Редактирование: Древняя Русь

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 79: Строка 79:
* '''Святослав Игоревич''' (Свендслейф Ингварсон), сын Игоря и Ольги. Князь-воин, в отличие от матери не крестившийся, так как посчитал, что дружина не поймёт этого поступка. Воплощение тропов [[Крутой король]] и [[Крутой генерал]]: наголову разгромил Хазарский каганат (одно из могущественнейших государств своего времени, если что), организовав на его территории эксклав Руси — Тмутаракань, обложил данью ряд племён, до того остававшихся вне орбиты Руси, отразил набег печенегов, присоединил (ненадолго) Болгарию, после чего, скорее всего, таки разбил Византию.<ref>Победу в битве при Аркадиополе византийские источники приписывают византийцам, а древнерусские — Святославу. Судя по размерам дани, которую вскоре после этого получил Святослав, и достаточно выгодным условиям мирного договора, правду говорят всё-таки вторые.</ref> Можно только гадать, как бы повернулась история, если бы Святослав не погиб, попав в засаду печенегов. Печенежский хан Куря сделал себе чашу из его черепа, на которой выгравировал: «В погоне за чужим своё потерял».
* '''Святослав Игоревич''' (Свендслейф Ингварсон), сын Игоря и Ольги. Князь-воин, в отличие от матери не крестившийся, так как посчитал, что дружина не поймёт этого поступка. Воплощение тропов [[Крутой король]] и [[Крутой генерал]]: наголову разгромил Хазарский каганат (одно из могущественнейших государств своего времени, если что), организовав на его территории эксклав Руси — Тмутаракань, обложил данью ряд племён, до того остававшихся вне орбиты Руси, отразил набег печенегов, присоединил (ненадолго) Болгарию, после чего, скорее всего, таки разбил Византию.<ref>Победу в битве при Аркадиополе византийские источники приписывают византийцам, а древнерусские — Святославу. Судя по размерам дани, которую вскоре после этого получил Святослав, и достаточно выгодным условиям мирного договора, правду говорят всё-таки вторые.</ref> Можно только гадать, как бы повернулась история, если бы Святослав не погиб, попав в засаду печенегов. Печенежский хан Куря сделал себе чашу из его черепа, на которой выгравировал: «В погоне за чужим своё потерял».
** Это не такой уж позорный конец, как может показаться: степняки традиционно делали чаши только из черепов '''самых славных''' врагов — и пили из них перед первой брачной ночью с тем, чтобы зачать сына столь же крутого, каким был прежний «носитель» черепа. Аналогичным образом закончил византийский император Никифор I, чей череп в виде чаши преподнесли [[Братушки-славяне|болгарскому]] царю Круму.
** Это не такой уж позорный конец, как может показаться: степняки традиционно делали чаши только из черепов '''самых славных''' врагов — и пили из них перед первой брачной ночью с тем, чтобы зачать сына столь же крутого, каким был прежний «носитель» черепа. Аналогичным образом закончил византийский император Никифор I, чей череп в виде чаши преподнесли [[Братушки-славяне|болгарскому]] царю Круму.
