Редактирование: До того, как это стало мейнстримом
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Популярное заблуждение|Всем известно]], что это явление, жанр, приём появились сравнительно недавно! Это наш мейнстрим — мода, чума или достижение нового времени, в старые времена такого не было! Подождите, как это — было, да ещё и не раз? Просто называлось иначе и не считалось чем-то новым, а потому прошло незамеченным? Задолго до того, как «первые» громко совершили революцию, её без всякого шума уже сделали «нулевые» и «минус первые». А мы глядим в прошлое и удивляемся. | |||
[[Популярное заблуждение|Всем известно]], что это явление, жанр, приём появились сравнительно недавно! Это наш | |||
[[Файл:Chelyabinsk.jpg|справа|мини|300px|[[Город суровости и смога|Суровый Челябинск-кун]] носил маску до того, как [[ковидная эпоха|это стало мейнстримом]].]] | [[Файл:Chelyabinsk.jpg|справа|мини|300px|[[Город суровости и смога|Суровый Челябинск-кун]] носил маску до того, как [[ковидная эпоха|это стало мейнстримом]].]] | ||
Иногда [[первопример]] тропа и возникновение повальной моды на него разделяет много лет. [[ | Иногда [[первопример]] тропа и возникновение повальной моды на него разделяет много лет. Иногда [[деконструкция]] тропа оказывается впервые сыграна задолго до того, как широкое распространение получает прямой отыгрыш. Иногда даже [[реконструкция]] подоспевает сильно раньше, собственно, деконструкции. В разных видах искусства «много» своё — [[кино]] и [[видеоигры|видеогеймингу]] достаточно [[старше, чем интернет|десятков]], а [[литература]] и [[театр]] требуют уже [[старше, чем печать|сотен]] или даже [[старше, чем феодализм|тысяч]] лет. Часто такие вещи кажутся [[анахронизм]]ами, потому что не вписываются в наше стереотипное представление о тех временах. | ||
Во всех этих случаях говорят, что троп отыгран '''до того, как это стало мэйнстримом''' (далее ДТКЭСМ). Сродни ему [[мета-пророчество]], если предвосхищается событие не в искусстве, а в реальной жизни, [[родился не в ту эпоху]], если таково не просто явление, а человек в целом, и [[история повторяется]] для исторических событий. | Во всех этих случаях говорят, что троп отыгран '''до того, как это стало мэйнстримом''' (далее ДТКЭСМ). Сродни ему [[мета-пророчество]], если предвосхищается событие не в искусстве, а в реальной жизни, [[родился не в ту эпоху]], если таково не просто явление, а человек в целом, и [[история повторяется]] для исторических событий. | ||
В чём-то схожее | В чём-то схожее понятие — [[странности в первой части]], ситуация когда мейнстриму ещё только предстоит сформироваться. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Мифология и [[фольклор]] === | === Мифология и [[фольклор]] === | ||
* [[герои и философы|Античные эллины]] сочиняли [[фанфик]]и до того, как это стало мэйнстримом… точнее, нет — это у них ''и было'' мэйнстримом. Оригинальность для автора и/или исполнителя вообще считалась недостатком, хороший творец должен был стоять «на плечах великих», а произведения, составленные из одних только цитат, без единого грамма отсебятины, срывали бурные овации. Одним словом, [[постмодернизм]]… [[педаль в пол|опять-таки]] ДТКЭСМ. | |||
* [[герои и философы|Античные эллины]] сочиняли [[фанфик]]и до того, как это стало мэйнстримом… точнее, | ** Аналогично должны были выглядеть экзаменационные сочинения [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты|китайских]] [[сюцай|сюцаев]]. Наличие хотя бы одной оригинальной мысли, не почерпнутой у мудрецов древности, было основанием дальше не читать, выставить <s>КГ/АМ</s> <s>кол с минусом</s> «из худших худший» и отправить учиться дальше ещё лет на десять. И то правда, какие ещё свои мысли, кроме неправильных, могут быть у человека без шарика на шапке? Но этому явлению ближайшая параллель в европейской культуре — не постмодернизм, а [[классицизм]] (и снова ДТКЭСМ). | ||
** Аналогично должны были выглядеть экзаменационные сочинения [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты|китайских]] [[сюцай|сюцаев]]. Наличие хотя бы одной оригинальной мысли, не почерпнутой у мудрецов древности, было основанием дальше не читать, выставить <s>КГ/АМ</s> <s>кол с минусом</s> «из худших худший» и отправить учиться дальше ещё лет на десять. И то правда, какие ещё свои мысли, кроме неправильных, могут быть у человека без шарика на шапке? Но этому явлению ближайшая параллель в европейской | ** То же можно сказать и про [[Средневековье|раннее Средневековье]] (VIII—XII век, потом стало лучше). Почти все книги пишутся монахами-учёными-богословами. Всё на латыни. Практически все оригинальные (не переписанные) произведения напоминают курсовые работы нынешних студентов — это исследования трудов учёных и философов прошлого с множеством цитат (иногда и полностью из цитат состоящие — тогда ещё не придумали программу «Антиплагиат»). В большинстве произведений утверждается, что золотой век (очередной раз) уже прошёл, Римская империя развалилась и культурной эпохи больше не будет (когда читаешь их книги, кажется, что они ДТКЭСМ придумали [[постапокалипсис]], т. к. пишут они так, будто ''уже'' находятся в его эпоху). | ||
** То же можно сказать и про [[Средневековье|раннее Средневековье]] ( | * Японская классическая поэзия, братья и сестры. Спереть у предшественника половину хокку — не плагиат, а «хонкадори» — «следование изначальной песне». | ||
* Японская классическая поэзия, братья и сестры. Спереть у предшественника половину | ** Эдвард Морган Форстер «Машина останавливается» — один из персонажей произносит прочувствованную речь на тему «какое же это благо — пересказывать пересказ пересказа пересказа, не ознакамливаясь с первоисточником». Кстати, автор придумал аватарки-эмодзи сильно ДТКЭСМ (1909). | ||
* [[Голем]] | *** Жюль Верн в своё время написал фанфик по роману Эдгара По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». Ныне этот фанфик известен как «Ледяной сфинкс». | ||
* | * [[Голем]] — искусственный человек из глины, применяемый для трудной и чёрной работы — часто считается прообразом [[робот]]ов. | ||
** Шутить изволите? Талос и другие древнегреческие [[Квазиробот|квазироботы]] существовали ещё лет эдак за тысячу до легенды о Големе, например. | |||
* Фараон Эхнатон и его монотеизм. | |||
** По мнению некоторых исследователей, культ Зевса в [[Древняя Греция|древней Греции]] тоже поначалу претендовал на эксклюзивный монотеизм. И тоже «не взлетел» так, как планировалось. | ** По мнению некоторых исследователей, культ Зевса в [[Древняя Греция|древней Греции]] тоже поначалу претендовал на эксклюзивный монотеизм. И тоже «не взлетел» так, как планировалось. | ||
* | ** А в зороастризме (5-6 века до н. э.) был не только единый бог, но и его пророк, и дьявол, и заповеди, и финальная битва добра со злом. Современные религии тут многим вдохновлялись. | ||
