантагиро]]» — принц Ромуальдо, муж главной героини. После первого фильма существует в сюжете только для того, чтобы Фантагиро было кого спасать. | |||
* «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) — в традициях новогодних спектаклей — Снегурочка. | |||
* Цикл про Фу Манчу. Особенно 1960-х с Кристофером Ли в роли злобного гения. У Фу таких обычно полные подвалы. С одной стороны, он похищает жен, дочерей, прочих родственниц, а также любовниц тех людей, которых хочет заставить работать на себя. С другой — делает их своими тайными агентами, так сказать, злодейками поневоле. С третьей — получает удовольствие, издеваясь над ними. Иногда среди пленниц может и вспыхнуть бунт. С разным успехом, но кавалерия — комиссар полиции Найленд Смит и компания — старается вмешаться, спасая красоток в последний момент. | |||
* Цикл про доктора Мабузе 1960-х. Как и его китайский «коллега», любит похищать девушек, чтобы надавить на кого-то, заставив работать на себя. Но обычно не больше одной красотки за фильм. Также может превратить её в злодейку поневоле. | * Цикл про доктора Мабузе 1960-х. Как и его китайский «коллега», любит похищать девушек, чтобы надавить на кого-то, заставив работать на себя. Но обычно не больше одной красотки за фильм. Также может превратить её в злодейку поневоле. | ||
* | * Экранизация [[BloodRayne]] от [[Уве Болл]]а — собственно Рейн. За фильм ее спасают четыре (!) раза. | ||
* [[Hardcore Henry]] — Эстель. В самом начале её похищает злодей, и Генри весь фильм пытается спасти жену. {{spoiler|Субверсия: на самом деле это спектакль для проверки его боевых способностей. Генри — тестовая модель, созданная в лаборатории самого Акана в рамках проекта по созданию армии киборгов, каждый из которых будет мотивирован похищением своей жены. Эстель в действительности — жена Акана.}} | |||
* «[[Кавказская пленница]]» — умышленная [[деконструкция]], так как Гайдай пародировал избитые сюжеты приключенческих мелодрам. Нину похитили, но эта «дева в беде» сама столько всего набедокурила… | |||
* «Кинг-Конг» 1933 года и все его ремейки. Участь героини — сначала быть похищенной дикарями и смиренно ждать спасения, потом половину фильма лежать в лапе огромной обезьяны и вопить. Да и в финале… | |||
* | |||
* «[[ | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* Польский мини-сериал 1999 года «[[Огнём и мечом]]» о восстании запорожцев под началом Богдана Хмельницкого в Речи Посполитой — шляхтянка Елена Курцевич, похищенная влюблённым в неё казаком Богуном. | |||
* Польский мини-сериал | |||
** Впрочем, такова она только в этот момент действия. А в целом, как в книге так и в фильме, Хелена Курцевич показана как особа умная, храбрая, волевая и достойная. В общем, ну да, похитил… но в целом пример не самый удачный. | ** Впрочем, такова она только в этот момент действия. А в целом, как в книге так и в фильме, Хелена Курцевич показана как особа умная, храбрая, волевая и достойная. В общем, ну да, похитил… но в целом пример не самый удачный. | ||
** А вот Баська из «Пана Володыевского» — чистейшая аверсия. Азыя мечтал сделать из Баси деву в беде, и того же ждали читатели/зрители, и поначалу всё к тому шло… [[Ой, | ** А вот Баська из «Пана Володыевского» — чистейшая аверсия. Азыя мечтал сделать из Баси деву в беде, и того же ждали читатели/зрители, и поначалу всё к тому шло… [[Ой,_бл…|А вот фигушки]] — хотя, учитывая Басин характер и её хобби, надо было предполагать… | ||
* «Брат за брата», первый сезон, восьмая серия. Роль девы в беде играет учительница Лена (молодая женщина редкостной красоты), которую похитил маньяк, чтобы «выманить» Светлова. Маньяк, похоже, [[жанровая смекалка|отлично знаком с штампами мировой массовой культуры]] и намеренно их отыгрывает. | * «Брат за брата», первый сезон, восьмая серия. Роль девы в беде играет учительница Лена (молодая женщина редкостной красоты), которую похитил маньяк, чтобы «выманить» Светлова. Маньяк, похоже, [[жанровая смекалка|отлично знаком с штампами мировой массовой культуры]] и намеренно их отыгрывает. | ||