* '''[[Владимир Красно Солнышко|Владимир Святославич]]''', он же Вальдимар, он же Владимир Святой, он же Владимир Креститель, он же Володимер Великий (так его называют на Украине), сын Святослава Игоревича и возможный прототип былинного князя Владимира Красное Солнышко<ref>Так зовут князя из былин про богатырей, который является условным собирательным образом правителя. Владимира Святославовича ни один аутентичный древнерусский источник не называет «Красным солнышком». Впрочем, в былины могли просочиться определённые детали, связанные именно с Владимиром Святославичем (ещё до его крещения).</ref>. Так как у него были братья Ярополк (старший сын, князь киевский) и Олег (средний сын, князь древлянский), он успел поучаствовать в междоусобной войне за киевский престол, из которой он вышел победителем<ref>Олег, убегая в погоне от Ярополка, упал в ров с кольями и разбился, и как будто этого было мало, его ещё [[Это ж надо было додуматься|задавили его же дружинники, попадавшие в ров из-за давки на мосту]]. А Ярополк был убит варягом на службе у Владимира.</ref>. Для укрепления Руси провозгласил официальной религией поклонение определённому пантеону богов, который включал: Перуна<ref>Он же Перкунь (Пяркунас) у древних балтов. Вообще, между славянским и балтским язычеством довольно много общего: сказалось, во-первых, происхождение тех и других от одной балто-славянской общности, во-вторых, длительное проживание балтов и славян вместе, порой даже в одних общих поселениях, и использование общих капищ.</ref>, Дажьбога, Стрибога, Мокошь, Симаргла и Хорса<ref>Последние двое по происхождению иранские божества, что может свидетельствовать как о древнем соприкосновении славян с иранской религиозной традицией (такое же соприкосновение было и у финских племён), так и о наличии среди жителей Киева большого количества аланов и других ираноязычных.</ref>. Но народу не понравилось то, что главным богом был княжеский Перун, а простонародного Велеса в пантеон вовсе не включили. К тому же у разных восточнославянских племён пантеон богов различался. Тогда Владимир, ''по легенде'', созвал послов из Волжской Булгарии (мусульмане), находившегося в упадке Хазарского каганата (иудеи), из Западной Европы (будущие [[Справочник автора/Католицизм|католики]]) и из Византии (будущие [[Справочник автора/Православие|православные]]), чтобы сделать славян приверженцами одной-единственной религии, да к тому же авраамической. [[Справочник автора/Ислам|Ислам]] он отверг, потому что, по его словам, жизнь на Руси не может быть без алкоголя; [[Справочник автора/Иудаизм|иудаизм]] — потому что евреи лишились своей родины (также расхожа версия, что и ислам и иудаизм были отвергнуты из-за того, что князя испугала процедура обрезания, но не признаваться же вслух было); католицизм — потому что папа далеко, а много требует. В итоге в 988 г. Русь приняла христианство по византийскому обряду<ref>Точнее, не вся Русь, а только князь и его дружина — как бы ни хотелось православным историкам утверждать обратное. Притом на Руси и без того хватало христиан, обращённых именно византийскими священниками.</ref>. Но, скорее всего, не потому, что она красивая и банально лучше конкурентов, как сообщает Повесть временных лет, а потому что в [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]] тогда маялась незамужняя багрянородная <s>принцесса</s> <s>царевна</s> сестра базилевса Анна, а Владимир был немножко бастардом, вот и поправил престиж династии таким способом<ref>Правда, у тогдашнего базилевса не было сестёр, но это уже мелочи, [[сарказм|не так ли?]] К тому же, брак с багрянорожденной принцессой Владимиру не полагался по статусу (с византийской точки зрения). Но, весьма вероятно, что сестрой базилевса назвали болгарскую царевну, воспитывавшуюся при византийском дворе.</ref>. При том, что до крещения имел [[Полигамия|сразу несколько жён]], а [[наложница|наложниц]], по сообщению Нестора, и вовсе [[Лишние нолики|было 300]]. При этом Ярослава, который в конечном счёте унаследует княжеский титул, Владимиру родила Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода не из рода Рюриковичей, которого Владимир в своё время убил, а Рогнеду взял в жёны насильно. Рогнеда однажды даже попыталась убить Владимира, такой был накал супружеской любви. Дети же от греческой принцессы неизвестны. За крещение Руси Владимир причислен к лику святых и изображён на банкноте в 1 украинскую гривну.