** Говорят, что зороастрийцы считали, что «лживый Ахриман выродил дэвов и других демонов от | *** В нём же существовал «символ веры» до появления его в христианстве и «столпы» религии (включая слова, произнеся которые, можно считаться зороастрийцем) до мусульманства. | ||
*** Говорят, что зороастрийцы считали, что «лживый Ахриман выродил дэвов и других демонов от сношения через зад с самим собой». И это задолго до шуток о [[Вуглускр|восставших из (з)ада]] демонах, ставших весьма популярными в России спустя много веков после крещения. | |||
* Крестовые походы? Джихады? Про [[DEUS VULT|это благое дело]] ещё в Ветхом Завете написано. | * Крестовые походы? Джихады? Про [[DEUS VULT|это благое дело]] ещё в Ветхом Завете написано. | ||
* Анекдот про то, что рентгеновское излучение на самом деле изобрели в России в | * Анекдот про то, что рентгеновское излучение на самом деле изобрели в России в XVI веке. Летопись зафиксировала, что один дьяк сказал жене: «Я тебя, стерва, насквозь вижу!» | ||
* Книга Судей описывает домейнстримный спецназ: {{q| | * Книга Судей описывает домейнстримный спецназ: | ||
— А потом Гедеон провел еще одну проверочку. Повел эти десять тысяч на водопой, и тех, кто пил из реки прямо ртом, опять-таки отправлял во второй эшелон, а тех, кто пил с руки, оставлял. Из десяти тысяч набралось триста. Эти три сотни он ночью и развернул вокруг мадианитянского лагеря. | {{q|— А потом Гедеон провел еще одну проверочку. Повел эти десять тысяч на водопой, и тех, кто пил из реки прямо ртом, опять-таки отправлял во второй эшелон, а тех, кто пил с руки, оставлял. Из десяти тысяч набралось триста. Эти три сотни он ночью и развернул вокруг мадианитянского лагеря. | ||
— Сколько было этих твоих мадианитян? — деловым тоном поинтересовался кто-то. | — Сколько было этих твоих мадианитян? — деловым тоном поинтересовался кто-то.<br/> | ||
— Хренова туча. В Библии сказано: «как саранчи». Вот, а у каждого из этих трехсот была труба и светильник в кувшине. По команде они разбили кувшины, замахали светильниками, затрубили в трубы — и рванули в атаку. В расположении противника начался неимоверный переполох, и эти триста спецназовцев расколошматили всю саранчу наголову… Вот так. Система предварительных тестов, с помощью которых выбирается один, из сотни. Ночное нападение отборного отряда на превосходящие силы противника. Подчеркиваю, с использованием спецсредств, прототипов нынешних светозвуковых гранат. Если все это не о спецназе, то я уж и не знаю, какого вам еще рожна нужно… А?|А. Бушков, «Четвёртый тост»}} | — Хренова туча. В Библии сказано: «как саранчи». Вот, а у каждого из этих трехсот была труба и светильник в кувшине. По команде они разбили кувшины, замахали светильниками, затрубили в трубы — и рванули в атаку. В расположении противника начался неимоверный переполох, и эти триста спецназовцев расколошматили всю саранчу наголову… Вот так. Система предварительных тестов, с помощью которых выбирается один, из сотни. Ночное нападение отборного отряда на превосходящие силы противника. Подчеркиваю, с использованием спецсредств, прототипов нынешних светозвуковых гранат. Если все это не о спецназе, то я уж и не знаю, какого вам еще рожна нужно… А? | ||
|А.Бушков, «Четвёртый тост»}} | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
{{Q|Особняком в самиздате | {{Q|Особняком в самиздате стоит [[фанфик]] — цикл романов, написанный неизвестными авторами по мотивам романов об Анжелике А. и С. Голон. Известно два произведения этого цикла (машинопись): «Берберийская рабыня» (книга 4) и «Корона Плесси-Бельер» (книга 6).|Реальный факт}} | ||
* Первый известный [[альтернативная история|альтернативный историк]] — Тит Ливий! | |||
** Кстати, знаменитый Макиавелли (активно разбиравший труды Тита Ливия), рассуждал об объединении Италии и массовых пехотных армиях в начале 16 века — тоже подпадает под сабж (Рисорджименто стало мейнстримом в 1850-е, регулярные армии появились на лет на 200 пораньше). Конечно, это можно списать на ворчание «раньше было лучше», но тем не менее. | |||
* Первый классический [[детектив]] — «История о трёх яблоках» из сборника «[[Тысяча и одна ночь]]» (или, как вариант, трагедия «Царь Эдип»). «Перевёрнутый детектив» (в котором преступник известен читателю с самого начала) ещё старше: самым ранним произведением этого жанра можно назвать древнеегипетскую сказку «Правда и Кривда» (~1200 г. до н. э.). | |||
** В «Золотом осле» Апулея детективная история была того раньше. | |||
* Первый [[Тюнибё|поехавший]] [[Житель Страны Геймеров|ролевик]] в истории — [[Дон Кихот]] Ламанчский! | |||
* [[Артуриана]] — многоавторская фэнтези-медиафраншиза, которой уже более тысячелетия. До того, как о подобных словах вообще задумывались. | |||
** Лично Кретьен де Труа — «киломэтр» фэнтези XII века, штамповавший романы про рыцарей короля Артура, даже не взятых из легенд, а вымышленных из головы. Авторы литературных новеллизаций и многоавторских проектов могут считать его своим духом-покровителем. | |||
** А Томас Мэлори — первая попытка привести франшизу к единому канону<ref>Не считая, конечно, христианских богословов, которые в Библию всё-таки ''верили''.</ref>. В XV веке. И получалось лучше, чем у Сюжетной группы «Звёздных войн». | |||
* Первый известный [[альтернативная история|альтернативный историк]] | * Мэри Шелли же. Двойное комбо — женщина-писатель и автор фантастики ДТКЭСМ! | ||
** Кстати, знаменитый Макиавелли (активно разбиравший труды Тита Ливия), | ** Ну, положим, женщины-писатели хоть в каком-то количестве были во все времена, фантастические произведения — тоже. А вот то, что это роман о [[Безумный учёный|безумном учёном]] и бунтующем [[Искусственный человек|андроиде]] ДТКЭСМ, это точно! Хотя тут дело в том, что Виктор Ф. и его творение стали [[Отец семейства Копиркиных|отцами семейства копиркиных]]. | ||
* [[Артуриана]] | ** Тогда уж вспомним и о «Последнем человеке», описавшем [[постапокалипсис]] за 150 лет до появления термина! | ||
** Лично Кретьен де | * Эжен Сю, романы «Вечный жид» и «Парижские тайны» — барон Родольф был [[Бэтмен]]ом до того, как это стало мейнстримом. И даже Ф. М. Достоевский жалел, что не может писать вот так. | ||
** А Томас | * Жюль Лермина, дилогия «Волки Парижа» (1876—1877) — тайный союз парижских супергероев (!) против злого гения. | ||
* | * Джозеф Шеридан ЛеФаню, «[[Кармилла]]» — дважды. Во-первых, этот рассказ о [[вампир]]ах вышел в 1871 г., за четверть века до приснопамятного [[Дракула|«Дракулы» Брэма Стокера]] (но заметно позже «Вампира» Полидори), а во-вторых, [[кодификатор|кодифицированный]] им штамп «вампирша-лесбиянка» расцвёл и вовсе целый век спустя, причём не в литературе, а в кинематографе. | ||
* | * Марк Твен, «[[Янки из Коннектикута при дворе короля Артура]]» (1889 год) — [[попаданец]] в прошлое и [[прогрессор]] ещё до того, как научная фантастика сформировалась как отдельный жанр, а фэнтези пережило новое рождения (собственно, в «Янки» объяснения ни научного, ни магического — никакого нет). | ||