* | * [[Глухарь. Пятницкий. Карпов|«Карпов»]] — Света Малышева в последней серии первого сезона. | ||
* «[[Комиссар Рекс]]» — Мозер регулярно спасает жизнь какой-нибудь свидетельнице или последней жертве маньяка. {{spoiler|В серии «Смерть Мозера» это стоило ему жизни.}} А кого не спасёт Мозер, к тем придёт на выручку [[Полицейская собака|Рекс]]. | * «[[Комиссар Рекс]]» — Мозер регулярно спасает жизнь какой-нибудь свидетельнице или последней жертве маньяка. {{spoiler|В серии «Смерть Мозера» это стоило ему жизни.}} А кого не спасёт Мозер, к тем придёт на выручку [[Полицейская собака|Рекс]]. | ||
* «Суд присяжных. Окончательный вердикт» — в одной из серий под троп неожиданно подпала Галя Остапчук. Не послушавшись адвоката Марькарьяна, девушка направилась к гипнотизёру и попала под его чары. Если бы не [[Прибытие кавалерии|прибывшие вовремя Володя с опергруппой]], неизвестно, чем бы всё закончилось для Гали. | * «Суд присяжных. Окончательный вердикт» — в одной из серий под троп неожиданно подпала Галя Остапчук. Не послушавшись адвоката Марькарьяна, девушка направилась к гипнотизёру и попала под его чары. Если бы не [[Прибытие кавалерии|прибывшие вовремя Володя с опергруппой]], неизвестно, чем бы всё закончилось для Гали. | ||
Строка 106: | Строка 80: | ||
* «[[Westworld|Мир Дикого Запада]]»: Долорес Абернати. {{spoiler|За исключением тех случаев, когда включается режим Уайатта. После финала первого сезона данный троп к ней неприменим.}} | * «[[Westworld|Мир Дикого Запада]]»: Долорес Абернати. {{spoiler|За исключением тех случаев, когда включается режим Уайатта. После финала первого сезона данный троп к ней неприменим.}} | ||
=== [[ | === [[Мультфильмы]] === | ||
* Короткометражка Чака Джонса «The Dover Boys» или «братья Доверы» | * Короткометражка Чака Джонса «The Dover Boys» или «братья Доверы» 1942 года: Дора. Примечательна тем, что это одна из самых ярких пародий на троп в мировой анимации, да ещё и с неожиданной [[аверсия|аверсией]] в финале. | ||
* Принцессы/основные женские персонажи в мультфильмах [[Дисней|Диснея]] приблизительно до начала 90-х. | * Принцессы/основные женские персонажи в мультфильмах [[Дисней|Диснея]] приблизительно до начала 90-х. | ||
** Часто в этой роли оказывается [[Mickey Mouse|Минни Маус]]. | ** Часто в этой роли оказывается [[Mickey Mouse|Минни Маус]]. | ||
Строка 115: | Строка 89: | ||
* «[[Геркулес]]» — [[инверсия]] с бронебойной подсветкой: «I’m a damsel, I’m in distress — I can handle this. Have a nice day!» | * «[[Геркулес]]» — [[инверсия]] с бронебойной подсветкой: «I’m a damsel, I’m in distress — I can handle this. Have a nice day!» | ||
* «[[Шрек]]» — именно вызволением Фионы из башни дракона главный герой в первом фильме и занимается, причём сама дева лично ему и даром не была нужна. По крайней мере, поначалу. | * «[[Шрек]]» — именно вызволением Фионы из башни дракона главный герой в первом фильме и занимается, причём сама дева лично ему и даром не была нужна. По крайней мере, поначалу. | ||
** «Шрек навсегда»: аверсия — Шрек попадает в мир, где его не существовало. Спасать Фиону суженый-ряженый так и не пришёл — но ей хватило собственной крутизны, и она возглавила сопротивление огров. | ** «Шрек навсегда»: аверсия — Шрек попадает в мир, где его не существовало. Спасать Фиону суженый-ряженый так и не пришёл — но ей хватило собственной крутизны, и она возглавила сопротивление огров. | ||
* «Коргот-варвар» — Орала. | * «Коргот-варвар» — Орала. | ||