* '''[[Владимир Красно Солнышко|Владимир Святославич]]'', он же Вальдимар, он же Владимир Святой, он же Владимир Креститель, он же Володимер Великий (так его называют на Украине), сын Святослава Игоревича и возможный прототип былинного князя Владимира Красное Солнышко<ref>Так зовут князя из былин про богатырей, который является условным собирательным образом правителя. Владимира Святославовича ни один аутентичный древнерусский источник не называет «Красным солнышком». Впрочем, в былины могли просочиться определённые детали, связанные именно с Владимиром Святославичем (ещё до его крещения).</ref>. Так как у него были братья Ярополк (старший сын, князь киевский) и Олег (средний сын, князь древлянский), он успел поучаствовать в междоусобной войне за киевский престол, из которой он вышел победителем<ref>Олег, убегая в погоне от Ярополка, упал в ров с кольями и разбился, и как будто этого было мало, его ещё [[Это ж надо было додуматься|задавили его же дружинники, попадавшие в ров из-за давки на мосту]]. А Ярополк был убит варягом на службе у Владимира.</ref>. Для укрепления Руси провозгласил официальной религией поклонение определённому пантеону богов, который включал: Перуна<ref>Он же Перкунь (Пяркунас) у древних балтов. Вообще, между славянским и балтским язычеством довольно много общего: сказалось, во-первых, происхождение тех и других от одной балто-славянской общности, во-вторых, длительное проживание балтов и славян вместе, порой даже в одних общих поселениях, и использование общих капищ.</ref>, Дажьбога, Стрибога, Мокошь, Симаргла и Хорса<ref>Последние двое по происхождению иранские божества, что может свидетельствовать как о древнем соприкосновении славян с иранской религиозной традицией (такое же соприкосновение было и у финских племён), так и о наличии среди жителей Киева большого количества аланов и других ираноязычных.</ref>. Но народу не понравилось то, что главным богом был княжеский Перун, а простонародного Велеса в пантеон вовсе не включили. К тому же у разных восточнославянских племён пантеон богов различался. Тогда Владимир, ''по легенде'', созвал послов из Волжской Булгарии (мусульмане), находившегося в упадке Хазарского каганата (иудеи), из Западной Европы (будущие [[Справочник автора/Католицизм|католики]]) и из Византии (будущие [[Справочник автора/Православие|православные]]), чтобы сделать славян приверженцами одной-единственной религии, да к тому же авраамической. [[Справочник автора/Ислам|Ислам]] он отверг, потому что, по его словам, жизнь на Руси не может быть без алкоголя; [[Справочник автора/Иудаизм|иудаизм]] — потому что евреи лишились своей родины (также расхожа версия, что и ислам и иудаизм были отвергнуты из-за того, что князя испугала процедура обрезания, но не признаваться же вслух было); католицизм — потому что папа далеко, а много требует. В итоге в 988 г. Русь приняла христианство по византийскому обряду<ref>Точнее, не вся Русь, а только князь и его дружина — как бы ни хотелось православным историкам утверждать обратное. Притом на Руси и без того хватало христиан, обращённых именно византийскими священниками.</ref>. Но, скорее всего, не потому, что она красивая и банально лучше конкурентов, как сообщает Повесть временных лет, а потому что в [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]] тогда маялась незамужняя багрянородная <s>принцесса</s> <s>царевна</s> сестра базилевса Анна, а Владимир был немножко бастардом, вот и поправил престиж династии таким способом<ref>Правда, у тогдашнего базилевса не было сестёр, но это уже мелочи, [[сарказм|не так ли?]] К тому же, брак с багрянорожденной принцессой Владимиру не полагался по статусу (с византийской точки зрения). Но, весьма вероятно, что сестрой базилевса назвали болгарскую царевну, воспитывавшуюся при византийском дворе.</ref>. При том, что до крещения имел [[Полигамия|сразу несколько жён]], а [[наложница|наложниц]], по сообщению Нестора, и вовсе [[Лишние нолики|было 300]]. При этом Ярослава, который в конечном счёте унаследует княжеский титул, Владимиру родила Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода не из рода Рюриковичей, которого Владимир в своё время убил, а Рогнеду взял в жёны насильно. Рогнеда однажды даже попыталась убить Владимира, такой был накал супружеской любви. Дети же от греческой принцессы неизвестны. За крещение Руси Владимир причислен к лику святых и изображён на банкноте в 1 украинскую гривну.
