Редактирование: Добру необходимо зло
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
** Но на то он и [[дьявол|Воланд]], чтобы лезть из кожи вон в попытках [[а чё я такого сделал-то?!|выгородить собственные навязчивые попытки]] узурпировать право судить, карать и награждать. И Левий совершенно справедливо называет его «старый софист». Ибо Булгаков, сам потомственный попович, с младых ногтей помнил церковное учение об Апокалипсисе (и неоднократно в романе к нему отсылал), где мир без зла и «теней» описан весьма подробно — и ничуть не ободран, а напротив, более полон и богат. Это если ещё и забыть, что «повелителем теней» Левий зовёт Воланда в смысле [[призрак|мистическом]], а тот, как завзятый теософ, отвечает ему, [[джедайская правда|понимая то же слово]] чисто материалистически. | ** Но на то он и [[дьявол|Воланд]], чтобы лезть из кожи вон в попытках [[а чё я такого сделал-то?!|выгородить собственные навязчивые попытки]] узурпировать право судить, карать и награждать. И Левий совершенно справедливо называет его «старый софист». Ибо Булгаков, сам потомственный попович, с младых ногтей помнил церковное учение об Апокалипсисе (и неоднократно в романе к нему отсылал), где мир без зла и «теней» описан весьма подробно — и ничуть не ободран, а напротив, более полон и богат. Это если ещё и забыть, что «повелителем теней» Левий зовёт Воланда в смысле [[призрак|мистическом]], а тот, как завзятый теософ, отвечает ему, [[джедайская правда|понимая то же слово]] чисто материалистически. | ||
* [[Братья Стругацкие]]. В 1996 в предисловии к одному из выпуском сборника фанфиков «Время учеников» БНС рассказал о так и не реализовавшемся замысле последнего большого совместного произведения — «Белый ферзь», о мире [[Обитаемый остров|Саракша]]. «Казался оригинальным и нетривиальным мир Островной Империи. Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом ''Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены'', держала оборону и наносила удары. Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами — чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами. А в центре царил Мир Справедливости. „Полдень, XXII век“. Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности». | * [[Братья Стругацкие]]. В 1996 в предисловии к одному из выпуском сборника фанфиков «Время учеников» БНС рассказал о так и не реализовавшемся замысле последнего большого совместного произведения — «Белый ферзь», о мире [[Обитаемый остров|Саракша]]. «Казался оригинальным и нетривиальным мир Островной Империи. Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом ''Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены'', держала оборону и наносила удары. Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами — чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами. А в центре царил Мир Справедливости. „Полдень, XXII век“. Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности». | ||
* «[[Властелин (А. Рудазов)|Властелин]]» — маленький Бельзедор, подслушав сетования взрослых о том, как разумные расы веками не могут прекратить междоусобиц, обретает свой жребий: быть всеобщим врагом, которого все будут пытаться извести вместо того, чтобы собачиться друг с дружкой. Так в мире появился Властелин Зла. | |||
* «[[Дозоры]]» Лукьяненко — троп оформлен напрямую, договором между Светом и Тьмой. | * «[[Дозоры]]» Лукьяненко — троп оформлен напрямую, договором между Светом и Тьмой. | ||
** Только ведь «свет» и | ** Только ведь «свет» и «тьма» — не добро и зло. Разве что с точки зрения наивного протагониста в двух (?) первых романах. | ||
* «Благие предзнаменованья» Терри Пратчетта — силы Небес и Ада должны быть сбалансированы, им ни в коем случае нельзя побеждать друг друга. | * «Благие предзнаменованья» Терри Пратчетта — силы Небес и Ада должны быть сбалансированы, им ни в коем случае нельзя побеждать друг друга. | ||