* | * «Он попался» — Зайка, редкий пример мужского пола. Заодно субверсия: Медведь не собирался есть или убивать Зайку, всего лишь пригласил его пить чай. | ||
* «Девичьи узоры» (1981) — сначала Мыша-Помощница. Когда ее бежит спасать Маша-Мастерица, то уже она становится девой в беде. Баба Яга ее превратила в лошадь. Только удалось стрельцу Машу расколдовать, так царь решил ее выдать замуж за своего сыны (по совету Яги). | * «Девичьи узоры» (1981) — сначала Мыша-Помощница. Когда ее бежит спасать Маша-Мастерица, то уже она становится девой в беде. Баба Яга ее превратила в лошадь. Только удалось стрельцу Машу расколдовать, так царь решил ее выдать замуж за своего сыны (по совету Яги). | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
[[Файл:Celestia chrysalis.jpg|thumb|right|И так в каждом сезоне.]] | [[Файл:Celestia chrysalis.jpg|thumb|right|И так в каждом сезоне.]] | ||
* «[[ | * «[[Aladdin|Аладдин]]» — по законам жанра в этой ситуации нередко оказывалась Жасмин, [[крутая принцесса]]. Но — ничуть не чаще, чем любой другой персонаж! Серий много, на всех хватило. | ||
* «[[Скуби | * «[[Scooby-Doo|Скуби Ду]]» — Дафна в ранних эпизодах представляет собой настоящий эталон девы в беде. Ну, и ещё [[презренный Джа-Джа|крайне раздражающий]] Скрэппи-Ду, щенок (во всех смыслах этого слова), наделённый [[Самоубийственная самоуверенность|несовместимой с жизнью храбростью]], которого всегда приходится спасать. | ||
* «[[Inspector Gadget|Инспектор Гаджет]]» — юная племянница Гаджета Пенни. | |||
* «[[Охотники на драконов]]» — здесь чаще всего каноничной «дамой в опасности» выступает маленькая [[девчонка]] Заза, которой ещё учиться и учиться… | |||
* «[[ | * «[[Zig et Sharko|Зиг и Шарко]]» — главная героиня-русалочка, исключительно везучий вариант. | ||
* «[[ | * «[[Avatar: The Legend of Korra|Аватар: Легенда о Корре]]» — сама Корра. Она не беспомощная дева, но её враги обычно вдвое-втрое старше и просто умнее и предусмотрительнее. В сериале очень много ситуаций, где ей навалял [[главгад]] или даже не главгад. Как итог боя — она парализована, лишена волшебной силы, в коме и её команда и не только вынуждены постоянно её спасать. | ||
* «[[ | * «[[Герои Энвелла]]» — [[игра с тропом]]: Мария Степановна попадает в плен к главному гаду, ученики идут её спасать… | ||
* «[[ | * «Приключения Папируса» — принцесса Фети и принцесса фиванских воров Тия порой выступают в этом амплуа, но в целом обе более чем способны постоять за себя. | ||
* «[[ | * «[[My Little Pony]]» — [[Заявленная способность|самая сильная и мудрая]] [[MLP/Princess_Celestia|обитательница Эквестрии]] как оказалась в этой роли уже в первом эпизоде, так и продолжила её отыгрывать практически до самого конца сериала. С одной стороны объяснимо желание сценаристов таким вот образом убедить зрителей в серьёзности грозящей поням очередной опасности, с другой — у них больше получилось убедить зрителей в несерьёзности самой Селестии. Один из правдоподобных [[Обоснуй|обоснуев]] заключается в том, что любая напасть обойдётся Эквестрии дешевле, чем [[Такой сильный, что уже слабый|сражающаяся в полную силу повелительница Солнца]]. | ||
* «Приключения | * [[С приветом по планетам]] — красавец-рыцарь Брэд Старлайт как-то раз подписал Вандера и Сильвию на спасение прекрасной принцессы от похитившего её дракона. Серия оказалась деконструкцией — во-первых, принцесса — та ещё извраще… извините, любительница старых огнедышащих ящеров и с драконом у них всё по взаимному согласию. А во-вторых, когда её похищает уже сам несмирившийся с кидаловом Брэд, девица его лихо вырубила и связала. Ибо нефиг. | ||
* «[[My Little Pony]] | |||
* | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