** Лазарь Лагин, «Голубой человек» (1967 год) — попадание в прошлое без прогрессорства, но с временной петлей. | |||
** | *** Повесть [[Не в ладах с именами|«Майор Велл Эндъю»]] Лазаря Лагина, написанная в 1962 году, — фанфик на «Войну миров» Герберта Уэллса. | ||
* Сам Уэллс книгой «Спящий пробуждается» создал жанр антиутопии ещё до «Мы», «1984» и «Дивного нового мира». | |||
* Да и «Железную пяту» Джека нашего Лондона не забудем — [[антиутопия по Оруэллу]] за 40 лет до «1984»! | |||
** Плюс «Алая Чума», которая уже домейнстримная постапокалиптика как есть, в чистом виде. | |||
* Прежде чем называть Толкина или Говарда «основателями современной фэнтези», почитайте лорда Дансени, которым они вдохновлялись. И Хоуп Миррлиз заодно. | |||
* Эжен Сю, романы «Вечный | |||
* Джозеф Шеридан ЛеФаню, «[[Кармилла]] | |||
* | |||
** | |||
* | |||
** | |||
* | |||
* | |||
** | |||
* Прежде чем называть Толкина или Говарда «основателями современной фэнтези», почитайте лорда Дансени | |||
** «Час дракона» того же Говарда использовал типичные приёмы эпического фэнтези (пробудившийся тёмный властелин, способный убить его артефакт, поход героя за этим артефактом на край света)… за 20 лет до выхода в свет «Властелина колец», который считается [[кодификатор]]ом всего этого, а подражатели превратили это в штампы. | ** «Час дракона» того же Говарда использовал типичные приёмы эпического фэнтези (пробудившийся тёмный властелин, способный убить его артефакт, поход героя за этим артефактом на край света)… за 20 лет до выхода в свет «Властелина колец», который считается [[кодификатор]]ом всего этого, а подражатели превратили это в штампы. | ||
* | * [[The Struggle for Empire: A Story of the Year 2236|«Битва за Империю: История 2236 года»]] Роберта Уильяма Коула — первая в мире [[космоопера]]. В этом произведении автор, будучи британским патриотом, превратил «империю, над которой никогда не заходит солнце» в космическую. Однако произведение, вышедшее в 1900, настолько опередило время, что особых подражаний не вызвало, т. к. тогдашний мэйнстрим соответствовал классике [[Jules Verne|Жюля Верна]] и [[Герберт Уэллс|Герберта Уэллса]]. | ||
* | * Лидия Чарская — книги про девочек-институток и «обожание» ими друг друга за сто лет до аниме, манги и ВН-ок в жанре сёдзё-ай! | ||
* | ** Чарская знала вопрос изнутри (в 1885-1892 училась в Павловском институте благородных девиц). А в Смольном "обожание" имело место как минимум за 30 лет до Чарской (его живописала в своих воспоминаниях Е.Н. Водовозова). | ||
* | * «[[Маятник Фуко]]» Умберто Эко читается, как пародия на «Код да Винчи» и «Assassin’s Creed» вдобавок. Вот только вышел он за 15 лет до первого. Скорее, это Дэн Браун и авторы «Ассасина» прочитали «Маятник Фуко» и решили, что автор подал отличную идею для коммерческого проекта. И произвели [[Реконструкция|реконструкцию]]. | ||
* Роберт Хайнлайн изобрёл ''автопилот-для-автомобиля'' дважды: в | * «Ничто, или Последовательность» Станислава Лема — пародия на творческий метод Владимира Сорокина и в частности на «Норму», более чем за десять лет до того, как Сорокин начал свои постмодернистские опыты. | ||
** Лем также описывал в своем творчестве изобретения вроде електронных книг, аудиокниг, интернета. Описал виртуальную реальность еще до появления термина, реализовал идею "Матрицы" в романе «Футурологический конгресс» (1971) | |||
** В пьесе «Существуете ли вы, мистер Джонс?» (1955) рассуждал о правах человека на 100% состоящего из протезов, задолго до «Двухсотлетнего Человека» Азимова, написаного в 1976. | |||
* Сергей Лукьяненко, «Тринадцатый город» — деконструкция жанра [[молодёжная антиутопия|молодёжной антиутопии]], изданная в 1986 г. — за тридцать лет до распространения жанра молодёжной антиутопии. | |||
* Вернор Виндж «Истинные имена» — умудрился написать классический киберпанк до того (1981), как был написан и издан «Нейромант» (1984) — «первый киберпанк» с точки зрения обывателя. | |||
** Да и сам Уильям Гибсон «Джонни Мнемоника», «Отель „Новая Роза“» и «Сожжение Хром» напечатал пораньше, чем «[[Нейромант]]а». | |||
* [[Астрид Линдгрен]] «Малыш и Карлсон» — стереотипным шведским именем Гюльфия стала ДТКЭСМ. {{spoiler|В переводе Беляковой отмечено, что «гюль» — отсылка к золоту, так что «Гюльфия» — что-то вроде «Золотце», а не арабское имя.}} | |||
** В «Мио, мой Мио» она же описала типичный [[Мордор]]… за несколько месяцев до того, как Толкин опишет, собственно, Мордор. | |||
* Роберт Хайнлайн изобрёл ''автопилот-для-автомобиля'' дважды: в 1941 году в «Детях Мафусаила» автопилот представляет собою нечто вроде существовавшей в действительности «программируемой сеялки» — особая проволочка доведёт автомобиль до пункта назначения. В «Уплыть за закат» (1987) автор в альтернативные 1950-е помещает полноценный автопилот на искусственном интеллекте. Также дедушка поднял тему «небинарного гендера» несколько раньше, чем это стало модным («Не убоюсь я зла» (1970), «Число зверя» (1979)). Придумал хиппи («Чужак в чужой стране», 1961) и был весьма не рад оказаться иконой движения хиппи (высмеивал свою «иконность» в «Числе зверя»). | |||
** Сама идея ''автопилота-для-автомобиля'' нехитрая, в разных статьях «как будет выглядеть наш мир через 10 лет» высказывалась ещё в 1930-е, если не раньше. | ** Сама идея ''автопилота-для-автомобиля'' нехитрая, в разных статьях «как будет выглядеть наш мир через 10 лет» высказывалась ещё в 1930-е, если не раньше. | ||
* | * Ричард Флинн «В стране слепых» (1990) — протагонистка — успешная чёрная риэлтор, не гнушающаяся программированием и между делом вляпывающаяся в заговор 150-летней давности… Задолго до того, как [[QAnon, инцелы, трансгуманизм и лягушата|таких персонажей стал требовать Голливуд]]. | ||
* | * Сэмюэль Дилэни. «Пересечение Эйнштейна» (1967) на несколько лет предвосхитило расцвет «нетаковости». Ну и первый чёрный и первый открытый гей среди лауреатов Небьюлы (но получил её не за это, а именно за выдающийся вклад в научную фантастику). | ||
** | * Жюль Верн в «Таинственном острове» замутил не то кроссовер, не то авторскую вселенную, когда ввёл в сюжет и завершил линии капитана Немо и детей капитана Гранта. А в романе «Робур -завоеватель» упоминается снаряд герра Шульце из книги «Пятьсот миллионов бегумы». ''Хотя не факт, что Жюль Верн был в этом первым…'' | ||
** [[ | *** Насчет авторской вселенной — «Человеческая комедия» Бальзака намного масштабнее. Мог Верн позаимствовать идею у соотечественника хоть на подсознательном уровне? | ||
** А ещё в какой-то мере он был футурологом до того, как появилось такое понятие, и штамповал [[Мета-пророчество|мета-пророчества]] как нечего делать. | |||
* | ** И предугадал появление тропа «[[Выбросить в шлюз]]»: | ||