* «Стража! Стража!» — устами лорда Ветинари: «Единственное, на что хороши хорошие люди, — это свержение плохих людей». | * «Стража! Стража!» — устами лорда Ветинари: «Единственное, на что хороши хорошие люди, — это свержение плохих людей». | ||
* «[[Wheel of Time|Колесо Времени]]» Роберта Джордана — у Ранда есть возможность уничтожить Тёмного, но, увидев мир без зла и, следовательно, без свободы воли, он [[Заключённое зло|запечатывает его]]. | * «[[Wheel of Time|Колесо Времени]]» Роберта Джордана — у Ранда есть возможность уничтожить Тёмного, но, увидев мир без зла и, следовательно, без свободы воли, он [[Заключённое зло|запечатывает его]]. | ||
* «[[Сага о ведьмаке|Час презренья]]» Сапковского: Кодрингер замечает, что то, чего добивается Геральт — это мир, которому ведьмаки будут не нужны. | * «[[Сага о ведьмаке|Час презренья]]» Сапковского: Кодрингер замечает, что то, чего добивается Геральт — это мир, которому ведьмаки будут не нужны. | ||
* «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — Светлая богиня Иштар была не очень-то и рада, когда её непредсказуемый посланник убил тёмного бога Близнеца, вместо того, чтобы просто запечатать. В силу [[Молитвы — пища богов|некоторых особенностей]] местной метафизики богам нужны оппоненты, по чисто практическим соображениям. Так что сначала она подумывала сделать марионетку из выжившей частицы Близнеца, а в итоге пригласила на образовавшуюся вакансию другого тёмного бога, [[Никто не любит Аида|старого знакомого и вообще более приятного противника]]. | |||
* «Злодеи поневоле» Ив Форвард: классический фэнтезийный сюжет с инверсией цветов. Силы света восторжествовали, и зло повержено. Но мир не может существовать без зла, и для предотвращения конца света отряд из [[Ось Зла|злых существ]] отправляется освобождать [[Тёмный властелин|повелителя тьмы]]. Результат понравился даже проигравшим героям: им без зла просто было нечем заняться. | * «Злодеи поневоле» Ив Форвард: классический фэнтезийный сюжет с инверсией цветов. Силы света восторжествовали, и зло повержено. Но мир не может существовать без зла, и для предотвращения конца света отряд из [[Ось Зла|злых существ]] отправляется освобождать [[Тёмный властелин|повелителя тьмы]]. Результат понравился даже проигравшим героям: им без зла просто было нечем заняться. | ||
* [[Dragonlance]] — Истар при Короле-Жреце считается страной победившего добра. Тем не менее там царят такие фанатизм, лицемерие и жестокость, что боги устраивают Катаклизм, чтобы уничтожить город. | * [[Dragonlance]] — Истар при Короле-Жреце считается страной победившего добра. Тем не менее там царят такие фанатизм, лицемерие и жестокость, что боги устраивают Катаклизм, чтобы уничтожить город. | ||
* Ирина Сыромятникова, «Житие моё» — тёмных магов порицают за распущенность, склонность к дракам и прочим преступлениям, большие способности к смертоубийству и потенциальную возможность срыва, с превращением из [[Козёл|козла]] в неуправляемого социопата. И всё это правда. Однако простые люди бессильны перед паранормальщиной и почти не могут в [[Манапанк|местную технологию]], а белые волшебники — или мимозоподобные создания, не способные курицу убить, или, при должной обработке, [[Религиозный фанатик|упёртые фанатики]] (и вообще они, зачастую, [[На тебе!]] в адрес леволиберальной общественности). Ни те, ни другие, ни третьи ничего не могут сделать против порождений потусторонних сил, из-за чего попытки построить утопию раз за разом приводят к массовому геноциду строителей. Армия, кстати, тоже на чернокнижниках держится. | * Ирина Сыромятникова, «Житие моё» — тёмных магов порицают за распущенность, склонность к дракам и прочим преступлениям, большие способности к смертоубийству и потенциальную возможность срыва, с превращением из [[Козёл|козла]] в неуправляемого