[[Файл:Vasilisa caric.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Vasilisa caric.jpg|мини|справа]] | ||
* «[[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашки-ниндзя]]» — Эйприл О’Нил. Погони за сенсациями никогда к хорошему не приводят. Но, несмотря на свою роль, вполне приятный персонаж. В некоторых сериалах прокачивается до [[бой-баба|бой-бабы]]. | * «[[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашки-ниндзя]]» — Эйприл О’Нил. Погони за сенсациями никогда к хорошему не приводят. Но, несмотря на свою роль, вполне приятный персонаж. В некоторых сериалах прокачивается до [[бой-баба|бой-бабы]]. | ||
* [[DC Comics]] — Лоис Лейн, возлюбленная Супермена. В отличие от Эйприл О’Нил, вызывает только раздражение своей наглостью и способностью вечно попадать в неприятности. | * [[DC Comics]] — Лоис Лейн, возлюбленная Супермена. В отличие от Эйприл О’Нил, вызывает только раздражение своей наглостью и способностью вечно попадать в неприятности. | ||
** Начиная с 90-х годов авторы DC наконец-то догадались усложнить образ Лоис. Теперь её чаще показывают в качестве волевого профессионала, чьё умение попадать в неприятности является [[Реальность нереалистична|следствием серьёзного отношения к работе]]. | ** Начиная с 90-х годов авторы DC наконец-то догадались усложнить образ Лоис. Теперь её чаще показывают в качестве волевого профессионала, чьё умение попадать в неприятности является [[Реальность нереалистична|следствием серьёзного отношения к работе]]. | ||
** | ** Там же Робин. С первого своего появления представляет из себя маленькую капризную приманку в выделяющемся цветастом костюме, а в фильмах Джоэля Шумахера ненависть к нему превышает все границы. | ||
* [[Marvel Comics]] | ** А в киносериале 1940-х «Бэтмен» такой девой является Линда Пейдж. Главгад Дака (японский шпион) замечает, что если Линда в опасности, то рядом обязательно появится Бэтмен. А еще он заметил, что она не безразлична Уэйну. Поэтому японец решил использовать её в качестве приманки для Бэтмена, Брюса Уэйна или для обоих, поскольку, как и все, считал их разными людьми. Хотя не исключал, что Уэйн — один из Бэтменов. | ||
** В как бы сиквеле-киносериале «Бэтмен и Робин» 1948-49 всё время надо спасать журналистку Вики Вэйл. | |||
** Джубили — аналог | ** Киносериал «Атомный Человек против Супермена» (Atom Man vs. Superman, 1950) — то же самое можно сказать и про Лоис Лейн, практически как в ранних комиксах. В других экранизациях «Супермена» 1950-х Лоис тоже оказывается девой в беде. Обычно, пытаясь отыграть роль бесстрашного журналиста. Все-таки старается серьезно относиться к работе. Настолько, насколько получается, и насколько позволяет авторам мораль тех времен. Попав в плен к злодеям, способна трезво оценить ситуацию, прикинуться дурочкой, и если не выкрутиться самостоятельно (все-таки в 1950-х господствовали свои стереотипы), то незаметно позвать на помощь. | ||
* [[Marvel Comics]] — Мэри Джейн. В [[Spider-Man Trilogy|трилогии «Человек-паук» Сэма Райми]], Питер спас её 5 (пять) раз (!), а их [[Мазохистское танго|роман]] порядком надоел зрителям, особенно в последнем фильме. | |||
** Джубили — аналог Робина в Marvel. Хотя в мультсериале поначалу вела себя как [[Бой-девка]]. | |||
* «Gen-13» — Роксанна Сполдинг. Яркий пример, когда авторы комикса выражают свою искреннюю любовь к героине частым превращением её в «пятое колесо». | * «Gen-13» — Роксанна Сполдинг. Яркий пример, когда авторы комикса выражают свою искреннюю любовь к героине частым превращением её в «пятое колесо». | ||