* | {{Q|Путешественники приступили к погребению Спутника. Его нужно было выкинуть в пространство, подобно тому, как моряки выкидывают в море трупы умерших на корабле людей. Вся операция совершилась очень быстро: Николь с Барбикеном осторожно вынули оконные болты, а взволнованный Мишель в это время приготовился бросить собаку. Окно открылось, и верный друг Дианы умчался в пустое пространство.|"Из пушки на луну"}} | ||
* Пер Валё и Май Шёвалль со своим циклом о Мартине Беке | * Валерий Брюсов, «Республика Южного Креста» — зомби-апокалипсис 1907 года выпуска. Население вымышленного города косит не зомби-вирус, а эпидемия психического заболевания неустановленной природы, но в остальном — по всем канонам. | ||
* | ** «Красный смех» Леонида Андреева — сюда же! | ||
* | * «Повелитель воздуха» Майкла Муркока (1971) и «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» Гарри Гаррисона (1972) — романы в стиле «стимпанк», написанные задолго до появления самого слова «стимпанк». | ||
* М. Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь» — первый [[хикикомори]]. | |||
** Впрочем, тут пальму первенства оспаривают «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского. | |||
* Пер Валё и Май Шёвалль со своим циклом о Мартине Беке писали «скандинавский нуар» задолго до того, как Стиг Ларссон и Ю Несбё сделали направление мейнстримом. | |||
* Фольклорный персонаж [[Крабат]] — ученик самой первой школы волшебства, да ещё в готическом варианте. | |||
* Джилл Мёрфи «Самая плохая ведьма» (1974) — школа волшебства за 23 года до «Гарри Поттера» Дж. К. Роулинг. | |||
** Песня Аллы Пугачёвой «Волшебник-недоучка» (1978) — школа волшебства за 19 лет до Гарри Поттера. | |||
*** Ле Гуин опубликовала произведение «Волшебник Земноморья» со школою волшебства ещё в 1968 году. | |||
* Роджер Желязны, «Долина проклятий» (1967) — «байкерский» постапокалиптический боевик более чем за десять лет до «Безумного Макса» с подражателями. | |||
* «Незнайка на Луне» Николая Носова — это не только мета-пророчество относительно [[лихие девяностые|«лихих девяностых»]] на пост-советском пространстве (злые языки уверяют, что по этим агиткам капитализм и строили за неимением другого!), но и наглядное описание концепции «анального [[донат]]а» в играх free-to-play (см. главу про гостиницу «Экономическая»). | |||
** ''Почему «анального доната»? Типичная авиакомпания-лоукостер. Замечательная штука, если умеешь ею пользоваться.'' | ** ''Почему «анального доната»? Типичная авиакомпания-лоукостер. Замечательная штука, если умеешь ею пользоваться.'' | ||
*** А вот и нет. У лоукостера некий минимальнейший набор удобств всё же есть. А | *** А вот и нет. У лоукостера некий минимальнейший набор удобств всё же есть. А тут — практически каждый чих за донат. | ||
* | * А.Бестер, «Феномен исчезновения» — в 1953 г. даже не предсказал, а уже прямо высмеял популярный ныне жанр «поп-попаданчества»: обыватели попадают в прошлое, как они его видят, и вполне довольны этим, хотя на самом деле Бен Гур никогда не был в Риме, с ним нельзя было закурить сигару, а Дизраэли не мог подвести героя на роллс-ройсе. | ||
** Это он глядя из современности «высмеял». А в рассказе особо высмеивания нет — [[Эскапизм|в авторитарном бесконечно воюющем государстве и эклектичное попаданчество лучше реальности]]. | |||
* Кевин Джей Андерсон, трилогия «Игроземье» (1989—1990) — фактически, [[ЛитРПГ]] про попаданцев в мир, управляемый правилами настольной игры. А попаданцев в игру писали и до него: это и оригинальная книга «Джуманджи» (1981), и «Алиса в Зазеркалье». | |||
* К. И. Курбатов, «Пророк из 8-го „б“, или Вчера ошибок не будет» — взрослый неудачник, полагающий себя недооцененным гением, несправедливо прозябающим на автомойке и живущим со сварливой женой, попадает в свое прошлое в тело себя-школьника, чтобы изменить историю, предотвратив былые ошибки, отомстив школьным врагам и найдя любовь. {{spoiler|Ничего у героя не получается, только хуже делает - а все потому, что личность он препоганейшая.}} Книга написана в 1974 г. и [[Ошибка позиционирования|почему-то]] издавалась как детская литература. | |||
* Илья Варшавский, цикл «Дономага» — классический киберпанк ''в СССР'' и '''''задолго'''''<ref>Варшавский умер в 1974, за три года до того как Гибсон выпустил «Осколки голографической розы», а основной массив цикла про Дономагу вообще был написан ещё в 60-х.</ref> ДТКЭСМ. | |||
** | |||
* К. | |||
* | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Братья Люмьер были не только пионерами кино, но они же пытались делать цветную фото- и киноплёнку (собственно говоря, знаменитый своими цветными фото Прокудин-Горский активно пользовался их наработками, а после эмиграции и активно сотрудничал). До мейнстрима конца 1930-х ещё было не одно десятилетие. | * Братья Люмьер были не только пионерами кино, но они же пытались делать цветную фото- и киноплёнку (собственно говоря, знаменитый своими цветными фото Прокудин-Горский активно пользовался их наработками, а после эмиграции и активно сотрудничал). До мейнстрима конца 1930-х ещё было не одно десятилетие. | ||
* | * «Фотодрама творения» (1914) — звуковое кино в эпоху немого кино. | ||
** Особенность современных ремейков в том, что они начали выходить ''без'' появления новых технологий и выглядят очень похоже на свои прототипы. | * «[[Советская кинофантастика|Космический рейс]]», советский фантастический блокбастер 1935 года. Первая попытка научно достоверно показать невесомость и лунную гравитацию… когда ещё никто подобного не видел в реальности. | ||
** А у Клушанцева в «Дороге к звёздам» показана (и описана!) космическая станция типа «Стэнфордский тор». До которого в Стэнфорде додумаются через 18 лет. | |||
* «Тайна острова Бэк-Кап» и «Похищенный дирижабль» К.Земана, частичног его же «Барон Мюнхгаузен» — подзабытые [[Пиво, кнедлики и Швейк|чешские]] фильмы, которые великолепно предвосхитили популярный в будущем [[стимпанк]]. За 30 лет до того, как этому придумают название. | |||
* «[[Бегущий по лезвию]]», «Трон» и «Мир на проводе» были сняты раньше, чем появилось понятие «киберпанк». Уильяму Гибсону даже пришлось внести правки в «[[Нейромант]]а», чтобы не подумали, что он передрал идеи из «Бегущего». | |||
** Собственно, чуть позже «писатели в зеркальных очках» торжественно приняли Дика и Скотта в «почётные киберпанки» как праотцев движения. | |||
* Засилие ремейков в 2010-е, говорите? В 1930-е было нормой, когда один и тот же фильм переснимали с разницей в несколько лет, порой даже тот же режиссёр! А что: технологии тогда развивались быстро, почему бы не сделать из немого кино — звуковое, повысить качество плёнки и спецэффектов. В 1950-60-е прошла вторая волна, когда фильмы переснимали уже в цвете. | |||