* ''Борис и Глеб'', родные братья и сыновья Владимира Святославича. Первые канонизированные русские святые, небесные покровители Русской земли. Были убиты «киллерами» на службе у Святополка<ref>Со времён Ярослава Мудрого так гласит официальная версия. На деле их смерть была выгодна всем остальным братьям и убить их мог любой, ныне [[Смердяковщина|в силу определённых причин]], часто виновником называют самого Ярослава.</ref>: Борис во время молитвы перед сном в своём шатре, а Глеба на пути в Киев, причём сразу же после того, как Глеб узнал об убийстве брата. Бориса всеми силами защищал крещёный [[Гуляш и чардаш|угрин]] Дьёдрь, за что и поплатился жизнью, зато тоже причислен к лику святых. Также от рук убийц погиб повар Глеба, чьё имя не сохранилось, принадлежавший к тюркскому племени торков.
* ''Борис и Глеб'', родные братья и сыновья Владимира Святославича. Первые канонизированные русские святые, небесные покровители Русской земли. Были убиты «киллерами» на службе у Святополка<ref>Со времён Ярослава Мудрого так гласит официальная версия. На деле их смерть была выгодна всем остальным братьям и убить их мог любой, ныне [[Смердяковщина|в силу определённых причин]], часто виновником называют самого Ярослава.</ref>: Борис во время молитвы перед сном в своём шатре, а Глеба на пути в Киев, причём сразу же после того, как Глеб узнал об убийстве брата. Бориса всеми силами защищал крещёный [[Гуляш и чардаш|угрин]] Георгий, за что и поплатился жизнью, зато тоже причислен к лику святых. Также от рук убийц погиб повар Глеба, чьё имя не сохранилось, принадлежавший к тюркскому племени торков.
* '''Ярослав Мудрый''', он же Ярицлейв Скупой (правил в 1018—54 с перерывом), сын Владимира и Рогнеды. После смерти Владимира на Руси опять наступил политический срач по поводу киевского трона. Из-за желания узурпировать власть [[Злой король|Святополк Окаянный]], старший сын Владимира Святославича (по другой, но довольно распространённой версии — таки Ярополка, якобы жена Ярополка была беременна, когда Владимир забрал её к себе.), и убил Бориса и Глеба. Но тут в дело вмешался Ярослав, очередной сынишка Владимира Святославича, и решил дать ответный удар, так как тоже боялся за свою жизнь. По сути, повторил в третий раз уже традиционный сценарий: новгородская рать с участием варягов берёт Киев и сажает новгородского князя в качестве киевского<ref>В сущности, так выражалась борьба двух основных центров Руси за главенство. Впрочем, новгородцы все три раза ничего особо хорошего от этого не получали. Великие князья неизменно предпочитали более удобный, тёплый и богатый Киев неспокойному и излишне самостоятельному Новгороду.</ref>. После грандиозной победы над Святополком и окончательного объединения Руси (за исключением Полоцкого (Изяслав, потом его сын Брячислав) и Тмутараканского княжеств (правил Мстислав), но их князья особо не вылазили из своих земель и Ярослав не имел к ним претензий, да и наследником Мстислава был сам Ярослав) Ярослав начал править в Киеве. Он оказался [[капитан очевидность|мудрым]] и прогрессивным правителем. Он построил Софийский собор в Киеве, поощрял развитие письменности и грамоты на Руси, а его дочери вышли замуж за разных европейских королей. Наиболее известна история о Анне Ярославне, вышедшей замуж за короля Франции Генриха I. Совсем недавно Ярослав также был причислен к лику святых. Изображён на банкнотах: помимо украинской, достоинством две гривны и на российской (пускай и в виде памятника в Ярославле), достоинством в 1000 рублей<ref>Ещё недавно в Софии Киевской установили новую реконструкцию его внешности в виде голограммы. И несмотря на то, что представленный на ней Ярослав практически ничем не отличается от Ярослава от реконструкции Герасимова за исключением отсутствия бороды (хотя борода у Ярослава есть на его личной печати, обнаруженной в 1994 году в Новгороде), украинские СМИ подняли на этом нехилый хайп в духе «совково-москальские учёные фальсифицируют нашу, украинскую историю в лице нашего, украинского князя Ярослава!!1» Но даже без учёта этого националистического бреда проект весьма интересный и заслуживает внимания.</ref>.