* [[Empowered]] — способности главной героини (Empowered, «Emp») обеспечиваются её супер-костюмом и теряются при его повреждениях. Об этом всем известно, и Эмп часто оказывается в виде «связана, кляп, обрывки костюма едва сохраняют приличия». К счастью, костюм самовосстанавливающийся, а сама Эмп — не сдаётся. {{spoiler|Поведение | * [[Empowered]] — способности главной героини (Empowered, «Emp») обеспечиваются её супер-костюмом и теряются при его повреждениях. Об этом всем известно, и Эмп часто оказывается в виде «связана, кляп, обрывки костюма едва сохраняют приличия». К счастью, костюм самовосстанавливающийся, а сама Эмп — не сдаётся. {{spoiler|Поведение костюма — результат психологической травмы самой Эмп после первой неудачи, помноженной на проклятие. Кроме того, костюм имеет собственный ИИ и в критической ситуации способен отключить Эмп и включить недоступные ей фичи.}} | ||
* [[Майор Гром]] — Юля Пчёлкина. А вот киношная [[Бой-баба|Юля]] лишь притворяется сабжем, когда ей это выгодно. | * [[Майор Гром]] — Юля Пчёлкина. А вот киношная [[Бой-баба|Юля]] лишь притворяется сабжем, когда ей это выгодно. | ||
==== Веб-[[комиксы]] ==== | ==== Веб-[[комиксы]] ==== | ||
* «[[Самый тупой в мире маг]]» — Грегор и компания спасли [[хоббит]]шу Грету от [[У нас зеленее гоблины|гоблинов]], приняв ей сначала за человеческую женщину. Лучше бы не спасали, поскольку дама оказалась крайне навязчива. | * «[[Самый тупой в мире маг]]» — Грегор и компания спасли [[хоббит]]шу Грету от [[У нас зеленее гоблины|гоблинов]], приняв ей сначала за человеческую женщину. Лучше бы не спасали, поскольку дама оказалась крайне навязчива. | ||
=== [[Аниме]] === | === [[Аниме]] === | ||
Строка 169: | Строка 131: | ||
* «[[Первый отряд]]: Момент истины»: Надя отправляется в загробный мир спасать оттуда своих друзей-пионеров, но в итоге её саму приходится спасать этим же друзьям-пионерам. | * «[[Первый отряд]]: Момент истины»: Надя отправляется в загробный мир спасать оттуда своих друзей-пионеров, но в итоге её саму приходится спасать этим же друзьям-пионерам. | ||
* [[Bleach]] — две крупнейшие арки начинаются с того, что одну из подруг главного героя похищают, и он, в компании товарищей, отправляется её спасать, по пути отхватывая люлей и повышая уровень крутизны. | * [[Bleach]] — две крупнейшие арки начинаются с того, что одну из подруг главного героя похищают, и он, в компании товарищей, отправляется её спасать, по пути отхватывая люлей и повышая уровень крутизны. | ||
* [[City Hunter]] — встречается и часто, зачастую девами в беде оказываются нанимательницы | * [[City Hunter]] — встречается и часто, зачастую девами в беде оказываются нанимательницы Ре | ||
* [[Seikoku no Dragonar]] — озлобленный дракон Мордред берет контроль над и так разбушевавшейся Эко и Эш ринется ее спасать… спасать дракона от дракона. | * [[Seikoku no Dragonar]] — озлобленный дракон Мордред берет контроль над и так разбушевавшейся Эко и Эш ринется ее спасать… спасать дракона от дракона. | ||
* [[Жена по контракту]] — главная героиня в первой трети сюжета, (оно и понятно она беременна наследником финансово-промышленного конгломерата, который по своим объемам тянет на не самое хилое государство и рождение её ребенка не выгодно очень многим людям), впрочем даже будучи беременной показывала себя только с лучшей стороны, со второй суровевшая бой-баба которая в целый год в отсутствие мужа рулила его корпорацией и уверенно расшибающая лоб каждому кто вздумает покусится на семейное достояние Иней. | * [[Жена по контракту]] — главная героиня в первой трети сюжета, (оно и понятно она беременна наследником финансово-промышленного конгломерата, который по своим объемам тянет на не самое хилое государство и рождение её ребенка не выгодно очень многим людям), впрочем даже будучи беременной показывала себя только с лучшей стороны, со второй суровевшая бой-баба которая в целый год в отсутствие мужа рулила его корпорацией и уверенно расшибающая лоб каждому кто вздумает покусится на семейное достояние Иней. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* | * [[Mario|Марио]] — принцесса Peach, самый канонический пример. В одном из её писем к Марио даже встречается строчка «Из-за моих периодических похищений», как будто для неё обычные будни. | ||