** Особенность современных ремейков в том, что они начали выходить ''без'' появления новых технологий и выглядят очень похоже на свои прототипы. Раньше — наоборот (нельзя спутать «[[Лицо со шрамом]]» старинное и новое). Поэтому и выглядят современные ремейки ненужными. | |||
** Кстати, переснимать с живыми актёрами свои мультфильмы «Дисней» начал тоже не в десятых. | ** Кстати, переснимать с живыми актёрами свои мультфильмы «Дисней» начал тоже не в десятых. | ||
** [[Неуловимые мстители|Корона российской империи]] была снята до того, как снимать провальные («Снова неуловимых» холодно приняли как критики, так и зрители) [[ремейки советского кино|продолжения]] стало мейнстримом. | ** [[Неуловимые мстители|Корона российской империи]] была снята до того, как снимать провальные («Снова неуловимых» холодно приняли как критики, так и зрители) [[ремейки советского кино|продолжения]] стало мейнстримом. | ||
* | * «Мой нежно любимый детектив» — [[сменить пол в адаптации|женские версии]] Холмса и Ватсона. Задолго до того, как это вошло в моду. | ||
* | * «Плюмбум, или Опасная игра» (1986) — [[перестроечное кино]] про подростка, возомнившего себя супергероем. [[Деконструкция]] супергероики… задолго до того, как сама супергероика вошла в моду на советском и постсоветском пространстве. | ||
* Советский фильм «Западня» Виктора Жилина (1965 г.) — нео[[нуар]] лет за десять до появления неонуара. | |||
* Советский фильм «Западня» Виктора Жилина ( | |||
** До СССР нуар докатился как раз где-то в 1960-е. Отчетливо видно, если отслеживать советские шпионские фильмы, где иногда использовали эту эстетику и не стеснялись. | ** До СССР нуар докатился как раз где-то в 1960-е. Отчетливо видно, если отслеживать советские шпионские фильмы, где иногда использовали эту эстетику и не стеснялись. | ||
** Это смотря с чего считать нео-нуар. Потому что вполне нео-нуарные «Лифт на эшафот» Луи Маля, «Око лукавого» Шаброля, «На последнем дыхании» Годара, «Злые остаются живыми» Куросавы были пораньше 1965. | ** Это смотря с чего считать нео-нуар. Потому что вполне нео-нуарные «Лифт на эшафот» Луи Маля, «Око лукавого» Шаброля, «На последнем дыхании» Годара, «Злые остаются живыми» Куросавы были пораньше 1965. | ||
* | * «Тема» — перестроечное кино, снятое ещё при Брежневе. ЧСХ, было отправлено на полку и вышло в прокат как раз в перестройку. | ||
* «В бреду» — внутримировой пример: одна из персонажей сериала, [[Сценарист-неудачник|сценарий которого пишет главгерой]], «стала всегда носить с собой бутылку воды до того, как это стали делать все». | |||
* | * Своего рода субверсия с репрезентацией в кино. До того, как в XXI веке это стало зашкаливающим мейнстримом, это было… да постоянно это было. И сильные героини в фантастике («Чужой», «Терминатор», «Секретные материалы»), и крутые героини боевиков («Дикие улицы», «Рыжая Соня»), и просто сильные женщины (список будет бесконечным, начиная хоть с «[[Унесённые ветром|Унесённых ветром]]»). Что до чёрных, в 1970-е такие герои в B-movies были настолько в моде, что сложился целый жанр Blaxploitation; а уже в 1980-90-е в любой команде героев почти обязательно был один ''token'' чёрный (про что много шутили уже тогда). Это не мешает современным кинематографистам делать вид, что до них была выжженная пустыня расизма и патриархата, а комментаторам в Рунете брюзжать, что «про одних баб и негров снимают». | ||
* | ** Вот в выборе режиссёров и аниматоров Запад действительно был патриархальнее. Рассказывая о женщинах в истории анимации, западные авторы с трудом выискивают отдельных раскадровщиц у Диснея. Тем временем в СССР мультфильмы вовсю снимали режиссёры [[Сёстры Брумберг|Валентина и Зинаида Брумберг]], Александра Снежко-Блоцкая, Инесса Ковалевская и другие. И никто не считал это ни прорывом, ни уступкой феминисткам: кто работу умеет делать, тот её и делает! | ||
* «Die schwarze Mühle» (1975, ГДР) — готичная [[школа волшебства]] про [[Крабат]]а задолго до этого вашего Гарри Потерра. Минус экранизации — [[А ты не староват для школьника?]] | |||
** | |||
* | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* В один из сериалов вставляется пассаж об «объективизации женщин». Вы наверняка представили себе современный сериал от Netflix, но нет, это второй сезон сериала | * В один из сериалов вставляется пассаж об «объективизации женщин». Вы наверняка представили себе современный сериал от Netflix, но нет, это второй сезон сериала [[Bones|«Кости»]]. А это, на минуточку, 2006-ой год, когда даже понятия «SJW» не придумали. | ||
** Понятия, может, и не придумали, но «повесточка» уже<ref>Пародийный «Словарь феминистического языка», с его «дыхательное внимание недостаточное» это, как бы, ещё не [[Конец истории|девяностые]].</ref> была. Просто нынешний размах она набрала только в [[Эпоха айфона и мемов|следующее десятилетие]]. | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* Автор правки боится ошибиться, но… ранние выпуски «[[Приключения Тинтина|Приключений Тинтина]]» (выходили от начала до середины 1930-х, действие происходит в самом начале тех же 1930-х) | * Автор правки боится ошибиться, но… ранние выпуски «[[Приключения Тинтина|Приключений Тинтина]]» (выходили от начала до середины 1930-х годов, действие происходит в самом начале тех же 1930-х) — кажется, первый, или как минимум первый среди широкоизвестных, масскультурный сюжет о борьбе отважного героя с наркомафией. Мейнстримом подобные сюжеты, кажется, стали значительно позже… | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* «[[Фильмы студии Ghibli|Небесный замок Лапута]] | * «[[Фильмы студии Ghibli|Небесный замок Лапута]]» — одно из самых известных аниме в жанре стимпанк. Снятое раньше, чем придумали само понятие «стимпанк». | ||
** Еще за десять лет до Лапуты в сходной стимпанковой стилистике было «Кругосветное путешествие Кота с сапогах». И вообще, в этом мультфильме есть фишки (антропоморфные кот и свин, летательные аппараты хитрой конструкции), типичные для работ Миядзаки, которые выйдут в 80-90-х. | ** Еще за десять лет до Лапуты в сходной стимпанковой стилистике было «Кругосветное путешествие Кота с сапогах». И вообще, в этом мультфильме есть фишки (антропоморфные кот и свин, летательные аппараты хитрой конструкции), типичные для работ Миядзаки, которые выйдут в 80-90-х. | ||
* Ну-ка, дорогой читатель, назови мне первую [[Деконструкция|деконструкцию]] жанра меха! «[[Евангелион]]»? Садись, два с минусом. [[Zambot 3]]? Уже намного ближе, но [[Популярное заблуждение|всё-таки не оно]]. Первая деконструкция | * «Те, кто охотится на эльфов» — стёбная пародия на исекай ''ранобоидного толка''. [[Мэри-Сью|Герои]] с [[Имба|читерскими]] способностями, [[Неуклюжий маг|бестолковая]] [[Прекрасная волшебница|эльфийка]], [[Закон об оружии в фэнтези|огнестрельное оружие в фэнтези]], сюжетный [[фансервис]], [[Ситком|эпизодические приключения]] без начала, конца и глобального сюжета, за пятнадцать лет до расцвета популярности жанра. | ||
