Редактирование: Древняя Русь
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{video|6ZEcTy9g4kc|}} | |||
{{Q|Гой еси! [т. е. ''«будь здоров!»'']|Традиционное древнерусское приветствие}} | {{Q|Гой еси! [т. е. ''«будь здоров!»'']|Традиционное древнерусское приветствие}} | ||
Древняя<ref>На деле это Средневековье — хоть эпоха Древнего Мира в России и была, но, кроме греческих колоний на Дону и Кубани, скифов, венедов и финно-угорских племён, упоминать тут нечего — влияние той эпохи на культуру крайне мало.</ref> Русь — исторический период в истории России, длившийся примерно в VIII—XIII вв. (с первых более-менее достоверных сведений о государственности восточных славян до [[ордынское иго|монгольского нашествия]], которое началось в 1221 г.). Если применять традиционную западную терминологию, то это примерно [[Средневековье|самый конец Ранних Средних веков и Высокое Средневековье]]. Что мы представляем, когда слышим слово «Русь»? Представляем богатырей, княжон, [[Змей Горыныч|Змея Горыныча]], непроходимые леса, половцев-да-печенегов, крестьян в кокошниках и лаптях, скоморохов, Крещение Руси. В меньшей степени — библиотеку Ярослава Мудрого, варягов, Бориса и Глеба, курганы князей и воевод. | Древняя<ref>На деле это Средневековье — хоть эпоха Древнего Мира в России и была, но, кроме греческих колоний на Дону и Кубани, скифов, венедов и финно-угорских племён, упоминать тут нечего — влияние той эпохи на культуру крайне мало.</ref> Русь — исторический период в истории России, длившийся примерно в VIII—XIII вв. (с первых более-менее достоверных сведений о государственности восточных славян до [[ордынское иго|монгольского нашествия]], которое началось в 1221 г.). Если применять традиционную западную терминологию, то это примерно [[Средневековье|самый конец Ранних Средних веков и Высокое Средневековье]]. Что мы представляем, когда слышим слово «Русь»? Представляем богатырей, княжон, [[Змей Горыныч|Змея Горыныча]], непроходимые леса, половцев-да-печенегов, крестьян в кокошниках и лаптях, скоморохов, Крещение Руси. В меньшей степени — библиотеку Ярослава Мудрого, варягов, Бориса и Глеба, курганы князей и воевод. | ||
Строка 93: | Строка 94: | ||
=== Другие интересные личности === | === Другие интересные личности === | ||
* [[Три богатыря]]: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Подробнее — в статье [[Богатыри и чудища лесные]]. | * [[Три богатыря]]: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Подробнее — в статье [[Богатыри и чудища лесные]]. | ||
** Судя по всему, основаны на реальных личностях, хотя сильно приукрашенных и вообще не живших одновременно. Реальный Добрыня, к слову, — дядя и воспитатель Владимира Красно Солнышко, то есть старше его, и подвиги его были скорее из области подавления княжьих соперников огнём и мечом. От | ** Судя по всему, основаны на реальных личностях, хотя сильно приукрашенных и вообще не живших одновременно. Реальный Добрыня, к слову, — дядя и воспитатель Владимира Красно Солнышко, то есть старше его, и подвиги его были скорее из области подавления княжьих соперников огнём и мечом. От Ильи Муромца остались реальные мощи, и судя по скелету у него действительно был паралич ног, а руки были очень сильные. Всё что известно про прототипа Алёши Поповича — звали его Александр, и погиб он в битве при Калке воюя против монгольского войска. Возраст на момент смерти не известен, но будучи ребёнком он мог вполне увидеть уже старого Илью Муромца, ушедшего на покой и проживающего в монастыре. | ||
* Вадим — новгородец, судя по всему, местный князь, который восстал против княжения Рюрика, но восстание было подавлено, и вскоре о нём забыли. | * Вадим — новгородец, судя по всему, местный князь, который восстал против княжения Рюрика, но восстание было подавлено, и вскоре о нём забыли. | ||
** Лермонтов и Пушкин очень интересовались его судьбой, но одноимённый роман Лермонтова не имеет к нему никакого отношения. В XVIII в. этой темой интересовалась [[Екатерина II]] и написала либретто для оперы. Весьма немало к популяризации Вадима-Новгородца приложила руку мама [[Волкодав]]а М. Семёнова. | ** Лермонтов и Пушкин очень интересовались его судьбой, но одноимённый роман Лермонтова не имеет к нему никакого отношения. В XVIII в. этой темой интересовалась [[Екатерина II]] и написала либретто для оперы. Весьма немало к популяризации Вадима-Новгородца приложила руку мама [[Волкодав]]а М. Семёнова. | ||
Строка 129: | Строка 130: | ||
** Вариант того же сеттинга, но [[Темнее и острее]] — «Меч мёртвых» в соавторстве с А.Константиновым. Те же места, те же люди, но благородства и доброты в героях заметно убыло. | ** Вариант того же сеттинга, но [[Темнее и острее]] — «Меч мёртвых» в соавторстве с А.Константиновым. Те же места, те же люди, но благородства и доброты в героях заметно убыло. | ||
* Екатерина Некрасова, повесть «Когда воротимся мы в Портленд». Современный попаданец на Русь начала 13 в. Осторожно, {{spoiler|слэш}}! | * Екатерина Некрасова, повесть «Когда воротимся мы в Портленд». Современный попаданец на Русь начала 13 в. Осторожно, {{spoiler|слэш}}! | ||
* [[ | * [[Метавселенная Рудазова]] — Русь времён Всеволода Большое Гнездо как поле битвы с [[Тёмный Властелин|Кащеем]] и нечистью, созванной им со всех краёв от Болгарии до Сибири. Мифология пригнана в строку не только отечественная: на стороне людей сражаются не только Илья Муромец и Василий Буслаев, но и амазонки (во главе, однако, с вполне сказочной царицей Синеглазкой), и башкирская конница во главе с Акъял-батыром, и рыцарь Бэв д’Антон (Бова Королевич с позднерусских лубков), а на стороне [[Кощей Бессмертный|Кащея]], помимо привычных [[Баба-Яга|Бабы-Яги]], [[Соловей-разбойник|Соловья Рахмановича по прозвищу Разбойник]] и [[Змей Горыныч|Змея Горыныча]] — кавказский сатир-людоед Очокочи, болгарский Великий Тодор, калмыцкий рогатый хан (под именем, однако, былинного Калина), скандинавский хримтурс Карачун и даже хеттский бог Кумарби. | ||
* | * Михаил Успенский: Трилогия «Приключения Жихаря». Вместо русских земель там — родина Жихаря Многоборье и владения соседних племен: кривлян, подлян, будетлян, земледельцев баклажан, рыболовов лабардан, разбойников уркаган, быстроногих стрекачей, гораздых лечить скотину ветврачей, и т. д. (Кривляне и подляне — насмешка над названиями реальных кривичей и полян. Будетляне — самоназвание первых русских футуристов, среди которых были Велимир Хлебников и Владимир Маяковский.) | ||
* | * Сергей Лукьяненко и Юлий Буркин, «Остров Русь». [[С прикрученным фитильком]]: {{spoiler| в финале оказывается, что Русь — колония реконструкторов в [[Чёрный континент|Африке]], чудища лесные — наведенные этномагическим полем глюки, а главный герой — и вовсе негр.}} | ||
* Руслан Мельников, цикл «Чёрная кость». Главный герой — толмач при Угриме, князе Ищерском. Несмотря на то, что в предисловии заявлено, что это не наш мир, и все аллюзии на реальных исторических личностей совершенно случайны, описание традиций, оружия, манеры боя максимально достоверны. Чудищ лесных нет, зато есть Кощей. | * Руслан Мельников, цикл «Чёрная кость». Главный герой — толмач при Угриме, князе Ищерском. Несмотря на то, что в предисловии заявлено, что это не наш мир, и все аллюзии на реальных исторических личностей совершенно случайны, описание традиций, оружия, манеры боя максимально достоверны. Чудищ лесных нет, зато есть Кощей. | ||
* [[Макс Фрай]] — народ страмослябов, [[пародия]] на славян с самыми гнусными чертами (типа Узорной Мазаницы — чем мажутся, угадайте сами). Правда, | * [[Макс Фрай]] — народ страмослябов, [[пародия]] на славян с самыми гнусными чертами (типа Узорной Мазаницы — чем мажутся, угадайте сами). Правда, они больше напоминают пародию на неоязычников. Да и народ это искусственно выведенный, не сам до жизни такой дошёл. | ||
* Василий Головачёв, «Тень Люциферова крыла»: один из параллельных миров, посещённых главными героями, под названием Свентана, напоминает Киевскую Русь. Правит ею сильный маг-князь Данила по прозвищу «Яросвет». А ещё там живёт [[Баба-Яга]]. | * Василий Головачёв, «Тень Люциферова крыла»: один из параллельных миров, посещённых главными героями, под названием Свентана, напоминает Киевскую Русь. Правит ею сильный маг-князь Данила по прозвищу «Яросвет». А ещё там живёт [[Баба-Яга]]. | ||
** Свентану, Яросвета и некоторые имена позаимствовал у эзотерика Д. Андреева (сына писателя Л. Андреева). В его «[[Роза Мира|Розе Мира]]» Яросвет и Свента Звентана — эгрегоры восточнославянской цивилизации. | ** Свентану, Яросвета и некоторые имена позаимствовал у эзотерика Д. Андреева (сына писателя Л. Андреева). В его «[[Роза Мира|Розе Мира]]» Яросвет и Свента Звентана — эгрегоры восточнославянской цивилизации. |