* '''Ярослав Мудрый''', он же Ярицлейв Скупой (правил в 1018—54 с перерывом), сын Владимира и Рогнеды. После смерти Владимира на Руси опять наступил политический срач по поводу киевского трона. Из-за желания узурпировать власть [[Злой король|Святополк Окаянный]], старший сын Владимира Святославича (по другой, но довольно распространённой версии — таки Ярополка, якобы жена Ярополка была беременна, когда Владимир забрал её к себе.), и убил Бориса и Глеба. Но тут в дело вмешался Ярослав, очередной сынишка Владимира Святославича, и решил дать ответный удар, так как тоже боялся за свою жизнь. По сути, повторил в третий раз уже традиционный сценарий: новгородская рать с участием варягов берёт Киев и сажает новгородского князя в качестве киевского<ref>В сущности, так выражалась борьба двух основных центров Руси за главенство. Впрочем, новгородцы все три раза ничего особо хорошего от этого не получали. Великие князья неизменно предпочитали более удобный, тёплый и богатый Киев неспокойному и излишне самостоятельному Новгороду.</ref>. После грандиозной победы над Святополком и окончательного объединения Руси (за исключением Полоцкого (Изяслав, потом его сын Брячислав) и Тмутараканского княжеств (правил Мстислав), но их князья особо не вылазили из своих земель и Ярослав не имел к ним претензий, да и наследником Мстислава был сам Ярослав) Ярослав начал править в Киеве. Он оказался [[капитан очевидность|мудрым]] и прогрессивным правителем. Он построил Софийский собор в Киеве, поощрял развитие письменности и грамоты на Руси, а его дочери вышли замуж за разных европейских королей. Наиболее известна история о Анне Ярославне, вышедшей замуж за короля Франции Генриха I. Совсем недавно Ярослав также был причислен к лику святых. Изображён на банкнотах: помимо украинской, достоинством две гривны и на российской (пускай и в виде памятника в Ярославле), достоинством в 1000 рублей<ref>Ещё недавно в Софии Киевской установили новую реконструкцию его внешности в виде голограммы. И несмотря на то, что представленный на ней Ярослав практически ничем не отличается от Ярослава от реконструкции Герасимова за исключением отсутствия бороды (хотя борода у Ярослава есть на его личной печати, обнаруженной в 1994 году в Новгороде), украинские СМИ подняли на этом нехилый хайп в духе «совково-москальские учёные фальсифицируют нашу, украинскую историю в лице нашего, украинского князя Ярослава!!1» Но даже без учёта этого националистического бреда проект весьма интересный и заслуживает внимания.</ref>.
* После Ярослава два поколения во главе Руси стоял [[триумвират]] из Киевского, Черниговского и Переяславского князей. Самым интересным событием той эпохи было их противостояние с полоцким князем Всеславом Чародеем, внуком Изяслава, который даже смог некоторое время поправить Киевом.
* После Ярослава два поколения во главе Руси стоял [[триумвират]] из Киевского, Черниговского и Переяславского князей. Самым интересным событием той эпохи было их противостояние с полоцким князем Всеславом Чародеем, внуком Изяслава, который даже смог некоторое время поправить Киевом.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!