** Ну… как бы сказать, это не классический иссекай, а скорее напоминало вполне известных [[Slayers]]… насчет отсутствия сквозного сюжета — глупость, основная цель попаданцев — вернуться домой и ради этого они творят самую лютую дичь вроде гигантификации особо сильной и злобной эльфийки, чтобы только узнать есть или нет на её теле часть магической татуировки (весь город узнал — нет). | |||
* Ну-ка, дорогой читатель, назови мне первую [[Деконструкция|деконструкцию]] жанра меха! «[[Евангелион]]»? Садись, два с минусом. [[Zambot 3]]? Уже намного ближе, но [[Популярное заблуждение|всё-таки не оно]]. Первая деконструкция мехи — это The Moon Джорджа Акиямы, манга 72-73 годов выпуска. Да, она выходила в то же время, что [[Mazinger Z]]. [[Труднодоступное произведение|Увы, больше о ней ничего узнать не удалось]]. | |||
* IsekaI Ojisan — активное обыгрывание тропа. Если Такафуми воспитан на современной нам исекайной жвачке, то его дядя был отаку еще в девяностые, когда исекай еще не успел выработать современные штампы, и поэтому их воззрения на должное поведение героя в другом мире кардинально различаются. Лоли-эльфийка, ругающаяся на своего спасителя — цундере, которую надо взять в гарем или попросту психически ненормальная дура, которую надо сразу отшить? После перемещения стоит ли сразу идти в деревню за квестами или присмотреться сперва, чтобы сельчане не приняли за посланника диавола? | |||
* IsekaI | |||
=== [[Видеоигры]] === | |||
: ''См. подстатью [[До того, как это стало мейнстримом/Видеоигры]]'' | |||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer 40,000]] | * [[Warhammer 40,000]] — Адептус Механикус назначили Императора воплощением Омниссии задолго до того, как поклонение ему стало мэйнстримом у всего остального человечества. | ||
** Капеллан Несущих Слово Эреб заработал прозвище «первый еретик», ибо осознанно поклонялся Губительным Силам задолго до того как этому пришёл его легион и примарх. Собственно, с подачи Эреба и стартовали многие события Ереси. | ** Капеллан Несущих Слово Эреб заработал прозвище «первый еретик», ибо осознанно поклонялся Губительным Силам задолго до того как этому пришёл его легион и примарх. Собственно, с подачи Эреба и стартовали многие события Ереси. | ||
** Сам Лоргар написал книгу «Лектицио Дивинитатус» и будучи религиозным фанатиком, активно насаждал культ божественности Императора, что вызывало у многих (включая самого Повелителя Человечества) крайнее неудовольствие. Тысячу лет спустя после Ереси Хоруса, наработки Лоргара дали свои плоды и поклонение Богу-Императору стало мейнстримом. | ** Сам Лоргар написал книгу «Лектицио Дивинитатус» и будучи религиозным фанатиком, активно насаждал культ божественности Императора, что вызывало у многих (включая самого Повелителя Человечества) крайнее неудовольствие. Тысячу лет спустя после Ереси Хоруса, наработки Лоргара дали свои плоды и поклонение Богу-Императору стало мейнстримом. | ||
** Роман Й.Уотсона Space Marine (1993) (у нас известен под надмозговым названием Инквизиторы космоса) сделал из наследников Рогала Дорна мазохистов-гачимучеников задолго до выхода соответствующих фильмов. Иного пуриста сеттинга от происходящего там охватит испанский стыд, но по факту это просто отражение происходящего трэш-угара ранних редакций | ** Роман Й.Уотсона Space Marine (1993) (у нас известен под надмозговым названием Инквизиторы космоса) сделал из наследников Рогала Дорна мазохистов-гачимучеников задолго до выхода соответствующих фильмов. Иного пуриста сеттинга от происходящего там охватит испанский стыд, но по факту это просто отражение происходящего трэш-угара ранних редакций "сорокатонника". | ||
* В | * В шахматах такое бывает сплошь и рядом: | ||
** Знаменитый Филидор (1726-95) играл в строгом позиционном стиле, вызывая своей «скучной» игрой, вызывая презрительное «фи» у мейнстримных итальянских романтиков с их быстрыми атаками и матовыми комбинациями. 100 с лишним лет спустя пришёл первый чемпион Вильгельм Стейниц (1836—1900) и «порядок навёл». | ** Знаменитый Филидор (1726-95) играл в строгом позиционном стиле, вызывая своей «скучной» игрой, вызывая презрительное «фи» у мейнстримных итальянских романтиков с их быстрыми атаками и матовыми комбинациями. 100 с лишним лет спустя пришёл первый чемпион Вильгельм Стейниц (1836—1900) и «порядок навёл». | ||
*** Справедливости ради, вовсю играл «по Филидору» Говард Стаунтон (1810-74), но в силу быстрой потери оным шахматной «силы» (уже на знаменитом турнире в Лондоне | *** Справедливости ради, вовсю играл «по Филидору» Говард Стаунтон (1810-74), но в силу быстрой потери оным шахматной «силы» (уже на знаменитом турнире в Лондоне 1851 года Стаунтон занял только 4-е место), это так и не вошло в моду. | ||
** В свою очередь, теорию Стейница побежали свергать гипермодернисты в 1910-20е. Но ещё до них идею фигурного давления на центр активно развивали Михаил Чигорин (1850—1908) и Луи Паульсен (1833-91). Последний, кстати говоря, ещё и играл сицилианскую защиту, времена ультра-мейнстрима для которой наступят только после Второй Мировой (когда СССР выпустит в шахматный мир целую плеяду талантливых шахматистов). | ** В свою очередь, теорию Стейница побежали свергать гипермодернисты в 1910-20е. Но ещё до них идею фигурного давления на центр активно развивали Михаил Чигорин (1850—1908) и Луи Паульсен (1833-91). Последний, кстати говоря, ещё и играл сицилианскую защиту, времена ультра-мейнстрима для которой наступят только после Второй Мировой (когда СССР выпустит в шахматный мир целую плеяду талантливых шахматистов). | ||
*** Дополнительное | *** Дополнительное комбо — партия [https://vk.com/@chessgames-razbor-partii-chigorin-lpaulsen Чигорин-Паульсен (1881)], где оба соперника разыграли схевенигенский вариант «сициалинки» (получившем название в честь турнира 1923 года и ставший модным аж в 1970е), да ещё и в самой что ни на есть мейнстримной ветке! | ||
** Пол | ** Пол Морфи — не просто домейнстримный чемпион (и до него были тот же Филидор, Лабурдонне, Стаунтон и Андерсен), но и по сути агрессивный шахматист-универсал (вроде Таля, Спасского или Фишера) середины 19 века! Да, комбинационное чутьё у него было великолепное, но в отличии от всех прочих игроков того времени, Морфи ещё и активно подготавливал позицию для атаки (в первую очередь, активно жертвовал пешки и фигуры ради достижения перевеса в развитии) — отчего и оказался на голову выше всех прочих! | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* Velvet Underground играли «альтернативу», панк, постпанк и нойз ещё в 1960-е! Брайану Ино (основателю стиля эмбиент) даже приписывают фразу: «Мало кто покупал их пластинки в то время, но каждый купивший основал свою группу». | * Velvet Underground играли «альтернативу», панк, постпанк и нойз ещё в 1960-е! Брайану Ино (основателю стиля эмбиент) даже приписывают фразу: «Мало кто покупал их пластинки в то время, но каждый купивший основал свою группу». | ||
* На первом альбоме Black Sabbath [[yt:0lVdMbUx1_k|были песни]], которые сейчас считают первым в истории дум-металлом. За 17 лет до того, как появилось само понятие о таком жанре. Название этому только в 1986 году придумали Candlemass, которые подражали ранним Black Sabbath и превратили это в целый жанр. | |||
* Rainbow — песня [[yt:mSxdDRlnfdk|Kill the King]]. Типичнейший пауэр-металл… в 70-е. | |||
* На первом альбоме Black Sabbath [[yt: | * Панк-рок — задолго до Sex Pistols, Clash, Damned и прочих групп, поднявших на щит лозунг «No future!», похожую музыку играли The Seeds и The Throggs в Англии, да и Америка не отставала — Alice Cooper (да-да, тот самый старина Элис!), MC5, Игги Поп и The Stooges… это если не считать уже помянутых Velvet Underground, которые много кому указали верный маршрут. А первую запись со всеми характерными приметами панк-музыки специалисты относят аж к 1958 году (если что, Джон Леннон и Пол Маккартни тогда уже были знакомы, но The Beatles не существовали даже в их самых смелых замыслах). | ||
* | * Хэви-метал принято связывать с новой волной британского хэви-метала: Iron Maiden, Judas Priest, Def Leppard, Motorhead и т. д., и т. п. Вот только сам термин «хэви-метал» популяризовали ещё Steppenwolf («Born to be Wild», 1968 год) — которых, на минуточку, даже к когорте первых звёзд хард-рока не принято причислять — а Sweet ([[Подмоченная репутация|коих и рокерами-то считали далеко не все]]) играли [[yt:IA-jVMMmkg0|подобную музыку]] ещё в первой половине 70-х. | ||
* Панк- | ** Sweet в этот троп попадают вообще по определению. Играй они (будучи связанными довольно жёстким контрактом) с самого начала ту музыку, что писали «в стол», понемногу выпуская на обратных сторонах своих поп-синглов — ещё неизвестно, кого бы считали великой группой: их или позаимствовавших многие и многие их находки [[Queen]]… | ||
* Celtic | * Celtic Frost — Velvet Underground от мира экстремального метала. На альбомах «To Mega Therion» (1985) и «Into the Pandemonium» (1987) играли то, что по сути было прото-sympho black и прото-gothic metal, используя ходы, которые станут мейнстримом во второй половине девяностых — например, дуэт «красавица и чудовище» (игра на контрасте экстремального мужского вокала и нежного женского). До популяризации их находок оставалось десять лет… | ||
* Песня Адриано Челентано [[yt:- | * Песня Адриано Челентано [[yt:-VsmF9m_Nt8|«Prisencolinensinainciusol]]». Типичный рэп… в Италии в 1973 году. В Америке ещё только-только Кул Херк дискотеки проводил… | ||
** Да тогда уж можно припомнить, что сам [[w:Маяковский, Владимир Владимирович | ** Да тогда уж можно припомнить, что сам [[w:Маяковский,_Владимир_Владимирович|Владимир Владимирович Маяковский]] успел поэкспериментировать с мелодекламацией чуть ли не за полвека до того, благо его манера стихосложения к тому располагала. | ||
* Аналогично примеру с Челентано, «Several Species of Small Furry Animals Gathered Together in a Cave and Grooving with a | * Аналогично примеру с Челентано, «Several Species of Small Furry Animals Gathered Together in a Cave and Grooving with a Pict» — битбокс от [[Pink Floyd]], 1969 г. | ||
* Ранние советские рок-группы и подражавшие западной музыке ВИА, [[Время не пощадило|сгинувшие в безвестности]] до того, как русский рок стал мейнстримом хотя бы у неформальной молодёжи. | * Ранние советские рок-группы и подражавшие западной музыке ВИА, [[Время не пощадило|сгинувшие в безвестности]] до того, как русский рок стал мейнстримом хотя бы у неформальной молодёжи. | ||
* И Эдуард Артемьев, [[yt:TGZ04CFNj3g|записывавший в СССР эмбиент]], когда это слово ещё не придумали. | * И Эдуард Артемьев, [[yt:TGZ04CFNj3g|записывавший в СССР эмбиент]], когда это слово ещё не придумали. | ||
* Nox Arcana и Midnight Syndicate на полтора десятилетия опередили нынешний бум мрачно-клавишного dungeon synth-а на фэнтези-темы. | * Nox Arcana и Midnight Syndicate на полтора десятилетия опередили нынешний бум мрачно-клавишного dungeon synth-а на фэнтези-темы. | ||
** Что-то такое играет в самой эпичной сцене бритья в истории, из мультфильма | ** Что-то такое играет в самой эпичной сцене бритья в истории, из мультфильма 1990 года «В поисках Олуэн». | ||
* «Козу» как символ рока ввёл в моду Ронни Дио. Но и до того, как «коза» стала мейнстримом, она периодически мелькала то на обложках рок-альбомов, то в «Жёлтой подводной лодке», то ещё где. Подсвечено самим Дио: «Вряд ли я первый в истории додумался так сложить пальцы». | * «Козу» как символ рока ввёл в моду Ронни Дио. Но и до того, как «коза» стала мейнстримом, она периодически мелькала то на обложках рок-альбомов, то в «Жёлтой подводной лодке», то ещё где. Подсвечено самим Дио: «Вряд ли я первый в истории додумался так сложить пальцы». | ||
* С фитильком — Faith no More и Майк Паттон персонально, игравшие «альтернативу» и ню-метал в конце 1980х. Мейнстримом это стало чуть позже, когда эксперименты музыкантов встретили довольно холодный приём, дабы потом быть [[отомщено временем|отомщены времененем]]! | |||
* С | ** Дополнительные очки — KoЯn, будучи «отцами-основателями» жанра ню-метала, выпустили альбом в духе FnM аж в 2007-м! | ||
** Дополнительные | * Музыкальные клипы стали мейнстримом в 1960-е благодаря передаче Top of the Pops на BBC. Но существовали и до того; Леониду Утёсову сняли клип «Пароход» аж в 1939 году! | ||
* Опять же | ** Смеху ради, Утёсову приписывают и политкорректность ДТКЭСМ — извозчик у него требует называть себя «водителем кобылы»! | ||
* Опять же смеху ради — Эдуард «Mister Trololo» Хиль со своим вокализом «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» 1966 года. Интернет-троллинга ещё в помине не было, а гимн оного уже был! | |||
* Кто придумал рок-н-ролл? Ну, это все знают: Чак Берри, который подслушал свой главный хит у [[Back to the Future|Марти Макфлая]]. Отнюдь: даже в мейнстриме Чак не был пионером, Фэтс Домино и Айк Тёрнер гарантируют это. Вот только Роберт Лерой Джонсон (тот самый мужик, который продал душу [[Supernatural|демону перекрёстков]] за талант блюзмена) [https://youtu.be/QV9ValmtlEc играл] самый натуральный рок-н-ролл ещё в начале 30-х. И далеко не факт, что он был первым. | |||
* Хеви-метал группа Running Wild начала петь про пиратов ещё в прошлом веке задолго до того, как пиратский металл был возрождён Alestorm и на волне их популярности подхвачен другими коллективами. | * Хеви-метал группа Running Wild начала петь про пиратов ещё в прошлом веке задолго до того, как пиратский металл был возрождён Alestorm и на волне их популярности подхвачен другими коллективами. | ||
=== Изобразительное искусство === | === Изобразительное искусство === | ||
* Дева Мария на Меленском диптихе кисти Жана Фуке. И не скажешь, что полотно середины | * Дева Мария на Меленском диптихе кисти Жана Фуке. И не скажешь, что полотно середины XV в. | ||
* Иероним | * Иероним Босх — сюрреализм XV—XVI века, до рождения Сальвадора Дали — четыре столетия. | ||
* Эль | * Эль Греко и его деформированные, непропорциональные фигуры — экспрессионизм конца XVI — начала XVII в. | ||
* Картины Франса Халса. Хар''а''ктерные портреты, такие, как «Шут с лютней» или «Малле | * Картины Франса Халса. Хар''а''ктерные портреты, такие, как «Шут с лютней» или «Малле Баббе» — импрессионизм в середине XVII в. | ||
* Ян Вермеер — в XVII веке рисовал маслом так, как сейчас снимают очень крутые фотографы. С небольшой резкой областью и краями не в фокусе — «Женщина в красной шляпе», «Астроном» и, конечно, «Сводница» (где кажется, что камера просто сфокусировалась не на том предмете). Резко подсвеченная «жёстким» светом фигура — «Девушка с жемчужной серёжкой» и «Портрет молодой девушки». И пейзажи, как будто кто-то перестарался с коррекцией резкости. | |||
* Ян | |||
** Секрет прост: мастер пользовался камерой обскура, прообразом фотоаппарата. | ** Секрет прост: мастер пользовался камерой обскура, прообразом фотоаппарата. | ||
* Житийные иконы — комиксы про святых задолго до того, как появилось само такое понятие. | |||
* Житийные | ** Агитплакаты «Окна РОСТа» — советские комиксы от Маяковского. | ||
** Агитплакаты «Окна | * [http://tmregister.ru/trademarks/151623-eba28d3b3107978af4ffc4a71784e818 Девочки-дизайнеры за 20 лет ДТКЭСМ!] Пополам с [[мета-пророчество]]м — буквально через пару лет в небесах Афганистана действительно появились американские «Апачи». | ||
* [http://tmregister.ru/trademarks/151623-eba28d3b3107978af4ffc4a71784e818 Девочки-дизайнеры за 20 лет ДТКЭСМ!] Пополам с [[мета-пророчество]] | |||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* Король Баварии Людвиг II очень любил фэнтези, косплей и ролевые игры… то есть, простите, легенды, маскарады и актёрское вживание в роль. За что беднягу и объявили сумасшедшим. Явно [[родился не в ту эпоху]] | * Король Баварии Людвиг II очень любил фэнтези, косплей и ролевые игры… то есть, простите, легенды, маскарады и актёрское вживание в роль. За что беднягу и объявили сумасшедшим. Явно [[родился не в ту эпоху]] — в наши дни стал бы кумиром гиков и организатором Комик-конов… | ||
* По улицам идёт колонна молодых людей, в основном девушек, с [[Кошколюди|кошачьими ушками на голове]]… [https://d-clarence.livejournal.com/167541.html в 1924 году]. | |||
* По улицам идёт колонна молодых людей, в основном девушек, с [[Кошколюди|кошачьими ушками на голове]]… [https://d-clarence.livejournal.com/167541.html в | |||
* Фото молодого Сталина, где он выглядит хипстером до того как это стало мейнстримом. | * Фото молодого Сталина, где он выглядит хипстером до того как это стало мейнстримом. | ||
** И | ** И «хипстер-путешественник во времени», попавший на фото 1941 года в тёмных очках, модной куртке, майке с принтом и с винтажным фотоаппаратом в руках. На самом деле юноша одет как модный стиляга своего времени, а аппарат для него, конечно, новейший. | ||
* «Владислав Листьев убит» (1 марта 1995 года) — эта телевизионная заставка выглядела точь-в-точь как демотиватор. | |||
* В 90-е годы зарождавшаяся сетевая культура рунета (тогда ещё фидо) переболела кащенизмом. Примерно в 2019 году куда более массовый рунет подцепил шутки про дурку и беды с башкой. Цикл-с! | |||
** Сумасшествие — это вполне мейнстримная тема для шуток во все времена (наряду с пьянством и сексом). Так же как и корёжить язык было модно задолго до азаза лалок, и даже до падонкаф — этим баловались даже поэты Серебряного века. | |||
* «Владислав Листьев убит» (1 марта | |||
* В | |||
** | |||
* Юмористическая нарезка «Возвращение в матрицу» с озвучкой из советских мультфильмов и музыкой по вкусу автора (некто Shurik) вышла, кажется, ещё до премьеры сиквела и триквела «Матрицы». А лет через десять расцвёл жанр RYTP. | * Юмористическая нарезка «Возвращение в матрицу» с озвучкой из советских мультфильмов и музыкой по вкусу автора (некто Shurik) вышла, кажется, ещё до премьеры сиквела и триквела «Матрицы». А лет через десять расцвёл жанр RYTP. | ||
** Ну а первый русский (а возможно и в мире) пуп был сделан еще в 1998 даже без компьютера с помощью двух | ** Ну а первый русский(а возможно и в мире) пуп был сделан еще в 1998 даже без компьютера с помощью двух видиомагнитофонов. | ||
* [https://pikabu.ru/story/freddi_merkyuri_pyitaetsya_zapilit_smeshnoy_vidos_s_koshkoy_6898013#comments Съемки] смехухечек с котиками до интернетной эпохи. Впрочем, этим занимался не только один Меркьюри, просто до нас не дошло многое остальное. А самой первой киносъемкой хвостатых считается видео с «боксирующими» котами, [https://www.youtube.com/watch?v=yF7BaQ96K48 падающая кошка] и [https://www.youtube.com/watch?v=j_DGRXvKkD4 вот ](первая минута). А фотокарточки снимать начал Гарри Пойнтер в 1872 году.[https://mau.ru/pub/people/?p=harry_pointer_cat] | |||
* [https://pikabu.ru/story/freddi_merkyuri_pyitaetsya_zapilit_smeshnoy_vidos_s_koshkoy_6898013#comments Съемки] смехухечек с котиками до интернетной эпохи. Впрочем, этим занимался не только один Меркьюри, просто до нас не дошло многое остальное. А самой первой киносъемкой хвостатых считается видео с «боксирующими» котами, [https://www.youtube.com/watch?v=yF7BaQ96K48 падающая кошка] и [https://www.youtube.com/watch?v=j_DGRXvKkD4 вот ](первая минута). А фотокарточки снимать начал Гарри Пойнтер в | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* | |||
==== Общество ==== | |||
''См. подстатью [[До того, как это стало мейнстримом/Реальная жизнь/Общество]]'' | |||
==== Мода ==== | |||
* Усы «как у Гитлера» до Гитлера носил [[Charlie Chaplin|Чарли Чаплин]], чем регулярно троллил «плагиатора». Правда, только такие усы в составе экранного образа — в реальной жизни он оставался безусым. | |||
** И Григорий Котовский тоже носил, хоть и был коммунистом. | |||
** Массово такие усы носили фронтовики [[Первая мировая война|ПМВ]]: «щёточка» — единственный вариант усов, сочетаемых с противогазной маской, а совсем без усов — несолидно. В первые послевоенные годы они были опознавательным знаком бывших фронтовиков, а тех, кто под них косил, могли и побить или принудительно побрить. Кстати, Гитлер до ПМВ носил роскошные усы "хэндлбар". | |||
* Компания Gillette настаивает, что этот фасон был изобретён ею в 1901 г. На всех них с недоумением смотрит король Пруссии Фридрих I, носивший такие усы ещё в начале XVIII в. | |||
* Автор правки купил свою любимую широкую зеленую куртку на холодную осень-весну еще до возникновения Delivery Club и уже не раз попадал в ситуации, когда его принимали за доставщика еды. | |||
==== Технологии ==== | |||
''См. подстатью [[До того, как это стало мейнстримом/Реальная жизнь/Технологии]]'' | |||
==== Военное дело ==== | |||
''См. подстатью [[До того, как это стало мейнстримом/Реальная жизнь/Военное дело]]'' | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | |||
{{Nav/Основы}} | {{Nav/Основы}} |