** Кстати, в силу регулярности таких событий и спокойного к ним отношения принцессы множество фанатов задаются закономерным вопросом: а так ли уж Пич против этого? И не может ли быть так, что они с Боузером — полноправные партнеры в этом спектакле, а Марио — просто ничего не подозревающий простак, которым пользуются как деталью антуража для добавления обстановке пущей «натуралистичности»? | ** Кстати, в силу регулярности таких событий и спокойного к ним отношения принцессы множество фанатов задаются закономерным вопросом: а так ли уж Пич против этого? И не может ли быть так, что они с Боузером — полноправные партнеры в этом спектакле, а Марио — просто ничего не подозревающий простак, которым пользуются как деталью антуража для добавления обстановке пущей «натуралистичности»? | ||
*** Подтверждается некоторыми играми (например, серия Super Mario Kart), где Боузер является одним из друзей принцессы и игровых персонажей. | |||
* Donkey | **** А в Super Mario RPG, когда принцесса похищается настоящим антагонистом Смитти, Боузер присоединяется к отряду Марио для ее спасения. | ||
* | * Donkey Kong — а до этого Марио, тогда ещё не получивший своё имя и звавшийся просто Прыгуном, спасал от заглавного злодея безымянную Леди, получившую потом имя Паулина. | ||
* [[The Legend of Zelda]] — собственно, сама Зельда. В отличие от Пич, она вполне [[Крутая принцесса|боевая принцесса]], вот только враги зачастую оказываются гораздо сильнее, и без помощи Линка она ничего не может сделать. | |||
* [[Resident Evil/Resident Evil 4|Resident Evil 4]] — Эшли Грэхем. | |||
* | * [[Dragon’s Lair]] — весь сюжет видеоигры крутится вокруг спасения безымянной принцессы. | ||
* [[Dragon’s Lair]] | * [[Battle toads]] — принцесса Анжелика. | ||
* | * Castlevania: Rondo of Blood — тут целых четыре. Супруга главного героя Аннет, её сестра Мария, Терра и Ирис. Мария, впрочем, с жирно прикрученным фитильком, ибо после спасения становится вторым играбельным персонажем и, будучи сильным магом, способна бросить вызов самому Дракуле, при том, что ей двенадцать (!) лет. | ||
* [[Serious Sam]] 2 — пародийная деконструкция: дракон украл принцессу народа Элфисов аккурат перед свадьбой. Сэм обнаруживает подозрительно радостного жениха и всё же идёт спасать похищенную, наивно полагая, что дочка унаследовала хотя бы половину красоты сногсшибательной матери-королевы (с которой наш герой провёл отличную ночку). Вот только оказывается, что природа на принцессе ну очень сильно отдохнула и схватка с драконом Сесилом идёт по принципу «проигравший оставляет деву в беде себе». Сэм хоть и побеждает, но спасает Сесила от суицида (от такой девы в беде кто хочешь сиганёт с обрыва) — забирает похищенную, разумеется, в обмен на недостающий фрагмент амулета. | |||
* [[BioShock Infinite]] — еще одна деконструкция: Элизабет кажется именно такой, но на самом деле она самостоятельный и решительный персонаж, вполне способный постоять за себя. Тем не менее, у неё на карме написано попадать из плохой ситуации в еще худшую, а из худшей — в кошмарную. | |||
* [[Baldur's Gate]] — темная эльфийка Викония ДеВир, в некоторой мере [[деконструкция]] тропа — она вовсе не хрупкая и не мягкая дева, а злая и жестокая представительница своей расы (изменить мировоззрение на нейтральное в игре возможно, но это будет очень долго и непросто). Но попадание в беду почти стало её образом жизни, кратко: | |||