социопата. И всё это правда. Однако простые люди бессильны перед паранормальщиной и почти не могут в [[Манапанк|местную технологию]], а белые волшебники — или мимозоподобные создания, не способные курицу убить, или, при должной обработке, [[Религиозный фанатик|упёртые фанатики]] (и вообще они, зачастую, [[На тебе!]] в адрес леволиберальной общественности). Ни те, ни другие, ни третьи ничего не могут сделать против порождений потусторонних сил, из-за чего попытки построить утопию раз за разом приводят к массовому геноциду строителей. Армия, кстати, тоже на чернокнижниках держится. | ||
* [[Виктор Пелевин]], «[[S.N.U.F.F.]]» — для этого [[Я хороший, мне всё можно|Биг Биз]] создал культуру «отвратительных и гнусных во всех проявлениях» орков. «…Чтобы кто-то мог быть хорошим, другой обязательно должен быть плохим. Поэтому пришлось объявить часть людей плохими. После этого добру уже нельзя было оставаться без кулаков. А чтобы добро могло своими кулаками решить все возникающие проблемы, пришлось сделать зло не только слабым, но и глупым». | * [[Виктор Пелевин]], «[[S.N.U.F.F.]]» — для этого [[Я хороший, мне всё можно|Биг Биз]] создал культуру «отвратительных и гнусных во всех проявлениях» орков. «…Чтобы кто-то мог быть хорошим, другой обязательно должен быть плохим. Поэтому пришлось объявить часть людей плохими. После этого добру уже нельзя было оставаться без кулаков. А чтобы добро могло своими кулаками решить все возникающие проблемы, пришлось сделать зло не только слабым, но и глупым». | ||
Строка 67: | Строка 64: | ||
— Или мать, у которой не убили ребенка, не испытает вполне счастья материнства? — подхватила Гильда, утратив свое обычное спокойствие.|М. Огнев}} | — Или мать, у которой не убили ребенка, не испытает вполне счастья материнства? — подхватила Гильда, утратив свое обычное спокойствие.|М. Огнев}} | ||
* Серия книг про [[Алиса Селезнёва|Алису Селезнёву]] — Такого мнения придерживается космический пират Крыс. «Иначе не с чем будет сравнить». | * Серия книг про [[Алиса Селезнёва|Алису Селезнёву]] — Такого мнения придерживается космический пират Крыс. «Иначе не с чем будет сравнить». | ||
* «Ночь уродов настаёт» Александра | * «Ночь уродов настаёт» Александра Дедова — людские власти на низовом уровне не любят Отцов, а их бастардов-полукровок вовсе уничтожают. Сами Отцы могут легко убить слишком далеко зашедшую в их пещеры стражу, а сами регулярно устраивают ночи уродов, лютуя на поверхности и оставляя после себя бастардов-полукровок. Однако на политическом уровне две эти силы вполне себе дружат: именно машины Отцов производят электричество для города. | ||
==== [[Сетевая литература]] ==== | ==== [[Сетевая литература]] ==== | ||
* [[Worm]] — противостояние «казаков и разбойников» между хорошими и плохими парнями в масках: и те и другие часто немного играют на публику, дают противникам уйти с маленькой победой. Героям, может быть, и хотелось бы выпиливать преступников как только, так сразу, но тогда противостоять Губителям — местным Чу-Чу — им придется в одиночестве. | * [[Worm]] — противостояние «казаков и разбойников» между хорошими и плохими парнями в масках: и те и другие часто немного играют на публику, дают противникам уйти с маленькой победой. Героям, может быть, и хотелось бы выпиливать преступников как только, так сразу, но тогда противостоять Губителям — местным Чу-Чу — им придется в одиночестве. | ||
** С другой стороны | ** С другой стороны "неписанные правила" условны в гораздо большей степени, чем кажется на первый взгляд, так как обеими сторонами соблюдаются до тех пор, пока у какой-либо стороны не появляется безопасный способ их проигнорировать себе на пользу. Они даже существуют не во всех странах, скорее характерны для стран, которые все еще балансируют на грани стабильности. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === |