Редактирование: Древняя Русь

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Гой еси! [т. е. ''«будь здоров!»'']|Традиционное древнерусское приветствие}}
{{video|6ZEcTy9g4kc|}}
{{Q|Ой ты гой еси! [т. е. ''«будь же ты здоров!»'']|Традиционное древнерусское приветствие}}
Древняя<ref>На деле это Средневековье — хоть эпоха Древнего Мира в России и была, но, кроме греческих колоний на Дону и Кубани, скифов, венедов и финно-угорских племён, упоминать тут нечего — влияние той эпохи на культуру крайне мало.</ref> Русь — исторический период в истории России, длившийся примерно в VIII—XIII вв. (с первых более-менее достоверных сведений о государственности восточных славян до [[ордынское иго|монгольского нашествия]], которое началось в 1221 г.). Если применять традиционную западную терминологию, то это примерно [[Средневековье|самый конец Ранних Средних веков и Высокое Средневековье]]. Что мы представляем, когда слышим слово «Русь»? Представляем богатырей, княжон, [[Змей Горыныч|Змея Горыныча]], непроходимые леса, половцев-да-печенегов, крестьян в кокошниках и лаптях, скоморохов, Крещение Руси. В меньшей степени — библиотеку Ярослава Мудрого, варягов, Бориса и Глеба, курганы князей и воевод.
Древняя<ref>На деле это Средневековье — хоть эпоха Древнего Мира в России и была, но, кроме греческих колоний на Дону и Кубани, скифов, венедов и финно-угорских племён, упоминать тут нечего — влияние той эпохи на культуру крайне мало.</ref> Русь — исторический период в истории России, длившийся примерно в VIII—XIII вв. (с первых более-менее достоверных сведений о государственности восточных славян до [[ордынское иго|монгольского нашествия]], которое началось в 1221 г.). Если применять традиционную западную терминологию, то это примерно [[Средневековье|самый конец Ранних Средних веков и Высокое Средневековье]]. Что мы представляем, когда слышим слово «Русь»? Представляем богатырей, княжон, [[Змей Горыныч|Змея Горыныча]], непроходимые леса, половцев-да-печенегов, крестьян в кокошниках и лаптях, скоморохов, Крещение Руси. В меньшей степени — библиотеку Ярослава Мудрого, варягов, Бориса и Глеба, курганы князей и воевод.


Строка 64: Строка 65:
В реальной жизни, а не в сказочном манямирке ура-патриотов, русский, украинский и белорусский (и русинский, хотя его самостоятельность спорна) языки произошли из общего корня, только русский напрямую, а остальные — из западнорусского языка (он же южнорусский, (старо)русинский или рутенский)<ref>В западной историографии [https://en.wikipedia.org/wiki/Ruthenian_language принято именно последнее название], в российской и советской — по-разному. Ура-патриотические Выбегаллы Беларуси любят говорить об этом языке как о старобелорусском, Украины — как о староукраинском, оба названия неверны. Самоназванием, если что, было «руска мова» — кстати, именно поэтому в современном украинском языке «русский» в смысле «имеющий отношение к России или её титульному народу» будет «російський», а «имеющий отношение к древней Руси» — «руський».</ref>.
В реальной жизни, а не в сказочном манямирке ура-патриотов, русский, украинский и белорусский (и русинский, хотя его самостоятельность спорна) языки произошли из общего корня, только русский напрямую, а остальные — из западнорусского языка (он же южнорусский, (старо)русинский или рутенский)<ref>В западной историографии [https://en.wikipedia.org/wiki/Ruthenian_language принято именно последнее название], в российской и советской — по-разному. Ура-патриотические Выбегаллы Беларуси любят говорить об этом языке как о старобелорусском, Украины — как о староукраинском, оба названия неверны. Самоназванием, если что, было «руска мова» — кстати, именно поэтому в современном украинском языке «русский» в смысле «имеющий отношение к России или её титульному народу» будет «російський», а «имеющий отношение к древней Руси» — «руський».</ref>.


Нам на {{SITENAME}} такое безобразие не нужно, и наш сайт не пропагандирует псевдоисторические и антинаучные национал-патриотические теории. Древнерусское государство — общее наследие, и точка.
Нам на posmotreli.su такое безобразие не нужно, и наш сайт не пропагандирует псевдоисторические и антинаучные национал-патриотические теории. Древнерусское государство — общее наследие, и точка.


== Интересные личности ==
== Интересные личности ==
Строка 72: Строка 73:
** По новейшим исследованиям генофонда [[Осколок аристократии|ныне живущих Рюриковичей]], а также останков в древнерусских княжеских захоронениях<ref>К сожалению, таких исследований гораздо меньше, чем хотелось бы, во-первых в силу того, что многие Рюриковичи похоронены неизвестно где, а во-вторых из-за того, что многие погребения были уничтожены в раннесоветское время за компанию с церквями и монастырями, в которых они находились.</ref>, у Рюриковичей не было общего мужского предка, там самые разные северно- и восточноевропейские гаплогруппы. С учетом того, что Рюрик (в отличие от всех преемников) категорически неизвестен ни одному средневековому источнику, кроме ПВЛ (носящей следы поздних правок), а все кандидатуры откровенно притянуты за уши… словом, очень вероятно, что никакого Рюрика и не существовало. Была пришлая скандинавская элита, смешавшаяся с местной славянской, и был в ней один клан, который в итоге пришел к успеху. Если бы до нас дошли альтернативные летописные традиции (а они ''должны'' были быть), они смогли бы пролить больше света на этот вопрос, но увы.
** По новейшим исследованиям генофонда [[Осколок аристократии|ныне живущих Рюриковичей]], а также останков в древнерусских княжеских захоронениях<ref>К сожалению, таких исследований гораздо меньше, чем хотелось бы, во-первых в силу того, что многие Рюриковичи похоронены неизвестно где, а во-вторых из-за того, что многие погребения были уничтожены в раннесоветское время за компанию с церквями и монастырями, в которых они находились.</ref>, у Рюриковичей не было общего мужского предка, там самые разные северно- и восточноевропейские гаплогруппы. С учетом того, что Рюрик (в отличие от всех преемников) категорически неизвестен ни одному средневековому источнику, кроме ПВЛ (носящей следы поздних правок), а все кандидатуры откровенно притянуты за уши… словом, очень вероятно, что никакого Рюрика и не существовало. Была пришлая скандинавская элита, смешавшаяся с местной славянской, и был в ней один клан, который в итоге пришел к успеху. Если бы до нас дошли альтернативные летописные традиции (а они ''должны'' были быть), они смогли бы пролить больше света на этот вопрос, но увы.
* Хелги, он же '''Олег Вещий''', воевода, соратник Рюрика. После его смерти в 879 г. стал князем, потому что Игорю — сыну Рюрика, было 2 года. Стал киевским князем в 882 г., убив незаконно (по мнению самого Олега) поставленных русов Аскольда и Дира<ref>На деле, если учитывать теорию о том, что русами называли скандинавов, то, возможно, Хаскульда и Дюра.</ref>. В 907 г. шёл войной на Византию, применив при этом ладьи, поставленные на колеса (прокачал <s>тачку</s> корабль до того, как это стало мейнстримом). Василевс Лев испугался самоходных ладей и сразу же предложил перемирие. Его смерть написана в стихотворение «Вещий Олег» Пушкина. А дело было так: однажды один ведун предсказал Олегу смерть от его же, Олегова, коня. Олег начхал на это, но всё равно приказал отстранить своего коня от службы. Несколько лет спустя Олег узнал в скелете одной лошади останки своего коня. В ностальгии Олег принял грустный вид и наступил на череп своего любимца. [[Самосбывающееся пророчество|Тут змея, выползшая из черепа, укусила его за ногу…]]
* Хелги, он же '''Олег Вещий''', воевода, соратник Рюрика. После его смерти в 879 г. стал князем, потому что Игорю — сыну Рюрика, было 2 года. Стал киевским князем в 882 г., убив незаконно (по мнению самого Олега) поставленных русов Аскольда и Дира<ref>На деле, если учитывать теорию о том, что русами называли скандинавов, то, возможно, Хаскульда и Дюра.</ref>. В 907 г. шёл войной на Византию, применив при этом ладьи, поставленные на колеса (прокачал <s>тачку</s> корабль до того, как это стало мейнстримом). Василевс Лев испугался самоходных ладей и сразу же предложил перемирие. Его смерть написана в стихотворение «Вещий Олег» Пушкина. А дело было так: однажды один ведун предсказал Олегу смерть от его же, Олегова, коня. Олег начхал на это, но всё равно приказал отстранить своего коня от службы. Несколько лет спустя Олег узнал в скелете одной лошади останки своего коня. В ностальгии Олег принял грустный вид и наступил на череп своего любимца. [[Самосбывающееся пророчество|Тут змея, выползшая из черепа, укусила его за ногу…]]
* '''Игорь Старый''', сын Рюрика (есть версия, что настоящее имя — Ингвар Рёриксон, но сам сын Рюрика Ингварем нигде в источниках не называется, но вот впоследствии среди Рюриковичей было по крайней мере три Ингваря). Первый русский князь, который вне всякого сомнения существовал. Начал править в 912 г., после смерти Олега. Учредил полюдье (обьезд князя по стране с целью собирания налогов), так же, как и Олег, ходил войной на Византию в 941 г., но его флот был сожжён греческим огнем. Три года спустя Игорь решил взять реванш, но василевс Роман сразу предложил мирный договор. При его правлении племя древлян захотело свободы, но в отместку Игорь наложил ещё большую дань, чем при Олеге. Тогда они его поймали, привязали меж верхушек деревьев, [[Хрясь, и пополам!|а затем отпустили]]. Разумеется, с фатальным результатом. Совершилось это [[Топливо ночного кошмара|жуткое убийство]] в 945 г.
* '''Игорь Старый''', сын Рюрика (есть версия, что настоящее имя — Ингвар(ь), но сам сын Рюрика Ингварем нигде в источниках не называется, но вот впоследствии среди Рюриковичей было по крайней мере три Ингваря). Первый русский князь, который вне всякого сомнения существовал. Начал править в 912 г., после смерти Олега. Учредил полюдье (обьезд князя по стране с целью собирания налогов), так же, как и Олег, ходил войной на Византию в 941 г., но его флот был сожжён греческим огнем. Три года спустя Игорь решил взять реванш, но василевс Роман сразу предложил мирный договор. При его правлении племя древлян захотело свободы, но в отместку Игорь наложил ещё большую дань, чем при Олеге. Тогда они его поймали, привязали меж верхушек деревьев, [[Хрясь, и пополам!|а затем отпустили]]. Разумеется, с фатальным результатом. Случилась эта [[Топливо ночного кошмара|жуть]] в 945 г.
* '''Ольга''', она же Прекраса (существует версия, что она была знатной славянкой или славянизированной скандинавкой, как раз носившей это имя), она же, маловероятно, Хельга ''(Хельгой ни в каких источниках не называлась)''. Вдова Игоря. Жестоко отомстила древлянам, послав древлянских послов помыться в бане. [[Смертельное приглашение|И заодно приказав «своим» поджечь баню снаружи.]] Затем она велела собрать жителям Искоростеня (столицы древлян) довольно странную дань — три воробья с каждого двора. Ольга привязала к лапкам воробьёв зажжённый трут и выпустила их обратно. Так Искоростень и сгорел. Ольга была первым правителем на Руси, принявшим крещение под именем Елена; правда, злые языки болтают, что не от Константинополя, а от Рима всё-таки. Напоминаем, однако, что в те времена Константинополь и Рим представляли одну и ту же христианскую конфессию, которую можно считать и католицизмом, и православием. Причислена к лику святых.
* '''Ольга''', она же Прекраса (существует версия, что она была знатной славянкой или славянизированной скандинавкой, как раз носившей это имя), она же, маловероятно, Хельга ''(Хельгой ни в каких источниках не называлась)''. Вдова Игоря. Жестоко отомстила древлянам, послав древлянских послов помыться в бане. [[Смертельное приглашение|И заодно приказав «своим» поджечь баню снаружи.]] Затем она велела собрать жителям Искоростеня (столицы древлян) довольно странную дань — три воробья с каждого двора. Ольга привязала к лапкам воробьёв зажжённый трут и выпустила их обратно. Так Искоростень и сгорел. Ольга была первым правителем на Руси, принявшим крещение под именем Елена; правда, злые языки болтают, что не от Константинополя, а от Рима всё-таки. Напоминаем, однако, что в те времена Константинополь и Рим представляли одну и ту же христианскую конфессию, которую можно считать и католицизмом, и православием. Причислена к лику святых.