* Castlevania: Rondo of | |||
* | |||
* [[Baldur's Gate]] | |||
** Будучи жрицей злой богини Лолс, несмотря на свою злую природу и испорченность не смогла принести ребенка ей в жертву. В конце-концов сама оказалась на алтаре, чтобы успокоить гнев богини. Родной брат спас её ценой жизни. | ** Будучи жрицей злой богини Лолс, несмотря на свою злую природу и испорченность не смогла принести ребенка ей в жертву. В конце-концов сама оказалась на алтаре, чтобы успокоить гнев богини. Родной брат спас её ценой жизни. | ||
** Бежала на Поверхность, где ей пришлось опять стать клериком, но уже богини зла Шар, и была схвачена орками при попытке их обмануть. Спасена лишь благодаря прихоти хозяина проходившего мимо каравана. | ** Бежала на Поверхность, где ей пришлось опять стать клериком, но уже богини зла Шар, и была схвачена орками при попытке их обмануть. Спасена лишь благодаря прихоти хозяина проходившего мимо каравана. | ||
** Хозяин предпочёл сделать её своей наложницей. В конце-концов он умер прямо во время полового акта с ней, и она была обвинена в его убийстве. | ** Хозяин предпочёл сделать её своей наложницей. В конце-концов он умер прямо во время полового акта с ней, и она была обвинена в его убийстве. | ||
** Виконии удалось сбежать, но за ней по пятам шёл наемник и почти догнал. Протагонист может либо выдать ему Виконию, либо убить его и взять её в пати. | ** Виконии удалось сбежать, но за ней по пятам шёл наемник и почти догнал. Протагонист может либо выдать ему Виконию, либо убить его и взять её в пати. | ||
** Во второй части вы, при желании, можете спасти Виконию от костра ( | ** Во второй части вы, при желании, можете спасти Виконию от костра (она дроу, и это вполне достаточный повод для казни в этом мире) и снова взять в отряд. | ||
* [[ | * Вторая часть [[Legend of Kyrandia]] — игра с тропом. Главная героиня, алхимик Занция, выглядит как хрупкая девушка, но вполне способна за себя постоять. По ходу игры ей неоднократно приходится спасать влюбленного в нее мага Марка, попадающего в нелепые ситуации. Однако в финальной схватке с Рукой уже Марко приходит ей на помощь. | ||
* [[Mass Effect]] — практически все напарники-женщины. Некоторые даже по нескольку раз, хрестоматийный пример — [[Mass Effect/Tali|Тали]]. Мужчины, впрочем, не слишком отстают. | |||
* Earthworm Jim — принцесса Как-Её-Там. | |||
* [[Mass Effect]] | * [[Guilty Gear]] — в Xrd Revelator сюжет завязан на спасении Эльфэлт Валентайн. Но не только из каких-то дружеских или родственных отношений: её хочёт использовать [[Скверная мамочка|Вселенская воля]], так же известная как [[Злодей с хорошей репутацией|Ариэл]] для очередной попытки устроить Апокалипсис. | ||
* | |||
* [[Guilty Gear]] — в Xrd Revelator | |||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* Игра с тропом в позднесоветских «Зубах дракона». Дракон похитил принцессу. А спасти её должен… придворный телефонист. Причём спасение заключается в том, что телефонист установит в драконьем замке четыре телефона, чтобы Их Высочество звонила, куда ей захочется: в кинотеатр, подружкам, в пожарную, в полицию, рыцарю и белому коню. | * Игра с тропом в позднесоветских «Зубах дракона». Дракон похитил принцессу. А спасти её должен… придворный телефонист. Причём спасение заключается в том, что телефонист установит в драконьем замке четыре телефона, чтобы Их Высочество звонила, куда ей захочется: в кинотеатр, подружкам, в пожарную, в полицию, рыцарю и белому коню. Т. е. дракона убивать и не требуется. Кстати, принцесса вредная (так и сказано в рассказе-предисловии), вся в своего упрямого папашу-короля. | ||
=== Изобразительное искусство === | === Изобразительное искусство === | ||