** Не факт, что христианские правители Руси начинаются с Ольги. Есть сведения, что ещё Аскольд был крещён под именем Николай. Во всяком случае, христианская церковь святого Ильи была в Киеве ещё до прихода Ольги к власти — она упоминается в договоре Игоря с Византией, приведённом в ПВЛ.
** Не факт, что христианские правители Руси начинаются с Ольги. Есть сведения, что ещё Аскольд был крещён под именем Николай. Во всяком случае, христианская церковь святого Ильи была в Киеве ещё до прихода Ольги к власти — она упоминается в договоре Игоря с Византией, приведённом в ПВЛ.
*** Какое-то количество христиан среди славян скорее всего было ещё с тех времён, когда они находились под властью готов, так что наличие церкви неудивительно.
*** Какое-то количество христиан среди славян скорее всего было ещё с тех времён, когда они находились под властью готов, так что наличие церкви неудивительно.
** Интересно также, что в то время как русы-язычники из войска князя Игоря при подписании договора с Византией клялись Перуном, русы-христиане клялись святым Ильей-пророком. Видимо, специфическая [[Синкретический культ|синкретическая религия]], в которой определенные черты Ильи были дополнены чертами Перуна (например, тот факт, что он сражается с чертями, пуская в них стрелы, или что ему в жертву надо приносить быков), и которая в виде народного христианства русских, украинцев и белорусов дожила до XIX—XX веков, начала складываться уже в первой половине X столетия, за полвека до официального крещения.
** Интересно также, что в то время как русы-язычники из войска князя Игоря при подписании договора с Византией клялись Перуном, русы-христиане клялись святым Ильей-пророком. Видимо, специфическая [[Синкретический культ|синкретическая религия]], в которой определенные черты Ильи были дополнены чертами Перуна (например, тот факт, что он сражается с чертями, пуская в них стрелы, или что ему в жертву надо приносить быков), и которая в виде народного христианства русских, украинцев и белорусов дожила до XIX—XX веков, начала складываться уже в первой половине X столетия, за полвека до официального крещения.
* '''Святослав Игоревич''' (Свендслейф Ингварсон), сын Игоря и Ольги. Князь-воин, в отличие от матери не крестившийся, так как посчитал, что дружина не поймёт этого поступка. Воплощение тропов [[Крутой король]] и [[Крутой генерал]]: наголову разгромил Хазарский каганат (одно из могущественнейших государств своего времени, если что), организовав на его территории эксклав Руси — Тмутаракань, обложил данью ряд племён, до того остававшихся вне орбиты Руси, отразил набег печенегов, присоединил (ненадолго) Болгарию, после чего, скорее всего, таки разбил Византию.<ref>Победу в битве при Аркадиополе византийские источники приписывают византийцам, а древнерусские — Святославу. Судя по размерам дани, которую вскоре после этого получил Святослав, и достаточно выгодным условиям мирного договора, правду говорят всё-таки вторые.</ref> Можно только гадать, как бы повернулась история, если бы Святослав не погиб, попав в засаду печенегов. Печенежский хан Куря сделал себе чашу из его черепа, на которой выгравировал: «В погоне за чужим своё потерял».
* '''Святослав Игоревич''', сын Игоря и Ольги. Князь-воин, в отличие от матери не крестившийся, так как посчитал, что дружина не поймёт этого поступка. Воплощение тропов [[Крутой король]] и [[Крутой генерал]]: наголову разгромил Хазарский каганат (одно из могущественнейших государств своего времени, если что), организовав на его территории эксклав Руси — Тмутаракань, обложил данью ряд племён, до того остававшихся вне орбиты Руси, отразил набег печенегов, присоединил (ненадолго) Болгарию, после чего, скорее всего, таки разбил Византию.<ref>Победу в битве при Аркадиополе византийские источники приписывают византийцам, а древнерусские — Святославу. Судя по размерам дани, которую вскоре после этого получил Святослав, и достаточно выгодным условиям мирного договора, правду говорят всё-таки вторые.</ref> Можно только гадать, как бы повернулась история, если бы Святослав не погиб, попав в засаду печенегов. Печенежский хан Куря сделал себе чашу из его черепа, на которой выгравировал: «В погоне за чужим своё потерял».
** Это не такой уж позорный конец, как может показаться: степняки традиционно делали чаши только из черепов '''самых славных''' врагов — и пили из них перед первой брачной ночью с тем, чтобы зачать сына столь же крутого, каким был прежний «носитель» черепа. Аналогичным образом закончил византийский император Никифор I, чей череп в виде чаши преподнесли [[Братушки-славяне|болгарскому]] царю Круму.
** Это не такой уж позорный конец, как может показаться: степняки традиционно делали чаши только из черепов '''самых славных''' врагов — и пили из них перед первой брачной ночью с тем, чтобы зачать сына столь же крутого, каким был прежний «носитель» черепа. Аналогичным образом закончил византийский император Никифор I, чей череп в виде чаши преподнесли [[Братушки-славяне|болгарскому]] царю Круму.
* '''[[Владимир Красно Солнышко|Владимир Святославич]]''', он же Вальдимар, он же Владимир Святой, он же Владимир Креститель, он же Володимер Великий (так его называют на Украине), сын Святослава Игоревича и возможный прототип былинного князя Владимира Красное Солнышко<ref>Так зовут князя из былин про богатырей, который является условным собирательным образом правителя. Владимира Святославовича ни один аутентичный древнерусский источник не называет «Красным солнышком». Впрочем, в былины могли просочиться определённые детали, связанные именно с Владимиром Святославичем (ещё до его крещения).</ref>. Так как у него были братья Ярополк (старший сын, князь киевский) и Олег (средний сын, князь древлянский), он успел поучаствовать в междоусобной войне за киевский престол, из которой он вышел победителем<ref>Олег, убегая в погоне от Ярополка, упал в ров с кольями и разбился, и как будто этого было мало, его ещё [[Это ж надо было додуматься|задавили его же дружинники, попадавшие в ров из-за давки на мосту]]. А Ярополк был убит варягом на службе у Владимира.</ref>. Для укрепления Руси провозгласил официальной религией поклонение определённому пантеону богов, который включал: Перуна<ref>Он же Перкунь (Пяркунас) у древних балтов. Вообще, между славянским и балтским язычеством довольно много общего: сказалось, во-первых, происхождение тех и других от одной балто-славянской общности, во-вторых, длительное проживание балтов и славян вместе, порой даже в одних общих поселениях, и использование общих капищ.</ref>, Дажьбога, Стрибога, Мокошь, Симаргла и Хорса<ref>Последние двое по происхождению иранские божества, что может свидетельствовать как о древнем соприкосновении славян с иранской религиозной традицией (такое же соприкосновение было и у финских племён), так и о наличии среди жителей Киева большого количества аланов и других ираноязычных.</ref>. Но народу не понравилось то, что главным богом был княжеский Перун, а простонародного Велеса в пантеон вовсе не включили. К тому же у разных восточнославянских племён пантеон богов различался. Тогда Владимир, ''по легенде'', созвал послов из Волжской Булгарии (мусульмане), находившегося в упадке Хазарского каганата (иудеи), из Западной Европы (будущие [[Справочник автора/Католицизм|католики]]) и из Византии (будущие [[Справочник автора/Православие|православные]]), чтобы сделать славян приверженцами одной-единственной религии, да к тому же авраамической. [[Справочник автора/Ислам|Ислам]] он отверг, потому что, по его словам, жизнь на Руси не может быть без алкоголя; [[Справочник автора/Иудаизм|иудаизм]] — потому что евреи лишились своей родины (также расхожа версия, что и ислам и иудаизм были отвергнуты из-за того, что князя испугала процедура обрезания, но не признаваться же вслух было); католицизм — потому что папа далеко, а много требует. В итоге в 988 г. Русь приняла христианство по византийскому обряду<ref>Точнее, не вся Русь, а только князь и его дружина — как бы ни хотелось православным историкам утверждать обратное. Притом на Руси и без того хватало христиан, обращённых именно византийскими священниками.</ref>. Но, скорее всего, не потому, что она красивая и банально лучше конкурентов, как сообщает Повесть временных лет, а потому что в [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]] тогда маялась незамужняя багрянородная <s>принцесса</s> <s>царевна</s> сестра базилевса Анна, а Владимир был немножко бастардом, вот и поправил престиж династии таким способом<ref>Правда, у тогдашнего базилевса не было сестёр, но это уже мелочи, [[сарказм|не так ли?]] К тому же, брак с багрянорожденной принцессой Владимиру не полагался по статусу (с византийской точки зрения). Но, весьма вероятно, что сестрой базилевса назвали болгарскую царевну, воспитывавшуюся при византийском дворе.</ref>. При том, что до крещения имел [[Полигамия|сразу несколько жён]], а [[наложница|наложниц]], по сообщению Нестора, и вовсе [[Лишние нолики|было 300]]. При этом Ярослава, который в конечном счёте унаследует княжеский титул, Владимиру родила Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода не из рода Рюриковичей, которого Владимир в своё время убил, а Рогнеду взял в жёны насильно. Рогнеда однажды даже попыталась убить Владимира, такой был накал супружеской любви. Дети же от греческой принцессы неизвестны. За крещение Руси Владимир причислен к лику святых и изображён на банкноте в 1 украинскую гривну.
* '''[[Владимир Красно Солнышко|Владимир Святославич]]''', он же Владимир Святой, он же Владимир Креститель, он же Володимир Великий (так его называют на Украине), сын Святослава Игоревича и возможный прототип былинного князя Владимира Красное Солнышко<ref>Так зовут князя из былин про богатырей, который является условным собирательным образом правителя. Владимира Святославовича ни один аутентичный древнерусский источник не называет «Красным солнышком». Впрочем, в былины могли просочиться определённые детали, связанные именно с Владимиром Святославичем (ещё до его крещения).</ref>. Так как у него были братья Ярополк (старший сын, князь киевский) и Олег (средний сын, князь древлянский), он успел поучаствовать в междоусобной войне за киевский престол, из которой он вышел победителем<ref>Олег, убегая в погоне от Ярополка, упал в ров с кольями и разбился, и как будто этого было мало, его ещё [[Это ж надо было додуматься|задавили его же дружинники, попадавшие в ров из-за давки на мосту]]. А Ярополк был убит варягом на службе у Владимира.</ref>. Для укрепления Руси провозгласил официальной религией поклонение определённому пантеону богов, который включал: Перуна<ref>Он же Перкунь (Пяркунас) у древних балтов. Вообще, между славянским и балтским язычеством довольно много общего: сказалось, во-первых, происхождение тех и других от одной балто-славянской общности, во-вторых, длительное проживание балтов и славян вместе, порой даже в одних общих поселениях, и использование общих капищ.</ref>, Дажьбога, Стрибога, Мокошь, Симаргла и Хорса<ref>Последние двое по происхождению иранские божества, что может свидетельствовать как о древнем соприкосновении славян с иранской религиозной традицией (такое же соприкосновение было и у финских племён), так и о наличии среди жителей Киева большого количества аланов и других ираноязычных.</ref>. Но народу не понравилось то, что главным богом был княжеский Перун, а простонародного Велеса в пантеон вовсе не включили. К тому же у разных восточнославянских племён пантеон богов различался. Тогда Владимир, ''по легенде'', созвал послов из Волжской Булгарии (мусульмане), находившегося в упадке Хазарского каганата (иудеи), из Западной Европы (будущие [[Справочник автора/Католицизм|католики]]) и из Византии (будущие [[Справочник автора/Православие|православные]]), чтобы сделать славян приверженцами одной-единственной религии, да к тому же авраамической. [[Справочник автора/Ислам|Ислам]] он отверг, потому что, по его словам, жизнь на Руси не может быть без алкоголя; [[Справочник автора/Иудаизм|иудаизм]] — потому что евреи лишились своей родины (также расхожа версия, что и ислам и иудаизм были отвергнуты из-за того, что князя испугала процедура обрезания, но не признаваться же вслух было); католицизм — потому что папа далеко, а много требует. В итоге в 988 г. Русь приняла христианство по византийскому обряду<ref>Точнее, не вся Русь, а только князь и его дружина — как бы ни хотелось православным историкам утверждать обратное. Притом на Руси и без того хватало христиан, обращённых именно византийскими священниками.</ref>. Но, скорее всего, не потому, что она красивая и банально лучше конкурентов, как сообщает Повесть временных лет, а потому что в [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]] тогда маялась незамужняя багрянородная <s>принцесса</s> <s>царевна</s> сестра базилевса Анна, а Владимир был немножко бастардом, вот и поправил престиж династии таким способом<ref>Правда, у тогдашнего базилевса не было сестёр, но это уже мелочи, [[сарказм|не так ли?]] К тому же, брак с багрянорожденной принцессой Владимиру не полагался по статусу (с византийской точки зрения). Но, весьма вероятно, что сестрой базилевса назвали болгарскую царевну, воспитывавшуюся при византийском дворе.</ref>. При том, что до крещения имел [[Полигамия|сразу несколько жён]], а [[наложница|наложниц]], по сообщению Нестора, и вовсе [[Лишние нолики|было 300]]. При этом Ярослава, который в конечном счёте унаследует княжеский титул, Владимиру родила Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода не из рода Рюриковичей, которого Владимир в своё время убил, а Рогнеду взял в жёны насильно. Рогнеда однажды даже попыталась убить Владимира, такой был накал супружеской любви. Дети же от греческой принцессы неизвестны. За крещение Руси Владимир причислен к лику святых и изображён на банкноте в 1 украинскую гривну.
* ''Борис и Глеб'', родные братья и сыновья Владимира Святославича. Первые канонизированные русские святые, небесные покровители Русской земли. Были убиты «киллерами» на службе у Святополка<ref>Со времён Ярослава Мудрого так гласит официальная версия. На деле их смерть была выгодна всем остальным братьям и убить их мог любой, ныне [[Смердяковщина|в силу определённых причин]], часто виновником называют самого Ярослава.</ref>: Борис во время молитвы перед сном в своём шатре, а Глеба на пути в Киев, причём сразу же после того, как Глеб узнал об убийстве брата. Бориса всеми силами защищал крещёный [[Гуляш и чардаш|угрин]] Дьёдрь, за что и поплатился жизнью, зато тоже причислен к лику святых. Также от рук убийц погиб повар Глеба, чьё имя не сохранилось, принадлежавший к тюркскому племени торков.
* ''Борис и Глеб'', родные братья и сыновья Владимира Святославича. Первые канонизированные русские святые, небесные покровители Русской земли. Были убиты «киллерами» на службе у Святополка<ref>Со времён Ярослава Мудрого так гласит официальная версия. На деле их смерть была выгодна всем остальным братьям и убить их мог любой, ныне [[Смердяковщина|в силу определённых причин]], часто виновником называют самого Ярослава.</ref>: Борис во время молитвы перед сном в своём шатре, а Глеба на пути в Киев, причём сразу же после того, как Глеб узнал об убийстве брата. Бориса всеми силами защищал крещёный [[Гуляш и чардаш|угрин]] Георгий, за что и поплатился жизнью, зато тоже причислен к лику святых. Также от рук убийц погиб повар Глеба, чьё имя не сохранилось, принадлежавший к тюркскому племени торков.
* '''Ярослав Мудрый''', он же Ярицлейв Скупой (правил в 1018—54 с перерывом), сын Владимира и Рогнеды. После смерти Владимира на Руси опять наступил политический срач по поводу киевского трона. Из-за желания узурпировать власть [[Злой король|Святополк Окаянный]], старший сын Владимира Святославича (по другой, но довольно распространённой версии — таки Ярополка, якобы жена Ярополка была беременна, когда Владимир забрал её к себе.), и убил Бориса и Глеба. Но тут в дело вмешался Ярослав, очередной сынишка Владимира Святославича, и решил дать ответный удар, так как тоже боялся за свою жизнь. По сути, повторил в третий раз уже традиционный сценарий: новгородская рать с участием варягов берёт Киев и сажает новгородского князя в качестве киевского<ref>В сущности, так выражалась борьба двух основных центров Руси за главенство. Впрочем, новгородцы все три раза ничего особо хорошего от этого не получали. Великие князья неизменно предпочитали более удобный, тёплый и богатый Киев неспокойному и излишне самостоятельному Новгороду.</ref>. После грандиозной победы над Святополком и окончательного объединения Руси (за исключением Полоцкого (Изяслав, потом его сын Брячислав) и Тмутараканского княжеств (правил Мстислав), но их князья особо не вылазили из своих земель и Ярослав не имел к ним претензий, да и наследником Мстислава был сам Ярослав) Ярослав начал править в Киеве. Он оказался [[капитан очевидность|мудрым]] и прогрессивным правителем. Он построил Софийский собор в Киеве, поощрял развитие письменности и грамоты на Руси, а его дочери вышли замуж за разных европейских королей. Наиболее известна история о Анне Ярославне, вышедшей замуж за короля Франции Генриха I. Совсем недавно Ярослав также был причислен к лику святых. Изображён на банкнотах: помимо украинской, достоинством две гривны и на российской (пускай и в виде памятника в Ярославле), достоинством в 1000 рублей<ref>Ещё недавно в Софии Киевской установили новую реконструкцию его внешности в виде голограммы. И несмотря на то, что представленный на ней Ярослав практически ничем не отличается от Ярослава от реконструкции Герасимова за исключением отсутствия бороды (хотя борода у Ярослава есть на его личной печати, обнаруженной в 1994 году в Новгороде), украинские СМИ подняли на этом нехилый хайп в духе «совково-москальские учёные фальсифицируют нашу, украинскую историю в лице нашего, украинского князя Ярослава!!1» Но даже без учёта этого националистического бреда проект весьма интересный и заслуживает внимания.</ref>.
* '''Ярослав Мудрый''', он же Ярицлейв Скупой (правил в 1018—54 с перерывом), сын Владимира и Рогнеды. После смерти Владимира на Руси опять наступил политический срач по поводу киевского трона. Из-за желания узурпировать власть [[Злой король|Святополк Окаянный]], старший сын Владимира Святославича (по другой, но довольно распространённой версии — таки Ярополка, якобы жена Ярополка была беременна, когда Владимир забрал её к себе.), и убил Бориса и Глеба. Но тут в дело вмешался Ярослав, очередной сынишка Владимира Святославича, и решил дать ответный удар, так как тоже боялся за свою жизнь. По сути, повторил в третий раз уже традиционный сценарий: новгородская рать с участием варягов берёт Киев и сажает новгородского князя в качестве киевского<ref>В сущности, так выражалась борьба двух основных центров Руси за главенство. Впрочем, новгородцы все три раза ничего особо хорошего от этого не получали. Великие князья неизменно предпочитали более удобный, тёплый и богатый Киев неспокойному и излишне самостоятельному Новгороду.</ref>. После грандиозной победы над Святополком и окончательного объединения Руси (за исключением Полоцкого (Изяслав, потом его сын Брячислав) и Тмутараканского княжеств (правил Мстислав), но их князья особо не вылазили из своих земель и Ярослав не имел к ним претензий, да и наследником Мстислава был сам Ярослав) Ярослав начал править в Киеве. Он оказался [[капитан очевидность|мудрым]] и прогрессивным правителем. Он построил Софийский собор в Киеве, поощрял развитие письменности и грамоты на Руси, а его дочери вышли замуж за разных европейских королей. Наиболее известна история о Анне Ярославне, вышедшей замуж за короля Франции Генриха I. Совсем недавно Ярослав также был причислен к лику святых. Изображён на банкнотах: помимо украинской, достоинством две гривны и на российской (пускай и в виде памятника в Ярославле), достоинством в 1000 рублей<ref>Ещё недавно в Софии Киевской установили новую реконструкцию его внешности в виде голограммы. И несмотря на то, что представленный на ней Ярослав практически ничем не отличается от Ярослава от реконструкции Герасимова за исключением отсутствия бороды (хотя борода у Ярослава есть на его личной печати, обнаруженной в 1994 году в Новгороде), украинские СМИ подняли на этом нехилый хайп в духе «совково-москальские учёные фальсифицируют нашу, украинскую историю в лице нашего, украинского князя Ярослава!!1» Но даже без учёта этого националистического бреда проект весьма интересный и заслуживает внимания.</ref>.
* После Ярослава два поколения во главе Руси стоял [[триумвират]] из Киевского, Черниговского и Переяславского князей. Самым интересным событием той эпохи было их противостояние с полоцким князем Всеславом Чародеем, внуком Изяслава, который даже смог некоторое время поправить Киевом.
* После Ярослава два поколения во главе Руси стоял [[триумвират]] из Киевского, Черниговского и Переяславского князей. Самым интересным событием той эпохи было их противостояние с полоцким князем Всеславом Чародеем, внуком Изяслава, который даже смог некоторое время поправить Киевом.
Строка 93: Строка 94:
=== Другие интересные личности ===
=== Другие интересные личности ===
* [[Три богатыря]]: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Подробнее — в статье [[Богатыри и чудища лесные]].
* [[Три богатыря]]: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Подробнее — в статье [[Богатыри и чудища лесные]].
** Судя по всему, основаны на реальных личностях, хотя сильно приукрашенных и вообще не живших одновременно. Реальный Добрыня, к слову, — дядя и воспитатель Владимира Красно Солнышко, то есть старше его, и подвиги его были скорее из области подавления княжьих соперников огнём и мечом. От прототипа былинного Ильи Муромца, Ильи Чеботка, остались мощи, и судя по скелету у него действительно был паралич ног, а руки были очень сильные. Всё что известно про прототипа Алёши Поповича — звали его Александр, и погиб он в битве при Калке воюя против монгольского войска. Возраст на момент смерти не известен, но будучи ребёнком он мог вполне увидеть уже старого Илью Чеботка, ушедшего на покой и проживающего в монастыре.
** Судя по всему, основаны на реальных личностях, хотя сильно приукрашенных и вообще не живших одновременно. Реальный Добрыня, к слову, — дядя и воспитатель Владимира Красно Солнышко, то есть старше его, и подвиги его были скорее из области подавления княжьих соперников огнём и мечом. От Ильи Муромца остались реальные мощи, и судя по скелету у него действительно был паралич ног, а руки были очень сильные. Всё что известно про прототипа Алёши Поповича — звали его Александр, и погиб он в битве при Калке воюя против монгольского войска. Возраст на момент смерти не известен, но будучи ребёнком он мог вполне увидеть уже старого Илью Муромца, ушедшего на покой и проживающего в монастыре.
* Вадим — новгородец, судя по всему, местный князь, который восстал против княжения Рюрика, но восстание было подавлено, и вскоре о нём забыли.
* Вадим — новгородец, судя по всему, местный князь, который восстал против княжения Рюрика, но восстание было подавлено, и вскоре о нём забыли.
** Лермонтов и Пушкин очень интересовались его судьбой, но одноимённый роман Лермонтова не имеет к нему никакого отношения. В XVIII в. этой темой интересовалась [[Екатерина II]] и написала либретто для оперы. Весьма немало к популяризации Вадима-Новгородца приложила руку мама [[Волкодав]]а М. Семёнова.
** Лермонтов и Пушкин очень интересовались его судьбой, но одноимённый роман Лермонтова не имеет к нему никакого отношения. В XVIII в. этой темой интересовалась [[Екатерина II]] и написала либретто для оперы. Весьма немало к популяризации Вадима-Новгородца приложила руку мама [[Волкодав]]а М. Семёнова.
Строка 112: Строка 113:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Одно из главнейших произведений данной эпохи — «[[Слово о полку Игореве]]». Эта поэма упоминает о неудачном походе Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, на половцев. На первый взгляд может показаться, что это просто эпическая поэма про очередной махач половцев и русичей. Нет! Автор поэмы таким образом пытается призвать русских князей объединиться против общего врага. Однако в своё время это творение не было воспринято таким образом. [[Ордынское иго|Конец немного предсказуем…]]
* Одно из главнейших произведений данной эпохи — «[[Слово о полку Игореве]]». Эта повесть упоминает о неудачном походе Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, на половцев. На первый взгляд может показаться, что это просто книжка про очередной махач половцев и русичей. НЕТ. Автор книги таким образом пытается призвать русских князей объединиться против общего врага. Однако в своё время это творение не было воспринято таким образом. [[Ордынское иго|Конец немного предсказуем…]]
** Вообще это уже следующая эпоха. Но это наиболее значимое художественное произведение из максимально близких к временам сабжа.
** Вообще это уже следующая эпоха. Но это наиболее значимое художественное произведение из максимально близких к временам сабжа.
** И опера Бородина «Князь Игорь» по мотивам. А также песня А. Городницкого «Кончаковна» (Мой конвойный захрапел и дышит ровно).
** И опера Бородина «Князь Игорь» по мотивам. А также песня А. Городницкого «Кончаковна» (Мой конвойный захрапел и дышит ровно).
** А также «Давняя песня» Евгения Лукина (Что ты, княже, говоpил, когда солнце меpкло?).
** А также «Давняя песня» Евгения Лукина (Что ты, княже, говоpил, когда солнце меpкло?).
* М. Н. Загоскин, «Аскольдова могила» (и опера по роману).
* М. Н. Загоскин, «Аскольдова могила» (и опера по роману).
* Украинский классик Иван Франко, «Захар Беркут» — о борьбе горцев Карпат против монгольского нашествия. Двоеверие с уклоном в язычество, мифологические сюжеты, борьба традиционного вечевого уклада против княжеской власти и прочие атрибуты эпохи — во все поля.
* Украинский классик Иван Франко, «Захар Беркут» — о борьбе жителей Карпат против монгольского нашествия. Двоеверие с уклоном в язычество, мифологические сюжеты, борьба традиционного вечевого уклада против княжеской власти и прочие атрибуты эпохи — во все поля.
** Есть две экранизации — старая советская (1971) и новая украинская (2019). Обе неплохие, хотя в украинской, по мнению автора правки, переборщили с приглашенными актёрами, которые, видимо, думали, что снимаются в каком-то фэнтези.
** Есть две экранизации — старая советская (1971) и новая украинская (2019). Обе неплохие, хотя в украинской, по мнению автора правки, переборщили с приглашенными актерами, которые, видимо, думали, что снимаются в каком-то фэнтези.
* Украинский писатель Павло Загребельный, роман «Чудо» («Диво») — периоды правления князя Владимира (раскрывается тема крещения Руси) и князя Ярослава (объединение Руси и возведение Софийского Собора в Киеве).
* Украинский писатель Павел Загребельный, роман «Диво» (рус. «Чудо») — периоды правления князя Владимира (раскрывается тема крещения Руси) и князя Ярослава (объединение Руси и возведение Софийского Собора в Киеве).
* В. Иванов, роман «Русь изначальная» (1967 г.). Действие происходит в то же время, что и в «Детстве Ратибора». И вообще Ратибор является героем и книги, и фильма.
* В. Иванов, роман «Русь изначальная» (1967 г.). Действие происходит в то же время, что и в «Детстве Ратибора». И вообще Ратибор является героем и книги, и фильма.
** Тогда уж «Русь великая» (XI век). «Русь изначальная» — это VI век, о Руси (тем паче Киевской) как государстве там речи нет — так, начало объединения родов-племён против степняков. (И тем более никакого захвата Константинополя, как в экранизации.)
** Тогда уж «Русь великая» (XI век). «Русь изначальная» — это VI век, о Руси (тем паче Киевской) как государстве там речи нет — так, начало объединения родов-племён против степняков. (И тем более никакого захвата Константинополя, как в экранизации.)
Строка 129: Строка 130:
** Вариант того же сеттинга, но [[Темнее и острее]] — «Меч мёртвых» в соавторстве с А.Константиновым. Те же места, те же люди, но благородства и доброты в героях заметно убыло.
** Вариант того же сеттинга, но [[Темнее и острее]] — «Меч мёртвых» в соавторстве с А.Константиновым. Те же места, те же люди, но благородства и доброты в героях заметно убыло.
* Екатерина Некрасова, повесть «Когда воротимся мы в Портленд». Современный попаданец на Русь начала 13 в. Осторожно, {{spoiler|слэш}}!
* Екатерина Некрасова, повесть «Когда воротимся мы в Портленд». Современный попаданец на Русь начала 13 в. Осторожно, {{spoiler|слэш}}!
* [[Александр Рудазов]], [[Преданья (серия книг)|трилогия Преданий]] — Русь времён Всеволода Большое Гнездо как поле битвы с [[Тёмный Властелин|Кащеем]] и нечистью, созванной им со всех краёв от Болгарии до Сибири. Мифология пригнана в строку не только отечественная: на стороне людей сражаются не только Илья Муромец и Василий Буслаев, но и амазонки (во главе, однако, с вполне сказочной царицей Синеглазкой), и башкирская конница во главе с Акъял-батыром, и рыцарь Бэв д’Антон (Бова Королевич с позднерусских лубков), а на стороне [[Кощей Бессмертный|Кащея]], помимо привычных [[Баба-Яга|Бабы-Яги]], [[Соловей-разбойник|Соловья Рахмановича по прозвищу Разбойник]] и [[Змей Горыныч|Змея Горыныча]] — кавказский сатир-людоед Очокочи, болгарский Великий Тодор, калмыцкий рогатый хан (под именем, однако, былинного Калина), скандинавский хримтурс Карачун и даже хеттский бог Кумарби.
* [[Метавселенная Рудазова]] — Русь времён Всеволода Большое Гнездо как поле битвы с [[Тёмный Властелин|Кащеем]] и нечистью, созванной им со всех краёв от Болгарии до Сибири. Мифология пригнана в строку не только отечественная: на стороне людей сражаются не только Илья Муромец и Василий Буслаев, но и амазонки (во главе, однако, с вполне сказочной царицей Синеглазкой), и башкирская конница во главе с Акъял-батыром, и рыцарь Бэв д’Антон (Бова Королевич с позднерусских лубков), а на стороне [[Кощей Бессмертный|Кащея]], помимо привычных [[Баба-Яга|Бабы-Яги]], [[Соловей-разбойник|Соловья Рахмановича по прозвищу Разбойник]] и [[Змей Горыныч|Змея Горыныча]] — кавказский сатир-людоед Очокочи, болгарский Великий Тодор, калмыцкий рогатый хан (под именем, однако, былинного Калина), скандинавский хримтурс Карачун и даже хеттский бог Кумарби.
* [[Михаил Успенский]], трилогия «[[Приключения Жихаря]]». Вместо русских земель там — [[СФК|родина Жихаря Многоборье]] и владения соседних племен: кривлян, подлян, будетлян, земледельцев баклажан, рыболовов лабардан, разбойников уркаган, быстроногих стрекачей, гораздых лечить скотину ветврачей, и т. д. (Кривляне и подляне — насмешка над названиями реальных кривичей и полян. Будетляне — самоназвание первых русских футуристов, среди которых были Велимир Хлебников и Владимир Маяковский.)
* Михаил Успенский: Трилогия «Приключения Жихаря». Вместо русских земель там — родина Жихаря Многоборье и владения соседних племен: кривлян, подлян, будетлян, земледельцев баклажан, рыболовов лабардан, разбойников уркаган, быстроногих стрекачей, гораздых лечить скотину ветврачей, и т. д. (Кривляне и подляне — насмешка над названиями реальных кривичей и полян. Будетляне — самоназвание первых русских футуристов, среди которых были Велимир Хлебников и Владимир Маяковский.)
* [[Сергей Лукьяненко]] и Юлий Буркин, «Остров Русь». [[С прикрученным фитильком]]: {{spoiler| в финале оказывается, что Русь — колония реконструкторов в [[Чёрный континент|Африке]], чудища лесные — наведенные этномагическим полем глюки, а главный герой — и вовсе негр.}}
* Сергей Лукьяненко и Юлий Буркин, «Остров Русь». [[С прикрученным фитильком]]: {{spoiler| в финале оказывается, что Русь — колония реконструкторов в [[Чёрный континент|Африке]], чудища лесные — наведенные этномагическим полем глюки, а главный герой — и вовсе негр.}}
* Руслан Мельников, цикл «Чёрная кость». Главный герой — толмач при Угриме, князе Ищерском. Несмотря на то, что в предисловии заявлено, что это не наш мир, и все аллюзии на реальных исторических личностей совершенно случайны, описание традиций, оружия, манеры боя максимально достоверны. Чудищ лесных нет, зато есть Кощей.
* Руслан Мельников, цикл «Чёрная кость». Главный герой — толмач при Угриме, князе Ищерском. Несмотря на то, что в предисловии заявлено, что это не наш мир, и все аллюзии на реальных исторических личностей совершенно случайны, описание традиций, оружия, манеры боя максимально достоверны. Чудищ лесных нет, зато есть Кощей.
* [[Макс Фрай]] — народ страмослябов, [[пародия]] на славян с самыми гнусными чертами (типа Узорной Мазаницы — чем мажутся, угадайте сами). Правда, не на аутентичных славян, а на рядящихся под них [[неоязычник]]ов. Да и народ это искусственно выведенный, не сам до жизни такой дошёл.
* [[Макс Фрай]] — народ страмослябов, [[пародия]] на славян с самыми гнусными чертами (типа Узорной Мазаницы — чем мажутся, угадайте сами). Правда, они больше напоминают пародию на неоязычников. Да и народ это искусственно выведенный, не сам до жизни такой дошёл.
* Василий Головачёв, «Тень Люциферова крыла»: один из параллельных миров, посещённых главными героями, под названием Свентана, напоминает Киевскую Русь. Правит ею сильный маг-князь Данила по прозвищу «Яросвет». А ещё там живёт [[Баба-Яга]].
* Василий Головачёв, «Тень Люциферова крыла»: один из параллельных миров, посещённых главными героями, под названием Свентана, напоминает Киевскую Русь. Правит ею сильный маг-князь Данила по прозвищу «Яросвет». А ещё там живёт [[Баба-Яга]].
** Свентану, Яросвета и некоторые имена позаимствовал у эзотерика Д. Андреева (сына писателя Л. Андреева). В его «[[Роза Мира|Розе Мира]]» Яросвет и Свента Звентана — эгрегоры восточнославянской цивилизации.
** Свентану, Яросвета и некоторые имена позаимствовал у эзотерика Д. Андреева (сына писателя Л. Андреева). В его «[[Роза Мира|Розе Мира]]» Яросвет и Свента Звентана — эгрегоры восточнославянской цивилизации.
Строка 153: Строка 154:


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Мультфильм Романа Давыдова «Детство Ратибора», где подробно и очень трагично описана жизнь восточных славян в VI веке и детство Ратибора, будущего протагониста «Руси Изначальной». Также Давыдов снял «Лебедей Непрядвы» (о Куликовской битве, выглядит, как экранизация какого-нибудь сражения из «[[Сильмариллион]]а») и «Василису Микулишну» по мотивам былин.
* Мультфильм Романа Давыдова «Детство Ратибора», где подробно и очень трагично описана жизнь восточных славян в VI веке и детство Ратибора, будущего протагониста «Руси Изначальной». Также Давыдов снял «Лебеди Непрядвы» (о Куликовской битве, выглядит, как экранизация какого-нибудь сражения из «[[Сильмариллион]]а») и «Василису Микулишну» по мотивам былин.
* Серия мультфильмов студии «Киевнаучфильм» Нины Василенко: «Мальчик с уздечкой» (X век, осада Киева печенегами), «Никита Кожемяка» (сражение с кочевниками, XI век), «Сказание об Игоревом походе» («Слово о полку Игореве»).
* Серия мультфильмов студии «Киевнаучфильм» Нины Василенко: «Мальчик с уздечкой» (X век, осада Киева печенегами), «Никита Кожемяка» (сражение с кочевниками, XI век), «Сказание об Игоревом походе» («Слово о полку Игореве»).
* Мультфильм «Князь Владимир» 2006 года. В фильме две сюжетных линии — борьба за власть на Руси между Владимиром и Ярополком (Олег уже к тому времени погиб) и приключения мальчика Алекши, познающего новую религию — христианство.
* Мультфильм «Князь Владимир» 2006 года. В фильме две сюжетных линии — борьба за власть на Руси между Владимиром и Ярополком (Олег уже к тому времени погиб) и приключения мальчика Алекши, познающего новую религию — христианство.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!