[[Файл:Andromeda dore.jpg|мини|справа|Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Dore, 1832—1883), «Андромеда, прикованная к скале».]] | [[Файл:Andromeda dore.jpg|мини|справа|Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Dore, 1832—1883), «Андромеда, прикованная к скале».]] | ||
* Редко какой художник прежних веков проходил мимо сюжета о Персее и Андромеде. Просто очень неплохо продавалось изображение | * Редко какой художник прежних веков проходил мимо сюжета о Персее и Андромеде. Просто очень неплохо продавалось изображение связанной обнажённой красавицы, у которой всё закончилось хорошо. Любопытно, что на всех полотнах она сверкает белоснежным телом, даром что дочь [[Родина кофе и растаманов|эфиопского]] царя. | ||
** Примерно то же самое художники изображали на картинах с Анжеликой по мотивам поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Наиболее известна работа Энгра «Роже спасает Анжелику». | ** Примерно то же самое художники изображали на картинах с Анжеликой по мотивам поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Наиболее известна работа Энгра «Роже спасает Анжелику». | ||
* На обложках зарубежных «палп-журналов» за 10-25 центов часто любили изображать сабж. Обычно это была иллюстрация к одному из рассказов. Очень часто красотку (преимущественно в обтягивающем, либо в минималистично-футуристичном костюме) тащил куда-то очередной монстр (иногда инопланетного/кибернетического происхождения), либо на ней проводил свои опыты очередной чокнутый учёный. Через раз на обложке изображался и герой-спаситель. См. [https://pulpcovers.com/wp-content/uploads/2013/08/Weird-Tales-February-1933.jpg], [https://pulpcovers.com/wp-content/uploads/2016/01/Amazing-Science-Stories-1951-2.jpg], [https://pulpcovers.com/wp-content/uploads/2011/08/30020172-3180020718_6ffc7e7d46_o.jpg] или [https://pulpcovers.com/wp-content/uploads/2016/01/Thrills-Incorporated-No.9-1950.jpg]. | * На обложках зарубежных «палп-журналов» за 10-25 центов часто любили изображать сабж. Обычно это была иллюстрация к одному из рассказов. Очень часто красотку (преимущественно в обтягивающем, либо в минималистично-футуристичном костюме) тащил куда-то очередной монстр (иногда инопланетного/кибернетического происхождения), либо на ней проводил свои опыты очередной чокнутый учёный. Через раз на обложке изображался и герой-спаситель. См. [https://pulpcovers.com/wp-content/uploads/2013/08/Weird-Tales-February-1933.jpg], [https://pulpcovers.com/wp-content/uploads/2016/01/Amazing-Science-Stories-1951-2.jpg], [https://pulpcovers.com/wp-content/uploads/2011/08/30020172-3180020718_6ffc7e7d46_o.jpg] или [https://pulpcovers.com/wp-content/uploads/2016/01/Thrills-Incorporated-No.9-1950.jpg]. | ||
Строка 266: | Строка 171: | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* Reflex — клип «Non stop». Солисток спасают футболисты. | * Reflex — клип «Non stop». Солисток спасают футболисты. | ||
* Стрелки — клип «Я хорошая». Мария Соловьёва в сцене с пиратами. | * Стрелки — клип «Я хорошая». Мария Соловьёва в сцене с пиратами. | ||
* Блестящие — клип «Апельсиновая песня». Солистки, когда их похищают. | * Блестящие — клип «Апельсиновая песня». Солистки, когда их похищают. | ||
* E-Rotic — клип «Help Me Dr. Dick». | * E-Rotic — клип «Help Me Dr. Dick». | ||
* | * [[Сектор Газа]], панк-опера «Кащей Бессмертный» — весь сюжет посвящён попыткам Ивана Царевича вызволить Василису Прекрасную из плена. Так как это панк-опера, то страдания девы заключаются в том, что её похититель Кащей [[Полшестого|стар и немощен]], из-за чего она, собственно, дева. | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
Строка 282: | Строка 185: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | |||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |